Hitman absolution обзор

Обновлено: 04.07.2024

Hitman: Absolution вышла 20 ноября 2012 года и была пятой игрой в серии про молчаливого убийцу. Разработчиком снова выступила “IO Interactive”.

Всеобщее упрощение.

Главным ново введением игры является режим “Инстинкт”. С его помощью сорок седьмой может узнать расположение активных объектов на карте, выслеживать персонажей сквозь препятствия и подключаться к их GPS навигатору. Также, за опустошение шкалы “Инстинкта” можно спрятать замаскированного агента от недоверчивых взглядов противников или воспользоваться функцией “Mark&Execute”. Как становится ясно в течение прохождения, эти обновления призваны облегчить жизнь игроку. Локации тоже преобразились, если раньше у нас были уровни песочницы, по которым ты мог долго прогуливаться и продумывать стратегии, то теперь мы получили деление на небольшие блоки со среднемасштабной локацией по середине. В сумме это даёт подвижный опыт, отличающийся от предыдущих игр серии. Цели, подсвеченные маркерами, предсказываемые полоской на полу, движения жертвы, новые способности и приятная механика стрельбы делает противников незаметной помехой. Из всего этого следует, что игра взяла.

Упор на кинематографичность.

Будьте готовы к тому, что повествование периодический будет прерываться на коридорные уровни с побегушками от взрывов, прятками от всей полиции города или небольшим уровнем с целью убить кого-то наиболее креативно. Присутствует и всем знакомый “Slow motion” при первом выстреле, ликвидации цели или в режиме “Mark&Execute”. После упрощения игры разработчики не стали стеснятся вести нас за ручку по некоторым отрезкам игры для демонстрации наиболее интересных сцен и ситуаций. После озвученных мыслей становится понятно, что – .

Во главе стоит сюжет. (И спойлеры!)

Absolution(с англ. “Искупление грехов”) не просто так стоит в названии, а является лейтмотивом всего происходящего. Так как “Hitman” человек не совсем обычный, то и “absolution” у него своеобразный. Сюжет начинается на том, как нашему герою выдают контракт на ликвидацию своего бывшего связного, Дианы Бёрнвуд. Долгое время именно она была связующим звеном между агентством и сорок седьмым. Теперь же она предатель, который выдал всю секретную информацию об агентстве. За это, в свою очередь, на неё и назначили контракт. Мы пробираемся сквозь тонны охранников и застоем её врасплох, после чего проделываем решающий выстрел. Своими последними словами она говорит нам прочесть оставленную для нас записку. В ней Диана просит нас сохранить от агентства Викторию, девочку, подверженную экспериментам по созданию машины для убийств. Сам пережив все ужасы тайных лабораторий и уважая Диану, герой откликается на просьбу. Вскоре девочку похитят, заставляя агента идти по головам и параллельно выискивать информацию, чтобы спасти Викторию. В конце он побеждает злодея, истребляет агентство и вызволяет похищенную, оставляя горы трупов за собой. Концовка – самый смазанный момент сюжета, когда “комиссар Веном Снейк” спрашивает, действительно-ли мы убили Диану. “Да” – ответил про себя я, начиная задумываться. А получается, что нет. В конце Диана оказывается жива, и происходит сцена, в которой девочка сбрасывает кулон с балкона. Теперь к вопросам, как агентство могло не проверить мертва-ли цель? Когда сорок седьмой успел её спрятать? Почему Виктория избавляется от кулона, который ей вроде жизнь поддерживал?!

Ощущения от игры в целом.

За прохождение длительностью в восемь часов, игра проводит тебя через не плохой сюжет боевичка, пусть и с карикатурными персонажами. Проблемы лишь с исполнением, встречаются баги, моментами надоедают не шибко умные NPC, на глазах, которых можно минное поле взорвать, а они нечего не заметят. К счастью, проблема не слишком критичная и не мешает погружению. Hitman: Absolution это хорошая, но своеобразная игра. В ней вы можете почувствовать себя неудержимым агентом сорок семь и вдоволь пострелять. Если у вас есть пару свободных вечеров, то я знаю, чем вы можете себя занять.

Стальной голос, железная выдержка, золотые руки. Фирменная невозмутимость, как и полное безразличие к чьим-либо судьбам, двенадцать лет считалась неотделимой от легендарного убийцы. Панцирь для защиты от мирских страстей. Так вот: панцирь треснул. Eidos Interactive взяли на себя роль феи и вознамерились превратить лысого деревянного Пиноккио в настоящего мальчика, из плоти и крови. Объект, как водится, не спросили.

Подозрительные речи из уст датчан лились уже давно. Про страшные, леденящие кровь вещи — сюжет, драму. Почему страшные? Да потому, что нет ничего опаснее для свободного геймплея, чем крепкий сценарий. Это как вертикаль власти и децентрализация — вместе не уживаются. Когда нужно выбросить героя в огромный террариум и рявкнуть «Ищи!», сюжет крепко стискивает его руку и ведет по аттракционам. В общем, борьба двух стихий. И эта борьба в Hitman: Absolution прослеживается от начала и до конца.

Hitman: Absolution

► Огненные дорожки — не след от шин «Делориана», а маршрут движения некоей персоны. Скоро персона попадет к нам в лапы.

Со времен эталонной Blood Money Агент 47 позабыл не так уж много трюков — только подглядывание в замочные скважины. Куда большая потеря — карта. Вместо детального плана уровня с маркерами обывателей, охраны, полицейских и целей именной ноутбук Сорок Седьмого показывает подробную информацию по учиненным безобразиям, инвентарь, цели миссии с комментариями и испытания, за выполнение которых увеличивают итоговый счет миссии (например, «Хамелеон»: добыть все возможные костюмы в локации).

Принципы игры остались неизменны. Есть детина в дорогом костюме, и есть человек, который задержался на этом свете. Умирать он не хочет, поэтому ограждает себя охраной, полицией или просто ошивается в людных местах. Любители пострелять могут забыть про жанр стелс и трупами вымостить дорогу к цели. Адепты тихого прохождения, как водится, проникают в святая святых с помощью маскировки — той самой фишки, которая делает Хитмана особенным.

Hitman: Absolution

► Двойные зеркала — лучшее изобретение человечества. Вот и Хитмену нравится.

Хитмен традиционно использует переодевания. Все NPC на уровне разбиты на несколько социальных групп: охранники, обслуга, уборщики и т.д. Естественно, уровень доступа у них разный — полотера не пустят в оцепленные помещения, а электрика — в полицейский участок.

Hitman: Absolution

► Пересчитывать ребра в рукопашном бою тяжело, но весело. Контекстно-зависимые кнопки немного сбивают с толку.

Приспичило на кухню — подстереги повара и отоварь его по затылку чуркой. Или бутылкой. Да чем угодно — подкравшись к кому-либо со спины, истинный Бесшумный Убийца, истекая слюнями, обязательно будет мучиться, выбирать способ нейтрализации. В Absolution их стало еще больше (хотя почти пропали шприцы со снотворным), и главный — удавить голыми руками. Не до смерти, а до обморока. Потому что посторонние убийства портят рейтинг. Фирменной струны-удавки достойна только цель контракта! Что до остальных. их аккуратно придушат могучие и ласковые руки Тобиаса Риппера под аккомпанемент его тихого «ш-ш-ш». Некогда нежничать? Ну, тогда сворачивайте шею, как цыпленку-бройлеру, снимайте униформу с бездыханного тела и перевоплощайтесь.

Hitman: Absolution

► Прежде чем насильно укладывать баиньки, Агент 47 опрокидывает жертву наземь. Очень предусмотрительно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: «ручная» расправа явно навеяна Deus Ex: Human Revolution. Адам Дженсен, правда, «усыплял» жертв куда громче своего генномодифицированного конкурента. И не оставлял их храпеть в отхожем месте, как «обесчещенный» Корво Аттано.

Прикинулись своим в доску? Настало время устранять цель. Убийства в Hitman перестали быть ошеломляюще разнообразными, но их количеству все равно позавидует вся династия ассасинов. Торопливые субъекты могут не морочиться с подкрадыванием и застрелить цель из «сильверболлера» с глушителем, маньяки — зарубить топором, метнуть нож, взорвать. Несчастные случаи тоже остались, но зачастую внутриигровая статистика просто называет их эталонными убийствами и не дает высший рейтинг. Тут и газовые плиты, и высокие балконы, заборы под напряжением, чан с мазутом, автозаправка. Верх изящества — спровоцировать перестрелку. Ну и падающая люстра как символ понятия «несчастный случай».

Номинально Absolution шире и глубже своих предков. Но схемы, о которых говорилось выше, работают не везде. Далеко не в каждой главе клон с удавкой получает заказ. Не раз и не два вам предложат «обойти копов», да и вообще наш живчик со штрих-кодом непривычно часто из охотника превращается в дичь.

Как правило, эти уровни выглядят как несколько переплетенных коридоров. Спасительной безликой толпы здесь нет, убийца остается один на один со стражами порядка или с организованной преступностью. Легендарный киллер перебегает из угла в угол, прячется в мусорных ящиках и вообще ведет себя нетипично: то ли как подвыпивший Солид Снейк, то ли как бомжующий Сэм Фишер. Понятное дело, такие эпизоды раздражают, и стимула пройти их без шума и пыли нет. В то же время навалять всем отщепенцам а-ля Стивен Сигал не выйдет — затопчут-с.

Другой крайне важный аспект — маскировка — тоже пострадал от инноваций. В двух словах: все техники знают друг друга в лицо, подмену засекут в два счета. Напялили комбинезон — извольте прочих ребят в такой же форме обходить окольными тропами. Остальные люди и слова вам не скажут. Так же со всеми слоями населения: копы вычислят чужака со значком за версту, а бандиты или клубные вышибалы только улыбнутся и пошутят вслед.

На сложностях выше средней этот «реализм» покажет свои острые гнилые зубы: скорость распознания лица достигнет безобразной величины. Секунда — и тревога. Две — и капут. Hitman: Absolution вместо наглых прогулок в чужом костюме предлагает беготню на корточках от укрытия к укрытию. Перекаты, прятки за углом, посиделки в шкафу — лишь бы не попасться на глаза, потому что это чревато всеобщей тревогой. Выход, хоть и не лучший, играть на средней и низкой сложности — тогда костюмы позволят-таки пусть с опаской, но открыто перемещаться по локации.

Hitman: Absolution

► Красные стрелки указывают на тех, кто заподозрил Хитмена. Топор, кстати, можно метать в голову — прелестно, правда?

Эти два, казалось бы, смертельных удара все же удалось компенсировать. Инстинкт — аналог детективного режима Брюса Уэйна в Batman: Arkham City — позволяет видеть сквозь стены людей (а цели — через полкарты) и пути их движения, подмечать важные детали окружения. И самое главное — обманывает врагов! Подозрительный бандит провожает вас взглядом? Зажали кнопку, Сорок Седьмой стеснительно отворачивает бледно личико и нахлобучивает шляпу на глаза. Вуаля — бандит чешет затылок, но незнакомца не трогает. Выглядит наигранно, зато полезно. И тратится с пугающей скоростью: два-три соглядатая сожрут всю шкалу инстинкта, а потом и ряженого киллера со всеми потрохами. На высокой сложности чутье иссякает моментально, и прохождение затрудняется на порядок.

Инстинкт можно потратить веселее. Для этого припасена система наподобие Mark & Execute из пресловутой Splinter Cell: Conviction. Остановили время, выбрали цели, перестреляли всех за полсекунды.

ЭТО ВАЖНО: во всех частях Hitman всегда можно было сохраниться в ходе миссии. Но в первых двух, скажем, загрузив сохранение до начала всеобщей паники, вы могли столкнуться с этой самой паникой, хотя ее быть не должно. В Contracts и Blood Money число сохранений строго ограничили в зависимости от уровня сложности. Absolution умудрилась совместить оба подхода, только вместо сохранений тут контрольные точки. Чем выше сложность, тем их меньше. Каждая действует единожды — вернуться к точке и сохраниться еще раз нельзя. Найти точки трудно. Мало того — после загрузки уровень «откатится» к стартовой версии! Вырубленные враги снова будут патрулировать территорию, как ни в чем не бывало. Особенно радует, когда вы обезвредили человек двадцать, нечаянно нашумели и решили переиграть последние пару минут.

Hitman: Absolution

Обычно человек распознает знакомое лицо за четверть секунды. Так что Eidos еще поблажку сделали. Рискнули влезть в шкуру копа? Готовьтесь к тому, что «коллегам» понадобится всего пару-тройку секунд глядеть на вас в упор, чтобы вывести на чистую воду. Чтобы этого не случилось, не стойте столбом. Используйте окружение!

Обыватель

Hitman: Absolution

Целеустремленный взгляд Агента 47 кого хочешь заставит усомниться в собственной безопасности. Даже в обычном костюме не грех прикинуться шлангом. Возьмите брошюрку и сверлите взглядом ее, а не жертву.

Повар

Hitman: Absolution

На кухне никто без дела не сидит. Повар отлынивает от работы и даже не притворяется, будто чем-то занят? Значит, его совесть нечиста. Значит, его черная душа не принадлежит кулинарному делу. Значит, это Тот Самый — так вас и вычислят.

Но расклад меняется, если Тот Самый встанет в позу самовара и опустит глаза на бесхозную кастрюлю, в которой кроме ложки варится только успех его операции. Коллеги-повара оценят находчивость и примут хладнокровного убийцу за обыкновенного кухонного лодыря.

Уборщик

Hitman: Absolution

«О боже, грязь! Дай-ка я ее уберу!» — именно эти мысли, по мнению окружающих, крутятся в голове у того парня со шваброй, который почти протер дыру в паркете. Какая досадная ошибка! Меж тем лжеуборщик злобно озирается по сторонам, размышляя, хватит ли ему патронов, чтобы добраться до выхода?

Полицейский

Hitman: Absolution
Hitman: Absolution

Нельзя просто взять и обмануть стражей порядка. Формы недостаточно — нужно знать профессиональные привычки. Конечно, мы посмотрели достаточно дрянных боевиков, чтобы зарубить на носу — пончики! Только зажатый в руке пончик убедит шерифа в вашей профпригодности. Необязательно его есть: мучное портит фигуру. Просто сверлите его коронным взглядом.

Нашли танцпол? Джек-пот! Скорей зовите друзей-копов и зажигайте всей компанией под старую, но классную музыку! Когда надоест, вы сможете оставить веселых полицейских тусить, чтобы самому безнаказанно гулять по окрестностям, мурлыкая под нос похоронный марш.

Так и получается: в тот самый Hitman мы будем играть урывками. Открытые уровни чередуются с линейными забегами, только последних все-таки побольше. Полигонов для проверки навыков киллера немного: Чайна-Таун, стриптиз-бар, захолустный городок Хоуп. Настоящая игра начинается только здесь, в этих компактных локациях с маленькой, но работающей экосистемой. Кое-где вы найдете целые толпы прохожих, среди которых Хитмен прячется не хуже Эцио Аудиторе. Не чета фестивалю Марди-Гра из Hitman: Blood Money, но все же. Однако крепитесь: после редких отдушин сюжет снова утаскивает лысого в ущелья геймдизайна.

Hitman: Absolution

► Никогда еще вентиляция не была такой правдоподобной и полезной.

Ах да. сюжет, который решил очеловечить бездушного живодера. Не сказать, что Хитман вдруг стал глубоким персонажем с запутанной сетью мотивов, страхов и желаний. Просто Диане Бернвуд, которая координировала по телефону действия лысого клона, удалось-таки расшевелить не ту струну, что людей душит, а те струны, что в душе натянуты. За годы совместной работы Хитмен привязался к ней слишком сильно.

Когда Диана сдала Агентство сильным мира сего и наш бесстрастный профи получил на нее заказ, он принялся переживать: как так-то? Столько лет плечом к плечу, и. но дело есть дело. Но госпожа Бернвуд, воспользовавшись правом, так сказать, последнего желания, завещает своему убийце присмотреть за Викторией, необыкновенной девочкой, которую нужно уберечь от Агентства. Тут Сорок Седьмой вновь перестает терзаться смутными сомнениями и летит навстречу новой цели.

Hitman: Absolution

► Босс не очень рад бегству Сорок Седьмого из рядов Агентства. Которое, заметьте, выглядит бодрячком даже после недавнего разгрома.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: принцип «шерше ля фам» особо любим современными разработчиками. Так, огонь-мужчина под номером 47 гоняется за похищенной Викторией. Главный герой Deus Ex: Human Revolution ищет ученую Мэган Рид из Sarif Indastries. Убийца Корво в ходе Dishonored идет по следу похищенной принцессы. Сэм Фишер в Splinter Cell: Conviction страдал по украденной дочери. Впрочем, родоначальник традиции до сих пор жив — как спасал Марио свою возлюбленную, так по сей день и спасает.

Hitman: Absolution

► Уверен, что Виктория в силах идти сама. Но кто-то явно решил повысить градус любви и нежности, водрузив девицу на руки Хитмену.

Если оторваться от каменных эмоций нашего героя, здешний сценарий неплох. Предатели предают, бывшие начальники жаждут наказать беглеца, плохие парни хотят наживы. Эффектные сцены и прочие атрибуты того противоречивого явления, что молодежь зовет «кинцом». Ну и ЭКСТРАОРДИНАРНАЯ (именно так, прописными) барышня с невинными глазками, из-за которой разве только войну не развязали. Здесь уже пахнет не шершавыми ручищами викингов из Eidos, а мягкими лапками японцев из Square Enix, которые предпочитают накручивать драму и атмосферу. А не заменять историю комплектом брифингов.

Hitman: Absolution
Hitman: Absolution

Широко разрекламированная система контрактов — не пустой звук, как мы этого опасались. В Hitman отродясь не было мультиплеера, кроме таблицы рекордов в Blood Money. «Контракты» же позволяют создавать миссии самому и выставлять на обозрение.

Hitman: Absolution
Hitman: Absolution

Итак, контракты. Создаются они такими же игроками, как и вы, на основе сюжетных миссий. Как? Просто на словах и сложно на деле: выбираем трех любых NPC на уровне и назначаем их жертвами. Убиваем их определенным оружием, в определенном костюме, прячем или не прячем тела, устраиваем дебош или проворачиваем все тихо — ваш результат станет условиями контракта. Например, зарезали вон того повара в уютном уголке, взорвали оборотня в погонах, сбросили с балкона некую уголовную рожу, и на выход — то же должен повторить кто-то другой. Так получается контракт. Сохранили, назвали, обнародовали.

Выполнение условий награждается денежными бонусами: на заработанные доллары можно купить улучшения для оружия или маскировку, которую не удалось раздобыть в кампании.

Hitman: Absolution
Hitman: Absolution

На первый взгляд, система обречена на провал. Цели, устраняемые по сюжету, бултыхаются в целом кондоминиуме из активных точек, где надлежит устроить трагедию. Разумеется, если вы выбрали случайного человека, никто не перестроит уровень так, чтобы он попал во все капканы, предназначенные для изначальной жертвы. Это не так плохо, как кажется: дикие условия вынуждают измышлять нечто выдающееся с подручными средствами, а не давить на все кнопки, изучив локацию наизусть. Проблема кроется в другом. Чтобы часами корпеть над Hitman: Absolution, неплохо бы стать ее страстным любителем. Это гораздо тяжелее, чем стать поклонником той же Blood Money, где без всяких контрактов простор для хулиганства куда шире.

Hitman: Absolution

► Мрачный одноглазый тип с пластырем на носу терпеливо ждет в баре. Его патлатый напарник-псих ушел за «снаряжением» для работы.

Странно это говорить: Absolution лучше предыдущей части — эталона серии. Но не целиком! Среднее арифметическое не оправдывает наших надежд. Лишь несколько глав представляют собой то, чего мы ждали, — гостеприимную песочницу, пусть и меньших, чем прежде, масштабов.

Все остальное — смесь из клона Conviction, Max Payne 3 и случайных сценок, которые мы наблюдаем из укрытий (то самое новшество, которое напрашивалось с самого анонса). С потрясающей графикой, кстати, — межплатформенность аукнулась лишь блюром на заднем плане в некоторых ситуациях. Вопрос, стоило ли приносить геймплей в жертву сценаристам, остается открытым.

Агент 47 никогда не задается философским вопросом, что появилось раньше — лысина или депрессия. Его работа к вопросам вообще не располагает: чем меньше знаешь про свою следующую жертву, тем лучше. Обидно, что в IO об этом забыли — то ли потому, что команду покинули ключевые дизайнеры, то ли потому, что новые владельцы не совсем понимают, что делают. Так или иначе, с невероятной задачей — превзойти Blood Money — Absolution не справляется, а заодно дает повод засомневаться, что в Square Enix понимают, как развивать сериал дальше.

Король Чайнатауна

После выхода Blood Money прошло шесть лет. За это время стелс-игры превратились из жанра в тренд, их влияние можно найти почти во всех крупных проектах, но сами по себе они вырождаются — за исключением, пожалуй, Metal Gear Solid, но это отдельный случай. Absolution как раз наглядно показывает, как не стоит обновлять старые серии.

Набрав механик из самых популярных игр последних лет, IO забыла про то, что делало «Хитмена» особенным. В игре появилась рукопашка и внятная стрельба из укрытий, но исчезла карта. Ее место заняла система «инстинктов», подсвечивающая важные элементы в духе Deus Ex: Human Revolution. По нажатии кнопки через стены обозначаются силуэты людей и маршруты их передвижения. Систему, вместе с предлагаемыми ей подсказками, можно отключить, выбрав более высокий уровень сложности, но на них искусственный интеллект начинает орудовать не умом, а наглостью, в то время как на «легком» и «среднем» игра пробегается почти без проблем.

Hitman: Absolution

В Absolution едва ли не самое красивое освещение в истории видеоигр. Но только в PC-версии.

Hitman перестал быть Hitman’ом. Исторически это был не столько экшен, сколько головоломка, где планирование убийств занимало больше времени, чем сами убийства. Мы не спеша исследовали большую локацию, подмечали маршруты охраны, неосторожно оставленные напитки и привычки своих жертв, чтобы потом несколькими стремительными действиями решить поставленную задачу. Теперь же приходится больше действовать по ситуации и чаще полагаться на стрельбу. Не потому, что игра не предлагает выбор — нет, она его дает почти всегда, — а потому, что так зачастую быстрее и удобнее. Хорошо, что IO развязывает игрокам руки, но плохо, что многие убийства повторяются: вариации на тему «подсыпь чего-нибудь в еду» или «урони на цель что-нибудь сверху» к концу начинают приедаться. Первая половина игры — замечательная (именно поэтому нам так понравилась пресс-версия, впечатлениями от которой мы поделились в октябрьском номере), но дальше Absolution заметно сбавляет обороты.

При этом в игре есть свои моменты. Например, когда Сорок Седьмой, украв из-под носа двух человек документы, завязывает перепалку, в которой полицейский застреливает заказанного агенту человека. Или еще один случай — разрекламированная в скандальном трейлере боевая монашка умывается, а 47-й, воспользовавшись электрогенератором поблизости, пропускает через нее ток. Описанные сцены восхитительны, но их лишь несколько на всю игру.

Фишер 47

Еще одно разочарование — в Absolution далеко не каждый уровень хочется пройти заново. Серия лишилась размаха: огромные миссии сменила совокупность небольших этапов, зачастую сводящихся к тому, что нужно добраться от одного чекпойнта к другому.

Hitman: Absolution

В зарослях травы вас почти не видно, но это не значит, что стоит нападать на блуждающих по полю охранников.

Появилось больше возможностей для маскировки, но толку от нее куда меньше: «свои» распознают героя очень быстро, и большую часть времени все равно приходится прятаться, сбивая охрану с толку. Из-за этого игра больше напоминает Splinter Cell, причем не в самых лучших проявлениях. Не спасает даже костюм бурундука, валяющийся на одном из уровней второго акта, — слава богу, хотя бы юмор серия не потеряла.

Сильной стороной IO всегда была постановка сцен. Предыдущие части ставили вас в определенную ситуацию и предлагали самостоятельно решать, как добраться до цели. В Absolution почти всегда есть предпочтительный вариант прохождения (зачастую агрессивный), да и многие моменты, вроде побега от вертолета, не располагают к тому, чтобы прятаться по углам. Игра вычитает очки из общего результата за каждую ошибку и награждает за изящные решения, но погоню за баллами ничем не мотивирует — открываемые апгрейды серьезно на процесс не влияют и заинтересуют только тех, кто не может жить, не собрав все достижения.

Город надежды

В Absolution впервые в истории сериала появился связный, полноценный сюжет. Но проблема в том, что в кучке психопатов, среди которых особенно выделяются глава Агентства (вылитая копия одного бывшего депутата Госдумы) и бизнесмен в ковбойской шляпе, не найти хотя бы одного приличного персонажа.

Сам Сорок Седьмой начинает свой путь с того, что ему заказывают его давнего связного Диану, которая помогала лысому киллеру во всех предыдущих частях. Хитмен не отказывается от задания, но последнее пожелание Дианы — доставить в безопасное место девочку Викторию, за которой все охотятся, — выполняет.

Hitman: Absolution

Не удивляйтесь тому, что происходит по сторонам: в игре полно прекрасного пошлого юмора.

От того, что главный герой теперь работает на себя, сюжет не стал увлекательнее, но игра по-прежнему берет постановкой внутри миссий. Чего стоит хотя бы визит в притон хиппи, который накрывает полиция, и поход в стриптиз-клуб. Это потрясающе стилизованные, с умом разыгранные сцены, наполненные кучей деталей и остроумными шутками. Но в предыдущих Hitman игроку давали минимум информации, и он сам сочинял свои истории на ходу. Здесь же, за исключением некоторых достойнейших уровней, слишком много движения по прямой, что сбивает с толку и не дает исследовать мир игры так, как хотелось бы, — тем более что его хочется исследовать.

На такую роль мог бы претендовать режим Contracts, где игроки со всего мира задают друг другу условия прохождения. Скажем, если вы задушите садовника, а потом в костюме уборщика застрелите проститутку, то вашему другу на противоположном конце планеты придется проделать то же самое. Это необычная идея, и для тех, кто пройдет игру до конца, «контракты» станут отличным развлечением. Жаль только, что большинство этапов не хочется смотреть по второму разу.

Hitman: Absolution

Симуляция огромной толпы — один из самых впечатляющих моментов игры. Ощущение, что один ваш выстрел может свести с ума такое количество людей, незабываемое.

Перепройти игру можно разве что на PC, да и то из академического интереса: в компьютерной версии подчеркиваются красивейшее окружение, блестящая работа со светом и высокополигональные бледные скулы Агента 47. Если бы в игре не было технических ошибок вроде проходящих сквозь стены врагов и кривой рэгдолл-физики, графику и вовсе можно было бы назвать эталонной.

Еще одна значимая потеря серии — талантливый композитор Джеспер Кид. Датчанин не то что отказался от работы — ему даже не предложили сочинить саундтрек. Музыка от этого сильно победнела, зато работа со звуком осталась отличной: голоса персонажей подобраны замечательно, а любое происшествие сопровождается нарастанием громкости.

Absolution страдает от серьезных концептуальных проблем. На каждую интересную идею здесь находится как минимум два-три серьезных недочета. Если в стелс-играх вас не смущает некоторая прямолинейность и периодический упор на экшен, то новый Hitman может вам понравиться, но если вы любите сериал за гениальные уровни и образцовый сендбокс, то готовьте носовой платок побольше — это уже не Hitman, а рядовая современная игра. С драками, укрытиями, дорогими роликами и петардами.

На распутье

Нетрудно понять, почему так получилось. Сотрудники IO Interactive, как и многие до них, оказались перед развилкой: налево пойдешь — сохранишь хардкорный дух, верность традициям и уважение тех, кто любил твои прошлые игры; направо пойдешь — сделаешь игру более современной, понятной, учитывающей новые тренды и, возможно, новую аудиторию привлечешь. Но кто сегодня ходит налево? Вспомните XCOM: Enemy Unknown, Max Payne 3 и множество других продолжений старых хитов: практически все меняются (порой до неузнаваемости), стараются, что называется, идти в ногу со временем, учитывают современные настроения.

Hitman: Absolution

Безжалостный убийца в новой игре выглядит постаревшим и более… человечным, что ли.

Это не значит, что у IO Interactive, как сегодня пишут многие, не было выбора. Выбор был: вполне можно было и дальше развивать сэндбокс-концепцию Blood Money, предоставить нам еще больше творческой свободы в непростом искусстве профессионального киллера, чтобы игроки выдумывали новые, еще более колоритные способы убийства, разгадывали еще более изощренные пути к жертве и исследовали еще более масштабные локации. Уверен, все были бы довольны. Но ключевые авторы предыдущей части серии покинули студию, и новые лидеры проекта решили идти направо. И нельзя ведь сказать, что на этом пути они сгинули и пропали. Но то, что изрядно заплутали и набили шишек, — это точно.

Убить сценаристов

Учитывая наличие в издателях Square Enix, нетрудно было предугадать, что на этот раз авторы куда больше внимания уделят сюжету. Рассказывать более связные, эффектные и линейные истории, с обязательными постановочными роликами и катсценами, с роковыми женщинами и какой-нибудь душевной драмой главгероя — это сегодня считается модно, молодежно. И вот уже Сорок Седьмой убивает в душе голую Диану Бернвуд, свою неизменную спутницу-координатора из Агентства, носит на руках девушку Викторию, которую, сам не зная зачем, обещал оберегать, неожиданно много говорит что-то душевное теплым бархатным голосом, пьет виски, укутавшись в халат, и вообще напоминает постаревшего и также порвавшего с прежней системой Сэма Фишера из Splinter Cell: Conviction.

Собственно, ничего плохого в этом нет. Душевные драмы, женщины и виски ценились всегда и везде. Сценарий в Hitman: Absolution на «Оскара», конечно, не претендует, но вполне себе интригует, местами даже держит в напряжении и исправно снабжает нас колоритными моральными уродами и яркими сценами: чего стоит только пробежка по хипперскому притону с прятками в кустах конопли, диверсия в стрип-клубе или смертельный фейерверк в Чайнатауне.

Проблема не в содержании сценария. Ключевые слова тут — это линейность и постановочность. В игре теперь много достаточно грубо сшитых уровней, где наш герой из творческого киллера сам превращается в жертву: подобно тому же Сэму Фишеру, он должен проскочить мимо охраны, чтобы добраться из точки А в точку Б и сбежать из-под носа преследователей. При этом он резво сигает от укрытия к укрытию, отвлекает охрану бутылками и прочими брошенными в угол предметами, как тот же Фишер, и убегает от вертолета, как каждый второй герой современного боевика. Иногда за разработчиков становится даже немножко стыдно: ну неужели нельзя было придумать что-то пооригинальнее? А в случае с нападением боевых монашек стыдно становится уже по другой причине: авторы замахнулись на лавры студии «Трома» и пересмотрели фильмы с названиями «Нацисты-серфингисты должны умереть»?

Hitman: Absolution

В толпе наш герой скрывается не хуже Эцио Аудиторе.

Другая сомнительная дань моде и постановке — это рукопашные драки в стиле «quick time events», которые поначалу кажутся факультативными, а потом вдруг становятся обязательным и очень нудным занятием, когда лысый киллер по сюжету пробивается сквозь ряды алкашей и бомжей в Южной Дакоте.

Каждому свое

Понятно, что таким образом авторы хотели сделать действие более насыщенным и разнообразным. И ведь действительно, тут есть и драки с бомжами, и боевые монашки, и салочки с вертолетом, и прятки в конопле, и побег из горящего отеля (еще одна банальность!). А самое главное — помимо всего этого есть уровни, где мы, как и раньше, можем прикончить жертву (или сразу несколько целей) самыми разными способами. В том же стрип-клубе похотливого старикашку можно удавить в сортире, пристрелить через стекло в приват-кабине или уронить на него дискотечный шар. Отравить еду, устроить жертве локальный электрический стул, пустив ток через воду, сбросить люстру на головы, столкнуть в яму, взорвать или разыграть какой-нибудь другой «несчастный случай» — наш лысый герой по-прежнему может быть очень творческим и веселым киллером (костюм бурундука и тот на месте!).

И даже в рамках тех линейных уровней, где Хитмен занимается, по большому счету, не своим делом, он может действовать как настоящий Сорок Седьмой: например, не просто проскочить мимо охранников, а устроить им смертельную ловушку или отвлечь внимание, включив кинопроектор. При этом те локации, где авторы включают истинного Хитмена, сделаны на загляденье: как всегда у IO Interactive, там очень богатое окружение, полно всяких деталей, забавных или остроумных диалогов, которые еще и зачастую содержат важную информацию. Именно это и не дает Hitman: Absolution опуститься ниже определенной планки, заставляя вас ломать голову над вердиктом: вроде ведь и игра хорошая, местами просто шикарная, но что-то с ней не так.

Ведь даже открытые для творческого убийства уровни стали менее масштабными, а сами способы отправки на тот свет повторяются: ронять тяжелое на голову, взбадривать током, собирать на внеплановый киносеанс и мочить в сортире вам придется не раз и не два.

Hitman: Absolution

Танцы и стриптиз, как и киллер в поварском колпаке, стали уже визитной карточкой серии.

Трудная логика

Больше линейных уровней, меньше размеры карт, очевидные и повторяющиеся способы убийства, к которым игра частенько сама недвусмысленно подталкивает, система укрытий — читая об этом, можно подумать, что игра стала проще и «казуальнее». И это как раз было бы вполне логично, учитывая все, что мы выше говорили про современные тренды, новую аудиторию и XCOM: Enemy Unknown. Так ведь нет. Наоборот, местами Hitman: Absolution играется куда сложнее, чем предыдущие игры серии. И это как раз едва ли не главная проблема, свидетельство того, что разработчики заплутали, так толком и не решив, на кого, собственно, рассчитана игра.

С одной стороны, они ввели модную ныне систему особого рентгеновского зрения, которую мы видели, например, в Batman: Arkham Asylum и в Deus Ex: Human Revolution. Сорок Седьмой теперь тоже может смотреть сквозь стены, подсвечивая важные предметы, отслеживая самих охранников и даже маршруты их передвижения. За это отвечает ресурс «инстинкт», который копится по мере того, как мы выполняем задания, тихо вырубаем врагов и прячем их.

Вроде бы удобно и хорошо. Но с другой стороны, авторы явно переусложнили систему маскировки. Она стала реалистичнее: если вы переоделись в костюм электрика, то копы или бандиты ничего не заподозрят, а вот другие электрики, естественно, быстро раскусят, что это не Петрович, а какой-то лысый подозрительный мужик в его комбинезоне. Но, во-первых, к чему подобный «реализьм» в игре, где такие удобные для складирования трупов ящики, шкафы и комоды разбросаны на каждом шагу и даже стоят в туалете фешенебельного отеля, а разыскивающие вас враги никогда не догадаются заглянуть за занавеску?

Hitman: Absolution

Теперь лысый убийца может обмануть врага, притворившись, что сдается, а потом быстро вырвать у него оружие и взять в заложники. Иногда очень помогает.

Во-вторых, выводят вас на чистую воду слишком уж быстро. И не менее быстро расходуется тот самый «инстинкт», который в данном случае позволяет лысому киллеру стыдливо прикрыть или отвести личико и быстро пройти мимо. В итоге пол-игры сводится к тому, что мы играем в салочки с охраной, электриками, обслугой, копами и бандитами, специально вырубаем и прячем всех подряд, чтобы подкопить «инстинкта» и сохранить маскировку. И, естественно, постоянно материмся: ведь ИИ стал еще более внимательным и дотошным, и в такой ситуации малейшее лишнее движение может обернуться провалом и ураганной перестрелкой с несчастливым концом, а сохраняться теперь можно только на редких контрольных точках.

На двух стульях

На самом деле, игра старается угодить всем. Включите более легкий уровень сложности — там и ИИ будет тупее, и «инстинкт» восстанавливается, и маскировка куда дольше и лучше выполняет свои функции, и контрольных точек больше. Получите эффектный, богато обставленный боевик с возможностью почувствовать себя и жертвой, и охотником. Хотите экстрима — пожалуйста, играйте на «харде», где попсового «инстинкта» нет, равно как и сохранений.

Но дело в том, что истинное качество и адекватность игры определяется не крайними уровнями сложности, а теми, что находятся где-то посередине и предназначены для большинства игроков. Так вот там Hitman: Absolution выглядит как какой-то лысый акробат, не совсем удачно пытающийся усидеть на двух стульях: слишком часто из изящного и изощренного симулятора киллера игра превращается в нудные и нервные прятки, но при этом местами ей, как и раньше, хочется аплодировать стоя. Впрочем, не все потеряно: новый режим Contracts, где нужно создавать собственные миссии по мотивам официальных уровней, заставлять друзей и других игроков со всего света проходить их лучше, чем вы сами, или самому выполнять подобные контракты и зарабатывать деньги для покупки нового оружия — все это действительно может открыть у игры второе дыхание. Были бы желающие.

Плюсы: разнообразные способы устранения жертв; богатый дизайн; обилие деталей, создающих нужную атмосферу; выверенный стиль.
Минусы: слишком навязчивый сюжет; больше линейности, меньше свободы и простора для творчества; убитая система маскировки; много самоповторов.

Читайте также: