Katawa shoujo обзор

Обновлено: 02.07.2024

Katawa Shoujo - визуальная новелла, разработанная студией Four Leaf Studios и выпущенная 4 января 2012 года. Игра основана на эскизах японского додзинси-художника Raita.

Главный герой, старшеклассник Хисао, получает странное письмо с просьбой встретиться. Придя на место встречи, парень встречает Иваноко — девушку, с которой он учится. Девушка признаётся нашему герою в любви, но тот не успевает ответить на признание: дыхание сбивается, сердце болит, а колени подкашиваются. Хисао теряет сознание.

Проходит 4 месяца. И всё это время он провёл в больнице, где ему поставили диагноз — «аритмия». Редкая болезнь, что вызывает перебои в работе сердца, иногда заставляя его биться слишком быстро.

«Думаю, ты уже можешь вернуться домой», — сообщает нам доктор. «Твоё сердце стало сильнее, и если ты будешь соблюдать некоторые меры предосторожности, всё будет в порядке». Врач вручает листок с названиями лекарств: абсурдно длинный список наименований препаратов, для каждого из которых, к тому же, прописаны побочные эффекты, противопоказания и дозировка.

Доктор предлагает Хисао продолжить обучение в старшей школе «Ямаку», специализирующейся на обучении детей-инвалидов. Родители согласны с врачом, а наш герой раздражен тем, что будет получать образование в подобном заведении, но иного выбора нет…

Едва попав в новую школу, Хисао начинает сталкиваться с разнообразными личностями. Персонажи по разному относятся к своим болезням, что сильно сбивает главного героя и заставляет об этом много переживать. Весь первый акт строится на том, как Хисао пытается найти подход к каждому и переосмыслить своё отношение к инвалидам.

Начиная уже с первых минут, от игры так и веет уютом. Персонажи, включая второстепенных, несмотря на индивидуальность, органично вписываются в этот мир, а ощущение датфила не покидает на протяжении всего прохождения.

Меня удивило то, что фоны тут не нарисованы от руки, как, например, в других новеллах. Вместо этого используются отфильтрованные реальные фотографии, которые, кстати, смотрятся атмосферно.

Отличное музыкальное сопровождение! Некоторые песни так и хочется скачать на телефон и слушать на репите. Wiosna, Painful History, Innocence, Red Velvet попали в самое сердечко <3

Немного о главном герое — Хисао: вынужден ограничивать себя от больших физических нагрузок и ударов в районе груди. В период долгого пребывания на больничном обретает любовь к чтению книг.

Всего в игре четыре акта. В первом акте мы успеваем познакомится со всеми персонажами, и через определенные решения игра открывает нам рут с одной из девочек. Для каждой сюжетной линии характерны свои персонажи, локации, сцены и музыкальные композиции.

Выбираемые варианты ответа могут как сблизить с одной из героинь, так и отдалить, и даже привести к расставанию. А некоторые и вовсе могут сразу привести к плохой концовке. Впрочем, выход на хорошую концовку не должен составить труда, если быть внимательным.

Подробнее разберу образы героинь и выскажу мнение насчёт их сюжетных линий. БУДЕТ МНОГО СПОЙЛЕРОВ! Если не желаете их читать ТЫКАЙТЕ сюда.

Спортсменка и душа компании. Шатенка с парой хвостиков и светло-зелёными глазами. Она спокойно со всеми общается и запросто может поддержать беседу, но при этом дружит только с Рин и Хисао. Потеряла две ноги и отца в автомобильной катастрофе, отчего боится сближаться с людьми.
На мой взгляд это самый нейтральный рут. По сути она читерским способом избавляет Хисао от недуга, заставляя бегать по утрам, от чего можно и забыть про аритмию. Нет новых персонажей кроме её мамы. Мало локаций по сравнению с другими рутами. Но в целом рут хороший, хотя по контенту он заметно уступает другим.

Пугливая и асоциальная. В детстве Ханако пережила сильный пожар в своём доме, в котором погибли её родители. Правая сторона её тела покрыта ожогами и шрамами. У неё длинные тёмно-фиолетовые волосы, а чёлка прикрывает правую часть лица, скрывая шрамы. Сторонится внимания к себе, сбегая с уроков в библиотеку. Любит играть в шахматы и бильярд.

У Ханако самый интересный рут в плане того, что можно посмотреть, как сильно меняются её отношения к Хисао и сама героиня. Рут мрачный и драматичный, таящий в себе много слёз и откровений. Вся сюжетная линия — это эмоциональные качели, отчего до самого финала не знаешь, чем завершится игра, а после титров будешь выжат, как лимон.

Староста 3-2 класса, слепая от рождения. Всё свободное время проводит в чайной комнате. Имеет шотландские корни. Свободно и без акцента разговаривает на английском и японском языках. Вежлива и тактична в общении. Единственная подруга Ханако, с которой у них взаимоотношения, как у матери и дочки.

У Лилли самый романтичный и продолжительный рут в игре. Именно в её сюжете Ханако раскрывается как персонаж даже лучше, чем собственном. В руте Лилли нет плохой концовки — только нейтральная (такой уж она добрый человек). Для хорошей концовки нужно раскрыть ей своё прошлое и удовлетворить её любознательность. Также у неё присутствует сцена после титров.

У Рин отсутствуют обе руки ниже локтя, поэтому для бытовых дел она использует ноги. У неё короткие рыжие волосы; одевается в мужскую форму. Художница, рисует абстрактные картины. Постоянно витает в облаках и прямолинейна в разговоре.

На мой взгляд, у Рин самый сложный рут, и как персонаж она довольно трудный для понимания. Она единственная, у кого я запорол хорошую концовку, так и не поняв её намерения. Всю сюжетную линию мы только и делаем что размышляем о смысле жизни, искусстве и любви. Разобраться в отношениях с ней будет непросто. Всем, кто любит запутанные любовные перипетии и размышления о всяком важном, должно понравиться.

Одноклассница Хисао, староста 3-3 класса и президент студсовета. У неё короткие тёмно-синие волосы и такие же глаза; носит очки. Она глухая от рождения и общается с помощью языка жестов. Контактирование с людьми даётся ей затруднительно, поэтому она почти никуда не ходит без своей подруги Миши. Ещё с первой арки она будет всеми силами пытаться затащить Хисао в студсовет, в котором только она и Миша. Из-за своего лидерского и манипулятивного характера имеет негативную репутацию среди школьников.

Самая безэмоциональная и спокойная арка. Хисао, чтобы сблизиться с ней, начинает тайком изучать язык жестов, о чём потом проговаривается Миша и портит сюрприз. В этом руте слишком много внимания уделено второстепенным персонажам, нежели ей. Романтика почти напрочь отсутствует, но за раскрытие других персонажей ей всё же стоит сказать спасибо.

У вас был такой момент, когда вы оставались эмоционально опустошены? Этот момент, когда вы прошли игру, а после титров чувствуете внутреннюю пустоту. Игра завершилась, но подсознательно вы всё ещё в ней. Вы привязались к персонажам и не хотите с ними прощаться. Именно такой игрой для меня стала Katawa Shoujo.

Katawa Shoujo — это некоммерческий проект, созданный на энтузиазме пользователями имиджборда. Игра о том, что каждый из нас уникален и имеет свои недостатки. Цените людей, которые любят вас такими, какой вы есть. Любите себя и полюбите других.

Огромное спасибо за редактуру и вычитку текста Антону Новикову

Комментарий удален по просьбе пользователя

Я даже опубликовать не успел, а ты уже репостнул 0.о

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ладно,сейчас точно спать ушел

Спокойной ночи, высыпайся)

Проходил после БЛ сразу её и school days. Больше жить-то и не хотелось/

Кста, емнип в Альфе у горелой вообще хэппи энда не было. Либо в жёлтую комнату, либо под поезд/вещества ред.

Да у меня и в школьных днях не самая удачная концовка/

Там легко на такую выйти. Правда там и результат вполне соответствующий твоим решениям. Хуево делай - хуево будет ред.

В Школьных днях то легко выйти на счастливую концовку и это не мой опыт, на многих сайтах пишут что трудно выйти на плохую. Другое дело что считать за счастливую концовку.

Хэппи энд у неё был, но, внезапно, не в своем руте, а в руте Лили. В какой-то момент она попадает в больницу и просит Хисао позаботиться о Ханако, пока её нет рядом, и если он соглашается, то роман с Лили заканчивается, повествование сруливает к Ханако и безальтернативно ведет к хорошей концовке, не знаю правда, что конкретно она из себя представляет.

Насколько я помню, там была шикарная сцена попойки всей компашкой после экзаменов. Советую ознакомиться, это стоит того!

Единственная хорошая сцена в этом под-руте, к сожалению, потому что там весь путь до концовки тебя кормят фансервисом :/ Ну, фанатам Ханако зайдёт.

А вот рут Сидзунэ в альфе прям приятно удивил. Его срочно переписывали после ухода одного из авторов, и вышло не так хорошо, как могло бы (но в целом рут сносный). Если бы этого не произошло, то получили бы прекрасное раскрытие и её самой, и Миши. Да и Сидзунэ тут не такая душная. ред.

Надо будет откопать Альфу на старом телефоне. Не припоминаю там никаких изнасилований культяпками. В голову идет скорее желтая комната, поезд, пожар и таблетосы. ред.

Изнасилование культяпками было, но, внезапно, в руте Эми. В альфе этот рут был не дописан, и после третьего акта стояла весёлая сценка-заглушка, где в зависимости от выбора Эми либо испепеляет Хисао взглядом, либо приводит к нему в комнату Рин, которая и насилует его культяпками.

ошибочка вышла
При этом именно у неё (и только в альфа версии) происходит самая мерзкая сцена в романе — Хисао, обнаружив у неё среди лекарств лития карбонат, решает «помочь» и спускает таблетки в унитаз… После чего Ханако сама «предлагает себя», Хисао погибает из-за несчастного случая (ломает шею об стол из-за не до конца снятых брюк), а Ханако цинично комментирует это.

О, вот это похоже на правду. Но там вроде и альтернативная концовка есть, но и она не сильно лучше

А почему? Обе игры как раз про то как жить клево.

Человек культуры. Лили лучшая девочка

Лилли прекрасна, но а мне нравится Ханако)

Пролистал комментарии и не увидел ни одного мема про лимоны, как так ред.

Лучшие мемы Катавы после мемов про самую горячую девчонку

Прочитаю, когда не буду похож на овощ, да.

Бля, спасибо за буллинг.

Моя вторая ВН после бесконечного лета. Показала мне, насколько БЛ сценарно все-таки лажа. А моды к БЛ потом лишь укрепили мое отношение к этому сценарию.
По катаве, Эми топ, имхо. Я два раза читал эту ВН, и два раза после Эми начинал бегать) Не продолжал ввиду ряда причин, одна из которых банальная лень, но начинал. В целом и сейчас, спустя много времени, когда вспоминаю безногую бегунью, появляется желание начать пробежки. Стоит попробовать, раз уж сбросил вес, мб колени теперь не отъебнут в первый же вечер.
А так, если выбирать не персонажей, а именно рут, то без вариантов Лилли. Ламповые посиделки с чаем, походы в город, и Ханако, которая наконец принимает себя и начинает вливаться в социум, заводить друзей. В собственном руте ее такими достижениями не наградили, и поэтому он меня раздражает.
А еще, пожалуй печалит, что с Кэндзи нормального рута нет. Не в стиле Гачи, конечно, но было бы неплохо иметь возможность забить на баб, и ходить с друганом бухать и дебоширить. А так, либо баба, либо смЭрть. Meh. ред.

ну дружеские руты даже в японских новелах это редкость, могу только Clannad вспомнить ред.

Лучший обзор лучшей игры от лучшего!

ЗЫ. Рин топ вайфу, change my mind.

Полноценный мужчина цепляет неполноценных инвалидов.
Даже я бы такую тянку легко цепанул.

Какой же он полноценный, если у него беды с башкой?

Да это фигня. У кого их нет то? ред.

Злобный кот держит в страхе инвалидов. @Рейнджер разберись!

У меня до сих пор на одном из телефонов валяется эксклюзивная Катава альфа под Ведроид. Для удалённой редактуры собирали, но из-за багов в прод версию под Ведро решили не пускать.

Насколько я слышал, есть проект который запускает катаву в браузере. Прогресс сохраняется а люди могут и с планшета или телефона спокойно сыграть

Это именно Альфы веб порт есть?

Не знаю, но на что-то подобное натыкался в вк. Если найду скину и отвечу

Хотя может спустя столько лет кто-то сделал порт Альфы под Ведро. Я давно все таки этим не интересовался

@Тимур Богданов не помнишь кста из-за чего конкретно ведроид версию не выпустили в итоге?

Ты почти правильно сказал. Там не хотели поддерживать её в плане починки багов: если бы сыпались специфичные для этой версии баг-репорты, то было бы неясно, как их чинить, потому что опыта работы с RenPy на Андроиде ни у кого не было. Могло быть слишком много подводных камней.

А до сих пор нет версии под мобильные устройства?

Даже из палаты не вышел, уже заебался читать эту графоманию. Скипал, чтобы выебать слепую. В итоге вышел на безногую, хуй пойми как. Выборы рандомные, на уровне : пошёл в библиотеку — секс с слепой, не пошёл — с безрукой.

Но ведь библиотека это секс с горелой

не поддерживаем расизм

Даже из палаты не вышел, уже заебался читать эту графоманию

Путаешь в БЛом
Скипал, чтобы выебать

Быдло
Выборы рандомные, на уровне : пошёл в библиотеку — секс с слепой, не пошёл — с безрукой.

Быдло познаёт новеллы. Спешите видеть.

В итоге вышел на безногую, хуй пойми как.

Выбрал бег по утрам, как адекватный человек, и все. Так нечестно.

Эми Ибарадзаки. в целом рут хороший, хотя по контенту он заметно уступает другим.

Согласен. Рут в целом хороший об целеустремленности и..упрямстве. Только довольно коротко и мало событий, в отличии от той же Ханако или Рин.

Со всеми девочками вышло выйти на положительную концовку. Само больше зашли Рин->Ханако->Лили (больше из-за дуета с Ханако)->Эми->Сидзунэ. С Рин у меня пожалуй сложилось из-за схожего немного мышления и понимания, как работает мозг у художников. Некоторые сцены для пусть и не были шокирующими, но очень любопытными своей уместностью. Лучший Рут, хотя Ханако очень близко тоже подобралась.

Хорошее чтиво, пусть и с некоторыми оговорками. Хороший пост, спасибо тебе :3

Мы, как люди высокой культуры, без сомнений любим почитать… Ну, еще мы геймеры, так что — почему бы не перенести своё любимое занятие в компутары, разбавив его небольшой долей деградации? А что? Звучит хайпово! Встречайте первый обзор на визуальную новеллу от Bee Games Info — Katawa Shoujo!

Компьютерные игры все время впитывают в себя некоторые элементы других видов искусства. Та же музыка неотрывно связана с играми, ведь она задает не только атмосферу и темп происходящего, но и напрямую вплетается в игровой процесс, являясь буквально его ядром, как например в гитар хиро. Не забываем мы и о том, что игры взяли не мало от кинематографа. Постановка, упор на сюжет и динамику повествования. Вы только вспомните первый дум. Только самый последний танкист не слышал знаменитое высказывание создателя дума Джона Кармака о том, что сюжет в игре, аля сюжет в порнофильме. Вроде есть, но не особо важен. А теперь, держа в уме слова пионера игровой индустрии, вспомните the Last of Us, Bioshock, Metal Gear…

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Так, а что у нас с любителями почитать? Неужто они остались у разбитого корыта? Да нет, конечно. Первые текстовые квесты, или как они изначально назывались «интерактивная художественная литература» зародились еще в 70-х годах прошлого столетия. И это не мудрено, при тех-то вычислительных мощностях, которыми располагали первые разработчики видеоигр. Несмотря на то, что тогда это были пласты текста с возможностью простенького выбора, который сейчас кстати сможет сделать любой школьник в паскале, со временем интерактивная литература породила так называемые дейт-симы, ну или визуальные новеллы. Как многие из вас знают, королями этого жанра стали, что не удивительно, японцы. Что-то многовасто в последнее время у нас игорей от гостей с востока. В любом случае, стандарт дизайна для этих самых визуальных новелл еще в 90-х годах заложила Dokyusei. Японская визуальная новелла, полная эротики, сисек и писек. Так называемое эроге. Ну, с кратким экскурсом в историю закончили.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

А первая визуальная новелла (Докайсё) действительно смотрится относительно неплохо.

Так к чему я это рассказывал? Впрочем, зачем мне нагонять интригу, если вы итак можете прочитать название видео. Вы как всегда читаете блог (а возможно и смотрите видео) Bee Games Info и на ваших экранах небольшой обзор на визуальную новеллу Katawa Shoujo.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Наша дорогая Катава Вышла из-под пера творческого объединения Four Leaf Studio. Команда, к слову, интернациональная. Как же все началось? В 2007 году на имиджборд 4chan попали эскизы японского художника Райты Хондзю. Эскизы эти быстренько разлетелись по тредам и начали широко обсуждаться. В итоге в короткие сроки сформировалась команда энтузиастов, которая и начала творить свою визуальную новеллу. К 2009 году команда выпустила ознакомительную версию «Act 1». Как можно понять по названию, там была только вступительная часть, хотя и она позволяла в должной мере познакомиться с персонажами. Демо-версия была выпущена на 8 языках, включая французский, итальянский, японский, немецкий и даже русский. Полная версия увидела свет только 4 января 2012 года. Что характерно, первыми перевод полной версии сделали русские, но из-за внутренних противоречий выпуск задержался на несколько месяцев, и французы успели выпустить свой перевод первыми. Команда разработчиков сразу объявила о том, что больше игр не будет. В 2013 году, однако, прошла информация о новом проекте, но слухи так и остались слухами, так что до сих пор, за Four Leaf Studio числиться всего лишь одна игра, зато какая…

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Хисао Накай — обычный ученик средней школы. Однажды он находит в шкафчике письмо от неизвестного отправителя с просьбой встретиться в парке, куда и направляется. Автором письма оказывается девушка, которая любит его, но при разговоре с ней Хисао теряет сознание. Очнувшись в больнице, он узнает, что причиной обморока является неожиданно проявившая себя болезнь сердца — аритмия. После долгого лечения, он вынужденно переводится в школу Ямаку, где, превозмогая трудности, обретает друзей и любовь.

Несмотря на то, что игра изначально и бросает нас прям-таки в гущу событий, от чего мы не совсем понимаем, что и как, со временем она успокаивается, раскочегариваясь ближе к финалу. Сюжет завязывается вокруг попыток Хисао адаптироваться и смириться со своим новым окружением, а также завести отношения с одной из пяти главных героинь, каждая из которых страдает какой-либо формой инвалидности.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Еще в игре периодически проскакивают прям-таки круто нарисованные синематики.

Игра состоит из пролога, содержащего две коротких сцены, первого акта, в котором главный герой может выбрать один из рутов, и трёх дополнительных актов для каждого выбранного рута. Все сюжетные линии имеют хорошую и плохую концовку, в некоторых имеются и нейтральные. Выход на определённую концовку зависит от выборов игрока на протяжении всего рута.

Полная версия игры содержит хентайные сцены, которые можно включить или отключить в настройках игры. Катава Сёдзё была создана на популярном движке для визуальных новелл Ren’Py. В игре используется стандартная модель на основе спрайтов, фонов и текста в специальном окне.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Чуть позже мадам Ибарадзаки оголиться, но я вам этого не покажу. Представляйте сами.

Несмотря на то, что весь визуал в игре — просто картинки формата жипег, но картинки эти выходят весьма приятными глазу. Визуальная часть не перегружена излишней реалистичностью, давая расслабиться при прочтении, а также не является до одури мультяшным, что позволяет новелле не отталкивать аудиторию.

Хочу выделить уже упомянутые видеовставки из игры. Они выполнены крайне хорошо. Нет слов, одни эмоции… да и это именно та вещь, которую лучше один раз увидеть.

Хотелось бы отдельно отметить музыкальное оформление игры. Оно состоит из 46 самостоятельных композиций, 43 из которых проигрываются в различных сценах новеллы, дополняя атмосферу происходящих событий. Отдельно хотелось бы выделить композицию «Весна» несмотря на то, что все они годные и достойные упоминания. Более того, они в свободном доступе и ссылочка, как полагается, в описании.

Сюжет игры, как я уже и говорил, простой до безобразия, но интересный и затягивающий. Я уверен, он зайдет всем. Несмотря на то, что я вроде как адекватный парень и эмоциональные качели моему виду не присущи — сюжет усадил меня на них и раскрутил до того, что я навернул не одно солнышко. Радость, грусть, страх, ярость, отвращение — всё это я испытал за время прочтения новеллы. При этом частенько между сменой эмоций не проходило и 10 минут. Жесть. Причём, эти эмоциональные качели воспринимаются скорее приятно, а не как это зачастую бывает, с недоумением от того, что сценарист не определился с мотивом произведения. Поэтому я уверен, что рут хотя бы одной из девочек вам да понравится.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Ах, да. Вот мы и дошли до полного субъектива. До обсуждения персонажей. Все они обладают каким-то недугом, благодаря которому и попали в школу инвалидов. Надеюсь я никого не обижу тем, что говорю «инвалид», а не «человек с ограниченными возможностями». Впрочем, их инвалидность не воспринимается в негативном ключе, она ощущается как некая особенность, используемая для придания ситуации специфичной романтичности.

Так что игра вовсе не про соблазнение девушек-инвалидов. Чем больше ты их узнаешь, тем сильнее понимаешь, что это обычные девушки, такие же, как все. Это люди со своими надеждами и мечтами, дико неуверенные в том, что значит быть живым и счастливым. Они — аллегория к человечеству, архетипичные люди. Развалина, которой ты становишься, когда чувствуешь себя грустным, одиноким и недостойным.

Это та самая девушка, живущая по соседству, это та самая светская львица, тот самый книжный червь, та пацанка, и все их странности ничего не значат. Они ценят твою компанию, потому что ты признаешь недостатки и потребности, победы и поражения. Ты желаешь сделать их счастливыми, потому что хочешь, чтоб они радовались, потому что ты их знаешь и, в каком-то смысле, ты веришь, что каждый заслуживает быть счастливым. Ты не один и ты не чужой. Ты есть ты, у всех свои недостатки. Будь хорошим человеком.

Собрались как-то в школе слепой, немой и дурачок… И это не анекдот! / Обзор игры Katawa Shoujo

Вот такие пироги. В конечном итоге могу сказать, что если у вас нет отвращения к прекрасным 2D девочкам и к чтению — поиграйте. Точно не уйдете огорченными. Вернее, вы можете уйти с тленом в душе, но читать вам понравится. Ну, и извиняюсь за лишние нотации и нравоучения. Грех не поднять такую тему. Спасибо за прочтение блога!

Обзор на Katawa Shoujo, часть 5 Визуальная новелла, Обзор, Аниме, Энтузиасты Team, Katawa Shoujo, Длиннопост

Ну что. Вот и всё, по сути. Катава позади, и у меня это заняло немногим больше трёх месяцев (учитывая что я читал её довольно редко).

Короче говоря, в сумме рейтинг рутов получился, начиная с лучшего, Рин-Лилли-Сидзуне-Ханако-Эми. Из всех концовок мне больше всего понравились хорошая концовка Рин, нейтральная Лилли и, наверное, хорошая концовка Сидзуне. Очень тёплые и трогательные моменты. Ну, а из девушек я в первую очередь одобряю Рин, Лилли и Мишу.

Про Катаву в целом что сказать. Это то что считается классикой, и, думаю, вряд ли когда-то будет забыто. Это то что называется "серьёзная литература", где талантливые люди в удачную форму вложили свою душу, эмоции и мысли. Это то что получает бриллиант у меня в реестре. Всё здесь выдержано в едином тоне и литературном стиле: спокойное, размеренное повествование о мыслях и проблемах людей. Персонажи совсем разные, но благодаря тому что руты писали разные люди, образы получились очень хорошими. Здесь очень мало надуманных мотивов, которые убивают атмосферу. Всё всегда логично - благодаря этому чувства персонажей передаются читателю и всегда остаются ему понятны. Каждый из авторов изобразил некий близкий ему тип души, и это получились не просто образы, собранные из анимешных шаблонов чтобы потешить публику: они действительно похожи на реальных людей. Посмотрите вокруг, порассуждайте о людях, и вы увидите, что в наших судьбах нас окружают такие же Лилли, Юко, Эми, Сидзуне, Миши, и даже Кендзи. Иногда на жизненном пути попадаются Ханаки, а ещё реже - Рин. Хотя, конечно, чаще всего мы будем находить в людях их отдельные, самые яркие черты, но это не меняет поучительности этого произведения.

Рисовка здесь уступает очень многим японским студиям. Но, возможно, что это лучшее, чего можно было добиться. Да, некоторые CG слишком неправдоподобны, на некоторых персонажи искажены или выглядят просто некрасиво, имеются проблемы с отрисовкой направления взгляда - но по большей части они всё равно хороши. Я не могу назвать эти арты очень хорошими после работ Minori, Синкая и по вокалоидам. Но на фоне литературного качества и огромного количества проделанной иллюстраторами работы - критиковать как-то даже неудобно. Плюс это всё были, как я понял, просто любители, которые работали добровольно и на безвозмездной основе.

Из минусов ещё разве что упомяну про обилие рефлексии в диалогах, о которой я написал в заметке. По большей части это не привлекает лишнего внимания, потому что оформлено неплохо и вписывается в интересы персонажей. В некоторых случаях "чтение между строк" оказывается просто необходимым для построения сюжета. Но в каких-то местах такая манера разговаривать просто выводит из себя. Это что-то вроде "квасной психологии", когда рассуждение разводят на пустом месте, пытаясь высосать из пальца что-то важное. Много таких моментов собрано в истории про Эми, но вообще это довольно серьёзный недостаток Катавы в целом.

Ну и под конец, музыка. Про музыку я уже немного сказал, а много про неё и не скажешь: она идеально подчёркивает атмосферу и чувства, а также очень разнообразна. То, что было написано специально для Катавы, выглядит просто очень круто - видимо, над этим работал человек с хорошим музыкальным талантом, образованием и вкусом одновременно. Превосходная Wiosna отлично открывает новеллу и описывает общую атмосферу "Ямаку", а Romance in Andante из финальных титров имеет некий положительный тон "завершённости" и светлого будущего. Здесь есть мелодии на каждую эмоцию: напряжённая Caged Heart, печальная Moment of Decision, грозовая Shadow of the Thuth, "буржуйская" джазовая Red Velvet, разные оттенки повседневности и рутинных дел: Raindrops, School Days, Afternoon, умиротворяющая Comfort и Friendship с оттенком "хорошего конца и счастья впереди" (которая мне особенно понравилась!). Parity идеально подходит под образ Рин, а The Student Council и Stride - под работу студсовета. Короче говооря, потрудились на славу.

Ну вот, как-то так. В заключение я хочу посоветовать послушать треки из раздела "Дополнительно" - "Музыка" с пометкой "bonus by Ajoura". Эти треки не играют в новелле и я не знаю их истории, но среди них есть очень неплохие - в частности, Invisible Snow.

Есть много разговоров и даже проект перевода альфа-версии сюжета Катавы, в котором, как говорят, руты Ханако и Сидзуне выглядят совершенно по-другому. Это представляет для меня не очень большой интерес, но, возможно, я ещё вернусь в мир "Ямаку", когда этот коллектив закончит перевод (а если не закончит, остаётся возможность что я прочитаю это на английском).

Ну а следующим заходом будет либо eden* от минори, либо же "Бесконечное лето" - "наш ответ Чемберлену". С одной стороны, весьма интересно, что же там намешали наши разработчики. После совсем недавних небольших новеллок от Keirin "Три грации" и "Чёрный подсолнух" во мне появилась слабая надежда на то что и у нас можно встретить что-то адекватное в этом жанре. С другой, шестое чувство подсказывает мне что БЛ будет просто невероятным трешем. С третьей, мнение народа убеждает меня в обратном. Наконец, если я начну читать eden*, то ничего другого я не буду читать как минимум следующие два месяца. Так что посмотрим.

Обзор на Katawa Shoujo, часть 5 Визуальная новелла, Обзор, Аниме, Энтузиасты Team, Katawa Shoujo, Длиннопост

Проведя с Сидзуне немало времени, я уже не в силах перестать вдумываться в смысл каждого мгновения тишины.

Здравствуйте! С вами "Энтузиасты Team", любительская команда переводчиков визуальных новелл. Нами были выпущены переводы практически всех игр студии Visual Art's/Key, в том числе "Кланнад", "Маленькие проказники", "Angel Beats!" (http://pikabu.ru/story/opublikovan_perevod_vizualnoy_novelly. ); "Sharin no Kuni", "Swan Song" и многие другие.

Обзор на Katawa Shoujo Визуальная новелла, Обзор, Игровые обзоры, Аниме, Конкурс, Длиннопост

KS производит очень приятное впечатление, и я решил писать комментарии по отдельности на каждый рут. Также не удержусь от сравнения с Air, предыдущей пройденной мной новеллой, где я хотел накатать аналогичный обзор, но как-то не дошли руки.

Про Katawa Shoujo. I.

"Это очень важно, — поправил он очки. — Тебе, может, и пофиг, но, чувак, это действительно серьёзно. Феминистки — самый опасный враг, с которым сталкивалось человечество. Если будешь неосторожен, однажды — бац! — проснёшься с ножом в горле. <. > — Поодиночке они не опасны, но, если бы началась война, где с одной стороны оказались бы мужчины, а с другой — феминистки, вот тогда начались бы неприятности.

И я был близок к тому, чтобы сдаться. Когда феминистские орды заполучили подавляющее преимущество, я подумал, что дальнейшее сопротивление бесполезно… Но потом я понял, что всё будет кончено лишь тогда, когда я сдамся. Пусть я и последний здравомыслящий человек в безумном мире, я — основа всего сопротивления. Выстоять — это мой долг."

Отмечу, что я читаю KS без схемы: выбираю на развилках те выборы, что мне больше нравятся, а после достижения какой-либо концовки по очереди возвращаюсь к каждой развилке и выбираю оставшийся вариант (благо, пока что я видел лишь одну тройную развилку в самом начале). Таким образом в блокнотике выстраивается вся схема.

Что касается общих впечатлений. "Ямаку" очень напомнила мне школу из Marimite: там царит та же размеренная, спокойная, возвышенная, немного ленивая и в чём-то очень хрупкая атмосфера: кажется, громко крикни — и всё рассыпется от такого неуважения. Всё здесь стремится к некой спокойной эстетике, и это мне, в общем-то, импонирует, потому что такая атмосфера способствует развитию в людях доброжелательных мыслей. И даже Кендзи с его безумными теориями органично вписывается в общую концепцию этого спокойствия.

Музыкальное сопровождение на высоте. Очень, очень приятные мелодии, которые во многом и создают описанную выше атмосферу — с учётом того, что в новелле нет озвучки персонажей. Особенно порадовала мелодия из меню, а также понравились фоновые треки на фортепиано. Впрочем, все они весьма хороши.

Графика нестандартная, ну да это не японская новелла. С фонами особо не заморачивались: взяли отфильтрованные векторизированные фотографии; как по мне, не очень. Зато спрайты анимешные, в довольно самобытном стиле, напоминающем Kyoto Animation, но с лучше прорисованными носами. Их довольно много, почти под каждую эмоцию; после Air это радует. Что до CG — попадаются и очень красивые, но всё же с произведениями коммерческих студий не сравнить. Как-никак, видно, что многое рисовали от руки, заметны ручные следы и неидеальности изображения. Помимо обычных CG есть ещё и хентайные — новелла 18+. Однако их можно смело отключить, если вы рассчитываете показать Катаву своей бабушке.

Главный герой вначале не особо меня впечатлил. В том же десятом классе разве вы когда-нибудь задумывались о том, что станете инвалидом, а то и скоро отдадите концы? В это время люди чувствительны, нас интересует множество вещей, — а Хисао лишь рефлексирует о собственной болезни, чуть ли не плачет и теряет волю из-за сердечного приступа.

В первом акте показываются все главные героини рутов. Про них сразу говорится ровно столько, сколько нужно чтобы примерно набросать основные свойства личности, и я их сразу для себя ранжировал.

Из героинь меня в первую очередь заинтересовала Ханако, потому что она самая красивая, а ещё самая скромная и ранимая. Мне нравятся такие люди, потому что они хрупкие и часто незаметно понимают такие вещи, которые прочие не замечают. А в случае, если они не привыкли излишне зацикливаться на собственном мире, способны на самую красивую и чистую любовь.

Следом за ней идёт Рин. Я пока что мало что могу про неё сказать и, очень возможно, что её образ в новелле ещё значительно поменяется, хотя мне бы этого не хотелось. У неё есть несколько главных черт характера, которые мне весьма понравились:

- неизменно логичные реплики;

- склонность всегда подробно прояснять все свои умозаключения в речи;

- некая молчаливость, порождённая предыдущим свойством; скорее не молчаливость, а просто минималистичная речь, в которой говорится лишь то, что необходимо — и ничего более;

- она подробно проясняет в речи лишь те заключения, которые считает нуждающимися в подобном пояснении; прочие заключения она сопровождает лишь краткой констатацией факта. Но её понятия о сложном часто иные, чем у окружающих, из-за чего иногда возникают забавные непонимания;

- наконец, она не стремится быть понятой в тех областях, которые её интересуют.

Всё это придаёт ей некую самодостаточность и самостоятельную целостность. Если ей будет отведён романтический рут, то, возможно, он будет самым убогим и высосанным из пальца: люди такого склада ума часто настолько удовлетворены самими собой, что прочие им нужны лишь в качестве источника для любования, ну, или материала для анализа. Ну а кроме того вряд ли Рин будет интересен мелкий человек вроде Хисао.

Вообще, складывается впечатление, что авторы не вполне поняли фишку людей такого типа. Просто взяли и перенесли в новеллу какие-то общие, всем нам знакомые черты, которые могут встретиться в реальности. Та же упоротость Рин, из-за чего её сложно понять, но эта упоротость — что-то "не совсем правильное". Ну да, ведь стандартно и "правильно" — это любовь-дружба-поддержка-семья. А целыми днями втыкать в облака и думать о сути искусства. да ты, чувак, в глубине души несчастный, просто сам этого не понимаешь. "Ты это оставь. Сейчас мы все твои внутренние проблемы решим — и будет у тебя любовь, семья — глядишь, и нормальным станешь." Боюсь, что именно так обойдутся с Рин.

В частности, Хисао и Эми приходят к заключению, что Рин упряма и неспособна принять точку зрения других людей (Эми приняла точку зрения Рин на искусство, в то же время Рин не приняла взглядов Эми на спорт). Но Рин не перенимает мнения других людей не потому, что она упряма, а потому, что ей требуется логическое обоснование этого мнения. Её убеждения весьма своеобразны, и обоснованием она может счесть довольно неочевидные вещи. Но если она видит, что этого обоснования нет, то решает, что ей и оппоненту можно просто остаться при своих мнениях-аксиомах. Если же она решает что-либо обосновывать, то лишь тогда, когда видит, что нужное утверждение следует из аксиом оппонента, просто он не видит этого следствия. Конечно же, когда она демонстрирует логическое следствие, собеседнику не остаётся ничего другого, кроме как принять её точку зрения.

На третье место пока поставлю Лилли. Не жду от неё многого, потому что такие люди часто просто упиваются своим ЧСВ. Впрочем, у неё хотя бы есть изящные манеры и способность видеть хоть что-то кроме самой себя. Возможно, что-то из этого и выйдет.

На четвёртое место ставлю Эми. Даже несмотря на то, что её рут я уже полностью прошёл/закончил. Ну, о ней ниже; вкратце — слабо и примитивно.

На пятое и шестое место ставлю, соответственно, Сидзуне и Мишу. Ну, это просто ноу комментс, синдром вахтёра + зашкаливающее ЧСВ. Предполагаю, что в их руте будет аналог донной романтическо-школьной комедии.

Теперь что касается непосредственно рута Эми. Изначально я не хотел на него выходить, но из-за слепых развилок, когда судьбу героя решает выбор "пойти в точку А" или "пойти в точку Б", в итоге оказался здесь. И это было особенно обидно: увидев стольких интересных персонажей, выйти в конце концов на Эми.

Рут этот просто целиком посвящён влюблённости, довольно примитивной. Просто страстное увлечение другим человеком, Когда парень страстно, забыв о себе, увлекается ей, а она не может разобраться в трёх соснах. И действительно "в трёх соснах" — тут даже и психологических проблем-то сложных нет, просто наши главные герои повышенной тупости. "Ах, придёт ли она сегодня на стадион?", "Я не могу решиться рассказать об этом тебе, ты всё равно не сможешь мне помочь", "Как же мне добиться от неё откровенности?". Тьфу, противно. Отлично характеризует ситуацию цитата:

"Хоть мне и хочется поразмыслить над изменением моего к ней отношения, желание узнать, что же с Эми случилось, гораздо сильнее."

Ещё одна причина, по которой рут Эми мне не зашёл — пожалуй, какая-то внутренняя нелюбовь к спортсменам. Иногда мне хочется посмотреть свысока на спортсменов, которые занимаются спортом ради достижений и видят в этом свой смысл жизни. Такие люди часто бывают прямолинейными и в чём-то недалёкими, хотя и почти наверняка неизменно верными.

Ещё хуже те, кто посвящает жизнь спорту ради физкультуры, ставя во главу угла даже не победу и личное превосходство, а развитие своего тела. В первых ещё есть некая "первобытная духовность", некий стимул к превозмоганию самого себя, красивый дух революции. "Физкультурник" же лишён и этого: он ставит во главу угла поддержку функциональности мешка из мяса и костей и по-настоящему донный девиз: "главное не победа, а участие". Насколько это глупо, настолько и скучно.

Рут Эми показывает нечто среднее между этими двумя типажами спортсменов, приправленное мотивацией убегания от гнетущих воспоминаний прошлого. Но эта мотивация никакого уважения к ней не вселяет, потому что занятие бегом не изменит мировоззрения; бег для неё — временное решение. Умение же надеть на себя жизнерадостную маску и из страха отгородиться ото всех стеной — это не признак внутренней силы.

Хоть с литературной точки зрения рут Эми и хорошо выписан, для меня она как персонаж осталась непривлекательной и примитивной.

Что ещё можно сказать про этот рут? Выбрав именно такую концепцию развилок, авторы как-бы нам намекают, что в вопросах любви обязательно нужно советоваться со всеми, с кем только можно: если ты выбираешь стабильно "выслушать совет фельдшера", "посоветоваться с учителем", "рассказать ей про ситуацию" — гарантированно выйдешь на хорошую концовку. И напротив — чем чаще будешь выбирать варианты наподобие "это моё личное дело", "я должен разобраться сам" — тем трагичнее будут события. Это несколько позабавило.

На середине нам подкидывают оригинальное ружьё на стене. Недочитанное письмо, завалившееся под тумбочку, — верный признак того, что скоро жизнь главного героя станет интереснее. Однако ружьё так и не выстрелило. То есть как будто бы выстрелило, но никакого отношения к сюжету рута письмо не имело. Это огорчило: ружья должны стрелять.

Напоследок замечу, что одна из неприятных особенностей KS, как и в Air, — это совершенно непредсказуемые "слепые" развилки, а также периодически встречающиеся "пустые" развилки. Слепые — это когда судьба всей жизни главного героя решается выбором наподобие "зайти в кабинет 1" или "зайти в кабинет 2". Ну вот откуда мне знать, в какой кабинет надо зайти, чтобы выйти на нужный рут? Пустые же развилки — это когда то, что ты выбираешь, влияет лишь на следующие пару-тройку реплик, а весь дальнейший текст остаётся неизменным. В Air, к слову, это был настоящий бич. Я даже не знаю, как бы читал его без схемы прохождения, так как проверить свои выборы с таким количеством развилок попросту нереально. И ведь до сих пор у меня там один CG не открыт — наверняка упустил развилку наподобие "повернуть направо" — "повернуть налево".

Читайте также: