Gta 4 stories обзор

Обновлено: 04.07.2024

Grand Theft Auto (GTA в простонародье), также известная как одна из самых популярных компьютерных игр, созданных человечеством, давно уже переросла душное понятие «культовый». GTA — это культурный феномен, целое явление. На ее основе пишут диссертации по социологии, причину ее успеха изучают психологи, о ней, перевирая все, что можно, говорят на телевидении. Даже люди, слабо себе представляющие, что такое интерактивные электронные развлечения, знают: «GTA — это где можно угнать любую машину, давить пешеходов и стрелять по кому хочешь».

Если оставить за скобками очевидные тезисы о полной свободе и нелинейности, то выяснится очень интересный нюанс: почти все GTA-клоны отчего-то посвящены либо бандитам, либо подонкам, либо и тем, и другим одновременно (см. Scarface: The World is Yours, серию True Crime, Saints Row). То есть получается, что свобода и нелинейность нужны нам только при условии отрицательного главного героя. На самом деле все еще проще — GTA ценят не только и не столько за свободу, сколько за вседозволенность и безнаказанность. Это вообще центральная тема почти всех Rockstar-игр, и по этому поводу они продолжают высказываться с железобетонным упорством.

Анонсированная в этом году Grand Theft Auto 4 (GTA: Vice City и GTA: San Andreas Rockstar предлагают рассматривать как подразделы Grand Theft Auto 3; кроме того, на PSP также вышли GTA: Liberty City Stories и GTA: Vice City Stories) станет первой новой GTA за шесть лет (!). Тут важно заметить вот что: третья часть отличалась от первых двух примерно как DOOM 3 от DOOM. Переехав тогда, в 2001 году (речь о PS2-версии, на РС релиз состоялся годом позже), в полное 3D, Rockstar поразили всех в самое сердце — казалось, что так не бывает: ветер носит по улицам газеты, настоящие пешеходы толпятся на Пятой авеню, такси гудят, светофоры работают. Так вот, на последующих трех страницах мы пытаемся понять, насколько серьезно Grand Theft Auto 4 изменит наше представление о том, что такое GTA.

Возвращение в Либерти-сити

Мы уже сообщали, что официально актер Владимир Машков никакого отношения к GTA 4 не имеет. Но сходство все равно налицо.

По приглашению своего двоюродного брата Романа наш новый альтер-эго Нико Белич (Niko Bellic; Нико — сокращенно от «Николай») прибывает в уже подзабытый нами Либерти-сити, чтобы, разумеется, начать новую жизнь. Роман утверждает, что живется в городе свободы просто потрясающе: коттеджи, сауны и несовершеннолетние модели входят в обязательный комплект. На деле оказывается, что жизнь у Ромы далека от сказочной — он владелец убыточного таксопарка, погряз в долгах и к тому же ввязался в серьезные проблемы с полицией и целым рядом бандитских группировок. Расхлебывать все это предлагается его брату, то есть нам с вами.

Малыш Джейкоб не просто торговец оружием, а — внимание! — ямайский торговец оружием. Принципиальная разница.

Сам Либерти-сити с момента нашей последней встречи протерпел множество изменений и стал еще больше походить на свой прототип — Нью-Йорк. Воссозданы практически все ключевые районы и достопримечательности. Так, Бруклин превратился в Брокер, Манхэттен — в Элгонкин, Квинс теперь называется не иначе как Дюкс, Нью-Джерси перевоплотился в Элдерни, ну а Бронкс стал Бохэном. Что касается достопримечательностей, то Статуя Свободы тут называется Статуей Счастья. Дебютный рекламный ролик GTA 4 тут же умудрился наделать шуму: под музыку классического минималиста Филиппа Гласса (использовалась в фильме «Койянискаци: Жизнь вне баланса»; местами тизер его откровенно цитировал) камера демонстрировала трехмерные виды Либерти-сити, которые многие тут же приняли за Нью-Йорк. Проблема состояла в том, что показ достопримечательностей снабжался комментарием Нико: «Я убивал людей, похищал людей, продавал людей. Возможно, здесь все будет по-другому». Мэр Нью-Йорка тут же выступил с осуждающей речью и сообщил, что не позволит выставлять Нью-Йорк как международную столицу криминала, но у Rockstar на это вот уже есть заготовленный шесть лет назад ответ: «У нас никакой не Нью-Йорк, а Либерти-сити».

Сама по себе территория в GTA 4 окажется меньше, чем в San Andreas. Разработчики подтверждают эту информацию, добавляя, что уменьшение территории только пошло Либерти-сити на пользу — город теперь куда плотнее заселен и проработан. И если в том же Сан-Андреасе вы легко могли обнаружить совершенно пустое и никому не нужное километровое поле, то тут ничего подобного не предвидится. Правда, в этой связи пришлось отказаться от самолетов — в пределах Либерти-сити на них просто некуда летать. Вертолеты, впрочем, никто не отменял.

Nextgen? Уже хочу!

Особенно трогательно, что логотип на одном из шоппинг-пакетов в руках мужчины пародирует знаменитый женский лейбл MANGO (надпись гласит RANGO).

GTA 4 работает на собственном движке авторства Rockstar North, который называется RAGE (см. его в Rockstar Games presents Table Tennis для Xbox 360). С технологиями у Rockstar всегда, кстати, была некоторая заминка. Измученный и чуть ли не изнасилованный ими движок RenderWare (на котором продолжают выходить многие Rockstar-проекты — например, The Warriors, Bully) для консолей нового поколения, конечно, не подходит. Но вот по гамбургскому счету скриншоты из четвертой не выглядят каким-то заоблачным приветом из будущего.

С другой стороны, детализованные модели (особенно хорошо удались персонажи первого плана), четкие текстуры, сочные эффекты — все это имеется. И самое главное — благодаря соответствующим технологиям мы получим, наконец, нормальную дальность прорисовки. То есть курьезных ситуаций с появившимся из ниоткуда столбом уже не возникнет.

Отдельных дифирамбов заслуживает анимация — в качестве физического движка используется модная сегодня технология Euphoria (она же задействована в грядущей Star Wars: Force Unleashed). С ней разработчики могут моделировать моторную функцию тела, не опираясь на заранее созданную анимацию. Проще говоря, то, как Нико будет бежать, идти или ползти, зависит от рельефа, покрытия, угла наклона и еще множества факторов.

Над расшифровкой русскоязычной вывески слева от Нико бьются лучшие шифровальщики «Игромании».

Появляющиеся из воздуха автомобили и пешеходы (еще одна больная тема GTA) также будет решена. Обещается некое подобие Radiant AI из The Elder Scrolls 4: Oblivion. То есть у каждого жителя (теперь с уникальной внешностью!) будут свои цели. Только не глобальные, а локальные — вроде «подойти, купить мороженое, сесть на скамейку и съесть его». А теперь представьте, что эти самые цели (совершенно разные, разумеется) одновременно выполняет 100 человек. А то и 1000. То же самое касается машин — если уж вы заметили краем глаза авто, то оно не растворится в воздухе за ближайшим поворотом, а обязательно где-нибудь припаркуется.

Следующий пункт в нашем списке радости от новых технологий — эволюционный рост возможностей. Заходить теперь можно в куда как большее количество зданий, чем раньше. В некоторых небоскребах можно бродить по этажам. Привычная вещь вроде угона автомобилей теперь выглядит иначе — порой надо будет взламывать замки (будет ли это обставлено в виде мини-игры, пока неясно), а также выбивать стекла, чтобы открыть дверь с внутренней стороны.

Мэра Нью-Йорка, конечно, можно понять. Местами сходство просто фотографическое.

Ну и геймплей. В этот раз создание игрового процесса проходит под девизом «избавимся от всех условностей!». Так, жертвы и объекты заданий не будут обозначены красными маркерами, как это было раньше. То есть если вам надо убить человека, который в это время находится в толпе, — придется самому вычислять, кто из людей ваша цель. Самый простой способ — позвонить ему на мобильный (если есть номер).

Кстати о мобильном — теперь у него в игре крайне важная роль. Во-первых, с помощью мобильника можно заказывать такси. Во-вторых, на камеру телефона делаются скриншоты. В-третьих, на мобильном отображаются все ваши текущие задания (а их можно выполнять по несколько штук одновременно). В-четвертых, с мобильника можно звонить сюжетным персонажам, а также принимать от них звонки и SMS.

Экшен тоже претерпел серьезные изменения. Нико может использовать любой объект в качестве укрытия, то есть припадать к нему и стрелять, скажем, из-за машины — как прицельно, так и наугад. Таскать с собой целую прорву оружия в невидимом кармане будет невозможно. Кстати, большая часть укрытий, из которых может стрелять Нико, и часть декораций вполне себе разрушаема.

Вообще, судя по роликам и скриншотам, GTA 4 прощается с солнечным идиотизмом San Andreas и Vice City, возвращаясь к мрачной городской паранойе GTA 3.

Изменились взаимоотношения с полицией. Рейтинг ее агрессивности снова представлен шестью звездами, но теперь у копов имеется радиус действия, в пределах которого они могут вас поймать. Чем тяжелее преступление, тем радиус больше. Действовать блюстители порядка будут более слаженно — разработчики консультируются с настоящими полицейскими. Но вместо условного перекрашивания машины (которое работало даже на глазах у всего районного ополчения) вы сможете просто сменить авто в безлюдном квартале — этого будет достаточно. Зато пешеходы научились докладывать о взломе и угоне припаркованных автомобилей.

Такси теперь играет серьезную роль в вашем процессе становления как криминального магната. Оно не только может довести Нико в любую точку города, но и в случае ранения автоматически доставит в ближайшую больницу, а если голодны — в закусочную (есть нашему герою по-прежнему придется). Кроме такси, имеется общественный транспорт (автобусы и поезда), которым также можно пользоваться и который ходит по расписанию (висит на любой остановке).

В Либерти-сити наконец провели повсеместный интернет — выход в онлайн возможен практически с любого компьютера (но и старое доброе интернет-кафе из GTA 3 никуда не делось). Через Всемирную паутину закупается оружие, находятся новые задания и посещается сайт знакомств.

И на закуску, одна из главных новостей для поклонников — в GTA 4 будут лицензированные машины! Уже объявлены: Ferrari, Porsche Carrera, Volkswagen Jetta, BMW и «Мустанги».

На данный момент GTA 4 официально анонсирована только для Xbox 360 и PS3. Но в том, что игра появится и на компьютерах, сомневаться не приходится — вопрос только когда. Эксклюзивный контент (ситуация не ограничивается банальными машинами, оружием и уровнями — Microsoft всерьез заявляют о новых эпизодах, каждый из которых добавляет до 10 часов геймплея) будет доступен только для Xbox 360-версии. В Rockstar говорят: «Если вы в конце концов ходите увидеть GTA 4 во всем своем великолепии, придется, конечно, купить приставку Microsoft». Паниковать по этому поводу не стоит — это привычные маркетинговые игры, которые нас с вами слабо касаются. Тем более что PC — ближайший родственник Xbox 360.

Версия для консолей, кстати, должна была выйти уже этой осенью, но не так давно случился перенос на весну 2008 года. Это, скорее всего, означает, что нам с вами придется ждать до 2009 года. Та еще пытка, конечно, но «Игромания» обещает держать вас в курсе, и мы обязательно сделаем подробный разбор консольной версии. А то у некоторых, знаете ли, нервы сдают.

Коллекционное издание GTA 4 объявлено уже сейчас, за полгода до релиза. В подарочном комплекте обнаружилось немало вкусностей: помимо самого диска с игрой, имеется специальный сейф, в котором можно хранить DVD-BOX и закрывать под ключ; стильно оформленный альбом с игровым артом; диск с саундтреком, а также — гвоздь номера! — фирменная дорожная сумка с логотипом Rockstar.

В коллекционном виде игра выйдет как для Xbox 360, так и для PS3. Про PC-версию ничего не известно. Стоимость специального издания составит $89,99 — это на $30 больше, чем цена обычной версии.

В рамках маркетинговой кампании Rockstar запустили чудесную акцию. GTA всегда была знаменита своими радиостанциями, причем отдельным, специфическим, так сказать, успехом, пользовались разговорные радио. Это такой отдельный жанр, когда на определенной частоте, без перерывов на музыку и рекламу, звучит непрерывная болтовня на заданные темы. В Америке это очень популярно.

То, о чём мечтали большевики, наконец, свершилось! Всем пессимистам назло, Grand Theft Auto 4 всё-таки анонсирована на ПК и выйдет уже в ноябре этого года, на месяц раньше, чем прошлая игра серии, GTA: San Andreas. А пока поклонники сериала затаились в ожидании желанного релиза, мы приготовили большой рассказ о Xbox 360-версии: для тех, кто ценит своё время и хочет из первых рук узнать, чего стоит ожидать от игры, а чего - нет.

Главной интригой рекламной кампании четвертой GTA, заметно оживившей русскоязычное комьюнити, стала сильно развитая "русская тема" в игре. Во внешности главного героя фанаты сразу нашли черты Владимира Машкова, раструбив на весь интернет о "славянском пацане". Подкрепил подозрения и трейлер, в котором играла песня "Кинг Ринг", - случай для западных игр почти беспрецедентный. Последней каплей стал анонс саундтрека, включавшего полноценную русскую радиостанцию "Vladivostok FM", где наравне с сомнительными группами вроде "Зверей" и "Ранеток" играют, например, Сергей Шнуров, Виктор Цой и "Сплин". Так что в России GTA 4 ждали как никогда сильно - даже, несмотря на то, что в лаконичном списке платформ отсутствовал персональный компьютер.

Grand Theft Auto 4

Знакомьтесь, Нико Беллик. 30 лет, холост. Подозревается в серийных убийствах, массовом угоне автомобилей и дурном вкусе.

Grand Theft Auto 4

Главное нововведение боевой системы - возможность использования укрытий на манер Gears of War.

Именно отсюда, из замызганной квартирке в русском квартале Либерти Сити, мы начинаем своё восхождение к вершинам. "We gonna own this motherfucking city!", - похабно заливается певец Серёга в эксклюзивном треке "Liberty City Invasion". Но нам решительно нет до него дела - ведь в квартирке обнаруживается телевизор, и неподготовленный игрок может надолго увлечься местными пародийными телешоу - настолько они уморительны. Например, в передаче "Я богат!" двое ведущих завистливо смакуют прелести гламурной жизни знаменитостей Либерти Сити, попутно издеваясь над ними изо всех сил. "Эта блондинка носит у себя в трусах крошечную чихуа-хуа!", - хихикает ведущая. "Зачем иметь две спортивных машины, если можно купить четырнадцать? Или пятнадцать, или шестнадцать! Этот парень может позволить себе всё!", - радостно вторит ей коллега. И это мы ещё ни слова не сказали о пародийном мультсериале "Республиканские космические рейнджеры" и топовом реалити-шоу "Ты - шлюха!" (на отечественном ТВ подобный проект почему-то назывался "Ты - супермодель!").

Grand Theft Auto 4

Интерфейс стремится к минимализму - полоска брони и здоровья разместились вокруг радра. И да - гранаты теперь можно кидать на ходу.

Вдоволь попереключав каналы, мы, наконец, спускаемся к выходу на улицу: Нико отталкивает дверь и она распахивается. Перед нами - Либерти Сити. Никаких экранов "Loading" - квартиры и внутренности домов теперь являются неотъемлемыми частями города. Города, который живёт своей жизнью. Каждый пешеход занят своим делом: кто-то несёт покупки из супермаркета, кто-то говорит по мобильнику, а кто-то просто сидит на скамейке и читает газету. Можно толкнуть зазевавшегося незнакомца, и он уронит сумки на асфальт, покрыв главного героя отборным матом (в некоторых случаях - отборным русским матом). Едва выйдя на улицу, понимаешь, как потрясающе проработан окружающий мир: улицы наполнились тысячами мелких объектов и каждый из них подчиняется законами физики. Движок Euphoria работает великолепно: толкнув мусорный бачок, мы увидим, как он медленно упадёт, с него слетит крышка, а содержимое высыплется наружу. Такие незначительные мелочи придают игроку необъяснимое желание исследования - как бы банально это ни звучало, в Либерти Сити действительно хочется жить. Rockstar сделали город, в котором можно просто ходить по улицам, любуясь воссозданным до мелочей Нью-Йорком, проводя забавные эксперименты над прохожими и лазая по крышам домов. В конце концов, можно просто наплевать на сюжетные миссии, угнать машину подороже, включить погромче радио "Vladivostok FM" и рвануть куда-нибудь на побережье - встречать ослепительно красивый закат.

Grand Theft Auto 4

Вода выглядит великолепно, а рассекать её на катерах - одно удовольствие.

Да, графику GTA 4 и фирменный движок R.A.G.E. можно сколько угодно ругать за посредственные модели персонажей, плоские пятна света от ночных фонарей и светофоров и сомнительного качества текстуры, но, честно говоря, не хочется. Освещение великолепно: каждый объект в игре отбрасывает тень и отражает солнечный свет, а по длине теней можно довольно точно определить игровое время, которое по-прежнему движется в 60 раз быстрее обычного. Погодные эффекты и взрывы просто не имеют равных, а транспортные средства отлично детализированы и не стесняются близких ракурсов камеры.

Grand Theft Auto 4

Статую Свободы поспешно переименовали в Статую Счастья и вручили ей в руку бану спрайта, простите, Спранка.

Устав от пешей прогулки, мы решаемся опробовать в действии одну из машин, припаркованных неподалёку. Дёрнув ручку и осознав, что автомобиль заперт, Нико воровато оглядывается и локтём выбивает стекло, открывая дверь изнутри. Пара секунд возни с проводами, и мы вольны ехать куда угодно. Физика автомобилей серьёзно изменилось - к каждому средству передвижения нужно привыкать, хотя управлять по-прежнему легче всего спортивными машинами и джипами. К счастью, к четвёртой части разработчики наконец-то наплевали на условности: машины теперь настолько похожи на реально существующие прототипы, насколько это вообще возможно без нарушения лицензии. А именно благодаря отсутствию этой самой лицензии, в GTA 4 имеет место быть реалистичная модель повреждений: кузов деформируется при ударах, оставляя огромные вмятины, детали отваливаются, капот сносит порывом ветра - всё как в лучших домах.

Grand Theft Auto 4

Во время дождя намокают не только дороги, но и одежда персонажей.

Упомянутая выше технология Euphoria творит какие-то невероятные вещи: пешеходы, задетые бампером, ложатся на капот, сползают с него на землю или просто падают, потеряв равновесие - такого правдоподобного рэгдолла мы ещё нигде не видели. Впрочем и сам Нико вполне может вылететь через лобовое стекло машины после сильного столкновения - передаём горячий привет серии FlatOut. Ну и ещё немного прекрасного: водитель, возжелавший вернуть свою машину, хватается за дверную ручку с твёрдым намереньем вышвырнуть нас из салона - если в это время нажать на газ, несчастный NPC проделает путь в пару кварталов вместе с нами, боясь отпустить дверную ручку. И таких моментов - сотни.

Grand Theft Auto 4

Поверьте нам, в движении взрывы выглядят ещё эффектнее.

Но не будем забывать, что нас ждёт сюжет и направимся к первому маркеру миссии, в таксопарк Романа. Небольшая поездка из точки А в точку Б (не без помощи удобного GPS, указывающего самый короткий путь на мини-карте), и мы получаем главный артефакт игры, мобильный телефон. Устройство полностью функционально - можно набрать любой номер и, если он существует, вам обязательно ответят. Вызвав стражей порядка по 911, мы угоняем полицейскую машину и получаем "звезду" розыска - на радаре сразу обозначается зона поиска полиции. Если вовремя убраться из района и не попадаться копам на глаза, то уровень розыска быстро упадёт - главное, не привлекать к себе внимание. Ну а если всё-таки угораздило быть пойманным - всегда есть возможность сопротивляться аресту. Кстати, оказаться во дворе полицейского участка гораздо менее приятно, чем просто погибнуть - полицейские, в отличие от медиков, полностью конфискуют оружие. Если же мы погибли или были пойманы во время миссии, на наш чудесный мобильник сразу же придёт SMS с предложением начать миссию заново - утомительное возвращение к работодателю ушло в прошлое. При желании, игру вообще можно пройти, почти не садясь за руль машины вне миссий, - к нашим услугам такси, которые можно поймать прямо на улице или вызвать по телефону.

На скриншоте хорошо видна работа подвески у машин. Кстати, стрелять на ходу теперь можно и в любом направлении.

Также в телефон встроен органайзер, напоминающий о важной встрече или задании, а в адресной книге сохраняются номера наших знакомых - со многими из них можно сгонять в ближайший бар и напиться до потери пульса. Или пойти в кабаре и посмотреть местный вариант "Камеди Клаб". Или в бильярд, или в боулинг, или в стрип-клуб… Решать как всегда игроку.

Grand Theft Auto 4

Данная ситуация - ещё не конец. Достаточно нажать на кнопку и герой окажет сопротивление.

Grand Theft Auto 4

Сумерки и рассвет перекрашивают город в серые тона. К несчастью, ночь выглядит на порядок хуже.

Grand Theft Auto 4 - это, безусловно, новая веха в игровой индустрии. Это планка, на которую будут равняться все экшены в ближайшем будущем. Огромный бюджет (более 100 млн. долларов!), потрясающая проработка всех аспектов, и настоящий, живущий по своим законам и реагирующий на наши действия мир, в который хочется возвращаться снова и снова. В этом городе каждый найдёт себе занятие по душе: кто-то кинется в интернет-кафе, чтобы исследовать десятки сайтов и вести переписку со знакомыми, кто-то предпочтёт просто кататься по улицам, слушая великолепный саундтрек, кто-то и вовсе захочет опробовать долгожданный мультиплеер…

Если психологи правы и видеоигры - это действительно эскапизм, уход от реальности и попытка заменить действительность виртуальным миром, то мы совсем даже не против. У нас ведь есть GTA 4.

Плюсы: огромный живой город; потрясающая детализация игрового мира; отличные спецэффекты; богатый саундтрек; новаторская физика и практически неограниченные возможности.
Минусы: сравнительно однообразные задания; неоднозначный сюжет и сценарий, который к концу игры сильно сдаёт в драматургии.

Вы знаете, что самый нелюбимый для любого автора с достаточно прямолинейным мышлением материал — это дополнение. Тут не порассуждаешь о графике, звуке и прочих технических составляющих, если, как в случае с «Эпизодами из Либерти-Сити», место действия не меняется. Повторять рецензию из позапрошлого года не будем — внешне обе игры выглядят в точности так же, как и оригинал. И в случае с GTA это минусом считать нельзя. И два года назад, и сейчас нет ни одного конкурента, ни одной альтернативы — такого великолепного во всех отношениях (кроме аппетита к ресурсам) движка больше не найти. Неудивительно, что Rockstar решила порадовать нас еще пару раз — не пропадать же такому большому и столь детально проработанному городу зря. С улыбкой встречаем вымышленный Нью-Йорк — новые задания и возможности на привычных и знакомых улицах здорово его преобразили.

В отличие от ненавистных коробочных консольщиков (почему консоли — зло, обязательно расскажем в ближайшем «ИгроЗоре»), мы получили оба дополнения хоть и с задержкой, зато одновременно. Эпизоды по протяженности в часах не слишком впечатляют: сюжеты короче, а необязательные развлекушки не особо продливают. Представляете, вошли вы во вкус, а тут уже и конец… и надо ждать полгода. А у нас какая благодать — наездился байкером, так иди телохранителем к хозяину ночных клубов.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Эскадра байкеров джедайской силой счастья лечит и чинит, если наехать на светящийся маркер с логотипом банды. Братство — оно такое: от каждого по кусочку мяска, по винтику для байка.

The Lost and Damned

Дополнение про еврейского байкера Джонни Клебитца вышло раньше, поэтому с него и начинаем. Наш главный герой — вице-президент отделения братства Lost в Либерти-Сити. Он спокойно и рассудительно ведет дела организации, никого не дает в обиду и все такое. Настоящий положительный герой, хотя по ходу действия многие будут отпускать едкие шуточки о его происхождении. Как бы то ни было, пока президент отделения — Билли Грей — реабилитировался от героиновой зависимости, Джонни заработал авторитет и показал себя хорошим лидером. И вот в один радостный день предводитель вернулся из казенного дома и тут же начал наводить новые порядки.

Видимо, во время лечения Билли сильно и крепко задумался о мягкости сидушки под собственным задом, поэтому первым же его действием на воле стала война с другой бандой — Angels of Death. Причем поводы для этого свежевыпущенный глава выбрал не самые удачные — ложь, обман, подстрекательство и клевета. К примеру, дочка Михаила Фаустина связалась с байкером из Lost — мы убивали его в роли Нико. Эту ситуацию без разбирательства Билли Грей свалил на конкурирующую группировку и с улюлюканьем повел собратьев громить их штаб. На самом деле причиной атаки был героин, из-за которого президента позже опять и повязали. Джонни встает во главе банды и… самое время разобраться, чем можно заниматься в Либерти-Сити, когда на плечах боевая кожанка, в руке злой обрез, а под задом урчит мощный чоппер.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Одна из самых забавных миссий связана с автоматическим дробовиком, высокой скоростью и тучей полицейских. Ярко, но всего лишь один раз.

Глубоко фиолетовый. Звезда автострады

Так сложилось, что в четвертой части GTA мототехника в целом не пользовалась большой популярностью. Никаких статистических данных у меня, конечно, нет, но логика отливает металлом — управлять байком в полете, как это было в San Andreas, к примеру, нельзя. Падаешь с него и дохнешь на раз. Появляются они редко, выглядят не так уж впечатляюще, разбиваются не эффектно. Той революции на дорогах, что пришла с Vice City, нет и в помине. Любите ли вы двухколесные механизмы или нет — не волнует никого. Настоящий байкер передвигается исключительно на мотоцикле. В The Lost and Damned по городу специально курсируют целые банды бородатых урлопанов — отбирай сколько влезет. Да и в миссиях рассекать придется в составе мотоэскадры — погружения в роль ради. А чтобы еще пуще было, на радио появилась музыка для настроения: Nazareth, Styx, Deep Purple и множество других.

Прибавляем музыку, поддаем газу, в руке обрез, из которого стрелять можно прямо на ходу (очень мощный, огромный разброс, чудовищные повреждения). А по кому стрелять? Вне миссий Джонни может весело гонять копов, превращать в паштет прохожих — это все только для удовольствия, а вот ради денег можно поучаствовать в мотовойнах. По городу разбросано 25 мини-миссий. Задание в каждой простое — убить врагов. Они то на байках прикатывают, то пешком, то на тачках, то вперемешку. Привычное дело — мочить нам не впервой. Выиграли много войн — на базе банды появится новое оружие, которого не достать в обычном магазине: автоматические пистолет и дробовик, гранатомет и, конечно же, симпатяга обрез.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Новое оружие продается исключительно в конспиративных джипах или доставляется на базу. В джипах выбор больше.


Новых мотоциклов в The Lost and Damned аж 16 штук. Причем дело не ограничилось только лишь чопперами и им подобными. Нелегкое бремя президента братства заставит Джонни сотрудничать с, казалось бы, противными по духу ребятами на скоростных обтекаемых мотоциклах.

Список нововведений The Lost and Damned весьма внушительный: три ресторана; воровство мотоциклов; друзья, приезжающие на помощь в любых ситуациях; здоровье этих самых друзей, которое можно прокачивать, если проходить миссии… Мелочей вообще пересчитать невозможно, да и не нужно — они в игровом процессе не участвуют.

И вот сидим мы с этой пачкой новшеств и не знаем, что с ними делать. Перекинуться в карты на деньги? Бесполезно, заработать толком не получится. Армрестлинг? Кому он нужен? Новые рестораны и прочая муть встречается на пути редко, да и поесть на улице — сподручнее (вот честно, узнал о них только в Wiki, за все время не выпало ни разу пообедать где-то). Телевизионные шоу? Да кто их смотрит? Войны банд однообразные и скучные, разве что позволяют иногда пополнить боезапас на халяву.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Обычная ситуация. Все погибнут, все сгорит.


Ностальгическую слезу заставляют ронять гонки на мотоциклах. Оружие у вас заблаговременно отбирают, чтобы никому не отстрелили бубенчики, зато дают биту. Такая деревяшка есть у каждого пилота — ей можно махать в стороны. Ударили слабо — враг только отъедет. Размахнулись посильней — дальше байк поедет без него. И хоть сам процесс гонок очень легкий, но трасс много, мотоциклов еще больше, а стучать по кумполу битой — непередаваемое веселье. Road Rash жива в наших сердцах.
Мотоциклетная тема частенько зашкаливает — пересечь Либерти-Сити нам придется не раз и даже не два. Тяжкая ноша свободного до мурашек на пятках байкера в мире офисных рабов на деле — пустышка, но щедро приправленная атрибутикой. Никаких вам неожиданных поворотов, предательств и других изысканных приемов. Сюжет прямолинейный, очевидный, скучный. И кончается ничем. Грустно признавать, но Джонни Клебитц как персонаж не состоялся. Не ощущается в нем ничего особенного. Просто обычный Player Character с арсеналом стволов да в кожаной куртке.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Сбивать вертолеты — это наше все. Горящие полисмены так весело бьются об асфальт.

The Ballad of Gay Tony

«Балладу» обязательно нужно проходить только после The Lost and Damned. Иначе разочаруетесь: дополнения настолько разные по исполнению, даже не верится, что история байкера хоть какое-то отношение имеет к блеску и гламуру ночной жизни. Речь, естественно, не о внешнем виде главных героев.

Несмотря на название, мы будем в роли не Тони (это бы, пожалуй, вызывало некоторое отторжение у аудитории), а в шкуре его лучшего друга, компаньона и просто отличного мужика Луиса Лопеза. Он обычный парень, без выпяченных амбиций и, прямо скажем, не особенно умный. Зато искренний и честный, спокойный и рассудительный, чуткий и верный друг, но если уж его вывести из себя… Буквально с первых минут персонаж привлекает внимание детальностью характера, его легко понять — оттого и сопереживается как-то само собой.

Вели себе Тони и Луис клубный бизнес; Тони — мозг, Луис — руки, пушки и все остальные проблемы. Начались большие дела, образовались соразмерные долги, потом всплыли какие-то сверхдешевые алмазы, которые в итоге пропали вместе с деньгами… Друзья по пояс увязают в липкой и вонючей субстанции, а чтобы из нее выкарабкаться, приходится воротить еще больше опасных дел. Вот так плавно мы перешли к вопросу: «Чем нам тут заняться?»

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Закат, вертолет, катер, ракета. Красиво.

Человек действия!

По духу The Ballad of Gay Tony очень-очень сильно напоминает безбашенную и совершенно нереалистичную San Andreas. В Rockstar будто решили вспомнить романтику безумия прошлых частей — в те времена главный герой возил людей в автобусе на переработку в пирожки; взрывал целые железнодорожные составы; самолично сбивал самолеты и вертолеты в запредельных количествах; гонялся на дорогих авто с применением «нитро» и прыгал через реки; уничтожал полицию и творил всякие наглости без всякой меры. Только вместо быдловатого Карла Джонсона простой мексиканский паренек с окраин Нью-Йорка.

Начнем с того, что гонять по Либерти-Сити мы будем в большей степени на дорогих тачках. Специально для Тони разработчики сотворили новое авто представительского класса, а по ходу сюжета мы будем лихачить на золотом Роллс-Ройсе и дорогих суперкарах с огнем нитроускорителя из выхлопной трубы. Никаких мотоциклов, никаких драндулетов — только безумные гонки на скоростных лодках, вертолетах и тачках. Как и в старые добрые времена, ни миссии без Banshee.

Великолепие нитроускорителя в том, что он сам восстанавливается во время гонки. Жаль, вне ее не работает.


Одна из самых наизабавнейших штук в The Ballad of Gay Tony — это дробовик АА-12, который сходу узнали все любители Modern Warfare 2, а их, я уверен, немало. Стреляет пушка, конечно, не так шустро, как мы привыкли, но зато у нее есть очень веселый сюрприз. Дело в том, что к этому оружию можно прикупить разрывные патроны. Мощности их хватает, чтобы раскурочить обычную легковушку, а на втором выстреле машина уже загорится. Сбивать вертолеты и вышибать людей с мотоциклов с помощью этих веселящих боеприпасов — сплошное удовольствие.
Задания под стать общему стилю быстроты и яркости. Джонни Клебитц и его мотоциклы — просто детский сад по сравнению с тем, что творит Луис. Войны банд — мелочи, семечки. В одной из миссий Луису нужно украсть новейший военный вертолет, а потом с него же ракетами потопить огромную яхту. В другой придется с парашютом прыгать с высшей точки Либерти-Сити, предварительно пристрелив три десятка полицейских и выкинув цель задания в сторону асфальта. Даже классическое похищение танка есть — только вместо тяжелой гусеничной машины рулить будем шустреньким броневичком. И ведь поручение с ним связано тоже на радость предкам: убивайте полицейских и взрывайте их машины, пока они не отстанут.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Подходите, мои сладкие, угощу снарядом.


«Эпизоды» вообще очень тесно связаны с оригиналом. The Ballad of Gay Tony начинается с ограбления банка. В роли преступников Нико и братья МакРири. А на полу лежит мертвый член стрелкового клуба и… Луис Лопез. В The Lost and Damned мы встретим Рея Боччино и Романа, не говоря уж о самом Нико — с ним вместе мы проворачиваем «брильянтовое дело». В самой «Балладе» серьезное участие принимает немезида Нико — таинственный Булгарин. Ну, а еще покатаемся с Брюси и его братом Мори, опять увидим Джонни Клебитца и президента Билли Грея. Все истории связаны настолько тесно, что с легкостью догадываешься, кто и к чему причастен. Это как раз те недостающие кусочки, что мы не могли увидеть в GTA 4.

Причем все эти фантастические приключения на грани безумия выполнены очень зрелищно. Адские взрывы, разлетающиеся осколки, замедления камеры и постоянный крупный план на плодах наших трудов. Мы создаем огромные разрушения, проносимся с дикой скоростью на машине, убиваем десятки врагов, а игра то и дело подсовывает нам самые впечатляющие ракурсы. Новое оружие тоже под стать — скорострельный дробовик с разрывающимися патронами, липкие бомбы на радиоуправлении, злой пулемет. Прямо сил нет, хочется вам рассказать о всех-всех впечатляющих моментах (а их там правда много), но лучше вы попробуйте сами, а потом в комментариях обсудим.

Кроме сюжетных заданий Луису еще есть чем заняться. Даже банальные гонки тут поданы втрое интереснее. А все потому, что сначала мы прыгаем из вертолета и рулим на парашюте к лодке, затем на ней мчимся к авто, включаем «нитро» и несемся к финишу. Соревнования действительно не из простых, потому и не наскучивают, хотя иной раз трасса длится более пяти минут. Второй тип стандартных мини-миссий — нарковойны. Друзья-раздолбаи Луиса решили устроить торговлю веселыми веществами, они рассекают на черном Cavalcade и часто просят главного героя помочь им. Стрельба, погони и дерзкие убийства — все как положено.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Новый лимузин смотрится куда респектабельнее обычного.

Еще в городе целая куча крыш, откуда можно на рекорд прыгать с парашютом. Причем здания как очень высокие, так и всего в несколько этажей, а цели для приземления необычные. К примеру, придется садиться на платформу движущегося грузовика или в быстро несущийся катер. Всплывет и прошлое Луиса — раньше он дрался в подпольных боях, потом ушел, но из-за некоторых событий опять вернется на ринг. Все, кому не хватало сложных и продолжительных драк голыми руками, ликуют и радостно разбрасывают конфетти.

И вот стоим мы в клубе, смотрим, все ли спокойно, — не за деньги, а ради погружения. Выводим пьяных, проверяем закоулки, туалеты и танцполы. В свободные часы можем и сами подвигать кузовом, а после зажать красотку в уголке. Возможностей много, эмоции Луиса передаются отлично, а декорации детализированные, точные и интерактивные. Иногда даже жаль становится, что сюжет The Ballad of Gay Tony не такой продолжительный и богатый, как в GTA 4. Здесь все весело, увлекательно и очень-очень напоминает классику. Особенно в конце.

Grand Theft Auto 4: Episodes From Liberty City

Парашютом пользоваться на удивление легко и занятно. Да и прыгать с ним можно не только с крыш, это очень радует.

Благодаря «Балладе» эпизоды предельно кошерны и изумительны, рекомендуются к употреблению всем. Луис стилен, крут и занимается увлекательными делами. Байкер Джонни похуже, но в плане «иной взгляд на GTA 4» все очень даже похвально. Только не забывайте, что игра любит покушать железо. Она иной раз потребовательнее GTA 4, так что заранее выключите Night Shadows — и будет вам счастье.

Плюсы: множество возможностей; новое оружие; увлекательные миссии; новые машины; пересечения с основной историей.
Минусы: малая роль Нико в эпизодах; затянутые и повторяющиеся поездки на мотоциклах; повышенные требования к железу; слабая история и ненатуральный характер главного героя The Lost and Damned.

На самый-самый первый взгляд GTA 4 кажется некоторым шагом назад — вместо целого штата с несколькими крупными городами и пригородами, как в San Andreas, нас опять ждет один-единственный Либерти-Сити. Но опасения эти напрасны. Достаточно поиграть совсем немного, чтоб понять: четвертая часть шагнула как раз вперед, причем значительно. И дело даже не в новом движке, а в удивительно похорошевшем геймплее. Вроде бы и занимаемся все тем же самым — в роли Нико Белича, сербского эмигранта, мы изучаем громадный Либерти-Сити, выполняем миссии не совсем линейного сюжета, находим всякие дополнительные занятия, просто болтаемся, коротая время. Однако в GTA 4 все это сделано с каким-то ранее невиданным вниманием к деталям — разработчики удивляют нас каждой мелочью, каждой приятной идеей.

Серия GTA на самом деле делится на два совершенно разных этапа. Первые две части — 2D-скроллеры, с автомобилями, стрельбой и достаточно простой целью заработать грабежом как можно больше денег за определенное время. GTA 3 и дополнения (Vice City, San Andreas, Liberty City Stories — каждое фактически тянуло на полноценное продолжение) стали одними из лучших игр со «свободным» геймплеем. В роли главного героя мы оказывались в огромном городе (а в случае с San Andreas — целом штате), где могли делать практически все, что угодно: слоняться по улицам, угонять машины, выполнять сюжетные и дополнительные миссии. Причем разнообразие заданий просто поражало: и гонки, и перестрелки, и слежка, и многое другое. Здесь же — и неплохой трехмерный движок. Здесь же — потрясающее разнообразие всего и вся, не позволявшее игре надоесть до самого последнего момента.

Отдельной статьей в «новой» GTA проходил сюжет. Герой каждой части — обитатель криминального «дна» нашего мира. Соответственно, в игре не было никакого героизма, никакой высокой морали — герою приходилось идти по головам своих противников (а порой и некоторых «друзей»), сталкиваться с подлостью, предательством и самому отвечать той же монетой. Наркотики, проституция, грязная лексика, межнациональная рознь — за эти и многие другие вещи GTA раз за разом получала максимально строгие возрастные рейтинги и оказывалась в центре громких скандалов. Хотя на самом деле разработчики серии, студия Rockstar, просто показывали всем нам изнанку того мира, в котором все мы живем, — не очень опрятную, сотканную из ошметков нелепой «бандитской романтики», насмешек над обыденными проблемами и стереотипами и огромного количества правды. Заканчивая рассказ о сюжете, стоит обязательно отметить еще одну фирменную черту — роскошную подачу. Великолепно прописанные персонажи, качественная режиссура роликов, действительно неожиданные повороты — во всем этом Rockstar взяла высочайшую планку качества, доступную только лучшим представителям игровой индустрии.

От GTA 4 публика ждала в первую очередь технологического рывка. Игра разрабатывалась для консолей нового поколения и наконец-то могла позволить себе то, в чем так отчаянно нуждалась: современный графический движок, выдающий нестыдную картинку. Это, разумеется, свершилось (см. соответствующий пункт ниже по течению). Но произошло еще одно приятное событие — неожиданный рывок в качестве геймплея, подходе к его разработке. С этим дела обстояли хорошо и в предыдущих частях серии, но GTA 4 все равно смогла их превзойти.

В зарубежной прессе про сюжет GTA 4 наверняка пишут — «традиционен для серии». В России так поступить нельзя. Дело в том, что, как только после вступительной заставки гражданка Глюк’oza начинает кричать из колонок цвои «айн-цвай-драй», понимаешь — четвертая часть сериала про нас, русских.

Главный герой — Нико Белич — родом из Сербии. Он приезжает в Либерти-Сити и селится у своего брата Романа, в Хоув-бич, русском районе этого города. Реальные аналоги первого и второго — это Нью-Йорк и Брайтон-бич, причем стоит отметить то, насколько удачно их воссоздали в игре. В городе, пусть и в несколько пародийном виде, встречаются многие главные достопримечательности Нью-Йорка. Чувствуется и атмосфера — от района к району она меняется, вместо деловых «пиджаков» на улице появляются праздно шатающиеся темнокожие или небритые мужики, отменно матерящиеся на русском. При этом окружение стало заметно живее — персонажи не просто отыгрывают роль декораций, а всеми силами пытаются создать впечатление, что здесь кипит настоящая жизнь.

Но вернемся к сюжету. Роман — неудачник по жизни, весельчак и балагур — как раз vlez v dolgi и почти сразу же после начала игры у него voznikayut problemi. Нико, ветерану одной из постсоветских локальных войн, приходится вступаться за брата. Ну а дальше пошло-поехало — миссия за миссией нас засасывает в криминальный водоворот Либерти-Сити.

Сделано все это, как всегда, прекрасно. Каждый персонаж, встречающийся нам на пути, — уникален, непохож на других и способен преподнести немало сюрпризов. Ролики, благодаря новому движку, стали потрясающе похожи на фильм — причем фильм с очень неплохими актерами и отличной режиссурой.

В целом концепция осталась прежней: по огромному городу можно перемещаться так, как вздумается, при этом на карте всегда призывно маячит несколько символов, указывающих на сюжетных персонажей, готовых дать миссию. Заданий огромное количество, но, по ощущениям, они стали несколько однообразнее и проще — хотя при всем этом Rockstar так и не отказались от не самой интересной идеи, когда при переигрывании миссии нам порой приходится исколесить половину города сначала до человека, дающего ее, а потом оттуда катить к месту выполнения.

Интересная идея Rockstar — то, что отношения с персонажами напрямую зависят от действий игрока. У Нико есть мобильник, с помощью которого можно позвонить любому из знакомых и куда-нибудь его пригласить: перекусить, сыграть в бильярд или, например, посмотреть представление в кабаре. Да и сами товарищи не забывают о нас и регулярно звонят со встречными предложениями, причем зачастую не в самый удачный момент. Чем чаще мы с кем-то общаемся, тем лучше он к нам относится. У девушек вспыхивают пылкие чувства, ну а суровые мужчины запросто могут помочь с выполнением очередной миссии. Единственный недостаток такой системы — если стараться дружить со всеми подряд, то на выполнение основного сюжета времени не остается. Приходится делать выбор в пользу пары наиболее полезных на данный момент людей.

В итоге однообразность заданий просто перестаешь замечать — главное, не мчаться сломя голову по сюжету, а получать удовольствие от всех возможностей игры. Вечером, после очередной кровавой бани, ты вызваниваешь свою подружку, отправляешься с ней в ночной клуб, где надираешься вдрызг. Обратная дорога — увлекательная борьба с машиной. Награда за поездку — скрипящая кровать и стоны в духе «о-о-о, ты лучший, Нико!». Наутро — завтрак с растаманом Джейкобом (он сильно помог в одной из недавних миссий, не стоит забывать такое), а затем визит в интернет-кафе, долгие поиски подходящих кандидатур на сайте знакомств (старая подружка надоела) и несколько минут, чтоб ответить на письмо мамы из далекой Сербии. Потом поездка в оружейный магазин — пополнить арсенал. Потом — визит к очередному знакомому за сюжетной миссией… который прерывается через два квартала, когда Нико замечает на обочине старого знакомого, торгующего на улице.

Во всем этом и заключается главная перемена GTA 4 — перед нами действительно игра про жизнь в городе. Сюжет и соответствующие миссии здесь — всего лишь один из элементов этой жизни. Самый, наверное, важный, но далеко не единственный.

Еще одно достаточно важное усовершенствование GTA 4 — это боевая система. По последней моде в игровых перестрелках активно используются укрытия. Нико может прятаться за углами, приседать за невысокими барьерами, вести огонь как выглядывая из-за них, так и вообще наугад. Важную роль в перестрелках играет физика, но это уже тема следующей главы.

Технологически GTA 4, как ни странно, стала заметно реалистичнее. Во время перестрелок пули запросто могут разнести какое-нибудь хрупкое укрытие или, например, насквозь прошить деревянную дверь. Трупы ведут себя очень образцово — красиво падают и принимают естественные позы. «Дотянулась» физика и до управления автомобилями — они стали не такими «картонными», как в предыдущих частях. Причем это не значит, что в GTA 4 водить сложнее, — скорее интереснее.

Картинка, как ни странно, у кого-то может даже вызвать разочарование. Когда Rockstar пообещала GTA 4 на абсолютно новом движке, то многие стали ждать от нее откровения — чего-то поражающего воображение и открывающего новые горизонты. На самом же деле, даже современных технологий не хватает на то, чтобы воспроизвести во всех красотах целый город — поэтому пришлось пойти на некоторые упрощения, и картинка GTA 4 выглядит заметно скучнее, чем у какого-нибудь высокотехнологичного шутера.

С музыкой традиционно все прекрасно. Отличный подбор треков для целой кучи радиостанций, хорошие актеры озвучки — что еще надо?

Загадывать не будем, но GTA 4 — явно один из претендентов на это звание. Слишком уж долго — четыре года — мы ждали продолжения очередной серии. И оно не разочаровывает ни на секунду — Rockstar действительно сделали очень многое, создав практически идеальный симулятор бандитской жизни в большом городе.

PC — последняя платформа, которую осчастливила своим вниманием GTA 4. Ее консольные версии, вышедшие весной на Xbox 360 и PlayStation 3, были практически близнецами — единственное, что на приставке Sony игра показывала чуть лучшую производительность (некоторые апологеты Xbox 360 это утверждение, впрочем, с ревом оспаривают). Зато на Xbox 360 с самого начала был анонсирован уникальный дополнительный контент — несколько небольших аддонов (первый выйдет 17 февраля) с дополнительным сюжетом и прочими возможностями.

PC-версия также может похвастаться некоторыми плюшками. Во-первых, это, конечно, улучшенный движок — добавились новые спецэффекты, стало более разнообразным игровое окружение, обещан и мощнейший редактор.

  • Потрясающее разнообразие — в Либерти-Сити вы всегда найдете чем заняться
  • Великолепный сюжет
  • Множество мелких и приятных находок
  • Новый движок

Понравилось ли певице Руслане работать на Rockstar?

Как занять себя в Либерти-Сити?

Похожи ли отзывы русских эмигрантов о Нью-Йорке на впечатления от Либерти-Сити?

Чем были интересны предыдущие части GTA?

Как изменилась Статуя Свободы при переезде в Либерти-Сити?

НА ЭТИ И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА GRAND THEFT AUTO 4 В ДЕКАБРЬСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (В продаже с 25 ноября 2008 года).

Читайте также: