Lost via domus обзор

Обновлено: 30.06.2024

Если вы хотя бы краем глаза следите за приключениями группы выживших после крушения рейса Oceanic 815, то наверняка знаете, что телесериал Lost («Остаться в живых» по версии телеканала ОРТ) практически полностью построен на тайнах. «Лост» составлен из диалогов, недосказанностей, недоговорок и десятков флэшбеков, которые знакомят вас с непростыми судьбами главных героев. Как на такой зыбкой почве выстроить полноценную игру, нам с самого начала было не очень ясно. Как, похоже, и самим Ubisoft Montreal.

Путь домой

Да-да, вы правильно подумали. Это белый медведь.

Авторы, в этом им не откажешь, очень четко представляют себе свою целевую аудиторию, так что внимание к деталям (несущественным, конечно, для тех кто не знаком с первоисточником) поразительно. Пытливый игрок найдет в кустах искореженную, легендарную уже теперь инвалидную коляску Лока, испытает на себе фирменное хамство Сойера и даже получит по морде от Саида. Всем, кто предыдущее предложение расценивает как горячечный бред, лучше перевернуть страницу прямо сейчас.

Потому что Via Domus демонстративно игнорирует всех непосвященных. Зато подготовленный игрок влюбляется в игру практически моментально. Она генерирует очень важное и редкое чувство причастности к важнейшим событиям сериала. Via Domus очень умело имитирует все ключевые черты своего прообраза. Игра разбита на семь классических серий, с непременным «previously on Lost», серыми буквами в заставке и обязательной кульминацией в конце каждого эпизода. Когда вы впервые увидите фирменный логотип на черном фоне и знакомую музыку, может показаться, что у Ubisoft все-таки получилось.

Но на самом деле Via Domus только и может, что создать правильные ощущения и настроение. И то только для тех, кто к этому готов. Мы бегаем по джунглям, прячемся от черного тумана, изучаем какие-то пещеры с летучими мышами, решаем несложные головоломки. Поклонники телешоу простят все те несуразности, которые обычной игре не простили бы никогда: рассинхронизацию речи и анимации, примитивную головоломку, которая повторяется в игре под любым удобным предлогом, типичный идиотизм в жанре «непроходимые кусты».

Катастрофа (сезон 1, серия 1)

Главный герой приходит в себя где-то в джунглях, а спустя пару минут впервые оказывается на знаменитом пляже, среди обломков самолета. Пока еще не осознавший, что избавился от своей инвалидности, неуклюже ползет по песку, Джек оказывает первую помощь пассажирам. Вы тоже примете деятельное участие в спасении, отключив одну из готовых взорваться турбин самолета.

Черный дым (сезон 1, серия 2)

Презрев предупреждения коллег по несчастью, главный герой отправляется к той самой кабине самолета, где Кейт, Чарли и Джек впервые повстречались с черным дымом. Там, как ему кажется, остались ноутбук и фотоаппарат — вещи, которые помогут восстановить некстати утерянную память. Тут Via Domus предельно верна первоисточнику: монстр все еще здесь, он все еще агрессивен, и от него все еще можно укрыться в деревьях.

Майкл строит плот (сезон 1, серии 14-15)

С этого момента начинается сбой в системе координат. Майкла, рубящего бамбук для строительства плота, мы находим аккурат по пути к носовой части самолета. Тогда как в сериале Майкл ударился в строительство ближе к концу первого сезона. В Via Domus строительство плота начинается буквально со второй игровой серии. Мало того, после этого шапочного знакомства больше Майкла мы не увидим.

Открытие бункера «Лебедь» (сезон 2, серии 1-20)

После злоключений в пещерах, бегства от черного дыма и встречи с «другими» главный герой находит странный компас. И пока мы пытаемся разобраться с этой безделицей, Лок и компания успешно взрывают вход в бункер «Лебедь». Вы, конечно, отправитесь туда, самолично введете в компьютер знакомые цифры и своими глазами увидите ту самую электромагнитную аномалию, которую надо было отключать каждые 108 минут.

«Черная скала» (сезон 2, серия неизвестна)

В течение игры мы несколько раз посетим знаменитый пиратский корабль «Черная скала» — когда по бытовым нуждам (собрать инвентарь), а когда и по сюжетным. То, что главный герой вытворяет на корабле, категорически не вписывается в каноническую историю сериала и идет вразрез с нашими представлениями о том, как развивались события на острове в течение первого и второго сезонов.

Уничтожение бункера «Лебедь» (сезон 2, серии 22-23)

Финал игры, судя по всему, приходится на конец второго сезона. Пока наш герой пытается покинуть остров, Лок проводит эксперимент и отказывается набирать код для стабилизации магнитной аномалии. Результат все мы видели по телевизору: заложенные уши, невыносимый звук, фиолетовая вспышка. То, что дальше увидит главный герой, может оказаться ключом к пониманию всего сериала. А может и не оказаться.

Львы и гориллы

Удивительно это говорить, но местные джунгли могут поспорить даже с Crysis.

В первую очередь, удручает ключевой момент всего сериала — диалоги. Несмотря на то, что почти все главные селебрити оригинала довольно убедительно переехали в 3D, большинство из них изъясняется как после визита к стоматологу. То есть говорят мало, и все какими-то односложными фразами, которые никак не соответствуют оригинальным характерам персонажей. Из-за этого резко проседает вообще вся атмосфера. Многомерные, глубокие персонажи вдруг оказались низведенными до односложных картонных фигур. Сойер — хам и торгаш, Джек — типичный бойскаут, Майкл — истерик.

Во-вторых, Via Domus ощутимо недостает той тягучести, которая стала визитной карточкой телешоу. В игре все происходит слишком быстро, а заложенные разработчиками возможности не реализуются и на двадцать процентов.

Вот, например, торговые взаимоотношения между жадиной Сойером и главгероем. Это на самом деле логично и соответствует сериалу. Создатели даже не поленились назначить каждому товару цену — бутылка воды идет по 10$, фрукты всего по 2$, батончик шоколада за все 50$. Проблема только в том, что торговать не нужно. За всю игру есть смысл купить почти бесполезный пистолет, из которого предстоит сделать всего три выстрела, охапку факелов (они пригодятся ровно два раза) и лампу, которую можно вообще не использовать. Для чего вводить всю эту экономику, если она нужна два-три раза за всю игру, неясно. При этом по уровням обильно разбросаны бутылки воды, фрукты и прочие объекты натурального обмена, но наш герой все это богатство никак не использует.

И так всюду. Скажем, локации. Она замечательно сделаны, все знаменитые достопримечательности (кабина самолета, где был убит «туманом» выживший пилот, бункер с компьютером, в который нужно вводить цифры каждый 108 минут, «Черная скала» со скелетами рабов в кандалах) бережно перенесены на монитор с маниакальным вниманием к деталям. Но пробежать пляж, где, между прочим, вольготно расположилась сотня людей, можно за минуту, моцион по джунглям занимает минуты три.

События в Via Domus развиваются со сверхзвуковой скоростью. Не успели мы пережить падение самолета, осмотреться, а вот Майкл уже машет топором, нарубая бамбук для постройки плота, а вот уже Джек и компания подрывают бункер. Временной промежуток игры в два первых сезона пролетает за несколько внутриигровых серий.

Один из волнительных моментов: игра наконец дает вам пострелять!

Не игра

Но главная беда, как и ожидалось, кроется в механике. В сериале практически нет перестрелок, а мордобой случается обычно по бытовому поводу. Так что очевидной задачей Ubisoft Montreal было сделать приключенческую игру, взяв за образец подражания, например, Fahrenheit. Но то, что в итоге получилось у канадцев, честно говоря, ставит в тупик.

В то время как некоторые персонажи выглядят безупречно, другие как будто только что пережили ряд чудовищных лицевых травм.

Геймплея в игре как такого нет. Есть некий набор важных событий, знаменитых мест, где обязан побывать каждый Lost-гик. Плюс — россыпь звездных персонажей и, собственно, все. Внятно склеить эти разрозненные детали и сделать игру у Ubisoft Montreal не получилось. Все, чем вам предстоит заниматься, — бегать из одной точки в другую (все катастрофически линейно) и перекидываться парой слов с персонажами. Изредка — сюрприз! — придется решать элементарные головоломки (вида «продолжи цифровой или буквенный ряд»), а также играть в сногсшибательную мини-игру «восстанови энергоснабжение». Ну и три выстрела из пистолета опять же.

Другое дело, что такие важные для всех прочих проектов понятия, как геймплей, игровое время, интерактивный опыт, в случае с Via Domus кажутся сущей ересью. Если вы поклонник сериала, конечно. Кроме персонажей, локаций и музыки тут есть главное — сюжет, написанный в лучших традициях. Сценаристы (а это, между прочим, люди из телевизионной команды) не выдвинули на главную роль известного персонажа, а придумали нового. Еще один выживший рейса Oceanic 815 — некий фоторепортер, потерявший после крушения память. Пока он чешет голову и пытается вспомнить собственное имя, вокруг, как и положено, творится фирменный «лостовский» сюрреализм. Неизвестный мужчина в строгом костюме бьет главперсонажа по лицу и грозить убить, в самый неожиданный момент появляются говорящие призраки и прочий полтергейст.

Процесс восстановления памяти главного героя происходит во время многочисленных флэшбеков, то есть интерактивных воспоминаний. Все путешествия в прошлое разработчики оформили в виде затейливой мини-игры под названием «начинающий фотограф». Задача игрока — заснять на фотопленку определенных людей в определенный момент и в определенном ракурсе. Если все получится, воспоминания записываются вам на подкорку, а игра позволяет немного походить по кусочку собственной памяти и пообщаться с парой персонажей.

На вопрос «получилось ли у Ubisoft?» можно дать практически любой ответ. Если речь идет о том, чтобы перенести, с некоторыми оговорками, структуру и фирменные качества сериала на наши мониторы, то, наверное, да, получилось. А вот если речь идет о том, чтобы сделать интересную игру, то скорее нет.

Тем не менее Lost: Via Domus ловко давит на специальные фанатские эмоции, на какую-то ностальгию по временам первых двух сезонов, играет на любопытстве, заставляет, как и сериал, верить, что вот чуть-чуть — и произойдет что-то важное. Такой нехитрой мотивации с запасом хватает на эту небольшую историю, которой интерактивный Lost, по сути, и является. А сейчас — извините, у них там в четвертом сезоне вертолет по пути к кораблю пропал.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 6

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Если вы, как и многие сотрудники «Игромании», с замиранием сердца следите за четвертым сезоном, то Lost: Via Domus обязательна к ознакомлению. Всем остальным вход противопоказан.


А помните Lost? Потрясающий сериал за авторством Джея Абрамса, повествующий о трудностях группы людей, застрявших на забытом богом острове. Людях, совершенно разных по психологии, которым теперь предстоит объединиться, чтобы выжить. Пусть и концовка сериала оставила после себя не самые приятные впечатления, как и последний сезон в целом, это был мой первый и самый любимый сериал. Захватывающий, стремительно развивающийся, раз за разом подбрасывающий неожиданные повороты сюжет, саспенс, атмосфера загадочного острова, а также остроумные и наполненные философией диалоги. Вот как – то так будет звучать поверхностное описание сериала, а большего и не требуется. Потому – что, во – первых, все и так о нём всё знают, а если нет, то бегом смотреть. Во – вторых, речь сегодня пойдёт не о нём, а об игре по мотивам. В 2008 году умельцы из Ubisoft вознамерились перенести приключения полюбившихся персонажей в игровую индустрию. Сделать обзор Lost Via Domus меня с подвиг спонтанный просмотр пропущенного мной выпуска разбора полётов по данной игре. Я уважаю и люблю труды Василия Гальперова и Андрея Маковеева, но данный разбор считаю абсолютно провальным, потому – что оба ведущих в самом начале признались, что сериал они толком не смотрели. Сложно нормальном разобраться в игре, основанной на чём – либо, и при этом не ознакомившись с первоисточником.

Первые впечатления и моментальное разочарование


Via Domus начинается с демонстрации падающего самолёта, после чего управление переходит в наши руки. Сразу же стоит отметить, что графика не вызывает отторжения даже в 2019 году, текстуры прорисованы очень качественно, а также радует работа над освещением. Второе, что бросается в глаза – это новый главный герой, разработчики не дают нам под контроль главного героя сериала, а вводят абсолютно нового протагониста. И вот тут, игра где – то после 2 часов начинает преподносить горечь разочарования сразу в двух самых главных аспектах. Во – первых, сам сюжет и персонажи. Не поймите неправильно, если смотреть на сюжет в отрыве от сериала, то он хорош, но если сравнивать с первоисточником… Первое – он имеет очень уж малую связь с сериалом. Скажем так, вся игра сосредоточена на личной истории нового протеже, наделённого амнезией, а основные события сериала крутятся где – то на фоне. Мельком мы и в них поучаствуем, но большая часть описывается на словах. Второе – история далеко не так глубоко прописана, а персонажи и диалоги – это та ещё песня.

Давайте просто сравним характеры персонажей в сериале и в игре. Помните Сойера? Эгоистичный, хамоватый, но обаятельный и очень красноречивый козёл. В игре унылый скряга. Хёрли из добродушного и весёлого толстяк превратился в унылого жырдяя. Джон Локк, над чьими рассуждениями можно было реально задуматься, здесь в основном только цитирует различных философов. Про остальных героев даже и сказать то нечего, им досталось больше, чем выше перечисленным, настолько, что их можно запросто спутать с обломками самолёта. Куда смешнее обстоят дела с диалогами. Я уже говорил, насколько остроумны и наполнены философией они были, ну сами знаете где. Здесь же подойдя к любому персонажу, вы можете задать вопрос, только задать вопрос. Да, новый протеже настолько тупой, что не умеет ничего, кроме как задавать вопросы, причём довольно глупые, что – то в духе «Как думаешь, нас спасут?». А на все вопросы вы получаете один и тот же ответ «мне то откуда знать». И никакой, даже малейшей симуляции жизни. Кейт сидит крутить в руках фигурку самолёта, Джек просто стоит столбом, Сойер без конца роется в чемодане с чьими то нестиранными трусами, в надежде найти так что – то новое, Майкл рубит одну и ту же пальму и т.д.

Но, не смотря на всё выше сказанное, сюжет – это единственное ради чего ознакомиться с этой игрой и может даже пройти. Повторюсь, в отрыве от сериала сюжет неплох.

Об игровом процессе


Вторым более огорчающим фактом является то, что игра на все сто линейна. Это значит, что ни о каком исследовании острова и речи идти не может. Нет ну как, в игре есть что – то типа условно открытого мира, но это нисколько не спасает положение. Весь остров поделён на крохотные, коридорные локации, в которых де факто нечего делать от слова совсем. Было бы гораздо круче, если бы остров был большим и открытым, его можно было бы заполнить интересных сайд квестами. Просто представьте, бродите вы по острову и натыкаетесь на Джона Локка, который готовит засаду на кабанов, и тут начинается квест. Можно было бы придумать что – то подобное с каждым из персонажей, но нет, вместо этого нам предлагается бродить по коридорам, где можно прятаться от смертоносного чёрного дыма в кустах, ну или пособирать кокосы и бутылки с водой, в чём нет никакой нужды также от слова совсем. Есть и пить тут не нужно, а вода и еда тут служит валютой, за которую можно купить патроны (что бесполезно, на всю игру хватает 1 – 2 обоймы) или источники света (что также бесполезно). Смешнее всего поступили со вторым. Типичная ситуация – вот перед входом в пещеру Майкл даёт зажигалку, газ в которой никогда не кончится, вот перед второй пещерой Локк даёт факел, а перед третьей валяется лампа.

Вот и получается, что кроме беготни туда и обратно в игре ничего и нет, но это не совсем так. Разработчики решили хоть как – то разнообразить игровой процесс, поэтому напичкали игру примитивными и одинаковыми головоломками по подаче тока.


Такие встречаются чуть ли не в каждой главе, и все как одна. Также часто наш герой будет ловить флешбэки, где нам нужно сфотографировать что – то очень важное, что поможет восстановить утраченную память. Иногда на нашем пути будут вставать противники, которые падают замертво после одного выстрела и не представляют никакой угрозы.

Вероятно, всех фанатов сериала волнует ещё один вопрос, а как же обстоят дела с атмосферой? А вот на удивление хорошо. Да, должного саспенса здесь нет, но все эти знакомые антуражи в виде бункера Дхармы, джунглей и пляжа с лагерем и обломками самолёта радуют и напоминают, что ты в игре по мотивам «Остаться в живых».


Выводы остаются за вами. Я же скажу, что игра представляет хоть какую – то ценность исключительно для тех, кому понравился сериал. Все остальные могут спокойно проходить мимо этого во всех отношениях проходного проекта.

Возрастающая в геометрической прогрессии популярность голливудских TV-опер не дает покоя игровым издательствам, отчаянно бьющимся за право выпуска проектов по мотивам телевизионных «икон». Больше всего в этом деле преуспела компания Ubisoft, заполучившая лицензии сверх успешных Heroes («Герои») и Lost ("Остаться в Живых"). Честь выйти первой на консольно-компьютерный простор досталась «нетленке» Джея Абрамсома.

Киношная интерпретация приключений группы выживших после авиакатастрофы людей будоражит умы зрителей уже на протяжении четырех сезонов. Разгадывать тайны загадочного острова героям предстоит еще как минимум пару лет. И хотя авторы клятвенно пообещали завершить мистическую эпопею в шестой главе, в это верится с трудом.

После анонса виртуальной Lost появилась надежда, что сценаристам французского паблишера таки будет дозволено приоткрыть завесу секретности над некоторыми сюжетными хитросплетениями. Релизная версия, увы, показала обратное. Via Domus («Lost. Остаться в живых», по желанию «Нового Диска») крайне тактично обходит все подводные камни, связанные с ключевыми моментами до невозможности запутанного сторилайна.

Вместо полюбившихся персонажей место главного протагониста занял фотограф Элиот Маслоу, также оказавшийся в числе переживших крушение счастливчиков. В соответствии с канонами жанра, прошлое свежеиспеченного героя покрыто мраком. Кое-какие подробности из «обычной» жизни репортера можно почерпнуть путем внимательного просмотра вступительного ролика - в остальном балом правят многочисленные «флэшбеки».

Геймплей игры состоит из трех частей: беготня по джунглям, изучение пещер и обследование пляжной территории острова – все события распределены между семью небольшими эпизодами. Лагерь уцелевших кишмя кишит от знакомых лиц. Звезды голубого экрана охотно общаются с главгероем, выдают различные задания и вступают в товарно-денежные отношения. Бартером заправляет небезызвестный Сойер. Только у него можно выменять жизненно необходимые факелы или топливо для керосинки. Особенно остро проблема освещения проявляется в минуты нахождения внутри зловещих пещер. Прогулка по подземным просторам таит в себе множество опасностей, главные из которых… – капли воды, падающие с потолка и внезапные порывы ветра. И те и другие могут навеки затушить освещающее путь пламя в руке Элиота. В этом случае его ждет неминуемая смерть от разрыва сердца: все-таки далеко не каждый человек способен сохранить самообладание, оставшись в кромешной темноте один на один с затаившимися хищниками. Однако простая осторожность позволит избежать досрочной перезагрузки. С рабочим «фонариком» герою ничто не страшно. Забеги по тропическим «лесам» - наиболее динамичная составляющая Lost: Via Domus. Перепрыгивая через поваленные деревья, любопытному фотографу придется удирать от смертоносного «дыма» и враждебно настроенных аборигенов. Заблудить в кажущихся поначалу бесконечными джунглях крайне трудно – заботливо расставленные ориентиры всегда укажут верный путь.

Зеленая растительность, кстати, отлично демонстрирует широкие возможности местного движка, засветившегося в консольно-патриотическом шутере America's Army: True Soldiers. Модели персонажей и протагониста в частности, выполнены безупречно. Чего только стоит небрежная щетина на лице фотокорра. А вот со звуковой составляющей у разработчиков вышла промашка. Казалось бы, что уж в Via Domus мы точно должны услышать голоса всех ключевых актеров, однако, в озвучивании игры приняла участие лишь часть второстепенных «лицедеев».

Позорное клеймо «игр по мотивам» не смогло обойти стороной нынешнее творение Ubisoft. В лучшем случае Lost: Via Domus можно использовать исключительно как виртуальный гид по местам славы, ибо никакой смысловой и сюжетной ценности проект не имеет.

Плюсы: симпатичная картинка; знакомые по телесериалу герои.
Минусы: скоротечность; однообразный геймплей; не имеющий никакой ценности для фанатов сюжет.

Рейс Oceanic 815 терпит крушение над миловидным островком посреди Тихого океана. Части пассажиров чудом удается выжить. У многих в голове куча тараканов, за спиной — непростое прошлое, а в персональном шкафу — громадные такие скелеты. Идут дни, но спасение не приходит. Чем дальше «пропавшие» углубляются в дебри джунглей, тем больше мистических загадок подкидывает таинственный остров. Людей преследуют странные видения, их губят собственные страхи, алчность, глупость и таинственное бестелесное существо. Пассажиры авиалайнера оказываются не единственными людьми на этом забытом богом клочке суши. И даже когда спасение кажется очевидным — остров не спешит отпускать души своих пленников.

Lost: Via Domus
В секретной локации «Медицинская станция» обязан побывать каждый уважающий себя «лостоман».

Телеверсия Lost (или «Остаться в живых», если по-нашему) — коробка с двойным дном. Если смотреть сериал абы как, перепрыгивать с пятого на десятое, делить героев на хороших и плохих — рискуешь ничего не понять и взвыть от отчаяния. Стоит только подойти к предмету вдумчиво — и ты уже «подсел». Соскользнуть почти невозможно. Via Domus усердно копирует дух оригинала. Это вам и разделение на эпизоды, и неслыханная консистенция страстей в последних двух минутах серии, и знакомая фраза «Previously on Lost».

Со ссылками на сериал разработчики переборщили: например, постоянные философские бредни Локка вскоре вызывают только сдержанную улыбку. Но есть вещи, которые вообще нельзя объяснить. Становится не до веселья, когда обнаруживаешь на дверях, что ведут к станции «Пламя», логотип «Лебедя», а в густых зарослях, вопреки логике — наблюдательные вышки «Других».

Ubisoft попыталась отойти от стереотипов игр по фильмам и вытащила из рукава новенького, ничего не помнящего фотографа Эллиота, в роли которого мы и выступаем. Вот только найти в полюбившейся истории место новому персонажу не так уж просто, даже если за спиной у тебя несколько отменных сценаристов и консультантов из числа «отцов» сериала. Еще сложнее завоевать сердце зрителя-игрока. Заставить его размышлять, сопереживать щетинистой кучке полигонов. Особенно если подконтрольный парень не обладает ярко выраженным характером.

Lost: Via Domus
Почти в каждом эпизоде придется поработать электриком.

Игровые будни напоминают Beyond Good & Evil и Myst одновременно. Из первой взяли фотоаппарат, из второй выкинули головоломки, и все это неумело перемотали изолентой. Получилось вполне жизнеспособное чудо, но со странностями. Чаще всего приходится бегать за предметами, лихорадочно искать взором флажки, улепетывая от «монстра», и шататься по пещерам, проклиная факелы, сгорающие со скоростью спички. Пистолет и три пули пригодятся только во второй половине игры. Всюду царит примитивизм. От безделья островитяне балуются бартером. Жаль, местная торговая система бессмысленна. По локациям в обилии разбросаны ценные продукты, а выменивать у торгашей вроде Сойера и Майкла попросту нечего.

Как и в телевизионном Lost, важнейшим инструментом раскрытия интриги и характера остались флешбеки (воспоминания героя). В Via Domus они интерактивны. Эллиоту необходимо воссоздать сделанную им ранее фотографию по обрывкам — это непросто. Игра не прощает даже малейших неточностей в снимке. После персонаж изучает ключевые предметы и с освеженной памятью возвращается к своим делам.

Достойная мини-игра всего одна, и смысл ее уходит к далеким головоломкам начала 90-х. Перед нами щиток с электрической цепью. Шаманя с перемычками, нужно добиться определенного напряжения на приборах. Порой приходится поскрипеть извилинами и повозиться. А вот простейшие компьютерные IQ-тесты в бункерах проходятся за несколько секунд.

Lost: Via Domus
Знаменитое кресло Сойера. фирменная книга Сойера. увы, такое внимание к мелочам оценят лишь самые преданные фанаты сериала.

Семь глав охватывают события первых двух сезонов, и также содержат некоторые объекты и сооружения из третьего. История «проглатывается» за вечер и оставляет ошалевшего от неожиданной концовки игрока в легком смятении. Одни сцены Lost: Via Domus пробирают до мозга костей, другие походят на неуклюжий памфлет. Все, что не запрещено сценарием, разрешено? Размечтались. Не верьте пресс-релизам, кричащим о свободе передвижения и ветвящихся диалогах. Инакомыслия не будет. Дымок — пожалуйста. Загадки — извольте. Но как только Эллиот сворачивает со своей прямой дорожки, невидимая рука Большого Брата мгновенно хватает его за шкирку и бесцеремонно возвращает на исходную позицию. На этом фоне мелочи вроде отсутствия возможности промотать видеоролик забываются быстрее, чем новый хит Тимати.

Остается вопрос: для кого делалась эта неповоротливая компиляция? Для дотошных фан-боев? Подавляющая их часть вряд ли оценит дыры и глупости в сценарии. Остальные либо не поймут, с чего это кореянка заговорила по-английски, почему изменился Чарли и куда делся Майкл, либо их добьет уродливый, невыносимо скучный геймплей. И пусть вас не привлекает папка с бонусами, достающимися при фотографировании памятных объектов из сериала. Поверьте, скудная подшивка концепт-артов не стоит таких усилий. Куда аппетитнее секретная локация, открывающаяся после внимательного изучения пляжа в четвертом эпизоде на предмет чисел «4, 8, 15, 16, 23, 42», или комната с гигантским магнитом.

Движок разработчики из Монреаля опять одолжили у Ghost Recon: Advanced Warfighter, предварительно скрутив с него всю физику. Технология Yeti старательно прикрывает рыхлое тельце Via Domus гламурными фильтрами и рафинадом из шейдеров. Отчасти эй это удается. Расплата за детализацию — частые подгрузки и скромные по протяженности локации. Лица персонажей — отдельная кошачья баллада. Сходство физиономий и фигур «мама ситы» Клэр, пончика Херли, иракского изувера Саида и чудика Дезмонда с реальными прототипами до смешного условно. Ресницы, кстати, отчего-то есть только у дам и Эллиота.

Lost: Via Domus
Если забыть про Crysis, то изрядно пережеванный «моторчик» от GRAW порой приятно удивляет.

Еще одна пакость прокралась довольно неожиданно. Ubisoft объявляла, что над озвучкой игры работают актеры из сериала, да вот о деталях скромно умолчала. Как оказалась, «своими» голосами заговорила только часть персонажей Lost: Дезмонд, Бэн, Том, Михаил, Клэр и Сун. Остальные актеры набирались извне, так что на уши сваливается карикатурное и бездарнейшее подражание интонациям Саида, Джека, Лока, Херли, Джульет и компании. Особенно повеселил псевдотехасский выговор Сойера. Зато к музыкальным аранжировкам Майкла Джаккино у нас претензий нет.

Если бы Via Domus делали в России под надзором какого-нибудь известного оперуполномоченного, то ее бы наверняка обозвали «игрой-реконструкцией». Бегать по «Черной скале», топтать монорельсовые джунгли, срисованные с телеэкрана, да собирать консервы в четырех (включая секретный) бункерах интересно исключительно в познавательных целях.

Налицо простая хитрость канадских ремесленников: побольше раскрученных сериальных «фишек» да поменьше интересного геймплея. Lost можно смело назвать разбалансированной и недалекой во всех смыслах игрой. Но несмотря на это, нетребовательным поклонникам одноименного шоу она вполне может придтись по вкусу. Горький осадок появится через пару дней, а там и до разочарования недалеко.

Если вы хотя бы краем глаза следите за приключениями группы выживших после крушения рейса Oceanic 815, то наверняка знаете, что телесериал Lost («Остаться в живых» по версии телеканала ОРТ) практически полностью построен на тайнах. «Лост» составлен из диалогов, недосказанностей, недоговорок и десятков флэшбеков, которые знакомят вас с непростыми судьбами главных героев. Как на такой зыбкой почве выстроить полноценную игру, нам с самого начала было не очень ясно. Как, похоже, и самим Ubisoft Montreal.

Путь домой

Да-да, вы правильно подумали. Это белый медведь.

Авторы, в этом им не откажешь, очень четко представляют себе свою целевую аудиторию, так что внимание к деталям (несущественным, конечно, для тех кто не знаком с первоисточником) поразительно. Пытливый игрок найдет в кустах искореженную, легендарную уже теперь инвалидную коляску Лока, испытает на себе фирменное хамство Сойера и даже получит по морде от Саида. Всем, кто предыдущее предложение расценивает как горячечный бред, лучше перевернуть страницу прямо сейчас.

Потому что Via Domus демонстративно игнорирует всех непосвященных. Зато подготовленный игрок влюбляется в игру практически моментально. Она генерирует очень важное и редкое чувство причастности к важнейшим событиям сериала. Via Domus очень умело имитирует все ключевые черты своего прообраза. Игра разбита на семь классических серий, с непременным «previously on Lost», серыми буквами в заставке и обязательной кульминацией в конце каждого эпизода. Когда вы впервые увидите фирменный логотип на черном фоне и знакомую музыку, может показаться, что у Ubisoft все-таки получилось.

Но на самом деле Via Domus только и может, что создать правильные ощущения и настроение. И то только для тех, кто к этому готов. Мы бегаем по джунглям, прячемся от черного тумана, изучаем какие-то пещеры с летучими мышами, решаем несложные головоломки. Поклонники телешоу простят все те несуразности, которые обычной игре не простили бы никогда: рассинхронизацию речи и анимации, примитивную головоломку, которая повторяется в игре под любым удобным предлогом, типичный идиотизм в жанре «непроходимые кусты».

Катастрофа (сезон 1, серия 1)

Главный герой приходит в себя где-то в джунглях, а спустя пару минут впервые оказывается на знаменитом пляже, среди обломков самолета. Пока еще не осознавший, что избавился от своей инвалидности, неуклюже ползет по песку, Джек оказывает первую помощь пассажирам. Вы тоже примете деятельное участие в спасении, отключив одну из готовых взорваться турбин самолета.

Черный дым (сезон 1, серия 2)

Презрев предупреждения коллег по несчастью, главный герой отправляется к той самой кабине самолета, где Кейт, Чарли и Джек впервые повстречались с черным дымом. Там, как ему кажется, остались ноутбук и фотоаппарат — вещи, которые помогут восстановить некстати утерянную память. Тут Via Domus предельно верна первоисточнику: монстр все еще здесь, он все еще агрессивен, и от него все еще можно укрыться в деревьях.

Майкл строит плот (сезон 1, серии 14-15)

С этого момента начинается сбой в системе координат. Майкла, рубящего бамбук для строительства плота, мы находим аккурат по пути к носовой части самолета. Тогда как в сериале Майкл ударился в строительство ближе к концу первого сезона. В Via Domus строительство плота начинается буквально со второй игровой серии. Мало того, после этого шапочного знакомства больше Майкла мы не увидим.

Открытие бункера «Лебедь» (сезон 2, серии 1-20)

После злоключений в пещерах, бегства от черного дыма и встречи с «другими» главный герой находит странный компас. И пока мы пытаемся разобраться с этой безделицей, Лок и компания успешно взрывают вход в бункер «Лебедь». Вы, конечно, отправитесь туда, самолично введете в компьютер знакомые цифры и своими глазами увидите ту самую электромагнитную аномалию, которую надо было отключать каждые 108 минут.

«Черная скала» (сезон 2, серия неизвестна)

В течение игры мы несколько раз посетим знаменитый пиратский корабль «Черная скала» — когда по бытовым нуждам (собрать инвентарь), а когда и по сюжетным. То, что главный герой вытворяет на корабле, категорически не вписывается в каноническую историю сериала и идет вразрез с нашими представлениями о том, как развивались события на острове в течение первого и второго сезонов.

Уничтожение бункера «Лебедь» (сезон 2, серии 22-23)

Финал игры, судя по всему, приходится на конец второго сезона. Пока наш герой пытается покинуть остров, Лок проводит эксперимент и отказывается набирать код для стабилизации магнитной аномалии. Результат все мы видели по телевизору: заложенные уши, невыносимый звук, фиолетовая вспышка. То, что дальше увидит главный герой, может оказаться ключом к пониманию всего сериала. А может и не оказаться.

Львы и гориллы

Удивительно это говорить, но местные джунгли могут поспорить даже с Crysis.

В первую очередь, удручает ключевой момент всего сериала — диалоги. Несмотря на то, что почти все главные селебрити оригинала довольно убедительно переехали в 3D, большинство из них изъясняется как после визита к стоматологу. То есть говорят мало, и все какими-то односложными фразами, которые никак не соответствуют оригинальным характерам персонажей. Из-за этого резко проседает вообще вся атмосфера. Многомерные, глубокие персонажи вдруг оказались низведенными до односложных картонных фигур. Сойер — хам и торгаш, Джек — типичный бойскаут, Майкл — истерик.

Во-вторых, Via Domus ощутимо недостает той тягучести, которая стала визитной карточкой телешоу. В игре все происходит слишком быстро, а заложенные разработчиками возможности не реализуются и на двадцать процентов.

Вот, например, торговые взаимоотношения между жадиной Сойером и главгероем. Это на самом деле логично и соответствует сериалу. Создатели даже не поленились назначить каждому товару цену — бутылка воды идет по 10$, фрукты всего по 2$, батончик шоколада за все 50$. Проблема только в том, что торговать не нужно. За всю игру есть смысл купить почти бесполезный пистолет, из которого предстоит сделать всего три выстрела, охапку факелов (они пригодятся ровно два раза) и лампу, которую можно вообще не использовать. Для чего вводить всю эту экономику, если она нужна два-три раза за всю игру, неясно. При этом по уровням обильно разбросаны бутылки воды, фрукты и прочие объекты натурального обмена, но наш герой все это богатство никак не использует.

И так всюду. Скажем, локации. Она замечательно сделаны, все знаменитые достопримечательности (кабина самолета, где был убит «туманом» выживший пилот, бункер с компьютером, в который нужно вводить цифры каждый 108 минут, «Черная скала» со скелетами рабов в кандалах) бережно перенесены на монитор с маниакальным вниманием к деталям. Но пробежать пляж, где, между прочим, вольготно расположилась сотня людей, можно за минуту, моцион по джунглям занимает минуты три.

События в Via Domus развиваются со сверхзвуковой скоростью. Не успели мы пережить падение самолета, осмотреться, а вот Майкл уже машет топором, нарубая бамбук для постройки плота, а вот уже Джек и компания подрывают бункер. Временной промежуток игры в два первых сезона пролетает за несколько внутриигровых серий.

Один из волнительных моментов: игра наконец дает вам пострелять!

Не игра

Но главная беда, как и ожидалось, кроется в механике. В сериале практически нет перестрелок, а мордобой случается обычно по бытовому поводу. Так что очевидной задачей Ubisoft Montreal было сделать приключенческую игру, взяв за образец подражания, например, Fahrenheit. Но то, что в итоге получилось у канадцев, честно говоря, ставит в тупик.

В то время как некоторые персонажи выглядят безупречно, другие как будто только что пережили ряд чудовищных лицевых травм.

Геймплея в игре как такого нет. Есть некий набор важных событий, знаменитых мест, где обязан побывать каждый Lost-гик. Плюс — россыпь звездных персонажей и, собственно, все. Внятно склеить эти разрозненные детали и сделать игру у Ubisoft Montreal не получилось. Все, чем вам предстоит заниматься, — бегать из одной точки в другую (все катастрофически линейно) и перекидываться парой слов с персонажами. Изредка — сюрприз! — придется решать элементарные головоломки (вида «продолжи цифровой или буквенный ряд»), а также играть в сногсшибательную мини-игру «восстанови энергоснабжение». Ну и три выстрела из пистолета опять же.

Другое дело, что такие важные для всех прочих проектов понятия, как геймплей, игровое время, интерактивный опыт, в случае с Via Domus кажутся сущей ересью. Если вы поклонник сериала, конечно. Кроме персонажей, локаций и музыки тут есть главное — сюжет, написанный в лучших традициях. Сценаристы (а это, между прочим, люди из телевизионной команды) не выдвинули на главную роль известного персонажа, а придумали нового. Еще один выживший рейса Oceanic 815 — некий фоторепортер, потерявший после крушения память. Пока он чешет голову и пытается вспомнить собственное имя, вокруг, как и положено, творится фирменный «лостовский» сюрреализм. Неизвестный мужчина в строгом костюме бьет главперсонажа по лицу и грозить убить, в самый неожиданный момент появляются говорящие призраки и прочий полтергейст.

Процесс восстановления памяти главного героя происходит во время многочисленных флэшбеков, то есть интерактивных воспоминаний. Все путешествия в прошлое разработчики оформили в виде затейливой мини-игры под названием «начинающий фотограф». Задача игрока — заснять на фотопленку определенных людей в определенный момент и в определенном ракурсе. Если все получится, воспоминания записываются вам на подкорку, а игра позволяет немного походить по кусочку собственной памяти и пообщаться с парой персонажей.

На вопрос «получилось ли у Ubisoft?» можно дать практически любой ответ. Если речь идет о том, чтобы перенести, с некоторыми оговорками, структуру и фирменные качества сериала на наши мониторы, то, наверное, да, получилось. А вот если речь идет о том, чтобы сделать интересную игру, то скорее нет.

Тем не менее Lost: Via Domus ловко давит на специальные фанатские эмоции, на какую-то ностальгию по временам первых двух сезонов, играет на любопытстве, заставляет, как и сериал, верить, что вот чуть-чуть — и произойдет что-то важное. Такой нехитрой мотивации с запасом хватает на эту небольшую историю, которой интерактивный Lost, по сути, и является. А сейчас — извините, у них там в четвертом сезоне вертолет по пути к кораблю пропал.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 6

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Если вы, как и многие сотрудники «Игромании», с замиранием сердца следите за четвертым сезоном, то Lost: Via Domus обязательна к ознакомлению. Всем остальным вход противопоказан.

Читайте также: