Endless legend обзор

Обновлено: 05.07.2024

Пошаговые стратегии — жанр не то чтобы элитарный, но, во всяком случае, претендующий на некую интеллигентность, что ли. Разумеется, не все представительницы жанра таковы: та же King’s Bounty, например, кажется вполне демократичной. Но для глобальных игр «цивилизаторского» типа — или для 4Х, как их принято называть, — этот постулат, пожалуй, верен. За Civilization сегодня проводят время не только молодые и рьяные, но и вполне себе умудренные какими-никакими годами обладатели логического мышления. Причем, что характерно, некоторые заядлые поклонники серии могут месяцами и даже годами хранить верность только этому одному компьютерному развлечению, не особенно поглядывая по сторонам.

Поглядеть между тем стоило бы. Хотя бы потому, что вышедшая недавно Endless Legend — серьезный претендент на «заткнуть Civilization за пояс». Возможно, даже за черный.

Город культистов наводит на какие-то антиутопические мысли.

Под знаком бесконечности

Вообще, проект вроде бы не совсем сиквел, но и не первый опыт разработчиков в этом направлении. Два года назад Amplitude Studios выпустила космическую глобальную стратегию под названием Endless Space. Получилось очень недурно. Так что разработчики, похоже, решили сделать из «бесконечности» своеобразный бренд, объединяющий различные по сути и порой даже по жанровой принадлежности игры, действие которых тем не менее происходит в рамках одного огромного мира. Сейчас в эту цепочку помимо героини сегодняшней рецензии входит еще и «рогалик» Dungeon of the Endless.

Endless Legend можно назвать «высадкой» серии из космоса на сушу. Все события развиваются на планете Ауриге. За главенство на местных территориях сражаются восемь фракций, каждая из которых — абсолютно неповторима, фантастична и необычайно колоритна. Здесь и полностью уникальный набор войск, совсем как в Heroes of Might & Magic, и собственные расовые «фишки», и потрясающе проработанный, выдержанный стиль — как визуальный, так и текстовый.

Взять, например, объединение под пафосным названием «Владыки Праха», которое, в сущности, не что иное, как нежить. При жизни они были благородными воинами, а теперь наводят страх и ужас на все живое, зато не нуждаются в пище. Некрофаги — раса гигантских насекомых, в силу своей жестокости неспособная ни к мирным соглашениям, ни к переговорам с малыми племенами. Этот недостаток компенсируется умением создавать кадавров и пожирать трупы, получая пищевые бонусы. Загадочные Культисты, неуловимо похожие на Безликого из «Унесенных призраками», не могут строить новые города и вынуждены довольствоваться одной только столицей. С другой стороны, именно проповедники Культистов способны обращать население окрестных деревень в свою веру, распространяя и увеличивая влияние культа по всей планете.

Звучит заманчиво, не так ли? Однако даже расовые особенности — далеко не все и далеко не главное, чем могут порадовать нас фракции. Главное — сюжет.

Endless Legend

Далеко не все обитатели Ауриги антропоморфны. Людей здесь вообще нужно искать днем с огнем, долго и упорно.

Так победим. И так победим. И так тоже победим!

В этом, пожалуй, состоит одно из главных отличий игры от ее могущественной «старшей сестры» — Civilization. На старте мы выбираем не просто народ, который поведем к славе, не просто набор неких уникальных «юнитов», бонусов или, наоборот, ограничений. Мы выбираем сценарий, состоящий из цепочки последовательных квестов. Историю одной из восьми рас, желающей быть первой и лучшей на Ауриге. Пройти кампанию до конца и построить ядро Храма Земли — значит одержать победу.

Впрочем, это далеко не единственный способ завоевания первенства. Можно уничтожить всех противников, превзойти их в экономическом или научном развитии, победить при помощи дипломатии или колонизировать восемьдесят процентов поверхности планеты. Варианты есть на любой вкус.

Точно так же? Нет, вовсе не точно! Создатели Endless Legend припасли для нас много неожиданностей. Мы, например, не можем позволить себе основать мегаполис, и рядом — еще мегаполис, и еще один поблизости. Карта мира здесь разделена на регионы. В одном регионе может находиться только один город. Нет, не один наш город, а один-единственный чей угодно город. Понятно, что к скорости колонизации в таких обстоятельствах предъявляются совершенно особые требования. Хочется большую империю? Шевелите хлебобулочными изделиями, господа правители! Пока мы исследуем новые территории и выращиваем своего второго поселенца, наши конкуренты успевают захватить половину карты.

Endless Legend

Каков основной источник дохода империи? Ну конечно же, мародерство!

С соседями надо дружить

С другой стороны, может, нам и не стоит так уж рьяно цепляться за колонизацию. В Endless Legend все стоит денег: и возведенные сооружения требуют расходов на содержание, и войскам зарплату платить надо. Чем больше городов, тем больше «праха» — местной валюты — будет уходить на обслуживание всего этого счастья. При этом стоит понимать, что оставить поселение без военного надзора — значит потерять его.

Дело в том, что помимо конкурентов с нами сосуществуют так называемые малые фракции — небольшие племена, которых на карте обычно довольно много. Они совершают набеги на окрестные города и отряды, чем вроде бы напоминают варваров из Civilization. Напоминают только на первый взгляд, потому что, во-первых, все они тоже уникальны, а во-вторых, запросто могут быть полезными. Усмирив и ассимилировав такую деревню, мы получим интересный бонус к одному из важных параметров функционирования империи и возможность регулярно пополнять свои войска производимыми в поселении солдатами. Такие новобранцы часто существенно превосходят наш базовый набор бойцов по характеристикам.

Сами задания сложно назвать оригинальными. Обычно нас просят «наехать» на другое племя по соседству, принести определенное количество того или иного ресурса или зачистить руины неподалеку.

Руины — еще одна особенность жизни на Ауриге. Они разбросаны по карте щедрою рукой и весьма полезны для развивающейся цивилизации. Чаще всего там просто обнаруживается небольшое количество праха. Иногда — какой-нибудь титан или адамантий со стеклосталью. Порой, если повезет, — побочное задание.

В общем, получается, что войскам практически всегда есть чем заняться.

Endless Legend

Зима — неблагоприятное время для всего. Урожай не растет, налоги собираются плохо, войска передвигаются медленно… Кругом одни лодыри и тунеядцы!

Солдатское дело — приказ выполнять

Бои в Endless Legend тоже реализованы не совсем привычным образом. Вступив в столкновение с противником, мы попадаем в отдельный тактический режим — совсем как в HoM&M.

Плавность и красота перехода от глобальной карты к этому полю битвы без всяких подзагрузок — отдельный повод для уважительного поклона в сторону разработчиков.

Перед сражением нам предлагают выбрать тактику — наступательную, оборонительную или удержание позиции — и расставить войска, вручную определив для всех солдат стартовые точки, а точнее, гексы, ведь здесь все происходит на гексагональной карте. Каждый раунд начинается с выбора целей для наших бойцов: мы можем приказать им атаковать конкретного соперника или подлечить товарища, если речь идет об отряде поддержки. На этом наше участие в боевых действиях, в общем-то, и заканчивается. В пределах каждого хода воины действуют самостоятельно, без подсказок выбирая маршрут передвижения, наиболее удобный для нападения или защиты. Бесконечно рубиться с искусственным интеллектом не получится: количество раундов ограничено изначально. Не уложились? Ничья!

Может быть, боевые сцены не так динамичны и интересны, как в «Героях», — уж чересчур «лаконичен» доступный для управления набор функций, — но и утомительными их назвать нельзя. Возможно, потому, что сражения в игре — отнюдь не первостепенной важности элемент, конечно, если мы не выбираем осознанно стиль «пришел, увидел и нагнул».

При этом если наши возможности повлиять на ход битвы не столь разнообразны и широки, как хотелось бы, то по части улучшения «юнитов» и героев здесь все в порядке. Ах да, мы ведь все еще ничего не сказали о героях.

Endless Legend

Экран исследований — это муки выбора как они есть. Все же такое вкусное.

Герой, или Как важно быть одетым

Помимо простых солдат у каждой фракции есть герои, которых можно нанять. Да-да, совсем как в HoM&M и немного не так, как в Civilization. Бравые «генералы» тоже выходят на поле боя вместе с солдатами, наравне с ними сражаются, получают уровни при «прокачке». У каждого из них есть свое дерево навыков — все как у взрослых. Более того, и героев, и простых бойцов можно одевать. То есть шлем, доспехи, оружие, щит и прочие радости жизни запросто меняются на более продвинутые — достаточно перетащить их в соответствующий слот и заплатить прахом, очками производства и стратегическими ресурсами. Именно для этого и нужны разные титаны и адамантии — чтобы обеспечить военных приличным обмундированием.

Герои приносят пользу не только в вооруженных столкновениях. При желании можно назначить очередного командира губернатором в один из своих городов, что дает городу определенные «плюшки». Вдруг мы хотим сосредоточиться преимущественно на мирном развитии? Игра это прекраснейшим образом позволяет.

Давайте жить дружно!

Нам будет чем заполнить мирное время, хотя именно градостроительно-дипломатическая часть игры действительно очень похожа на Civilization и в меньшей степени может похвастать новшествами. Те же постройки в городе, открывающиеся по мере изучения новых технологий, которые здесь «упакованы» в шесть научных эпох. Внутри каждой эры существует разделение еще и по категориям. Нам придется выбирать, что для нас важнее: новый тип «юнитов» или экономическое развитие, индустриальный рост или увеличение влияния нашей империи в целом. Выучить вообще все не удастся при всем желании. С каждым совершенным открытием количество очков, которое мы должны потратить на следующий научный прорыв, увеличивается. Изучение всего только девяти любых технологий в каждой эре автоматически переводит нас в следующую эпоху (это примерно половина от общего количества доступных изобретений).

Примечательно, что мы можем на нескольких уровнях задавать приоритетное направление развития своей цивилизации. Городское население распределяется между производством пищи, строительными нуждами, исследованиями, заработком денег и так называемого «престижа», который, в свою очередь, нужен для того, чтобы выбрать вектор прогресса на макроуровне. В этом нам помогает план империи. Израсходовав определенное количество накопленного престижа, мы обеспечиваем постоянно действующие бонусы различным ведомствам. Кстати, объявить войну или ассимилировать деревню без престижа тоже не получится.

Endless Legend

Маленькие красные стрелочки указывают направление мордобоя в следующем раунде. Очень важно, чтобы мордобой был целенаправленным и результативным.

Мы даже не стали посвящать отдельные абзацы очень достойной графике и приятному саундтреку. Не остановились подробно на дипломатии и не обратили внимание читателей на то, что отношения с соседями всегда начинаются с «холодной войны». Не упомянули смену времен года и замедление всей жизни империи зимой.

Видите, об Endless Legend и без того есть что рассказать. Еще недавно казалось, что переплюнуть Civilization на ее же поле нельзя в принципе, но разработчикам из Amplitude это, кажется, удалось. Теперь дело только за соответствующей случаю рекламной подачей и вовремя выпускаемыми аддонами. Если то и другое будет, творению Firaxis, вполне возможно, придется потесниться.

Плюсы: разнообразный и затягивающий геймплей; атмосферные сюжетные линии; стильные фракции с уникальными «юнитами» и бонусами; удачно внедренные элементы ролевой системы; высокая реиграбельность; обилие контента.
Минусы: шаблонные побочные квесты.


Бывает и так, что изобильным место не назовёшь, но оно даёт титан, гиперий и, скажем, немного адамантия — сюда есть смысл втиснуть хотя бы небольшое поселение. Ведь того и гляди здесь обоснуется противник. Даже, казалось бы, пустые системы, где нет ничего, кроме чёрной дыры или туманности, всё равно приносят мощный бонус после включениях их в сферу влияния. Шутки ради авторы разрешают исследовать и знакомую по Endless Legend Ауригу — правда, весна на ней уже никогда не наступит.

И на каждом шагу игра поручает задания разной степени важности, от сюжетных — у каждой расы они свои — до мелочи, где надо выбрать меньшее из зол. Например, использовать ли встреченных на фронтире животных как скот или наладить с ними общение? Решить судьбу восстания рабочих, вернуться к древним руинам с набором ресурсов роскоши, помочь потерпевшим крушение путешественникам, выполнить задание одной из малых рас, не расселяющихся дальше родных систем, — подобных событий в Endless Space 2 предостаточно, и они здорово разнообразят паузы между ходами. А ещё вносят элемент случайности. Вместе с научным развитием, экономикой и политикой это запросто сводит изначальный замысел на нет, но вместе с тем помогает выстроить свою историю покорения космоса. В том и прелесть творчества, что, занимаясь им, учишься принимать решения на лету и менять подход к проблемам.


Не так важен размер владений, как могущество владельца.

Партия сказала: «Надо» — колонист ответил: «Есть!»

Космос, конечно, вечный, но не резиновый, поэтому рано или поздно в нём назревает конфликт. И чтобы встретить врага достойно, а не со спущенными штанами, нужно уделять внимание сразу нескольким аспектам развития. Открывая технологии в четырёх областях знаний, придерживаться золотой середины — сейчас, допустим, изучаем межпланетный агробизнес для общения с малыми фракциями, а потом берёмся за бронетехнику для усиления гарнизонов. Скорость работы учёных зависит от очков науки, которые тоже не с потолка капают — нужны здания и, как вариант, благоприятный для исследований политический режим. А он, как и всё производство в целом, зависит от настроений на периферии: какой партии симпатизируют поселенцы, насколько развито у них производство, много ли населения участвует в труде и обороне.

Вообще, система политики — гордость и краса Endless Space 2. У вас есть шесть партий — милитаристы, пацифисты, промышленники, экологи, учёные и верующие. И каждая получает долю голосов в Сенате после выборов раз в двадцать лет, причём результаты голосования могут разниться от системы к системе. Скажем, в Квадрусе коренные жители всеми клешнями за холодильник битком и здоровый тяжпром, а в Арктуре из-за эмигрантов растёт лобби «зелёных». Но ничто не вечно: политика здесь, как и в реальной жизни, штука переменчивая. Во-первых, популярность той или иной идеологии зависит от действий игрока: если бряцать оружием, строить бункеры да крейсеры и ударяться в агрессивную риторику, возрастает удельный вес сторонников войны. Во-вторых, на Сенат можно повлиять, потратив пыль и очки влияния (местные аналоги валюты и культуры), либо — как же без этого — внаглую подтасовать результаты выборов. Малоэффективно? Устройте переворот, приведя к власти одну-единственную партию.


Новые миры встречают симпатичными заставками; жаль, эти картинки часто повторяются.

Наконец, немаловажную роль в общественной жизни играют герои — с ними связан отдельный квест по поиску Академии, откуда они, собственно, и вербуются. Хотя у каждой такой личности изначально есть специальность — один хорош как администратор, другой как военный, а вот вам без пяти «скиллов» акула бизнеса, — назначать их на посты можно произвольно. А там — улучшать их способности по мере накопления опыта. При этом губернатор из учёных представляет свою партию в Сенате, а адмирал топит с трибуны за милитаризм. И раз уж поначалу обходишься единственным героем (а без связи с Академией — сидишь с ним довольно долго), именно он и делает политическую погоду. Практическая же польза в том, что партия у власти даёт доступ к определённым законам, и чем опытнее сенаторы, тем больше козырей у них в рукавах: представленный в парламенте вояка открывает бонусы для развития флота, а «белый воротничок» подстёгивает индустрию. Принимай хоть десять биллей сразу — лишь бы хватило очков влияния.

На фоне такой тщательной проработки внутренней политики, внешняя, увы, выглядит удручающе. Действия противников предсказуемы, будто соперничество деревень Вилларибо и Виллабаджо из старой рекламы, — те же Пожиратели начинают с требования дани, а Люмерис заканчивают экономической победой. Это не значит, что их легко заткнуть за пояс, но, попав в одно созвездие с той или иной фракцией, уже примерно знаешь, к чему готовиться и как строить дипломатию. С кем будешь воевать, с кем — торговать. И кто раньше захватит приглянувшуюся систему — методы колонизации, как и методы менеджмента, у каждой расы свои. Играете за Софонов — не жалуйтесь на ветви Несгибаемых, удавившие ваш аванпост в зародыше.

Эскадра первой величины и второй свежести

Последний довод королей (ну или звёздных лордов) — это, понятно, война. А для победы в сражениях нужен крепкий флот. Ковать военное железо нам предлагают в два этапа: открывая типы кораблей в рамках научных исследований и добавляя к стандартным корпусам модули на верфи. Потому что любое судно по умолчанию — бестолковая болванка с минимальным вооружением на борту. Строится эта посудина настолько же быстро, насколько и рвётся в клочья вражескими канонирами. Но немного возни в редакторе и пара технологий для разблокировки ячеек на корпусе — и готов грозный дредноут. Сохранив удачный проект, можем собирать из таких звездолётов флотилии. Это удобно, но есть нюанс: в пылу войны недолго забыть об очередном «апгрейде» и нарваться своими фрегатами пятого поколения на какие-нибудь Когти-8.


Капитан Врунгель одобряет: превращаем «Беду» в «Победу».

Иногда же, наоборот, выгодно разгрузить транспорт от турелей и ракетных установок — например, поставить на корабль-исследователь дополнительные зонды вместо пушки, чтобы изучать за ход больше аномалий и систем. В отдельных случаях даже самый полезный модуль бывает помехой, ведь чем больше оборудования, тем дольше строительство. С другой стороны, безоружному судну нечего противопоставить пиратам, которые начинают донимать практически сразу, не говоря уже об участии в крупных битвах.

Досадно, что в Endless Space 2 силы сторон сходятся стенка на стенку. Перед сражением нам дают выбор из трёх тактик для «чайников» — например, эскадра с хорошей защитой принимает удар на обшивку и прогибается в авангарде, чтобы заманить противника в кольцо, а атакующие звездолёты действуют ровно наоборот. Дальше — дело статистики и желания смотреть ролик, по-киношному демонстрирующий, как звучит в вакууме выстрел из бластера или взрыв имперского крейсера.

То же самое происходит, когда оккупируешь планету конкурента: у вас, условно говоря, пятьсот десантников, а у него — триста пехоты и десяток танков. Сошлись — разбежались зализывать раны. И всё без какого-либо участия со стороны игрока, поэтому даже хорошо, что теперь схватки протекают в одну стадию, а не в три, как в оригинале. Так что после пары-тройки подобных сражений их анимацию просто пропускаешь, чтобы скорее получить результат.


Смотреть на такие баталии можно, а вот вмешиваться — нет.

«Звёздные войны» под микроскопом

Endless Space 2 увлекательна, но вовсе не идеальна. Да и авторы привили ей не все удачные механики Endless Legend — например, дело с распределением жителей по специальностям там оформлено куда лучше и удобнее. А удовольствие от управления космической империей то и дело портят баги, среди которых попадаются такие, что приходится перезапускать игру, — как, допустим, пропадающая возможность начать бой, из-за чего и ход-то завершить нельзя. Или бесят «тормоза» во второй половине партии. Но изъяны игры не отменяют её обаяния: здесь действительно чувствуешь себя правителем звёздных систем и вершителем судеб, отправляющим экспедиции и карательные эскадры к чёрту на кулички.

Сотрудники Amplitude создали масштабное, всесторонне продуманное и в то же время органичное произведение, которое не скачет с пятого на десятое, но и не прощает ошибок. Да, это развитие идей предыдущих игр студии, поэтому разрыва шаблонов вы не дождётесь, но не наломать дров, оставив исправно работающие вещи как есть, тоже надо уметь. Знакомиться с 4X-стратегиями посредством Endless Space 2, пожалуй, бессмысленно — она громоздка и требует долгого, терпеливого постижения азов. Зато поклоннику жанра подарит десятки настолько же увлекательных, насколько и напряжённых часов у монитора. Причём, в отличие от Stellaris, которой остро не хватало контента на старте продаж, здесь в этом смысле полна коробочка.

Плюсы: атмосфера космического приключения, которую дополняют квесты с принятием решений; уникальные фракции и продуманный геймплей политики, науки, развития колоний; графика и музыкальное оформление вдохновляют.

Минусы: сражения по-прежнему стенка на стенку; предсказуемый ИИ; в нюансах чёрт ногу сломит; хоть и редкие, но раздражающие баги.

Французская Amplitude охотно учится на ошибках конкурентов и доучивается на своих. Их Endless Space со времен рецензии обросла столькими расширениями, что хоть выпускай ее заново под видом второй части. В Endless Legend старые наработки адаптировали: мы будем колонизировать не галактику, а одну планету. Но знакомыми методами.

Ранние скриншоты Endless Legend могли создать впечатление, что авторы решили последовать за модой и сделать очередной «свой Master of Magic». Впечатление ложное — хотя бы потому, что магии в игре не больше, чем в Warhammer 40k, а антураж можно назвать фэнтезийным только с огромной натяжкой. На самом деле, Amplitude продолжают развивать свою «бесконечную» вселенную: планета Аурига расположена в том же небе, которое наши корабли рассекали в Endless Space. В качестве валюты здесь используется загадочная «пыль», а некоторые из местных хранят легенды, как их предки летали между звездами в сверкающих кораблях.

Endless Legend

Различия между восемью народами принципиальные. Скажем, технократы-хранители, потомки колонистов, поклоняются технологии вообще и полезным ископаемым в частности. Они могут назначить один ресурс священным и получать с него плюсы. Насекомого вида некрофаги уничтожают одни живые организмы и производят из получившейся биомассы другие. Культисты не умеют строить города, зато способны подчинять нейтральные поселения и заставлять их работать на себя.

Endless Legend

У каждой расы свой сюжет. Он развивается прямо по ходу партии — вам выдают задания, за выполнение которых награждают ресурсами, технологиями или чем-нибудь еще. И это не редкие «случайные события», а цельные сюжетные линии, сильно влияющие на ход игры. Никто не запрещает вам их игнорировать, но они помогают втянуться. Любая партия — как отдельная история, с действующими лицами, завязкой, кульминацией и эпилогом. И каждая история позволяет узнать об Ауриге что-то новое и проникнуться ее атмосферой. И работает это великолепно — в Endless Legend попросту не бывает моментов, когда нечем заняться.

Карта Ауриги исчерчена шестигранниками и вдобавок разбита на провинции. В каждой провинции можно построить всего один город. Выбирать место для каждого нового селения приходится очень внимательно — в случае чего, поставить рядышком еще одно уже не выйдет. Поставить ли столицу провинции на плодородной земле, чтобы не было проблем с провизией? Или лучше в горах, чтобы производство шло быстрее? И так далее. Еще одно следствие из такого подхода: в Endless Legend города берут не количеством, а качеством. Имея с десяток поселений, можно контролировать добрых полпланеты.

Endless Legend

Города можно отстраивать вширь, захватывая всё больше и больше клеток — это означает больше производства, больше науки, больше налогов. И больше нытья. С каждым новым жилым кварталом, ворчание «понаехали тут» будет звучать всё громче и громче, а продуктивность труда жителей будет падать ниже и ниже. Может статься, что убыток превысит выгоду — так что нужно внимательно следить за балансом и думать, когда расширять город, а не строить подряд что попало.

Та же схема и в масштабах империи: чем больше провинций под вашим контролем, тем сильнее социальное напряжение. Простой и элегантный способ ограничить экспансию на ранних стадиях — вместо традиционных враждебных варваров.

Endless Legend

Варвары тоже есть, но от них больше пользы, чем вреда. Если в регионе есть поселение какой-нибудь маленькой нейтральной расы, для него можно выполнить небольшое поручение, в обмен на мирный договор. Или подкупить их. или сжечь село, а потом отстроить заново. Умиротворенных нейтралов можно ассимилировать — они будут работать в вашем городе, платить дань и поставлять рекрутов. Малых рас в игре много, солдаты у них разные — искать оптимальные сочетания можно долго, и едва ли придется две партии подряд воевать одинаковыми армиями

Это добавляет дипломатии интереса и делает практически невозможным вариант «заключить со всеми мир, вступить во все альянсы, обменяться всеми технологиями, открыть со всеми соседями торговлю, и в ус не дуть». За мир здесь нужно если и не бороться, то трудиться уж точно. Да и на войну без веской причины лучше не соваться.

Endless Legend

Сами войны не ограничиваются маневрами на глобальной карте — между собой армии разбираются в пошаговых стычках. В начале хода мы раздаем солдатам приказы (бежать туда, бить того), смотрим, что вышло, повторяем. Ничуть не напоминает бои из Endless Space, но по духу — один в один. Тоже красиво, тоже удобно, и тоже на самом деле совершенно не нужно. В девяти случаях из десяти более сильная армия все равно победит.

Не вносят возмущений в эту схему и герои — как и в Endless Space их можно нанимать и прикреплять к армиям, только теперь они еще и лично принимают участие в бою. К сожалению, хоть сколько-нибудь личностями герои не стали: любой герой-губернатор — всего лишь набор плюсиков к характеристикам поселения, любой герой-полководец — всего лишь дополнительный боец.

Endless Legend

Сражения здесь принято выигрывать еще до начала: все решают промышленность и технический прогресс. Технологии открывают путь к новым материалам, а те — к новым вооружениям. «Конструктор армий» из Endless Space еще в деле, хотя создать новый род войск уже нельзя. Зато есть возможность взять бойца и выдать ему новое оружие и снаряжение. Выбора между, скажем, копейщиками и мечниками или лучниками и арбалетчиками хватает — разное оружие и снаряжение дает войскам существенно разные способности. Вручить демону кувалду, которой он будет оглушать врага, или когти, которыми можно цеплять сразу нескольких? Выдать арбалет, которым удобно стрелять в упор, или лук, чтобы сбивать летунов? И уложиться бы еще в бюджет — ведь на перевооружение нужны и «пыль», и ресурсы.

Endless Legend

Endless Legend почти наверняка будут развивать дальше — как Endless Space. Может быть, герои превратятся и в личностей, требующих отдельного внимания, или «малые расы» станут полноценными действующими лицами в сюжете. Или вернется система случайных событий из той же Endless Space.

Endless Legend


Показать все мультимедиа

Глобальная пошаговая стратегия от создателей Endless Space и Dungeon of the Endless. Игроки смогут выбрать одну из девяти цивилизаций, множество случайно генерируемых миров и квестов, а также новая динамичная система пошагового боя с одновременными ходами.

Рецензии на Endless Legend

Статьи о Endless Legend

4x, adventure, atmospheric, cross-platform multiplayer, exploration, fantasy, grand strategy, great soundtrack, hex grid, indie, medieval, multiplayer, open world, partial controller support, rpg, sandbox, sci-fi, singleplayer, steam achievements, steam cloud, steam workshop, steam-trading-cards, strategy, tactical, turn-based, turn-based strategy, атмосфера, глобальная стратегия, для нескольких игроков, для одного игрока, инди, исследование, научная фантастика, открытый мир, отличный саундтрек, песочница, пошаговая, пошаговая стратегия, приключение, ролевая игра, средневековье, стратегия, тактика, фэнтези, шестиугольная карта




18+ 2003-2020 «ТМ-Медиа». Полное или частичное воспроизведение материалов сайта и журнала допускается только с согласия редакции.
Мнение авторов и посетителей сайта может не совпадать с мнением редакции.

Ранние скриншоты Endless Legend могли создать впечатление, что авторы решили последовать за модой и сделать очередной «свой Master of Magic». Впечатление ложное — хотя бы потому, что магии в игре не больше, чем в Warhammer 40k, а антураж можно назвать фэнтезийным только с огромной натяжкой. На самом деле, Amplitude продолжают развивать свою «бесконечную» вселенную: планета Аурига расположена в том же небе, которое наши корабли рассекали в Endless Space. В качестве валюты здесь используется загадочная «пыль», а некоторые из местных хранят легенды, как их предки летали между звездами в сверкающих кораблях.


Различия между восемью народами принципиальные. Скажем, технократы-хранители, потомки колонистов, поклоняются технологии вообще и полезным ископаемым в частности. Они могут назначить один ресурс священным и получать с него плюсы. Насекомого вида некрофаги уничтожают одни живые организмы и производят из получившейся биомассы другие. Культисты не умеют строить города, зато способны подчинять нейтральные поселения и заставлять их работать на себя.


У каждой расы свой сюжет. Он развивается прямо по ходу партии — вам выдают задания, за выполнение которых награждают ресурсами, технологиями или чем-нибудь еще. И это не редкие «случайные события», а цельные сюжетные линии, сильно влияющие на ход игры. Никто не запрещает вам их игнорировать, но они помогают втянуться. Любая партия — как отдельная история, с действующими лицами, завязкой, кульминацией и эпилогом. И каждая история позволяет узнать об Ауриге что-то новое и проникнуться ее атмосферой. И работает это великолепно — в Endless Legend попросту не бывает моментов, когда нечем заняться.

Карта Ауриги исчерчена шестигранниками и вдобавок разбита на провинции. В каждой провинции можно построить всего один город. Выбирать место для каждого нового селения приходится очень внимательно — в случае чего, поставить рядышком еще одно уже не выйдет. Поставить ли столицу провинции на плодородной земле, чтобы не было проблем с провизией? Или лучше в горах, чтобы производство шло быстрее? И так далее. Еще одно следствие из такого подхода: в Endless Legend города берут не количеством, а качеством. Имея с десяток поселений, можно контролировать добрых полпланеты.


Города можно отстраивать вширь, захватывая всё больше и больше клеток — это означает больше производства, больше науки, больше налогов. И больше нытья. С каждым новым жилым кварталом, ворчание «понаехали тут» будет звучать всё громче и громче, а продуктивность труда жителей будет падать ниже и ниже. Может статься, что убыток превысит выгоду — так что нужно внимательно следить за балансом и думать, когда расширять город, а не строить подряд что попало.

Та же схема и в масштабах империи: чем больше провинций под вашим контролем, тем сильнее социальное напряжение. Простой и элегантный способ ограничить экспансию на ранних стадиях — вместо традиционных враждебных варваров.


Варвары тоже есть, но от них больше пользы, чем вреда. Если в регионе есть поселение какой-нибудь маленькой нейтральной расы, для него можно выполнить небольшое поручение, в обмен на мирный договор. Или подкупить их. или сжечь село, а потом отстроить заново. Умиротворенных нейтралов можно ассимилировать — они будут работать в вашем городе, платить дань и поставлять рекрутов. Малых рас в игре много, солдаты у них разные — искать оптимальные сочетания можно долго, и едва ли придется две партии подряд воевать одинаковыми армиями

Это добавляет дипломатии интереса и делает практически невозможным вариант «заключить со всеми мир, вступить во все альянсы, обменяться всеми технологиями, открыть со всеми соседями торговлю, и в ус не дуть». За мир здесь нужно если и не бороться, то трудиться уж точно. Да и на войну без веской причины лучше не соваться.


Сами войны не ограничиваются маневрами на глобальной карте — между собой армии разбираются в пошаговых стычках. В начале хода мы раздаем солдатам приказы (бежать туда, бить того), смотрим, что вышло, повторяем. Ничуть не напоминает бои из Endless Space, но по духу — один в один. Тоже красиво, тоже удобно, и тоже на самом деле совершенно не нужно. В девяти случаях из десяти более сильная армия все равно победит.

Не вносят возмущений в эту схему и герои — как и в Endless Space их можно нанимать и прикреплять к армиям, только теперь они еще и лично принимают участие в бою. К сожалению, хоть сколько-нибудь личностями герои не стали: любой герой-губернатор — всего лишь набор плюсиков к характеристикам поселения, любой герой-полководец — всего лишь дополнительный боец.


Сражения здесь принято выигрывать еще до начала: все решают промышленность и технический прогресс. Технологии открывают путь к новым материалам, а те — к новым вооружениям. «Конструктор армий» из Endless Space еще в деле, хотя создать новый род войск уже нельзя. Зато есть возможность взять бойца и выдать ему новое оружие и снаряжение. Выбора между, скажем, копейщиками и мечниками или лучниками и арбалетчиками хватает — разное оружие и снаряжение дает войскам существенно разные способности. Вручить демону кувалду, которой он будет оглушать врага, или когти, которыми можно цеплять сразу нескольких? Выдать арбалет, которым удобно стрелять в упор, или лук, чтобы сбивать летунов? И уложиться бы еще в бюджет — ведь на перевооружение нужны и «пыль», и ресурсы.


Endless Legend почти наверняка будут развивать дальше — как Endless Space. Может быть, герои превратятся и в личностей, требующих отдельного внимания, или «малые расы» станут полноценными действующими лицами в сюжете. Или вернется система случайных событий из той же Endless Space.

Впрочем, даже если и нет, игра все равно получилась замечательная.

Порадовало
Огорчило


  • смена времен года;
  • мрачноватое технофэнтези вместо утомивших эльфов и драконов;
  • сюжет, развивающийся по ходу партии;
  • разумная система дипломатии;
  • осмысленный технический прогресс.


  • безликие герои;
  • тактический режим мало на что влияет и нужен скорее для антуража;
  • нельзя вывести жителей Ауриги обратно в космос.
Главные рейтинги
«Ачивка» редакции


РОЙ — ЭТО Я
Позволить некрофагам уничтожить на Ауриге все живое.
Особые рейтинги
Endless Space развивала идеи классики вроде Civilization и Master of Orion. Endless Legend же развивает идеи самой Endless Space — смело, умно и по-своему. Хотя совсем без заимствований у старших коллег не обходится.


Вердикт

Продуманная и сбалансированная глобальная стратегия, которую и поругать-то толком не за что. Все, что есть, работает хорошо, и все к месту — как старые идеи, так и нововведения. Отличное развитие вселенной Endless Space.


Викинги, рыцари, самураи. кто еще? Размышляем, какие стили боя хорошо смотрелись бы в For Honor.


На что способен редактор карт Dota 2, и как опубликовать свой проект в мастерской Steam.


Рассказываем о необычных фактах, часть которых нашла отражение в игре.


Рассказываем, что подарили нам независимые разработчики за последние пару-тройку месяцев.


Ded71
Фуфло же!
Я то же самое хотел написать первым комментарием, но сдержался. ФУФЛО, оценка не оправданно завышена. Я TBS люблю, но после 5 минут игры в эту поделку чуть не проблевался.


Отличная игра, интересная, разнообразная( поиграл за три расы и у каждой свой путь развития и стиль игры). Игра,есть мнение,хороша,за исключением кой-каких расовых дисбалансов,и,в общем,линейное как палка дерево технологий,без возможности выбора.


Я, признаюсь честно, не очень люблю стратегии. Один знакомый посоветовал посмотреть вот на эту игру. Я ее спиратил, поиграл 2 часа..и побежал в Стим покупать:) Очень мне понравилась и графика и развитие, да и была уверенность, что добавят в будущем что-то новенькое. Расы, и правда, уникальные. В общем, денег она своих стоит и, повторюсь, несомненно будут дополнения.


Пока расстраивает лишь два факта: доспехи не отображаются на юнитах и героях (мелочь, но. ) и недоработанность культистов. Да, они могут завалить противника мясом (или, по крайней мере, попробовать), но лишены ресурсов и возможности лечить свои войска у башен рядом с "фронтом". На больших картах это просто чудовищно неудобная раса. >_ 17.10.2014 | 08:33 ColdDeadEyes [346184]


Ого, не прошло и года, а обзор готов! За это Вам плюс. Жду обзор Starpoint Gemini 2.


Aldeor
Я, признаюсь честно, не очень люблю стратегии. Один знакомый посоветовал посмотреть вот на эту игру. Я ее спиратил, поиграл 2 часа..и побежал в Стим покупать:) Очень мне понравилась и графика и развитие, да и была уверенность, что добавят в будущем что-то новенькое. Расы, и правда, уникальные. В общем, денег она своих стоит и, повторюсь, несомненно будут дополнения.

Тогда и игра-предшественник будет тебе по вкусу). Лично у меня Endless Space стоит с момента выхода, регулярно в нее захожу сгонять партейку-другую. В ней меня в своё время зацепила именно уникальность сторон (чего стоят хотя бы клон-нация Горацио или Автоматы, способные строить орбитальные города). Но самое главное - при игре в Endless Space чувствуется дух ПРИКЛЮЧЕНИЯ, все эти исследования новых миров с их уникальными свойствами, пограничные стычки с соседями, перетекающие со временем в полноценную войну, и как финал - раскол галактики на два враждебных лагеря и эпичнейшая мясорубка в итоге. Иногда возникало ощущение что передо мной разыгрывается сюжет книги в духе Хайнлайна или Гамильтона.
Так что я ушел в Стим за Endless Legend, в реальности появлюсь через пару месяцев).


скрыть

ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.

СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.

Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.

ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.

ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!

НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.


от редакции

Читайте также: