Kingdom come deliverance обзор 2020

Обновлено: 04.07.2024

О Kingdom Come: Deliverance «Игромания» писала не раз: не считая привычных превью (здесь и здесь), она заочно попала в топ лучших исторических игр и даже в сборник народных рецептов от «игропрестольной» хандры. И, как выяснилось, места эти заслужены: игра в самом деле получилась особенной. Оправившись от ярких, но противоречивых первых впечатлений, рассказываем, почему её всё-таки нельзя пропускать.

Скандал в Богемии

Сюжет — главный козырь чешской RPG. Приключения Индро полны поворотов в духе Джорджа Мартина, игра то и дело провоцирует свернуть с прямого пути и уводит далеко от основной линии. Этому способствуют отлично отснятые катсцены и многострочные диалоги, благодаря чему создавать историю и наблюдать последствия своих необдуманных решений много приятнее.

Даже для самого незначительного события разработчики приготовили несколько возможных сценариев, а потому, чтобы проверить все ветки решений, надо не один раз пройти игру. Только поначалу героя направляют чуть сильнее.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Не стоит разом брать все задания: на выполнение многих из них отведена всего пара игровых дней

Пробежать KCD за пару вечеров не выйдет — квесты тут и правда мудрёные. Чтобы продвинуться в некоторых из них, придётся перечитать несколько книг, досконально изучить локации и расспросить местных — и хорошо если те согласятся помочь. Отчасти так когда-то было в The Elder Scrolls III: Morrowind, где вместо маркера обычно лишь пара подсказок. Эти сложности, однако, подогревают интерес к прохождению и побуждают, с опаской оглядываясь на время последнего сохранения, взвешивать каждое решение.

Впрочем, о последнем уже позаботились моддеры, благодаря которым пить спасительный шнапс можно где угодно. Но не советуем ставить эту модификацию — она лишит половины удовольствия от процесса.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное


Из-за эпохи и запутанного сюжета игра напоминает одновременно похождения Рейневана и детективную линию из «Имени розы»

Квесты здесь выдают восхитительно прописанные персонажи, к которым быстро прикипаешь: взять, к примеру, пана Гануша, который как внешне, так и манерой общения здорово напоминает Кровавого Барона из третьего «Ведьмака» и пана Яна Птачека — перед этим разгульным шалопаем княжеских кровей не устоять!

Ничуть не уступают и герои побочных квестов: они охотно делятся своим прошлым и робкой надеждой на безмятежное будущее, и ты уже просто не можешь остаться безучастным к их просьбам. Особенно запоминаются истории палача из Ратае, верного слову и чувствительного душой, а также священника, который не прочь покутить.



Большинство квестов здесь многоэтапные и сразу направляют игрока в несколько разных точек игрового мира. И не всегда сразу понятно, куда именно

Впрочем, пойдёт Индро по заданию или нет — справятся и без него, и это ещё раз напоминает о том, что авторы хотели создать как можно более реалистичный мир. Зато сплетни о подвигах и проступках героя разлетятся мигом: за одну крупную кражу или убийство вас запросто может возненавидеть вся деревня и окрестности.

Иногда, правда, в поведении NPC бывают сбои, а взаимосвязи между квестами рушатся: вот, например, старый знакомый, чьи поручения Индро выполнял несколько дней ценой нескольких перезагрузок, не узнаёт своего спасителя. Но если проходить игру спокойно, а не набрав сразу с десяток квестов, таких нестыковок, наверное, можно избежать.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Такое реалистичное ночное небо редко увидишь даже в самой раскрученной игре

Славянские просторы

Общаться с персонажами приятно — правда, иногда монологи крестьян со словечками из лексикона английских аристократов сильно противоречат славянскому миру игры. Здесь выручит немецкая версия, которая звучит более аутентично — возможно, отчасти потому, что Пруссия в то время выступала на одной политической арене с Богемией.

Зато к музыкальным темам претензий нет: средневековые оркестровые мотивы вперемежку с чешскими народными напевами вмиг обеспечивают полное погружение в игру.

Тут так и тянет поглазеть на окружающий мир, проработанный до мелочей. Каждый селянин занят своим делом и живёт по определённому расписанию. Правда, оно довольно хрупкое: одна плохо прорисованная текстура, и NPC до скончания века застревают в каком-нибудь камне или пытаются усесться на один стул втроём.



Количество предметов здесь ограничено: например, если украсть у пана его лучшие доспехи, тот выйдет на поле боя голым

Зато остальное можно разглядывать часами: доспехи и богатые наряды словно взяты из музея, крепости и соборы в точности повторяют свои прототипы, лесные чащи и правда непроходимые, а ночи — тёмные.

Но, чтобы по-настоящему насладиться этими красотами и наскринить себе целую коллекцию новых обоев, потребуется довольно мощное железо — даже на PC с неплохой конфигурацией бывают проблемы с прорисовкой конструкций и элементов ландшафта, которые на глазах «одеваются» текстурами. Наблюдая экраны загрузки перед коротким диалогом с торговцем, не раз задумываешься, стоит ли игра своих денег.


У лошадей тоже есть свои показатели, которые можно развивать


Страдающее средневековье

Геймерам, избалованным ведьмачьим чутьём и самовосполняющимися эликсирами с мгновенным действием, придётся несладко: если Индро измотан, то у него закрываются глаза, от недоедания он теряет сознание, а получив мечом по голове и забыв перевязать рану — за секунды истекает кровью, которая буквально струится по экрану. Утолить голод стратегическими запасами капусты здесь тоже нельзя — еда в суме (так зовётся местный инвентарь) портится, а из-за гниющей кочерыжки легко заработать серьёзное отравление.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



С таким набором тамагочи-эффектов игра могла быть только от первого лица

Боевая система, как и взлом замков, который вышел совсем уж неподъемным на консолях, требует отчасти привычки, а отчасти — смекалки, особенно если сражаться сразу против нескольких врагов. Но стоит обзавестись приличными доспехами и оружием, как разбойники, кучкующиеся в каждом лесу, перестанут быть угрозой.

Во многих заданиях таких кровавых сюрпризов вообще легко избежать, вот только играть без них не так интересно: стелс-прохождение сильно проигрывает экшену, который легко откалибровать под себя, опробовав несколько видов оружия и соответствующих комбо-атак. Освоение таких занятий, как ковка оружия, игра в кости и перемещение по карте, потребует совсем скромных усилий.



Надеемся, что в первом сюжетном дополнении, где мы играем за девушку, будет ещё не одна хорошо поставленная битва

И всё же непропатченная версия игры, на которую пришлась большая часть моего прохождения, временами выдавала совсем уж дикие финты, мешавшие успешному выполнению заданий, особенно в массовых сражениях. Некоторые из них решить можно было только перезапуском последней сохранёнки. Позже часть глюков исправили патчами, но число массовых битв, которыми так хвастались разработчики, от этого не увеличилось — на весь основной квест их от силы три-четыре. С добровольно-принудительными предварительными вылазками в лагерь врага мы тоже погорячились — пробираться под покровом тени через полчища врагов доведётся всего раз или два.



В мирное время игра тоже иногда вытворяет нечто странное

В Kingdom Come: Deliverance поначалу и правда играть непросто, но стоит пройти несколько тренировочных боёв, пару раз умереть от голода, и к игре привыкаешь и принимаешь её со всеми недостатками. К тому же баги наверняка скоро вылечат.

Средневековье, реализм, ролевая игра, открытый мир, 9 лет разработки — этих слов вполне достаточно, чтобы вызвать интерес к игре у большинства увлеченных геймеров. Встречайте наш обзор Kingdom Come: Deliverance!


Долгие 9 лет разработки

Эта игра — еще одно подтверждение того, что одиночные игры все еще могут завоевывать сердца. Разработка Kingdom Come: Deliverance началась в 2009 году. Да, 9 лет назад! Именно тогда маленькая команда неофициально начала подготовительные работы. Все упиралось в инвестора, так как сделать даже прототип игры без серьезных вложений не представлялось возможным.



Инвестор нашелся, и вот уже в 2011 году команда девелоперов объединилась под знаменем Warhorse Studios. Но впереди ее ждало еще много трудностей: новых инвесторов прототип не впечатлил, поэтому в конце 2014 года разработчики вышли на Kickstarter, чтобы доказать, что Kingdom Come: Deliverance — это перспективный проект, который понравится аудитории.

Они не прогадали: вместо запланированных 300 тысяч фунтов стерлингов было собрано почти в 4 раза больше, а именно 1,1 млн фунтов. Эти деньги сформировали примерно треть планируемого бюджета, так что разработка все еще сильно зависела от крупных инвестиций извне и продолжалась еще 3 долгих года. Затем были бета-версия и подготовка к релизу, напряженная и тежелая.

Сюжет Kingdom Come: Deliverance

1403 год, Священная Римская империя, королевство Богемия. Вацлав IV уже 27 лет является законным правителем страны, но правит он беспечно. Его не любит ни знать, ни духовенство, даже народ считает Вацлава слабым монархом. А в средневековье это практически смертный приговор. Нет ничего удивительного в том, что правителя Богемии решили убрать.

Сделал это Сигизмунд — родной брат короля. Заручившись поддержкой элит, он похитил Вацлава, а затем с помощью армии наемников-половцев начал грабить города и крепости сторонников законного правителя. Одним из таких поселений становится Скалица, вотчина главного героя по имени Индро. Ну а дальше все стандартно: «враги сожгли родную хату», гибель родителей и кровная месть.

В этом смысле сюжет Kingdom Come довольно прост. Ничего другого, кроме как отчаянного желания покарать злодеев, от простого сына кузнеца ждать не приходится. Индро жаждет мести, но вот путь к этой самой мести крайне запутан и тернист. Именно это и делает историю о возмездии достойной внимания, ведь от начала и до закономерного финала истории успеет произойти много разных событий.

Сквозь тернии к мести

История Kingdom Come: Deliverance очень насыщенная. Один только вступительный этап, самая завязка сюжета, занимает добрые 5-6 часов, и за это время главный герой успевает посетить сразу несколько поселений, пообщаться с большим количество людей, вдоволь накататься на лошади, облачиться в доспехи и даже в одиночку сразиться с разбойниками.

При этом уже на первых порах игра не стесняется вариативности. Ответы в ключевых диалогах влияют на развитие событий, а способов решить одну и ту же задачу может быть несколько. Например, в начале игры отец посылает главного героя за пивом и углем, но не дает денег. Заработать их нужно самому: выбить долги, выиграть в кости или даже украсть. Не откровение, но как минимум повод перепройти игру.

До самого финала Kingdom Come: Deliverance держится уверенно. Сценарист не подгоняет действие, но и не спускает его на тормозах. Несмотря на открытый мир, игра имеет на удивление плотное повествование, с множеством кат-сцен и неожиданных поворотов. При желании игру можно пройти целиком и полностью как исключительно сюжетное приключение.

Геймплей Kingdom Come: Deliverance

Несмотря на сильную ориентацию на историю и повествование в целом, проект от студии Warhorse нельзя назвать типичной «сюжетной» игрой. Это слишком глобальный проект, чтобы его вообще можно было однозначно охарактеризовать. При попытке сделать это получается что-то вроде такого: реалистично-хардкорная сюжетная ролевая игра-симулятор средневековья с открытым миром.

Скелет игры — это классическая RPG в духе старой-доброй Gothic. Персонаж игрока не является героем своей страны, он не выдающийся воин, не седоволосый ведьмак, не лидер армий. Индро — простой сын кузнеца, который в лучшем случае пользуется умеренным успехом у женщин и обладает какой-никакой смекалкой, а также понятиями о чести.

Как и Безымянный из «Готики», Индро вынужден прикладывать большие усилия, чтобы выжить в мире игры. Он практически ничего не умеет — ни сражаться, носить тяжелые доспехи, ни умело торговаться, ни даже читать. Безусловно, какие-то базовые вещи вроде поездок на лошадях и умения отмахиваться оружием, будто палкой, имеются с самого начала, но в остальном начинать нужно с нуля.

Поэтому даже один противник — это уже серьезное испытание для главного героя. На первых порах от них приходится бегать, ведь убивают они буквально с двух-трех ударов, в то время как Индро даже парировать нормально не может. Через некоторое время главный герой уже может отбиться от разбойника-босяка, но даже пара оборванцев кажется непреодолимым препятствием.

Поэтому первое время в Kingdom Come: Deliverance лучше посвятить пребыванию в относительно безопасных местах — во многочисленных поселениях Богемии. Там можно пообщаться со знающими людьми, разучить полезные навыки и заработать свои первые деньги. И это лишь маленький кусочек того, что может открытый мир игры.

Боевая система

Сражения в Kingdom Come: Deliverance происходят размеренно, но жестоко. Тут рубятся обычные люди, не обладающие сверхъестественными способностями. Каждый удар отнимает выносливость и снижает здоровье оппонента. Если пораженная часть тела закрыта доспехом, то он принимает на себя часть урона, и тогда вместо здоровья снижается «стамина».

Боевая система напоминает то, что происходит в Mount&Blade и For Honor. Персонажи могут атаковать по 5 направлениям, нанося сильные или быстрые удары. Чтобы заблокировать атаку, нужно парировать ее по тому же направлению, но это ограничение можно обойти с помощью щита. Два разных удара образуют связку, которую сложнее парировать, да и урона она наносит больше.

Бой верхом тоже подчиняется тем же законам, но в то же время имеет свои особенности. Лошадь позволяет наносит удары с разбега, что значительно усиливает их, однако животинку могут ранить или даже убить, и тогда легкий конник в кожанке может оказаться в неловком положении, окруженный мечниками. Короче говоря, своих «заморочек» в боевой системе хватает.

А вот чего не хватает, так это оружейного разнообразия. В игре представлен большой набор мечей, топоров и дубин, но вот вооружиться копьем, алебардой или хотя бы крестьянскими вилами нельзя. Почему — непонятно, ведь древковое оружие пользовалось большим спросом в средних веках. Оно гораздо дешевле, ибо дерево, да и эффективно в бою за счет большой дальности атаки. Копья повсеместно использовались и в армии, потому что строй копейщиков был практически единственным реальным препятствием для конного наступления.

Изучая новые навыки, главный герой сможет получить множество преимуществ в бою, но базовый концепт остается в силе до самого финала игры, не давая персонажу превратиться в «терминатора». Вне зависимости от снаряжения и уровня, Индро не может вырезать врагов пачками. 2-3 противника — это почти всегда тяжелое, подчас даже непреодолимое испытание.

Открытый мир Kingdom Come: Deliverance

Все поселения Богемии и их окрестности созданы на основе исторических хроник, поэтому мир Kingdom Come: Deliverance кажется очень целостным и натуральным. Каждый город — это кусочек истории, поэтому и исследовать его интересно. Везде можно получить задание, повсюду расставлены учителя и магазины, а за пределами городов можно найти много интересного.

Тем не менее, проект от Warhorse довольно сильно отличается от современных игр с открытым миром. Игра не пытается растянуть прохождение за счет выполнения однообразных заданий в огромном количестве, не вынуждает зачищать лагеря разбойников, не разделяет снаряжение по редкости и «магическим» свойствам. И уж тем более здесь нет места случайно-сгенерированным заданиям.

Вместо этого приторно-сладкого открытого мира, что мы постоянно видим в AAA-блокбастерах, разработчики Kingdom Come предлагают пожить в суровом средневековом сеттинге. Как и в реальности, в этой игре выход за пределы города в основном чреват опасностями, а не веселым «рубиловом» в погоне за разноцветным «лутом». Опасность — это второе имя игры, иначе и не скажешь.

Впрочем, при должной сноровке найти что-то полезное в дикой местности можно. Это может быть банальный схрон местной банды мародеров, заброшенный домик с загадочной историей. Имея правильно развитого персонажа опытный игрок может в одиночку совершить ночной налет на лагерь бандитов в глуши, и тогда победа будет по-настоящему желанной, ведь заполучить ее действительно очень трудно.

Ролевая система

Чтобы сделать игру более реалистичной, девелоперы взяли на вооружение бесклассовую систему. Она строится на развитии 4 основных характеристик: сила, ловкость, живучесть, красноречие. В начале игры все они имеют 1 уровень, но во время первого диалога персонаж может дважды повысить любую из них еще на 1 уровень.

Помимо основных характеристик есть еще и 10 навыков. Тут нашлось место и верховой езде, и карманным кражам, и охоте, и обслуживанию брони и оружия, и даже травничеству с алхимией. При этом бесполезных навыков в игре нет, практически все можно использовать с выгодой для себя. Ну разве что от пьянства толку чуть, но этот навык по ходу игры как-то сам собой «качается». Средневековье же!

Таким образом, на момент начала игры у главного героя нет специализации как таковой, он примерно одинаково плох во всем. А дальше все зависит от самого игрока: как и в играх серии The Elder Scrolls, характеристики улучшаются по мере использования. Поэтому нельзя стать крутым мечником, только лишь общаясь с NPC и проходя «разговорные» задания.

Еще есть так называемый общий уровень. Это условный показатель жизненного опыта персонажа. Он не влияет на параметры персонажа, но открывает доступ к перкам — особенным талантам, каждый из которых позволяет получить те или иные преимущества. Основные характеристики тоже имеют свои наборы перков, но изучить все не выйдет при всем желании, потому что одни перки могут исключать другие.

Например, если взять талант «Представитель знати», то главный герой получит бонус к убеждению при общении с людьми из высших кругов, но при этом Индро не сможет взять перк «Простолюдин». Подобный выбор присутствует в каждой ветке навыков, благодаря чему можно создать цельный и реалистичный образ. А ведь еще есть перки для каждого из 10 навыков.

Хардкор или реализм?

С самого анонса разработчики позиционировали Kingdom Come: Deliverance как реалистичную игру про жизнь обычного человека в мрачном средневековье эпохи смуты. Так уж сложилось, что деятели современного геймдева часто путают реализм с хардкором и наоборот, из-за чего эти понятия размылись и даже слились. Так что же подразумевали сами авторы игры?

Есть и хардкорные элементы. Главный герой должен есть и спать, чтобы стоять на ногах. Еда может испортиться, и тогда есть ее будет опасно для здоровья. Одежда и доспехи изнашиваются и пачкаются при использовании, их нужно мыть, чтобы не получить штраф к красноречию. Даже вид в игре только от первого лица, переключить его невозможно.

Отдельно стоит отметить решение разработчиков касательно выбора сложности и возможность сохранить прогресс. В Kingdom Come нет уровней сложности, игра сбалансирована так, чтобы быть наиболее реалистичной, но при этом вполне проходимой. Сохранения происходят в автоматическом режиме, вручную можно сохраниться только с помощью особого напитка — «спасительного шнапса».

В результате имеем сложную, но не зубодробительно-хардкорную игру. Баланс реализма соблюден, благодаря чему она не отталкивает. Напротив, Kingdom Come делает здравый, адекватный вызов и не боится показаться трудной для казуальной аудитории.

Графика и техническая реализация

Kingdom Come: Deliverance разработана на последней на текущий момент версии движка CryEngine, благодаря чему игра обладает большим миром без строгого разделения на локации. Всю территорию можно объехать из конца в конец и не увидеть экрана загрузки. Впрочем, мир в игре не то чтобы огромный, но это ни в коем случае не недостаток игры.

Графика в Kingdom Come приятная и какая-то «уютная», что ли. Особенно это касается природы. Леса, холмы, сельские пейзажи и реки — все выглядит так, как в реальном мире. Природа не приукрашена по канонам фэнтези, она именно реалистичная, как в The Witcher 3: Wild Hunt. Здесь есть и милые русскому сердцу березки, и лесные полянки, поросшие травой в середине проселочные дороги. Одним словом, красота!

Картинка в игре оставляет положительное впечатление, но это не значит, что она так же совершенна в техническом плане. Напротив, если присмотреться, то можно заметить множество довольно простеньких моделей, посредственные анимации, одинаковые лица у множества второстепенных персонажей, а также довольно аскетичное оформление декораций.

Да, это так: игра далеко не идеальна в плане проработки графики, пусть даже ее и делали 9 лет, но придираться к этому не хочется. Это проект от относительно небольшой студии, к тому же благодаря очень качественному сюжету и интересному геймплею глаз не цепляется за многие огрехи графической части. За многие, но, увы, не за все.

К сожалению, техническая реализация игры может стать главной и по сути единственной причиной не покупать Kingdom Come: Deliverance. Проблема в производительности. На компьютере с процессором Intel Core i7-4790 в связке с Nvidia GTX 1070 Ti игра то и дело проседает до 40 кадров в секунду, а в некоторые моменты, особенно в крупных городах, демонстрирует и вовсе «позорные» 25-30 FPS.

Это очень плохо, и даже драйвер Game Ready от Nvidia не решает проблему полностью, лишь чуть-чуть улучшая производительность игры. И это при том, что в системных требованиях значится связка i5-4670K и GTX 1060! Возможно, это для игры в 30 FPS, как на консолях, но в таком случае нужно делать соответствующую приписку в конце рекомендованной конфигурации.

Музыка и звук Kingdom Come: Deliverance

Вполне ожидаемо разработчики до краев наполнили игру средневековыми музыкальными мотивами. В Kingdom Come: Deliverance много акустической и оркестровой музыки, которая правильно используется для создания более цепляющего игрового опыта. Она нагнетает напряжение, задает драматический тон или наоборот позволяет расслабиться, давая игроку передышку.

Озвучивание диалогов выполнено на 3 языках: английском, французском и немецком. Для отечественных геймеров есть субтитры. Их перевод очень качественный, без каких-либо ошибок, при этом авторы сохранили характерную манеру говора персонажей. Конечно, это не полноценная локализация, но необходимый минимум для удобного ввода в игру выполнен хорошо.

Настоящее средневековое приключение

После знакомства с Kingdom Come: Deliverance хочется крепко пожать руку разработчикам из студии Warhorse. Долгие годы разработки не прошли впустую, была проделана огромная работа, и ее результат вызывает подлинное уважение. Это настоящее средневековое приключение, которое практически во всем сделано правильно и со знанием дела.

Безусловно, у игры есть некоторые проблемы с технической реализацией. Возможно, производительность поднимут с выходом обновлений, но пока что владельцам не самых мощных компьютеров стоит с осторожностью отнестись к покупке. Да и реализм на грани с хардкором будет принят далеко не каждым игроком. Но несмотря на это Kingdom Come: Deliverance — стоящая игра. Таких сейчас просто-напросто не делают.

О Kingdom Come: Deliverance «Игромания» писала не раз: не считая привычных превью (здесь и здесь), она заочно попала в топ лучших исторических игр и даже в сборник народных рецептов от «игропрестольной» хандры. И, как выяснилось, места эти заслужены: игра в самом деле получилась особенной. Оправившись от ярких, но противоречивых первых впечатлений, рассказываем, почему её всё-таки нельзя пропускать.

Скандал в Богемии

Сюжет — главный козырь чешской RPG. Приключения Индро полны поворотов в духе Джорджа Мартина, игра то и дело провоцирует свернуть с прямого пути и уводит далеко от основной линии. Этому способствуют отлично отснятые катсцены и многострочные диалоги, благодаря чему создавать историю и наблюдать последствия своих необдуманных решений много приятнее.

Даже для самого незначительного события разработчики приготовили несколько возможных сценариев, а потому, чтобы проверить все ветки решений, надо не один раз пройти игру. Только поначалу героя направляют чуть сильнее.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Не стоит разом брать все задания: на выполнение многих из них отведена всего пара игровых дней

Пробежать KCD за пару вечеров не выйдет — квесты тут и правда мудрёные. Чтобы продвинуться в некоторых из них, придётся перечитать несколько книг, досконально изучить локации и расспросить местных — и хорошо если те согласятся помочь. Отчасти так когда-то было в The Elder Scrolls III: Morrowind, где вместо маркера обычно лишь пара подсказок. Эти сложности, однако, подогревают интерес к прохождению и побуждают, с опаской оглядываясь на время последнего сохранения, взвешивать каждое решение.

Впрочем, о последнем уже позаботились моддеры, благодаря которым пить спасительный шнапс можно где угодно. Но не советуем ставить эту модификацию — она лишит половины удовольствия от процесса.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное


Из-за эпохи и запутанного сюжета игра напоминает одновременно похождения Рейневана и детективную линию из «Имени розы»

Квесты здесь выдают восхитительно прописанные персонажи, к которым быстро прикипаешь: взять, к примеру, пана Гануша, который как внешне, так и манерой общения здорово напоминает Кровавого Барона из третьего «Ведьмака» и пана Яна Птачека — перед этим разгульным шалопаем княжеских кровей не устоять!

Ничуть не уступают и герои побочных квестов: они охотно делятся своим прошлым и робкой надеждой на безмятежное будущее, и ты уже просто не можешь остаться безучастным к их просьбам. Особенно запоминаются истории палача из Ратае, верного слову и чувствительного душой, а также священника, который не прочь покутить.



Большинство квестов здесь многоэтапные и сразу направляют игрока в несколько разных точек игрового мира. И не всегда сразу понятно, куда именно

Впрочем, пойдёт Индро по заданию или нет — справятся и без него, и это ещё раз напоминает о том, что авторы хотели создать как можно более реалистичный мир. Зато сплетни о подвигах и проступках героя разлетятся мигом: за одну крупную кражу или убийство вас запросто может возненавидеть вся деревня и окрестности.

Иногда, правда, в поведении NPC бывают сбои, а взаимосвязи между квестами рушатся: вот, например, старый знакомый, чьи поручения Индро выполнял несколько дней ценой нескольких перезагрузок, не узнаёт своего спасителя. Но если проходить игру спокойно, а не набрав сразу с десяток квестов, таких нестыковок, наверное, можно избежать.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



Такое реалистичное ночное небо редко увидишь даже в самой раскрученной игре

Славянские просторы

Общаться с персонажами приятно — правда, иногда монологи крестьян со словечками из лексикона английских аристократов сильно противоречат славянскому миру игры. Здесь выручит немецкая версия, которая звучит более аутентично — возможно, отчасти потому, что Пруссия в то время выступала на одной политической арене с Богемией.

Зато к музыкальным темам претензий нет: средневековые оркестровые мотивы вперемежку с чешскими народными напевами вмиг обеспечивают полное погружение в игру.

Тут так и тянет поглазеть на окружающий мир, проработанный до мелочей. Каждый селянин занят своим делом и живёт по определённому расписанию. Правда, оно довольно хрупкое: одна плохо прорисованная текстура, и NPC до скончания века застревают в каком-нибудь камне или пытаются усесться на один стул втроём.



Количество предметов здесь ограничено: например, если украсть у пана его лучшие доспехи, тот выйдет на поле боя голым

Зато остальное можно разглядывать часами: доспехи и богатые наряды словно взяты из музея, крепости и соборы в точности повторяют свои прототипы, лесные чащи и правда непроходимые, а ночи — тёмные.

Но, чтобы по-настоящему насладиться этими красотами и наскринить себе целую коллекцию новых обоев, потребуется довольно мощное железо — даже на PC с неплохой конфигурацией бывают проблемы с прорисовкой конструкций и элементов ландшафта, которые на глазах «одеваются» текстурами. Наблюдая экраны загрузки перед коротким диалогом с торговцем, не раз задумываешься, стоит ли игра своих денег.


У лошадей тоже есть свои показатели, которые можно развивать


Страдающее средневековье

Геймерам, избалованным ведьмачьим чутьём и самовосполняющимися эликсирами с мгновенным действием, придётся несладко: если Индро измотан, то у него закрываются глаза, от недоедания он теряет сознание, а получив мечом по голове и забыв перевязать рану — за секунды истекает кровью, которая буквально струится по экрану. Утолить голод стратегическими запасами капусты здесь тоже нельзя — еда в суме (так зовётся местный инвентарь) портится, а из-за гниющей кочерыжки легко заработать серьёзное отравление.

Обзор Kingdom Come: Deliverance. Чешское нефильтрованное



С таким набором тамагочи-эффектов игра могла быть только от первого лица

Боевая система, как и взлом замков, который вышел совсем уж неподъемным на консолях, требует отчасти привычки, а отчасти — смекалки, особенно если сражаться сразу против нескольких врагов. Но стоит обзавестись приличными доспехами и оружием, как разбойники, кучкующиеся в каждом лесу, перестанут быть угрозой.

Во многих заданиях таких кровавых сюрпризов вообще легко избежать, вот только играть без них не так интересно: стелс-прохождение сильно проигрывает экшену, который легко откалибровать под себя, опробовав несколько видов оружия и соответствующих комбо-атак. Освоение таких занятий, как ковка оружия, игра в кости и перемещение по карте, потребует совсем скромных усилий.



Надеемся, что в первом сюжетном дополнении, где мы играем за девушку, будет ещё не одна хорошо поставленная битва

И всё же непропатченная версия игры, на которую пришлась большая часть моего прохождения, временами выдавала совсем уж дикие финты, мешавшие успешному выполнению заданий, особенно в массовых сражениях. Некоторые из них решить можно было только перезапуском последней сохранёнки. Позже часть глюков исправили патчами, но число массовых битв, которыми так хвастались разработчики, от этого не увеличилось — на весь основной квест их от силы три-четыре. С добровольно-принудительными предварительными вылазками в лагерь врага мы тоже погорячились — пробираться под покровом тени через полчища врагов доведётся всего раз или два.



В мирное время игра тоже иногда вытворяет нечто странное

В Kingdom Come: Deliverance поначалу и правда играть непросто, но стоит пройти несколько тренировочных боёв, пару раз умереть от голода, и к игре привыкаешь и принимаешь её со всеми недостатками. К тому же баги наверняка скоро вылечат.

Kingdom Come: Deliverance

Именно в такой ситуации оказался парень Индржих. Хотя нет, его дела гораздо хуже, ведь он не умеет читать и писать, не знает, с какой стороны держать меч и лук, да и с прочими навыками, полезными для выживания, беда. И такому-то недорослю нужно с нуля постигать премудрости средневековой жизни, учиться добывать деньги и пищу, втираться в доверие к чешским аристократам, постигать основы военного ремесла — всё ради мести убийцам родителей и поиска бандитов, ограбивших его на пепелище родного села.

Пока развивается драма, герой успевает побыть вором и убийцей, браконьером и кладоискателем, солдатом и бродягой, детективом и организатором свадеб, послушником бенедиктинского монастыря и пажом, дамским угодником и защитником обездоленных. При этом, в отличие от большинства RPG, Kingdom Come не показывает, как из твари дрожащей вырастает ломающий берёзы руками и плюющий на королей супермен. Для знати Богемии Индржих так и останется человеком низкого происхождения. Можете нацепить на него баснословно дорогой доспех, сделать мастером красноречия и богачом, но на подобные уловки купятся разве что такие же кметы, как и он сам. Геймплей тоже не разрешает знакомого поклонникам жанра всемогущества: ситуации вроде «одним махом семерых побивахом» здесь в принципе нереальны. Хотя где подводит меч, там пригождается смекалка.

Kingdom Come: Deliverance

Повторенье — мать ученья

Deliverance тычет пальцем в историческую справку из энциклопедии, наказывает за ошибки и с головой погружает в виртуальный мир, ловко имитируя его обыденность. Смена времени суток здесь не пустая формальность: вечером большинство персонажей, включая торговцев и ремесленников, расходятся по домам, на обочинах дорог сбиваются в шайки разбойники, стража того и гляди задержит путника без факела в руке, а темень вокруг такая, что хоть глаз выколи. От плохой погоды и прогулок по грязи пачкается одежда, что, в свою очередь, портит обаяние и сужает возможности в диалогах. Продукты приходят в негодность, поэтому завтрак из тухлой колбасы с подгнившими яблоками запросто вызывает отравление. А победа в бою может оказаться пирровой, если рана кровоточит и её нечем перевязать.

С точно такой же дотошностью организовано развитие персонажа. Забудьте об упрощениях и поблажках, какими баловали ролевые игры последних лет. Чтобы сделать героя заправским вором, нужно придерживаться особого стиля одежды без звенящих друг о дружку пластин и пижонских узоров, чаще прибегать к скрытности, безопасно сбывать краденое, набивать руку на взломе замков и ощупывании чужих карманов. Занятия алхимией требуют как минимум умения читать, добывать рецепты и правильно смешивать ингредиенты в тигле, пока варится микстура. А если решили превратить сына кузнеца в воина, подыщите ему нормальные доспехи и неустанно упражняйтесь в фехтовании, разучивая новые приёмы и укрепляя мышцы Индржиха.

Kingdom Come: Deliverance

Урок тактики от чехов: лучников рубим мечом, мечников расстреливаем из лука.

Сноровка геймера значит в Kingdom Come не меньше, чем навыки героя, и сражения — яркий тому пример. Они отдалённо напоминают For Honor с её траекториями для ударов и блоков. Только в произведении Warhorse всё гораздо сложнее: здесь мы рубим с пяти направлений или колем в выбранную на теле противника точку, а ещё вовремя уклоняемся от вражеских выпадов, используем щит, пинки, захваты, прикладываем врага рукоятью — и всё вручную. Какие бы финты ни открывались по мере обучения, их приходится зубрить вам, а не Индржиху — например, бить сперва в правое плечо, затем в левую ногу и колоть в лицо. Момент, когда можно расслабиться и просто долбить по одной клавише, авторами вообще не предусмотрен, так что даже у бомжа с тесаком имеется шанс зарезать вооружённого до зубов рыцаря.

Те же сложности ожидают в обращении с луком: прицела нет, долго держать тетиву натянутой не получится. Чтобы прикончить в лесу первого зайца, вам вряд ли понадобится меньше пяти-шести выстрелов. Стоит ли удивляться, что при встрече с бродягой в глухой местности с ним тянет подраться для отработки приёмов, а висящий на столбе труп висельника — использовать в качестве тренировочной мишени?

Теперь представьте, что вы допустили ошибку — ввязались в безнадёжную драку, выбрали не ту реплику в диалоге или попались на краже, не имея ни денег, ни красноречия, чтобы избежать тюрьмы, — и вам хочется переиграть сцену. Но не тут-то было! В Богемии XV века для сохранения приходится пить особый шнапс, спать на личной кровати либо достигать важных поворотов сюжета. То есть потерять час — полтора прогресса из-за нелепой случайности здесь в порядке вещей.

Kingdom Come: Deliverance

Самый лёгкий и законный способ поднять деньжат в Богемии XV века — сыграть в кости.
Кому-то такая дотошность покажется хардкором, зато другим она поможет погрузиться в игровой мир всерьёз и надолго. Потому что каждую победу в нём воспринимаешь как собственное достижение, а не результат правильной прокачки героя, да и неудачи побуждают думать о допущенных просчётах вместо выкрикивания проклятий в адрес криворуких разработчиков. Добавьте сюда свободу отыгрыша роли: где боец рубит ватагу разбойников на месте, вкрадчивый оратор разделяет и устраняет поодиночке, а тихий диверсант травит, подсыпав яд в котелок посреди их лагеря. Любишь кататься — люби и саночки возить, как бы говорят нам в Warhorse. По крайней мере, справедливо.

160 гектаров красоты и багов

Другой повод проникнуться атмосферой игры — её открытый мир. И дело тут не в красивых пейзажах, хотя из-за них и стоит побродить по лесу на рассвете или прогуляться вдоль реки под пение птиц. Преимущество виртуальной Богемии — в её самостоятельности, отстранённости от героя. Кажется, умри Индржих — и всё останется как прежде: бродячий рыцарь предложит помериться силами кому-то другому, привычно проснутся утром рыбаки и лесорубы, праздные гуляки примутся спорить в таверне о политике, травница продаст несчастным женщинам приворотное зелье, а пан Птачек возьмёт на охоту нового пажа. Для Deliverance случайные сценки вроде драки двух деревенщин, возникающих прямо перед нами, — редкость и дурновкусие.

Во многом поэтому вместо театрального трюкачества авторы предлагают повседневные заботы: сходить в баню, почитать книгу, сварить снадобье, выторговать десяток грошей у купца на рынке, выкопать клад, найдя его по карте, купленной у странного типа возле мельницы. Заняться поиском пропитания, в конце концов, — мы же не в сказку попали, а в более-менее достоверную симуляцию Средних веков. Но насколько обаятельным и живописным получился у студии Warhorse мир, настолько же обидны технические ошибки, которые разрушают эффект присутствия в нём.

Вот персонажи срастаются в потешного Громозеку, а вот лошадь героя, Сивка, замирает в нелепой позе над ручьём. Камера во время диалогов ведёт себя как шизофреник: то в душу заглянет, то покажет разговор двух шапок вместо лиц. Порой собеседники просто валятся с неба или прорисовываются из воздуха. О кордебалете с частотой кадров, запоздало возникающих текстурах, глюках анимации и тому подобных недочётах даже говорить не хочется — такого добра хватает в любой игре от небольшого коллектива. Но раз уж Kngdom Come: Deliverance требует серьёзного к себе отношения, пусть отвечает взаимностью. Хотя, к чести авторов произведения, его техническая неуклюжесть — его же главный недостаток.

Средневековье на «максималках»

Пытаясь понять Deliverance, её сравнивают с другими играми: мир здесь работает как в Gothic, интерфейс с методами развития персонажа взяты из The Elder Scrolls, а в сеттинге разработчики шли по стопам Mount & Blade. Даже с «Ведьмаком 3» параллели проводят, хотя от него здесь только пасхалка с лошадью Геральта, Плотвой, — в остальном поляки и чехи выпустили совершенно разные RPG. Пускай в сравнениях и есть доля правды, лучше выкиньте их из головы, оценив Kingdom Come без предвзятости. Она самобытна хотя бы потому, что вы не играете в неё — вы в ней живёте.

С поправкой на игровые условности, баги и здоровые зубы персонажей, сотрудникам Warhorse удалось создать интерактивную и комплексную экскурсию по Европе XV века. Захватывающее приключение, которому на данный момент нет равных — как в плане раскрытия темы, так и по проработке деталей. Здесь вы узнаете о разнице между императором Карлом IV и его сыном Вацлавом, о расколе в католической церкви, о жизни в замках, сёлах и монастырях, о средневековых ремёслах и нюансах быта, а заодно примете участие в событиях, аукнувшихся далеко за пределами Богемии. Иначе говоря, получите именно то, за что мы любим исторические игры.

Плюсы: блестяще раскрытый сеттинг и привязка к реальной истории; многогранная ролевая система со свободой отыгрыша и решения задач; красивый мир с симуляцией средневекового быта; система фехтования устроена так, что победы приносят массу удовольствия.

Минусы: сложности, к которым нужно привыкать; техническая часть нуждается в доработке даже после огромного патча.

Читайте также: