Enslaved odyssey to the west обзор

Обновлено: 06.07.2024

Enslaved: Odyssey to the West — игра интересной судьбы. Ее разработчики, студия Ninja Theory, в прошлом авторы такой игры, как Heavenly Sword, — в которой, с одной стороны, были совершенно шизофренические главный герой и гениальный главзлодей, а также потрясающей красоты графика и ролики. А с другой стороны — геймплей был настолько сырым и бестолковым (бои были сложны, но в 90% сводились к методичному нажатию одной кнопки), что игру похоронила почти вся мировая пресса, а после низких продаж ее авторы разругались с Sony и ушли работать над ошибками в проект Enslaved.

Пока, надо сказать, получается именно то, что нужно: с одной стороны, в Enslaved виден тот же фирменный дизайн и авторский стиль, с другой — геймплей наконец-то представляет собой что-то внятное. Даже мало того — он представляет собой такой постапокалиптический Uncharted про человека-обезьяну по имени Обезьяна.

На этом месте надо, наверное, объяснить подробнее: по сюжету на дворе у нас «зеленый постапокалипсис». Цивилизация исчезла, мегаполисы опустели и в течение столетий превратились в настоящие джунгли. Вот среди такого антуража главный герой игры — местный абориген по прозвищу Monkey — попадает в ловушку странной девицы по имени Трип. Она обманом надевает на голову Обезьяны специальный шлем, и теперь он обречен охранять ее и выполнять все приказы. Если Обезьяна отойдет от своей новой хозяйки дальше чем на 100 метров — шлем взорвется через десять секунд.

Несмотря на мрачноватый антураж, на самом деле Enslaved — это яркое, солнечное приключение в духе все того же Uncharted. Главные герои, незлобно переругиваясь, путешествуют по заросшему джунглями Манхеттену и помогают друг другу в самых неожиданных ситуациях. Обезьяна выступает грубой рабочей силой: отмахивается дубинкой от киборгов-разведчиков, прыгает по окрестностям и изображает паркур — да и вообще он единственный персонаж, которым сможет управлять игрок.

Трип будет помогать только в самых сложных местах: скажем, на Е3 нам показывали фрагмент, в котором девушка должна была фонариком отвлекать две автоматические турели, пока Обезьяна перебегает до ближайшего укрытия через простреливаемый со всех сторон пустырь. В другой раз мы, наоборот, чтобы Трип прошла через закрытую дверь, должны решить настоящую акробатическую головоломку и в итоге добраться до обесточенного рубильника и тремя крепкими ударами дубины оживить генератор. В таком вот сочетании экшена, паркура и простых головоломок на взаимодействие двух персонажей и будет построен весь геймплей.

Наконец, дизайн и визуальная часть — по-прежнему конек Ninja Theory. Как в Heavenly Sword, персонажи снабжены отличительной внешностью и сверхреалистичной лицевой анимацией. Шизоидность местного окружения, помноженная на здоровый приключенческий сюжет и подспудную мысль о том, что главный герой делает все это не по своей воле, делают из Enslaved игру невероятной внутренней красоты. Главные герои снова похожи на настоящих людей и озвучены живыми голосами, неигровые ролики подаются все в той же фирменной, сверхреалистичной манере.

Будем надеяться, что второй раз у Ninja Theory все получится и мы тут сейчас имеем дело с одним из потенциально главных поводов купить PS3 в ближайшем будущем.

Будем ждать? Вторая попытка сделать «большой хит» от авторов Heavenly Sword. На этот раз про постапокалиптический Манхеттен, в котором живет человек-обезьяна по имени Обезьяна.

Уже несколько лет я пытаюсь совмещать своб страсть к играм с творческими порывами делать делать полезный и интересный контент. К сожалению, особых успехов я так и не добился. Поэтому я решил не гнаться за просмотрами, трендами и т.д. Я просто делаю то, что мне нравится. Когда-то я мечтал, что StopGame станет площадкой для творческого выражения моих интересов. Но потом что-то пошло не так:) И вот, спустя несколько лет, я решил, что можно снова попробовать найти единомышленников не только на просторах Ютуба. Я попробую. Согласно установлен правилам. А решать, стоит ли выкладывать подобное сюда - уже вам.

В Enslaved: Odyssey to the West я поиграл на PlayStation 3 впервые в далеком 2012 году, когда мне было около 20-ти лет на . Тогда игра не вызвала у меня особого восторга. И вот, спустя сотни пройденных игр, я решил, что нужно дать шанс играм, которые я не играл вообще, либо же которые плохо помню. На этот раз выбор пал на Enslaved. И после финальных титров я понял - всему своё время.

ТЕКСТОВАЯ ВЕРСИЯ

Enslaved: Odyssey to the West – приключенческая экшен игра от разработчиков Ninja Theory , которая была издана Bandai Namco для консолей PS3 и Xbox360 в октябре 2010 года. Спустя три года игра также посетила и персональные компьютеры.

Ninja Theory – разработчики, известные всего несколькими играми. Однако все они самобытны и по-своему интересны. В 2007-ом ими был выпущен эксклюзив для PlayStation 3 – слэшер Heavenly Sword . В 2013-ом разработчикам доверили создание перезапуска культовой серии Devil May Cry . А в 2018 году Ninja Theory стали издателями своей собственной игры Hellblade : Senua Sacrifice, которую они окрестили инди ААА. Ninja Theory – крайне талантливые разработчики. Но, каким-то неведомым образом, большинство их проектов оказывались провальными. Enslaved продалась минимальным тиражом, а DMC так вообще стала поводом для угроз со стороны фанатов оригинальной серии. Тем не менее, теперь студия процветает под крылом Microsoft и готовит к релизу (в зависимости от того, когда вы читаете статью) вторую часть Hellblade эксклюзивно для консолей Xbox Series X . Enslaved была их третьей игрой, и теперь нам предстоит выяснить, смогла ли она пройти проверку временем спустя 11 лет.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Enslaved : Odyssey to the West является вольной адаптацией классического китайского романа Путешествие на Запад». В нём описывается путешествие Монаха в Индию вместе со своими спутниками, которых он встречает по дороге. Среди них оказывается даже сам Царь Обезьян.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Согласно официальной предыстории, которая так и не упоминается в самой игре, сюжет Enslaved берёт своё начало спустя 150 лет после разрушительной войны, которая уничтожила большую часть человеческой расы и оставила мир на милость Мехам – роботам, которые являются инструментами этой самой войны. Их задачей до сих остаётся поиск и уничтожение выживших людей.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

В самом начале игры нам показывают главного героя, которого все зовут не иначе как Манки ( Monkey - т.е. Обезьяна) и на это есть причины. Он приходит в себя внутри одной из камер на корабле местных рабовладельцев. На его глазах открывается противоположная камера, из которой выбегает рыжеволосая девушка и поспешно скрывается. Она взламывает один из компьютеров, что вызывает замыкание, которое позволяет Манки также сбежать из камеры. Главный герой отправляется на поиски своего снаряжения, во время которых корабль рабовладельцев начинает разрушаться.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Она не пускает его внутрь и сбрасывает капсулу с падающего корабля. Тем не менее, Манки удается пережить падение.Однако на своей голове он обнаруживает сдерживающий обруч, который предназначен для контроля рабов. В случае отказа подчиниться приказу хозяина, раб начинает испытывать неописуемую боль и, в конце концов, умирает. Тем, кто повесил на героя этот обруч, оказывается эта рыжеволосая девушка, которую зовут Трип. Она обещает Манки, что снимет контролирующее устройство, как только он поможет ей добраться до её людей. Главному Герою не остается ничего кроме как согласиться на эти условия. Именно с этого момента и начинается наше путешествие на Запад.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

ДОСТОИНСТВА

Первое, что стоит отметить, так как нынче это редкое явлением – в игре весьма красивое и атмосферное меню. В нём, помимо обычного функционала, находится пункт "экстра", который содержит в себе выбор альтернативных костюмов со своими функциями и активацию дополнительного сюжетного контента.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Сразу после начала игры первым достоинством становится её главный герой. Перед нами предстаёт атлетичный мужчина с белыми волосами и крайне выразительным лицом. Всё его поведение выдаёт в нём грубого, неотесанного мужлана, который привык в одиночку выживать в разрушенных пустошах былого мира. Именно он является неким подобием Короля Обезьян из романа Путешествие на Запад. И это не только благодаря своему имени Манки, но и благодаря невероятной ловкости, с помощью которой он крайне умело прыгает по разным выступам, словно по веткам деревьев. Да и длинный хвост-пояс добавляет сходства с обезьяной.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Огромную роль в оживлении персонажа сыграл Энди Сёркис - замечательный актёр, который стал известен за свои роли в костюмах захвата движений. Именно он оживил на телеэкранах Голлума из Властелина Колец и Цезаря из Планеты обезьян. В игре Энди отвечает за движения и лицевую анимацию Манки, а также появляется во флэшбеках, показывая уже собственное лицо. Благодаря технологии захвата движений, актерская игра и озвучка персонажей выглядят великолепно даже спустя 11 лет. Это же относится и к героине Трип.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

За сценарий игры отвечал писатель Алекс Гарленд, который является автором книг Пляж и Кома, сценаристом фильмов "28 Дней Спустя", "Судья Дредд" 2012 года и многих других. Кроме этого он также написал сценарий к ещё одной игре Ninja Theory – DMC . Что касается сюжета, то особых нареканий в повествовании я не обнаружил. Он не блещет какими-то особо взрывными поворотами, однако это отличный Роуд Муви, рассказывающий о двух совершенно разных людях, которые становятся неразлучными друзьями. И может даже больше.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Стоит отметить, что я играю и делаю обзор только с консолей. Но даже на PlayStation 3 игра выглядит очень хорошо. Нельзя сказать, что графика поражает, но, как минимум, она вызывает эстетическое удовольствие. Кроме хорошо проработанных персонажей, здесь есть и весьма красивые локации.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

К анимациям у меня также нет никаких претензий. Особенно приятно наблюдать за плавными прыжками Манки по уступам и балкам.

В игре также присутствует ряд катсцен, как на игровом движке, так и в качестве CJI роликов. И, на удивление, если бы не местами низкий фпс, различия между ними относительно невелики.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Так как Enslaved представляет собой так же и экшен, здесь есть боевая система. Она крайне проста: комбо из слабого удара, один сильный удар, увороты и блоки. Однако, несмотря на простоту, выглядят сражения весьма зрелищно. И не последнюю роль в этом играют анимации добивания врагов: как автоматические, так и при нажатии кнопки на геймпаде. Физика также выглядит и ощущается на достойном уровне.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Кроме этого, в Enslaved есть множество элементов платформинга, а это значит, что здесь важно управление. И оно здесь очень отзывчивое и удобное. Очень редко возникают моменты, когда персонаж застревает или не хочет выполнять прыжок. Стоит отметить, что благодаря управлению и очень простой однокнопочной акробатике, перемещения персонажа также просты и удобны.

Что касается некоторых элементов геймплея. Помимо сражений и акробатики, мы можем взаимодействовать с напарницей. Иногда ей нужно помочь преодолевать препятствия, иногда уже она помогает нам отвлекать врагов. Кроме этого Трип может улучшить характеристики Манки. Мы можем обучить главного героя некоторым новым движениям или улучшить показатели его выживаемости. Однако сбор опыта и последующие улучшения не критичны. Они всего лишь делают игру удобнее, а не превращают героя в не убиваемую машину разрушения. Да и сама игра, по крайне мере на среднем уровне сложности, не должна вызвать особых затруднений.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Очень хорошо разбавляют геймплей некоторые уровни, в которых нам нужно будет кататься на специальном устройстве «облаке», отбиваться от врагов на лодке или же спасать свою жизнь бегством. В общем, разнообразия здесь предостаточно.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Немаловажно отметить, также, музыкальное сопровождение. Музыка порой неожиданно впечатляет и заставляет остановиться, чтобы послушать её внимательнее.

Что касается приятных мелочей. В игре присутствует небольшая разрушаемость, когда герой пытается отсидеться за укрытием от выстрелов врагов.

Интерфейс игры взят не с потолка, а обусловлен обручем, который носит Манки. Благодаря этому он может видеть всё, что показывает ему Трип. В игре есть секретные места, в которых, как правило, находится дополнительный опыт. Либо же там можно обнаружить кусочки воспоминаний прошлого людской цивилизации. Некоторые этапы уровня напоминают захватывающие эпизоды знаменитой серии Uncharted.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)
Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

НЕДОСТАТКИ

Игра не лишена недостатков, но они очень незначительны, по сравнению со всеми её достоинствами. Первое и одно из главных – это серьезные просадки FPS на PlayStation 3. Оптимизация, конечно, здесь хромает. Но не так критично, чтобы не получить удовольствие от игры. Кроме того, ПК игроков эта проблема обошла стороной. И, возможно, она отсутствует на Xbox, где есть обратная совместимость с консолями прошлого поколения. Так что недостаток низкого фпс можно решить сменой платформы.

Главные враги в игре – это мехи. Однако их катастрофически мало. Всего 5-6 типов, которые мало чем отличаются друг от друга. Здесь присутствуют и боссы. Но их также мало, а битвы с ними не вызывают особой трудности.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Но как по мне, самое критичное здесь – это подход к раскрытию мира. У меня было огромное количество вопросов: что произошло на земле и почему она была разрушена? откуда взялись мехи? кто такой главный герой? Как вообще существует нынешняя цивилизация? И мне казалось, что мир будет раскрываться игроку по мере прохождения. Однако до самого конца всё так и осталось загадкой.

Enslaved : Odyssey to the West – великолепная игра, которая с годами не потеряла ни капли своего очарования. Приятная картинка, харизматичные главные герои, развитие их отношений, боевая система, платформинг и многое другое заставляет пройти игру практически залпом. Конечно, в сравнении с современными играми, она проходится быстро. Но зато от неё точно не успеешь устать. Самым главным недостатком является её недосказанность. Неотвеченными остались слишком многие вопросы. Так, например, Horizon Zero Dawn имеет очень схожие концептуальные элементы. Но там, в определенный момент, мы узнаём об исследуемом мире почти всё. Здесь же, возможно, ответы нас ждали в следующей части. Но, увы. Продажи провалились. Продолжение было свёрнуто. Однако, теперь, Ninja Theory практически самостоятельны. И можно надеяться на чудо.

Проверка Временем. Обзор Enslaved: Odyssey to the West (2010/PS3)

Enslaved : Odyssey to the West абсолютно точно проходит проверку временем и получает мою личную рекомендацию. Сейчас на playstation купить её нельзя, однако в стиме или на xbox приобрести её получится без проблем. Так что если вы ещё не знакомы с такой замечательной игрой, немедленно исправьте этот недочёт.

Всем спасибо за внимание. А Какие игры проходят проверку временем для вас?

Если вы видели Heavenly Sword, предыдущую работу Ninja Theory, то в Enslaved: Odyssey to the West узнаете их почерк без труда. У этих игр много общего. Энди Серкис (среди хоббитов также известный как Голлум) — на месте. Лицевая анимация — загляденье. История — снова с оглядкой на древнеазиатскую литературу: на этот раз вдохновлялись классическим китайским романом «Путешествие на Запад», переместив все события в XXII век. Много крупных планов в кат-сценах. Драться, опять же, приходится.

Но главное сходство в другом. Обе эти игры очень легко ругать — за недоделанную механику, сырость, скучных боссов. а оторваться все равно невозможно. Всем бы такие «проблемы».

Лепесток за лепестком

На воде Обезьяна использует «облако», что-то вроде цифрового скейта.

Если вы не особенно следили за разработкой Odyssey to the West (что не так уж трудно: по-человечески игру показывали только на последней Е3), то уж по крайней мере в курсе, в каких декорациях тут все происходит. После «зеленого апокалипсиса» природа взяла свое: небоскребы обвиты лианами, кусты пробили асфальт и вымахали до десятого этажа, каждая первая стена расцвела бутонами и маковыми ростками, могучие деревья можно повстречать в самых неожиданных местах. Люди тем временем пережили крупную войну и кучкуются на защищенных базах, а вокруг бродят механические роботы и постреливают по случайным движущимся целям.

История, однако, стартует без лишних пояснений: во время крушения воздушного корабля на капсуле спасаются девушка-хакер Трипитака и безымянный верзила, который просит называть себя Обезьяной. Трип, которой в одиночку ни за что не добраться до базы своего отца, пошла на хитрость — надела на своего нового знакомого специальный шлем, пока тот был без сознания. Правила простые: Обезьяна погибнет, если отойдет от хозяйки слишком далеко или если ее сердце перестанет биться. Слово «пожалуйста» в XXII веке вышло из моды.

Иногда разрешают не только оседлать турель, но и вырвать с корнем. Прыгать с ней, правда, нельзя.

От Enslaved, как и от Heavenly Sword, веет каким-то таинством, легендой, эпическим похождением, хотя в кадре только два человека. Из простой в общем-то истории (мужчина помогает женщине поневоле, но вскоре они проникаются симпатией друг к другу) у британцев снова получилась киношная авантюра пополам с уютным книжным приключением. Для разработчиков герои и декорации по-прежнему важнее всего остального, плюс — они точно знают, каких людей нужно приглашать со стороны. Так, Энди Серкис не только кривлялся для motion capture, но и выступил как режиссер, помогал в разработке сюжета, а музыку написал Нитин Соунэй — необычный композитор индийского происхождения (послушайте, пожалуйста, его мелодии к фильму «Тезки»), способный, к счастью, сочинять что-то отличное от привычного приключенческого «па-ра-ра».

Собственно сценарий — дело рук Алекса Гарленда («28 дней спустя», «Пекло»), и это, конечно, чувствуется: Enslaved проходится от диалога до диалога или хотя бы до немой сцены, в которой Трип хлопает глазками. Гарленду удалось весьма тонко избежать классической скрипт-конструкции «знакомство — приключение — трансформация героев — романтический хеппи-энд» (как именно — мы, ясно, не расскажем!), а во второй половине игры, когда старые герои чуточку наскучивают, появляется Пигси, толстопузый человек-свинтус, о некоторых особенностях характера которого мы также умолчим.

Много диких обезьян

Проходя Enslaved, мы погибли не больше десяти раз — и лишь трижды не из-за шлема-убийцы.

Поглощенные футуристической одиссеей, вы, вероятно, не сразу заметите, что в Enslaved еще и нужно нажимать на кнопки. Если продолжать сравнения с Heavenly Sword, то новая механика, безусловно, проще. Обезьяна, за которого и приходится играть, обучен всего двум ударам и нескольким эффектным добиваниям, плюс стреляет плазмой и электромагнитными импульсами из своей дубинки. Учитывая, что на всю игру — один тип врагов (не считая боссов), применений такому скромному набору находится немного. «Голый» робот — мутузим руками. Стоит далеко — стреляем. Прикрывается щитом — обезвреживаем магнитным лучом и добиваем.

Но сражаться приходится не так уж и часто. По устройству и темпу уровней Enslaved — это скорее пространственная головоломка, чем экшен. Дело в том, что (помним про шлем) Обезьяна не может далеко убежать, ему постоянно приходится тянуть за собой Трип, а она девушка хрупкая. Поэтому штатная ситуация тут выглядит следующим образом. Вас оставляют на каком-то отрезке локации, где необходимо, скажем, добраться до люка на крыше. Трип сканирует местность при помощи напичканной электроникой стрекозы, вокруг обнаруживаются защитные турели, мины, ямы и те самые роботы, а дальше начинается мартышкин труд. Прыгая, словно орангутанг, по платформам, карабкаясь по трубам и уступам, опуская мосты и лестницы, ломая автоматические пушки и сваливая на непроходимые выбоины целые грузовики, Обезьяна в конце концов расчищает путь, подзывает подругу к себе (или тащит на горбу) — все, дальше следующий набор преград. Вмешательство Трип сведено к минимуму: можно попросить девушку голограммой отвлечь врагов и турели, пока вы пробегаете мимо.

Боссов всего двое, но обоих приходится убивать многократно.

Важно понимать, что ни головоломки, ни экшен, ни тем более акробатику Enslaved не назовешь безнадежными, но при этом цельной картины из них не складывается. Просто у Ninja Theory нет четкого понимания, как собрать из всего этого приключенческую игру, а не набор интерактивных сцен. Вспомните Uncharted 2 — там сценарий неотделим от геймплея. Ограбление музея, исследование храмов, погони в горах, танковая атака деревушки — во всем вы участвуете лично. В Odyssey to the West ровно два ярких момента: в одном Обезьяна ловит стрекозу, в другом Трип учится езде на броневике. В остальное время авторы просто расставляют роботов и ловушки, чтобы заставить вас бежать вперед, а под конец еще и загоняют на грязный вонючий завод. Но как только у вас забирают управление, а персонажи открывают, наконец, рот — о получасе монотонных прыжков ни капельки не жалеешь.

Если на секунду отвлечься от неизбежных аналогий с Heavenly Sword, то несложно сделать вывод, что, по ощущениям, Enslaved напоминает первую часть Uncharted. Такая же милая и такая же неровная. Но ведь ради эффектных драк можно купить Bayonetta. Скакать по крышам интересно в inFamous. Для любителей экшен-головоломок не за горами Portal 2. А вот Enslaved — вся такая яркая и теплая — одна на миллион, как песня Эдиты Пьехи про оранжевое солнце.

Двое пленников бегут из терпящей крушение «воздушной тюрьмы»: она — комфортно устроившись внутри спасательной капсулы, он — держась за поручень снаружи. Она — красивая и вроде бы умная девушка с ярко-рыжими волосами и большущими зелеными глазами, он — громила с внешностью и одеждой стриптизера. Ее зовут Трип, его, соответственно, — Обезьяна. Очнувшись в груде обломков, Трип изъявляет желание попасть домой, Обезьяна галантно соглашается проводить — все знают, что в центре Нью-Йорка совершается больше убийств, чем на Красной площади Москвы. Впрочем, особого выбора у него нет — поганка нацепила на голову Обезьяны смертельный обруч и может убить его в любой момент. Радикальные феминистки назвали бы это идеальной моделью отношений мужчины и женщины. Проблема в том, что в мире игры Enslaved: Odyssey to the West нет не только феминисток, но и людей вообще, а Трип и Обезьяна — одни из немногих оставшихся в живых.

Новая жизнь

Даже постапокалипсис в Enslaved красивый, без крови и грязи, а герои — похожи на греческих богов.

Конечно, оказавшись в такой компании и ситуации, любой нормальный мужчина должен прежде всего озаботиться спасением человечества и как можно быстрее приступить к производству детей (в конце концов, смертельный обруч висит на шее, а не где-то еще, и не мешает). Вот только сделать это, скорее всего, не дадут. По итогам последней мировой войны Нью-Йорк и другие города превратились в груду камней и даже успели порасти буйной зеленью, а по руинам разгуливают оставшиеся после боевых действий роботы. Кажется, сгинувшее человечество просто забыло их отключить, но герои все равно этого не помнят — они оба появились на свет уже после войны. Важно то, что живучие механизмы даже спустя полторы сотни лет продолжают методично выполнять заложенную в них программу, которая звучит точь-в-точь как голубая мечта робота Бендера, то есть «убить всех человеков». Поэтому при любом проявлении человеческой активности железяки мигают цветом красной угрозы, скрипят давно несмазанными конечностями и демонстрируют полную готовность убивать.

Боссы опасны, но убиваются простым долблением в одну точку, словно и не было никакого God of War.

Ninja Theory утверждают, что все вышесказанное — вольный пересказ китайского классического романа «Путешествие на Запад», за исключением, конечно, роботов и Нью-Йорка. В какой-то степени Enslaved — это очень созерцательная игра, внутри которой больше всего хочется заняться медитацией под чудесную музыку индо-британского композитора Нитина Суонэя. При помощи банального Unreal Engine 3 Ninja Theory сотворили абсолютно неземную красоту с маковыми полями на месте бывшей Таймс-сквер, хлипкими разводными мостами и гигантскими ветряными мельницами в центре высокогорного убежища людей. Традиционная постапокалиптическая тоска по ушедшему миру несвойственна этой игре — картины разрушенных, покосившихся небоскребов, полусгнившая офисная мебель и ржавые остовы машин не вызывают абсолютно никакой жалости. Для героев все эти артефакты прошлого — диковинка, невидаль непонятного назначения. Возможно, здесь когда-то жили, ездили на работу, любили, страдали, рождались и умирали миллионы человек, но сейчас сквозь потрескавшийся асфальт пробиваются столетние деревья, а бывшие когда-то домами куски арматуры выглядят прекрасным подспорьем для акробатики.

Джейд и Пейдж

(Beyond Good & Evil)

Мишелю Анселю всегда удавались запоминающиеся персонажи (см. хотя бы Rayman), а в Beyond Good & Evil такими были абсолютно все. Достаточно сказать, что дядей фотожурналистки Джейд, который проводил с ней половину игры, был прямоходящий свин.

Принц и Фара

(Prince of Persia: The Sands of Time)

Без принцессы не обходится ни одна игра про Принца Персии (кроме The Forgotten Sands, но на то она и худшая), ведь в ее спасении был изначальный смысл серии. Тем удивительнее, что в The Sands of Time принцесса не только проводила с нами чуть ли не всю игру, но и могла постоять за себя.

Джордж и Нико

(Серия Broken Sword)

Герои одного из лучших квестов на свете — полные противоположности, которые удачно дополняют друг друга. Но и кое-что общее у обаятельного юриста-американца и французской журналистки тоже есть: шило в одном месте и любовь к тонкому английскому юмору.

Хана и Ройс

(Fear Effect 2)

«Любовь между женщиной и женщиной — мой любимый вариант», — сказал в одном из фильмов Вуди Аллен. Игра Fear Effect 2: Retro Helix точно понравилась бы маэстро, ведь ее главные героини — две лесбиянки. Даром что это был серьезный технотриллер.

Джеймс и Мария

(Silent Hill 2)

В том, что человеку, который из жалости убил собственную жену, по прибытии в Сайлент-Хилл стали мерещиться блондинки-стриптизерши, нет ничего удивительного. Интересно другое: Мария соединяла в себе все те качества, которых скромняге Джеймсу не хватало в покойной жене.

Мастер Чиф и Кортана

(Серия Halo)

И раз уж мы заговорили о бестелесных женщинах, нельзя не вспомнить искусственный интеллект Кортану из серии Halo. Увидеть ее можно редко, ведь большую часть времени она проводила… в голове Мастера Чифа, давая тому советы и подтрунивая над ним.

Дорога

Физика в игре отсутствует как класс, поэтому просто столкнуть врага в пропасть нельзя.

Впрочем, какие-то технологии в мире сохранились и даже эволюционировали: Трип довольно быстро налаживает беспроводную связь между героями и учится дистанционно сканировать территорию на предмет оставшихся с войны мин, роботов и турелей. Кроме этого, девушка умеет отвлекать внимание врагов на себя и взламывать компьютерные терминалы, а Обезьяна (при первой встрече пообещавший сломать Трип шею, когда все закончится) в буквальном смысле носит ее на руках, заслоняет от пуль и вообще проявляет заботу. И дело тут не только в том, что в случае смерти Трип автоматически умрет и он сам. Находясь вдвоем посреди враждебного окружения, герои довольно быстро начинают испытывать симпатию друг к другу, а смертельный ошейник и беспроводная связь только добавляют пикантности в эти отношения.

Забавно слушать, как герои, спасаясь от разъяренного робота в заброшенном нью-йоркском театре, обсуждают впервые увиденную постановку «Ромео и Джульетты», которую разыгрывают на сцене голографические актеры. В другой раз сидящая в укрытии Трип впервые срывается в истерику от страха, в то время как балансирующий на стреле башенного крана герой пытается ее успокоить, не свалившись при этом в пропасть. А когда парочка встречает на своем пути противного сального толстяка по кличке Свинья, томные взгляды и слова уступают место безудержному смеху. Толстяк первым же делом пытается избавиться от Обезьяны, заманив того в логово робота-босса, а Обезьяна проникается ненавистью к Свинье и того раньше — за неудачную попытку подкатить к Трип.

Акробатику словно специально упростили, чтобы не отвлекать от захватывающих пейзажей.

Благодаря великолепным, по-настоящему живым персонажам, Enslaved местами воспринимается почти как постапокалиптическая версия Uncharted 2: Among Thieves для PS3 (лучшей приключенческой игры по обе стороны океана). Эти игры похожи не только по цветовой гамме и графическому стилю (впрочем, предыдущая игра Ninja Theory, слэшер Heavenly Sword, была примерно такой же), но и по отсутствию вымученности — главной беды всех современных блокбастеров. Реплики персонажей остры и естественны, а лица порой выражают эмоции лучше, чем голос. В игре нет ни одной ненужной кат-сцены, которую хочется промотать, а те, что есть, очень здорово срежиссированы и динамичны.

Акробатику игры разработчики тоже явно стремились сделать похожей на Uncharted, в результате чего все управляется одной кнопкой, а под ногами героя постоянно что-нибудь скрипит и рушится в пропасть. Но с упрощениями они все-таки перестарались: здесь даже сознательно невозможно промахнуться мимо нужного уступа, настолько все заскриптовано и просчитано заранее. Даже бешеная камера, которая обожает выхватывать самый эффектный, но ужасно неудобный ракурс, и та не может привести к ошибке.

Против лома нет приема

Иногда для того, чтобы спасти деревья и озоновый слой, недостаточно даже электромобиля с рекламного плаката.

К сожалению, параллели с Uncharted заканчиваются ровно тогда, когда Обезьяна надевает железные перчатки и берет в руки что-то вроде лома для разделки роботов (единственное оружие в игре). По духу Enslaved — обычный слэшер, причем довольно-таки скучный и неизобретательный. Способов применения у лома всего два (бить врагов по башке или стрелять очень редко встречающимися плазменными или шокирующими зарядами), а доступных ударов — не намного больше. К концу игры драться становится настолько скучно, что при любой возможности врагов стараешься огибать стороной или убивать драгоценной плазмой — дорого, зато хватает одного выстрела. Чтобы дотянуть до уровня образцовых слэшеров, Enslaved не хватает элементарного свиста за ушами, хорошего ощущения оружия, какой-никакой физики (противника нельзя даже столкнуть в пропасть) и, пожалуй, еще разнообразных врагов: рядовые мехи очень похожи друг на друга. Впрочем, та же проблема была и у Heavenly Sword.

При этом, несмотря на отчаянное однообразие, в лучшие моменты бои выглядят очень зрелищно: когда Обезьяна, подкравшись к ближайшему роботу, вырывает у него из рук пулемет и расстреливает боезапас в набегающую толпу, игре хочется буквально аплодировать. Однако эйфория стихает, когда уже через уровень выясняется, что грозный босс-собакоробот с двумя (!) полосками здоровья легко забивается одним-единственным ударом. Вдобавок акробатика и экшен настолько явно сменяют друг друга, что со временем можно научиться предсказывать, когда и сколько врагов придется одолеть. Каждая битва начинается с обязательного сканирования поля боя при помощи Трип, в результате чего игра словно ставит саму себя на паузу, не давая как следует войти в ритм. Нужно ли говорить, что для слэшера подобный подход губителен?

Судя по цвету воды, даже через 150 лет после гибели человечества купаться все равно нельзя.

Конечно, Синдбад-мореход был в гораздо худшем положении. Возить на спине Трип гораздо приятнее.

Но как и с очень близкой по духу Beyond Good & Evil, Enslaved — это как раз тот случай, когда все эти глупости можно и нужно перетерпеть. Правда, в отличие от BG&E, никакой свободы исследования, кучи персонажей, мини-игр и прочих компенсирующих факторов тут нет: игра предельно линейна. Единственная удачная находка в этом плане — антигравитационный скейтборд, на котором можно полетать несколько раз за игру. А уж погони за (или «от», как уж повезет) убегающими боссами и последующие расправы над ними вообще заряжают энергией настолько, что выдержать очередную порцию скучных поединков с ходячими кухонными комбайнами после этого не составляет никакого труда. Тем более что игра-то вовсе не об этом, а, как вы догадались, о любви.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Enslaved так и не определилась, кем ей быть: для слэшера игра слишком примитивна, а для симулятора романтического постапокалипсиса в ней слишком много драк. Но даже в таком виде это очень редкая игра ручной работы, и пропускать ее не стоит.

Читайте также: