Когда вышла civilization 5

Обновлено: 06.07.2024

Civilization — тот редкий случай, когда про игру такого жанра и масштаба не нужно писать пустых вводных слов. Про «большую стратегию, в которой надо управлять цивилизацией от изобретения колеса до полетов в космос» слышали даже очень далекие от компьютерных игр люди. А в нашей стране, где «Цивилизация» появилась двадцать лет назад на первых «ай-би-эмах» в поздних советских НИИ и за пару лет разошлась чуть ли не по всем компьютерам в стране, у игры сложился по-настоящему культовый статус. Но перед тем, как мы начнем подробно объяснять, за что у Civilization 5 стоит на соседнем развороте именно такая оценка, позвольте одно небольшое, но важное наблюдение.

Вот, новый наворот

Внимание, внимание, полная боевая готовность: слоны на подступах к Ярославлю, повторяю.

Последние десять лет у сериала глобальных походовых стратегий Civilization была одна серьезная проблема: у любого человека, не выросшего на хардкоре девяностых, для того чтобы въехать в суть происходящего в этой игре, уходили долгие часы. В эпоху пятиминутных «туториалов» и интуитивно-понятного геймплея мало кто был готов тратить часы только для того, чтобы выучить все правила и подготовиться к нормальной игре.

В какой-то момент начало казаться, что авторы стали заложниками собственных фанатов, которым, как известно, от продолжений своей любимой игры обычно нужно, чтобы все было «побольше» и «посложнее». Во второй, третьей, четвертой части «Цивилизации» базовая концепция этой гениальной стратегии все усложнялась: число видов войск увеличилось в несколько раз, у юнитов появился опыт, а у городов — культурные границы, возникла религия, возможность для дипломатической победы, торговли стратегическими ресурсами, экономических войн и прочих сложных геополитических штук. В конце концов в самом последнем издании Civilization 4 (обвешанная сверху двумя аддонами и переизданием) была настолько плотно нафарширована мелочами и деталями, что на поздних этапах игры каждый ход мог отнимать по несколько десятков минут, а войны растягивались на долгие часы. Тактика теряла всякий смысл и сводилась к тому, чтобы переориентировать экономику на войну, быстро набрать армию из пятидесяти танков и раскатать гусеницами все города противника.

До изобретения навигации и начала эпохи Великих географических открытий большая часть карты будет закрыта облаками.

Не сказать чтобы авторы сами не понимали, что «Цивилизация» из стратегии, в которую в начале девяностых играли в буквальном смысле все, начала превращаться в маргинальное развлечение. Два года назад в Civilization: Revolution — специальной версии «Цивилизации» для консолей — была предпринята попытка еще раз вернуться к массовому игроку. Основные концепции игры были упрощены, интерфейс, по сложности не уступающий программе для анализа биржевых котировок, был практически полностью переброшен на горячие клавиши, а даже самая долгая партия не затягивалась на сутки, и судьба мира решалась максимум за пять-шесть часов. Впрочем, все начинания убил предельно несговорчивый AI, который рано или поздно все равно объявлял войну (несмотря на всю дипломатию и ваше численное превосходство), и «Цивилизация» в таком исполнении была больше похожа на упрощенный варгейм с красивой графикой.

Во всем этом контексте главное сегодняшнее достижение Firaxis и Сида Мейера — в Civilization 5 они не побоялись пойти по пути Revolution, в основе оставили концепцию той самой первой «Цивилизации», а все, что придумали за последние двадцать лет, — переделали заново.

«Цивилизация» — игра, целиком построенная на собственной системе условностей и фирменных отличительных черт. Самая большая проблема любого человека, который хоть раз искренне пытался поиграть в Civilization, — это быстро разобраться с тем, что, собственно, происходит на экране. Ниже вас ждет трехминутный справочник по важнейшим базовым концепциям Civilization 5, о которых лучше знать перед тем, как садиться за эту игру.

1. Три главных параметра и главных цвета, которыми описывается состояние дел в нашей цивилизации. Синий — прирост очков науки за ход; с наукой все просто, чем больше ваши города ее генерируют, тем быстрее вы исследуете новые технологии, открываете доступ к новым зданиям, юнитам и социальным парадигмам. Желтый — цвет денег; золото — важнейший ресурс Civilization 5; в этой игре почти все, что нельзя захватить или изучить, можно купить. Фиолетовый — количество очков «культуры» за ход. Чем культурнее наше общество, тем быстрее растут границы городов и открываются новые общественные доктрины.

2. Важность города в большинстве случаев можно определить на глаз — мегаполисы выглядят заметно крупнее поселков. Тем не менее, чтобы вы знали, большое число рядом с названием города обозначает количество жителей, зеленая цифра — количество ходов, оставшихся до очередного роста населения, а красная — число ходов до окончания строительства выбранного здания. Наконец, самое важное число нарисовано рядом с иконкой щита — это уровень толщины городских стен и защиты от вражьих атак.

3. Исчерпывающая информация о выбранном в текущий момент юните. Главный параметр, который нужно знать о любых войсках в Civilization 5, — сила их атаки (или защиты — в пятой части все проще). Маленькими пиктограммами обозначаются все «перки» выбранного юнита, которые он зарабатывает, набирая опыт в бою: бонусы к атаке с различных типов ландшафтов, прибавки к восстановлению «здоровья» и т.п.

4. Государственная граница — очень важная штука в пятой части Civilization. Близость двух амбициозных держав друг к другу автоматически рождает нездоровую напряженность, а «культурная гонка», направленная на расширение границ своих городов, может легко обернуться военной операцией.

5. Доступ к стратегическим и товарным ресурсам — ключевая вещь для того, чтобы обеспечить спокойствие и довольство вашего населения. Вовремя построенная плантация в банановой роще или натянутые в местах рыбьего нереста сети дают не только рост «счастья» в городах, но и коммерческую выгоду.

Теперь работает

Хиавата — великий вождь ирокезов — даже после того, как его цивилизация изобрела космические полеты, так и не перестал приходить на переговоры в перьях и с акульими бусами.

Как и раньше — игра начинается с выбора цивилизации, которую вам в ближайшие 6000 лет предстоит довести от стадии родоплеменного поселения до статуса ядерной сверхдержавы. Как и обычно, у каждой из наций есть свои особенности: так, например, индусы получают огромный бонус к приросту населения в городах, англичане — улучшения у морских войск, русские — конного юнита Cossack и здание Krepost и т.д.

Большинство партий в «Цивилизации» происходит на случайно сгенерированных картах (как и прежде, перед началом игры настроить можно буквально все: от размеров планеты до особенностей климата и ландшафта). Как и раньше — действие одной классической партии занимает 500 ходов и охватывает период с 4000 г. до н.э. по 2050 год. Начиная с основания вашего первого города, изобретения колеса и первой стычки с варварами, вы сквозь столетия проведете вашу цивилизацию в век интернета и нанотехнологий. если, конечно, сумеете поделить планету с другими цивилизациями.

Москва 2025: если приглядеться, то в историческом городском ансамбле возле Кремля среди церквей можно разглядеть пирамиду Хеопса.

Серьезные изменения произошли и с тактической частью игры. В пятой части наконец-то пропала необходимость в содержании огромных армий и ведении бесконечных столетних войн. Держать в городах гарнизон из десятка отрядов не просто не нужно, но и невозможно — в одном поселении (да и вообще в любой клетке на карте) может одновременно находиться только один юнит.

Эта, казалось бы, мелочь, радикально меняет весь геймплей. И если раньше война в «Цивилизации» рано или поздно начинала утомлять, то в Civilization 5 вы внезапно обнаружите, что впервые за много лет с диким интересом передвигаете по карте солдатиков и бомбите города артиллерией. Поселения, даже без гарнизона, не так-то просто захватить, но даже армия из пяти отрядов в умелых руках способна здорово напугать противника. Впервые за всю историю «Цивилизации» такие вещи, как опыт юнитов, полученный в бою, особенности рельефа и тому подобные мелочи вдруг на самом деле начинают существенно влиять на игру. При строительстве городов важно учитывать оборонные преимущества местности: у крепости, зажатой между скалами, может, и не самое выгодное экономическое положение, зато за один ход ее может атаковать только один вражеский юнит.

Ковровая атомная бомбардировка — по-прежнему самый убедительный способ донести до соседей по планете всю серьезность своих намерений.

Такая продуманность характерна буквально для каждого мелкого элемента этой игры. Самое смешное, что все те механизмы, которые, по идее, закладывались еще в Civilization 4, спустя пять лет наконец-то заработали по-настоящему.

Например, случилось невероятное: в пятой части вы можете действительно пройти всю партию и ни разу не вступить в войну. Экономика и дипломатия — важнейшие элементы игры. Самое большое нововведение в классическую Civilization-концепцию — независимые города-государства. Кроме вас и цивилизаций-соперников, по островам и континентам разбросан десяток-другой «вольных городов». В отличие от «больших» цивилизаций, моногорода не расширяют сферу своего влияния и не воюют за пределами своих границ.

Так вот, просто взять и завоевать эти удельные княжества — далеко не самая умная политика. Развив экономику и как следует накачав деньгами местных князьков, можно получить не только порядочные прибавки к торговле и культуре, но и хорошего союзника на случай войны с другой цивилизацией.

Кроме того, AI стал куда гибче в вопросах дипломатии. И если раньше во время войны враг шел на переговоры, только когда уже догорали последние родные хаты, а ваши армии подходили к его столице, то в Civilization 5 возможны такие ситуации, когда на ваше мирное королевство нападает заведомо более сильный противник, но после нескольких неудачных наступлений легко соглашается на перемирие и даже какие-то контрибуции.

And no religion too
Sid Meier’s Civilization 5

Отмена в Civilization 5 религий как одной из ключевых игровых концепций была воспринята наиболее радикальными фанатами как чуть ли не главный повод лишний раз начать в интернете скандалы и крики на тему оказуаливания. На самом деле тут важно помнить, что в предыдущей, четвертой «Цивилизации» религии были чуть ли не главным объектом для шуток.

Во-первых, религии были уравнены по силе «проникновения» в массы, и стремительное развитие технологий в середине игры делало практически бессмысленными христианство или ислам — по механике игры к моменту их изобретения уже практически везде успевали проникнуть более ранние индуизм или конфуцианство. Во-вторых, юнитами-миссионерами, распространяющими вашу государственную религию, практически никто не пользовался — долго, неэффективно, да и утомительно. Наконец, в-третьих, в средневековье дипломатия между двумя странами с разными религиями обычно сводилась к реплике «умри неверный!» — что, как вы понимаете, несколько затрудняло торговлю и культурную экспансию.

Культурные люди

Рыцари — в позднем средневековье самый подходящий юнит для тех, кто хочет быстро и внезапно расширить свою империю.

Вообще, воевать в пятой «Цивилизации» — дорого, невыгодно и рискованно, да и зачем воевать, когда практически любой вопрос можно решить золотом? Ваши соседи по планете — страшные торгаши, и они с удовольствием предложат вам приобрести или обменять различные ресурсы, заключить соглашение в сфере научно-технического сотрудничества, а за хорошие деньги вам могут продать целые города.

Впрочем, необходимости иметь десятки городов в Civilization 5 нет. Последнее серьезное нововведение пятой части: благополучный рост ваших поселений возможен, только если ваши подданные довольны жизнью. То есть если раньше в «Цивилизации» уровень «роскоши» давал лишь минорные бонусы, то теперь сытость электората и его доступ к зрелищам — прямой ключ к успешному развитию страны.

В пятой части механика ненавязчивым образом заставляет вас так или иначе на определенном этапе переориентировать вашу варварскую нацию во что-то более-менее культурное. Без храмов, колизеев и шаманских капищ, увеличивающих «культурный уровень» городов, не будут расти границы вашей страны, а растущие границы — это постоянный доступ к новым ресурсам для растущего населения. Получается замкнутый круг: вам так или иначе приходится более-менее гармонично развивать свою цивилизацию, и все любимые читерские тактики типа «быстро изобрести порох и к 600 году н.э. вынести всех на планете» внезапно перестают работать.

Во время переговоров торгуйтесь не жалея сил: в Civilization 5 за хорошую цену соперники будут даже уступать вам свои города.

Civilization 5 вылизана и сбалансирована так, как и не снилось ни одной предыдущей части сериала, а механика избавлена от всех (давайте будем честными) ненужных элементов. Например, социальная политика теперь реализована как, вы уж простите за сравнение, прокачка «талантов» в онлайновой MMORPG типа World of Warcraft. Всего существует несколько «ветвей» с различными социальными моделями общества. Каждый ход все культурные строения и чудеса света, построенные в ваших городах, вырабатывают условную «культуру», которая со временем накапливается и позволяет вам выбрать следующий «перк» для своей цивилизации.

Наконец, пятая Civilization еще и очень прилично выглядит — на мощных конфигурациях игра выдает сочные топографические ландшафты с аккуратными модельками юнитов, натуральным туманом и пирамидами желтых барханов в пустынях. Конечно, при всех включенных деталях игра рано или поздно начнет притормаживать на поздних стадиях (когда буквально каждая свободная клетка или застроена, или занята юнитом), но в этом как раз нет никаких сюрпризов — «тормоза после начала индустриальной революции» вот уже двадцать лет считаются фирменной чертой всех без исключения игр сериала.

Civilization 5 — вершина развития классической механики «Цивилизации». Новейшая часть этой великой стратегии оказалась не просто нашпигованным деталями и сотнями новых юнитов ремейком с современной графикой, а первым за много лет серьезным переосмыслением всей серии. Все ключевые элементы игры (экономика, культура, строительство городов, боевые действия) были избавлены от утомительных деталей и сбалансированы с величайшей точностью. Из игры исчезло все лишнее, что так давно раздражало хардкорщиков и мешало новичкам. Двадцатилетней давности формула Civilization оказалась как никогда близка к идеалу.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Дождались? Ни разу за 20 лет и пять серий своей истории сериал Civilization не менялся настолько радикально. Если вы никогда до этого не играли в «Цивилизацию», а глобальные стратегии казались вам сложными и заумными — сейчас самое время начинать ломать этот стереотип.

Контент для этой игры Просмотреть все (15)

Требуется наличие основной игры Sid Meier's Civilization® V в Steam.

Об этой игре

The Flagship Turn-Based Strategy Game Returns

Become Ruler of the World by establishing and leading a civilization from the dawn of man into the space age: Wage war, conduct diplomacy, discover new technologies, go head-to-head with some of history’s greatest leaders and build the most powerful empire the world has ever known.

  • INVITING PRESENTATION: Jump right in and play at your own pace with an intuitive interface that eases new players into the game. Veterans will appreciate the depth, detail and control that are highlights of the series.
  • BELIEVABLE WORLD: Ultra realistic graphics showcase lush landscapes for you to explore, battle over and claim as your own.
  • COMMUNITY & MULTIPLAYER: Compete with players all over the world or locally in LAN matches, mod* the game in unprecedented ways, and install mods directly from an in-game community hub without ever leaving the game.
  • WIDE SYSTEM COMPATIBILITY: Civilization V operates on many different systems, from high end desktops to many laptops.
  • ALL NEW FEATURES: A new hex-based gameplay grid opens up exciting new combat and build strategies. City States become a new resource in your diplomatic battleground. An improved diplomacy system allows you to negotiate with fully interactive leaders.

Note: The Mac and Linux + SteamOS versions of Sid Meier's Civilization V are available in English, French, Italian, German and Spanish only.

Системные требования

    Минимальные:
    • ОС: Windows® XP SP3/ Windows® Vista SP2/ Windows® 7
    • Процессор: Intel Core 2 Duo 1.8 ГГц или AMD Athlon X2 64 2.0 ГГц
    • Оперативная память: 2 ГБ
    • Видеокарта: ATI HD2600 XT с 256 МБ видеопамяти или лучше, nVidia 7900 с 256 МБ видеопамяти или лучше, или же интегрированная графика уровня Core i3 или лучше
    • DirectX®: DirectX® 9.0c
    • Жесткий диск: 8 ГБ свободного места
    • Звуковая карта: совместимая с DirectX 9.0c
      Рекомендованные:
      • ОС: Windows® Vista SP2/ Windows® 7
      • Процессор: четырехъядерный, с тактовой частотой 1.8 ГГц
      • Оперативная память: 4 ГБ
      • Видеокарта: из серии ATI 4800 с 512 MB видеопамяти или лучше, или же nVidia 9800 с 512 MB видеопамяти или лучше
      • DirectX®: DirectX® 11
      • Жесткий диск: 8 ГБ свободного места
      • Звуковая карта: совместимая с DirectX 9.0c

        Operating System: SteamOS, Ubuntu
        CPU Processor: Intel Core i3, AMD A10
        CPU Speed: 2.4GHz
        Memory: 4 GB RAM
        Hard Disk Space: 10 GB
        Video Card (ATI): Radeon HD 6450
        Video Card (NVidia): Geforce 640M
        Video Card (Intel): Iris Pro
        Video Memory (VRam): 1GB

      IMPORTANT NOTICE: Don't meet the above requirements? Running on Ubuntu? That doesn't mean your configuration wont run Civ V, it just means we have not tested and vetted your configuration. Visit the Civilization V community page to share your experience with other Linux players and learn about how to send bugs to Aspyr. Your feedback will help us improve Civ V Linux and future AAA Linux releases!

      NOTICE: Intel Integrated video chipsets (GMA 9XX, HD 3XXX) will not run Civilization V for SteamOS and Linux, and are unsupported.

      © 2007-2017 Take-Two Interactive Software and its subsidiaries. Developed by Firaxis Games. Sid Meier’s Civilization V, Civilization, 2K Games, Firaxis Games, Take-Two Interactive Software and their respective logos are all trademarks and/or registered trademarks of Take-Two Interactive Software, Inc. The ratings icon is a trademark of the Entertainment Software Association. All rights reserved.

      Контент для этой игры Просмотреть все (15)

      Требуется наличие основной игры Sid Meier's Civilization® V в Steam.

      Об этой игре

      The Flagship Turn-Based Strategy Game Returns

      Become Ruler of the World by establishing and leading a civilization from the dawn of man into the space age: Wage war, conduct diplomacy, discover new technologies, go head-to-head with some of history’s greatest leaders and build the most powerful empire the world has ever known.

      • INVITING PRESENTATION: Jump right in and play at your own pace with an intuitive interface that eases new players into the game. Veterans will appreciate the depth, detail and control that are highlights of the series.
      • BELIEVABLE WORLD: Ultra realistic graphics showcase lush landscapes for you to explore, battle over and claim as your own.
      • COMMUNITY & MULTIPLAYER: Compete with players all over the world or locally in LAN matches, mod* the game in unprecedented ways, and install mods directly from an in-game community hub without ever leaving the game.
      • WIDE SYSTEM COMPATIBILITY: Civilization V operates on many different systems, from high end desktops to many laptops.
      • ALL NEW FEATURES: A new hex-based gameplay grid opens up exciting new combat and build strategies. City States become a new resource in your diplomatic battleground. An improved diplomacy system allows you to negotiate with fully interactive leaders.

      Note: The Mac and Linux + SteamOS versions of Sid Meier's Civilization V are available in English, French, Italian, German and Spanish only.

      Системные требования

        Минимальные:
        • ОС: Windows® XP SP3/ Windows® Vista SP2/ Windows® 7
        • Процессор: Intel Core 2 Duo 1.8 ГГц или AMD Athlon X2 64 2.0 ГГц
        • Оперативная память: 2 ГБ
        • Видеокарта: ATI HD2600 XT с 256 МБ видеопамяти или лучше, nVidia 7900 с 256 МБ видеопамяти или лучше, или же интегрированная графика уровня Core i3 или лучше
        • DirectX®: DirectX® 9.0c
        • Жесткий диск: 8 ГБ свободного места
        • Звуковая карта: совместимая с DirectX 9.0c
          Рекомендованные:
          • ОС: Windows® Vista SP2/ Windows® 7
          • Процессор: четырехъядерный, с тактовой частотой 1.8 ГГц
          • Оперативная память: 4 ГБ
          • Видеокарта: из серии ATI 4800 с 512 MB видеопамяти или лучше, или же nVidia 9800 с 512 MB видеопамяти или лучше
          • DirectX®: DirectX® 11
          • Жесткий диск: 8 ГБ свободного места
          • Звуковая карта: совместимая с DirectX 9.0c

            Operating System: SteamOS, Ubuntu
            CPU Processor: Intel Core i3, AMD A10
            CPU Speed: 2.4GHz
            Memory: 4 GB RAM
            Hard Disk Space: 10 GB
            Video Card (ATI): Radeon HD 6450
            Video Card (NVidia): Geforce 640M
            Video Card (Intel): Iris Pro
            Video Memory (VRam): 1GB

          IMPORTANT NOTICE: Don't meet the above requirements? Running on Ubuntu? That doesn't mean your configuration wont run Civ V, it just means we have not tested and vetted your configuration. Visit the Civilization V community page to share your experience with other Linux players and learn about how to send bugs to Aspyr. Your feedback will help us improve Civ V Linux and future AAA Linux releases!

          NOTICE: Intel Integrated video chipsets (GMA 9XX, HD 3XXX) will not run Civilization V for SteamOS and Linux, and are unsupported.

          © 2007-2017 Take-Two Interactive Software and its subsidiaries. Developed by Firaxis Games. Sid Meier’s Civilization V, Civilization, 2K Games, Firaxis Games, Take-Two Interactive Software and their respective logos are all trademarks and/or registered trademarks of Take-Two Interactive Software, Inc. The ratings icon is a trademark of the Entertainment Software Association. All rights reserved.


          Это продолжение знаменитой серии Civilization, в которой игрок управляет какой-либо цивилизацией, существовавшей или существующей в реальности, развивает ее, строит здания, основывает новые города, управляет армией, сражается, торгует с другими цивилизациями, выбирает вектор развития своего государства и многое другое. Цель игры — одержать одну из пяти возможных вариантов побед: дипломатическая, научная, культурная, территориальная (она же военная) и победа временем (побеждает игрок с наибольшим счетом в конце партии).

          Содержание

          Геймплей [ ]

          Искусственный интеллект [ ]


          Не думайте, что у него всегда будут такие добрые глаза!

          В Civilization V искусственный интеллект поделен на четыре отдельных, каждый из которых отвечает за конкретную функцию: тактический ИИ контролирует юниты в игре, оперативный ИИ контролирует фронт войны, стратегический ИИ управляет всей империей, а главный стратегический ИИ задает главные игровые цели и определяет способ победы. Все эти четыре вида интеллекта взаимодополняют друг друга, для того, чтобы разрешать различные игровые ситуации.

          Каждый лидер — это уникальная личность, который обладает тем или иным характером. Одни из них, например Ганди (Индия), предпочитают мирное развитие через дипломатию или культуру, другие, например Аттила (гунны), предпочитают экспансивную стратегию, третьи, такие как Седжон (Корея), любят лидировать в науке, а кто-то (Екатерина (Россия)) предпочитает основывать больше городов и т. д. Несмотря на то, что у каждого лидера есть свой характер, показатели дружелюбности, тяге к научным знаниям, да и вообще общей стратегии игры могут незначительно разниться в разных играх, и зависит это от случайности. При этом перед началом непосредственно самой игры можно установить такой параметр, как случайные характеры. Тогда все лидеры, контролируемые компьютером, получат абсолютно случайные характеры, что сделает игру исторически менее правдоподобной, но зато более интересной и сложной.

          Лидеры порой бывают очень непредсказуемы, и некоторые из них склонны к неожиданным объявлениям войны. Так что не доверяйте всем подряд!

          Города [ ]

          Как и прежде, города в Civilization играют важнейшую роль в игре. Они могут быть заложены в любом желаемом месте поселенцем, и затем население города будет расти, производить юниты и строить здание, обеспечивать цивилизацию наукой и золотом. Также город развивается культурно, благодаря чему идет освоение новых клеток вокруг города. Он может обрабатывать до трех клеток включительно. Как правило, город растет в том направлении, где находятся какие-либо стратегические или другие полезные ресурсы. При этом имеется возможность приобрести любую граничащую с настоящими границами города клетку за золото.

          Захват городов теперь происходит следующим образом. Города имеют так называемые хитпоинты, и если их количество достигнет нуля, то для окончательной интервенции города остается только войти в него юнитом ближнего боя (мечниками, например). С захваченными городами можно поступить разными способами. Можно просто присоединить этот город к своей державе, можно уничтожить его, а можно и сделать его сателлитом. В этом случае нельзя будет управлять городом напрямую: выбирать, какие здания строить, будет только он (при этом никаких юнитов производить он не станет). Однако производимые городом ресурсы будут все также приносить пользу государству-захватчику, при этом недовольство в нем будет значительно ниже, чем если бы город был захвачен полностью. Этакая автономная область. Также можно освобождать города. Если, к примеру, Франция захватила немецкий город Мюнхен, то Россия, будучи в состоянии войны с Францией, может освободить этот город, после чего он снова станет немецким, а отношения Германии и России на фоне этого будут улучшены. То же касается и освобождения городов-государств.

          Юниты и сражения [ ]

          В каждой клетке может помещаться только один юнит одного и тоже типа, то есть только один боевой или небоевой. Можно сочетать нахождение на одной клетке таких юнитов, как поселенец с воином, лучник с великим полководцем, но не двух лучников или воинов. Таким образом, это заставляет армии рассредоточиться на большой территории, а не на одной, как это было в предыдущих частях серии. Это добавляет игре больше реализма, и, самое главное, стратегического элемента. Как правило, наиболее выгодное построение армии такое: юниты ближнего боя становятся впереди в местах наиболее вероятной стычки с противником, а юниты дальнего боя становятся сзади, прикрывая их дополнительным огнем.

          Теперь здесь нет отдельных транспортных кораблей. Вместо этого любой боевой или небоевой юнит может сам погрузиться на свой же корабль при перемещении на водную клетку. Это становится доступно с изучения судоходства в античности. А с астрономии юниты могут выходить в океан. Такие юниты очень слабы, и могут быть легко уничтожены даже триремой (первый доступный корабль).

          При сражении юниты ближнего боя наносят урон противнику, получая его при этом сами, а если юнит дальнего боя атакует, то враг не контратакует. Юнит уничтожается, если их здоровье упало до 0, в ином случае, если он выжил, то его можно вылечить, просто поставив его в режим укрепления. Через несколько ходов юнит восстановится, причем на дружественной территории быстрее, чем на нейтральной/чужой.

          Также юниты могут прокачиваться, то есть повышать свой уровень. При повышении уровня можно выбрать, что именно прокачать, например, повышение атаки в бою на пересеченной или открытой местности.

          Технологии [ ]

          Технологии представлены в виде дерева. Для освоения какой-либо технологии необходимо завершить несколько предыдущих. Теперь нельзя торговать технологиями, зато можно совместно исследовать их. Для этого две невоющие цивилизации могут подписать договор о совместных исследованиях. Это ускорит изучение некоторых технологий. Правда, подписание такого договора стоит некоторого количества золота для обоих сторон.

          Общественные институты [ ]

          Игроки в Civilization V имеют возможность открывать общественные институты на заработанную культуру. Накопив достаточно культуры, лидер может выбрать и "купить" какой-либо институт. Принятый институт не заменяет бонусы предыдущих, а просто добавляет свой. Всего есть 10 отдельных деревьев общественных институтов. Для культурной победы (без DLC) необходимо полностью заполнить 5 из 10 общественных институтов, а также построить проект "Утопия".

          Перечень социальных политик
          Политика Доступно с.
          Традиция Изначально
          Воля Изначально
          Честь Изначально
          Набожность Античность
          Меценатство Средневековье
          Коммерция Средневековье
          Свобода Новое время
          Рационализм Новое время
          Порядок Промышленное время
          Автократия Промышленное время

          Производство [ ]

          Количество видов стратегических ресурсов было уменьшено, их использование также претерпело изменения. Создание юнитов или строительство зданий, требующих определённый стратегический ресурс, уменьшает доступное игроку количество, сами ресурсы, правда, не истощаются. Если, например, игрок теряет подразделение мечников, то он опять получает доступ к ещё одной единице железа.

          Иногда бывает, что у игрока есть, скажем, 3 всадника, а необходимого для этого ресурса только 2 (такое случается при утрате доступа к ранее обрабатываемого ресурса-лошади). В этом случае лишние подразделения не распускаются, а становятся слабее в два раза.

          Для приобретения зданий за деньги теперь не требуется наличия определённого общественного института. Сама покупка происходит мгновенно и возможно делать сколько угодно покупок за ход, пока позволяют средства. Некоторые виды зданий невозможно купить: их можно лишь строить, затрачивая время.

          Чудеса и проекты [ ]

          Как и прежде, имеются чудеса великие (уникальные, то есть по одному на весь мир) и малые или национальные (их может быть столько, сколько есть цивилизаций). Их состав был обновлён и сокращен, однако, с последующими патчами были введены новые: Государственная казна, Большой цирк и т. д. Наряду с Чудесами Света и национальными чудесами, введены природные чудеса. При их открытии повышается настроение населения, даются бонусы науки и культуры, а также улучшаются отношения с городами-государствами.

          Также имеется особый разряд национальных проектов: Apollo Program (Программа «Союз») и Проект «Манхэттен». Также к числу национальных относится построение частей космического корабля. Последующая их сборка в столице и запуск корабля приводит к научной победе. Однако, если какая-либо цивилизация завершает Проект «Утопия» (обретение всех общественных институтов пяти ветвей из десяти), то это приведёт её к культурной победе.

          Города-государства [ ]

          Города-государства — это новый элемент игры во всей серии Civilization. ГГ не претендуют на победу, не могут расширяться (закладывать города), но значительно влияют на игровой процесс (особенно к концу игры), и с ними можно взаимодействовать. Они могут быть завоеваны, а могут стать вашими друзьями. В последнем случае вы будете получать от них ресурсы и даже юниты, а также дополнительный бонус в виде прибавки к культуре, золоту и т.д. ГГ по своему типу подразделяются на культурные, морские и военные. Также они делятся на три группы по характеру: мирные, нейтральные и агрессивные.

          У каждой крупной державы есть определенное влияние на ГГ, другими словами, отношения. Изначально оно всегда равно 0. Дружеские отношения складываются при 30 единицах, а союзные при 60. Влияние всегда стремится к нулю, на одну единицу за ход. Если обе державы имеют 60 единиц влияния на один ГГ, то союзником считается тот, у кого этого влияния больше. Союзные города-государства всегда поддерживают своего большого брата в дипломатии - объявляют войну его врагам.

          Города-государства любят давать задания, которые адресуются как и всем цивилизациям, так и какой-то одной. К первым можно отнести просьбу разгромить варварский лагерь, расположившийся у их границ, отыскать чудо природы, а ко вторым - задания вроде распространить религию, проложить торговый путь. Выполнение таких заданий повышает влияние на ГГ. Улучшить отношения с такими государствами можно еще просто подарив золото.

          Условия победы [ ]

          Как и в предыдущих версиях, у игрока есть следующие варианты победы (как и прежде, в игре отсутствует механизм «экономической победы», хотя подсчёт экономического уровня ведётся):

          • По сумме очков (она же победа временем, при наступлении 2050 г. н. э.);
          • Научная (она же техническая — запуск космического корабля с колонистами к Альфе Центавра);
          • Территориальная (она же военная — захват столиц всех остальных держав);
          • Культурная (получение всех применимых общественных институтов из пяти ветвей с построением проекта "Утопия");
          • Дипломатическая (получение титула Мирового лидера при голосовании в ООН).

          Цивилизации и лидеры [ ]

          Цивилизации в стандартной Civilization V
          Цивилизация Лидер Особые юниты Особая постройка Особое свойство
          Америка Джордж Вашингтон Минитмены, B17 Явное предначертание
          Англия Елизавета I Йомены, Линейный корабль Солнце никогда не восходит
          Аравия Гарун Аль-Рашид Лучники на верблюдах Базар Торговые караваны
          Ацтеки Монтесума Воины-ягуары Плавучие сады Жертвоприношение пленных
          Германия Отто фон Бисмарк Ландскнехты, Панцер Тевтонский орден
          Греция Александр Гоплиты, Гетайры Эллинский союз
          Египет Рамсес II Боевая колесница Гробница Строители гробниц
          Индия Ганди Боевые слоны Красный форт Рост населения
          Ирокезы Гайавата Томагавки Длинный дом Великий путь войны
          Китай У Цзэтянь Чжугэ Ну Бумажная фабрика Искусство войны
          Персия Дарий I Бессмертные Двор сатрапа Наследие Ахеменидов
          Рим Октавиан Август Легион, Баллиста Слава Рима
          Россия Екатерина Великая Казаки Крепость Сибирские богатства
          Сиам Рамкамхенг Слоны Наресуана Ват Отец народов
          Сонгай Аския Всадники Мандекалу Глиняная мечеть Речной вождь
          Турция Сулейман Великолепный Янычары, Сипахи Берберийские корсары
          Франция Наполеон Бонапарт Мушкетеры Шато Город Света
          Япония Ода Набунага Самураи, Зеро Бусидо
          Цивилизации в дополнении Gods and Kings
          Цивилизация Лидер Особые юниты Особая постройка Особое свойство
          Австрия Мария Терезия
          Гунны Аттила
          Карфаген Дидона
          Нидерланды Вильгельм I
          Эфиопия Хайле Силасие
          Византия Феодора
          Дания Харальд Синезубый
          Майя Пакаль
          Швеция Густав Адольф
          Кельты Боудика

          Официальные дополнения [ ]

          К игре прилагается множество различных дополнений, которые добавляют новые цивилизации, карты, сценарии, а то и новые игровые механики (в крупных дополнениях – аддонах).

          Civilization V: Cradle of Civilization Map Pack [ ]

          • The Americas — игровая карта Америки, которая охватывает земли от гор и джунглей Перу на юге до Мексики на севере.
          • Asia — игровая карта Азии, которая включает в себя долину Инда и долину Желтой реки.
          • The Mediterranean — игровая карта Средиземноморья, включающая в себя Средиземное море с островами и полуостровами.
          • Mesopotamia — игровая карта Месопотамии. Включает земли Плодородного Полумесяца, долину Нила, междуречье Евфрата и Тигра, Персидский залив.
          • Map Pack Bundle — комплект всех карт, указанных выше.

          Дополнительные цивилизации и сценарии [ ]

          • Civilization and Scenario Pack: Polynesia — включает цивилизацию Полинезию с лидером Камеамеа и сценарий, действия которого происходят в Тихом океане и посвященный островным цивилизациям и открытию этих островов европейцами.
          • Babylonian Civilization Pack — включает в себя цивилизацию Вавилон с Навуходоносором Великим и карту Месопотамии.
          • Mongolian Civilization Pack — бесплатная дополнительная цивилизация Монголия с Чингисханом, а также сценарий "Возвышение монголов"
          • The Double Civilization & Scenario Pack: Spain and Inca — добавляет 2 новых цивилизации: Испанию и Империю Инков. Также добавляется сценарий "Покорение нового света".
          • Civilization and Scenario Pack: Korea — добавляет Корею в качестве игровой нации и сценарий вторжения Японии.
          • Wonders of the Ancient World Scenario Pack — добавляет 3 новых чуда света (храм Артемиды, статуя Зевса и Галикарнасский мавзолей) и сценарий, где 5 древних цивилизаций борются за господство путем строительства чудес света.

          Боги и Короли [ ]

          Civilization V: Gods & Kings — первый аддон к игре, в который возвращена система религий и добавлены новые цивилизации: Майя, Кельты, Карфаген, Византия, Голландия, Австрия, Швеция, Эфиопия и Гунны. Также появился шпионаж. Внесены некоторые поправки в игровой процесс.

          Дивный Новый Мир [ ]

          Civilization V: Brave New World — второй аддон к игре. Добавлены новые цивилизации: Польша, Бразилия, Ассирия, Португалия, Венеция, Индонезия, Марроко, Шошоны и Королевство Зулусов. Были введены новые социальные институты, внесены изменения в культуру и дипломатию.

          Галерея [ ]

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-16-34-310

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-25-54-645

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-17-22-246

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-19-19-799

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-24-56-224

          Греческие войска защищают индонезийскую столицу от датских интервентов

          CivilizationV DX11 2017-06-02 16-56-26-638

          Дания предлагает заключить мир, отдав при этом свой город

          Отзывы [ ]

          Плюсы [ ]

            Много цивилизаций и лидеров Приятная графика и интерфейс Интересный и непредсказуемый геймлей, полно неожиданностей и открытий Хорошо сделана дипломатия (пусть и неидеально) Заставляет подумать Отличное музыкальное сопровождение, для каждой нации характерная своя музыка

          Минусы [ ]

            Большая часть цивилизаций и некоторые механики игры доступны только в DLC Иногда ИИ тупит и делает нелогичные действия

          Читайте также: