Halo 3 обзор

Обновлено: 07.07.2024

У великой и могучей компании Microsoft (которая, как известно всем дошколятам, сейчас живёт под флагманом «А ты, смертный, уже поставил Vista?», также известным как «Гореть вам, пользователи XP, в инфернальном аду вместе с пользователями "Линукса"»), как и у любой другой уважающей себя конторы, есть какие-то свои столпы и моральные ценности. Так вот, серия Halo - это такая моральная ценность и есть. От всех других ценностей отличается тем, что моральный её эквивалент преспокойно конвертируется в материальный. При этом труд студии Bungie (она, собственно, эту самую ценность и придумала) нельзя назвать совсем уж титаническим. Да и несмотря на абсолютные рекорды продаж, идеальной игрой Halo никогда не был. Скажем даже больше - совсем уж идеальной он так и не стал даже не закате жизни (а третья часть, напомним, официально позиционируется разработчиками как заключительная), но это не помешало ему стать просто в пятьсот раз лучше предшественников.

С серией Halo ситуация вообще до безумия сложная. Она относится к тому разряду игр, в которые невероятно интересно играть, но никто не знает почему. То есть версии, конечно, выдвигаются всеми кому не лень, но внятного объяснения ещё никто не дал. Одни приводят в качестве аргументов невероятный искусственный интеллект противников (к слову, хороший, но не более), другие расхваливают на все лады огромные открытые пространства (весьма мнимые), третье не скупятся на комплименты в адрес баланса оружия (у которого во второй части наблюдаются реальные проблемы). Всё дело в том, что любой компонент Halo на самом деле не представляет собой никакого научного интереса, но лишь в том случае, если рассматривать его по отдельности. Смешанный же коктейль мгновенно приобретает жгущие свойства и отвечает за тот пункт реакции человека на игру, который ни одна игровая оценочная система в мире не учитывает. Называется он «цепляет». Так вот, Halo цепляет, и с этим ничего не поделаешь.

Третья часть в этом на удивление для всех вовсе не стала показательной. То есть Halo 3, главный на данный момент повод купить Xbox 360 (до недавнего момента этот «титул» принадлежал сгустку чёрной синтетической плазмы под названием Gears of War) шагнула не только и не столько в ту сторону, в какую все от неё ожидали. Она просто-напросто начала эволюционировать в тех областях, в которых не должна эволюционировать по определению.

Теперь конкретизируем. Главная претензия к первой, а особенно ко второй части великого (никто не спорит) шутера у нас касалась, если кто забыл, дизайна. Спроектированы помещения были, безусловно, просто ужасающе. Однотипные коридоры, безликие интерьеры, скудная цветовая гамма, какое-то сюрреалистическое развитие идеологии copypaste - все эти "мелочи" мешали Halo показать себя публике во всей красе. Всё это можно было чисто по-человечески понять: дизайн - самая трудоёмкая часть создания игры, а труд требует непосредственно больших временных затрат. Ни в случае с первой, ни в случае со второй частью.

К чему мы, собственно, тут ведём. Halo 3, как многие уже догадались, свой губительный дизайн попыталась улучшить. Получилось у неё это довольно успешно, но с некоторыми оговорками. Во-первых, сами по себе комнаты и коридоры не улучшились - просто улучшилось то, что на них расставлено (об этом мы ещё поговорим). Во-вторых, интерьеры стали проработаннее во многом именно за счёт использования технологий нового поколения (и о них тоже смотрите разговор ниже).

Здесь снова просто-напросто необходимо отступление. Чем вообще, собственно говоря, знаменит геймплей всей серии? Тем, что игровые ситуации, которые принято создавать скриптами, здесь генерируются буквально на ходу, и во многом благодаря самому игроку. Этому способствует упомянутое где-то выше отлично сбалансированное оружие (которое от знаменитых недугов второй части избавилось полностью и без остатка), а также россыпь самой разнообразной техники. Теперь разберём каждый пункт подробнее.

В плане банальной расстановки объектов на уровнях разработчики шагнули далеко вперёд. Если в Halo 2 было слишком много "воды", то есть монстров, которых вставили на карту совершенно непонятно как и непонятно зачем (то есть, конечно, как раз понятно как и зачем, но в обществе это принято называть далеко не самыми цензурными словами), и они попусту служили абсолютно скучным пушечным мясом, на которых предлагалось потратить бесценные патроны. Тут всё по-другому. Можно часами рассказывать про совершенно обычные, но от того не мение гениальные геймдизайнерские решения вроде укреплённый мини-крепостей, доминирования стационарных пулемётов на открытых пространствах, грамотно засевших ковенантов за укрытиями, да вообще много о чём. Улавливаете соль, нет? Bungie заставила работать самые обычные шутерные вещи на великий геймплей Halo, отчего стало в разы интереснее только и исключительно потому, что раньше в Halo ничего такого, понимаете ли, не было.

И если дизайнеры едят в кои-то веки заслуженный хлеб в первый раз, то композиторы приводят нас в щенячий восторг уже третий. Музыка Halo 3 - это помесь обычного оркестрового "та-да-да", цитат из композиций Джона Уильямса и собственного, не похожего ни на что зажигательного и одновременно величественного стиля. Собственно, именно саундтрек тут создаёт 90% атмосферы. Но ничего, ему не привыкать.

Манера подачи сюжета, вернее даже его специфика, не то чтобы стала намного лучше (она и так была очень даже хорошая), она теперь просто другая. Если раньше приходилось наблюдать эпическую и крепко сколоченную, но по содержанию своему самую обычную фантастику, то теперь это натуральная драма. Итак, пришельцы, несмотря на все попытки землян, добрались до Земли и готовы в любую минуту активизировать Halo (собственно, сам Ореол, планету кольцеобразной формы, которых, как мы помним, много), чтобы уничтожить всё живое. Такие пироги.

Мастер Чиф, любимец публики и с недавних пор звезда музеев восковых фигур, теперь довольно часто действует бок о бок с Арбитром - бывшим военачальником одного из подразделений армии ковенантов, которая проиграла Чифу и компании ещё в самой первой части. Также в конце игры произойдёт не то чтобы хэпии-энд, ну да не будем спойлерить. Сторилайн скармливается игроку также, как и раньше, только теперь большими порциями. Да, вы узнаете все тайны, поставленные первыми частями. Да, вы восхищённо цокните языком от неожиданных сюжетных поворотов. Большего и не просите - мы всё равно не скажем.

Теперь про технологии, как и обещали. Известно, что различные трейлеры и геймплейные кадры (в частности - трейлер с Е3 2007), разочаровали всех, включая автора этих строк. Нет, в плане режиссуры всё было, как всегда, на высоте, но вот графически игровой процесс смотрелся. как бы помягче сказать, не совсем по-"некстгеновски". Создавалось такое ощущение, про перед нами аддон ко второй части со слегка подкрученными текстурами.

В реальности, как это крайне редко бывает в наши дни, всё оказалось раза в три лучше. Да, это не какой-нибудь Unreal Engine 3 или доведённый до пика совершенства Source, но по крайней мере все самые новомодные эффекты в наличии и спешат радовать глаз. Плюс - картинка тут отличается какой-то невероятной сочностью.

Великая эпопея завершилась, как завершились "Звёздные Войны", как свернулись телесериалы "Друзья" или там "Пинки и Брейн". То есть, оставив великий след в истории. Третья часть Halo - это доведённое до абсолюта концентрированное счастье, грамотно использующее наработки предыдущих частей. Не то чтобы ради неё, как и ради любой другой единственной игры, можно не раздумывая побежать и купить консоль Дяди Билли. Но если уж она у вас есть - вы просто счастливчик. Ведь можете без проблем опробовать пока что самый хороший консольный шутер этого года.

Halo 3

Первое лицо шутера

Впервые в Halo 3 можно стрелять с двух рук. Жаль, что нет того «чувства курка», что было в The Darkness, уж больно футуристичное здесь оружие.

Остальные скриншоты в нашей галерее.

Стартует она, не можем не заметить, опять с традиционно узеньких пространств, где ни развернуться, ни разбежаться. Даже укрыться, и то не всегда найдется место. К счастью, по сравнению с первыми двумя проектами, которые начинались на космических станциях, этот стартует в живописных джунглях Матушки-Земли. Кстати, когда бродишь меж тропических деревьев, в голову сами собой приходят сравнения с Crysis, которому внешность Halo 3 совсем не уступает.

Зато они проделали огромную работу по искоренению всех сколько-нибудь утомительных затяжек. В угоду экшену сюжет порезали на коротенькие, зато вопиюще эпичные и пафосные ролики, породив чувство, что история проходит где-то фоном, и Чиф на нее, по большому счету, никак не влияет. Он (на пару с вами) только стреляет, ну а повествование развивается своим чередом. Впрочем, некоторые повороты способны повергнуть в удивление даже бывалого геймера.

На уровнях частенько попадаются станковые пулеметы. Их можно не только использовать на месте, но и без зазрения совести выдрать и носить с собой. Жест, подсмотренный Bungie в Lost Planet.

Видеоролик к игре есть на нашем складе.

Если по части дальнобойных средств уничтожения себе подобных нам не предложат ничего такого уж нового (кроме, разве что, впечатляющих размеров «максимальных» пушек), то применение «рукопашного» снаряжения привносит много оригинальных ощущений. Как вам, к примеру, помахать плазменным мечом, очень удобным в использовании? Ну или применить гравитационный молот, не только оружие, но и забаву: мало того, что приложившись этой кувалдой как следует, реально запустить противника под небеса, так еще и пущенную в нашу сторону ракету позволяется отбить обратно.

На данный момент для мультиплеера предлагается 11 специально проработанных карт, показавшихся нам практически идеальными площадками для разборок. Быть может, этого мало? Думается, обновления не заставят себя долго ждать. Нет ни малейшего сомнения, что в ближайшие годы проект без дополнительного контента не останется.

Видите несочетающиеся с общим «прикидом» голубые наплечники? Вот что бывает, когда позволяешь геймерам самим «украшать» персонажа. Кроме небольших фенечек, модельку можно разрисовать: скажем, сделать «кланскую» наколку на правой руке.

Рецензия на Halo 3


Тяжелая поступь героев

Говоря об игровом процессе сюжетной кампании, приходится – одновременно и с облегчением, и с некоторой досадой – признать, что никаких серьезных нововведений нам в Halo 3 обнаружить не удалось, хотя мы честно старались их отыскать. Разработчики сочли излишним что-либо радикально менять или переделывать и ограничились повторением материала, многократно пройденного и освоенного еще во времена Halo 2 (которой в ноябре, кстати, исполняется три года). Перед нами по-прежнему шутер от первого лица, где игроку на протяжении девяти больших уровней (это не так уж много, поверьте) приходится выполнять различные промежуточные задания для достижения той или иной глобальной цели. Немногословный Master Chief то продирается сквозь густые заросли, чтобы спасти угодивших в ловушку сослуживцев, то мечется по лабиринтам военного комплекса, пытаясь предот­вратить наступление Ковенантов и обезвредить бомбу, то, ежесекундно рискуя жизнью, уничтожает неприятельские системы ПВО, дабы расчистить путь для земного флота. Наконец, дойдет дело и до куда более серьезных миссий, ставкой в которых станет судьба не только Земли, но и всех разумных форм жизни в галактике.

Разные на словах, задания обычно не слишком отличаются друг от друга по содержанию – ведь, в конечном счете, для достижения той или иной цели от вас в первую очередь требуется уничтожить силы противника, используя любые подручные средства. К слову, в последних Master Chief никогда не испытывал недостатка – и Halo 3 не стала исключением. К услугам игрока огромный арсенал самого разнообразного оружия – от примитивного (но чрезвычайно опасного в руках профессионала) пистолета до причудливых творений военно-промышленного комплекса Ковенантов, вроде здоровенного боевого молота, способного вызвать небольшое землетрясение.

Увы, подобное разнообразие оборачивается постоянными муками выбора – ведь, как и прежде, герой может носить на себе не более двух видов оружия одновременно, не считая гранат, так что вы просто вынуждены то и дело в чем-то себе отказывать. Причем раз и навсегда отдать предпочтение какой-нибудь винтовке или дробовику едва ли получится: в Bungie решили бороться с «любимчиками» примитивным, но крайне эффективным способом: обеспечивая вечный дефицит боеприпасов. Патронов постоянно не хватает, и вам, едва опустеет магазин подобранного пару-тройку минут назад автомата, вновь придется выбрасывать полюбившуюся пушку, доверяя свою жизнь новому подвернувшемуся под руку трофею. Ведь вряд ли кому-нибудь захочется в решающий момент оказаться перед лицом врага без средств самообороны. Расценивать такой подход как достоинство или недостаток – решать вам, но игру он, вне всяких сомнений, разнообразит.

Отдельного упоминания заслуживает так называемое Support Weapon. В эту категорию попадают пулеметы, стационарные огнеметы и тому подобные весьма и весьма серьезные приспособления. Прежде ими приходилось пользоваться в буквальном смысле «не отходя от кассы», теперь же герои научились без всяких угрызений совести отрывать и уносить с собой даже то казенное имущество, что тщательно прибито гвоздями или еще чем покрепче. Так, любая громадина-турель превращается в грозное оружие наступления – правда, одноразового использования.

По заслугам

В дополнение к уже знакомому показателю Skill, в многопользовательском режиме появился и другой параметр, по которому оценивают ваши успехи, – опыт (experience). Опыт прямо влияет на военное звание игроков (например, «Рекрут» или «Генерал») и зарабатывается участием в матчах. То есть чем дольше и чаще вы сражаетесь, тем больше опыта сможете заработать и тем выше будет ваше звание. Так же как и параметр Skill, опыт измеряется в очках рейтинга (Rating Points или просто RP), которые можно не только заработать, но и потерять. Например, желание преждевременно покинуть поле боя и бросить товарищей на произвол судьбы обойдется вам ровно в два RP. Трусость и недисциплинированность в Halo 3 наказуема.

Ну и нельзя не сказать о представленной в игре технике – тем более что пользоваться ею предстоит достаточно часто. Список транспортных средств несколько вырос со времен Halo 2: в ряд с уже знакомыми ветеранам Warthog и Ghost встали такие новинки, как Mangoose (компактный и невероятно маневренный квадроцикл) и отменно защищенный и отнюдь не безоружный Brute Prowler. Больше всего они пригодятся в многопользовательском режиме – но и любители совершать подвиги в одиночку едва ли откажутся от предложенных диковин.

В одной упряжке

Что до многопользовательского режима, его без колебаний можно назвать главным достижением разработчиков – и главным достоинством Halo 3. Кое-что сотрудники Bungie переделали, кое-что убрали, некоторые элементы, наоборот, добавили. В результате получился отменный подарок тем, кто не мыслит игр без совместных прохождений или матчей по прин­ципу «стенка на стенку» – а здесь найдется и то, и другое.

Режим Cooperative позволяет проходить кампанию четырем пользователям одновременно (против двух в Halo 2), в том числе и на одной консоли – посредством старого доброго разделения экрана. Причем если раньше соучастники играли за разноцветных Спартанцев и в сюжетных сценах фигурировал только один из них (собственно главный герой), то теперь ситуация иная: первый игрок управляет Master Chief, второй берет под контроль Арбитра, третий и четвертый отвечают за двух молодых Ковенантов, N’tho ‘Sraom и Usze ‘Taham. Возможности всех персонажей более или менее совпадают, отличается лишь стартовый арсенал. Сразу предупредим: проходить вчетвером (и даже вдвоем) кампанию на стандартном уровне сложности – занятие веселое, но имеющее все шансы наскучить вам в самом скором времени. Другое дело, если вы найдете в себе силы и смелость бросить вызов Ковенантам и The Flood на уровне сложности Legendary, где каждая ошибка грозит гибелью всей группы разом с последующим возвращением к давно пройденному чекпойнту, а успех в первую очередь зависит от умения слаженно работать в команде. Мы уж не говорим о секретной концовке, которая станет наградой лишь за прохождение Legendary.

Не менее интересны и сетевы­е баталии на шестнадцать человек – пусть даже большинство из них сводятся к привычным Deathmatch и Capture the Flag. Желающим поиграть во что-то более оригинальное, вероятно, понравится режим Infection, где часть бойцов начинает матч в роли зараженных The Flood «зомби» и могут драться только врукопашную. Задача «больных» – заразить всех «здоровых» в команде противника (пырнуть энергомечом), после чего новоявленный «зомби» переходит в стан недавнего противника. Сражение длится до тех пор, пока на поле не останется последний незараженный участник.

Пока что доступно одиннадцать многопользовательских карт – однако в Bungie уже поговаривают о работе над различными дополнениями к Halo 3, поэтому рискнем предположить, что число карт со временем заметно увеличится, как это было с игрой-предшественницей.

Говорит и показывает Halo 3

Помнится, сразу после появления сетевой бета-версии игры мы довольно много писали о графике – в частности, выражали сомнения в том, что Bungie сможет превзойти конкурентов по части высоких технологий. Что ж, теперь, когда Halo 3 добралась до магазинных полок, есть отличный повод обсудить ее внешний вид еще раз, попутно решив, где ставить запятую в приговоре «казнить нельзя помиловать».

Перво-наперво, будьте морально готовы к тому, что ничего сверхъестественного вы не увидите – наоборот, начальные этапы не столько удивят, сколько разочаруют. После ТАКОЙ рекламной кампании и ТАКИХ бюджетов ждешь, по меньшей мере, откровения. Между тем начальные этапы Halo 3 не впечатляют. Местным джунглям не тягаться с буйной растительностью в грядущих Crysis и Haze, а военная база ничем не отличается от десятков и сотен военных баз, виденных нами в других шутерах – такая же унылая и однообразная. После подобного вступления впору заподозрить разработчиков в недобросовестности… однако с выводами торопиться не стоит. Ведь настоящую силу графического движка удается распознать, только выбравшись на открытое пространство. Вот где сотрудники Bungie расправили плечи, не пожалели ни времени, ни сил – и результат целиком и полностью соответствует затраченным ресурсам. Куда-то исчезают размазанные, похожие одна на другую текстуры; едва ли не каждая следующая сцена оказывается масштабнее предыдущей, и даже спецэффекты выглядят как-то иначе. Конечно, кое-где попадаются избежавшие «чистки» технические шероховатости, но их, к счастью легко простить и забыть. Тем не менее, Halo 3 едва ли может претендовать на звание самой красивой игры для Xbox 360 – найдутся на платформе и более сильные с точки зрения графики проекты, причем некоторые из них появились в продаже довольно давно.

Музыкальное сопровождение, пожалуй, типично для сериала; все аудиотреки, в том числе и новые, звучат на удивление знакомо – разницу заметит разве что очень бдительный меломан. Зато озвучку в очередной раз подняли на новый качественный уровень – благо, болтают персонажи (и ключевые, и второстепенные) постоянно, охотно комментируя любое событие, и актерам было где развернуться. Особенно постарались Джен Тэйлор, в третий раз исполнившая роль Кортаны, и голливудский ветеран Терренс Стамп, чьим голосом вещает один из главных антагонистов, несгибаемый Проповедник Правды.

Тени сомнения

Поставить Halo 3 одну общую оценку – задача довольно сложная. Так как в действительности перед нами два вполне самостоятельных проекта, которые вполне могли бы существовать отдельно друг от друга. Первый – шикарный сетевой шутер, не имеющий на консолях равных, цель и смысл существования любого уважающего себя подписчика Xbox Live на ближайшие несколько месяцев, а то и на год-другой. И 9.5 баллов (а то и все 10) в данном случае были бы заслужены по праву. Проект за номером два – куда более привычный и обыденный в самом лучшем смысле этого слова. Играть – увлекательно, следить за развитием сюжета – интересно. Но на какие-либо сюрпризы сил (а может быть и желания) у Bungie не хватило. Сотрудники студии просто выполнили свою работу. Выполнили профессионально и очень добросовестно, ни на шаг не отступив от уже дважды проверенной на практике формулы успеха. Фанатам, разумеется, иного и не требуется. Те же, кто не входит в число верных сторонников Master Chief, либо до сих пор только слышал о Halo, но так и не познакомился с сериалом поближе, от третьей части, скорее всего, получат чуть меньше ожидаемого. А потому отдельная оценка для сюжетной кампании оказалась бы пониже – где-то «8.5».

Автор: Red C at

Источник: "Страна Игр" №21 (246), октябрь 2007 года

Плюсы

Минусы

  • Мизерная доля нововведений в сюжетной кампании

Вердикт

Тем не менее, нам волей-неволей приходится искать золотую середину. И, думается, итоговая «девятка» станет разумным компромиссом – на ней и остановимся.

В 2019 году вышел сборник Halo: The Master Chief Collection, который наконец-то дал возможность PC-игрокам поиграть в классические выпуски серии. А в середине июля 2020-го он пополнился третьей частью. Зачем вообще нужны эти игры, некоторым из которых уже почти двадцать лет? Разбираемся на примере оригинальной трилогии, как играется франшиза Halo в 2020 году.

Предтечи успеха

Началось всё с того, что разработчики Алекс Серопян и Джейсон Джонс создали небольшую компанию Bungie Software Products Corporation, чтобы делать софт и скромные игры вроде головоломки Minotaur: The Labyrinths of Crete. В 1993 году они разработали эксклюзивный для «макинтошей» шутер Pathways into Darkness. Игра стала довольно успешной, что позволило Серопяну и Джонсу увеличить коллектив и переехать в новую студию. Там они в атмосфере, напоминающей студенческую общагу, сумели как-то разработать культовый шутер Marathon, принёсший им неплохие дивиденды. В нём уже были кое-какие механики, которые в будущем станут характерной чертой Halo. Получение информации о мире через спрятанные дневники и компьютеры, многоуровневые карты и перезарядка силового щита в дополнение к основной полоске здоровья.


Фирменные серые коридоры, за которые Halo любят и ненавидят, тоже стали фишкой Bungie задолго до её флагманского проекта

Изначально Marathon должна была стать продолжением Pathways into Darkness, но от мистики студия перешла к фантастике и инопланетянам. Примерно та же история случилась и с Halo: из неё хотели сделать стратегию и одновременно сиквел другой успешной IP студии — Myth (в итоге третью часть отдали на разработку другой компании). А шутером она стала и вовсе по счастливой случайности. Однажды Джонс и Серопян увидели, как Маркус Лейто, арт-директор студии, в технической демке «прицепил» камеру к едущему на Warthog’е пехотинцу. Им это так понравилось, что они решили попытаться перестроить механику и сделать шутер от первого лица, вернувшись к концепции Marathon. На Е3 1999 года игру представлял лично Стив Джобс, в 2000-м Microsoft приобрела Bungie, а игра стала временным эксклюзивом для Xbox.


Sandbox до начала времён

Сюжет первой части уже тогда поражал воображение своим размахом — как минимум по меркам шутеров. В XXVI веке люди ведут отчаянную борьбу с Ковенантом, союзом инопланетных рас, который жаждет полностью уничтожить человечество. Корабль Pillar of Autumn с Мастером Чифом на борту находит загадочную планету-кольцо Halo — священный объект для Ковенантов. На деле же оказывается, что планета — это супероружие, призванное спасти галактику от межпланетных паразитов.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Богатый лор — одно из самых значимых достоинств игры, но большинство любят творение Bungie, в первую очередь, за отточенный геймплей. С виду Halo мало чем отличается от прочих шутеров, но для 2001 года она предлагала немало новшеств. Прежде всего, авторы вывели ИИ врагов на новый уровень: у каждой разновидности Ковенантов были свои повадки. Пугливые коротышки Хрюки разбегались, если рядом с ними кого-то убивали, гордые Элиты могли разозлиться и побежать в рукопашную, если стрелять по ним слишком агрессивно, а Потоп, те самые паразиты, просто пёрли на игрока бесконечным потоком биомассы.


Охотники — ещё один фирменный враг серии Halo, главная головная боль всех игроков. Схватка с несколькими из них сразу часто оборачивается испытанием на прочность и меткость

Но интеллект — это ещё не всё. До Halo никто не делал таких красивых открытых пространств, которые игроки тут же окрестили «песочницами»: не в привычном нам понимании sandbox-игр, но близко к ним. Есть уровень, разделённый на условные зоны (например, долина переходит в закрытые помещения, которые ведут на пляж), и есть конечная цель — как правило, захватить что-то, отбить что-то или дёрнуть нужный рубильник. Как и в каком порядке вы к этой цели придёте — дело ваше. Можно ринуться в самое пекло с автоматом наперевес; можно разыскать снайперскую винтовку и зачистить местность издалека; а можно попробовать выбить пилота из вражеской техники и ворваться в форт на трофейном танке с плазменными пушками.


Снайперская винтовка в Halo — оружие ультимативное. Каждый патрон лучше беречь, как настоящее сокровище

Из палаты мер и весов

Среди прочего, именно в Halo появилась механика, на долгие годы ставшая эталоном для консольных шутеров — энергетический щит, который постепенно восстанавливался после небольшого «отдыха» в укрытии. Это заметно увеличивало динамику игры: вкупе с умными врагами и дефицитом аптечек (обычное здоровье, в отличие от щита, не восстанавливалось автоматически) механика позволяла рисковать и оставаться в схватке до последнего. Даже если игрок ошибся и получил урон, ему не надо было потом долго бегать по уровню, чтобы пополнить здоровье.



Играя в первую и вторую часть через Master Chief Collection, нажатием Tab можно переключить обновлённую графику на оригинальную и посмотреть, какой большой труд проделали художники

Вообще, многое из того, что в современных шутерах принимается как данность, в Halo появилось впервые. Но как оно ощущается сейчас? Если вам довелось пройти игру до переиздания и вы хотите просто освежить воспоминания, то волноваться не о чем. В наборе Master Chief Collection разработчики заметно подтянули графику первых частей. Они и до этого смотрелись неплохо, а теперь некоторыми пейзажами можно без шуток любоваться.

Если же вы только начинаете знакомство с серией, то тем лучше. Первая Halo по-прежнему способна удивить даже самых искушённых игроков — геймдизайн и работа над ИИ прошли проверку временем. Благодаря им каждая новая перестрелка действительно не похожа на предыдущую. Хрюки трусливо жмутся к Элитам и подленько стреляют по игроку из-за угла, но стоит отвернуться — и какой-нибудь смельчак точно пальнёт вам в спину. Хитрые Шакалы, в случае чего, могут разделиться: часть будет вести огонь на подавление, а остальные попытаются обойти вас с флангов. В конце концов, иногда Ковенанты сражаются с Потопом без вашего участия; можно не подставляться зазря и пройти мимо — пускай себе воюют.

И вот таких ситуаций — вагон и маленькая тележка. На высоких уровнях сложности Halo в принципе не прощает ошибок; во времена, когда ААА-блокбастеры ведут игрока за ручку, подобного игрового опыта очень не хватает.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Всё решают кадры


Игра разошлась тиражом в почти 8,5 миллионов копий — абсолютный рекорд для первого Xbox. Но релиз на ПК, состоявшийся три года спустя, разочаровал многих. На то были причины: слабая графика при непомерно высоких системных требованиях, десятки багов и навязанная Microsoft эксклюзивность для Windows Vista, которая, мягко говоря, мало кому пришлась по вкусу.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Но под всеми этими проблемами, к счастью, кроется по-прежнему отличная игра. Сюжет стал еще размашистее: Чиф отбивает нападение Ковенантов на Землю, только чтобы увидеть, как Потоп, случайно выпущенный в первой части, становится реальной угрозой для всего живого. Причём увидеть эти события можно и с перспективы Ковенантов, потому что играбельных персонажей в Halo 2 двое: Мастер Чиф и инопланетянин Арбитр. Так Bungie попыталась лучше раскрыть основных антагонистов серии: из безликой угрозы пришельцы превратились в полноценную сторону конфликта, со своей мотивацией и предысторией.


Геймплейно Арбитр почти не отличался от Чифа, но возможность взглянуть на противостояние с его точки зрения — это хороший ход

В остальном Halo 2 осталась верна принципам, заложенным в первой части, но стала больше, красивее и богаче на возможности. Арсенал оружия расширился, и теперь некоторые стволы можно было брать в обе руки. Шкала здоровья исчезла, остался лишь энергетический щит — следовательно, аптечки канули в лету, что ещё сильнее укрепило механику регенерации здоровья в консольных шутерах. В итоге сиквел по состоянию на 2020 год играется не хуже, а местами даже лучше первой части — она масштабнее и динамичнее. Кто-то может сказать, что отсутствие кардинально новых идей — верный признак плохой игры, но не в случае Halo.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

Шутка, повторённая трижды

Если первые две игры были доступны ПК-геймерам, то третья в своё время обошла компьютеры стороной. У Halo 2 был открытый финал, и теперь те, у кого никогда не было Xbox, наконец могут узнать, чем закончился трёхсторонний конфликт человечества, Ковенанта и Потопа — Halo 3 вышла на ПК в составе Master Chief Collection. Разработчики не стали ничего менять в геймплее и просто улучшили то, что уже прекрасно работало: новое оружие, новые гаджеты (например, прозрачный щит-барьер Ковенантов), ИИ противников по ощущениям, стал ещё умнее.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В завершении трилогии (в следующих играх на арену выйдет новый враг) Чифа и Арбитра наконец свели в одной команде. К тому же, в Halo 3 впервые появился кооператив на четверых игроков — проходить кампанию плечом к плечу с друзьями гораздо интереснее, чем в одиночку; некоторые уровни довольно трудно осилить без сплочённой команды. Ещё студия хорошенько поработала над Потопом: воевать с зергоподобными паразитами теперь не в пример сложнее, чем раньше; уровень внутри улья так и вовсе стал одним из ярчайших моментов игры. А для фанатов сетевой игры приготовили редактор карт Forge, который и по сей день хвалят за гибкость и удобство.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В остальном это, в очередной раз, та же самая игра, что и в 2001 году, — и это ни разу не плохо. Только техническая сторона расстраивает. Не могу судить наверняка, так как не играл в консольную версию, но графика, похоже, совсем не изменилась, — Halo 3 смотрится хуже, чем старшие собратья. Плюс есть странные проблемы со звуком — щелчок при перезарядке оружия будто бы приглушён, что поначалу слегка сбивает с толку. Ну и в целом, конечно, для кого-то может стать серьезной проблемой, что ему в третий раз впихивают, по сути, ту же самую игру. Просто знайте, что, если вам не нравятся первые две части игры, — вряд ли понравится и третья.

Стоит ли играть в Halo в 2020 году? Разбираемся с оригинальной трилогией

В Halo 1-3 современному игроку безусловно может чего-то не хватать. Прокачки, крафтинга, открытого мира, «королевской битвы»… С другой стороны, в них нет ничего лишнего. Всё на своём месте, всё работает, как часы даже спустя больше десяти лет. И теперь трилогию можно пролететь одним махом — что я вам и советую сделать.

Разработчики из 343 Industries поделились списком контента, который будет доступен игрокам в рамках публичного тестирования PC-версии Halo 3.

  • обновлённая кастомизация;
  • режим Forge;
  • режим Theater;
  • полноценная система испытаний;
  • миссии кампании: Sierra 117, The Storm, The Ark, The Covenant и Halo (для всех уровней сложности, а также одиночной игры и онлайн-кооператива);
  • мультиплеерные режимы: 4 на 4, FFA (до 8 игроков), Infection (до 12 игроков) и 8 на 8;
  • соревновательные режимы: Team Hardcore (4 на 4), Team Slayer (4 на 4) и Team Doubles (2 на 2);
  • мультиплеерные карты: Construct, Guardian, Last Resort, Narrows, Sandtrap, The Pit, Valhalla, Foundry, Standoff, Avalanche, Sandbox и Heretic.

Кроме того, игроки получат доступ к настройкам управления, графики, звука, геймплея и других функций. Пока авторы не готовы назвать точную дату начала публичного тестирования, которое запланировано на первую половину этого месяца.

Напомним, что для участия в тестировании нужно зарегистрироваться в программе Halo Insider.

Релиз PC-версии Halo 3 должен состояться уже в этом году. Как и ремейки Halo: Combat Evolved и Halo 2, игру можно будет купить отдельно или в составе сборника Halo: The Master Chief Collection для PC.

Читайте также: