Fatal frame обзор

Обновлено: 28.06.2024

Собственно, какой бывает страх? В обзоре на Condemned я уже поднимал эту тему, однако там мы пытались понять животный страх, предшествующий выбросу адреналина и яростной схватке. Прежде всего мне бы хотелось разбить страх на два вида – японский и неяпонский. Почему же? Японские хоррор-адвенчуры слишком сильно отличаются от западных аналогов (хотя, по сути, ноги у жанра растут от западного же Alone in The Dark), во многом благодаря большому фольклорному наследию Страны Восходящего Солнца. Не даром японские мифы про призраков и всяких злых божков (коих в синтоизме многие тысячи) облетели весь мир вместе с «Проклятьями» и «Звонками». Вот отличный момент, чтобы привести более понятный пример: вспомните оригинальные японские ленты и сравните их с американскими ремейками – и сразу станет ясна предложенная дифференциация. Однако это не значит, что все японские хорроры обладают этим самым «японским» страхом, – серия Resident Evil пошла другим путём, предложив нам, по сути, обычных выскакивающих из-за угла зомби. Сегодня мы поговорим об относительно длинной серии истинно японских хорроров и начнём, как ни странно, с первой части.

К 2001 году на рынке японских хоррор-адвенчур и хоррор-экшенов чётко определились «титаны жанра» - серия Resident Evil и относительный новичок Silent Hill, который к тому времени уже успел приобрести культовый статус, тем самым отправив в производство сиквел. Были, конечно, и другие подобные игры, однако ни одна из них не стала больше, чем «просто хорошей». И тут вышла первая часть Fatal Frame – необычной хоррор-адвенчуры, где все бои с врагами происходили… посредством старенького фотоаппарата. И, скажем так, идея с фотоохотой на призраков попала в точку – на то время это была очень интересная идея в малость застоявшемся жанре. Игра хоть и не «выстрелила», как тот же Сайлент Хилл, но быстро приобрела статус культовой, окупилась, вышла на консоли от дяди Билла и породила сиквел. Так о чём же, собственно, игра, да и вся серия в целом?

Сюжет каждой из частей основывается на каком-нибудь синтоистском мифе о призраках и различных «концах света». Но вернёмся к первой части, о которой и идёт речь. Сюжет незамысловат и прост – однажды писатель и оккультист Джунсей Такамине вместе с небольшой группой решил обследовать старый особняк, про который ходили слухи, что там обитают призраки, и пропал. Его ученик, Мафую Хинасаки, отправился на его поиски, но в итоге тоже пропал. И вот, прождав брата почти неделю, в этот проклятый особняк отправляется его младшая сестра – Мику, главная героиня игры.

Наша волшебная камера нужна не только для боёв с призраками: ведь жанр игры - по сути японская адвенчура, а значит, нам предстоят забеги по локациям и поиски ключей. Здесь вот и пригодится камера. К примеру, если перед нами закрытая дверь с «дымкой», на которую реагирует датчик паранормальной активности, то её следует сфотографировать, и на фотографии покажется место, куда нужно добраться, чтобы открыть эту дверь. Обычный поиск ключей тоже присутствует, но комбинирования предметов и зубодробительных головоломок типа «сделай из волос и иголки удочку, и, главное, не спрашивай, через что я прошел, чтобы достать эти волосы» нет.

По ходу игры мы будем видеть различные видения, находить кучу заметок всех персонажей, и сюжет будет обрастать подробностями. Выяснится, что в особняке много веков проводился обряд – четвертовали служительницу храма. Нужно это было, чтобы предотвратить «бедствие» - открытие адских врат. Но однажды ритуал прошёл не так, как нужно, и бедствие наступило. С его последствиями мы и будем бороться, и, в дополнение к спасению брата, будем пытаться вернуть всю нечисть назад в ад. Разработчики уверяют, что игра основана на реальных событиях, что должно ещё сильнее испугать игрока. В итоге незамысловатый сюжет играет на атмосферу, становясь её неотъемлемой частью.

А что до атмосферы… Игра страшна. Очень. Особенно для неяпонского игрока. Ведь нам непривычен огромный особняк, выполненный в японском стиле. Лаборатории с вирусами, обшарпанные подвалы с бомжами – это всё не производит такого эффекта, как тонкие картонные перегородки, развешанные повсюду кимоно, небольшой храм по соседству… Эх, чего только стоит комната с японскими куклами! Дополняет аутентичную картинку звуковое сопровождение, выполненное в лучших традициях Тихого Холма, – шорохи, странные звуки, тревожные мелодии…
Графически игра выглядит как стандартный проект начала эпохи PS2 – то есть без откровений. Дизайн персонажей ничем не выделяется, хотя призраки сделаны довольно-таки неплохо. Видно, что основные силы пошли на дизайн интерьеров. В следующей части разработчики освоятся с консолью и получат большее финансирование, и получится… А потом посмотрим, что получится. Сейчас речь о первой части игры.

Чуть выше я говорил о «первом серьёзном недостатке». Так вот, самое время упомянуть о втором, который намного более критичен, чем первый. Игра однообразна. Главная «фишка» стала и главной проблемой. Причём в пределах одной игры всё более-менее нормально, но учитывая, что в серии на данный момент 4 части… Поэтому если вы не уверены, что осилите все 4 части, - не играйте в 1ю часть. Почему? Вторая часть, являясь, по сути, тем же, что и первая, довела все элементы игры практически до идеала. Графика, не уступающая третьей части Сайлент Хилла, чуть более удобное управление, более интересный сюжет, аккуратнее раскинутые призраки, маленькая деревенька вместо одного особняка – в игре всё стало лучше. Однако поиграв во вторую часть, игрок уже вряд ли сможет потом пройти первую - как раз по описанной выше причине. Но если не хотите терять часть сюжета (который хоть слабо, но пересекается с другими играми серии), то попробуйте первую часть, а потом сделайте перерыв на месяц-другой перед следующей.

Дальнейшие же продолжения стали лишь копиями второй части – улучшать уже было нечего, а радикально менять геймплей разработчики не решились. Хорошо это или плохо – не знаю. Современные примеры «резкой смены геймплея» и различные «перезапуски» подорвали мою веру в то, что перемены всегда к лучшему.

Так что же в итоге? Основоположница неплохой и довольно страшной, но однообразной серии, истинно японский хоррор в лучших традициях японских фильмов ужасов, оригинальная боевая система. Для любителей соответствующего жанра – рекомендуется. Всем остальным – строго по желанию, но лучше бы приглядеться к продолжению.

На днях я прочитал в интернете о том, что талантливый сценарист видеоигр Uncharted и The Last of Us — Нил Дракманн — назвал пять самых своих любимых хоррор игр. На первое место именитый мастер пера поставил игру Fatal Frame II: Crimson Butterfly. Я люблю The Last of Us, студию Naughty Dog и их изумительные произведения. И после данного заявления я просто не мог пройти мимо неё. Это сподвигло меня на близкое знакомство с этой культовой игрушкой.

Играть через PS 2 эмулятор, нет спасибо. Я уже слишком привык к удобству. Возиться с настройками и терпеть низкий фремрейт мне совсем не хотелось. К счастью, так уж вышло, что где-то в то же время я завел себе американский аккаунт в PSN, чтобы покупать игры в американском магазине. В русском PSN Fatal Frame по какой-то явно подлой причине нет. Стоила ли игра своих 9,99 долларов, я вам и поведаю.


Ютуб вам не помощник.

Я не хотел бросать деньги на ветер, мало ли не понравится, поэтому перед тем, как потратить свои кровные, я посмотрел парочку летсплейных роликов игры на ютубе и не испытал ровным счетом ничего. Никакого страха, ужаса, мурашек по коже и всего того, за что её хвалят поклонники. Честно признаюсь, я сильно засомневался в том, чтобы самому в неё играть. Fatal Frame II: Crimson Butterfly показалась мне серой, скучной и ничем не примечательной. Однако когда я сел за игру сам – я обомлел. Серьезно! С самых первых минут запуска все элементы игры удивительным образом заработали так, как надо.

Вы, должно быть, спрашиваете себя, зачем я об этом пишу. Понимаете, для меня важно поделиться с вами моим опытом знакомства с игрой, потому что некоторые из вас, скорее всего, иногда поступают точно так же. Все мы знаем о детях, которые только так с играми с консолей и знакомятся, а потом любят устраивать бессмысленные консольные войны в комментариях. Конечно, иногда можно составить представление об игре через ролик в сети, но в случае с Fatal Frame II: Crimson Butterfly необходимо вовлечь себя на все 100 % в происходящее, иначе вы останетесь равнодушными. Я проверил это на своём личном опыте и могу с уверенностью сказать, что ютуб не поможет вам определиться играть вам в неё или нет. А без личного участия, вы не сможете получить тех эмоций, которых вы ожидали.


Душа уходит в пятки.

В центре сюжета игры сестры-близнецы Мио и Маю Амакура, которые заблудившись в лесу, оказались в заброшенной деревне, населенной призраками её бывших жителей и путников. Игроку отведена роль Мио, в то время как Маю следует за ней, пока мы оберегаем себя и её от гостей с того света. Для начала это всё, что вам нужно знать. Я бы даже сказал, что только это вам знать и стоит. Дальнейшим описанием истории в игре я мог бы испортить вам ваше первое прохождение. Чего я, разумеется, делать не хочу.

Сам геймплей в игре в целом довольно простой для понимания и во многом знакомый. Если вы играли хотя бы в один survival horror в своей жизни, то без труда со всем разберетесь за короткое время. Да и не в геймплее суть на самом то деле. Главное не то, как она играется, а то, как она ощущается. В уникальном опыте от путешествия в мир потусторонних существ.

Там мы встретим как нейтральных духов, так и злых. К несчастью для наших девочек, попадаться им будут чаще всего вторые. И здесь их большое количество и десятки самых разных видов. Ни одного из них с другим не перепутаешь. Видно, что авторы изучили много материала по японской мифологии и фольклорному жанру «Кайдан». В деревне обитают призраки мужчин, женщин и даже детей. Последние в игре тоже иногда нападают на нашу хрупкую Мио, но делают это так, как будто играют с ней. Несмотря на мрачное окружение, призраки детей ведут себя беззаботно, занимаясь вещами, которые присущи всем обычным детям. Они играют в прятки, бегают, смеются и выпрыгивают на игрока, отнимая у него здоровье. Нейтральные призраки подсказывают нам дорогу и местонахождение важных для прохождения предметов. Исследуя деревню, мы больше узнаем о её обитателях и о том, как они умерли. От прочитанного в записках и дневниках пребывание в мире игры вызывает не только страх, но и печаль тоже.


Фотосессия с того света.

В борьбе со злыми духами Мио использует камеру-обскура, которую мы находим в первые минуты игры. Игровая механика проще некуда: щелкаем кадры, направляя её на неприятелей, тем самым прогоняя прочь не прошеных гостей с того света. Поначалу легко, но чем дальше мы продвигаемся в игре, тем труднее становится это делать. Вот какое дело, чтобы вы понимали – мы фотографируем преимущественно лица призраков и чтобы снять с них побольше HP, в центре кадра они должны находиться к Мио как можно ближе. А теперь представьте себе такую картину: противник, которого ты встречаешь на новой локации, похож на Самару из кинофильма «Звонок». И мало того, что её лицо скрыто грязными черными волосами, так она ещё и приближается к нам, сгорбившись и низко опустив свою голову вниз. Сбивает с толку, не правда ли?

Противники в игре хитры. Они проходят через стены, исчезают на глазах и ловко смещаются в сторону, пытаясь напасть сбоку или сзади. Поймать в кадр злого духа, который сочетает в себе все эти навыки, требует немалого запаса терпения и хорошей реакции. И в том, как правильно и эффективно щелкать нежить тоже много своих интересных тонкостей, некоторые из которых я так и не смог постичь при первом прохождении.


Поединки со злыми духами, которые выступают в роли боссов, делают игру ещё более захватывающей. Это целиком и полностью прописанные персонажи со своей предысторией, каждый из которых привязан к своему месту гибели и наделен особенными отличительными чертами. Это погибшие люди, пребывающие в душевных муках, которые настолько сильны, что могут смертельно ранить любого, кто зайдет на их территорию.

Единственную мою проблему с игрой я бы не назвал существенным недостатком. Ни в решении головоломок, ни в битве с самыми жуткими привидениями заброшенной деревни я не испытывал больших трудностей. Мне немного не хватало челленджа, даже когда я встречал противников, которые ваншотят нашу беспомощную девочку. Ну, тут явно что-то со мной не так. Хотя я бы не назвал игру легкой. Знаю-знаю, после прохождения на нормальной уровни сложности, открылся тяжелый. И я его обязательно попробую! Тем не менее, играя в первый раз, я недостаточно испытал мучений и испорченных нервов. Как бы это странно не звучало.


Увлекательный мрачный тон игры прекрасно работает не в последнюю очередь благодаря обалденному звуковому дизайну. Звуки сердцебиения главной героини, шорохов, скрипа половиц, пугающих стонов и воплей злых духов создают напряжение. Картинка же у Fatal Frame II: Crimson Butterfly на самом деле не вызвала у меня никаких нареканий. Несмотря на свой возраст, игра очень хорошо сохранилась. Ну, знаете, как хорошее вино. Я бы поставил её в один ряд с такими произведениями как Comix Zone, Suikoden 2 и трилогией Silent Hill. Здесь очень хорошая работа художников, интерьеры помещений в домах обставлены различными интересными предметами японского быта, и анимация персонажей выглядит просто прекрасно, особенно лицевая.

Итак, к какому выводу я пришел. Поскольку The Last of Us шедевр, её сценаристу Нилу Дракманну можно верить. Плохого он точно не посоветует. Мои ожидания оправдались. Fatal Frame II: Crimson Butterfly замечательная игрушка. Она восхитительно воспроизвела очень красивую трогательную историю в антураже традиционно-восточных рассказов о призраках, оставив после себя яркие впечатления и море эмоций. Это был по-настоящему интересный и необычный опыт, испытать который я искренне советую каждому.


Сюжет Fatal Frame берёт начало в 1986 году. Молодой японский парень по имени Мафую отправляется на поиски своего пропавшего учителя Такамине, и эти поиски завели его в заброшенное поместье Химуро, о котором уже долгое время ходили дурные слухи. Его сестре Мику было известно, что брат посетит это место. Прошла неделя, а Мафую так и не вернулся. Тогда Мику отправляется на его поиски в тот злосчастный особняк, наполненный призраками…

Игра начинается с небольшой вводной главы, где нас знакомят с управлением, и играем мы в ней за Мафую. Продлится эта глава совсем не долго и сразу по её завершению в наших руках окажется японская няшка Мику. За неё нам предстоит пройти ещё четыре главы. Весь игровой процесс происходит исключительно ночью, а потому эти главы и обозначены как первая, вторая, третья и четвёртая ночь. Играя за Мику нам нужно пережить все четыре ночи и вырвать братишку из лап потусторонних созданий.

Игра выполнена по всем канонам жанра сёрвайвл-хоррор. Бродя в одиночестве по особняку, наедине с фонариком и потусторонним злом, мы должны исследовать помещения на предмет записок, ключей и подсказок для того, чтобы продвигаться дальше по локациям и по самому сюжету, и всё это происходит в гнетущей атмосфере постоянного напряжения и страха. В игре нет музыки, которая внушала бы какое-никакое, но ощущение безопасности, т.е. знания того, что пока она играет, на вас никто не нападёт, или наоборот музыки, которая бы предвещала беду – ничего такого здесь нет. На фоне постоянно звучит страшный вой, заставляющий вашу кожу покрываться мурашками. А когда вы встречаетесь со злом лицом к лицу так и вовсе встают дыбом все волосы на вашем теле, где они только могут расти. Спокойно вести поиски брата и расследовать загадочные убийства, произошедшие в поместье Химуро, нам не дадут злобные сущности, обитающие в этом месте…


Мику и Мафую отличаются от остальных людей тем, что могут видеть и чувствовать то, чего не видят другие. Они ощущают приближение призраков и более того, видят их. Но как сражаться с бестелесными сущностями? Оружием в игре служит старинная магическая фотокамера, которая досталась Мику от матери. Сам процесс борьбы с привидениями выглядит следующим образом. Нажав определённую кнопку, включается режим объектива камеры. Посередине у нас есть прицел, в который мы должны ловить призрака. Когда цель намечена, начинает копиться заряд в виде череды иероглифических японских печатей. Как только ряд печатей заполняется до конца, можно сделать «выстрел», то есть сфотографировать привидение. Но умрёт оно не сразу, а лишь получит определённый урон. Можно не щёлкать сразу, а подпустить ублюдка поближе, и как только символы загорятся красным, непосредственно перед атакой призрака, только тогда и нажимать, и в этом случае, супостат получит критический урон. Но для того, чтобы бить критами, нужно быть крайне внимательным, потому как у вас будет лишь мгновение, чтобы нажать затвор. Если привидения всё-таки доберутся до нашей тянки ей будет не приятно… У героини есть шкала духовной энергии, которая сокращается всякий раз, как призрак присосётся к Мику. При этом, если вы находились в режиме камеры, то происходит переключение в обычный режим игры, и вы наблюдаете как несколько секунд девушка пытается вырваться из холодных объятий. Когда шкала духовной энергии полностью опустеет Мику умрёт. Восстанавливать энергию можно, кушая специальную целебную травку, которую можно найти, бродя по особняку.

В процессе изгнания нечистой силы у вас накапливаются специальные очки, которые вы будете тратить на прокачку камеры. Вы можете увеличить количество печатей, накладываемых во время прицеливания, расширить сам прицел или ускорить накопление заряда. Так же существуют ещё бонусная функция и специальная, благодаря которым вы сможете юзать такие плюшки как автонаведение, заморозку призрака и другие сокрытые способности камеры. Чтобы открывать эти особые функции нужны не только очки, но и камни душ, которые так же можно находить в тайниках особняка Химуро или иногда они могут выпадать с призраков. Так же за мощность камеры отвечают 3 вида плёнки: со слабым заклятием, средним и сильным. Количество фоток, которые мы можем сделать ограничено объёмами плёнки, так что будьте экономнее.


Появление большинства врагов строго заскриптовано, но бывают и нападения случайных призраков. Все они отличаются количеством здоровья и урона, который наносят Мику, некоторые имеют такие свойства как быстрое перемещение или даже телепортацию, из-за чего их становится трудно поймать в кадр.

Но не все привидения враждебны. Есть и такие, которые появляются на несколько секунд. Если успеете, то даже можете их сфоткать. Есть призраки, которые просто стоят на одном месте. Фоткать их не обязательно, вернее обязательно, но не всех. Встречаются запечатанные заклятием двери, и чтобы это заклятие снять, нужно найти такое привидение. Обнаружить их всегда легко: пространство, где они покоятся искривлено непонятной мутью, и когда вы находитесь рядом, на фоне звучат соответствующие звуки. Большинство подсказок, без которых вы просто не пройдёте по игре дальше, обозначены такой же мутью и звучанием, и вообще во всех местах, где вы можете задействовать свою магическую камеру, загорается лампочка. В обычном режиме она находится в правом нижнем углу экрана, в режиме сьёмки вверху посередине. Все фотографии, которые вы делаете будь то фотка подсказки, доброго призрака или агрессивного, все они сохраняются в альбом и в любой момент их можно открыть и просмотреть в инвентаре.

В Fatal Frame очень много кат-сцен, которые сильно дробят геймплей, порой они воспроизводятся так часто, что больше времени уходит на их просмотр нежели на сам игровой процесс.

Игра вышла исключительно на вторую PlayStation, но её можно сыграть и на ПК через эмулятор. Поначалу управление на компе может показаться тем ещё адом, но привыкнуть к нему можно довольно быстро, это вам не Alone in the Dark. Если вы решитесь поиграть в Fatal Frame, то дайте эмулятору шанс… у него так же есть ещё один плюс и минус. Плюс заключается в том, что вы можете сохраняться не только в строго отведённых создателями игры местах, но и вообще когда и где угодно. Минус же в глюках. Например, бывает призраки или подсказки не фиксируются прицелом камеры и сфоткать их не получается – это косяк чисто эмуляторский. Приходится включать hardware режим – делается это просто и выходить из режима так же просто, всего одним нажатием клавиши, но при этом качество картинки падает и изображение становится мутноватым. Это раздражает. Можно найти в интернете настройку эмуля, чтобы такое говно происходило как можно реже, но всё равно такое иногда случается и заставляет порой разразиться крепким русским словцом. Ну и ещё одна негативная черта: при запуске игры возникает окно выбора языка, которое зависнет через несколько секунд, если вы не успеете выбрать язык. Такие вот дела.


Перевод на русский существует – именно «существует» и по-другому сказать язык не поворачивается. Вместо «остывшего» камина в титрах пишут «осевший», при улучшении камеры вы обнаружите такую функцию как «давление прочь призраков», встречаются такие записи как «тайна девы-веревки», «дева поворот» и таких примеров просто море, будьте готовы. Порой серьёзно возникает аналогия с потраченным переводом GTA San Andreas. Но стоит отметить, что почти все дневники переведены более-менее хорошо, а все огрехи выпадают только на короткие записи, появляющиеся при осмотре помещений.

Ну и подведём итог, что же есть хорошего, а чего нет в Fatal Frame. Это игра жуткая, игра очень атмосферная, в ней занятный и даже интересный сюжет, правда развязка оказалась довольно странной для меня, но что ещё было ожидать от японцев. Встречи с призраками поначалу пугают, но потом к ним постепенно привыкаешь, хотя атмосфера не перестаёт пугать до конца игры, и чтобы всё это прочувствовать в полной мере, играйте ночью и в полном одиночестве. Из недостатков я бы выделил такую деталь, что порой, вы, зная, что нужно делать, продвигаетесь к цели, но где-то позади оставили одну из обязательных подсказок, и придётся топать весь путь обратно только чтобы сделать фотку, и без этого скрипт, который позволит продвинуться по игре дальше – не сработает. А иногда всё работает, вы ничего не упустили и просто вам нужно будет бежать через полкарты назад, чтобы забрать какой-то предмет, который ранее не был доступен. Всё это делает геймплей несколько рутинным, хотя и это и удерживается в рамках приличия.

Поиграть в Fatal Frame я вам советую, конечно, лучше бы это сделать на PlayStation 2, но если вы, как и я её в своё время не заимели, то рубаните через эмулятор на ПК, оно того стоит.

pix.PlayGround.ru


Всем доброго времени суток! Воодушевившись хорошими ретро-обзорами от InkvizitorDk, SEGAS DADDY и FANMetro (а также весьма впечатляющими количествами лайков на их обзоры), я тоже решил написать ревью на несколько старых игр. Говорю сразу, я не профессиональный журналист, и качество моих обзоров будет существенно ниже по сравнению с обзорами Гоши Берлинского и Павла Астафьева, и, что греха таить, русский - не мой родной язык, так что, извиняйте, если я допущу морфологические и грамматические ошибки. Так же стоить отметить, что я буду оценивать игры по меркам того года, когда вышла обозреваемая мною игра, поэтому. ну вы поняли.


Итак, первой игрой, на которую я напишу свой дебютный обзор, станет японский survival horror под названием Project Zero, более известная в Европе как Fatal Frame (тут же вспоминается Resident Evil, известная на своей родине как Biohazard), которая вышла на консоли Sony PlayStation 2 в 2001 году.


Внимание! Данная игра была разработана японской компанией Tecmo в понятно каком стиле, и поэтому я попрошу тех, кто ненавидит аниме, пройти мимо. А если вы не против ОЯШей (обычные японские школьники/школьницы), маленьких девочек в белом кимоно, древних японских особняков и тому подобных вещей, то, тогда милости прошу к нашему шалашу! ^_^

В тихом особняке приведения водятся.

Пожалуй, начну с сюжета. В ее основу легли две старых японских «городских легенд» (что, однако, не помешало разработчикам поставить на заглавном меню надпись «Based on true story (Основано на реальных событиях)»). Действия игры разворачиваются в Японии, в сентябре 1986 года. Все начинается с того, что Мафую Хинасаки (Mafuyu Hinasaki) - брат главной героини, Мику (Miku), приходит в заброшенный особняк Химуро (Himuro mansion), чтобы найти одного писателя Джунсея Такамине (Junsei Takamine), который пропал без вести со своей группой во время исследования особняка. Разумеется, этот особняк не простой, а со своим темным прошлым - в этом особняке проводили древние ритуалы Шинто (Shinto Ritual), и в одну темную ночь, хозяин особняка устроил кровавую баню, перебив всех, кому не посчастливилось жить в этом особняке, и, благополучно наложил на себя руки. Масла в огонь подливает тот факт, что в этом особняке несколько лет назад также бесследно исчезла вся семья фольклориста Риозы Мунакаты (Ryoza Munakata), которая поселилась здесь несколько лет спустя после того инцидента. Сам Мафую тоже не простой парень - он может видеть вещи, которые не видят другие (не, он не наркоман, хотя, кто его знает). Вооружившись своим фотоаппаратом, он бесстрашно заходит внутрь.


Выглядит заброшенный особняк совсем неважно: местами пол провалился, кругом мусор и толстый слой пыли, в общем, все как подобает заброшенным особнякам. Немного прогулявшись, а также пару раз увидев старика Таминине, который все время бесследно исчезает, Мафую случайно находит на полу его дневник. Он собирается взять ее, но, стоило дотронуться до нее, как его посещает видение - писатель и его помощники (Коджи Огата (Koji Ogata) и Томо Хирасака (Tomoe Hirasaka)) идут по коридору, а за ними тянутся десяток пар бледных рук. Такамине обворачивается, а от них и след простыл. Они идут дальше, а за углом появляется силуэт очень недружелюбного вида. Видение исчезает, и тут Мафую слышит скрип лестницы. Кто-то невидимый медленно поднимается наверх, парень подготавливает камеру на всякий случай, и вдруг, ВНЕЗАПНО на него нападает лысое приведение. И в этот момент Мафую узнает, что фотоаппарат, который он носил все время (вот сюрприз!) тоже не простой - это Камера Обскура (Camera Obscura), способная поглощать призраков. Быстро расправившись с ним, парень собирается уходить, но. тут пролог заканчивается и начинается основной сюжет.


Итак, спустя неделю после исчезновения своего брата, главная героиня игры, Мику, приходит в этот злополучный особняк, чтобы найти его. В особняке она находит фотоаппарат Мафую, и узнает, что его похитила традиционная для японских ужастиков Дева-в-белом-кимоно-и-с-длинными-закрывающими-лицо-волосами. Также множественные упоминания о ней Мику находит в записях пропавшей группы. Теперь ей придется спасти Мафую, а также разгребать то, что натворили бывшие жители особняка.

Дальше я спойлерить не буду, поскольку сюжет - одна из самых главных плюсов этой игры. Она полна тайн, интриг и очень интересных персонажей с интересными историями. Во время чтения вырезок из газет, книг и записных книжек, а также прослушивания записи на диктофоне, у игрока постепенно выстраивается целая картина происходящего. Не малую информативную роль играют видения и флешбеки персонажей. В игре абсолютно нет горьких овощей с горы, и у Fatal Frame есть чем удивить или даже ввести в ступор.

Главные действующие лица.

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

pix.PlayGround.ru

Мику Хинасаки (Miku Hinasaki) - главная героиня игры. Пришла в особняк Химуро в поисках брата. Как и Мафую, она может видеть призраков. Имеет очень интересное прошлое, которое раскроется где-то к концу игры.


Мафую Хинасаки (Mafuyu Hinasaki) - брат Мику. Исчез в особняке во время поиска своего воспитателя, Джунсея Такамине. Ее мать перед смертью передала ему Камеру Обскуру. Очень любит свою сестру и является ее единственным родственником.


Джунсей Такамине (Junsei Takamine) - писатель, который изучал ритуалы Шинто. Исчез в особняке со своими помощниками.


Коджи Огата (Koji Ogata) - редактор, помогавший Такамине. Судя по записям, перед исчезновением, он заметил, что на его фотографии появились странные веревки, опутавшие его руки, ноги и голову.


Томо Хирасака (Tomoe Hirasaka) - помощница Такамине. Имеет усиленное шестое чувство, поскольку перед исчезновением она смогла увидеть призраков, и узнать имя Девы-в-кимоно - Кирие (Kirie).


Риозо Мунаката (Ryozo Munakata) - фольклорист, изучавший ритуалы Шинто, который поселился в особняке со своей семьей. Был очень любопытным, что до добра его не довело.


Яе Мунаката (Yae Munakata) - жена Риозы. Нашла Камеру Обскуру, с которой баловалась ее дочь, и начала видеть призраков, сначала только в объективе камеры, потом и без нее. Не выдержав, покончила с собой.


Микото Мунаката (Mikoto Munakata) - дочь Риозы и Яе. Пропала без вести с тремя детьми, чьи личности не раскрыты. Считается похищенной призраками.


Кирие, Дева Веревочного Алтаря (Kirie, Rope Shrine Maiden) - весьма злобная и ковайная тян, виновная за исчезновение Мафую и других, и стремящаяся быстрее спровадить Мику на тот свет. Одна из избранных дев. На ней должны были совершить Ритуал Удушения (The Strangling Ritual), который должен был предотвратить некое "бедствие". Однако, по неизвестной причине, ритуал провалился, что привело к ужасным последствиям. Ее личность и мотивы раскроются только к концу игры.


Девочка в белом кимоно (Girl in White Kimono) - единственный друг Мику в стане врага. Указывает ей путь, дает подсказки и пару раз спасает от Кирие. Ее личность и мотивы также не раскрываются до конца игры, однако, ее «деанонизация» действительно удивляет.

А можно я вас из фоторужья щелкну?

    Shot - снимок максимально «заряженной» Камерой. Для обычных противников один такой снимок может стать фатальным.
  • Close Shot - снимок с близкого расстояния. Наносит больше повреждений, чем обычный снимок.
  • Core Shot - снимок прямо в торс. Наносит незначительный дополнительный урон.
  • Head Shot - выстрел снимок в голову. Наносит не намного больше повреждений, чем Core Shot.
  • Zero Shot - самый трудновыполняемый снимок. Нужно снять призрака за долю секунды до его нападения (в этот момент круг видоискателя окрашивается в оранжевый цвет). Наносит колоссальные повреждения.

Как сообщает наш несравненный Капитан Очевидность, «боеприпасами» Камеры Обскуры являются фотопленки, разбросанные по всей территории особняка. Если в других играх патроны делились на обычные/разрывные/зажигательные/и.т.д, то в Fatal Frame фотопленки делятся на четыре вида: Type-14, Type-47, Type-74 и Type-90. Чем выше их качество, тем больше урона они наносят (и, как правило, хорошие пленки редко попадаются).

Помимо делений призраков на ноль, Камерой Обскурой также можно находить всякие скрытые вещи, такие как призраки (на этот раз они нейтральные), подсказки, скрытые двери, а также печати, из-за которых невозможно войти в нужную нам комнату. Делается все это по схеме «горячо-холодно».

За обряды экзорцизма и нахождения скрытых предметов, игроку начисляются очки (этакий «опыт»), которые можно потратить на. улучшение Камеры! Да-да, наша ненаглядная Обскура настолько необычная, что может не только поглощать призраков, но самосовершенствоваться! «Прокачать» можно следующие элементы: Range (максимальная область поражения), Speed (скорость «зарядки») и Max Value (максимально возможная степень «зарядки»). Также за эти очки можно разблокировать очень полезные «функции», как временная парализация противников, самонаведение, «оптический зум» и тому подобные вещи. За использование этих функций, мы тратим так называемые Spirit Stone (Камни Душ), которых можно найти в особняке.


Красота - страшная сила.

Переходим к графике. Для своего времени, да и сейчас тоже, Fatal Frame очень хорошо выглядит. Модели персонажей хорошо детализированы (если не считать малость угловатые пальцы на руках), их анимация также нареканий не вызывает. Мимика лица до уровня эталона своего времени - Silent Hill 2, не дотягивает, но и плохим тоже не назовешь (к сожалению, не редко бывают моменты, когда Мику смотрит на призраков совсем безразличным выражением лица).

Дизайн уровней на высоте. Весь особняк богато оформлен различной утварью на японскую тему (самурайские доспехи, куклы, зеркала, статуи, кобо и.т.д), а также весьма жутковатого вида ритуальными принадлежностями. Дизайн основных персонажей ничем не выделяется. Но особенно круто выглядят противники, одним своим видом вызывающие беспокойство.

Спецэффекты тоже хороши. Объекты оставляют очень недурные тени, эффекты типа «отражение», «motion blur», «дымок» очень красиво выглядят, и немало облагораживают картинку.

Скажите «АааааААаааАААааААААаААААА. ».

Японцы не раз доказывали, что они умеют делать очень страшные игры (ярчайшие примеры - Resident Evil, Silent Hill, Clock Tower, Illbleed, Haunting Ground, Forbidden Siren, Rule of Rose, Eternal Darkness), и Fatal Frame этому не исключение. Конечно, до икоты доводящих моментов я встретил всего пару раз, но нервишек игра потрепала мне немало. Если ужастики, например, из Америки, нередко злоупотребляют заштампованный прием «а оно сейчас к-а-а-а-а-ак выпрыгнет из темного угла, и к-а-а-а-а-ак заорет» (да-да Doom 3, это к тебе относится), то Fatal Frame традиционно давит на психику.

Вот, к примеру, идешь по темному длинному коридору, вокруг никого нету, в наушниках зловещий эмбиент. И в этот момент джойстик медленно начинает вибрировать, свисающие веревки начинают покачиваться, и сзади кто-то стонет «A woman. A woman in white kimono is coming. ». Или еще круче - сцена в комнате с японскими куклами. Одним словом - жуть.

Большинство хоррор-сцен за редкими исключениями исполнены на внутриигровом движке. Постановка и режиссура просто потрясающая. Правильно подобранные ракурсы, разумно подобранное освещение и отличное звуковое сопровождение добавляют к игре один небольшой плюс.

Стакан дегтя в бочку меда.

Теперь переходим к минусам. К сожалению, здесь накопилось весьма немалое количество серьезных недостатков. Первое из них - очень неудобное управление. Мало того, что в «режиме прицеливания» Мику итак двигается как черепаха, но и камера очень неохотно поворачивается. Разработчики предусмотрели кнопку повышения скорости поворота, но на этот раз со скоростью точно переборщили. Я вообще не понимаю, как нужно крутить оба стика, и при этом попытаться нажать на «крестик» и «квадрат».

Второй минус - чрезмерный «бэктрекинг» (моменты в играх, когда тебя заставляют бежать туда-сюда снова и снова). Поскольку события игры происходят в (пусть и большом) особняке, игроку придется с завидной регулярностью посещать старые места, чтобы сначала взять подсказку о спрятанном ключе, потом отпереть дверь, а затем увидеть печать, заблокировавшую дверь, идти на его поиски, а затем вернуться, чтобы взять ключ, отпирающую другую дверь. Очень бесят моменты, когда ты пробегаешь чуть ли не весь особняк, чтобы узнать что дверь в нужную комнату заперта, и что нужно найти альтернативный вход (который расположен очень далеко).

И наконец, самый критический минус - однообразие. Сначала кажущаяся оригинальным боевая система к середине игры начинает утомлять. Все, что мы будем делать со всеми врагами (кстати, они отличаются друг от друга моделью, живучестью и скоростью) - щелкать в них фотоаппаратом. Конечно, у некоторых призраков (традиционно у боссов) есть свои «сверхспособности» типа замыливания искажения картинки, парализации, ослепления, но это особой погоды не делает. Много бэктрекинга разработчики пытаются возместить нехитрыми головоломками, но они также очень часто попадаются и надоедают.

Итак, что мы имеем?

Fatal Frame - не та игра, которую хочется проходить снова и снова ради открытия дополнительных режимов (а он здесь один, называется Battle Mode и является унылой копией режима Mercenaries из Resident Evil) и альтернативных концовок (а она здесь тоже одна (в Xbox-версии есть вторая альтернативная концовка, правда, она является слегка удлиненной версией первой альтернативной), и чтобы ее открыть, игроку нужно пройти игру на максимальной сложности и за очень короткое время). Но если вам очень нравятся японские ужастики, то вы получите огромное удовольствие при первом прохождении. А если нет - тогда качайте играйте на свой страх и риск, если что, я вас предупреждал.

Читайте также: