Final fantasy 13 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Вчера в Steam и в онлайновом магазине Square Enix состоялся релиз Final Fantasy 13 — это событие многие компьютерщики ждали долгих пять лет. Но оправдал ли порт их ожидания? Скорее нет, чем да — а если и оправдал, то далеко не самые смелые.

По необъяснимым причинам японские компании часто переносят свои игры игр на PC через… пень колоду — достаточно вспомнить, насколько убогими получились адаптации Resident Evil 4 и Dark Souls, которые в свое время блистали на консолях. С Final Fantasy 13 приключилась примерно та же история. Разработчики даже не потрудились добавить графические опции, которые бы помогли владельцам слабых машин настроить баланс между качеством картинки и производительностью. CGI-видеоролики сильно пережали — в результате они выглядят не так здорово, как на PlayStation 3. Ну и самое обидное: на PC «финалка» работает в фиксированном режиме 720p/60 FPS, и возможности поднять разрешение попросту не предусмотрено. Еще одна странность заключается в том, что игра тут же предлагает выйти из нее при нажатии клавиши Esc…

Эта статья опубликована в мартовском номере «Игромании». В качестве приятного подарка читателям мы выкладываем ее на сайт одновременно с выходом журнала.

Время от времени на сайте будут появляться досрочно и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие – этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями.

У японцев есть такой древний обычай — извиняться. Все вы, наверное, хотя бы раз видели в новостях по телевизору сюжет, как какой-нибудь японский политик что-то быстро бормочет и при этом неистово кланяется, — вот это как раз оно. Но то политические игры, а в наших перед игроками в открытую извиняться не принято даже японцами. Однако команде, отвечающей в Square Enix за флагманский ролевой сериал Final Fantasy, просить прощения явно есть за что.

Уже десять лет «Последняя фантазия» движется куда-то не туда, причем ее никто не толкает — она катится по инерции после ухода из студии главных людей, ответственных за грандиозный успех прошлых игр серии. Но так как запас прочности у нее был очень большой, то только недавно проблемы стало заметно невооруженным глазом.

Тринадцатая часть, вышедшая в прошлом году, стала для Square Enix по-настоящему несчастливой, потому как впервые за многие годы количество недовольных возгласов превысило количество довольных — уж слишком кардинальные изменения внесла в концепцию нынешняя команда разработчиков. Так вот, Final Fantasy XIII-2 — это их попытка сказать «извините» всем недовольным.

С первых же секунд эта попытка старается завлечь игрока в свои сети самым элементарным и безвкусным способом — с ходу обрушивает на него груду спецэффектов, показывает ураганный ролик и заставляет в начале игры биться с ее главным злодеем. Казалось бы, ничего в этом особенного нет, половина нынешних блокбастеров поступает точно так же, если не хуже. Однако, смотря на фигурки, мельтешащие среди каких-то серых руин, невольно ловишь себя на мысли: нет чувства, что ты только что уселся играть в Final Fantasy. Оно знакомо любому, кто неравнодушен к серии, — вставляя диск в приставку, организм будто предвкушает встречу с прекрасной сказкой, а с первыми же аккордами вступительной мелодии и с первыми кадрами вступительного ролика с экрана на игрока льется настоящее волшебство.

Это чувство переполняющего прекрасного регулярно возникало даже во время прохождения неоднозначной тринадцатой части. Можно сколь угодно критиковать ее за небывалую линейность, раздражающих персонажей и излишнюю перегруженность сюжета глупыми терминами, но вряд ли кто-то останется равнодушным от романтической сцены на фоне неземной красоты салюта или от великолепно срежиссированного спектакля, в котором нам показывали краткую историю войны между Коконом и Пульсом.

Final Fantasy XIII-2

В Final Fantasy XIII-2 этой магии почти не осталось. Игру можно назвать переломной в серии. Чем дольше в нее играешь, тем отчетливее понимаешь, что это продукт целиком маркетинговый. Square Enix в последнюю пару лет не раз намекала на желание поставить производство «Последних фантазий» на поток, и похоже, что перед нами — первая ласточка. А там, где работает конвейер, какой-то уличной магии ждать вряд ли стоит.

Экономия временных и финансовых ресурсов чувствуется во всем: в сером и невзрачном (но с дерганной камерой и кучей взрывов) начальном CG-ролике, который к тому же чуть ли не единственный на всю игру (остальные — исключительно на движке), в подходе к сюжету, квестам, к проработке персонажей и к их количеству.

Однако неправильно будет подумать, что Final Fantasy XIII-2 — это плохая игра. Но это уже не Final Fantasy в том виде, к которому мы привыкли и который искренне любили.

Вторая тринадцатая часть своей главной темой делает путешествия во времени, да еще и в нескольких альтернативных вариантах развития событий. Чтобы новички не запутались, игра рассказывает краткое содержание предыдущей серии: мрачная девушка Лайтнинг, владеющая убойным хуком справа, пытается спасти Кокон, большой планетоид, парящий над планетой Пульс. На Коконе живет все человечество, в то время как Пульс кишит монстрами. Когда-то и там были города, жили люди, но со временем проиграли в схватке с матушкой-природой. В результате череды событий Кокон таки оказывается спасен, хотя от гибели его отделяли сущие мгновения. Парочка персонажей из команды Лайтнинг превратилась в огромный кристальный столб (не спрашивайте), который удержал Кокон от падения с небес на грешную землю, а сама Лайтнинг воссоединилась со своей сестрой Сэрой, которую тоже по ходу дела пришлось спасать.

Final Fantasy XIII-2

Тут и сказочке конец, но вдруг Лайтнинг куда-то исчезает, и все вокруг начинают искренне верить, что она никогда не покидала Кокон, а тоже стала частью кристального столба. Лишь только Сэра помнит их трогательную встречу, но почти никто ей не верит. Так и прожила бедная девушка в смятении три года, обучая детишек в местной школе, пока ей на голову не свалился парень по имени Ноэль (подозрительно напоминающий Сору из серии Kingdom Hearts).

Пришелец утверждает, что путешествует во времени и в своих странствиях его занесло в Валгаллу, некий странный мир, где он повстречал Лайтнинг. А та попросила найти любимую сестренку и привести ее к себе. После недолгих сомнений скромная и милая девушка Сэра превращается в целеустремленную (но все еще милую) воительницу и отправляется на поиски сестры в прекрасное далеко.

Final Fantasy XIII-2

На этом романтика, в принципе, заканчивается, и чего-то большего от сюжета ждать не стоит. На свою беду Square Enix (точнее, тогда еще SquareSoft) уже показала в лучшие свои годы, какими должны быть игры про путешествия во времени — речь, конечно же, о шедевральном Chrono Trigger, который много раз переиздавался на всевозможных платформах, а сейчас в него вполне комфортно можно поиграть на iPhone. Там, если помните, был один большой мир, а ваши действия в одном времени непременно (и порой неочевидным образом) отражались на другом. Вкупе с великолепным сюжетом и вниманием к мелочам это сделало Chrono Trigger игрой на все, извините за каламбур, времена.

В Final Fantasy XIII-2 тоже можно наткнуться в будущем на последствия принятых в прошлом решений, однако есть одно «но»: цельного мира в игре нет. Каждый раз, отправляясь в другое время, вы оказываетесь в разных, обычно довольно тесных локациях без возможности выйти за их пределы, и всего таких локаций-времен порядка тридцати. Почти везде вам предлагается решить какой-то временной парадокс, чтобы получить ключ от ворот, переносящих героев на другой «уровень». Парадоксом может быть что угодно — от непонятного зеркала в комнате Сэры до гигантского человекоподобного робота. Главное, чтобы это что-то не принадлежало к тому времени, в котором оказались Сэра и Ноэль.

Final Fantasy XIII-2

Фактически игра поделена на несколько десятков слабо связанных друг с другом эпизодов — в каждом временном отрезке свои проблемы и своя сюжетная канва, а общую картину мира и проблем, в нем происходящих, приходится собирать маленькими кусочками из обрывков фраз, как пазл. И, пожалуй, далеко не все будут настолько упорны, чтобы во всем разобраться. Тем более что прелесть Final Fantasy XIII-2 не в сюжете (он здесь, положа руку на сердце, для галочки), а в геймплее.

Final Fantasy XIII-2

Также японцы вовсю стараются перенимать западный опыт, хотя пока они напоминают малыша, учащегося ходить. В кои-то веки в Final Fantasy появились разветвленные диалоги, давно привычные всем любителям западных ролевых игр, — в ключевые моменты вас просят отреагировать на сказанное собеседником, а вы вольны решать, какую глупость изречет персонаж. Скажем почти без сарказма: для jRPG это настоящий прорыв. Осталось подтянуть диалоги до современных стандартов (обычно герои несут подростковую чушь и тысячу раз повторяют одни и те же банальности).

Final Fantasy XIII-2

Другое заимствование у современных игр — quick-time events, когда вас просят в определенные моменты действа нажимать указанные кнопки. Вот здесь уже совсем без сарказма можно сказать, что японцы переплюнули многих и вплотную приблизились к Heavy Rain: QTE прекрасно срежиссированы и очень плавно вытекают из основного действа, а каждое нажатие кнопки четко связано с происходящими на экране драматическими событиями. QTE используется даже в битвах — в какой-то момент сражение с очередным боссом может из вялого обмена ударами неожиданно превратиться в зрелищное шоу с гигантскими прыжками, летающими файерболами и многократными ударами мечом по голове. И даже здесь, стараясь загладить вину за тринадцатую часть, разработчики добавили вариативность. Например, иногда вас просят выбрать, пульнуть ли в гада молнией или все-таки прибегнуть к физическому насилию. Мелочь, а приятно, хотя и никак не влияет на исход сцены.

Сами же битвы, да и вообще вся система прокачки служат главным стимулом для игры в Final Fantasy XIII-2. Суть боевки с прошлого раза не изменилась: во время сражения у героя заполняется специальная шкала, поделенная на сегменты, которыми он расплачивается за различные действия, будь то физическая или магическая атака, лечение, защитные приемы и т.д. Но при этом от вас почти не требуется выбирать конкретные действия — достаточно нажать кнопочку автобоя, и персонаж сам воплотит в жизнь наиболее эффективные приемы из своего арсенала.

Final Fantasy XIII-2

Соль в том, что в каждый момент времени вам доступны только те скиллы, которые соответствуют текущей роли персонажа. Всего ролей шесть: коммандо предпочитает физическую атаку, реведжер — магическую, саботер ослабляет врагов, синерджист усиливает своих, медик лечит, а страж принимает урон на себя. В любой момент битвы вы можете сменить роль персонажа в зависимости от ситуации, и в этом заключается залог победы — анализировать ситуацию на поле боя и молниеносно принимать стратегически верные решения. Ложка дегтя заключается в том, что если идти прямой дорогой к финалу, ни на что не отвлекаясь, то бои так и останутся в вашем понимании однокнопочными и станут восприниматься как неизбежное зло, необходимое для прокачки героев. По-настоящему сложные и увлекательные битвы случаются только в рамках самодеятельности или побочных квестов.

Final Fantasy XIII-2

В готовую формулу разработчики внесли судьбоносное изменение, добавившее битвам необходимой глубины, — отлов монстров и их сражение на вашей стороне. Почти каждый рядовой противник может оставить после себя сияющий кристалл, и с этого момента бывшего врага можно использовать в битвах в качестве третьего бойца отряда (двое других — это, понятное дело, Сэра и Ноэль). И вот тут, если у вас есть склонность к манчкинизму, можно зависнуть на десятки часов, пытаясь отловить всех возможных монстров, прокачивая их и скрещивая между собой для передачи способностей и выведения того идеального существа, которое поможет надрать задницу какому-нибудь свирепому боссу. Нечто похожее мы могли наблюдать в другой серии японских ролевых игр — Shin Megami Tensei: Persona. Все монстры разные, со своими способностями, ролями и суперударами, и менять питомцев также можно прямо во время битвы. Процесс покемоноводства может так увлечь, что не удивляйтесь, если вдруг обнаружите, что второй день кряду сидите на одной локации и добываете предметы для прокачки любимца.

Final Fantasy XIII-2

В этом и заключается суть Final Fantasy XIII-2: игра больше не в силах пробудить высокие чувства трогательным сюжетом, проработанным миром или интересными персонажами, все это надолго (а может быть, и навсегда) осталось в золотом прошлом, когда японские игры считались эталоном качества (во всяком случае — на приставках). Эту проблему разработчики компенсируют, давя на низменные инстинкты любителей RPG: развить персонажей по максимуму, добыть для них лучшую экипировку, выполнить все квесты, отловить и прокачать всех монстров, доказать каждому боссу, что ты тут самый крутой. При этом игра все же старается держать марку и не скатывается совсем уж в тупой гринд — все-таки она местами и очень красива, и зрелищна, да и путешествовать по разным эпохам интересно. Тем более что однажды вы получите возможность «сбрасывать» их в первоначальное состояние и проходить каждый временной отрезок с нуля, принимая другие решения и смотря, что из этого получится.

Но тем не менее факт остается фактом: за десять лет у новой команды, ответственной за Final Fantasy, все еще не получается удержать серию от падения в пропасть и вернуть ей былое величие. Теперь это просто хорошая игра. Одна из многих. А отсюда и до «крепкого середнячка» недалеко, тьфу-тьфу-тьфу.

Создание Final Fantasy XIII началось ещё в 2005 году — настолько давно, что разрабатывалась она преимущественно для PlayStation 2. Смена платформы стала результатом крайне высоких оценок технодемо игры: авторам не захотелось ронять планку.

Игру впервые показали публике в 2006 году, однако только тизером. И дело было не в коммерческой тайне — после года работы разработчики действительно даже близко не представляли, какой геймплей будет в FF13.

Во время разработки из игры была удалена почти половина контента — авторы так и сказали, что «хватило бы еще на одну Final Fantasy». Сначала удаленное хотели возместить в формате DLC, однако после того, как FF13 решили выпустить на Xbox 360, от этой идеи отказались, потому что никому не хотелось возиться с распространением загружаемых дополнений на нескольких консолях.

В финале Final Fantasy XIII-2 мир наконец-то был почти полностью уничтожен и поглощен хаосом. И стоило бы на этом закончить. Тринадцатая часть в народе особой любви не снискала, и желание поскорее от нее избавиться, сосредоточив внимание на Final Fantasy XV, было бы вполне понятно. Но разработчики все же посчитали точку в конце недостаточно жирной и грандиозный финал решили разыграть как раз на гибнущем в пучине хаоса клочке земли, позвав всех мало-мальски важных персонажей из предыдущих частей трилогии. Ну а на главную роль пригласили Лайтнинг, горячо любимую всеми тремя с половиной верными поклонниками.

Провалявшись в кристаллическом стазисе полтысячелетия, героиня просыпается по воле не абы кого, а самого Творца. Мир пропал окончательно, хаос надвигается на последние бастионы человечества, и не остается ничего, кроме как лепить новый лучший мир. Но кому он нужен, если все люди сгинут? Для земли обетованной нужны людские души — должен же кто-то ее населять!

Вот за этим Лайтнинг Творцу и потребовалась. Ее задача — собрать как можно больше душ за тринадцать оставшихся до конца света дней. Героиня, к слову, просыпаться совсем не желала и готова была отказать даже богу, но тот оказался хитрей самого Люцифера и предложил взамен вернуть к жизни ее сестру. От такого предложения Лайтнинг отказаться не смогла.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII

► В пережившем катастрофу мире осталось всего два города, между которыми можно свободно перемещаться на поездах.

Больше всего здесь озадачивает то, что после красивого вступления о сюжете лучше забыть. Все, что будет дальше, — густая масса из знакомых персонажей и невообразимо пафосных диалогов. Разговоры героев слушать тяжело и утомительно, к тому же их отчего-то стало больше — при скатившейся в никуда смысловой нагрузке. А традиционных для серии красивых роликов, наоборот, на порядок меньше. И отвлечься-то не на что.

Персонажи словно взбесились. Логическому осмыслению их поведение поддается с трудом — герои постоянно теряются в собственных эмоциях, то изображая страдальцев, то принципиальных фанатиков, то включая неуместный позитив. Сама Лайтнинг демонстративно холодна и всеми средствами дает понять, что проблемы людей и бывших друзей ее не интересуют, но уже через минуту может чуть не расплакаться, встретив старого знакомого.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII

► Возможно, странное поведение героев — это попытка сценаристов их очеловечить. Но как бы то ни было, результат получился не самым выдающимся.

Забыть о сюжете несложно, потому что его в игре, по сути, почти нет, он виден разве что в самом начале и ближе к финалу. Большую часть времени нам предлагают исследовать мир и помогать его обитателям. Жители же за выполнение их пожеланий не только наградят Лайтнинг материальными благами, но и в прямом смысле отдадут душу, которая впоследствии и будет жить в новом мире. Продать душу за место в раю — какая ирония!

Как ни печально, с дополнительными заданиями дела обстоят еще хуже, чем с основным сюжетом. Все квесты — это давно надоевшие «найди-убей-принеси». И уж больно странное впечатление производят жители, за считанные дни до конца света просящие найти какие-то побрякушки и помочь с урожаем. Даже перед лицом неминуемой смерти местные истуканы думают исключительно о бытовых вещах.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII

► Игра почти не дает подсказок, где искать необходимый очередному зеваке предмет. И находятся они обычно просто случайно.

Теоретически заниматься этой рутиной не обязательно. Нужно лишь выполнить несколько сюжетных заданий, а остаток времени хоть проспать. Но на практике такой сценарий срабатывает только на легкой сложности.

Отныне монстры не приносят Лайтнинг очков опыта. Единственный способ поднять характеристики героини — выполнить те самые рутинные внесюжетные задания. Более того, над душой, в лучших (или худших) традициях первого Dead Rising, неумолимо тикает таймер, в реальном времени отсчитывающий минуты до конца света, а выполнение заданий может выиграть вам пару лишних часов. Но тут можно особо не дергаться: даже если поставить перед собой задачу освоить все побочные квесты, останется еще куча свободного времени.

И коль скоро времени у нас навалом, можно посвятить себя исследованию мира — не зря же разработчики так активно рекламировали его открытость. Действительно, уже после обучения вам разрешат отправляться на все четыре стороны — почти все локации сразу же доступны для посещения.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII

► Вот в таких живописных местах нам предстоит провести большую часть игры.

Но вот что именно должно побудить игрока их посетить — тайна, покрытая мраком. Самое интересное, что можно найти на просторах вселенной, — зелье здоровья в каком-нибудь ящике. Эстетическое наслаждение тоже под вопросом. Странно говорить это о Final Fantasy, но выглядит игра неряшливо. мягко говоря. Если ключевые персонажи и монстры по-прежнему недурны, то серые невзрачные города и полупустые поля-луга, с редкими качающимися на ветру травинками, вызывают недоумение. Первая Final Fantasy XIII, вышедшая пять лет назад, на порядок симпатичнее — и дело тут, разумеется, совсем не в технологиях.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII

► Разработчики, видимо, берут пример с Piranha Bytes и одинаковые лица жителей прячут за пышными усами, бородами и за экстравагантными прическами.

Впрочем, луч света воссиял и в этом царстве мрака. Боевая система по-прежнему способна отвлечь внимание на себя, сгладить впечатления от остальных элементов и хоть как-то оправдать выход игры. На сей раз Лайтнинг лишили напарников, но схема боя почти не поменялась. Те же пошаговые битвы в духе Final Fantasy XIII, правда, Лайтнинг теперь может свободно перемещаться по полю боя (хотя на ход сражения это, как ни странно, влияет слабо) и разом играет сразу несколько ролей. Вместо того чтобы переключаться между героями разных классов, мы на лету меняем костюмы героини. Эффектно и необычно.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII
Lightning Returns — Final Fantasy XIII
► Нарядов в игре и так просто прорва, ну а потратившись на DLC, Лайтнинг и вовсе можно нарядить хоть в Клауда, хоть в Лару Крофт!

Каждый костюм фактически привязывает героиню к определенному классу: одна «шкурка», к примеру, увеличивает магическую атаку и позволяет использовать стихийные заклинания, а другая делает из героини настоящего «танка», увеличивая защиту и награждая набором соответствующих умений. С помощью оружия и аксессуаров можно тоньше доработать каждый «класс» под себя, усовершенствовав его сильные стороны или добавив новые возможности. Так можно создавать любопытные гибриды и пробовать неординарные тактики.

Lightning Returns — Final Fantasy XIII
Lightning Returns — Final Fantasy XIII
► У каждого костюма свой запас очков действия, благодаря чему битвы стали еще динамичнее.

В полной мере наслаждаться боями мешает разве что подводящее разработчиков чувство меры — спецэффектов на экране столько, что порой трудно разглядеть, где там противник. Это критично, потому что теперь огромное значение имеет своевременное блокирование. Все как в слэшерах: поставили блок синхронно с атакой противника — урон списывается почти полностью. В битвах с некоторыми противниками каждая пропущенная атака может стать фатальной, и потому это важно.

Впрочем, подобные неудобства сильно впечатления от сражений не испортят. Как ни крути, боевую систему, придуманную еще в первой части трилогии, разработчики все-таки довели почти до эталонного состояния, сделав увлекательным даже процесс подбора экипировки. И очень жаль, что пока это единственное, в чем заметна положительная динамика.

Читайте также: