Мафия 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

К ремастерам игр я отношусь спокойно. Я с удовольствием прошёл Call of Duty: Modern Warfare Remastered, Halo: Combat Evolved Anniversary и другие. BioShock Remastered я так и не осилил из-за вылетов. Однако то, что я увидел в ремастере Mafia II ужаснуло меня настолько, что мне захотелось написать развёрнутый обзор всего, что наворотила 2K. Вот, собственно, и он.

В этом обзоре я не буду говорить о том, что разработчики из 2K могли улучшить с точки зрения игрового процесса, а именно: возвращение вырезанных механик, добавление новых, изменения сюжета, добавление новых катсцен или столь всеми любимого режима «Free Ride». Все эти изменения стали бы делать только в случае создания ремейка, который изначально и не заявлялся потому таких ожиданий не было, а следовательно разработчики их и не смогли не оправдать. Здесь я попытаюсь рассказать лишь о том, как 2K облажалась именно с реставрацией этой игры.

Однако перед тем, как рассказать обо всех недостатках, стоит отметить и достоинства переиздания, которые присутствуют. В Definitive Edition действительно были улучшены некоторые модели и появились текстуры в высоком разрешении. Также на консолях заметно улучшилась картинка, по сравнению с версиями для PS3 и Xbox 360 – пропало «мыльцо». Однако, всё это лишь на первый взгляд.

Например, текстуры на PS4, хоть и присутствуют в высоком разрешении, но не всегда работают верно и часто выглядят размыто (так, например, текстуры себя вели в Final Fantasy VII Remake, где они тоже выглядели «мыльными», хотя в файлах игры имели нормальное разрешение).


Стол сделан не из дерева, а из «мыльной» текстуры.

Происходит это и в катсценах, и во время игрового процесса, что ужасно раздражает. Я не знаю, чем это вызвано, но, когда почти все текстуры на предметах выглядят чётко, а именно эта текстура решила выглядеть «мыльно», картинка начинает не нравиться целиком.

Также есть вопросы и к моделям персонажей. Да, они улучшились, теперь у них на лицах можно увидеть даже поры. Но есть проблема — это произошло далеко не у всех персонажей, да и то — только в катсценах. В геймплейные же моменты мы видим всё те же мыльные модельки. А о физике же одежды разработчики похоже вообще не слышали, потому что в игре её попросту нет.


Об анимации речи персонажей я даже говорить не хочу, потому что выглядит она, на сегодняшний день, абсолютно убого, хотя в той же Mafia III анимация речи выглядит уже более или менее хорошо. Да, конечно, это не Mass Effect: Andromeda, но, что мешало сделать их также как и в предыдущей части серии, учитывая присутствие инструментария? Это же реставрация игры, а не натягивание на неё текстур в высоком разрешении.

Есть проблемы и c FPS – когда на PC всё хорошо, на PS4 мы получаем лок на 30 FPS, которые иногда проседают до 10-20 FPS, что говорит ещё и о довольно плохом качестве оптимизации.

Также присутствует и большое количество багов – один из самых раздражающих – неисчезающая анимация сохранения игрового процесса, которая сохраняется даже в катсценах.


Пластинка крутится на экране ещё с прибытия Вито в Нью-Йорк.

Есть и другие проблемы – в версии для PS4 сломаны достижения – игра не передаёт информацию счётчика убийств.


Как видите ровно 0,0% игроков являются обладателями такого простого достижения. И это при том, что многие уже выбили трофей, который выдаётся по завершении игры.

По сути, Mafia II не получила никаких качественных изменений, кроме текстур высокого разрешения, которые работают через раз. Вот и остаётся в Definitive Edition лишь даунгрейд физики и ворох багов. Для меня вопрос лишь один — было ли хоть у кого-нибудь из разработчиков желание делать этот ремастер? Мне кажется, что такого желания не было, иначе все эти недостатки были бы исправлены. Было только желание заработать денег на хайпе вокруг грядущего ремейка первой части. Лучше бы 2K выпустила обычную версию Mafia II в составе всей трилогии в августе. Так хотя бы было бы честнее.

Единственная причина покупать этот ремастер – получить Classic версию Мафии и пройти уже её. Больше, к сожалению, причин нет, ведь Definitive Edition не вернёт вас в 2010 год, когда Mafia II только вышла. Она вернёт вас в суровую реальность, где издатели делают всё, чтобы прямо сейчас заработать как можно больше денег.

Объяснять, почему Mafia — одна из величайших видеоигр в истории, неблагодарное дело. Не потому, что это сложно, просто объяснять, кажется, и нечего. Не сработает даже наша дежурная присказка «если вы ни разу в жизни не видели игр».

Человеку, далекому от индустрии, сложно будет объяснить, чем хорош, например, StarCraft 2, но Mafia говорит со своей аудиторией на универсальном языке и обращается к общеизвестным источникам. Кроме того, как это обычно и случается с гениальными проектами, в этой игре по-чеховски удачно сложилось все — механика, постановка, персонажи, дизайн, музыка… Вряд ли в 2002 году люди из провинциальной чешской студии всерьез собирались сделать интерактивный аналог «Крестного отца». Но именно это у них и получилось.

Лучшим свидетельством их успеха для автора этой статьи является следующая сцена: когда мы в редакции проходили Mafia 2, в один прекрасный момент кого-то угораздило включить случайный радиоприемник на не менее случайной кухне. Сочно хрустнув, динамик начал наигрывать тему из первой «Мафии»… в этот момент все присутствующие как-то вздрогнули. «Неужели прошло восемь лет?» — пронеслось в голове. Подозреваю, что все остальные в ту секунду подумали примерно о том же.

Тихий дон

Эффектных погонь в Mafia 2 не так уж много — две или три штуки на всю игру. Эта — самая запоминающаяся.

Гораздо интереснее другое — почему, при всей очевидности формулы успеха, за все эти годы никто так и не смог сделать чего-то подобного? Была видеоигра по мотивам Scarface, было две неудачных попытки игроизации творчества Марио Пьюзо, но они оказывались в лучшем случае посредственными экшенами и любительскими GTA-клонами. Все формальные условия вроде бы были выполнены — сеттинг, механика, музыкальный стиль, а сверху — еще и дорогущие кинолицензии…

Но одного лишь соблюдения формальностей, конечно, было мало. Illusion Softworks (сегодня — 2K Czech) решали задачу куда более высокого уровня: они старались погрузить игрока как можно более глубоко в придуманный ими мир. С садистской целеустремленностью они заставляли нас проживать все события, которые происходили с главным героем.

Если по сюжету Томми Анджело — таксист, то это означало, что первый уровень мы проведем за рулем кэба, мрачно размышляя о том, что честным трудом во времена Великой депрессии на жизнь не заработаешь. Если нужно было грузить в машину ящики с контрабандой, то нам не показывали ролик, а заставляли на собственном горбу заталкивать груз в кузов. И если в какой-то момент предполагалось, что Томми садится за руль спортивного автомобиля и переквалифицируется в гонщика, — то действие следующего уровня переносилось на трек, где нужно было кровь из носу прийти первым к финишу.

И никого не волновало, что игра вообще-то посвящена мафиозным разборкам, а управлять винтажными автомобилями в сто раз сложнее, чем любым тарантасом из GTA. Босс сказал — нужно выиграть гонку, так что, Томми, заводи мотор и не вякай. Не то медный таз, цемент, тихая, но глубокая заводь и — bella ciao!

С таким подходом можно было не волноваться за то, что сюжет на 90 процентов состоит из штампов, а на 10 — из благоглупостей и отсебятины чешских провинциалов. Illusion Softworks превращали каждую банальную сцену в личный опыт, и от этого она мигом переставала казаться банальной.

Дон, милый дон

Разумеется, ни один экшен с укрытиями не может обойтись без Зала с колоннами.

Mafia 2 работает по тем же самым принципам. Впрочем, сюжет в этот раз стал сложнее и интереснее. Вы наверняка уже в курсе того, как начинается эта история: статный юноша Вито Скалетта возвращается с войны в месячный отпуск. Прямо на вокзале его берет под локоть лучший друг, Джо Барбаро, с которым они в допризывные времена воровали телевизоры, и намекает, что за последние годы познакомился с «нужными людьми», поэтому теперь Вито необязательно возвращаться в армию, стоит только разобраться с парой бумажек. Зато тут, в Эмпайр-Бэй, для него найдется отличная работенка…

Во второй части сценаристы оставили наивные попытки изобразить гангстерскую сагу. Их история куда проще и вместе с тем — реалистичнее. Здесь не будет традиционной ах-я-так-тебе-доверял-битвы с лучшим другом-предателем, не будет даже любовной истории. Вито и Джо — два искренних лоботряса, которые с детства не хотели работать, но хотели зарабатывать. Учитывая итальянское происхождение, лучшее место для них — одна из трех мафиозных семей города.

Мордобой с мясником в разделочном цехе — страшно надуманная, но очень стильная сцена.

И пацаны начинают идти к успеху. Времени у них не так уж много — хотя первую и последнюю миссии разделяет временной промежуток в шесть лет, пять с половиной из них Вито проводит за решеткой (простите, без этого спойлера у нас никак не получится обойтись). Пара недель до ареста, несколько месяцев после — разумеется, за это время они не успеют стать ни донами, ни консильери, ни даже капо. Зато этого вполне достаточно, чтобы попасть в семью, почувствовать на себе все прелести необлагаемых налогами доходов, нажить массу врагов и попасть в такие неприятности, из которых будет всего два выхода, один из которых ведет — снова — к тазику с цементом и тихой заводи.

Разумеется, в деталях все оказывается сложнее: к середине игры у обоих героев появляется масса поводов рыдать в подушку по ночам, а любой ролик к этому времени превратится в калейдоскоп из итальянских фамилий, в которых с непривычки можно запутаться: Аудиторе (чтобы избежать дальнейших спойлеров, все фамилии изменены) торгуют наркотиками, хотя в Организации на это наложен строгий запрет. Челентано знают об их делах, поэтому скоро может начаться война, и неизвестно еще, к кому примкнет семья Чиполлино…

Машины с радостью взрываются, если выстрелить им в бензобак. Имейте в виду — однажды это знание может спасти вам жизнь.

Честно говоря, если в какой-то момент вы не уследите за этой подковерной борьбой — ничего страшного. Главное в Mafia 2 — это то, как развиваются два главных героя на протяжении своей короткой, но насыщенной криминальной биографии. В самом начале от нас требуются сущие мелочи: поколотить пару упрямых портовых рабочих, выкрасть какие-то бумажки из сейфа государственной конторы… Потом — первое заказное убийство, арест, суд, драка с гомосеками в тюремной душевой, протекция криминального авторитета, досрочное освобождение, бордели, ворованные сигареты, томиганы. Джо и Вито сами не успевают заметить, как погоня за легкими денежками превращается в опасную и очень трудную работу. А к тому времени, когда они это поймут, будет уже поздно.

Один из самых показательных эпизодов в сценарии — это день выхода Вито из тюрьмы: прошло шесть лет, на дворе пятидесятые, вместо зимы — лето, военно-патриотические билборды на улицах исчезли, по улицам ездят совсем другие машины, а по радио звучит модный рок-н-ролл. Разработчики и раньше показывали эпизоды из разных половин игры, поэтому мы уже видели оба облика Эмпайр-Бэй, но именно после мучительно долгого эпизода с тюрьмой, оказавшись на свободе, мы вместе с Вито понимаем, что мимо нас прошло целых шесть лет и что мир изменился навсегда.

Призрак дона на холме

Хищного вида профсоюзный босс сначала предлагает Вито потаскать ящики за сущие копейки, но когда узнает, что тот знаком с Джо, то сразу предлагает куда более выгодные условия труда.

Хотя принято считать, что Mafia — это клон GTA, вторая часть решительно опровергает это утверждение. Необязательных заданий здесь практически нет, а те, что есть, вам никто навязывать не будет — к примеру, о том, что в игре можно грабить магазины, автор этого текста узнал только в предпоследней миссии.

По сути, все самое важное и интересное в игре случается в рамках того маршрута, по которому, согласно замыслу разработчиков, должен двигаться игрок. Открытый город не более чем огромных размеров декорация: там, конечно, ездят машины, орут газетчики, скрипят тряпками чистильщики сапог, но настоящей жизни в Эмпайр-Бэй нет. Прохожих не то чтобы много, их лица часто повторяются, и лучшее, на что они способны, — это картинно прижиматься к стене, чтобы не попасть под ваш автомобиль, и неуклюже поскальзываться на льду во время зимних уровней.

Сцена из битвы за Сицилию, конечно, выбивается из общей стилистики, зато помогает очень быстро освоиться с механикой стрельбы.

Зато что творится на миссиях! Еще один секрет успеха Mafia заключается в том, что здесь все время что-то происходит. Спускаясь по лестнице своего дома, вы можете обнаружить полицейских, которые ломятся в чью-то дверь этажом ниже. В следующий раз там может оказаться курящая домохозяйка. Или мертвецки пьяный мужичишка в пельменеобразной кепке. В квартирах, мимо которых вы проходите, слышатся чьи-то трагические вздохи… и это еще до того, как вы выйдете из подъезда и сядете в машину!

Тысячи тысяч мелких деталей превращают топорную историю про двух недалеких бандитов в одну из самых кинематографичных игр современности. Даже стол третьесортного клерка, который появляется на экране ровно на полторы секунды, ни за что не будет пустым — на нем обязательно будут лежать какие-то бумаги или стоять стакан с недопитым кофе. Или вентилятор. А на пустынной парковке вам обязательно встретится какой-нибудь сумасшедший бомж, самозабвенно несущий ахинею.

И снова — авторы хотят, чтобы вы погрузились в этот мирок как можно глубже. Хотя каждая миссия, как правило, в итоге сводится к элементарной перестрелке с укрытиями, этому почти всегда предшествует долгая история, в каждой из которых вы будете участвовать лично. Если сказано, что Вито воевал на Сицилии, то это значит, что первая миссия начнется с операции по свержению режима Муссолини. Если Джо и Вито разгружают грузовик с сигаретами — это значит, что вы нажатием кнопки должны бросать Джо из кузова блоки с куревом. Если надзиратель в тюрьме заставляет драить писсуары, хватайте тряпку — и чтоб блестело. Ну а если Вито по каким-то своим надобностям понадобится пробраться через канализацию — в определенный момент с потолка на него польется что-то зловонное (камера при этом расположена так, словно это что-то льется лично вам в лицо). Будьте уверены, костюм потом останется грязным до конца миссии, а прохожие будут отпускать в вашу сторону едкие комментарии, чтобы вы не забывали, какой же вы вонючий.

Персонажи здесь умирают с должным пафосом, но как-то не очень естественно: игре заметно не хватает физической технологии Euphoria.

Маниакальное внимание к деталям порой заменяет геймдизайнерам 2K Czech фантазию — пускай в игре много одинаковых перестрелок, зато как они обставлены! Всегда в уникальных декорациях, всегда с чем-нибудь разрушаемым: если надо расстрелять в щепки чей-то бар, то будьте уверены — он разлетится именно что в щепки. Ну а если перестрелка происходит, скажем, внутри бара, то там точно будет много хрупких стеклянных предметов.

Все эти мелкие детали, необязательные встречи и случайные эпизоды складываются в очень, очень реалистичную картину. Играть в Mafia 2 — это все равно что смотреть хороший фильм, режиссер которого точно знает, куда вы посмотрите в следующую минуту, и ни на секунду не дает усомниться в реальности происходящего. Разница в том, что игрок лично задействован в каждом узловом событии процесса, и это, как и восемь лет назад, извиняет любые клише и нелепицы, которые могут сорваться с языка героев.

Проклятый старый дон

Про новшества в механике мы уже подробно рассказали в предыдущем номере, но на всякий случай напомним основные моменты. Итак, в перестрелках появилась простая, но функциональная система укрытий. Противники ею тоже радостно пользуются, причем, что радует, они обучены высовываться из укрытий несколькими способами. Стрелять стало удобнее, но никто не говорит, что будет легко: здоровье восстанавливается, но медленно, а умирают герои через полторы пули.

Ездить по городу стало проще — полиция больше не штрафует за проезд на красный свет, да и превышение скорости иногда сходит нам с рук. Зато за теми, кто пытается скрыться с места ДТП, стражи порядка охотятся регулярно. Кроме того, теперь они запоминают раздельно ваши внешние приметы и номер автомобиля, так что, даже если вы угрохаете кучу денег в автомастерской, вас все равно может распознать на перекрестке рядовой полисмен.

В основном тексте мы не стали заострять на этом внимание, но учтите: приставлять пистолет к разным частям тела и размазывать по стенам чужие мозги здесь приходится сплошь и рядом.

Вообще, по ощущениям, Mafia вроде бы стала куда более современной и дружелюбной, но хардкорное прошлое то и дело дает о себе знать — особенно если включить реалистичную физику поведения машин на дорогах. Любая неосторожность, любой самонадеянный шаг («да их там в комнате всего двое осталось, щас я их!») почти наверняка заканчивается провалом миссии, и это раздражает так же сильно, как в 2002 году. Однажды нас сначала заставили проехать через весь центр города, пристроиться там в хвост за машиной одного мафиозного босса, уехать следом за ним на выселки, прокрасться на территорию охраняемого объекта… после чего (а прошло минут двадцать) нас вульгарно облаяла сторожевая собака, засчитали провал, и миссию пришлось проходить с нуля.

Но самое обидное в Mafia 2 — это когда безупречный образ криминального мегаполиса дает трещину, причем в самых неожиданных местах. Почему-то в виртуальном мире, где в дешевых клоповниках не бывает двух одинаковых этажей, все заправщики — на одно лицо. Белокурая девушка-продавщица из магазина одежды воркует с премилым французским акцентом, но вот незадача: бутиков в городе много, а девушка и акцент — одни на всех. Наконец, восхитительные мелодии на радио слишком уж быстро начинают повторяться: учитывая, что радиостанций всего три, и вспоминая, как с этим обстоят дела в той же GTA, — довольно-таки слабый результат.

В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion. Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь — насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную. И когда она подойдет к финалу (а заканчивается Mafia 2 отнюдь не выстрелом и даже не пафосным монологом), вы еще долго будете сидеть перед экраном. А потом поймете: ради таких игр восемь лет ожидания — не срок.

ПЕРЕВОД: Локализация от «1С-СофтКлаб» получилась, скажем так, неровной. Большинство актеров (даже Борис Репетур, который обычно озвучивает всех подряд) идеально соответствуют своим ролям, но некоторые — в особенности главные герои — иногда почему-то срываются, начинают говорить какими-то не своими голосами и путают интонации. Кроме того, речь диджеев на радио почему-то не переведена, поэтому если вы не знаете английского, то сенсационная новость о том, что курение может нанести вред здоровью, пройдет мимо вас.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Даже восемь лет спустя Mafia по-прежнему может схватить игрока за вихры и затащить в свой маленький, но очень детализированный мир, в котором дорого одетые мужчины пьют виски, возят трупы в багажниках, ходят к проституткам и слушают джаз.

Что? Вторая часть главной интерактивной гангстерской саги.

Как? Шесть лет ожидания, полгода переписки, три часа в самолете в Прагу и два — в автобусе в город с чудесным названием Брно.

Если в порядке эксперимента скормить поисковой системе Google слово «Mafia», то быстро выяснится, что вся первая страница результатов полностью посвящена компьютерной игре Mafia: The City of Lost Heaven, а вовсе не специализированным мафиозным ресурсам, как можно было бы предположить. Mafia для интерактивных развлечений означает примерно то же самое, что кинофильм «Крестный отец» для кинематографа. Это всеобъемлющее высказывание на тему специфической чести, семьи, Америки, «томми-ганов» и джаза. И к тому же одна из лучших компьютерных игр, созданных человечеством. В 2001-2002 году игры сделали несколько очень важных шагов навстречу большому искусству. Первый шаг назывался Max Payne, а второй — это как раз Mafia: The City of Lost Heaven. Используя набор примитивных выразительных средств (с лицевой анимацией, напомним, дела обстояли крайне грустно), чехи из Illusion Softworks умудрились рассказать историю совершенно общечеловеческого масштаба. «Мафия» — одна из немногих компьютерных игр, которые с легкостью конвертируются в любой другой медиаформат, ее спокойно можно представить себе книгой или фильмом. Это монолитное произведение, гангстерская сага, которая с равным успехом срабатывала для тех, кто «Крестного отца» видел, и для тех, кто понятия не имел о том, что это такое.

Удивительно, что главное и лучшее высказывание на стопроцентно американскую тему совершили люди, с трудом говорящие по-английски и проживающие в городе с труднопроизносимым названием Брно. Половина сотрудников Illusion Softworks, включая арт-директора и ведущих программистов, общались с автором этих букв при помощи переводчика. Сценарий был написан 23-летним художником по причине отсутствия в Чехии профессиональных игросценаристов. Это поразительно, но взрослое и продуманное произведение было создано в то время, когда один человек в команде еще мог исполнять две никак не связанные между собой роли, а индустрия еще не осознала себя полноправной разновидностью искусства. Четыре года спустя в Electronic Arts попытались сделать все то же самое, но лучше: обзавелись лицензией, о которой в Illusion Softworks могли только мечтать (The Godfather), вложили сумасшедшие деньги, пригласили голливудских талантов — и благополучно сели в лужу. Все потому, что там, где чехи говорили сердцем, у американцев выступал хор маркетинговых отчетов.

Mafia — одна из немногих компьютерных игр, по отношению к которым прилагательное «великая» употребляется безо всяких скидок. В Сети существует какое-то бесчисленное количество фанатских комьюнити-сайтов, модов, редакторов и прочих доказательств народной любви. «Мафию» взахлеб любят и критики, и игроки. Тем удивительней, что чехи хранили молчание о сиквеле пять долгих лет. Когда в августе 2007 года я разбил ногу, изображая коленопреклонение перед гигантским логотипом Mafia 2, мы почти не могли поверить, что это на самом деле происходит — казалось, продолжения уже не случится.

За прошедшие годы индустрия изменилась самым драматическим образом. Сменилось поколение консолей, изменились технологии, правила игры, подход, бюджеты, масштабы. В 2002-м автору этих строк было 19 лет, он еще не работал в журнале «Игромания» и аккурат перед выходом игры сказался больным и оформил себе академический отпуск. Для современных двадцатилетних выход Mafia очень удачно совпал с началом того периода, когда искусство начинает восприниматься осознанно — вы учитесь чувствовать контекст произведения. И в этом смысле ожидания от Mafia 2 колоссально завышены. Чехи это прекрасно понимают, поэтому отважились на первую закрытую демонстрацию игры спустя полгода после официального анонса. Все это время мы работали буквально спам-роботом: обрывали телефон 2K Games и пражского офиса, писали десятки писем в день, договаривались, уточняли, несколько раз переносили сроки. И все-таки полетели. То, что вы прочитаете и увидите на следующих пяти страницах, — абсолютный российский эксклюзив.

Семейный бизнес

Обратите внимание, багажник, скорее всего, открылся в результате нашего не очень меткого выстрела.

Как выяснилось, все это время Illusion Softworks чувствовали себя гораздо лучше, чем можно было подумать. Во-первых, они превратились в 2K Czech, и это второе важнейшее приобретение 2K Games после Irrational Games (которые теперь 2K Boston/2K Australia). Во-вторых, за прошедшие шесть лет команда вообще не изменилась. Сиквелом заняты те же самые люди, которые придумали Mafia, и это прекрасно. Самая трогательная история приключилась со сценаристом, который за это время окончил университет, выучился режиссуре и теперь вспоминает оригинал краснея: «Первая «Мафия» — ну это, конечно, был такой детский сад. Фактически, я написал сценарий просто потому, что всем показалось, что я смогу это сделать лучше других. Сейчас это очень смешно вспоминать — мы были невероятно стеснены в художественных средствах, и я ставил каждую сцену, имея в голове один-единственный режиссерский прием — пролет камеры. А эти картонные персонажи! С точки зрения психологии героев «Мафия» была абсолютно черно-белой игрой. Во второй части мы это, разумеется, исправим. Это куда более взрослая и сложная история».

Именно по этим, надо думать, причинам, Mafia 2 никак не связана с первой частью. Чехи кое-где подмигивают самым внимательным, но на этом, за исключением центральной темы, пересечения заканчиваются. Для верности сиквел стартует спустя 12 лет после событий первой части, в 1950 году (и заканчивается в 1953-м).

Вито, типичный оборванец из бедной семьи итальянских эмигрантов, попавший в армию вместо колонии для несовершеннолетних, возвращается в родной город после Второй мировой войны. На вокзале его подхватывает подозрительно хорошо одетый друг, с которым они в нежном возрасте вместе колотили витрины. И очень быстро выясняется, что одежда и дорогая машина заработаны Джо вовсе не на итальянской прачечной. Так Вито, который понятия не имеет, чем ему заняться после войны, вступает в новую семью.

Mafia 2.0

Главное тут — помнить, что все объекты вокруг теперь являются не пассивными, а активными декорациями.

Mafia традиционно принято считать самым удачным GTA-клоном, но это явно не так. Для чехов история, персонажи и драма всегда были важнее гипотетической возможности укатить за горизонт на грузовичке с мороженым. И Mafia 2 выстроена ровно на этих же ценностях. Это такая собранная, сконцентрированная, направленная версия GTA. Все заложенные в игру возможности служат скорее сюжету и атмосфере, чем пресловутой «свободе перемещения». Хотя она тоже имеется, да еще какая.

Mafia 2 аккуратно воспроизводит геймплей первой части с поправками на современные технологии. И это, пожалуй, самое правильное решение. Это не столько сиквел, сколько авторемейк с учетом собственных ошибок. Чехи не заявляют ни одного принципиального различия, ни одного потрясающего устои нововведения. Зато все, что было, они даже не расширяют, а углубляют и исполняют на качественно новом уровне.

Технологически Mafia 2 не содержит ни одного прорыва, но выглядит при этом именно как, как полагается в XXI веке. Главная отличительная особенность местной картинки — какая-то запредельная достоверность происходящего. То, что продюсер игры называет «believable in 5 minutes». То есть уже через пять минут у вас не остается никаких сомнений в том, что на экране кипит настоящая жизнь. Чехи с маниакальным упорством изучают моду, интерьеры и дух 50-х. На столе у арт-директора лежат сотни каталогов, DVD, постеров. Арт-команда в полном составе летала в Нью-Йорк и Сан-Франциско, чтобы соорудить архетипический американский мегаполис.

«Дон Сальери, в общем, передает свое почтение». В игре предусмотрены три противоборствующие семьи.

Город, кстати, снова выдуманный — Empire City. И на первый взгляд это такая высокополигональная версия Lost Heaven, только в два раза больше. Но тут как раз вступают в силу технологии, и картинка заметно меняется. Empire City — не декорация, а настоящий, живой и очень интерактивный мегаполис. Главный герой с легкостью перемахивает через любой забор или ломает его, залезает на крыши, заходит в один и тот же двор (где трогательно стоят ржавые автомобили 30-х) десятками способов. «Если это возможно в реальной жизни, это должно быть возможно в игре», — таков основополагающий геймдизайнерский тезис Mafia 2. Но самым, наверное, характерным моментом являются… витрины и окна. Это не плоские текстуры, как мы привыкли, — там, за стеклом, стоят реальные трехмерные объекты и горят честные источники света. То есть когда вы во время перестрелки случайно попадете по чьей-нибудь квартире, то пуля, натурально, разнесет случайную чашку, пробьет абажур и свалит картину со стены. То же самое касается любой витрины, которую, разумеется, можно протаранить на машине.

Пока интернациональная группа журналистов с трудом пытается сосчитать трудозатраты, нам демонстрируется типовой интерьер: собранный ковер, сваленные в раковине тарелки, хрустящая со стены радиоточка. Уровень интерактивности феноменальный: Вито выключает радио, двигает стулья, открывает какие-то случайные шкафчики. Число привычных и никому, казалось бы, не нужных деталей умножено на два, и в случае с Mafia 2 такая маниакальная работа почему-то особенно трогает. Видимо, потому, что ни в одной другой игре все эти шкафчики и комоды не хочется открывать.

Вы можете нам не верить, но вживую Mafia 2 выглядит точно так же.

Ну и, конечно, физика — главная статья в рассказе об интерактивности. Тут имеет место своего рода шелковая революция. С одной стороны, в Mafia 2 не происходит ровным счетом ничего такого, чего мы не видели бы в других играх. С другой — так сегодня физику мало кто использует. То есть ни о какой тотальной разрушаемости стен речи не идет. Все довольно традиционно: разлетаются в щепки заборы, тонкие перегородки и бытовая утварь. Ломаются столы и стулья, падают люстры, бьются витрины и окна. Все это мы видели в каком-нибудь Stranglehold. C той лишь разницей, что экшен в Mafia 2 гораздо умнее и глубже. Ближайший ориентир — Gears of War. Вито перекатывается от одного безопасного участка к другому, камера трясется, пули выгрызают куски интерьера. Получается такой крепкий позиционный шутер с корректной баллистикой — развалить на куски большую картонную коробку нельзя, зато можно прострелить ее насквозь. И это снова работает на ту самую достоверность: мир у Mafia 2 плотный, монолитный, он не взрывается парадом спецэффектов при любом удобном случае.

Периодически Mafia 2 включает такую свинцовую феерию, что Джону Ву и не снилось: когда несколько итальянских мужчин с автоматами сходятся в какой-нибудь пиццерии семейного типа, начинается настоящий гимн баллистике. С потолка валится вентилятор, барная стойка заваливается набок, а за ней катятся десятки бутылок, осыпается витрина, в воздух взмывают чашки, сахар, кофе и паннакота.

Корпус машины деформируется ничуть не хуже, чем в каком-нибудь Need for Speed: ProStreet.

При этом тут есть несколько метких отступлений от привычных жанровых законов. Во-первых, по сравнению с другими шутерами от третьего лица в Mafia 2 персонаж занимает несравнимо больше места на экране: он закрывает собой практически треть обзора. Во-вторых, камера очень подвижна, она постоянно меняет свое положение в зависимости от происходящего: отъезжает назад на улице и, наоборот, приближается в помещении. Наконец, в-третьих, вы можете менять ракурс при прицеливании, «перебрасывая» камеру с левого плеча на правое и наоборот.

Плюс в Mafia 2 появился адекватный рукопашный бой. Это, конечно, по-прежнему игра про стрекот «томми-гана», но при случае вы вполне сможете провернуть несколько комбо. И тут уже фирменное чешское внимание к деталям снова дает о себе знать. Вдруг выясняется, что Вито может взять в руки любой предмет и огреть им кого угодно по голове. Но так как в этом мире действуют ньютоновские законы, то бутылка, например, разобьется и у вас в руках окажется уже новое оружие.

Во всем этом поражают не столько точные, хирургические жанровые надрезы, сколько оправданность и продуманность в действиях чехов. Они ничего не делают просто так, все здесь подчинено общей цели. А именно — сосредоточить максимум вашего внимания на персонаже. Там, кроме безупречных текстур, есть на что посмотреть.

Мимические морщины

Вот еще одно специфическое удовольствие современных технологий: возможность учинить физически корректную потасовку в людной кофейне.

В 2K Czech (пора, наверное, привыкать к новому названию) придумали для Mafia 2 какую-то хитрую технологию лицевой анимации, а это особенно важно для игры, где людям регулярно засовывают дуло пистолета в рот. Но дело даже не в мимике, а в каких-то совершенно необязательных тонкостях вроде переодевания — новая одежда поможет Вито оторваться от погони. Или, к примеру, кофе: выпив его, вы на какое-то время прибавляете в скорости. Все эти мелкие, в сущности, детали с легкостью можно пропустить и никогда не обнаружить в игре, но из них чехи сооружают правдоподобную, функционирующую социальную модель.

Если спроецировать эту самую скрупулезность на всю игру, то выясняется масса интересного. «Город живет своей жизнью» — этот заготовленный журналистский оборот вы читали, наверное, бесчисленное количество раз, но по отношению к Mafia 2 он является чистой правдой. Реальность не растворяется у вас за спиной: тут происходит грабеж без вашего участия, какие-то уличные драки, ДТП. Полицейские не то чтобы посвящают всю свою жизнь охоте на вас. Более того, снова вступают в дело законы физики, и если за Вито погонится какой-нибудь толстый представитель правоохранительных органов, то он просто не сможет перелезть через забор и быстро отстанет.

Пользуясь случаем, 2K Czech передают горячий привет Gears of War и прочим шутерам с претензиями.

В Mafia 2 порядка 50 автомобилей, и каждый из них можно будет угнать моментально (в первой части, напомним, нужно было отдельно изучать способ вскрытия для различных моделей). И здесь снова открывается второе дно: оказывается, любую машину можно вскрыть двумя способами: взломать замок или выбить стекло. Второй, понятно, быстрее, но полиция замечает такие вещи (!) и обязательно припустит за вами. Машины пачкаются, их можно мыть, у них кончается бензин, они, наконец, перегреваются.

Кроме того, в городе по-прежнему действует активная транспортная система, так что при желании от вождения можно попросту отказаться: к трамваям теперь добавились такси.

Америка завораживает чехов все так же, как шесть лет назад.

Самая печальная новость по поводу Mafia 2 состоит в следующем: игры еще попросту нет. Есть технология, сюжет, персонажи, некоторые кат-сцены, уровни. Но живой, функционирующей игры 2K Czech пока не сделали. Они показывают огромные уровни невероятного масштаба: настоящую нью-йоркскую обсерваторию, пристань, какие-то несусветных размеров склады — и все это действительно выглядит совершенно завораживающим образом. Но когда элементы сложатся в цельное произведение, не знают, по их собственному признанию, даже 2K Czech. Совершенно точно не в этом году.

И вот что замечательно: мы нисколько не переживаем. С Mafia 2, похоже, выходит какая-то образцово-показательная история: это глубокий анализ собственных ошибок и бережное отношение к собственным же достижениям. В Mafia 2 нет паркура, игр с физикой и пространством, нет каких-то умопомрачительных графических свершений, нет тотальной разрушаемости. Зато есть джаз, атмосфера и колоссальное, беспрецедентное внимание к деталям. Поэтому лучшее, что можно сделать во время мучительного ожидания, — расслабиться, переиграть первую часть и проверить свой культурный багаж. Ориентиры где-то неподалеку.

Фильмы, которые необходимо посмотреть перед Mafia 2

Трилогия «Крестный отец» (1972, 1974, 1990)

Реж. Френсис Форд Коппола

Вито Корлеоне, патриарх одного из самых влиятельных кланов, передает управление делами семьи своему сыну Майклу, который только что вернулся с войны и имеет несколько другие представления о чести и долге. Но семья быстро и доходчиво объясняет ему, что это «предложение, от которого нельзя отказаться» (согласно опросу Американского института кинематографии, эта фраза находится на втором месте по числу цитирований).

Сегодня это довольно сложно представить, но главная гангстерская сага выводила фактически новый вид морали. Крестный отец у Копполы стоял над законом, над общечеловеческими понятиями о добре и зле. При этом Вито, человек, по чьему приказу отдельным людям в кровать подкладывались отрезанные лошадиные головы, виделся воплощением высшего правосудия.

«Крестный отец» — эпическое, размеренное и очень традиционное кино, которое до сих пор никто так и не смог повторить в таком же объеме и масштабе. Это не то чтобы романтизация организованной преступности, это такая переданная в ощущениях информация о том, что в мире существуют различные представления о справедливости. И не факт, что у нас эти представления правильные.

Однажды в Америке (1984)

Реж. Серджио Леоне

Сорок лет жизни четырех гангстеров из нижнего Ист-Сайда на Манхэттене: от мелкого мошенничества до крупных дел, запрета, изгнания и возвращения в родной район.

Великий режиссер спагетти-вестернов Серджио Леоне («За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой») ради своего собственного гангстерского высказывания отказался от режиссерского кресла «Крестного отца», о чем, говорят, впоследствии жалел. «Однажды в Америке» — его последний фильм, и это — сага совершенно несусветных масштабов. Первая версия длилась десять часов, после чего была урезана до шести — Леоне предлагал выпустить ее как два трехчасовых фильма. Продюсеры отказались, и Леоне, скрипя зубами, смонтировал четырехчасовую версию, заявив, что на полу осталось как минимум 45 минут материала, важного для понимания фильма. Студия снова отказала, и финальный вариант длится 229 минут.

И если Коппола исследовал гангстерские понятия о чести, долге и семье, примеряя их на все человечество, то Леоне скорее разбирается с тем, как на этих же самых людей влияет время. Великий фильм — категорически непонятно, отчего никто из основных держателей капитала в игровой индустрии до сих пор не озаботился приобретением лицензии.

Славные парни (1990)

Реж. Мартин Скорцезе

«Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером», — еще одна важнейшая цитата, которой открывается Goodfellas, последний великий гангстерский кинофильм. Скорцезе первым развенчал миф о высшей справедливости, чести и долге. У него слово «fuck» употребляется почти 300 раз, он показывает все, что Коппола и Леоне оставляли за кадром: бейсбольные биты, разбивающие лица, и расстрелы в упор. Скорцезе, выросший в типичном итальянском районе, поступательно избавляет аудиторию от всех иллюзий, которые накопились у нее за 30 кинематографических лет. Это, наверное, последний фильм (кроме, может быть, «Казино» все того же Скорцезе), который серьезно высказывается на гангстерскую тему. Затем в девяностых случилось «Криминальное чтиво», и все — пришла ирония и постмодернизм.

На съемочной площадке Роберта Де Ниро консультировали бывшие гангстеры, а кое-кто, говорят, даже звонил ему из тюрьмы. Генри Хилл, чья жизнь лежит в основе фильма, благополучно вылетел после премьеры из программы защиты свидетелей. Некоторые по какому-то недомыслию называют телесериал «Бригада» нашим ответом «Славным парням». Так вот, фильм требуется увидеть хотя бы ради того, чтобы понять бесконечную глубину этого заблуждения.

Mafia 2

А поначалу все было как в сказке. После великолепной интродукции и скоротечного военного эпизода мы на несколько мгновений получаем ее — ту самую вторую «Мафию». Пешая прогулка, пушистый снег, Вито Скалетта в красивой шинели, «Let it Snow!» Сэмми Кана и неторопливое потягивание пивка в баре со старым другом. От восторженных чувств разрывается сердце — мы почти любим все дальнейшее заочно. Приятно поражает практически все. По дороге лениво ползут автомобили, картинно облепленные снежком. Количество сценок с участием прохожих настраивает на благородные и чистые мысли о том, что вот она — игра года! Знакомый владелец лавки заколачивает досками окна и двери своего заведения — во время войны его доходы резко снизились. В местном кафе нам встречается, судя по всему, бывшая подружка Вито, которая даром времени не теряла: уже замужем и с двумя детьми на руках в свой 21 год. Дамочка средних лет, съежившись от холода, ругает мужа и его испортившуюся машину. Над домами пролетают бомбардировщики — все зачарованно смотрят в небо и ведут обывательские разговоры о войне. Проработка окружения — домов, витрин магазинов, даже мусора, который валяется под ногами, — на высоте. Через дорогу во все горло кричит продавец газет, зачитывая заголовки с первой страницы. В родном подъезде уборщица натирает до блеска пол.


Самое главное для настоящего мафиозиШикарно сделанные автомобили — одна из причин для знакомства с игрой. Среди них встречаются как полные развалюхи вроде такси, которое перекочевало сюда из первой части, так и скоростные машины — например, Shubert Frigate. При этом нужно обязательно выставлять реалистичный режим вождения, иначе всего удовольствия от управления неповоротливыми, вечно пробуксовывающими и медленными черепахами вам не почувствовать.
Есть еще один повод провести с Mafia 2 больше времени, чем положено, — это премилая мини-игра, обязывающая собирать постеры из журнала Playboy того времени. Намного лучше ведь, чем граффити рисовать, подковы с ракушками коллекционировать или голубей стрелять сами знаете где. В Сети уже давно лежат архивы, где имеются все фотографии, но настоящих ценителей женской красоты это ведь не остановит, верно?
Первые ощущения от Mafia 2 сродни смакованию любимого шоколада — хочется бесконечно долго растягивать приятный момент, никуда не спешить, удобно усесться в кресле и, блаженно прищурив глаза, пропускать через себя весь этот поток неземного наслаждения. Первый взломанный замок, первая украденная тачка, драка, погоня и легкие деньги. От сюжета уже ждешь неожиданных поворотов, расписанного в мелких деталях становления настоящего мафиози, предвкушаешь знакомство с многочисленными представителями теневого мира, в котором главенствуют деньги, связи и особые семейные узы.

Mafia 2

«Эх, хорошо вчера погуляли!»

Глава 2. Истинное положение дел
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.

О сюжете было известно немало еще задолго до 27 августа. Главный герой, Вито Скалетта, и его друг детства, любитель женщин и экстравагантных рубашек Джо Барбаро, отправляются в долгий и нелегкий путь покорения вершины криминального мира Эмпайр-Бэй. По идее, все должно было начаться с мелких налетов и грабежей, а закончиться разборками между семьями с распилом собственности и сфер влияния. И вроде бы сценаристы поступили верно: не стали рассказывать еще одну историю о том, как «парни шли к успеху», а вручили нам неудачника, у которого просто катастрофический коэффициент невезения, но… что-то где-то пошло не так.

Наши друзья — беспросветные кретины без намека на инстинкт самосохранения. И если Барбаро хотя бы изредка переживает за смерть напарников, любит пошутить, ему не чужды слабости и пороки (то есть он более или менее похож на человека), то Вито Скалетта — ключевой персонаж, с которым нам предлагают себя отождествлять, — бездушный герой типичного боевика восьмидесятых. Делает абсолютно все, что скажут, ни на секунду не задумываясь о последствиях. Смысл его никчемного существования — получить задание и с горем пополам его выполнить.

Мы бы рады открыть для себя личность Скалетта с неизведанной стороны, но сценаристы сами нас заставляют относиться к нему как к прилежному мальчику для битья. Картина маслом: родная сестренка в слезах из-за мужа, загулявшего в обществе шлюх и торчков. Вито отважно навещает тусовку, деформирует зятю портрет и мирно едет домой, где уже раскалывается от звона телефон. «Ты чудовище! Знать тебя не хочу и видеть!» — вопит девушка, в ответ на что Вито без эмоций вешает трубку на рычаг и больше о сестре не вспоминает. Занавес.

Mafia 2

Эмпайр-Бэй во всей своей красе.


Ирония судьбыНе секрет, что обладателям разных изданий Mafia 2 в качестве бонусов доставались всякие DLC-сборники машин и костюмов. Так вот, если бы Вито Скалетта мог продать все это барахло, доступное с самого начала, то ему, пожалуй, хватило бы денег сразу же рассчитаться с долгами отца и жить припеваючи, не подставляя почем зря свою грудь под пули.

Пусть был бы лишь главный герой безликим уродом. Мы такой расклад еще бы приняли. Одна из главных бед всей истории Mafia 2 заключается в том, что в ней ни одного хорошо выписанного и многогранного характера. Все типажи до безобразия предсказуемы и плоски. Детали биографии подаются варварским способом в духе «О! Внезапно выяснилось, что он предатель!» или «С ума сойти, он, оказывается, был настоящий Добрый Жук!».

Хорошо, нет интересных персонажей — подайте нам тогда хотя бы увлекательные миссии, связанные между собой внятным сторилайном. Ну да, размечтались. Фантазии и упорства разработчиков хватило только на относительно неплохую первую половину игры. С того самого момента, как Вито попадает (внезапно, конечно же!) в передрягу всего лишь из-за талончиков на топливо (и это после гор трупов, которые он за собой оставил), в адекватность сюжета и постановки Mafia 2 перестаешь верить. Во второй половине игры любая миссия выглядит следующим образом: поднимаемся по звонку телефона, едем в противоположный родному дому пункт назначения, там смотрим ролик, потом снова едем на другой конец карты, стреляем, стреляем, потом стреляем, снова стреляем и отправляемся обратно домой. Все самые интересные задания пришлись на сороковые годы, а пятидесятые покажутся сущей пыткой.

Mafia 2

Снежные сороковые особенно удались.

Сравнивать между собой две временные эпохи очень и очень просто. Если сейчас не учитывать всю внешнюю атрибутику — автомобили, одежду, погоду — то все равно остается еще слишком много всего отличительного.

В начале даже кат-сцены очень красиво поставлены: камера выбирает аппетитные и удачные ракурсы, все мимолетные движения актеров сделаны очень реалистично — прикуривание сигареты, улыбки, жесты руками и многое-многое другое. Каждую секунду хочется громко крикнуть: «Верю!» Про интересные поручения и знакомства с новыми людьми и говорить даже не надо.

Ужас приходит потом. Куда-то пропадают красивые ролики; встречи с людьми, которые по идее должны нас одаривать дополнительными заданиями, ничего не сулят; миссии предсказуемы. Контраст неописуемо большой. Но главный просчет разработчиков кроется даже не в этом.

Mafia 2

Выбор одежды не так велик, как хотелось бы.

Глава 3. Горечь
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.

Как-то негласно принято, что сиквел должен быть лучше, богаче, вариативнее, насыщеннее оригинала. Примеров этому — миллионы. Вторая часть — это почти всегда развитие (именно развитие) идей, заложенных в первой. В 2K Czech так не считают совсем. До боли обидно и прискорбно осознавать, что Mafia 2 выглядит выигрышнее на фоне своей предшественницы только с позиции сравнения технологий. Ну, оно и понятно — восемь лет ведь прошло.

Зато почти во всем остальном (и это несмотря на минувшие годы) наблюдается полная деградация. Есть проблемы с искусственным интеллектом полицейских, которые жуть как метко стреляют даже из едущей машины, но при этом совершенно наплевательски смотрят на наше небрежное вождение. Палить из окошка авто теперь не дозволяется, дополнительных заданий нет совсем — если не считать сжимание под прессом украденного транспорта. Свободных прогулок не осталось, загородных миссий — тоже. А еще теперь во время перезарядки оставшиеся в недострелянном магазине патроны не теряются, как это было раньше, — все в угоду ленивому игроку.

Что остается в активе? Красивая графика с очень хорошей разрушаемостью и интерактивностью уровней. Ни захватывающего сюжета, ни интересных персонажей, ни запоминающегося финала. Концовка Mafia 2 — бездарная и нелепая ересь, которую сценарист, видать, дописывал в шумном и душном метро за полчаса до сдачи работы. Другого адекватного объяснения мы не смогли придумать.

Mafia 2

Разрушаемость в Mafia 2 порой впечатляет.

Глава 4. Прощание
Квартира автора. 31 августа 2010 г.

Утро. Выпита бутылка дешевого виски, выкурена пачка сигарет без фильтра. Гудит голова и на душе невообразимо паршиво. Ни одна другая игра не заставляет так переживать за себя, как это делает Mafia 2. Как ни прискорбно, но заключительный вывод нам придется сделать. Это провал — не совсем полный, но весьма ощутимый. Ситуацию спасает только теплящаяся любовь к оригиналу и те славные первые сорок минут, в течение которых казалось, что перед нами та самая игра года.

Плюсы: уютная атмосфера Эмпайр-Бэя; отличная графика; высокий уровень интерактивности и разрушаемости окружения; первые сорок минут игры.
Минусы: очень слабый и вторичный сюжет; неинтересные и плоские персонажи; проблемы с искусственным интеллектом у полицейских; кроме технологии, Mafia 2 ничего нового по сравнению с оригиналом не может предложить.

Читайте также: