Halo 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Halo 2 была выдающейся игрой на Xbox. Она показала невиданные темпы продаж, разошлась за один день тиражом в 2.5 млн. экземпляров и подхлестнула пользователей подключаться к интернет-сервису Xbox Live, чтобы продолжить радость перестрелок в онлайне. Рекламному отделу Microsoft удалось внушить покупателям одну простую истину: «Без Halo 2 Xbox – не Xbox», чтобы доверчивые лемминги стройными ручейками потекли к прилавкам. Теперь наблюдается схожий процесс. «Без Halo 2 Vista – не Vista» - фактически, единственная возможность для пользователей новой операционной системы сейчас почувствовать свое превосходство. Под Windows XP, увы, Halo 2 отказывается запускаться наотрез.

Колечко, колечко…

Первая часть Halo также отлично дебютировала на Xbox и хорошо себя показала на PC. Благодаря компании Gearbox Software в 2003 году мы получили здорово приукрашенный порт игры, вышедшей в далеком 2001. Тогда мы впервые познакомились со Старшиной – совершенным суперсолдатом, одним из немногих, выживших в финале экспериментальной государственной программы Spartan II. Без лица, без прошлого, без настоящего имени. Всегда спокойный и уравновешенный нео-спартанец прятал свою личность за зеркальным забралом и косил инопланетных захватчиков сотнями.

Действие игры разворачивалось на странном планетоиде в форме кольца под названием Halo, который в результате оказался могущественным оружием, оставшимся в наследство от древней цивилизации Forerunners (Предшественники). Оружием против страшной паразитической формы жизни The Flood (Потоп), которое при активации способно уничтожить жизнь во всей галактике. Собственно, Halo уже было один раз активировано 100.000 лет назад. Но это не шибко помогло, поскольку спустя тысячелетия The Flood снова возродился, получив в распоряжение тела пришельцев с края галактики. А Forerunners пали жертвами собственного оружия - от них не осталось ничего, кроме странных конструкций, на которые люди натыкались во время исследования космоса.

Инопланетная раса Covenant (Договор), состоящая из содружества гуманоидных существ, пыталась прибрать Halo к своим лапкам, но Старшина им обломал все планы и уничтожил планетоид от греха подальше, справедливо рассудив, что с The Flood можно бороться и другими методами, не распыляя аминокислоты на атомы. Конец первой части.

Ответный удар

История Halo была самодостаточной и законченной, поэтому Halo 2 начинает писать учебник заново, собирая новую вселенную по кусочкам, предлагая новый виток конфликта между людьми и расой Covenant. Причем, создатели на мелочи не размениваются. Старшину бросают по планетам, заставляют отбивать атаку на Землю, чтобы потом принять участие в более крупной и значимой заварушке. Характер его не изменился. Перед нами все тот же высокий, спокойный, расчетливый здоровяк, холодный темперамент которого оттеняют пассажи виртуальной подружки Картаны. Веселая компаньонка не перегибает палку, не стремиться выдвинуть себя на первый план, зато всегда готова освежить сцену удачно подобранной шуткой. Сценарий писал человек с большим чувством юмора, поэтому каждый персонаж игры нет да и найдет повод для сдержанного оптимизма, чтобы повеселить человека по ту сторону экрана.

Роль Старшины в Halo 2 все такая же прямолинейная: солдат, послушно исполняет приказы начальства и идет напролом к поставленной цели. Сопереживать такому парню как-то не получается. Биографию свою он рассказывать стесняется, во внутренний мир не пускает. Даже компьютерный ИИ оказывается человечнее и интереснее нашего супер-героя, которому союзники с обожанием смотрят в зеркальное забрало, а враги с визгом разбегаются в стороны. Что-что, а репутацию он у Covenant приобрел. Инопланетяне после поражения на Halo его величают Монстром. А от монстров принято прятаться.

Гораздо интереснее другой персонаж игры – опальный генерал Covenant, которому Старшина смешал все планы в первой части. Смешал и раздавил бронированной пяткой карьеру и будущее. Верхушка приговорила неудачника к смерти, но потом решила использовать навыки элитного воина с большей пользой. Поэтому ему присваивают привилегии Арбитра и отправляют на самоубийственную миссию. Хочешь не хочешь, а переживаешь за этого безвинно осужденного солдата, который попадает под жернова политических интриг.

Вся игра нарезана мелкими ломтиками и планомерно скармливает миссию Старшины за миссией Арбитра. Главное – не забывать за кого играешь. А то может возникнуть рефлекторное желание пристрелить союзников, которые минуту назад были врагами. Отличия между Старшиной и Арбитром немного. Оружие и технику они пользуют одинаковые, только первый умеет светить фонариком, а второй – становиться ненадолго невидимкой. Эта способность позволяет не столько подкрадываться к противникам с прикладом наперевес, сколько быстро пробегать мимо больших скоплений, оставляя их за спиной.

Halo 2 – это игра в первую очередь про Covenant, про эту странную расу, которая объединяет представителей многих планет. Внутрисемейные разборки на фоне начавшейся экспансии The Flood. На долю Арбитра приходятся самые интересные приключения, включая разведку странных конструкций Предшественников. Жаль только, что однообразно серые коридоры в Halo 2 довлеют над открытыми локациями. Негде чистого воздуха глотнуть, негде на Warthog разгуляться, взрывая дёрн ребристыми шинами. Если и удается вырваться под небо, то это удовольствие быстро заканчивается. Странно видеть подобный подход в игре с огромными финансовыми вливаниями – даже низкобюджетный Gene Troopers влет уделывает Halo 2 на ниве дизайна и разнообразия уровней.

Halo, что первая часть, что вторая, отличается великолепной проработкой действующих лиц, начиная с главных скрипок и заканчивая простыми вояками. Враги и союзники ведут себя почти как живые. Прячутся, убегают, отпрыгивают от гранат, залазят на ящики, бросают гранаты, сменяют убитых у стационарного пулемета и быстро занимают место в пустующем транспорте. Причем, их реакция сложно предсказуема и заставляет здорово попотеть во время перестрелок. Особенно на максимальном уровне сложности. При всем при этом, Covenant еще и эмоциональны, как мартышки. Визжат, кричат, хихикают, рычат – благодаря этому даже собственная смерть местами воспринимается с улыбкой. Инопланетянин не преминет сделать контрольный выстрел в голову Старшины, завопить «Я убил Монстра!» и довольно хрюкнуть.

Разборки в стиле Wild Wild West

Краеугольный камень любого хорошего шутера – это интересные противники и сбалансировано разнообразные методы их устранения. Halo 2 как раз отличается умелым сочетанием этих элементов. В славные ряды Covenant со времен первой части влились новобранцы: летающие инсектоиды и обезьяноподобные здоровяки. Пришельцы заставляют придумывать новые тактики: мало того, что сами представляют опасность, так и нападают не поодиночке, а сообща, вместе с другими видами. А у них, как водится, есть свои сильные и слабые стороны. Начиная с уязвимого места, заканчивая темпераментом. Маленькие Хрюшки (Grunt), к примеру, впадают в истерику и стремятся быстрее оказаться в безопасном месте. Элита (Elite) воюет агрессивно, но собственную шкуру не забывает убирать с линии огня. Выносливые Животные (Brute) быстро разочаровываются в огнестрельном оружии и бросаются врукопашную. Враги ведут себя честно, спиной не видят, позволяют игроку спрятаться, чтобы потом с ворчанием заглядывать за угол в поисках нарушителя спокойствия.

Убивать этих душек стало интереснее, чем в первой части. Во многом из-за того, что арсенал был значительно модифицирован и дополнен. 16 видов ручного оружия, 7 видов техники – каждая отличается своими уникальными параметрами. Летающая, наземная, быстрая, медленная, с сиденьями для компаньонов и без оных. Мало того, теперь можно стрелять сразу с двух видов оружия, что позволяет вести непрерывный огонь из плазменных винтовок или в момент нашпиговывать противника смертельной дозой кристаллов. Многие поклонники жаловались, что в первой части нельзя было подбирать энергетический меч. Пожалуйста, Halo 2 дарит возможность вволю порубать врагов этим ультимативным оружием ближнего боя.

Старшина и Арбитр относятся к той категории воинов, которые и коня на скаку остановят, да и танк без вопросов. А все потому, что во второй части у наших героев появилась интересная способность выбивать водителя любого транспортного средства из сидения. Правда, этот прием действует в обе стороны. Стоит зазеваться, и вражина ловким ударом возвращает себе имущество. У техники теперь все повреждения динамично отображаются непосредственно на модели. Отвалилось крыло и часть обшивки, машина начала нехорошо искриться и дымиться – плохо дело.

В первой части Halo предложила интересную концепцию энергетического щита, который оберегал здоровье героя и самостоятельно перезаряжался после получения повреждений. Однако, прогресс не стоял на месте и в 2004 году в Halo 2 Bungie предложила новую версию - у героя теперь вовсе нет полоски «жизни», остался один лишь щит. Таким образом отпала необходимость в аптечках и не приходится отвлекаться на их поиск. Вот этот вариант получил огромную популярность и его теперь в том или ином виде можно встретить во многих современных играх: стоит вспомнить хотя бы Call of Duty 2 или Rainbow Six: Vegas.

Простота спасет мир

Несмотря на то, что Halo и Halo 2 создавались для одной и той же игровой платформы Xbox, графически они отличаются существенно. Модели действующих лиц стали сложнее и современнее благодаря normal-mapping и увеличенному количеству полигонов. Многие эффекты стали выглядеть по-другому, свежее и приятнее для глаз. У Cтаршины выросли ноги и из-за этого пропало знакомое по многим шутерам ощущение парящей над землей тучки со встроенным бластером. Скриптовые ролики благодаря умелой игре с фокусом и светом смотрятся гораздо кинематографичнее. Режиссеры не боятся крупных планов и масштабных постановок, чтобы донести до зрителя эпический размах происходящих событий. Bungie не мелочилась и попыталась создать космооперу лукасовских масштабов. И маленькая вселенная первой части, уместившаяся в одном мире-кольце, неожиданно разрослась до размеров галактики.

Однако, не все так хорошо, как хотелось бы. Особенно если вспомнить отлично портированную на PC первую часть, где световые эффекты реализованы лучше (ослепление при взгляде на солнце, пробивающиеся сквозь крону деревьев лучи) а оптический прицел слегка размывал картинку - в противовес простому кругу из Halo 2. Также стоит отметить, что вторая часть требует гораздо больше системых ресурсов, чем предлагает картинка, а между уровнями пролазят ощутимые подгрузки. На Xbox, к слову, подобных «швов» вовсе нет.

Геометрическая, простая архитектура Forerunners является главной визитной карточкой Halo. Максимум прямых линий, минимум красоты и логики. Подобный подход к дизайну позволил здорово сэкономить на системных ресурсах консоли, но картинка в результате здорово обеднела. Если в других шутерах разработчики давят на эффект «красотища-то-какая!», то тут и любоваться толком нечем, кроме однотипно примитивных коридоров, да намалеванных задников. Многие локации в первой части имели обыкновение повторяться, а разработчики не утруждали себя разнообразием элементов дизайна. Подобную леность было принято объяснять тем, что Bungie очень торопилась сделать игру в 2001 году, чтобы на Xbox появился действительно стоящий эксклюзив. Но прошли годы, пользователи купили Halo 2 и неожиданно обнаружили там ровно такой же топорный, примитивный дизайн, всю ту же любовь в клонированию уровней, всю ту же неспособность разродиться красивой архитектурой далеких планет. Смотришь вправо, смотришь влево – одно и то же нагромождение геометрических фигур, доставшихся в наследство от неприхотливой цивилизации Forerunners. К сожалению, моду на простые формы переняли поголовно все – от землян до Covenant. Только первые больше тяготеют к прямоугольникам, а последние – к овалам. Собственно, только этим и отличаются прогулки по Земле, инопланетным кораблям и храмам усопших Предшественников.

Тем более странно видеть подобное безобразие на ПК в 2007 году. Удивительно, но к нам на этот раз приехала 1-в-1 Xbox версия без каких-либо значимых улучшений в графике. Бедные, посеревшие от стыда текстуры оставили нетронутыми. Всё также приходится задыхаться от полигональной недостаточности. Световые эффекты не стали совершеннее и технологичнее. В качестве бонуса убрали возможность кооперативного прохождения, снизили угол зрения относительно консольной версии, чувствительность мыши уменьшили до минимума, забыли про поддержку широкоформатного разрешения - нет ни 1280х768, ни 1440х900. Оставили только 1680х1050. Дополнительный сюрприз компания Microsoft подготовила тем людям, которые захотят испытать Halo 2 в мультиплеере. Видите ли, за это необходимо платить деньги.

Живи везде!

Игра стала первым проектом на ПК с интегрированным сервисом Live Anywhere. Это значит, что теперь вы сможете общаться напрямую с другими пользователями Live на ПК или Xbox 360, смотреть, во что играют друзья, приглашать их принять участие в мультисессии… Все собственно. Этакий огрызок консольного Xbox Live, сравнимый по функционалу с бесплатной программой Windows Live Messenger, которую можно поставить без всякого Halo 2 на Windows XP или Vista, чтобы получить ровно те же преимущества.

Пользователи с «Серебряной» (Silver) учетной записью в Live могу только общаться да коллекционировать награды (Achievements), в то время как обладатели платной «Золотой» (Gold) могут еще играть в многопользовательские игры онлайн. На Xbox 360 эта идея прижилась, поскольку цена за подписку небольшая, игр множество и иногда можно скачивать эксклюзивный контент, недоступный «серебрянным» пользователям. На ПК же, где Live поддерживает только Halo 2 да недавний шутер Shadowrun, ежемесячно платить деньги только за возможность играть в онлайне в одну-единственную игру как-то не улыбается. Тем более, когда есть замечательные альтернативы в виде чистокровных ПК-шутеров с бесплатным мультиплеером и отличной графикой.

Также надо помнить, что Halo 2 запускается исключительно под Windows Vista. Еще бы, консольный хит, самый продаваемый шутер всех времен, бла-бла-бла… На такое стоит взглянуть хотя бы из академического интереса, чтобы прикупить Windows Vista, пройти Halo 2 и… с тоской наблюдать за перманентным счастьем обладателей Xbox 360. Они получат новую серию про похождения Старшины уже через несколько месяцев. А с тоской потому, что Halo 2 обрывается на самом интересном месте, оставив после себя кучу незавершенных линий.

Diagnosis

Halo 2 – это такой наглый пижон в рваный обносках, который без приглашения, с утра пораньше вламывается в дом, выкладывает ноги с вонючими носками на стол и ослепительно улыбается оторопевшим хозяевам: «Смотрите, я пришел! Радуйтесь, открывайте шампанское! Это же я! Тот самый герой, который наконец-то решил почтить своим присутствием ваш убогий домишко!». Лобовой порт с устаревшей консоли, без тени изменений, с платным мультиплеером, отвращением к Windows XP и ампутированным кооперативным режимом. Взять бы такого за шиворот да придать ускорение в сторону ближайшей мусорной кучи. Особенно если вспомнить качество портирования первой части с улучшенной графикой, поддержкой всевозможных разрешений и бесплатными онлайновыми пострелушками. Но нельзя. Все-таки игра не виновата в странной политике Microsoft. А приключения Старшины и Арбитра по далеким планетам в компании смышленых, потешных недругов может доставить тонну удовольствия.

Замкнутый круг и дежавю в одном флаконе. PC-версия знаменитого Xbox-хита Halo 2 поступила в продажу тогда, когда цивилизованный «приставочный» мир ждет выходящую осенью Halo 3. Четыре года назад то же самое было и с первой частью — Halo: Combat Evolved, — и тогда она, несмотря на опоздание, стала одним из лучших PC-экшенов года. Увы, но у Halo 2 повторить успех предшественника не получилось. Почему? Давайте разберемся!

А вот и Мастер Чиф, один из двух героев игры.

Сюжет Halo 2 по размаху сопоставим разве что с романом Герберта Уэллса «Война миров». История вертится вокруг противостояния землян с инопланетянами, именуемых ковенантами. Первые, как обычно, оказались не в том месте, не в то время. Вторые просто разрабатывали смертельное оружие — искусственную планету кольцеобразной формы под названием Alpha Halo (она же Installation 04), которую земляне под руководством Мастер Чифа (главного героя игры) взорвали в финале первой части.

Halo 2 продолжает эти события. Разъяренные потерей ценного оружия, ковенанты вторгаются на Землю и за секунду стирают с карты мира кенийский городок Новая Момбаса. Мастер Чиф, который совсем уж было собрался получить заслуженные пятнадцать минут славы и медаль на память, снова берется за оружие. Помимо выдворения ковенантов с Земли, ему предстоит уничтожить еще одну планету-убийцу — Delta Halo (Installation 05).

Halo 2

Перестрелки не прекращаются ни на секунду. В них, собственно, вся суть Halo 2.

Тем временем правительство ковенантов наказывает бывшего генерала Флота Особой Справедливости за провал миссии по сохранению Installation 04, лишает его наград и орденов, клеймит позором, но потом все-таки повышает (. ) до звания Арбитра и отправляет расправляться с повстанцами, укрывшимися на обломках планеты Alpha Halo.

Две сюжетные линии (Чифа и Арбитра) на протяжении всей игры связаны морским узлом, и лишь ближе к финальной сцене нити развяжутся, герои встретятся лицом к лицу, а затем начнется новая история, о которой поведает уже Halo 3.

Шанс опробовать двух разных персонажей — одна из самых лучших идей, пришедших в светлые головы разработчиков из Bungie. Не то чтобы стили игры Чифа и Арбитра разительно отличались. Честно говоря, стилей-то нет. Но возможность побывать по разные стороны баррикад, поверьте, дорогого стоит.

При желании можно в одну руку взять автомат MA5B, а в другую, скажем, плазменное ружье.

Не отстает и сам игровой процесс — Halo 2 из разряда тех игр, в которых действие не прекращается ни на минуту. Вся суть здесь, на самом деле, в одном — в безостановочном движении вперед, ураганных перестрелках с врагами и простеньких, но увлекательных заданиях. Вас не будут отвлекать затянутые диалоги, проблемы с аптечками (здоровье восстанавливается самостоятельно, нужно лишь некоторое время переждать в укрытии), головоломки и мини-задания. Только любимая пушка и единственная цель — уничтожить.

Кстати, об оружии. Halo 2 располагает богатым арсеналом стволов. Правда, большая их часть взята из первой части и особо не изменилась, но это не сказать чтобы очень уж плохо: как и в «просто Halo», набор оружия практически идеален — каждой пушке находится свое применение в зависимости от ситуации. Кстати, стволы ковенантов чуть мощнее, чем землян.

Равновесие сил восстанавливает техника. На вооружении человечества летающие ховеркрафты, танки «Скорпион», внедорожники «Варторг» и любимец публики — истребитель «Бэнши». Пользоваться ими одно удовольствие: управление хлопот не доставляет, броня толстая, а оружие установлено очень мощное. Инопланетяне в поединке предпочитают делать ставку на живую силу: супостаты всех «национальностей» (Элита, Бруты и т. д.) прут просто нескончаемым потоком. Учитывая, что суть игры — в стрельбе, такой подход не может не радовать.

Halo 2

Визуально Halo 2 выглядит ужасно, несмотря на переделку текстур, моделей героев и освещения.

К сожалению, помимо радостей, нашлись и гадости. Microsoft, издателю Halo 2, не впервой продвигать свои проекты путем грубого маркетинга. На этот раз они придумали следующее: сделать игру запускаемой исключительно на Windows Vista — эдакий «эксклюзив», выдуманный для того, чтоб подтолкнуть людей к смене операционной системы. Впрочем, эксклюзив на самом деле слабоватый — вряд ли найдется много желающих перейти на «Висту» только ради пусть и хорошего, но устаревшего на несколько лет экшена. Особенно учитывая тот факт, что уже нашлись умельцы, придумавшие способ запустить Halo 2 на более распространенной Windows XP — правда, чтоб сделать это, придется немало времени поплясать с бубном вокруг компьютера.

Есть у Windows Vista и свои небольшие плюсы. Во-первых, на ней игру можно запускать без процедуры инсталляции: вставили в CD-ROM диск — и играйте! Во-вторых, «Виста» поддерживает геймпад от приставки Microsoft Xbox 360 — многие считают его очень удобным. Однако, на наш взгляд, это недостаточно веские причины для перехода.

Помимо «навязывания» Windows Vista, есть у Halo 2 и другие недостатки. Главный из них в том, что игра слишком уж долго задержалась по пути на PC — и устарела за это время настолько, что внешний вид никаких эмоций, кроме смеха, не вызывает. Со стилем, конечно, все в порядке — приятное милитаристическое будущее, яркое и захватывающее, — но вот технологии такого уровня у «нас» считались стандартом года два назад. Увы, но именно эти серьезные недостатки не дают нам назвать Halo 2 шедевром — это просто очень хорошая и быстрая игра для любителей пострелять. Но, в отличие от первой части, не больше.
Рейтинг: 4\5

C момента выхода шутера Halo на Xbox (2001) не утихают споры о том, что же это такое: раздутый мыльный пузырь или действительно выдающаяся игра. Противники Halo приводят убедительные на первый взгляд аргументы: с таким издателем, как Microsoft, и безразмерным рекламным бюджетом сделать хит можно было из чего угодно, тем более что хороших игр на Xbox было немного. Такая позиция имеет право на существование, но она верна лишь отчасти — при должном бюджете продавать игры-пустышки можно достаточно долго. Однако такой трюк возможен лишь с проектами, рассчитанными на самую массовую, самую неразборчивую и самую невзыскательную аудиторию вроде поклонников охотничьих симуляторов. Шутеры — не тот жанр, где можно продавать воздух. Конкуренция здесь очень высока, и по большей части играют в них люди, прекрасно знающие что к чему. Их, конечно, можно одурачить рекламой, но подлог быстро будет раскрыт и тогда уже ничего не поможет. Если же посмотреть на показатели Halo, то мы увидим, что она держалась в чартах продаж годами, причем не только на Xbox, но и на избалованном хорошими экшенами РС. Мыльный пузырь таких результатов бы не добился.

Что было, что будет

Технологически Halo 2, конечно, сильно устарел, но вживую игра смотрится лучше, чем на скриншотах.

Для начала освежим память и вспомним события первого Halo. Диспозиция следующая. Между людьми и ковенантами, альянсом инопланетных рас, идет война. Она длится уже много лет, и удача пока отнюдь не на стороне человечества. Тем не менее ковенантам пока не удалось обнаружить Землю, и, чтобы этого не случилось, командование UNSC (United Nations Space Command — Космические войска ООН) разрабатывает так называемый The Cole Protocol. Суть его в том, что при угрозе обнаружения Земли и других миров, населенных людьми, любой военный корабль должен уничтожить все базы данных, навигационные карты и AI, а в самом крайнем случае — самоликвидироваться. В этих же целях военным строго-настрого запретили эскортировать захваченные корабли ковенантов к обитаемым планетам и возвращаться на свои базы прямым курсом — предварительно надо совершить несколько отвлекающих гиперпространственных прыжков в случайных направлениях.

Сама игра начиналась с того, что после серии таких прыжков военный корабль землян под названием Pillar of Autumn оказывался в неизвестном районе космоса рядом со странным объектом кольцеобразной формы (впоследствии выяснится, что это и есть Halo). После атаки превосходящих сил ковенантов с Pillar of Autumn в направлении кольца сбрасывается спасательная капсула с главным героем на борту — спецназовцем Мастер Чифом (кодовое имя Spartan-117), облаченным в суперсовременный бронекостюм. Перед выброской ему в голову подселяют искусственный интеллект Кортану. Pillar of Autumn тем временем падает на поверхность Halo, и часть его экипажа во главе с командиром попадает в плен.

Следить за внутренними разборками ковенантов даже интереснее, чем за историей Мастер Чифа.

Далее выяснится, что кольцо является мощнейшим оружием и построила его древняя раса в качестве последнего спасения от заразы The Flood. После долгих приключений Мастер Чиф по совету Кортаны взрывает Halo и убирается восвояси. Последняя сцена: камера, удаляясь от корабля, показывает, как «спартанец» снимает свой шлем, но лицо его все равно остается за кадром. Как выглядит спаситель человечества, мы так и не узнали.

Несмотря на уничтожение Halo, вторая часть начинается с не самых оптимистичных известий. Ковенанты все-таки находят Землю и атакуют ее. Прорвавшись сквозь оборону землян, они устремляются в окрестности города Нью-Момбаса, что в Кении. Но захват планеты в их планы явно не входит — вместо этого флагманский корабль инопланетян совершает прыжок в гиперпространство возле Нью-Момбасы, уничтожив тем самым город. За несколько секунд до прыжка к нему успевает пристроиться корабль UNSC с Мастер Чифом на борту. По прибытии на место наши герои обнаруживают прямо у себя перед носом еще одно кольцо — Delta Halo, оно же Installation 05 (первое кольцо называлось Alpha Halo или Installation 04).

Тем временем в стане алиенов идет показательный судебный процесс над военачальником, допустившим гибель Alpha Halo (второй главный герой, его сюжетная линия развивается параллельно). Его объявляют еретиком, лишают всех чинов и регалий и клеймуют на глазах у тысяч сограждан. Но сразу после этого иерархи вызывают разжалованного командира к себе и в приватном разговоре признают, что процесс был рассчитан на публику, а сами они еретиком его, естественно, не считают. Иерархи назначают его Арбитром (специальным агентом, предназначенным для особых, самых важных заданий) и отправляют с командой спецназа на усмирение истинных вероотступников, которые прячутся на станции неподалеку от разрушенной Installation 04. На самом деле этим еретикам известно то, чего не знают другие ковенанты, но иерархи об этом умалчивают. Позже это обстоятельство приведет к полномасштабной гражданской войне между разными группировками ковенантов, а сам Арбитр и другие представители Элиты (это такие ящеры благородного вида) заключат союз с людьми.

Совершенство и простота

Сюжет сюжетом, но любят Halo прежде всего за геймплей. И неспроста: это очень интересный, продуманный и, главное, разносторонний экшен. В отличие от многих других игр, здесь нет какой-то одной выдающейся детали, на которой строилась бы вся игра, тут хорошо буквально все.

Некоторые виды оружия у инопланетян мощнее, чем аналогичные у землян, но имеют дурную привычку перегреваться от слишком интенсивной стрельбы.

В первую очередь — это очень простой (в смысле игровой механики, а не сложности прохождения), ненагруженный шутер. Здесь почти нет головоломок и беготни в поисках рубильников, нет никаких мини-игр. Нет даже беготни за аптечками — в роли лайфбара выступает энергощит: если индикатор близок к нулю, достаточно посидеть пару секунд в укрытии, и он сам восстановится. Здесь есть лишь главное — сплошной, непрекращающийся экшен. Причем экшен, без преувеличения, первоклассный.

Еще это очень тактический шутер. Не в том смысле, что полет каждой пули просчитывается здесь по десяткам параметров, а в том, что это очень похоже на настоящий бой, по крайней мере, так, как мы его обычно представляем. В отличие от Brothers in Arms с его надуманной тактикой, здесь не надо никем командовать, но ты сам инстинктивно ведешь себя так, как вел бы себя в реальном сражении: заходишь с флангов и в тыл, наступаешь и отступаешь, чтобы сделать передышку, меняешь позиции.

Хороший шутер создают разнообразные игровые ситуации, и обычно все они режиссируются разработчиками, но в Halo такой необходимости нет — игра сама регулярно их генерирует.

Чубакки, те, что справа и слева, станут, видимо, главными антагонистами в Halo 3. А Арбитр (в центре) и его соплеменники еще в Halo 2 примкнули к землянам.

Ну вот хотя бы враги: умные, эмоциональные, каждая разновидность со своим характером. Гранты (пехота низшего уровня, их обычно как грязи) издают много шума, но стоит завалить самого сильного в отряде, как они обращаются в бегство. Elites, аристократичные ящеры, сильны и коварны. Если их изрядно достать или сильно ранить, способны рассвирепеть не на шутку и порой продолжают стрелять по трупу, даже когда их противник давно испустил дух (просто от злости). Brutes, прямоходящие медведи и давние соперники Элиты, туповаты и предпочитают идти напролом. Сражаться с этими товарищами, в отличие от грантов и Элиты, не так интересно — они слишком сильны, чтобы вступать с ними в открытые столкновения, и это сказывается на динамике. Сильнее, чем Brutes, из общей номенклатуры врагов выпадает только The Flood. У них мозгов ни на грамм и берут они исключительно числом. Воевать с ними совершенно неинтересно, да и на роль всегалактической угрозы они как-то не тянут.

Помимо врагов, в Halo очень удачное оружие: оно прекрасно сбалансировано и хорошо ощущается. В первой части оружие было вообще идеальным, в Halo 2 — немного похуже, но все равно лучше, чем в большинстве других шутеров. Знаменитый автомат с индикатором патронов заменили его упрощенной модификацией с меньшей убойной силой (зачем — непонятно), ковенантам добавили несколько бестолковых стволов. Энергетический меч великолепен, но его заряд кончается слишком уж быстро. Гранаты, впрочем, используются столь же интенсивно, как и прежде, и вываливаются из каждого первого трупа, так что дефицита в них не бывает. Пользуясь случаем, еще раз воздадим почести изобретателю плазмогранат, которые клеятся к любым поверхностям, включая вражьи задницы: без них Halo был бы не Halo.

С техникой (в наличии джипы, танки, ховеркрафты, а также баньши — летательные аппараты ковенантов) та же история, что и с оружием: легко управляется и ведет себя именно так, как ты от нее ожидаешь, — нарадоваться невозможно. Особенно удались баньши: с одной стороны, они летают достаточно быстро, чтобы не вызывать у игрока раздражения, а с другой — достаточно медленно, чтобы оставаться маневренными и удобными в управлении.

Новое и еще не забытое старое

С Кортаной в финале Halo 2 придется расстаться.

Halo 2 стала первой игрой, в полной мере использующей игровые возможности Windows Vista и ни под каким соусом не признающей другие операционные системы. Выражается это в следующем.

Во-первых, игру необязательно инсталлировать, ее можно запускать ПРЯМО С ДИСКА — правда, грузиться она при этом будет чуточку дольше. Это, без сомнения, революционное изменение: не нужно больше загромождать жесткий диск гигабайтами игровых данных, не надо ждать утомительно долгой инсталляции.

Во-вторых, в Halo 2 можно играть не только с помощью мыши и клавиатуры, но и на геймпаде от Xbox 360. Это сделано скорее для тех, кто уже играл Xbox 360 и привык к тамошнему управлению, потому что на клавиатуре раскладка и так удобная. Единственное нарекание заключается в том, что переключение оружия теперь повесили на Q (раньше было на Tab), а на саму Tab назначили броски гранат. Поначалу это очень раздражает — трудно привыкнуть. В мультиплеере же лучше играть на клавиатуре — на геймпаде все получается медленнее.

Любой, у кого есть права, знает, какое удовольствие на первых порах доставляет процесс вождения машины. Так вот, почти такое же удовольствие доставляют полеты на баньши.

В-третьих, сразу после запуска Halo 2 подключается к Live, онлайновой системе, изначально разработанной для Xbox 360, но теперь доступной и на РС. Если у вас есть Xbox 360 и вы подключали его к Сети, значит, у вас уже есть готовый аккаунт, останется только залогиниться. Если нет — придется создать геймертаг.

На Xbox 360 с «Лайвом» есть еще один нюанс: игрокам с бесплатной (Silver) подпиской доступны все сервисы, кроме сетевой игры, а чтобы поиграть в мультиплеер, нужно оформлять платный аккаунт ($50 для США и 60 евро для Европы). В РС-версии Halo 2 тоже есть деление на Silver и Gold, но правила здесь либеральнее. Играть по Сети можно и на бесплатном аккаунте, но при этом будет недоступна кнопка Quick Match. Почему это сделано — очевидно: в компьютерных шутерах брать деньги за мультиплеер не принято, и сделай его Microsoft платным, это ударило бы по продажам игры.

Вообще, выпуск Halo 2 только под Vista — решение в некотором роде странное. Понятно, что Microsoft нужно как-то стимулировать людей к приобретению своей операционной системы, но. продвигать новую технологию при помощи технологии старой? Halo 2 вышла в 2004 году — нужно ли объяснять, насколько непрезентабельно она выглядит сейчас?

Ориентация под «Висту», кроме всего прочего, еще и отсекает значительную часть потенциальных покупателей. Операционная система — это не новая приставка, покупать ее люди не особенно рвутся. Так что если Halo в свое время был одним из главных бестселлеров на РС, то у Halo 2, скорее всего, показатели будут скромнее. А жаль — эта игра состарилась внешне, но не внутренне.

В Windows Vista под игры выделена отдельная папка, которая так и называется — «Игры». Сами игры туда не устанавливаются, там появляются лишь иконки, отображаются системные требования (не в привычном нам виде, а виде цифр, которые, по идее, должны быть понятнее пользователям, но на деле еще сильнее запутывают) и возрастные рейтинги с пояснениями. Рейтинги приводятся для родителей, чтобы они могли ограничить доступ детей к играм с кровью, насилием, нецензурной лексикой и так далее.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — да

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей : 9.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 9.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Один из лучших шутеров 2004 года добрался до РС, чтобы стать еще и одним из лучших шутеров 2007 года. Это игра — старая телом, но молодая душой.

Как известно, сюжет Halo 2 оборвался на полуслове, что в своё время вызвало бурю негодования среди фанатов игры. По словам композитора Марти О’Доннела (Marty O'Donnell), работавшего над Halo 2, авторы изначально планировали совершенно другую концовку.

Студия Bungie хотела, чтобы в финале Мастер Шеф обнаруживал «Ковчег Ковенантов» (The Ark of the Covenant) на Земле. Потом он сражался бок о бок с персонажем по имени Dervish (позже известный, как Арбитр) с целью уничтожить Пророка Истины (Prophet of Truth).


В игре должен был быть «грандиозный и эпичный» финал с завершением войны на земле. Bungie даже записала диалоги персонажей, прежде чем было принято решение внести изменения в историю. О’Доннел заявил, что у него где-то завалялся оригинальный сценарий Halo 2.

Также Марти О’Доннел отметил, что изменения были необходимы для того, чтобы игра появилась в продаже вовремя. «Было очень болезненно для меня, для всех в Bungie, вырезать это из сценария. Но мы просто не успевали закончить, всё что запланировали, это было невозможно», - сказал композитор.

О’Доннел, который уже не работает в Bungie, является не первым представителем студии, кто признаёт неудачную концовку Halo 2. На момент релиза игры на первом Xbox в 2004 году многие обозреватели и пользователи считали её одним из главных недостатков Halo 2.

Читайте также: