Kings bounty легенда о рыцаре обзор

Обновлено: 04.07.2024

С «King’s Bounty. Легендой о рыцаре» (давайте сразу договоримся, что далее по тексту будем обходиться без громоздкого подзаголовка) у автора этих строк приключилась престранная история. Садясь за текст, я вдруг осознал, что совершенно не представляю себе, о чем сейчас буду говорить. И дело вовсе не во внезапно наступившем творческом кризисе или иссякшем словарном запасе. Дело в том, что сумасшедшее обаяние этой игры очень сложно ухватить и зарегистрировать при помощи слов. Стоит нажать на кнопку «Выход», как в сухом остатке остается статистика — монстры, заклинания, артефакты. Все, что предлагает King’s Bounty, мы уже видели, причем не так давно. И сформулировать, что конкретно держало тебя у монитора последние пять-шесть часов, решительно невозможно. В попытке прояснить ситуацию игру вновь приходится запускать, после чего цикл повторяется с самого начала. И так до финальных титров.

Этот то ли колдовской, то ли наркотический эффект в разное время испытали на себе как минимум пять человек в нашей редакции, и противостоять ему не смог решительно никто. Александр Кузьменко, первым ознакомившись с предрелизной версией, поднял телефонным звонком мирно спавшего в США Олега Ставицкого, чтобы сообщить, что «у нас тут шедевр!». Тот в ответ резонно заметил, что говорил это еще на прошлом «ИгроМире», и взбил подушку помягче.

Действительно ли King’s Bounty настолько хороша? И да и нет. Если рассматривать ее с точки зрения механики, графики, звука и прочих составляющих, то быстро станет ясно, что ничего особенного тут, вообще говоря, нет. Выражаясь в современных терминах, это ролевая игра, к которой пристыкована боевая система, сильно похожая на Heroes of Might and Magic. О каких либо новшествах и жанровых свершениях речи и вовсе не идет — игра прекрасно описывается термином «олдскул», то есть она сделана по лекалам давно минувших лет.

Но в данном случае ключевой вопрос не «что?», а «как?». Katauri Interactive (созданные Дмитрием Гусаровым, экс-худруком Elemental Games и автором «Космических рейнджеров») умеют собирать игры так, что в них не остается ровным счетом ничего лишнего. Каждый листик на полигональном дереве, каждая строчка диалога — все здесь находится в потрясающей гармонии и подчинено одной-единственной цели — доставить вам как можно больше положительных эмоций. Так что правильней тут было бы разобраться, как эта самая гармония достигается.

В загадочной «шкатулке ярости» вот уже тысячу лет томятся в заточении четыре могущественных духа. Основное их предназначение — помогать герою на поле брани. Однако в свободное время можно попытаться завести с ними непринужденную беседу — столетия бездействия сделали их словоохотливыми. Они с удовольствием расскажут вам о себе, своем прошлом и мирах, из которых они родом. Да, а еще они иногда очень занятно спорят между собой.

Зерок

Дух камня. Туп как пробка (впрочем, иногда он все-таки способен делать очень меткие замечания), разговаривает исключительно на повышенных тонах. По собственному утверждению, его создала древняя раса магов из осколков черной звезды для борьбы с себе подобными. В силу происхождения питает к волшебникам врожденную ненависть.

Слиим

Дух болот. Последний из расы скраггов. Особа королевских кровей, настоящий интеллигент. Способен поддержать светскую беседу о природе ядов и гастрономических особенностях змей и пауков. Большую часть времени дремлет, в остальное время — галантно шепелявит. Владеет чудесным заклинанием «Ядовитый косяк».

Лина Итаниэлес

Дух льда. Наемница, весьма учтивая собеседница. Родом из Литана, развитого мира техномагов. Ее физическое тело погибло, но ей удалось сохранить свой разум в виде бесплотного духа, которого и пленил прежний хозяин шкатулки. С героем разговаривает несколько свысока, но с плохо скрываемым интересом — тысячелетняя дамочка явно изнывает от скуки.

Дух смерти. Один из 13 Стражей Храма Времени — вселенского хранилища знаний, над которым не властно время. Жнец отрекся от своего прошлого и не помнит, кем был в прошлой жизни. Даже свое имя позабыл. Говорит мало, но забавно — переставляя слова, словно магистр Йода.

Ящик Пандоры

Эта черепаха — как совы из «Твин Пикса» — не то, чем кажется.

Тезисный экскурс в историю для тех, кто открыл для себя компьютерные игры менее чем 18 лет назад. Сегодняшняя King’s Bounty — римейк одноименной игры 1990 года выпуска. Та, в свою очередь, явилась прародительницей сегодняшних «Героев». Так вот, мы, в сущности, имеем дело практически с той же самой игрой. Доблестный рыцарь разъезжал на коне по городам и весям, нанимал войска и работал на побегушках у местного короля. Наградой за службу, как и полагается в сказке, была рука прекрасной принцессы.

Тут главное не принять King’s Bounty за запоздавший ответ «ниваловским» Heroes of Might and Magic 5. Потому что у Katauri вышла в первую очередь чистокровная ролевая игра. То есть забудьте про возню с постройкой городов, захватом шахт и еженедельным приростом населения. Настоящего рыцаря такие вещи заботить не должны. Его задача — совершать подвиги. Поэтому мы легким галопом скачем по пыльным дорогам, выполняем задания и попутно ломаем рога встречным монстрам. На вырученное золото закупаемся в тавернах и городах новым обмундированием и войсками. Все это — в традиционном на первый взгляд фэнтези-антураже. King’s Bounty фактически копирует формулу восемнадцатилетней давности, но делает это виртуозно и местами очень кстати отступая от традиционных решений.

Слизь и кусачие пираньи — верный признак заклинания «Ядовитый косяк».

Столица местной империи состоит из трех замков и дирижабля, но выглядит все равно завораживающе.

Ну и, наконец, боевая система. На первый взгляд, все это вы уже видели в тех же «Героях», но ровно до того момента, пока в ваши руки не попадет «шкатулка ярости». В ней сидят четыре могущественных духа, которые (если, конечно, сумеете их подчинить — для этого нужно выполнить специальный квест) смогут немало помочь на поле боя. У каждого есть четыре мощных спецспособности, они со временем растут в уровнях и способны внести панику в ряды врагов. С одним лишь условием — для успешного сеанса спиритизма необходим параметр «ярость», который накапливается только в бою и снижается, если вы долгое время не выпускаете никому кишки. Ближе к концу игры, когда способности духов становятся серьезным аргументом, накопление ярости превращается в гонку со временем — чтобы поддерживать себя в форме, приходится каждые пять минут устраивать мини-геноцид.

У King’s Bounty запутанная и богатая родословная — это, понимаете ли, римейк игры, от которой ведет начало серия Heroes of Might and Magic. При этом на «Героев» игра похожа гораздо больше, чем оригинал. Однако есть и принципиальные различия. Перед вами — небольшая сравнительная таблица на эту тему.

Сходства

1. Внешний вид

У опытного фаната «Героев» при первом взгляде на «Легенду о рыцаре» неизменно случается острый приступ дежавю. Сходство, особенно с пятой частью сериала, не заметить просто невозможно: все эти пряничные домики, кукольные рыцари на лошадях и монахи в халатах навевают вполне определенные ассоциации.

2. Бестиарий

Коренастые гномы? Есть! Крестьяне с вилами? Есть! Вампиры, превращающиеся в летучих мышей? Присутствуют! Конечно, все это довольно привычные создания для любой фэнтези-игры, но вместе со схожей визуальной стилистикой они гарантируют радость узнавания.

3. Боевая система

Любой, кто хоть раз играл в «Героев», сразу же почувствует себя как дома. Поле, разбитое на шестигранники, пошаговые бои, герои, посылающие заклятия откуда-то из-за кадра. Даже иконки невероятно похожи.

Различия

King’s Bounty — чистейшей воды RPG. Стратегическая часть проявляется разве что во время боя. Все остальное время мы заняты выполнением квестов, подбором удачной экипировки, прокачкой умений и болтовней с NPC.

2. Атмосфера

В «Героях», если помните, было море пафоса. Здесь с этим гораздо проще — обстановка в King’s Bounty непринужденная. В диалогах периодически проскакивают меткие шутки. Герой любезничает с супругой и ведет задушевные беседы с четырьмя свихнувшимися духами из волшебной шкатулки. Все улыбаются.

Помимо обычных стычек с бандами чудищ и враждебными героями, в King’s Bounty периодически приходится сталкиваться с боссами. И получились они именно такими, какими должны были быть, — огромными и зловещими. Наиболее безобидные примеры — гигантский осьминог Кракен и черепаха-переросток.

Тонкие материи

Местные гномьи замки — это такой гламурный стимпанк.

Все достоинства этой игры состоят из подобных нюансов. Концепция, изобретенная без малого двадцать лет назад, удивительным образом работает и сегодня. С минимальными отступлениями от традиций.

Однако не механикой единой жива King’s Bounty. Львиной долей обаяния эта замечательная игра обязана дизайнерам и сценаристам. Потому что с художественной частью у «Легенды» дела обстоят просто замечательно.

Во-первых, диалоги. Все NPC здесь страшно любят поговорить. Поначалу кажется, будто вы имеете дело с классическим фэнтези, которое на русском языке работает с большой неохотой. Но потом вдруг выясняется, что у авторов отличное чувство юмора, и порой оно достигает чуть ли не монтипайтоновских высот (они, как известно, лучше всех умели шутить про королей и рыцарей). Например, в первой же тренировочной миссии наставник героя предложит ему спасти принцессу из лап дракона. Скучища вроде бы, но по ходу квеста выяснится, что дракон вполне настоящий, а вот принцесса — учебная. То есть тряпичная кукла, исписанная автографами предыдущих рыцарей-стажеров.

Если вы думаете, что добрые рыцари всегда попадают в рай — не верьте. Сначала им приходится основательно погреться в аду.

Или вот еще пример. В King’s Bounty, среди прочего, можно жениться. Жена — полезная в хозяйстве штука: добавляет четыре дополнительных слота под предметы и периодически рожает герою детей, которые дают полезные бонусы к характеристикам. Так вот, первой же красавицей, у которой вы сможете попросить руку и сердце, окажется самая настоящая царевна-лягушка. Причем даже после снятия чар девушка периодически квакает, а если не будете уделять ей достаточно внимания — превратится обратно в земноводное. Придется целовать снова. Кроме шуток.

Во-вторых, здесь есть действительно разнообразные квесты. Суть их, как правило, довольно банальна — пойти в одно место, убить тысячу чудовищ, поговорить с боссом, оторвать ему голову, ну и так далее. Но вот сюжет у каждого задания совершенно уникальный, ручной выделки. Так, непритязательная история про мельника, случайно превратившегося в зомби, может обернуться целым крестовым походом, в процессе которого вам придется побывать в школе магов, поплавать по прибрежным водам (в игре можно купить собственное плавсредство, без которого в отдельных локациях просто не обойтись) и устроить личную жизнь одного разбойничьего атамана. Имеется также история о том, как три получеловека-полулягушки делили затхлое болото на сферы влияния.

Ну и финальный аргумент — графический стиль. Скриншоты плохо передают это ощущение, так что поверьте на слово — King’s Bounty натурально завораживает. Каждая локация, каждое подземелье создано с фантастическим, совершенно нероссийским вниманием к деталям. Вокруг пиратских островов снуют быстроходные шхуны, в шахте ворочают кирками гномы-рабы, по болотным топям блуждают светлячки, а вокруг мрачной церкви зловеще кружит нежить. King’s Bounty — ручная, штучная работа, она ретранслирует уют шерстяного пледа. Это очень старомодное, не принятое сегодня развлечение, когда вы, вооружившись чаем, играете до трех-четырех утра.

Каких-то 18 лет, и из набора плохо анимированных пикселей King’s Bounty превратилась сами видите во что.

King’s Bounty не содержит ни одного дизайнерского откровения, но все, что в ней есть, работает так, как ни у кого больше. Это маленький, но очень убедительный шедевр интерактивного искусства. Сотни, тысячи мелких деталей рисуют перед игроком настоящую сказку — во всех смыслах этого слова. Такого, кажется, не бывает: римейк старомодной PC-игры, переехавший в красочное 3D, становится жанровым откровением. Ни мы, ни, наверное, вы не ожидали, что играть будет настолько интересно. И что еще важнее: мы не можем указать на King’s Bounty как на выход из сложившегося в российском игропроизводстве кризиса. Сказать всем «делайте, как Katauri» не получится, хотя схема, конечно, очень заманчивая. Чтобы развинтить всем известный геймплей на составные таблицы, недостаточно геймдизайнера с высшим техническим образованием. Нужен талант, нужно чувство баланса, нужно колоссальное, западное внимание к деталям. Дмитрий Гусаров делал свой римейк несколько лет, и сегодня мы с чистой совестью можем утверждать — так в России не умеет больше никто.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Лучшее, что случилось с российскими играми после «Кодекса войны». Не пропустите!

King’s Bounty: The Legend была выпущена Katauri Interactive 25 апреля 2008 года в России и 23 сентября 2009 – в Европе и Америке. Данный продукт является перезапуском оригинальных King’s Bounty I и II, а впоследствии (спустя год) — и первой частью серии игр. Основа игрового процесса перенесена из прошлого – Королевская Награда представляет собой смесь стратегии и ролевой игры, в которой первого элемента больше, чем второго. Ролевая часть проходит на глобальной карте, в то время как боевая – на боевом поле, напоминающем всем известную классику жанра пошаговых стратегий. Но более расширено говорить об этом я буду чуть позже – для начала рассмотрим завязку игры.
Вступление, оформленное в текстовом виде и сопровождаемое зарисовками, словно взятыми из книги, позволяет нам понять, что произошло и происходит по сей день в королевстве Дарион. А проблем много – война с гномами, орды нежити, демоны… В дальнейшем игроку придётся встретиться со всем этим и разобраться, что из-за чего произошло и как решить ту или иную проблему. Сам же персонаж на момент начала игры является выпускником Рыцарского Храма, проходящего Испытания — местный экзамен на профпригодность. В процессе испытания на кладоискателя выясняется, что он обладает редким талантом – Зрение Мидаса, позволяющее «увидеть», где закопаны сокровища. Обнаружение этого дара стала камнем преткновения для становления героя Искателем Сокровищ – должность, на которую избираются немногие. Описанное мною не является завязкой сюжета – она появиться позже и будет иметь легко просматриваемую связь со сказками.
И о сказках упомянуть хочется не только из-за сюжета – визуальная часть игры также имеет свою связь с этим видом произведений. Вне зависимости от того, где вы будете находится во время странствований своим персонажем, вы будете ощущать дух, который обычно вкладывается в истории, близкие к определённой расе и местности. Для людей тут пересекаются истории о короле Артуре и времена позднего Средневековья, а земли их сияют яркими приятными цветами, если только вы не идёте в глубины лесов и болот. Гномы, как и их книжные собратья, являются прекрасными механиками и войнами, их остров в игре покрыт снегами, а под землёй прокопаны туннели и обитают злобоглазы. Мертвецы, «заботливо» встречающие нас на мрачных кладбищах да подземельях и в армии которых входят скелеты, зомби, вампиры и другая нечистая сила. А ведь есть ещё эльфы, демоны, пираты и другие представители этого мира.
К несчастью, что для того времени, что сейчас, игра не выглядит самым приятным образом, но тут стоит сделать одну важную ремарку – игра была сделана на движке TheEngine, которому на момент выхода King’s Bounty в России уже было шесть лет и который пришлось дорабатывать, изменять и переделывать, дабы игра была такой, какой мы знаем её и сейчас. И, в моих глазах, игра до сих пор выглядит хорошо. Поустаревши, потеряв свой лоск, но всё же хорошо.



Надеюсь, среди читающих найдутся те, кто помнит старину Крэга.

Стоит отметить ещё один позитивный аспект – игра пестрит огромным количеством отсылок, и вот вам несколько примеров. Одно из имён, которое даётся персонажу в начале игры – Билл Гилберт. Для незнающих – это имя хакера, взламывавшего игры на ZX-Spectrum и оставлявшего после этого автограф. Были отсылки к Киру Булычёву, Толкину, серии игр «Космические Рейнджеры» и многие другие.

Легенды строятся вокруг героев

В самом начале нам предлагается на выбор три игровых класса: воин, паладин и маг. Различия между классами упираются в разности распределения начальных показателей основных трёх характеристик (атака, защита, интеллект), показателя лидерства и двух особых способностей, присущих определённому классу. К слову о способностях – здесь они представлены в виде пассивных навыков, имеющих как более, так и менее полезный функционал. Ролевая часть здесь представлена в виде получения опыта и повышении уровня благодаря этому, приобретении тех самых способностей и… жены. Да, персонаж в течение игры может жениться, и даже получить от этого бонус в зависимости от того, на ком герой женат и от того, кто у него родился. Да, у персонажа могут появиться и дети.



Одну из жён можно найти на болоте в классической для сказок форме.

Куда путь держишь, странник?

King’s Bounty не была бы собой, если бы не имела возможность путешествовать по глобальной карте мира. Мир не бесшовен – для перехода между локациями нужно будет немного подождать. Сами же локации могут даже показаться тесными, и, уверяю тебя, читатель, ты будешь прав — часть территорий мала по своим размерам, а крайне редкие территории отличаются ещё и слабой наполненностью. Но в основном мир вокруг нас разнообразен и имеет свои особенности. Пока вы путешествуете по глобальной карте, время не останавливается (если только не нажать на «паузу»), так что, случайно встав на пути патруля, можно ненароком начать битву. Пространство вокруг нас в какой-то степени живёт и без нашего участия – игрок может заметить зайцев с белками, бегающих рядом с деревьями, увидеть, как бежит вода и услышать её журчание, приметить, как ветер покачивает деревья. В зависимости от того, где персонаж будет находиться, он будет наблюдать какие-то особенности, присущие определённым землям. А всё это будет сопровождаться прекрасной музыкой, которая не надоедает раз за разом, да прекрасно написанными территориями.
Взаимодействовать персонаж может с противниками, нейтральными и дружественными NPC, зданиями, сундуками, тайниками и кладами. Встреча с первыми начнёт сражение, иные NPC вам могут выдать задание или сказать что-то интересное, хоть и не всегда. В сундуках, тайниках и кладах вы можете обнаружить золото, кристаллы магии, ранее упомянутые руны либо артефакты. Наибольший интерес вызывают здания – только в них игрок способен приобрести войска. Как и в классической King’s Bounty, у вас нет личного замка – вам нужно найти определённое строение, чтобы приобрести тот или иной юнит. Немаловажно и то, что количество воинов в этих зданиях имеет свойство заканчиваться, что в определённый момент и на высоком уровне сложности будет вызывать определённые проблемы.



Рыцарский Храм является не только местом проведения Испытаний, но и вполне добротной ареной, на которой можно подзаработать.

Интересны ещё два момента, уже чуть ближе относящиеся к боевой части. Первое — в зависимости от территорий, на которой будет проходить сражение, противник или вы можете получать определённые бонусы, поэтому в игре возможно «отвести» противника туда, где вам будет удобнее биться с ним. Второе – походной магии, в отличие от HoMM, здесь нет. В игре присутствует лишь боевая магия, которую игрок изучает при помощи свитков и кристаллов магии, а также улучшает при помощи тех же кристаллов магии.

Историю пишут победители

Стратегическая часть может напомнить не раз упоминавшийся HoMM, но, в отличие от этой серии игр, King’s Bounty имеет ряд отличительных особенностей. Первое, на что обратит внимание игрок – это не всегда стандартная карта боя. В зависимости от места, в котором вы сражаетесь, карта боя может быть крайне ограничена, что может сыграть как вам на руку, так и на руку вашему противнику. Второе – на поле боя могут быть активные объекты двух типов: сундуки и «объекты силы» (если их так можно назвать). Первые по своей природе ничем не отличаются от сундуков на глобальной карте, а вот вторые могут повлиять на игру. К «объектам силы» относятся крест, улей, статуя дварфа и другие объекты, которые могут как положительно, так и негативно влиять на участвующих в сражении войсках. Третье – количество юнитов, которое может вести герой за собой в бою, ограничивается пятью видами и показателем лидерства персонажа. И четвёртое – кроме заклинаний, в бою игрок может пользоваться Шкатулкой Ярости, в которой заключены могущественные существа. Они питаются той самой яростью, о которой я упоминал ранее, и имеют свойство прокачиваться в зависимости от частоты использования и сложности боя.



Впоследствии вам всё чаще и чаще придётся сталкиваться с большим количеством врагов – и численно, и как отдельными войнами на поле боя.

Каждый юнит обладает рядом способностей, особенных для него. К примеру, лучник способен пускать огненные, ледяные и при использовании на него заклятия «Стрелы Дракона» игнорирующие негативные модификаторы стрелы. Каждый из этих навыков не просто так сделан – ими едва ли не необходимо пользоваться, чтобы одолеть противника с наименьшим количеством потерь. Сражения в игре даже на среднем уровне сложности заставят подумать, особенно если вы идёте против противника-героя, способного использовать заклинания либо ведущего огромную армию.

King’s Bounty: Легенда о Рыцаре — это игра, способная затянуть в себя на долгое время. Приятно написанная основная история, не менее интересные побочные задания, сражения, над которыми вы будете ломать свою голову, территории, по которым вы будете путешествовать – всё это будет возвращать вас вновь и вновь в этот прекрасный мир, пока история не закончится, а последний противник не будет повержен. А те редкие баги и недоработки, оставшиеся в игре на текущий момент, могут даже обойти вас стороной. Игра позволит тебе, мой дорогой читатель, почувствовать себя не просто участником этой истории, но героем, не забывая при этом подшучивать над происходящим вокруг.

С «King’s Bounty. Легендой о рыцаре» (давайте сразу договоримся, что далее по тексту будем обходиться без громоздкого подзаголовка) у автора этих строк приключилась престранная история. Садясь за текст, я вдруг осознал, что совершенно не представляю себе, о чем сейчас буду говорить. И дело вовсе не во внезапно наступившем творческом кризисе или иссякшем словарном запасе. Дело в том, что сумасшедшее обаяние этой игры очень сложно ухватить и зарегистрировать при помощи слов. Стоит нажать на кнопку «Выход», как в сухом остатке остается статистика — монстры, заклинания, артефакты. Все, что предлагает King’s Bounty, мы уже видели, причем не так давно. И сформулировать, что конкретно держало тебя у монитора последние пять-шесть часов, решительно невозможно. В попытке прояснить ситуацию игру вновь приходится запускать, после чего цикл повторяется с самого начала. И так до финальных титров.

Этот то ли колдовской, то ли наркотический эффект в разное время испытали на себе как минимум пять человек в нашей редакции, и противостоять ему не смог решительно никто. Александр Кузьменко, первым ознакомившись с предрелизной версией, поднял телефонным звонком мирно спавшего в США Олега Ставицкого, чтобы сообщить, что «у нас тут шедевр!». Тот в ответ резонно заметил, что говорил это еще на прошлом «ИгроМире», и взбил подушку помягче.

Действительно ли King’s Bounty настолько хороша? И да и нет. Если рассматривать ее с точки зрения механики, графики, звука и прочих составляющих, то быстро станет ясно, что ничего особенного тут, вообще говоря, нет. Выражаясь в современных терминах, это ролевая игра, к которой пристыкована боевая система, сильно похожая на Heroes of Might and Magic. О каких либо новшествах и жанровых свершениях речи и вовсе не идет — игра прекрасно описывается термином «олдскул», то есть она сделана по лекалам давно минувших лет.

Но в данном случае ключевой вопрос не «что?», а «как?». Katauri Interactive (созданные Дмитрием Гусаровым, экс-худруком Elemental Games и автором «Космических рейнджеров») умеют собирать игры так, что в них не остается ровным счетом ничего лишнего. Каждый листик на полигональном дереве, каждая строчка диалога — все здесь находится в потрясающей гармонии и подчинено одной-единственной цели — доставить вам как можно больше положительных эмоций. Так что правильней тут было бы разобраться, как эта самая гармония достигается.

В загадочной «шкатулке ярости» вот уже тысячу лет томятся в заточении четыре могущественных духа. Основное их предназначение — помогать герою на поле брани. Однако в свободное время можно попытаться завести с ними непринужденную беседу — столетия бездействия сделали их словоохотливыми. Они с удовольствием расскажут вам о себе, своем прошлом и мирах, из которых они родом. Да, а еще они иногда очень занятно спорят между собой.

Зерок

Дух камня. Туп как пробка (впрочем, иногда он все-таки способен делать очень меткие замечания), разговаривает исключительно на повышенных тонах. По собственному утверждению, его создала древняя раса магов из осколков черной звезды для борьбы с себе подобными. В силу происхождения питает к волшебникам врожденную ненависть.

Слиим

Дух болот. Последний из расы скраггов. Особа королевских кровей, настоящий интеллигент. Способен поддержать светскую беседу о природе ядов и гастрономических особенностях змей и пауков. Большую часть времени дремлет, в остальное время — галантно шепелявит. Владеет чудесным заклинанием «Ядовитый косяк».

Лина Итаниэлес

Дух льда. Наемница, весьма учтивая собеседница. Родом из Литана, развитого мира техномагов. Ее физическое тело погибло, но ей удалось сохранить свой разум в виде бесплотного духа, которого и пленил прежний хозяин шкатулки. С героем разговаривает несколько свысока, но с плохо скрываемым интересом — тысячелетняя дамочка явно изнывает от скуки.

Дух смерти. Один из 13 Стражей Храма Времени — вселенского хранилища знаний, над которым не властно время. Жнец отрекся от своего прошлого и не помнит, кем был в прошлой жизни. Даже свое имя позабыл. Говорит мало, но забавно — переставляя слова, словно магистр Йода.

Ящик Пандоры

Эта черепаха — как совы из «Твин Пикса» — не то, чем кажется.

Тезисный экскурс в историю для тех, кто открыл для себя компьютерные игры менее чем 18 лет назад. Сегодняшняя King’s Bounty — римейк одноименной игры 1990 года выпуска. Та, в свою очередь, явилась прародительницей сегодняшних «Героев». Так вот, мы, в сущности, имеем дело практически с той же самой игрой. Доблестный рыцарь разъезжал на коне по городам и весям, нанимал войска и работал на побегушках у местного короля. Наградой за службу, как и полагается в сказке, была рука прекрасной принцессы.

Тут главное не принять King’s Bounty за запоздавший ответ «ниваловским» Heroes of Might and Magic 5. Потому что у Katauri вышла в первую очередь чистокровная ролевая игра. То есть забудьте про возню с постройкой городов, захватом шахт и еженедельным приростом населения. Настоящего рыцаря такие вещи заботить не должны. Его задача — совершать подвиги. Поэтому мы легким галопом скачем по пыльным дорогам, выполняем задания и попутно ломаем рога встречным монстрам. На вырученное золото закупаемся в тавернах и городах новым обмундированием и войсками. Все это — в традиционном на первый взгляд фэнтези-антураже. King’s Bounty фактически копирует формулу восемнадцатилетней давности, но делает это виртуозно и местами очень кстати отступая от традиционных решений.

Слизь и кусачие пираньи — верный признак заклинания «Ядовитый косяк».

Столица местной империи состоит из трех замков и дирижабля, но выглядит все равно завораживающе.

Ну и, наконец, боевая система. На первый взгляд, все это вы уже видели в тех же «Героях», но ровно до того момента, пока в ваши руки не попадет «шкатулка ярости». В ней сидят четыре могущественных духа, которые (если, конечно, сумеете их подчинить — для этого нужно выполнить специальный квест) смогут немало помочь на поле боя. У каждого есть четыре мощных спецспособности, они со временем растут в уровнях и способны внести панику в ряды врагов. С одним лишь условием — для успешного сеанса спиритизма необходим параметр «ярость», который накапливается только в бою и снижается, если вы долгое время не выпускаете никому кишки. Ближе к концу игры, когда способности духов становятся серьезным аргументом, накопление ярости превращается в гонку со временем — чтобы поддерживать себя в форме, приходится каждые пять минут устраивать мини-геноцид.

У King’s Bounty запутанная и богатая родословная — это, понимаете ли, римейк игры, от которой ведет начало серия Heroes of Might and Magic. При этом на «Героев» игра похожа гораздо больше, чем оригинал. Однако есть и принципиальные различия. Перед вами — небольшая сравнительная таблица на эту тему.

Сходства

1. Внешний вид

У опытного фаната «Героев» при первом взгляде на «Легенду о рыцаре» неизменно случается острый приступ дежавю. Сходство, особенно с пятой частью сериала, не заметить просто невозможно: все эти пряничные домики, кукольные рыцари на лошадях и монахи в халатах навевают вполне определенные ассоциации.

2. Бестиарий

Коренастые гномы? Есть! Крестьяне с вилами? Есть! Вампиры, превращающиеся в летучих мышей? Присутствуют! Конечно, все это довольно привычные создания для любой фэнтези-игры, но вместе со схожей визуальной стилистикой они гарантируют радость узнавания.

3. Боевая система

Любой, кто хоть раз играл в «Героев», сразу же почувствует себя как дома. Поле, разбитое на шестигранники, пошаговые бои, герои, посылающие заклятия откуда-то из-за кадра. Даже иконки невероятно похожи.

Различия

King’s Bounty — чистейшей воды RPG. Стратегическая часть проявляется разве что во время боя. Все остальное время мы заняты выполнением квестов, подбором удачной экипировки, прокачкой умений и болтовней с NPC.

2. Атмосфера

В «Героях», если помните, было море пафоса. Здесь с этим гораздо проще — обстановка в King’s Bounty непринужденная. В диалогах периодически проскакивают меткие шутки. Герой любезничает с супругой и ведет задушевные беседы с четырьмя свихнувшимися духами из волшебной шкатулки. Все улыбаются.

Помимо обычных стычек с бандами чудищ и враждебными героями, в King’s Bounty периодически приходится сталкиваться с боссами. И получились они именно такими, какими должны были быть, — огромными и зловещими. Наиболее безобидные примеры — гигантский осьминог Кракен и черепаха-переросток.

Тонкие материи

Местные гномьи замки — это такой гламурный стимпанк.

Все достоинства этой игры состоят из подобных нюансов. Концепция, изобретенная без малого двадцать лет назад, удивительным образом работает и сегодня. С минимальными отступлениями от традиций.

Однако не механикой единой жива King’s Bounty. Львиной долей обаяния эта замечательная игра обязана дизайнерам и сценаристам. Потому что с художественной частью у «Легенды» дела обстоят просто замечательно.

Во-первых, диалоги. Все NPC здесь страшно любят поговорить. Поначалу кажется, будто вы имеете дело с классическим фэнтези, которое на русском языке работает с большой неохотой. Но потом вдруг выясняется, что у авторов отличное чувство юмора, и порой оно достигает чуть ли не монтипайтоновских высот (они, как известно, лучше всех умели шутить про королей и рыцарей). Например, в первой же тренировочной миссии наставник героя предложит ему спасти принцессу из лап дракона. Скучища вроде бы, но по ходу квеста выяснится, что дракон вполне настоящий, а вот принцесса — учебная. То есть тряпичная кукла, исписанная автографами предыдущих рыцарей-стажеров.

Если вы думаете, что добрые рыцари всегда попадают в рай — не верьте. Сначала им приходится основательно погреться в аду.

Или вот еще пример. В King’s Bounty, среди прочего, можно жениться. Жена — полезная в хозяйстве штука: добавляет четыре дополнительных слота под предметы и периодически рожает герою детей, которые дают полезные бонусы к характеристикам. Так вот, первой же красавицей, у которой вы сможете попросить руку и сердце, окажется самая настоящая царевна-лягушка. Причем даже после снятия чар девушка периодически квакает, а если не будете уделять ей достаточно внимания — превратится обратно в земноводное. Придется целовать снова. Кроме шуток.

Во-вторых, здесь есть действительно разнообразные квесты. Суть их, как правило, довольно банальна — пойти в одно место, убить тысячу чудовищ, поговорить с боссом, оторвать ему голову, ну и так далее. Но вот сюжет у каждого задания совершенно уникальный, ручной выделки. Так, непритязательная история про мельника, случайно превратившегося в зомби, может обернуться целым крестовым походом, в процессе которого вам придется побывать в школе магов, поплавать по прибрежным водам (в игре можно купить собственное плавсредство, без которого в отдельных локациях просто не обойтись) и устроить личную жизнь одного разбойничьего атамана. Имеется также история о том, как три получеловека-полулягушки делили затхлое болото на сферы влияния.

Ну и финальный аргумент — графический стиль. Скриншоты плохо передают это ощущение, так что поверьте на слово — King’s Bounty натурально завораживает. Каждая локация, каждое подземелье создано с фантастическим, совершенно нероссийским вниманием к деталям. Вокруг пиратских островов снуют быстроходные шхуны, в шахте ворочают кирками гномы-рабы, по болотным топям блуждают светлячки, а вокруг мрачной церкви зловеще кружит нежить. King’s Bounty — ручная, штучная работа, она ретранслирует уют шерстяного пледа. Это очень старомодное, не принятое сегодня развлечение, когда вы, вооружившись чаем, играете до трех-четырех утра.

Каких-то 18 лет, и из набора плохо анимированных пикселей King’s Bounty превратилась сами видите во что.

King’s Bounty не содержит ни одного дизайнерского откровения, но все, что в ней есть, работает так, как ни у кого больше. Это маленький, но очень убедительный шедевр интерактивного искусства. Сотни, тысячи мелких деталей рисуют перед игроком настоящую сказку — во всех смыслах этого слова. Такого, кажется, не бывает: римейк старомодной PC-игры, переехавший в красочное 3D, становится жанровым откровением. Ни мы, ни, наверное, вы не ожидали, что играть будет настолько интересно. И что еще важнее: мы не можем указать на King’s Bounty как на выход из сложившегося в российском игропроизводстве кризиса. Сказать всем «делайте, как Katauri» не получится, хотя схема, конечно, очень заманчивая. Чтобы развинтить всем известный геймплей на составные таблицы, недостаточно геймдизайнера с высшим техническим образованием. Нужен талант, нужно чувство баланса, нужно колоссальное, западное внимание к деталям. Дмитрий Гусаров делал свой римейк несколько лет, и сегодня мы с чистой совестью можем утверждать — так в России не умеет больше никто.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 9

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Лучшее, что случилось с российскими играми после «Кодекса войны». Не пропустите!

Времена меняются с удивительной скоростью. Если бы вы семь лет назад публично заявили, что очередную часть Heroes of Might and Magic будет делать российская студия Nival, а славная New World Computing не доживет до второго срока Джорджа Буша-младшего, вас бы в лучшем случае подняли на смех. Сейчас же, когда в пятых «Героев» с гордой биркой «Made in Russia» не играл только ленивый, релиз официального сиквела King's Bounty отечественного разлива воспринимается почти как должное.

Запылившийся, но не забытый оригинал от New World Computing вышел в смутном 1990 году и заложил основы жанра, которые впоследствии Джон Ван Кэнегем прилежно перенес в HoMM. Вслед за King's Bounty появились множество подражателей, клонов и даже любительское продолжение от талантливого харьковского программиста Сергея Прокофьева. В марте 2007 года фирма «1C» купила права на использование торговой марки King's Bounty. По «случайному» стечению обстоятельств именно в это время Katauri Interactive (создатели «Космических рейнджеров») вовсю работали над проектом под рабочим названием «Легенда о рыцаре». Ей мигом и дали более удачный бренд – «King's Bounty: Легенда о рыцаре». Разработчики еще годик поскрипели шестеренками и, наконец, украсили прилавки магазинов настоящим, не побоимся этого слова, произведением искусства.

Оговоримся сразу – «Легенда» похожа на HoMM лишь отчасти. Здесь не нужно захватывать рудники, налаживать экономику и вообще мыслить масштабно. Все необходимое для ратных подвигов выдается за выполнение заданий, в прямом смысле выкапывается из-под земли, просто неряшливо валяется под ногами или покупается у NPC. King's Bounty – игра скорее ролевая, с блужданиями от одного персонажа к другому и длиннющими диалогами, в то время как «Герои» ближе к суховатой стратегии. Из относительно свежих аналогий первой на ум приходит «Восхождение на трон». Только там удовольствие существенно подпортили вездесущие глюки и развесистые лопухи бюджетности.

Вот кого можно однажды увидеть в зеркале, если играть в King's Bounty по 24 часа в сутки.

Первым делом «Легенда» предлагает определить класс персонажа: маг, воин или паладин. Непопулярный варвар из классической версии, к сожалению (а может, и к счастью), попал под ножницы. Выбор героя, как догадался сообразительный читатель, влияет не только на цвет штанов, лошадки и красочную картинку в окне персонажа, но и на весь дальнейший стиль игры. Маг делает ставку на мощные заклинания, воин – на солидную армию. И только бедный паладин постоянно мечется между молотом и наковальней. Попробуете и магию, и полководческое ремесло, но особых успехов не достигните нигде.

Приключения начинаются в тренировочном лагере, где главный герой готовится к экзамену для поступления на королевскую службу. После прохождения небольшого обучающего курса нас выпускают на свежий воздух. Вокруг совсем небольшой, местами даже тесный, но чрезвычайно разнообразный мир, чем-то смахивающий на вселенную Warcraft. Мы побываем в настоящих гномьих шахтах, испытаем удачу на пиратских островах, разорим кладбище, посетим распоясавшихся эльфов и еще добрый десяток разношерстных локаций. Но это потом, пока же в наших руках лишь мятое рекомендательное письмо от наставника на должность нового королевского искателя сокровищ, а на пути нечто диковинное и еще неизведанное.

Нехитрый и прямолинейный сюжет расцвел благодаря вмешательству профессиональных писателей-фантастов. «Оживить» сценарий помогали Алексей Пехов, Елена Бычкова и Наталья Турчанинова – и, надо сказать, с задачей они справились на «отлично». Сторилайн не изобилует сюрпризами и неожиданными развязками. Вместо этого история подбрасывает элегантные диалоги и забавные квесты, совершенно не похожие друг на друга (настолько, что покраснеет даже «Ведьмак»). Отсутствие озвучки сполна искупается здоровым юмором в правильных дозах. Чего только стоит голубой дракон, с которым никто не хочет дружить из-за его гм… необычности (тут либо замешан советский мультик про голубого щенка, либо… в общем, вы поняли).

С чувством юмора у разработчиков полный порядок.

Чтиво чтивом, но еще интереснее в «Легенду» играть. Передвижение по карте происходит полностью в реальном времени, так что от врага иногда можно убежать или хотя бы выманить его на благоприятную для нас территорию (нежить гораздо лучше сражается на кладбищах, а демоны – на проклятой земле). Численность армии ограничена пятью слотами под отряды, финансовыми возможностями героя (денег много только на первых уровнях сложности) и параметром «лидерство». Улучшить эту и другие характеристики, вроде интеллекта и защиты, можно при помощи умело подобранных предметов в инвентаре, рун, алтарей или старого доброго левел-апа.

Магическая система игры довольна проста. Многочисленные NPC за сходную цену с радостью продадут нам древний папирус с заклинанием. Один свиток – одно заклятье (минус несколько единиц маны). Продвигаясь по древу способностей, герой-маг со временем разучит самые необходимые фокусы и даже сможет улучшить их. Воинам досталась отличная замена магии – Шкатулка ярости. В заколдованной коробке находятся четыре сварливых боевых духа. Если выполнить простенький квест для одного из обитателей Шкатулки, довольный полтергейст мигом подружится с героем и будет помогать в битве эффектными и, главное, эффективными приемчиками. У каждого из духов свой набор смертоносных ударов.

Обитатели местного кладбища отправляются по могилам. Не в первый раз.

В перерывах между боями наш рыцарь обязательно найдет время для обустройства семейной жизни. Жениться можно хоть на первой встречной лягушке или на невоспитанной пиратке. Супруга подарит несколько дополнительных слотов под лут и периодически будет раскручивать на ребенка. За последнего, к слову, полагается скромная королевская премия. Малыш постоянно находится в инвентаре и дает герою ощутимые бонусы в сражении. При разводе жена забирает с собой детей и требует отступные в размере 20% от всех накоплений легендарного мужа.

Тактические бои вряд ли кому-то покажутся оригинальными. Это модифицированные и анимированные шахматы. За один цикл ходов персонажи могут передвинуться на определенное для каждого число клеток и нанести атаку. Герой присутствует на поле лишь формально. Его святые обязанности – вовремя шарахнуть заклинанием да натравить на противника существо из Шкатулки. На каждой карте обязательно встречаются препятствия – они затрудняют передвижение и заставляют изобретать новые и новые тактические выкрутасы. Нейтральные объекты (например, улей с бешеными пчелами) атакуют всех подряд случайным образом, но причинить реальный вред могут лишь первую треть игры – дальше на них уже не обращаешь внимания.

Почуяв близость костлявой старухи с косой, самое время забыть про дворянское происхождение, остатки верной армии и… шустренько броситься наутек. Благо разработчики предусмотрели волшебную кнопочку «Сбежать». Нажмите ее – и ваш герой с небольшим отрядом окажется под стенами королевского замка. Побитый, но непобежденный.

«И кто теперь глупая головоногая креветка?»

Почему же «Легенда о рыцаре» не надоедает даже после недели непрерывного прохождения? Секрет кроется в очень грамотном построении игры. На каждом этапе, будь то первые шаги по королевству, середина истории или заключительные квесты, мы обязательно находим для себя что-то новое. То откроется режим расстановки войск, то на верность присягнет новый дух из Шкатулки ярости – и так по чайной ложечке до самого конца…

Учитывая то, с какой скрупулезностью разработчики проработали сингл, приписать к недочетам отсутствие многопользовательской игры не позволяет совесть. Зато к минусам относятся периодические зависания и редкие, но все же глюки (рецензируемая игра патчилась до версии 1.2). Не хватает игре и элементарного автосейва. Еще вспомним про некоторые предметы, которые герой просто не может собрать, да несущественные проблемы с балансом и баги в игровом процессе. Так, нехитрая манипуляция с заклинанием «Жертва» позволяет за один бой увеличить численность одного отряда раз этак в 10, а за успешное выполнение квеста с короной грифонов можно получать награду бесконечно. Мелочи, но игру они не красят.

Восторгаться визуальным великолепием «Легенды» можно часами и даже сутками. Движок не пытается забить экран модными и сверхсовременными технологиями, он берет гармоничностью и качеством проработки. Окружающий мир дышит, светится и, кажется, живет совсем без нашего участия. Робко журчит горная речка, легкий бриз умиротворенно покачивает молодые деревца. По елкам вполне естественно прыгает белка, а в траве копошится чем-то занятой заяц. Здесь же достойная музыка и симпатичные рисованные арты. Прекрасно оформленное главное меню сразу же создает волшебное настроение. Эльфийская тема с кристально чистым женским вокалом так и вовсе подхватывает без предупреждения и уносит по ту сторону монитора. Кстати, все композиции в открытом виде лежат в папке с игрой.

E2-E4 – и головой о доску.

«Легенда о рыцаре» – стремительный ураган или даже смерч, которому по силам смешать и разметать по округе все ваши планы на ближайшие две недели. Особенно лихо достанется домашним заданиям, несчастной курсовой или без того просроченному квартальному отчету. Яркая, как вечерний Диснейленд, и в тоже время искренняя, как фильмы Такеши Китано, игра умело балансирует на грани эпика и комедии, беззаботного приключения и ортодоксальной головоломки для самых сообразительных. Недостатки? За исключением пары-тройки багов, микроскопических недоработок и слишком банального сюжета таковых замечено не было. Даже спустя 18 лет после дебюта классическая концепция вызывает строго положительные эмоции и смотрится очень свежо.

Читайте также: