Legends of eisenwald обзор

Обновлено: 07.07.2024

В 2004 году несколько начинающих белорусских разработчиков выпустили «Времена раздора» — пошаговую стратегию, которая с виду казалась простенькой, а на деле была весьма и весьма глубокой . Ее сравнивали с Disciples — и заслуженно. Только «Времена» были куда более ролевыми и несколько менее стратегичными.

Сейчас студия Aterdux ваяет идейное продолжение. О том, что пришлось испытать разработчикам, создавая «Легенды Эйзенвальда», читайте в нашем интервью. Здесь мы поделимся впечатлениями от бета-версии игры.

«Легенды Эйзенвальда» — это гибрид ролевой игры и пошаговой стратегии. С самого начала нам предстоит выбрать класс протагониста — всего их три: рыцарь, баронесса и мистик. Первый рубит, вторая стреляет, последний колдует. Герои, как и в серии Disciples, сражаются наравне с простыми воинами; кроме того, с ростом уровня каждый из них может развивать уникальные ветви лидерских и боевых навыков.

Сопровождают нашего Дон Кихота бойцы, нанимаемые в окрестных городах и весях. Как и главный герой, со временем они растут в уровне, попутно приобретая новые профессии: юный дворянин, вооруженный только мечом, может стать закованным в тяжелую броню паладином или же ловким бретером, который молниеносно орудует рапирой и кинжалом. Чем именно — решаем сами, потому что каждого бойца можно экипировать по вкусу. Дадим пехотинцу в руки шестопер — он будет оглушать врагов, понижая их характеристики, а если хочется просто наносить побольше урона, тяжелая секира станет лучшим другом солдата.

Legends of Eisenwald

Вся наша бравая компания немало времени проводит на глобальной карте, перемежая погони за ретивыми разбойниками визитами на ближайший рынок. Как в King’s Bounty — герой, его враги и нейтральные персонажи передвигаются одновременно и в реальном времени.

Legends of Eisenwald

Во время сражения воины выстраиваются на гексагональном поле в три линии: сперва бойцы ближнего боя, за ними стрелки, ну а тщедушные маги — в самом тылу. Когда наступает ход очередного персонажа, он может либо атаковать того противника, до которого может добраться, либо применить некую способность — каждое действие должно быть результативным. Пустых ходов в игре нет — даже привычная со времен Disciples защитная позиция тут доступна далеко не каждому бойцу.

Начальная расстановка воинства решает очень многое. Сумеет ли пехота сдержать прорыв врага к лучникам? Получится ли у нашего мечника одним махом пробраться в тыл и устроить там резню? Может, не рисковать и поставить его во второй ряд — подальше от вымахивающего фламбергом громилы? Все это нужно тщательно продумывать — ошибок игра не прощает.

При этом универсальных «рецептов» победы нет. Скажем, дуэлист, легко ликвидирующий по одному легкому отряду за ход, обломит зубы о бронированного «танка». А «танку», в свою очередь, стоит бояться арбалетов и секир, игнорирующих часть физической защиты.

Чтобы увидеть, как работает боевая система, изучим одну из битв — штурм города Зенкцунга. Как осаждающие мы получаем штраф к здоровью, кроме того, противник превосходит нас числом. Перед боем набираем пушечного мяса — двух пехотинцев и лучника, — чтобы за их счет продержаться пару лишних ходов.

Волшебница «ускоряет» булавоносца, чьи удары понижают атаку, чтобы он связал боем самого опасного противника — бронированного мечника. Тем временем благословленный епископом дуэлист при поддержке стрелков штурмует правый фланг — важно «снести» пикинера, который в свой ход может добить слабо защищенного фехтовальщика.

Пока стрелки оппонента развлекались отстрелом легкой пехоты, наши ветераны сделали свое дело: правый фланг зачищен, а на левом идет вялый обмен ударами — тяжелый пехотинец хорошо справляется. Осталось пройтись по вражеским тылам и уже всеми силами ударить по командиру гарнизона.

Самое обидное, что всю тактику в бете портит интерфейс и отсутствие спецэффектов: не один десяток боев проходит, прежде чем начинаешь понимать, кто и кого бьет. Нужного воина перекрывает сосед? Исхитритесь, но клацните именно на него — «промах» чреват перезагрузкой. Не понятно, кто «выносит» наших магов? Присмотритесь к лучникам — хитрая анимация «маскирует» их диверсии. В ту же степь и управление на глобальной карте. Попривыкнув к тутошней навигации, признаешь, что она по-своему удобна, но доводить до ума в ней надо очень многое — и как раз этим разработчики сейчас занимаются

В той версии, которую мы опробовали, был только один сценарий. В некотором царстве (вернее, баронстве) сюзерен всех окрестных земель решил устроить маскарад. Отправившись на это мероприятие, наш герой услышал сакраментальное «Карнавала не будет!»: его сиятельство, оказывается, соизволили исчезнуть, не оставив п­­рощальной записки. Начальник стражи просит нас разобраться с проблемами, вызванными отсутствием барона: всего-то ничего — повывести мародеров, уберечь заставы от зарвавшихся соседей, а заодно найти все-таки пропавшего сюзерена.

Legends of Eisenwald

Legends of Eisenwald

Почти десять лет прошло с выхода «Времен раздора» — предшественницы «Легенд». Далеко не каждый о ней слышал, но внимания она достойна не меньше, чем тот же «Эадор».

«Времена раздора» — пошаговая тактика с ролевыми элементами. В ней мы играли таким же, как и в «Эйзенвальде», странствующим дворянином. На выбор предлагалось несколько длинных кампаний и отдельных сценариев, в которых герой мог послужить на благо королевства, освободить возлюбленную и покарать злобных некромантов.

Путешествия по глобальной карте были устроены так же, как и в «Легендах», — разве что тогда графика была беднее. Сражения очень походили на бои в Disciples: бойцы точно так же стояли друг против друга и обменивались ударами. То или иное построение одних и тех же солдат могло привести как к сокрушительному поражению, так и к блистательной победе.

И хотя особой популярности «Времена раздора» не сыскали, преданные поклонники играют в них и по сей день. Не так давно игра обзавелась редактором сценариев — быть может, любительские модификации вдохнут в игру новую жизнь. В «Эйзенвальде» сохранились почти все ключевые идеи «Времен раздора» — графика и тактический режим сделали большой шаг вперед, остальное десять раз переобдумали, но суть в целом та же.

Досадно, что опробовать удалось всего один сценарий, — хоть он и большой, серьезные выводы по нему делать рано. То, что мы увидели, нас воодушевило, но больно уж сыра текущая бета «Эйзенвальда». Успеют ли все доделать к сентябрю — большой-пребольшой вопрос.

Игра «Легенды Эйзенвальда» провела в раннем доступе столько времени, что многие отчаялись дождаться релиза. Но, несмотря на долгий (мы брали у разработчиков интервью еще два года назад) и сложный путь, белорусская команда Aterdux все-таки довела дело до конца.

Авторы называют игру «симулятором странствующего рыцаря»: своего рода помесь King’s Bounty с Mount & Blade. От последней — мир, в котором фракции и династии ведут дела, ссорятся и делят земли, а политическая карта изменяется чуть ли не ежедневно. От King’s Bounty — главный герой (или героиня), странствующий во главе небольшого отряда, влезающий в неприятности и разбирающийся с ними в тактических боях.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Сражения — самая знаковая фишка игры. И вроде бы знакомо до боли: наш отряд, отряд противника, поле из шестиугольников, пошаговый режим, бойцы ходят согласно значению инициативы. Но все меняет одна деталь: солдат нельзя просто перемещать. В свой ход боец должен или атаковать, или (если он уже влез в бой) отступить, или применить навык.

Нельзя поставить копейщика прикрывать стрелков. Нельзя поместить конницу подальше от врага, чтобы она взяла разгон. Нельзя заранее заметить, что враг прорубается в тылы, и отвести арбалетчиков на другую сторону поля. Нельзя целую кучу всего, что раньше казалось очевидным.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Боевка мотивирует ломиться вперед, и редкая стычка занимает больше, чем пять-шесть ходов. В любой момент все может покатиться в тартарары из-за одной глупой ошибки. но и одно верное движение тоже может переломить ход сражения. Восхитительное чувство.

Не раз и не два вам покажется, что вы наконец-то собрали непобедимую армию, но игра наверняка подсунет вам сюрприз. Скажем, ваша элитная кавалерия будет вынуждена спешиться и лезть на стены замка, под копья и арбалетные болты. А лучшая в мире пехота столкнется с чернокнижником, призывающим бесплотных духов: их руби не руби — все едино, а защищают от привидений лишь вера и сила воли.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Случаи вроде последнего нечасты, но чем дальше по сюжету, тем их больше. С точки зрения атмосферы игра напоминает сагу о Рейневане Анджея Сапковского, в которой историческая правда органично соединена с вымыслом — но вымыслом строго в духе средневековых европейских суеверий.

Здесь ведьмы заговаривают целебную воду и наводят порчу, и нет ничего необычного в священнике, который молитвой укрепляет руку воина и калечит еретиков силой святого слова. Здесь неупокоенные мертвецы бродят по дорогам и поют псалмы на латыни. Здесь лучше не заходить в лес после заката — там действительно много всякой чертовщины.

Но здесь нет типовых магов, швыряющихся огненными шарами и молниями. Здесь вполне обычные люди творят чудовищные вещи без помощи потусторонних чудовищ. В средневековье «Эйзенвальда» мистика вплетена очень органично.

Сюжет ведет от одной огромной локации к другой и сам выбирает нам друзей и врагов. Вернее, предоставляет список — а уж из него мы выбираем, кто друзья, а кто враги. И этот выбор очень часто потом аукается. До последнего пытались уберечь товарища от измены? Он сохранит о вас теплые воспоминания и придет на помощь. Помирили семью капиталистов, рыцарский орден и церковников, заставив двух первых пожать друг другу руки на руинах церковных замков? Не надейтесь, что епископ погладит вас по головке парой миссией позже.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Впрочем, сюжет все равно деспотичен: ваше альтер эго, как и Корво из Dishonored, с навешанной на уши лапшой будет бегать по поручениям очевиднейших предателей и злодеев. Однако позже сюжет сделает несколько поворотов, немного развяжет игроку руки, и станет понятно, почему делать то, что давно хотелось, — не такая уж и хорошая мысль.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Глобальная претензия к «Эйзенвальду» только одна — техническое исполнение. Не из рук вон скверное, но чрезвычайно неаккуратное. Многие персонажи двигаются как манекены. Стрелки палят из пустых луков и арбалетов — стрелы не отображаются вовсе. Интерфейс — на уровне «играть можно, и ладно». Порой игра вылетает: у меня «Легенды» обвалились три раза, и каждый раз в конце затяжного и сложного сражения.

Но это можно пережить. Крохотная белорусская команда сделала замечательную игру, и то, что превращает ее в замечательную, выполнено отлично. А все остальное — просто не мешает. Разок скривились и перестали обращать внимание.

Игра «Легенды Эйзенвальда» провела в раннем доступе столько времени, что многие отчаялись дождаться релиза. Но, несмотря на долгий (мы брали у разработчиков интервью еще два года назад) и сложный путь, белорусская команда Aterdux все-таки довела дело до конца.

Авторы называют игру «симулятором странствующего рыцаря»: своего рода помесь King’s Bounty с Mount & Blade. От последней — мир, в котором фракции и династии ведут дела, ссорятся и делят земли, а политическая карта изменяется чуть ли не ежедневно. От King’s Bounty — главный герой (или героиня), странствующий во главе небольшого отряда, влезающий в неприятности и разбирающийся с ними в тактических боях.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Сражения — самая знаковая фишка игры. И вроде бы знакомо до боли: наш отряд, отряд противника, поле из шестиугольников, пошаговый режим, бойцы ходят согласно значению инициативы. Но все меняет одна деталь: солдат нельзя просто перемещать. В свой ход боец должен или атаковать, или (если он уже влез в бой) отступить, или применить навык.

Нельзя поставить копейщика прикрывать стрелков. Нельзя поместить конницу подальше от врага, чтобы она взяла разгон. Нельзя заранее заметить, что враг прорубается в тылы, и отвести арбалетчиков на другую сторону поля. Нельзя целую кучу всего, что раньше казалось очевидным.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Боевка мотивирует ломиться вперед, и редкая стычка занимает больше, чем пять-шесть ходов. В любой момент все может покатиться в тартарары из-за одной глупой ошибки. но и одно верное движение тоже может переломить ход сражения. Восхитительное чувство.

Не раз и не два вам покажется, что вы наконец-то собрали непобедимую армию, но игра наверняка подсунет вам сюрприз. Скажем, ваша элитная кавалерия будет вынуждена спешиться и лезть на стены замка, под копья и арбалетные болты. А лучшая в мире пехота столкнется с чернокнижником, призывающим бесплотных духов: их руби не руби — все едино, а защищают от привидений лишь вера и сила воли.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Случаи вроде последнего нечасты, но чем дальше по сюжету, тем их больше. С точки зрения атмосферы игра напоминает сагу о Рейневане Анджея Сапковского, в которой историческая правда органично соединена с вымыслом — но вымыслом строго в духе средневековых европейских суеверий.

Здесь ведьмы заговаривают целебную воду и наводят порчу, и нет ничего необычного в священнике, который молитвой укрепляет руку воина и калечит еретиков силой святого слова. Здесь неупокоенные мертвецы бродят по дорогам и поют псалмы на латыни. Здесь лучше не заходить в лес после заката — там действительно много всякой чертовщины.

Но здесь нет типовых магов, швыряющихся огненными шарами и молниями. Здесь вполне обычные люди творят чудовищные вещи без помощи потусторонних чудовищ. В средневековье «Эйзенвальда» мистика вплетена очень органично.

Сюжет ведет от одной огромной локации к другой и сам выбирает нам друзей и врагов. Вернее, предоставляет список — а уж из него мы выбираем, кто друзья, а кто враги. И этот выбор очень часто потом аукается. До последнего пытались уберечь товарища от измены? Он сохранит о вас теплые воспоминания и придет на помощь. Помирили семью капиталистов, рыцарский орден и церковников, заставив двух первых пожать друг другу руки на руинах церковных замков? Не надейтесь, что епископ погладит вас по головке парой миссией позже.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Впрочем, сюжет все равно деспотичен: ваше альтер эго, как и Корво из Dishonored, с навешанной на уши лапшой будет бегать по поручениям очевиднейших предателей и злодеев. Однако позже сюжет сделает несколько поворотов, немного развяжет игроку руки, и станет понятно, почему делать то, что давно хотелось, — не такая уж и хорошая мысль.

Рыцарь на распутье. Обзор «Легенд Эйзенвальда»

Глобальная претензия к «Эйзенвальду» только одна — техническое исполнение. Не из рук вон скверное, но чрезвычайно неаккуратное. Многие персонажи двигаются как манекены. Стрелки палят из пустых луков и арбалетов — стрелы не отображаются вовсе. Интерфейс — на уровне «играть можно, и ладно». Порой игра вылетает: у меня «Легенды» обвалились три раза, и каждый раз в конце затяжного и сложного сражения.

Но это можно пережить. Крохотная белорусская команда сделала замечательную игру, и то, что превращает ее в замечательную, выполнено отлично. А все остальное — просто не мешает. Разок скривились и перестали обращать внимание.

В поисках игр по следующим критериям — ролевая, тактика, историчность — я нашел Legends of Eisenwald. И… вернулся в детство.

К сожалению, вернулся я в него не в самом приятном смысле этого слова. Как только я начал играть, сразу же воскликнул: «Это же времена раздора!».

Да, не прошло и 15 минут игры, как я увидел игру 2004 года выпуска, что выпустила компания Alawar в 2007 году. И да, после трудного и необычайно долго расследования (я просто отходил на пару часов, а потому не сразу заглянул в Википедию), я узнал, что у обеих игр один и тот же разработчик, белорусская студия Aterdux Entertainment. И более того, легенды позиционированы авторами как продолжение «Времен раздора».


Потому я решил рассказать чем «легенды» отличаются от «раздора». К сожалению, изменений крайне мало.

Первое изменение: 3D боевая система.


Авторы решили, вместо карточной игры, сделать, это… Кажется, «О, тактика, отлично! Прогресс на лицо!». На самом деле нет, принцип боевой систем остался неизменным с 2004 года. В построение есть 3 линии: бойцы ближнего боя, стрелки и поддержка. Собственно, три героя, что нам дают на выбор в самом начале игры, отображают все 3 линии. Несмотря на то, что игра позиционирует себя как тактика, это ложь. Ну, или лишь частичная ложь. Так как в ней, вы не можете передвигать солдат, так как вы не можете передвигать свой отряд, куда хотите по полю бою. Боевой потенциал представлен следующим образом: удар обозначенной цели, да, мы не можем атаковать кого хотим, пропуск хода, применение способности, выпить зелье. Все, карты необычайно маленькие, такие вещи как удар с фланга, обход, засада и прочие просто отсутствует. Крайне слабая тактика.

Второе изменение: визуальный стиль.

Это — легенды А это — времена раздора

И вот тут лично мне не понятно, зачем было менять визуальный стиль?

Третье изменение… а его нет. Всё, это всё, чем эти две игры отличаются! Да, в «легендах» вы можете сами создавать кавалериста из пешего воина, но это не сильно важно.

А теперь, я перейду к тем аспектам, что мне нравятся в обеих этих играх. И первое: развитие и микроменеджмент. Развитие здесь есть двух типов: герой, солдаты. В то время как герой прокачивает определенные способности в трех ипостасях: лидерство, экономика, боевая часть, то солдаты просто апгрейдятся. Как в Mount and Blade или серии игр Disciples, что лично мне всегда нравилось. На каждом новом уровне апгрейда бойцы получают способности, либо просто становятся жирнее.



Второй аспект: то что можно назвать словом «шмотки»: оружие, лошади, броня, талисманы и прочее. Тут пояснять ничего не надо. Увеличивает защиту, атаку, инициативу и так далее, причем я не заметил дебафов, от чего огорчился, но лишь слегка.

Третий аспект: сюжет. И вот тут я жалею, что не страдаю амнезией. Так как сюжет «времен раздора» пусть и сохранился не полностью, но все же я точно знаю, что в «легендах» по сути тот же сюжет. Так что… просто расскажу начало обоих, благо, это не сложно.

Атмосфера в обеих играх «темное низкое фэнтези». Серьезно. В играх нет эльфов, огров, гномов и прочих существ. Зато есть упыри, вампиры, чернокнижники и прочая нечисть из легенд средних веков. Что вызывает некое уважение к разработчикам. Серьезно, даже сейчас это смотрится ново и свежо. В обоих случаях мы довольно знатный феодал, задача которого разобраться в том, что произошло с нашей семьей. Как феодал мы можем собирать налоги со своих владений и решать проблемы местных. Обычно эти проблемы зовутся «бандиты».


Есть различные второстепенные задания, которые помогут поднять неплохой гешефт и… тут, как бы сказать помягче, видно, что авторы пытались в серую мораль, а потому, типичное задание сводится к тому, что мы как знатный сеньор должны узнать правду. Например, правда ли, что сеньор Райке, наш вассал, занимался естественными делами с некой девой, и теперь обязан на ней жениться. Просит нас об этом мачеха этой самой сеньоры. По ходу дела мы узнаем, что мачеха приторговывает своей падчерицей, а сеньор Райке решил, надо это уладить по-тихому. И да, Райке был клиентом девушки. Узнав всю эту информацию, у нас есть два пути: сдать мачеху городскому совету и второй — взять деньги от мачехи, чтобы она продолжала свою деятельность. Мачеха также говорит, что если мы её сдадим, то дочь изгонят из города за такое поведение. И вот, выбор: поступить как человек чести, обрекая по сути невинную девушку на голодную смерть за воротами города, либо продаться, но подставить господина Райке. Кажется, отлично! Но только кажется. Мы можем нивелировать вариант изгнания тем, что вместо награды попросим городской совет взять опеку над девушкой.

И это делает серую мораль уж не такой серой. Да, есть более серьёзные задания, более жесткие, но картину они мало меняют.

К счастью, спасает основной сюжет, который я не буду спойлерить. Хотя, если вы играли во «времена раздора», то спойлеров для вас не будет.

Также у игры крайне бедное звуковое сопровождение, а от анимаций становится больно уже в пятом однотипном бою.

Так плохи ли легенды? Нет, для игры, которую по сути сделали два человека (максимальная численность студии была 7 человек), она великолепна. Но, к сожалению… цена в 499 рублей портит все. Тут можете сказать: «Но автор, это же недорого». На что я скажу — дорого. Expeditions: Viking стоит столько же. А первая часть серии Expeditions, вышедшая на два года раньше — всего 149. А контента в ней раз в сто больше, особенно в плане боёвки. Да, это мнение фаната «Раздора». Поэтому мне обидно.

Читайте также: