Европа универсалис 4 обзор

Обновлено: 03.07.2024

Пришла пора очередной раздачи в Epic Games Store! На этой неделе дарят последнюю из номерных частей культовой стратегической серии — Europa Universalis IV. Бесплатная «контурная карта» будет ждать вас до 7 октября. В следующий раз «эпики» отдадут PC Building Simulator.

Europa Universalis IV — игра от шведов из Paradox. В ней в руки геймера передают целую страну — его задача провести своё государство сквозь время и слепить из него доминирующую империю. Войны, торговля, дипломатия и исследование — всё это есть в Europa Universalis. Разработчики отмечают, что игровой процесс отличается глубиной и исторической точностью.

Как и положено уважающей себя «контурке», четвёртая Europa обладает внушительным списком DLC. Какие-то из них получились отличными, а другие — не очень. Так, дополнение Leviathan оказалось настолько паршивым, что попало в список самых низкооценённых товаров в Steam.

Однако любителям халявы беспокоиться об этом не стоит, так как в раздаче участвует только базовая версия игры. И ещё одно — русский язык глобальная стратегия не поддерживает.

Europa Universalis 4

«Европа» на протяжении всего сериала представляла собой самую глобальную стратегию из всех когда-либо существовавших. В игре за одно и то же государство можно проторить уникальные исторические тропы, воплотив даже самые смелые планы по захвату всего мира. Наши действия ограничены только дипломатическими аспектами каждой из представленных провинций. Такая свобода сохранена и в четвертой части. Мы получаем широкий набор инструментов для создания альтернативной истории человечества, полагаясь на некоторые особенности выбранного периода между 1444-м и 1820-м годами.

Для разработчиков из внутреннего подразделения Paradox Interactive важнейшими задачами оставались сохранение традиционных для серии хардкорных элементов геймплея и пересмотр сложного интерфейса в сторону оптимизации взаимодействия с витиеватыми схемами управления государством. На детальном моделировании дипломатических отношений, экономики, культуры, религии, военного комплекса и торговли зиждется вся ценность серии игр Europa Universalis. Приятно отметить, что в четвертой части каждый из этих элементов был не просто доведен до ума, а расширен и улучшен согласно просьбам поклонников.

Принципы настольной игры в серии Europa Universalis удивительно качественно сочетаются с привычными особенностями рядовой RTS. В этот раз разработчики пересмотрели весь путь серии, который начинался в далеком 2000-м году. Базой для четвертой части стала новая версия графического движка Clausewitz Engine. Он был успешно обкатан и оптимизирован патчами в предыдущей игре студии Paradox Development — Crusader Kings 2. Благодаря замечательной предшественнице глобальный проект Europa Universalis 4 лишился багов в релизной версии.

Пища монарха

В «Европе» мы занимаем место князя в небольшой провинции, усаживаемся на трон в столице автономии или примеряем корону императора. Перед нами весь мир. Захватить земли шаманистов или остудить азиатский пыл, раскрыть потенциал дальних островов Тихого океана или пуститься в распри американских племен на заре великих географических открытий, а может быть, даже лично определить судьбу экспедиции Колумба… Вы никогда не мечтали о захвате всего мира, играя в серию Total War? Europa Universalis 4 дарит всем уникальный шанс почувствовать абсолютную свободу на геополитической арене тех поразительных с точки зрения возможностей времен.

В Europa Universalis 4 пищей для нашего правления предложены очки опыта — власть монарха, которая используются для принятия управленческих решений. Чем больше очков, тем больше уникальных действий в дипломатии, строительстве или военной тактике нам предоставят. Для «Европы» это новый стратегический элемент, который позволяет ювелирно сбалансировать геймплей. Например, для завоевания сильного государства отныне станут востребованы верные дипломатические узы между небольшими странами. Благодаря альянсам территориальную экспансию огромных империй можно остановить, сплотив своих соседей.

Europa Universalis 4

При желании вы можете переиграть кампанию Shogun 2 на куда большей карте со странами всего мира в Europa Universalis 4.

Сближение родов и выгодные союзы для разумного правителя превращаются в приоритетную задачу в достижении глобальных целей. С помощью накопления властных очков монарха мы вольны совершать все более интересные административные действия, начиная от подавления восстаний и смены культурных особенностей провинций и заканчивая этническими чистками населения. Новые технологии и национальные идеи также открываются с помощью очков монарха — более никаких приобретений за золото.

Дабы не потеряться в долгосрочном планировании, игроку помогают внутриигровые квесты. Так, задание по улучшению дипломатических отношений между враждующими государствами помогает увеличить параметр лояльности на 100 пунктов. Как результат конкурирующие порты на карте торговых путей некогда враждебной страны уже не так остро реагируют на наше доминирование в общих водах. Подобные миссии помогают скорректировать свои планы, найти новые цели, получить надежных союзников, а иногда избежать серьезных ошибок.

История против баланса

Europa Universalis 3 часто критиковали за узкую направленность торговой системы, за прямую зависимость от экономики государства всей технологической ветки развития. При этом экономическая эффективность во многом основывалась на количестве принадлежащих стране провинций. Но наиболее странным было решение разработчиков вопреки историческим реалиям сделать минорные государства умнее мажорных на 20%, 40%, а порой и на 60%, если речь заходила об азиатских цивилизациях.

Возможно такие спорные решения и были приняты в угоду балансу, с помощью которого игра более или менее придерживалась правила «силен тот, кто богат», однако искусственные ограничения в виде штрафов для стремительно развивающейся Российской империи или той же Австрии — пренеприятнейшее известие для вошедшего в роль императора мажорной фракции игрока на пути к мировому господству.

Europa Universalis 4

Дипломатические отношения с другими странами возводятся годами и рушатся за мгновение.

Для того чтобы обеспечить всеобъемлемость в Europa Universalis 4 разработчики как раз и ввели очки монарха, которые проверят игрока: способен он дождаться лучшего момента и применить свою власть в правильном русле или будет постоянно сливать драгоценный политический ресурс? Хотите мировой власти — тогда откажитесь от внутригосударственных дел в угоду дипломатическим уловкам и принятию решений общемирового уровня. Если вас не интересуют дела заграничные, сосредоточьтесь на своих подданных — им нужно вкусно кушать, много торговать и вести беззаботную жизнь в процветающих городах.

В таких условиях Paradox Development удавалось на протяжении разработки моделировать становление США и Российской империи и запускать многолетние политические процессы в виде постепенного разложения на самостоятельные провинции старых конгломераций. Насколько это правда — трудно сказать. Однако в моем опыте до образования США из европейских колоний оставалось еще очень далеко как в 1776-м году, так и в 1800-м и даже под самый конец кампании. Вероятно, в самом начале мне удалось совершить какие-то серьезные действия небольшим ярославским княжеством с глобальными необратимыми последствиями. Не зря говорят ученые — не стоит нам изобретать машину времени, ведь даже брошенный булыжник в прошлом может привести к гибели целых государств в будущем.

Тяжелый путь к процветанию

И если исторической достоверности разработчики предпочли сбалансированный геймплей, то вместо изобретения разного рода сомнительных фич они бросили взор на фанатские форумы, где за долгие годы существования серии ее поклонники накопили огромный перечень «хотелок» и пожеланий для четвертой части. Например, совершенно ненужная в Europa Universalis 3 система торговли, казавшаяся насильно пришитым придатком, теперь преобразилась и стала одним из важнейших атрибутов развития государств.

В Europa Universalis 4 возможно образование целых торговых империй, таких как Венеция. Для создания торговых маршрута осваиваются специальные транспортные узлы на морской карте. Как правило, они располагаются в местах скопления потоков товара, которые обозначаются стрелками. После создания маршрута необходимо обеспечивать его безопасность с помощью флота — теперь военно-морским единицам нашлось еще одно применение. Благодаря купцам мы сможем снабжать государство изысканными товарами и набивать казну золотом.

Успешная торговля теперь имеет значение и в дипломатических отношениях, где богатая страна, связанная с огромным количеством партнеров выгодными сделками, имеет равное слово с сильным государством, у которого есть огромная армия. И как только на фоне экономических успехов вам удастся набрать достаточно политических очков монарха для административных реформ, так враги незамедлительно начнут завистливо поглядывать на ваши территории. Согласитесь, нелепо отдавать им нажитое богатство, просто сэкономив на военных реформах.

Europa Universalis 4

Сражения и войны продолжают оставаться главным инструментом территориальной экспансии.

Мой игровой опыт показал, что Europa Universalis 4 продолжает традиционный уклон в войну. Будь то русские княжества, средиземноморские провинции или азиатские сегунаты, мы непременно столкнемся с агрессивным AI. Даже если вы ярый сторонник мирного пути, заключив выгодные союзы или партнерские отношения с соседями, рано или поздно вы окажетесь втянуты в войну по любому поводу. Причем зачастую союзники выбирают сильных и могущественных врагов, таких как Австрия или Великобритания.

Поэтому прийти к поставленной цели здесь не так-то просто. На протяжении всей игры своим воинственным союзникам придется вечно затыкать рот, стремиться к превосходству над конкурентными государствами и отбиваться от агрессивных захватчиков. Когда подобная бытность надоест, на спасение придет большое сообщество игроков, желающих попытаться счастья в многопользовательском режиме. Организованные в Steam сервера принимают любого желающего начать завоевание мира вместе с реальными людьми.

Бесконечная путаница

Чтобы привлечь еще больше игроков, в Paradox наконец-таки обратили внимание на завышенный порог вхождения. Игровые меню были созданы заново с тщательным соблюдением эргономики: для каждого из параметров добавлено описание, выделены важные аспекты и последствия наших действий. Переродилась и глобальная карта — она стала детальной и разнообразной. Хотя настоящие поклонники серии, знакомые с ней хотя бы со второй части, наверняка согласятся с тем, что Europa Universalis была куда изящнее в формате 2D.

Подкачало лишь обучение — оно все так же ужасно, как и прежде. Рассчитанное скорее на ветеранов серии, оно быстро знакомит с наиболее заметными изменениями. Например, про зависимость успешной торговли от национальных идей можно узнать так и вовсе только под конец кампании методом «тыка». Недостаточно информации и по способам формированиям войск — все это приходит только с опытом. Другими словами, обучение дает лишь базовые знания в крайне скучной и навязчивой форме — словно читаешь неинтересный учебник.

Недостатки становятся все более явными в процессе прохождения Europa Universalis 4. Чем крупнее государство, тем сильнее ощущается нехватка административных, военных и дипломатических очков монарха. В конце концов мы просто будем сидеть и ждать их восполнения. Сражения практически не изменились со времен третьей части: результат складывается из умения генерала, особенностей местности и «рандомного» числа. В итоге победы становятся случайным событием, а не следствием тщательной подготовки к войне и грамотной тактики (как здесь не хватает тактического режима сражений Total War!).

Набравшись опыта в «сингле», невольно выбираешь пункт «мультиплеер». Здесь игровой процесс преображается с первых минут совместных действий. Однако спустя некоторое время мы возвращаемся к привычному уничтожению стран под управлением AI, только с помощью соседей. Как только на глобальной карте сформируются пара сильных союзов, между ними начнется война, длящаяся до тех пор, пока не закончится время, отведенное на кампанию.

Europa Universalis 4

Карибский архипелаг в «Европе» привлекателен для авантюристов, торговцев и, конечно же, для жаждущих богатств Нового Света стран.

Казалось бы, Paradox Interactive удалось создать отточенный баланс, подробную глобальную карту, улучшить графику и звук, обеспечить идеальную работу без багов и ошибок прямо «из коробки». Но несмотря на все усилия дизайнеров по улучшению интерфейса, Europa Universalis 4 продолжает оставаться нишевым продуктом даже для поклонников стратегий. Прибавьте к этому отсутствие официального перевода на русский язык, добротного обучения и неявного лоска, которым богаты игры серии Total War, и попытку переродить «Европу» можно назвать несостоявшейся. Вот только этот факт ни в коей мере не умаляет достоинств Europa Universalis 4 в улучшенном обличии, за которое мы будем ценить игру еще больше.

Плюсы: география глобальной карты богата на детали; уделено много внимания истории каждой из представленных стран и провинций; разработчики прислушивались к поклонникам и реализовали ряд «хотелок»; приятное визуальное сопровождение; затягивающий мультиплеер.
Минусы: обновленная графика и небольшой перечень нововведений не могут претендовать на глобальное перерождение целой серии; игра по-прежнему не жалует новичков; отсутствие официальной русской локализации.


Человек, сам по себе, существо азартное, но довольно ленивое и боязливое. Не многим выпадает возможность стать «сильным миром сего» и вписать свое имя в учебники истории. Не многие готовы прикладывать годы усилий ради крупицы власти и еще меньше готовы нести ответственность за последствия своих властных решений. И поэтому, еще с детства, некоторые люди высыпают на ковер солдатиков и выстраивает фигурки друг на против друга, представляя, как солдаты под его подчинением побеждают врага, без угрозы для его же жизни. Однажды ребенку в руки попадается какой-нибудь советский учебник про командирское дело, где добрый советский писатель на пальцах и в картинках показывает все самые кровавые и жестокие конфликты в истории, с точки зрения тактики и стратегии. Постепенно, чадо читает пару таких книжек, смотрит фильмы, сериалы, слушает рассказы и вот уже на ковре стоят не просто мешанина солдат, а настоящие формации, выстроенные в стиле Наполеоновских Войн. Теперь у ребенка есть понимание, что такое резервы, фланги, командиры. Теперь к солдатикам добавляются тележки, обозначающие пути снабжения. Из спичек строятся баррикады перед артиллерийскими батареями.


Но вот проходит время, солдатики надоедают. Заместо пластиковых фигурок приходят войска виртуальные. Но и их многотысячные битвы надоедают определенным людям довольно скоро. И у этих людей складываются немного другие предпочтения. Им все еще хочется иметь много власти, но власти более широкой. Более тонкой, нежели возможность выстроить прусских гренандеров в каре или спартанских солдат в фалангу. Постепенно, они уходят от стратегий и варгеймов, в дебри дремучие, тёмные. Дороги в этих дебрях непроходимы, опасны. Слабых духом здесь не почитают и отправляют обратно. Сначала ты не замечаешь, как строишь Чудеса Света или стравливаешь безымянных копейщиков с аркебузирами. Затем ты начинаешь задаваться вопросами инфраструктуры и экономики, выводя дивизии к границам Манчжурии и спешно перенося заводы на Урал… И вот ты уже сидишь перед картой Европы, с красными глазами и грызя ногти, пытаешься понять, как выжить с семью тысячами Византийских солдат супротив десятка тысяч Оттоманских янычаров, стараясь выдать все свое семейство замуж и собирая долги у каждого банка этого мира. Попутно, конечно же, усмиряя греческих националистов, ведя переговоры с ортодоксальной церковью и тратя драгоценные дукаты на заморских министров.


Europa Univeraslis IV определенно игра не для всех. Не поймите превратно и не сочтите за заносчивость, но это так. Сама по себе перспектива смотреть на статическую карту, на которой бывает по несколько часов не происходит ничего — привлекает мало народу. Добавьте сюда геймплей, которому натурально нужно учиться с учебником, плохо сделанную техническую сторону и «несправедливость» местного мира — получите игру с очень высоким порогом входа, которая требует от игрока натурального мазохизма, чтобы полюбить себя. Но если вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что в Total War вам больше нравится проводить время на стратегической карте, в Civilization вы выносите вперед ногами всех, вплоть до Императора, а в Settlers или SimCity вы готовы тратить сотни часов на вывод идеальной формулы самообеспечения города, то Европа может стать для вас самым опасным наркотиком по ту сторону экрана.

Но хватит растекаться мыслью по древу — что же такое Европа 4? Это стратегическо-политическо-тактическо-экономическо-генеологическо-финансовый симулятор. Это игра, которая позволяет вам за одну маленькую баварскую провинцию, щепотку удачи и вагон времени, сколотить Рейх и устроить покатушки для вашей армии по всей Европе в стиле «Вена — Париж — Лондон». Конечно, снабдив всю поездку великолепными мелочами: внутриполитические дрязги, дворянские перевороты, революции, технический прогресс, религиозные волнения, инфляция, долги, банкротство, крестовые походы, джихады, нашествие Московитов, нашествие Оттоманов, нашествие Поляков, борьба за торговые пути, борьба за трон и наследство. Мелочей, делающих каждую подобную поездку неповторимой — миллиард. И ваш туристический гало концерт не ограничивается матушкой Европой! Никто не мешает вам стать смуглыми Американским племенем, сколотить всю Южную Америку под флагом Инков и навалять колонистам с помощью боженьки, исконно американского авось и привезенного пороха, а потом приплыть уже к ним и откусить какой-нибудь кусочек Европы. Или Австралии. Или вообще стать первой республикой в мире и крутить всю мировую политику на своем Чилийском кончике.


И кто сказал что ваша поездка может быть удачной? Переполненная казна и самая мощная армия в мире не спасут вашу империю от всех напастей этого мира. Европа — это одна из тех немногих игр, что любит издеваться над игроком и чье отсутствие баланса более чем оправдано. Все как в реальном мире — есть сильные государства, а есть слабые. Есть те, кому нужно лишь протянуть руку и забрать себе половину мира. А есть те, которым нужно рвать свое седалище, чтобы хотя бы остаться на карте и не влиться в качестве какой-нибудь области к более сильным соседям. И никто не говорит, что у вас получится то, или другое.

Но если уж говорить с самого начала, то небезызвестные Paradox, которые уже на протяжении десятка лет поставляют свой товар любителям производственных цепочек и политических реформаций, не так давно решили сделать пятилетку в четыре года, выпустив новую часть для каждой из своей линейки игр, постаравшись сделать их хотя бы капельку дружелюбнее. И у них, черт возьми, получилось. Современные технологии, переработанный интерфейс, какое-никакое обучение — все это было лучше скудных таблиц из Excel'я и страниц из учебников на мониторе.

В Europa Universalis IV была переработана торговля, чиновничий гос. аппарат, шпионаж, экспансия и куча других вещей. Не то чтобы эти изменения делали игру проще, но опустим данный момент. Так или иначе, игрокам выдали неплохо выглядящую карту мира, на которой можно выбрать одну из множества стран в один из множества исторических периодов. От расцвета Оттоманов в середине века 15го, до Французской Революции, конца 18го. За четыреста лет игроку предлагалось внести свою лепту в активно меняющийся мир. И только от его способностей зависело, будет ли он оставлен на обочине истории или сам буде её вершить.

Если же у вас есть опыт в той же самой Civilization или стратегическом режиме Total War, то многое здесь вам покажется знакомым. Карта мира разделена на регионы и области, на которых существуют различные государства в медленно текущем реальном времени. Они зарабатывают деньги с налогов, производства и торговли, чтобы затем пустить эти средства на развитие инфраструктуры. На оставшиеся же копейки снаряжается армия, которая должна защищать или расширять государственные границы. Достаточно просто и понятно. С одной маленькой поправкой —
в Европе все на несколько порядков запутаннее.

Простой пример: в пятой части Цивилизации существуют караваны и торговые пути. Государства вольны торговать друг с другом, когда они захотят, лишь бы враги не разграбили. Просто строят определенный юнит и пускают торговый путь от одного города к другому, принося фиксированную прибыль, в зависимости от расстояния и развитости городов. Все достаточно просто. Европа же в свою очередь… Ух. Доставайте листочки и пишите лекцию, в конце пары будет проверочная работа по этой теме.


По всему миру существуют различные области. Торговые области. Например, Балтийское Море. В каждой подобной торговой области есть торговые узлы. Например, Венеция. Через эти узлы проходят торговые пути, заранее заданные по историческим записям, которые связывают те самые торговые узлы. Каждое государство, если оно владеет территориями на торговой области может претендовать на определенную часть денежного оборота в узле. Денежный оборот зависит от экономического развития региона. И так, государство вырабатывает торговый оборот, который вливается в торговый узел и вырабатывает торговое влияние, которое сравнивается с торговым влиянием других государств, тем самым определяя какая часть из общего денежного потока достанется тому или иному государству. При всем при этом, торговые пути фиксированы и направлены строго в одну сторону. Чтобы менее влиятельные страны могли зарабатывать больше, они вправе переправлять часть своего дохода из одного узла в другой узел, повышая общую стоимость второго узла. Если во втором узле они обладают большим влиянием — то они и получат большую выгоду. Ну как? И это лишь малая часть действующей торговой системы. Есть еще торговые корабли, борьба за влияние, торговые стычки, эмбарго, монополия на товары, торговые компании, торговые республики, сами торговцы в конце концов. Согласитесь, все несколько сложнее, чем просто отправка каравана из одного города в другой.


И так на протяжении всей игры. Вместо простого захвата городов и постройки в нем увеселительных заведений, для поддержания настроения, игроку придется национализировать земли, предъявлять на них права и отставить их же, бороться с еретиками и иноверцами, платить дотации и освобождать от налогов, вводить военный контингент и давить в крови бунтовщиков, даровать автономию и освобождать территории в качестве вассалов. А я уже говорил что самих бунтовщиков десяток видов? И все они обладают разной численностью, вооружением, интересами и тактикой? Ваши нервишики буду трепать и еретики, насильно меняющие религию в ваших землях. И недовольные крестьяне. И сепаратисты. И националисты. И сословия. И партикуляристы, етить их благоверную матушку. И если они все восстанут разом… Падет даже самая могущественная Империя на этом шарике.

А дальше — больше. Развитая политическая система позволяет выбирать десятки государственных строев. От всевозможных племенных общин, до монашеских орденов и парламентских республик. Тонкая система сословий и их влияния на страну. Экономическая система основанная на налогах, производстве и торговле, заставляет урезать бюджет собственной армии и флота, выделять деньги на погашение инфляции и коррупции, или консервировать форты и вливаться в систему банковских займов.

А как только вы сможете поставить на ноги свое новорожденное государство, на вас тут же обрушиться целый шквал возможностей уже ведения политики внешней. Тут вам и шпионаж, и династии, и государственные перевороты, и альянсы, и контр-агрессивные блоки, и крестовые походы, и джихады, и Священно Римская Империя со своими собственными резолюциями, в конце концов. Возможности игры широки настолько, что даже после пятисот часов игры, можно найти что-то, чего ранее не удавалось использовать.

И это еще даже не говоря о системе квестов для каждого отдельного государства, позволяющее мотивировать игроков на следование историческим реалиям. Или о сложной боевой системе, где учитываются род войск, их численность, однородность, дисциплина, боевой дух, жалование, пути снабжения, рельеф поля битвы и десятки других мелочей.

Но Paradox были бы не Paradox, если бы они просто выпустили хорошую игру. Во-первых, все это богатство возможностей доступно далеко не сразу. Почти три четверти из расписанных достоинств появляются только если отстегнуть солидную сумму на дополнения. Да, конечно, можно купить только саму игру, а уже сами дополнения безболезненно скачать и даже играть в официальный мультиплеер, но все же… Во-вторых, игра с технической стороны сделано из рук вон плохо. Она в лучших традициях игр нулевых, не может просто выходить в главное меню — для этого ей нужно перезапускаться каждый раз. И никто не останавливает её от случайного вылета посреди очередной многочасовой партии. В-третьих, она не собирается ничего объяснять. Вам придется самим шерстить различные форумы, вики и статьи, чтобы разобраться, например, сменить собственную культуру или заключить унию с чужим государством.



Вы когда-нибудь задумывались, что вы выносите в своей голове, после очередного сеанса времяпрепровождения перед монитором? После очередной партеечки в какую-нибудь MOBA, в голове остается полезной информации максимум об узколобости некоторых людей. После игры в какой-нибудь исторический шутер или стратегию, можно узнать, как выглядело какое-нибудь оружие или кто сражался в какой-то там войне. Европа же учит действительно многому. Географии, истории и даже политике. Да, глупо, конечно, говорить об исторической достоверности в игре, в которой Финляндия может захватить всю Евразию, но в какой еще игре вы узнаете, как сильно на Европу повлияла смерть последнего Героца Бургундии — Карла Смелого? Какой доминирующей силой в Восточной Европе являлось Великое Княжество Литовское. Как сословие янычар способствовали упадку могущественной Оттоманской Империи. Всё это оставляет приятное послевкусие.

Да, Европа 4 не лишена проблем. У неё действительно высокий порог входа и низкая динамика, которая отпугнет очень многих. У неё есть ряд технических проблем, которые расстроят тех, кто не готов с ними смириться. Но если вам хочется взять Новгород в свои руки, создать торговую республику, которая объединит Россию под своей звонкой монетой, а затем ровным строем Суворовской пехоты пройдет аж до самого Парижа, став протестанской державой с революционным строем — лучшей игры для этого не найти.

Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.

Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.

Europa Universalis 4

► На старте карта мира соответствует официальной истории. Но стоит вам внести изменения, как цепочка костяшек домино перевернет все к чертовой матери!

«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.

Europa Universalis 4

► Местные любят бунтовать, когда бледнолицые захватывают их земли. Но некоторые туземцы готовы идти на мировую и даже вливаться в ваши колонии.

Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.

Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.

Europa Universalis 4

► Если враг имеет солидное преимущество в войсках или в союзниках, лучше втихаря заключить с ним мир. Геройство здесь добродетелью не считается.

Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.

Europa Universalis 4

► Испокон веков сражения у Paradox — это стычка двух аляповатых фигурок. Здесь все решают числа, модификаторы. и чертов кубик!

Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.

Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.

Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.

Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.

Europa Universalis 4

► Хороший советник проест в казне дыру, а взамен наградит тугим потоком очков управления, дипломатии или военного дела.

ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.

Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.

Europa Universalis 4

► Поначалу в ворохе идей легко запутаться, но со временем принципы станут ясными как день.

Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.

Europa Universalis 4

► В окне найма и строительства мы выбираем объект и лишь потом провинцию. Для маленьких стран не так уж и полезно, а вот монструозные империи сэкономят кучу времени.

ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.

Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.

Europa Universalis 4

► Дух Европы решил, что в нашей стране должна упасть стабильность. И чем лучше будут дела, тем чаще этот призрак будет устраивать сюрпризы.

Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.

Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.

Europa Universalis 4


Показать все мультимедиа

Четвертая часть популярной глобальной стратегии, получившая награду «Стратегия 2013 года» от журнала Игромания. В Europa Universalis 4 игроки познакомятся с крупными изменениями в системе торговли, новой системой национализации провинций и более широкими возможностями дипломатии.

Рецензии на Europa Universalis 4

Статьи о Europa Universalis 4

Andreas Waldetoft, Fredrik Toll, Johan Andersson, Johan Andersson, Linda Kiby, Niklas Strid, Thomas Johansson

4x, co-op, cooperative, cross-platform multiplayer, diplomacy, education, grand strategy, great soundtrack, historical, medieval, military, moddable, multiplayer, open world, political, real-time with pause, replay value, rts, sandbox, simulation, singleplayer, steam achievements, steam cloud, steam workshop, steam-trading-cards, strategy, военные действия, глобальная стратегия, дипломатия, для нескольких игроков, для одного игрока, история, можно приостановить, открытый мир, отличный саундтрек, песочница, поддержка модификаций, политическая, реиграбельность, симулятор, средневековье, стратегия, стратегия в реальном времени




18+ 2003-2020 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Читайте также: