Гайя настольная игра обзор

Обновлено: 04.07.2024


Когда можно делать обзор на игру? Для каждой настолки есть свой критерии. Автор обзора «Проекта Гайя» считает, что может выразить полноценное мнение, только сыграв за каждую фракцию минимум 2 раза и научившись рубить 200+ очков за партию. Впечатляет, не правда ли? Тогда вперёд, к прочтению. Материал перевел на русский язык читатель по имени Александр.

Конечно, обзор имеет перекос в сторону восторга. Будем терпимы к автору, он имеет право на любовь к игре, тем более, что она многими признана весьма достойной. Единственное, что смущает многих, так это факт, что сама игра неоригинальна, а является идейной наследницей Терра Мистики. И вот вопрос: можем ли мы считать её другой, улучшенной версией родителя или просто способом срубить дополнительных денег?

Забегу вперёд: игра действительно стала лучше, и она изменилась не только сеттингом.

Поверхностный взгляд

Порадуемся планшетам. Эти двусторонние помощники игроков по фракциям сделаны просто, чётко и понятно. Все они помимо художественной составляющей направят ваш ход мыслей таким образом, чтобы вы поняли особенность игры за данную фракцию. Хотя следует заметить, что арт здесь «на любителя». Не то чтобы это будет вас раздражать, просто не ждите бурных восторгов от портретов представителей каждой фракции. И на мой взгляд, реализовать художественную составляющую – та ещё задача. Так что можно успокоиться – всё понятно, и хорошо.

А вот что реально приведёт вас в благоговейный трепет – так это взгляд на подготовленную к партии игру, все эти поля, заполненные миниатюрными зданиями, карта, остальные компоненты… При этом, на фоне всего этого великолепия легко оставаться в теме и следить за ситуацией в игре. Пластик против дерева? Кому как, но многим новое решение больше по душе, тем более, что пластиковые здания реализованы более детально.

Издатель пошёл в сторону удешевлению компонентов по сравнению с исходной игрой, и это заметно: после 31 партии на планшетах начали обнаруживаться потёртости. Мысли вслух: можете ли вы оценить, через сколько времени после приобретения вы перевалите через 30 партий? Если ответ не измеряется в днях, то расслабьтесь, качество приемлемое.

Игра

Наверное, вы уже поняли, что здесь фактор удачи отсутствует от слова «совсем». Начисто. Ну если вы не будете занудствовать и считать, что случайный выбор фракции на старте зависит от удачи.

Конечно, нельзя сказать, что присутствие рандома – это прям беда. Вспомните Покорение Марса или Кубарем по галактике. Контролируемый рандом продлевает срок жизни игры у вас на столе. Но здесь этой цели призваны помогать случайные цели игры и различные стартовые комбинации фракций.

Пару слов о взаимодействии. Большинству людей игра покажется совсем без взаимодействия, но это только на первый взгляд. Да, здесь нельзя выстрелить из космического крейсера по базе инопланетян, чтобы осколками засыпало остальных участников. Но успеть занять вкусное место на карте – та ещё задачка. И вы долго будете осыпать проклятиями того парня, который сделал это на ход раньше вас.

И все эти цепочки взаимодействий, задачи на игру, фракции сделают каждую партию уникальной. Можно сказать, что каждый раз вы ощущаете себя внутри совершенно нового сюжета космической экспансии (или математической головоломки, кому как приятнее).

И когда вы приведёте своих космических подопечных к победе, вы почувствуете себя воистину великолепно. Не буду сравнивать это удовольствие с другими, о которых вы возможно подумали, но оно того стоит.

Если вы не знакомы с Терра Мистикой

Вот вы читаете и думаете: какая-то бессвязная болтовня о крутой игре, которая продолжает идеи другой крутой игры… О чём вообще речь? Расскажите, что это за вселенная такая, где рабочими можно строить дома, а шахты преобразовывать в академии?

Да это всё про Проект Гайя, который вырос из Терра Мистика, которая занимала и занимает очень высокие места да хотя бы на BGG.

И если вас это отпугнуло, то прошу вас, наберитесь смелости и попробуйте хотя бы раз. Игра выглядит громоздко только на первый взгляд, а в реальности она элегантна и весьма изящна (и это он говорит не о своей любимой, а о стопке картона, заметьте). Только начнёте, и не заметите, как вас с головой затянет в эту увлекательную головоломку.

Послушайте поклонника: это вам не кикстартерный проект, в который положили пластиковых игрушек, но забыли придумать сюжет и правила. Тут у вас в распоряжении 14 фракций со своими особенностями и способами победы, составное поле и старый добрый космос. Ну и что, что здесь нет Дарт Вейдера и Люка, при должном воображении вы реализуете любой сюжет внутри своей головы.

Скажу вам: это не просто повседневное блюдо, это деликатес, который вам подают в очень крутом ресторане под руководством ещё более крутого шеф повара.

А если вы уже играли в Терру?

Чем же завлечь вас, искушённые преобразователи территорий? А вот вам список, после которого у вас затрясутся руки от желания схватить коробку и прижать к себе.

1. В Гайю можно отлично играть вдвоём. Втроём, вчетвером, конечно, ещё лучше, но и вдвоём она хороша.

2. Сила (да пребудет она с нами) стала куда более мощным и разнообразным инструментом в игре.

3. Здесь нет промежуточного терраформирования: либо копай до конца, либо не начинай вовсе. Поэтому придётся качать терраформирование, иначе 2 типа планет будут абсолютно недоступными для вас, а это до добра не доведёт.

4. Новый тип планет (местности), который выступает джокером. Ох и придётся вам побороться за лакомые кусочки.

5. Но и проигравшим в борьбе не стоит унывать – здесь придумана целая фаза по преобразованию обычных планет в такие джокеры, так что думайте, что важнее здесь и сейчас.

6. Более интересные технологии (читай: благословения, если вы понимаете, о чём я). Они прокачивают ваши фракции в более уникальном стиле, придавая ещё больше отличий от оппонентов.

7. Вам мало? Да вот вам ещё продвинутых технологий, чтобы прокачка была по-настоящему комплексной и интересной.

8. 2 из 6 целей выбираются случайно на партию, и перед вами уже 15 разных игр в одной коробке.

9. Кубы квантового интеллекта – это как рубины в Каверне – используй, как сочтёшь нужным, но с умом, и тогда ты будешь Владыкой космоса.

10. (только для опытных) отсутствие бонусной руды (рабочего) под третьей шахтой на планшете. В первый раз вы кричите: «У меня бракованный планшет!». Потом замечаете, что у всех также, и говорите: «Хм, зачем же это нужно?». Ну а в третий раз вы уже просто ликуете: «Да это ж гениально. »

Ну что же вы всё сидите? Марш в магазин за Гайей, и пусть она не сходит с ваших столов. Но проницательный читатель сейчас возьмёт да и спросит: «А что же делать с Террой?». Нет, я не буду советовать растопить ей камин (хотя деревянных компонент в ней достаточно). Продолжайте играть и наслаждаться. Всё же там другой мир, другие фракции и она так и осталась замечательной игрой. И возможно, она чуть более агрессивна.

Так что рубитесь по чётным в Гайю, а по нечётным – в Терру. Но помните, что Гайя всё-таки получше.

Вместо заключения

Конечно, любой обзор – это глубоко личное мнение. И восторги могут быть вызваны разными причинами, и даже могут быть неискренними. Поэтому фильтруйте ценное из написанного и составляйте своё мнение. Проект Гайя – это вам не Любовное послание. В него нельзя сыграть на природе, нельзя позвать бабушку для компании, в нём нельзя вызвать Ктулху. Но в своей нише это очень и очень стоящая внимания вещь. Поэтому если вы не заядлый америтрешер, просто попробуйте. Вдруг окажется, что это то, что вы так долго ждали – Терра Мистика в космосе.


Идеальный мир. Каким вы себе его представляете? Разнообразные ландшафты, первозданная красота природы и сбалансированная экосистема. Поселения и города, мирно соседствующие друг с другом. От слов к делу: проверим свои созидательные навыки и сотворим новый мир. Благо для этого есть подходящий игровой симулятор — «Гайя».

Gaïa

«Гайя». Настольное сотворение мира 1

Тип игры: карточная, экономическая стратегия
Автор: Оливер Ролко
Художник: Жюльен Кастани
Издатель в России: «Эврикус», 2018
Количество игроков: 2–5
Возраст игроков: от 8 лет
Длительность партии: от 30 минут
Похоже на:
«Каркассон» (2000)
Deus (2014)
«Цивилизация Сида Мейера» (2014)

«Гайя» — настолка, предлагающая игрокам поучаствовать в создании нового мира, вооружившись своим воображением. Действуя на общем поле, игроки собирают из тайлов карту, основывают города, выполняют промежуточные цели и стремятся первыми разыграть всех своих миплов.

Игровой процесс предельно прост: каждый ход игроки выполняют всего по два действия — берут новую карту из колоды и разыгрывают одну с руки. В игре есть три основных вида карт — природы, жизни и стихий, а также карты целей.

Карты природы (с зелёной рубашкой) помогают сформировать ландшафт будущего мира. Разыграв такую карту, игрок добавляет на поле новый тайл земли по соседству с одним из ранее размещённых. Одновременно можно попробовать выполнить указания одной из карт промежуточных целей. Выложенные перед игроком карты природы собираются в наборы, и, получив нужную комбинацию, можно выставить своего мипла на карту цели.

Карты жизни (с синей рубашкой) бывают двух типов. Сыграв карту с животными, игрок просто заселяет свободный тайл земли с помощью четырёх жетонов зверей. А вот розыгрыш карты города требует не только основать поселение на определённом тайле, но ещё и выполнить как минимум две из четырёх потребностей его жителей, указанных на карте. Заключаются они обычно в соседстве с определёнными типами земли и животными. В отличие от животных, город закрывает собой землю, и она уже не может покрывать потребности соседних городов. Кроме того, каждый ход игрок снимает с поля рядом с городом один из жетонов животных, если жители охотятся на них (это указано в потребностях). В конце действия игрок ставит своего мипла в новый город. Если другой игрок в свой ход покроет потребность города, он тоже ставит своего мипла в этот город.

«Гайя». Настольное сотворение мира

Закрываемые земли и исчезающие в результате охоты животные на протяжении всей партии влияют на жизнь городов. Если уровень покрытия снижается до одной потребности, миплы возвращаются из города к своим игрокам. Городу без единой покрытой потребности и вовсе суждено исчезнуть — его карта отправляется в сброс.

«Гайя». Настольное сотворение мира 4

Мирное и безмятежное созидание сменяется буйством природы при игре с дополнением «Стихии». Карты стихий (с красной рубашкой) открывают игрокам новые возможности для изменения Гайи. Дождь позволяет орошать пустыню, превращая её в равнину. Равнина, в свою очередь, под воздействием дождя превратится в болото. Землетрясение заставляет две соседние земли поменяться местами, а вулкан просыпается в горах и выжигает всё вокруг, уничтожая города на соседних тайлах, — после извержения те превращаются в пустыню.

Дополнительные правила позволяют ещё сильнее обострить борьбу и взаимодействие между игроками. Появляется возможность выгонять чужих миплов из городов, а также ставить двух своих миплов в один город, если покрыть все четыре его потребности. Ещё одно приятное дополнение к базовой игре — промокарта Венеции, единственного города, который можно построить на воде.

«Гайя». Настольное сотворение мира 3

При всём этом великолепии огорчают две вещи. Во-первых, огромная коробка, которая могла бы быть значительно компактнее с учётом комплектации. А во-вторых, нестандартный формат карт — он добавит дискомфорта игрокам, привыкшим защищать карты протекторами. Но размер карт обусловлен игровой необходимостью: будь они больше, города не умещались бы на тайлах земель.

В остальном исполнение игры отличное — прочная коробка, яркие детализированные иллюстрации, плотный картон у тайлов земель и жетонов животных, а также привычные для еврогеймов деревянные миплы. Начинающий издатель «Эврикус» явно не пытался сэкономить на мелочах, и это заслуживает уважения, как и выбор отличной игры для первой локализации.


Идеальный мир. Каким вы себе его представляете? Разнообразные ландшафты, первозданная красота природы и сбалансированная экосистема. Поселения и города, мирно соседствующие друг с другом. От слов к делу: проверим свои созидательные навыки и сотворим новый мир. Благо для этого есть подходящий игровой симулятор — «Гайя».

Gaïa

«Гайя». Настольное сотворение мира 1

Тип игры: карточная, экономическая стратегия
Автор: Оливер Ролко
Художник: Жюльен Кастани
Издатель в России: «Эврикус», 2018
Количество игроков: 2–5
Возраст игроков: от 8 лет
Длительность партии: от 30 минут
Похоже на:
«Каркассон» (2000)
Deus (2014)
«Цивилизация Сида Мейера» (2014)

«Гайя» — настолка, предлагающая игрокам поучаствовать в создании нового мира, вооружившись своим воображением. Действуя на общем поле, игроки собирают из тайлов карту, основывают города, выполняют промежуточные цели и стремятся первыми разыграть всех своих миплов.

Игровой процесс предельно прост: каждый ход игроки выполняют всего по два действия — берут новую карту из колоды и разыгрывают одну с руки. В игре есть три основных вида карт — природы, жизни и стихий, а также карты целей.

Карты природы (с зелёной рубашкой) помогают сформировать ландшафт будущего мира. Разыграв такую карту, игрок добавляет на поле новый тайл земли по соседству с одним из ранее размещённых. Одновременно можно попробовать выполнить указания одной из карт промежуточных целей. Выложенные перед игроком карты природы собираются в наборы, и, получив нужную комбинацию, можно выставить своего мипла на карту цели.

Карты жизни (с синей рубашкой) бывают двух типов. Сыграв карту с животными, игрок просто заселяет свободный тайл земли с помощью четырёх жетонов зверей. А вот розыгрыш карты города требует не только основать поселение на определённом тайле, но ещё и выполнить как минимум две из четырёх потребностей его жителей, указанных на карте. Заключаются они обычно в соседстве с определёнными типами земли и животными. В отличие от животных, город закрывает собой землю, и она уже не может покрывать потребности соседних городов. Кроме того, каждый ход игрок снимает с поля рядом с городом один из жетонов животных, если жители охотятся на них (это указано в потребностях). В конце действия игрок ставит своего мипла в новый город. Если другой игрок в свой ход покроет потребность города, он тоже ставит своего мипла в этот город.

«Гайя». Настольное сотворение мира

Закрываемые земли и исчезающие в результате охоты животные на протяжении всей партии влияют на жизнь городов. Если уровень покрытия снижается до одной потребности, миплы возвращаются из города к своим игрокам. Городу без единой покрытой потребности и вовсе суждено исчезнуть — его карта отправляется в сброс.

«Гайя». Настольное сотворение мира 4

Мирное и безмятежное созидание сменяется буйством природы при игре с дополнением «Стихии». Карты стихий (с красной рубашкой) открывают игрокам новые возможности для изменения Гайи. Дождь позволяет орошать пустыню, превращая её в равнину. Равнина, в свою очередь, под воздействием дождя превратится в болото. Землетрясение заставляет две соседние земли поменяться местами, а вулкан просыпается в горах и выжигает всё вокруг, уничтожая города на соседних тайлах, — после извержения те превращаются в пустыню.

Дополнительные правила позволяют ещё сильнее обострить борьбу и взаимодействие между игроками. Появляется возможность выгонять чужих миплов из городов, а также ставить двух своих миплов в один город, если покрыть все четыре его потребности. Ещё одно приятное дополнение к базовой игре — промокарта Венеции, единственного города, который можно построить на воде.

«Гайя». Настольное сотворение мира 3

При всём этом великолепии огорчают две вещи. Во-первых, огромная коробка, которая могла бы быть значительно компактнее с учётом комплектации. А во-вторых, нестандартный формат карт — он добавит дискомфорта игрокам, привыкшим защищать карты протекторами. Но размер карт обусловлен игровой необходимостью: будь они больше, города не умещались бы на тайлах земель.

В остальном исполнение игры отличное — прочная коробка, яркие детализированные иллюстрации, плотный картон у тайлов земель и жетонов животных, а также привычные для еврогеймов деревянные миплы. Начинающий издатель «Эврикус» явно не пытался сэкономить на мелочах, и это заслуживает уважения, как и выбор отличной игры для первой локализации.

Поговаривают, что давным-давно ничего небыло. То есть совсем ничего: ни космоса, ни Земли, ни, тем более, нас с вами, а также пиццы, и, не поверите, интернета. Одним словом, скучно было. Поэтому некая продвинутая и весьма позитивная личность с безграничными возможностями извлекла из волшебной коробки горсть диких атомов, разбросала всё это добро по галактике, и на свет появилось то, что мы видим вокруг себя. А так как серьёзно к сотворению мира никто никогда не относился, то «что получилось, то получилось», и переделать это никак нельзя, сколько не пытайся…


Нечто подобное нам предлагают совершить в новинке от издательства «Эврикус»: создать целый мир со своими достопримечательностями, а затем заселить землю разнообразной живностью и миплочеловечками, которые возведут города, будут охотиться, ловить рыбу и влиять на микроклимат. Идиллия воцарится на островке Гайя…

Через некоторое время произойдёт извержение вулкана, и все эти райские кущи накроет пеплом. Спасшиеся на лодках счастливчики поплывут среди акул, кракенов и китов к далёким берегам, выталкивая друг друга за борт. Выживут далеко не все (здесь уместен гомерический хохот). Хотя, это тема для другой истории…


Гайя – это красивая семейная игра, хранящаяся в не менее красивой прямоугольной коробке. Россыпь тайлов, колода карточек, горсть миплов и стопка жетонов прикрыты красочным буклетом правил. Места свободного внутри – полно, судя по всему, нужно смириться с этим фактом…


В создании мира может принять участие до пяти соискателей, каждый получит комплект поселенцев своего цвета. Обратите внимание: в дуэльном варианте используется по шесть фигурок, против пяти, задействованных в стандартной партии.


Покупателей отечественного издания ждёт сюрприз в виде промо-карточки Венеции. Это единственный город, который разрешается выстроить на воде. Мелочь, а приятно…


Созданные соперниками земли и водные просторы можно заселять существами, которые, впоследствии, пойдут на обеденные столы поселенцев. Двусторонние жетоны прекрасно справятся с этой задачей.


Остров Гайя состоит из пяти типов местности (леса, пустыни, равнины, болота, горы), также не забыты озёра и омывающий берега океан. Все эти территории отображены на квадратных картонных тайлах.


Аналогичные изображения присутствуют на карточках «природы», с их помощью и будут созданы очертания будущей Гайи.


На обетованной земле можно отстроить города и поселения, а неподалёку поместить стада животных. Специальные карточки «жизни» с синими рубашками позволят почувствовать себя настоящим Творцом.


Безусловно, каждый игрок стремится выполнить задания, указанные на карточках «целей». Задачи сводятся к сбору сетов из разыгранных карт - тут главное успеть вовремя сориентироваться и пристроить к острову свой участок территории.


Катаклизмы – без них жизнь была бы скучной и неинтересной. Разнообразные «стихии» обрушатся на райский уголок, дабы его жители не расслаблялись… А игрокам представится возможность спутать планы оппонентов и развлечься, осушив болото, либо затопив лавой соседние с вулканом города.

Кстати, стихийные бедствия применяются только в продвинутых правилах: если вы впервые на Гайя, то отложите стопку с красной рубашкой до лучших времён (а также две специальных карточки целей)…


Подготовка к сотворению мира не потребует много времени при условии, что вы заранее рассортировали по типу тайлы территорий - расположите стопки в зоне доступности оппонентов. Неподалёку выкладываются задания (их число зависит от количества игроков), подле - жетоны существ, далее - три карты природы и две карты жизней (соответствующие стопки лежат рубашками вверх). Катаклизмы, как вы помните, используются только в продвинутых правилах, поэтому до поры до времени покоятся в коробке.


Творцы получают по две зелёных и одной синей карточке, а также по пять (шесть при игре вдвоём) миплов. Собственно, вот и все приготовления – осталось выбрать самого пафосного участника, доверив ему право начать партию.


В свой ход необходимо выполнить два действия в любой последовательности: пополнить руку одной открытой, либо снятой с верха стопки карточкой «природы» или «жизни», а также совершить действие, сыграв любую карточку с руки. Существует ограничение – не более шести карт в руке, излишки сбрасываются (вы, безусловно, всесильны, но меру знать надо).


Сыгранная карточка «природы» позволяет выложить в центр стола очередной тайл соответствующей территории. При этом новые участки моря или суши должны соприкасаться друг с другом.


Карточка при этом выкладывается перед игроком (а не уходит в сброс, как вы могли подумать). Как только один из оппонентов выполнит указанное на картинке задание, он ставит на карточку цели своего подопечного. Увы, отныне для остальных это задание более не доступно.


Создали землю или воду? Быстрее заселяйте эти территории всякой жетонной живностью, используя карточки «жизни». Если в ковчеге было «каждой твари по паре», то мы более щедрые люди, нежели бедолага Ной: выкладывайте на тайл две пары, то есть четыре жетона!


Пора возрождать цивилизацию, а именно – города всякие и поселения. Для этого берём с руки необходимую карточку и выкладываем её на тайл. При этом необходимо выполнить условие близлежащих территорий (значки внизу картинки): к участку постройки должны прилегать по вертикали или горизонтали минимум два необходимых участка местности.


Животные и рыбы не вечны, а у деревянных миплолюдей урчит в желудках – в конце хода на каждый город тратится один жетон провизии (ресурсов).


Не думайте, что основав город, вы будете в нём единоличным хозяином – тут же набегут родственники, знакомые и прочие сомнительные личности, которые с удовольствием разделят с вами кров и славу. Для этого всего лишь необходимо неподалёку добавить необходимый тайл (или ресурс), увеличив число потребностей города.

Самое интересное начинается, когда в силу обстоятельств уменьшается число покрытых потребностей поселения. Тогда либо все его жители возвращаются к владельцам, а город остаётся на месте (один ресурс), либо миплы, опять же, идут к хозяевам, а город – в сброс (ни одного покрытого ресурса). Вот такая реновация по Гайски…


Обстоятельства, влияющие на города, могут быть связаны с исчезновением жетонов еды, строительством неподалёку нового населённого пункта (карточка перекрывает задействованный ресурс), либо с меняющими ландшафт природными катаклизмами (продвинутые правила).

Как только один из соперников использует по назначению всех своих подопечных, он тут же выигрывает, получает пост губернатора Гайи и немедленно отбывает к месту службы.


Красивая, не сложная семейная игра на «тайловыкладывание» и выполнение заданий. С одной стороны, заработать победные очки можно расширением территорий с попутным выполнением заданий. С другой – строительством городов, и выставлением на них человечков. Попутно желательно следить за достижениями оппонентов и, при необходимости, лишать их населенные пункты ресурсов. Хотя, порой, проще присоседиться, выложив неподалёку необходимую местность, либо заселив территорию всякой живностью.

Качество локализации можно смело оценить на «отлично»: тайлы ровные, полиграфия яркая, вырубка не вызывает нареканий, фигурки отшлифованы и покрашены. Приятным бонусом служит промо-карточка Венеции. Скорее всего, тираж полностью отпечатан за рубежом.

Правила изложены понятно, снабжены пояснительными картинками – даже у новичка не возникнет никаких затруднений. Основной момент, требующий повышенного внимания – «изменение» ресурсов вокруг городов. Особенно это актуально при использовании различных буйств погоды, при которых тайлы меняются местами. Кстати, удачно построенный город также может вызвать «цепную» реакцию на поле…

Для широкого круга поклонников настольных игр, хорошее пополнение коллекции…

Мои благодарности издательству "Эврикус" за предоставленный для обзора экземпляр игры. Кстати, перейдя по этой ссылке, вы можете приобрести игру по самой выгодной цене.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста: максимум шесть карт на руках - это всех вместе или только зеленых? И это вместе с теми, что уже сыграли и лежат на столе или только еще не использованные? В правилах этого нет. Вообще правила какие-то у них как-то кривовато изложены :( Даже вот момент с отправкой в сброс никак не отмечен, только по вашему обзору плюс к правилам и можно понять, как вообще образуется набор для выполнения "целей".

Читайте также: