Jagged alliance online обзор

Обновлено: 07.07.2024

Эпопея с продолжением JA длится уже много лет, но все попытки сделать истинного наследника легендарной тактической игры пока не увенчались успехом. В конечном итоге JA оказался в руках немцев из студии bitComposer Games, творчество которой мало знакомо российскому потребителю. В этой статье мы попробуем разобраться в том, что же нам готовят разработчики ремейка JA2, который появится в продаже уже на этой неделе.

Первые скриншоты и заявление о том, что игра станет ремейком JA2, вселили хрупкую надежду увидеть если не достойное продолжение, то хотя бы немного «тряхнуть стариной» и погрузиться в ностальгию. Но чем скорей игра приближалась к релизу, тем больше тревожных фактов доходило до нас из недр студии-разработчика. Ремейк стал казаться уж больно радикальным в отношении многих ключевых аспектов игры. Недовольство на этот счет геймеры со стажем выказывают почти на всех форумах, включая официальный сайт, где они составляют целые списки необходимых изменений, чтобы игра действительно могла называться «Jagged Alliance». Нам удалось оценить игру до появления на прилавках, потому попытаемся разобраться, чем же для серии JA станет Back In Action – «последним гвоздем» или триумфальным возвращением.

Честно говоря, у меня весьма негативное отношение к радикальным изменениям успешных проектов со сложной интересной механикой и необычным геймплеем, потому и настрой был весьма пессимистичным. Дополнял мрачную картину тот факт, что не так давно мне удалось оценить бету онлайн версии Jagged Alliance Online от этих же разработчиков, которая, мягко говоря, оставила крайне посредственное впечатление, да и была совершенно не похожа на Ja.

Знакомые лица

Сюжет игры повторяет сюжет JA2. Небольшая страна третьего мира Арулько с богатыми залежами алмазов находится под тиранией жестокой королевы Дэйдраны. Несмотря на размер страны, армия правительницы имеет весьма внушительный численный состав и не особо церемонится с недовольными жителями и повстанцами (руководит которыми наш старый знакомый Мигель Кордона). В это время на организацию A.I.M., в состав которой входят лучшие наемники со всего мира, выходит некий Энрико Чивалдори – бывший муж Дейдраны, любимчик народа и законный владелец престола, который давно числился погибшим при странных обстоятельствах. Цель Энрико – нанять лучших, чтобы свергнуть Дейдрану, вернуть себе власть и навести мир и порядок в стране.


Возвращение в Арулько

Итак, после запуска нас встречает достаточно аскетичное «олдскульное» меню, в котором есть и пункт тренировки, что в наши дни не так уж часто встречается. Ну что же, почему бы не начать с него – все-таки прошло немало времени с последнего запуска JA2. Карта загрузилась, и бравый армейский голос начинает учить нас базовым аспектам механики игры и основам интерфейса. Интерфейс, к слову, несмотря на внешнюю не притягательность, оказывается очень удобным, как и управление. Впрочем, камеру могли бы реализовать получше. Описание графической части будет чуть позже, а пока расскажу про одно из ключевых изменений, с которым вас познакомят уже в тренировке – тактической паузе, которая пришла на смену классическому пошаговому режиму. Суть тактической паузы в следующем: после нажатия на пробел игра останавливается, и тогда можно раздать указания своим подопечным. Причем вам предлагают не просто выбрать цель в спокойной обстановке, а составить весьма приличных размеров список действий следующего вида: «добежать до точки А, залечь, выстрелить в голову солдата А, выстрелить в торс солдата B, отползти за преграду, перезарядить, встать, бросить гранату в точку B, войти в режим бега, убежать в точку C». Конечно, цепочки действий на практике, как правило, поменьше, так как после выхода из паузы игра вновь возвращается в реальное время, и многое может пойти не по плану из-за перемещения врагов, но система достаточно интересна, и, пожалуй, даже уместна. Сам набор действий не уступает старой «джаге». Помимо стандартных боевых действий и перемещений, наши бойцы умеют лечить, ремонтировать оружие и взламывать двери. Подводя итог по увиденному в режиме тренировки, следует сказать, что игра вызвала довольную улыбку, ибо в глубине души вновь затеплилась надежда. Пройти обучение рекомендуется – подача материала очень хорошая, при этом вас толково ознакомят с основами игры.

Пришло время рассказать об основной кампании. Первым делом вы попадаете в меню своего лаптопа, где можно нанять бойцов, почитать почту, найти информацию о заданиях и сделать заказы на экипировку. Выполнено всё с оглядкой на JA2, но и тут не обошлось без серьезных изменений – создать своего уникального персонажа нельзя, и это, пожалуй, серьезный промах, который трудно как-либо объяснить. Тем не менее, лист бойцов вызывает ностальгическую ухмылку при виде знакомых лиц и имен – от Лиски до Ивана Долвича и Гаса Тарболса. Цены на наемников разнятся в зависимости от их параметров, перков и экипировки. Поначалу можно позволить себе либо парочку бойцов уровня ниже среднего или же одного крепкого середнячка. Я, вспоминая свою любовь к снайперской тактике во втором «джагеде», остановил выбор на самом дешевом снайпере – Сове (на деле это почти 35к баксов из 40 доступных вначале). Надо сказать, что благодаря старому доброму юмору в духе JA2, читать истории наемников по-прежнему интересно, а вот плохо сделанные 3D лица несколько расстраивают.

Миссии в игре вызывают стойкое дежавю. Разработчики смогли передать атмосферу и стиль Арулько от SirTech. В то же время сами карты порой переделаны до неузнаваемости, благодаря чему не чувствуется вторичности и «копипасты». Сами же задания все те же: расчистить аэропорт, уничтожить зенитные установки, отбить шахты, освободить важные объекты и города. В награду за внимательность и упорство в "зачистках", игрок будет получать дополнительные миссии от местных жителей, а также находить новую экипировку. Карта нового Арулько хоть и имеет сходство с оригиналом, но претерпела значительные изменения как по структуре, так и по количеству и расположению населенных пунктов.


С выбором экипировки в Арулько проблем никогда не было, и этот раз не стал исключением. От ненужного мусора и простейших 9мм пистолетов до ракетометов и крупнокалиберных снайперских винтовок. Не забыли и про различные виды гранат, брони и полезных гаджетов типа отмычек, старой доброй монтажки и прочего. На оружие по-прежнему можно навешивать различные полезные вещицы, такие как глушители и прицелы.

Способов приобретения экипировки несколько: поиск местных торговцев, большая часть из которых вряд ли предложит вам что-то дельное; лут с убитых врагов и захваченных территорий (хорошие стволы на ранних этапах попадаются редко); заказ предметов через лаптоп (но придется ждать доставку, а потом еще и забирать из аэропорта). Бывают и приятные сюрпризы в виде заначек на карте.

Инвентарь бойцов позволяет носить до трёх видов оружия и приличное количество предметов поменьше, таких как патроны, аптечки и т.д. Следует напомнить, что предметы в JA имеют вес, который напрямую влияет на энергию бойцов и длительность бега (перегруженный боец не может бежать совсем). Так что утащить больше двух автоматов на практике проблематично.

Помимо поиска и подбора экипировки для своих бойцов, не стоит забывать и про создание ополчения в отбитых населенных пунктах. Потенциальные ополченцы отмечены на карте специальным значком. Для их найма нужно экипировать такого NPC оружием и броней. Прокачка осуществляется в процессе боев, которые выпадут на их долю.

Опыт в боевых условиях

Раз уж речь зашла о прокачке, то, безусловно, стоит упомянуть измененную систему прокачки ваших бойцов. Дело в том, что система повышения базовых параметров теперь имеет наиболее распространенный среди игр с RPG элементами вид: после получения уровня нам начисляют очки, которые можно потратить на повышения базовых (сила, ловкость и т.д.) и дополнительных параметров (медицина, взрывчатка и т.д.). Помимо статов есть еще и перки, но они фиксированы для каждого бойца, и возможность их изменять или брать новые отсутствует. Опыт капает за все: убийство, лечение, ремонт и т.д.


Структура локаций, тактика и баланс

Размеры зон, как правило, достаточно большие (крупнее JA2), причем могут быть разбиты на почти независимые участки. Например, с одной стороны карты жилой район, с другой – доки, а между ними относительно спокойная область. Постройки бывают как стандартными одноэтажными домами, так и трёхуровневыми структурами, состоящими из основного этажа, подвала и крыши/второго этажа. Места для тактических маневров достаточно: занимаем крыши и возвышенности снайперами, эффективно работаем дробовиками в помещениях, нападаем на врагов через стекла на крыше зданий, используем окна, подрываем стены при необходимости. Тут правда есть одно серьезное «НО»: баланс пока перекошен, особенно это касается снайперов. Если вам удастся найти в начале игры «Винторез», стреляющий распространенными пистолетными патронами, то первую половину карты можно зачистить парой бойцов. Причина даже не в крутизне снайперских винтовок (крупнокалиберный M82 Barrett, например, требует около 6-8 секунд на прицеливание и стоит весьма недешево), а в слабом ai супостатов, большая часть которых предпочитает бежать напролом с жалкими пистолетиками или даже с мачете наперевес. Слава богу, что есть более хитрые оппоненты, которые упорно сидят в углах внутри помещений или на крышах зданий (а иногда даже совершают хитрые перемещения, прячась за различными объектами), вынуждая игрока совершать какие-то маневры и подключать не только снайперов. Чем дальше в дебри Арулько вы будете забираться, тем лучше будут вооружены войска Дейдраны (тяжелая техника тоже никуда не делась). Стоит упомянуть еще одно важное изменение – тумана войны в игре теперь нет, и все происходящее на карте находится перед взором игрока.

Несмотря на то что зачастую вы можете обходиться небольшим составом метких стрелков, не стоит забывать о периодической необходимости взламывать, взрывать, ремонтировать, лечить. Потому неплохо бы в тылу иметь специалистов разных областей.

Из важных особенностей JA:BIA хотелось бы также отметить следующее: стрелять можно в разные части тела; расстояние до цели влияет на урон и шанс попадания; положение бойца влияет на меткость и скорость прицеливания (а также на шанс получить пулю в лоб).

Одним словом, тактический потенциал у игры очень хороший, но изрядно подпорчен слабым искусственным интеллектом врагов, который, на мой взгляд, является главным претендентом на шлифовку и патчи. Некоторые "стволы" тоже неплохо было бы переработать в пользу баланса.


Микроменеджмент и глобальная карта

Глобальная карта в общих чертах напоминает оригинал из JA2. Тут мы может перемещать отряды, видеть информацию об ополченцах в отвоеванных поселениях. Войска Дейдраны, как и прежде, совершают попытки отбить поселения, так что все-таки лучше иметь в запасе еще один отряд, прикрывающий тылы, если, конечно, вы не хотите совершать ненужные перебежки через полкарты и читать обидные письма от Энрико. Помимо перемещений, на глобальной карте отображается время суток, количество прошедших с начала операции дней и наше финансовое положение. Пополнение счета происходит за счет захвата шахт, важных объектов, а также торговли лутом, причем последний способ весьма эффективен. Для ведения хорошей торговли неплохо бы иметь свободные руки, так как на паре бойцов много не утащишь.

Вырученные деньги тратятся на новых бойцов и закупки новинок в онлайн магазине Боби Рея (магазин обновляется). Не стоит забывать и про то, что контракты наемников имеют временные рамки, и на продление тоже могут потребоваться деньги.

Техническая сторона

В плане графики игра звезд с неба не хватает, но выглядит весьма аккуратно и приятно, хотя модельки бойцов и текстуры могли бы быть и получше. Зато порадовал тот факт, что все «стволы» отрисованы, и теперь уже по внешнему виду можно определить огневую мощь врага и понять, чего от него следует ожидать. В целом, качество картинки вполне нормальное для тактической игры. Разрушаемость построек присутствует только в специально отведенных местах (отмеченных зеленой иконкой с изображением взрывчатки). Порадовала физика тел: солдатики очень естественно отправляются в мир иной - многие шутеры с крутыми физическими движками могли бы позавидовать. В плане звука и музыки, как и с графикой, чудес особых замечено не было – все довольно сносно, но на эпичность не претендует. Только вот набор фраз маловат – надоедает слушать одно и то же, да и между собой бойцы не желают общаться и ругаться (хотя, вероятно, для этого нужны специфические комбинации наемников). К локализации особых претензий не возникло. В плане системных требований игра демократична и порадует обладателей не очень мощных машин. Возможности для сетевой игры не предусмотрены. Вылетов и других проблем технического характера замечено не было.


Иногда они возвращаются… другими

Подводя итог, хотелось бы сказать следующее: по атмосфере, на мой взгляд, игра удалась - это всё тот же знакомый нам Арулько. Серьезные изменения механики тоже оказались не такими уж страшными, как выглядели на бумаге. А вот в плане ai разработчикам надо бы еще поработать и подшлифовать его патчами. Общее впечатление от игры – оказуаленный JA, но все-таки JA. Поиграть обязательно стоит.

Jagged Alliance: Flashback

И ведь, в отличие от авторов совсем не каноничных Back in Action и Crossfire, разработчики Flashback все вроде бы делали правильно — видимо, понимали, что люди, поддержавшие их на Kickstarter, никаких сомнительных нововведений и отступлений от традиций не простят.

И прежде всего датчане сохранили дух оригинальной игры. Снова 80-е, маленький остров, страдающий под гнетом тирана, снова мы выступаем в качестве наемников, которых представители местного сопротивления просят помочь, свергнуть, освободить и так далее. На этот раз в качестве тирана выступает контрабандист и нелегальный поставщик оружия по прозвищу Принц, который захватил власть на карибском острове Сан-Германос.

Снова начинаем мы с партизанщины, поиска связных и установления тайных контактов с теми, кто знает, как выйти на нужных людей и как добраться до крепости Принца. А через некоторое время уже захватываем целые сектора, города и шахты, которые приносят определенный доход, тренируем там ополчение и защищаем стратегически важные точки.

Но при этом никто не мешает просто исследовать отдельные локации, общаться с населением и выполнять разные побочные задания, чтобы увеличивать свою популярность среди местных. Причем помимо каких-то стандартных поручений (освободить дочку фермера из тюрьмы, обезвредить опасных преступников, за которых объявлена награда, уничтожить банду, терроризирующую город) встречаются более, скажем так, оригинальные ситуации. Так, в одном из городов нам попался мужчина, который предложил переспать с его женой: дескать, он владеет баром и настолько занят бизнесом, что физически не успевает отдать супружеский долг, от чего женушка безмерно страдает.

Вообще, сюрпризов тут хватает. Исследуя карту, можно наткнуться на огромную клетку с медведем, вокруг которой столпились какие-то люди; выполняя квест по поиску якобы потерянного оружия, вы попадаете в засаду; обшаривая ящики и шкафы в поисках оружия и экипировки, нет-нет да и найдешь какой-нибудь порножурнал, бутылку пива или забавную плюшевую игрушку. А главарь вышеупомянутой банды расскажет такое, после чего у вас явно возникнут вопросы к тем, кто хотел его уничтожить, — придется решать, на чьей вы стороне. И во всем этом чувствуется дух и атмосфера Jagged Alliance.

Jagged Alliance: Flashback

Помогая местному населению, мы улучшаем свою репутацию, а это нужно для продвижения по сюжету.

Высокоморальный маньяк

В принципе, по внешним признакам вся Flashback — одна сплошная ностальгия. Мы все так же звоним свободным наемникам (некоторые временно недоступны), платим им за сутки, неделю или две. При этом среди «солдат удачи» полно старых знакомых — тут и Тень, и Лис, и пламенный кубинец Фидель, и суровый русский Иван Долвич.

На знакомой стратегической карте формируем отряды, кого-то отправляем тренировать ополчение, кто-то идет захватывать новую шахту или остается отдыхать — в этом случае лучше одного бойца определить лечить раненых, а другого — ремонтировать экипировку. Главное, чтобы в наличии были соответствующие инструменты и навыки.

«Медицина», «взрывчатка», «механика», «стелс», «стрельба», «ближний бой» — все умения «прокачиваются» по мере их использования. А вот основные характеристики («физика», «координация» и «интеллект») автоматически подрастут, когда боец получит новый уровень. Кроме того, у каждого есть еще врожденные «перки», дающие разные пассивные бонусы, — они увеличивают, например, критический урон в ближнем бою или снижают шанс случайно попасть по своим. А у того же Ивана Долвича есть навык «Маньяк» — он позволяет выпустить две дополнительные пули при стрельбе из пистолета-пулемета.

Формируя собственного героя, с которым начинаете игру, вы, как и в Jagged Alliance 2, можете пройти тест, ответить на забавные вопросы и тем самым определить его психотип и стартовые «перки». Вопросы, естественно, изменились, и в некоторых чувствуются, что называется, модные темы. «Что вы первым делом будете делать, когда начнется зомби-апокалипсис?» — гласит один из них.

Наконец, авторы оставили практически нетронутой механику сражений, добавив к ней разве что систему укрытий из Jagged Alliance Online. Ваши подчиненные тратят ценные очки хода, чтобы изменить положение тела и прицельно, с определенным шансом на попадание, выстрелить в голову, тело или ноги. Также можно приказать им «зацелить» определенную точку и устроить засаду, включив режим перехвата хода. При этом в бою нужно следить за такими показателями, как усталость и мораль, — иначе подопечные откажутся двигаться или, по идее, запаникуют и обратятся в бегство.

Jagged Alliance: Flashback

Одно из новшеств — появление единого для всего отряда инвентаря.

Крышу снесло…

То есть все вроде бы на месте. Никаких богохульных нововведений и сомнительных экспериментов. Зато добавилась более современная графика и атмосферные погодные эффекты — зачастую в Сан-Германос идет такой ливень, что самому хочется юркнуть под зонт. Причем в такую погоду ваши «солдаты удачи» хуже видят, слышат и стреляют.

Проблема в том, что, сохранив основные внешние надстройки, авторы так и не смогли хотя бы передать глубину Jagged Alliance 2, не говоря уже о том, чтобы что-то сделать лучше. Стратегическая карта меньше, исчезли личные симпатии/неприязни между наемниками, нет модификаций и обвесов для оружия. Недоумение вызывает новая система торговли: она реализована через диалог с торговцем, и в процессе вы даже не видите характеристики оружия и брони.

Но это все мелочи. Главное, что игра стала проще. Уже на старте вам дают приличную сумму денег, чтобы сформировать мощный отряд или даже два. Сектора достаточно легко переходят под ваш контроль, совсем еще зеленое ополчение самостоятельно отражает атаки противника и «прокачивается», денежки регулярно капают на счет, проблем с финансами и новыми наемниками нет.

А вражеский ИИ лишь изредка оказывает действительно серьезное сопротивление в бою. Неприятели умеют менять положение тела, иногда они даже пытаются приблизиться к вам, но это максимум, на что хватает их кремниевого разума. Бросить гранату или обойти с фланга, окружить — такое если и случается, то крайне редко. Как правило, все сводится к тому, что враги просто стоят на месте и палят в ваших бойцов. Да и нам при такой «тактике» проще выдать всем снайперские винтовки и отстреливать гадов с расстояния.

Игра вообще обеднела тактически. Залезть на крышу и перестрелять охрану, взорвать стену и проникнуть в здание совсем не с парадного входа? Забудьте — ни крыш, ни вменяемой физики разрушений в Jagged Alliance: Flashback нет. Как и нормального стелса, позволяющего по полной использовать камуфляж, окружающую среду и время суток для маскировки. А мораль у ваших подчиненных, кажется, не снижается, даже если только что у них на глазах погибли двое товарищей.

Jagged Alliance: Flashback

Игра поддерживает пользовательские модификации. Может быть, игроки сами доведут Flashback до ума?

Jagged Alliance: Flashback действительно имела все шансы стать лучшей в серии. У датчан были деньги, поддержка игроков, лицензия, возможность обратиться к опыту предыдущих частей, современные технологии, наконец. Они регулярно отчитывались о том, как прислушиваются к пожеланиям трудящихся и что хотят еще добавить. Но то ли это был лишь блеф, призванный поддерживать интерес, то ли разработчикам банально не хватило времени, желания, ресурсов, а может, и таланта, чтобы на самом деле передать ту глубину, которой так славится серия. Flashback похожа на участника пародийного шоу: внешность и голос вроде бы похожи, и спецэффекты красивые, но оригинал все равно лучше.

Плюсы: сохранены дух, атмосфера и основная механика оригинала; правдоподобные погодные эффекты.
Минусы: бои обеднели тактически; слабая физика разрушений; вялый ИИ; недоработанный стелс; нет системы модификации оружия.

Jagged Alliance Online
Jagged Alliance Online
Jagged Alliance Online
Jagged Alliance Online
Jagged Alliance Online
Jagged Alliance Online

Jagged Alliance Online от Cliffhanger Productions в жанре Online, Стратегия, RPG доступна на платформе Windows (PC).

Видео и скриншоты Jagged Alliance Online позволяют визуально оценить игру и принять решение о предзаказе или оформлении покупки.

Ознакомиться с ценами и купить Jagged Alliance Online можно в разделе с ценами.

Без преувеличения можно сказать, что самая первая часть Jagged Alliance входит в пятерку игр, которые больше всего повлияли на мое формирование как геймера. Этот проект заставлял меня просиживать перед экраном РС все свободное время, а когда у меня дома не было компьютера, я ходил с пакетом конфет играть в JA к друзьям. Потому что это было круто. Мы собирались компанией, планировали действия, переживали за каждого из героев (особенно за Ивана) и воевали. Но если первая часть уже давно устарела и даже выглядит откровенно «не очень», то Jagged Alliance 2 с дополнением до сих пор установлены на моем компьютере и я иногда нет-нет, да и захвачу городок-другой. Очень уж хорошая это игра. Настоящая.

Поэтому я просто не стал смотреть в сторону недавнего 3D-издания, и вместо моего обзора вы увидели игру глазами нашего Melange'а, который взял на себя нелегкую миссию грудью принять удар изменений в серии, обусловленных временем. Я пропустил проект в основном из-за того, что пошаговый режим боя не предусматривался, а играть в тактические стратегии в реальном времени мне как-то не хочется. И вот теперь, с выходом Jagged Alliance Online , я все-таки решил попробовать, что же за блюдо приготовили разработчики.


Чтобы не ходить вокруг да около, сразу скажу, что это совсем другая игра. Да, вроде бы и Арулько здесь есть, и что-то общее сразу прослеживается в подаче истории и даже немножко в интерфейсе, но это как если бы фильмы о Средиземье неожиданно пригласили снимать Майкла Манна — совсем не те впечатления. И разница становится видна с каждой секундой, проведенной в игре. А значит, можно поговорить и о ее плюсах, и о присутствующих здесь минусах.

Jagged Alliance Online делался на движке Unity и запускается прямо из браузера. Качать ничего не надо, регистрируемся, ждем загрузку и сразу приступаем к созданию уникального наемника, проходим туториал, а потом и к самой игре доступ уже будет получен. Причем выглядит все достаточно хорошо — пусть не совсем шедеврально, но с поправкой на движок жаловаться по сути и не на что. Трехмерные герои бегают по неплохо нарисованным живописным картам, стреляют, сражаются, даже могут в определенных разработчиками местах порушить стену-другую. В общем, первое впечатление сказывается достаточно положительное.

Тут же видно и то, что разработчики старались учесть недоработки предыдущей версии JA и в онлайн-игре сразу же мы получаем пошаговый режим. В первых миссиях нас учат им пользоваться, тщательно рассчитывать очки действия и объясняют базовые принципы здешних сражений.


Персонаж, которого мы создаем в самом начале, является нашим альтер-эго и он не требует ни денег на содержание, ни каких-либо еще параметров для использования. Его мы и будем опекать в первую очередь, ведь остальных наемников в команду мы будем приглашать на время. В игре существуют разные классы для персонажей, каждый со своими собственными особенностями и возможностями. Например, у пулеметчиков много здоровья и они могут использовать тяжелое вооружение, в то время как снайперы более «хлипкие», зато могут попасть в глаз мухе. Поэтому правильный подбор команды перед заданием предусматривает использование персонажей разных классов, но отталкиваться стоит все-таки не от разнообразия, а от стиля игры.

Наемников мы покупаем, как я уже говорил, на время — за вполне скромные суммы (поначалу) мы на пару недель получаем в свое распоряжение солдата, отвечающего нашим нуждам. Создать еще одного своего героя, правда, никак нельзя, приходится брать то, что дают. А там уже нужно внимательно смотреть на такую вещь, как специализация — кто-то врагов раньше времени замечает, кто-то не может брать в руки пистолеты или дробовики, а кто-то умирает от случайно пролетевшей рядом пули. В итоге можно потратить деньги на абсолютно бесполезного героя, в то время как можно было за эту же сумму взять кого-то куда более нужного. Наемники, к сожалению, ничем кроме характеристик, навыков и внешнего вида друг от друга не отличаются и ярких личностей, вроде Ивана, здесь нет — это просто пешки в нашей большой игре, а не почти настоящие, «живые» бойцы.

Интересный момент при найме — за игровые доллары мы получаем персонажа без обмундирования вообще, то есть он натурально приходит с голыми руками и без защитной одежды. Хочешь получить нормального и экипированного героя? Трать золото, которое игровыми способами выдают в день по чайной ложке, а вот пополнить быстро его можно только вводом денег в саму игру. Но об особенностях игровой монетизации мы поговорим чуть позже.


У каждого героя, будь то наш персонаж или наемники, есть ряд параметров, которые определяют его возможности. Например, чем больше у персонажа силы, тем больше повреждений он способен выдержать и тем лучшую броню сможет на себя надеть. Чем лучше рефлексы — тем больше очков действия доступно. Прокачать все сразу нельзя, в ходе поднятия уровней дается всего 2 очка параметров, так что сильно не разгуляешься. Но сделать специализированного персонажа можно и даже нужно, ведь кроме этих 2 очков дают еще 3 на поднятие навыка владением оружия. Поэтому оптимальный вариант — наметить развитие персонажа и качать ему нужное оружие и параметры, чтобы получить эффективную машину убийства. Если же начать раскидывать все полученные очки равномерно по характеристикам, то получить хорошего и, главное, эффективного персонажа выйдет далеко не у всех. Но попробовать, конечно, можно.

Перед заданиями мы в своем командном центре (апгрейдится по мере прохождения игры) получаем доступ не только к найму других солдат, но и к магазину экипировки, станции для «крафта» и тому подобным приятным вещам. Цены в магазине, опять таки, указаны для одних предметов в игровых баксах, для других в золоте. Понятное дело, что за золото вещи зачастую лучше и ценнее, а за обычную валюту, как правило, нам дают базовые «стволы» и обмундирование, чтобы мы не ходили на задания совсем уж без экипировки. Поначалу ее хватит с головой, но чем дальше пройдено в игре, тем нужнее иметь более-менее качественные вещи — тут уже вариантов получения их несколько. Или внести средства на счет и купить, или накопить на миссиях и купить, или же подобрать с тел противника что-то полезное. Как правило, «дроп» на миссиях весьма скромный, но иногда получается привезти с задания какую-нибудь хорошую штурмовую винтовку или дробовик, например.

Теперь собственно давайте поговорим о самой игре. Она условно разделена на 2 основных части — однопользовательский и многопользовательский режим. PvP сразу закрыто, чтобы получить доступ к боям с другими игроками нужно пройти часть сюжетной линии. Истории, которая бы связывала все происходящее в одну кампанию, здесь нет. Скорее мы получаем доступ к набору различных миссий и некоторые из них объединены в цепочки заданий. Чтобы выехать на миссию тратится горючее, поэтому в какой-то момент можно оказаться без «бензина» - это своеобразный механизм, препятствующий постоянному просиживанию в игре всего свободного времени, привычный для любителей браузерных игр. Приходится или ждать, когда горючее снова появится, или покупать его за символическую плату в золоте.


И вот мы оказываемся на миссии. Поначалу все кажется правильным и интересным. Мы потихоньку стараемся передвигаться по карте, зорко смотрим по сторонам в поисках врага и изучаем местность, чтобы не быть пойманными на открытом пространстве каким-нибудь снайпером. Даже радуемся модели повреждения, которая по-разному отрабатывает попадание пуль в голову и в тело врага, а заодно изучаем возможности системы прицеливания, дающей дополнительную точность выстрелам за счет увеличенного потребления очков действия. Даже видно, чем одно оружие отличается от другого - например, снайперская винтовка хорошо стреляет только на расстоянии и почти бесполезна в ближнем бою. А разные винтовки наносят разный урон и отличаются не только по внешнему виду, но и по дальности попадания, убойности на разных дистанциях и т.д. Еще и выясняется такой нюанс, что когда персонаж сидит в одной позиции и стреляет по одной цели, то у него растет точность с каждой выпущенной пулей, что не дает ему все время палить мимо и тратить драгоценные боеприпасы. И вроде бы все хорошо и даже здорово, но уже через пол часа начинаются главные отличия от классической формулы JA.

Во-первых, передвигаться можно или бегом (тогда персонажей слышно через пол уровня и, следовательно, шанс поймать пулю сильно повышается), или пешком с принятием сидячего положения в конце движения. Ни о каком перемещении «на пузе» речи просто нет. Во-вторых, карты «одноуровневые», то есть о господствующих высотах и забегах по крышам зданий можно забыть. Даже просто залечь на крыше и кинуть под ноги супостатам гранату и то не дают, потому что крыш, доступны для этого, нет. И гранат тоже нет. Из «взрывающегося» арсенала были обнаружены только бочки, расставленные в строго отведенных местах и взрывом открывающие дополнительные проходы или убивающие всех вокруг себя. Возможно, я просто не дошел до того момента, когда мне можно будет купить пару гранат и закидать ими противника, но ведь «слота» у персонажа под это дело тоже нет.

И в-третьих, главное отличие Jagged Alliance Online от прародителей в том, что тут достаточно маленькие размеры карт. И хотя они очень интересно нарисованы и достаточно качественно спроектированы, их относительно небольшой размер делает весьма затруднительным ведение длительных сражений. Если вам хочется каких-то сравнений, то размеры карт JA Online и JA2 — это как карты нового XCOM и XCOM2 из 90-х.


Поначалу я думал пожаловаться еще и на искусственный интеллект врагов, которые в первых миссиях ведут себя донельзя странно — там достаточно просто выстрелить в одного противника, и остальные сами прибегут под пули наших наемников. Но потом появились и нормально реагирующие на выстрелы солдаты (которые прячутся и стараются «шмальнуть» в нас из укрытия), и бронированная пехота (которую нужно уничтожать прицельными выстрелами в голову, особенно если нет бронебойных патронов), и еще много всего интересного. Конечно, AI противников все равно не самый лучший, но в некоторых моментах попотеть он заставляет изрядно.

Если же играть слишком просто, то можно сразится в PvP-состязаниях. Это достаточно выгодно (выдают горючее и очки чести, но солдаты не лечатся до конца после боев) и интересно. Режимов на сегодня доступно 3 — обычный «десматч», в котором нужно убить всех солдат противника и при этом не потерять всех своих бойцов; «охотник за наградой», в котором нужно убить специального NPC «на скорость» (идея чем-то похожа на режим Contracts последнего Hitman); «поиск и уничтожение», где нужно защищать свои точки и уничтожать цели противников. В общем, в этих сражениях действительно интересно участвовать, это «соль» игры, дающее ей право называться Jagged Alliance Online, но тут есть одно важное «но», о котором вы уже и сами догадались.

Это «кэш-шоп», то есть денежный магазин. Если при игре в одиночную часть проекта никаких вопросов шоп не возникает и, положа руку на сердце, получать удовольствие от процесса можно и без вливания золота, то в многопользовательском режиме «задонатившие» игроки имеют некоторое преимущество. Просто потому, что и патроны у них лучше, и бойцы хорошо экипированы. Это не значит, что нельзя всех перебить, даже несмотря на более-менее хорошее обмундирование (купить сразу все самое лучшее все равно не дадут, нужно «качаться»), просто для неподготовленного игрока сделать это будет сложнее. Так что лезть в PvP без толкового «шмота» не стоит, лучше или пофармить да подкопить какие-нибудь «весомые аргументы» в виде пулеметов и хороших винтовок, или вложить денег и купить их. Система, конечно, попытается найти наиболее подходящего вам по уровню и экипировке игрока, но вы сами понимаете, что бывает всякое. А на персонажей с хорошей броней лучше все-таки ходить не со стандартными патронами да в дешевых ватниках.


Русская локализация получилась хорошей. Тут и достаточно качественные тексты, и отсутствие жутких переносов и сокращений (чем грешат многие переводы ММО), и даже голосовая озвучка персонажей есть. Правда, почему-то один из героев у меня все еще говорит на английском, но сейчас все-таки бета-стадия у игры, так что такие недоработки вполне объяснимы.

Играть или не играть, учитывая все вышесказанное? Думаю, это тот случай, когда мнение нужно составлять самим. Однопользовательская игра мной расценивается как эдакий «JA light», ведь мало того, что многих тактических возможностей нет, так ведь и контроль территорий, с определением ополчения и ведением настоящей войны тоже отсутствует. Да хотя бы систему «деревья-деньги» из JA1 оставили бы, я был бы рад. Но как возможность побегать в тактическом режиме, пострелять из разных «пушек», отбить заложников и погоняться за врагами через цепочку миссий в течении получаса эта игра вполне сгодится. Многопользовательскому же режиму еще нужна полировка, правки баланса и доработки, а также новые режимы — у него есть все шансы завоевать аудиторию, ведь по сути альтернатив, особенно в таком сеттинге и с такой подачей, считай что практически нет. А значит, своя ниша и фанаты у Jagged Alliance Online будут точно.

Читайте также: