Empire of sin обзор

Обновлено: 07.07.2024

Paradox Interactive всё чаще доказывает то, что она умеет не только разрабатывать сложные глобальные стратегии, но и издавать проекты иных жанров – такие, например, как гангстерская тактика Empire of Sin от Romero Games. Разработчики тоже не промах: супруги Ромеро (John Romero, Brenda Romero) сделали себе имя на настоящих шедеврах – про заслуги Джона в создании Doom, Quake и прочих хитов id Software вы и так знаете, а Бренда, на минуточку, была гейм-дизайнером Wizardry 8 и сценаристом серии Jagged Alliance.

У Empire of Sin было всё для хорошего старта, но, похоже, перед нами как раз тот случай, когда стоило немного повременить.

Город грехов

О целесообразности введения сухого закона в США в 1920 году можно долго спорить, но факт остаётся фактом: последствий у этого запрета было много, одним из важнейших стало появление множества преступных империй, подмявших под себя почти все сферы жизни крупных американских городов. Чикаго – наиболее яркий пример: итальянская мафия, да и вся американская организованная преступность того времени, ассоциируется именно с этим городом. Недалеко от истины – уж чего-чего, а бандитских группировок, больших и маленьких, в те времена хватало.

Неудивительно, что авторы Empire of Sin сделали акцент именно на многообразии преступных сообществ и их лидеров: игрок может выбрать из почти полутора десятков боссов, среди которых есть как знаменитости, включая Аль Капоне и Дина О'Бэниона, так и экзотика вроде прообраза прабабушки самого Ромеро.

Боссы различаются внешностью, применяемыми в бою умениями, а также особенностями, действующими на всю преступную империю. К примеру, затраты на производство в пивоварнях под контролем Чикагского синдиката будут меньше, а сам Аль Капоне умеет стрелять на подавление из автомата. Вроде бы это должно обеспечивать уникальность отыгрыша за каждую из группировок, но на деле такого не происходит: последствия начального выбора вы заметите разве что на поле боя, а экономические и дипломатические бонусы остаются за кадром (почему – расскажу чуть позже).

Empire of Sin обзор игры

Банда требует чёткой структуры, но на деле бонусы от занимаемых постов незаметны. Иногда эта иерархия не работает и в буквальном смысле – из-за багов невозможно выбрать желаемую должность.

Второе (и последнее) важное отличие одного лидера от другого – уникальная предыстория, выливающаяся в длинную цепочку квестов. Выполнять их необязательно, но для пущего погружения не помешает – если не надоест бегать по разным концам карты, конечно.

Немало внимания уделено диалогам – EoS хочет походить на ролевую игру. Но все подобные реверансы в сторону RPG, вроде проверки навыков во время бесед, оказываются фикцией: важных решений вам не доверят (если гнуть свою линию, то максимум получите немного денег сверху за настырность), к тому же босс очень быстро прокачивает параметры до максимума, благодаря чему способен убедить любого собеседника в своей правоте.

Бригада

В помощь главарю банды можно нанять до десяти подчинённых, выбрав понравившихся из полусотни персонажей на любой вкус. Если здания обороняют обычные безликие охранники, то эти бандиты по проработке не уступают боссам: в наличии запоминающаяся внешность, предыстория, уникальное дерево прокачки и набор навыков, как стартовых, так и получаемых во время игры.

Эти ребята не прочь побеседовать с начальством в нашем лице, и последствия этого разговора могут быть весьма неожиданными: например, один из бойцов покинул мою банду, когда я отказался помочь его другу.

Empire of Sin обзор игры

У каждого персонажа есть товарищи и враги, что следует учитывать при подборе команды.

Но интереснее другое – система взаимоотношений персонажей. У каждого бандита есть свои друзья и враги (а то и любовники) среди остальных представителей криминального мира Чикаго. Началась война с соседом, а у того в подручных ходит старый приятель одного из ваших мафиози? Будьте готовы к тому, что последний откажется стрелять в друга, а то и вовсе сбежит, если товарищ погибнет от вашей руки. Смерть же заклятого врага, напротив, только обрадует.

Заметно, что разработчики старались сделать как можно больше ярких и запоминающихся NPC, и с этой задачей они справились отлично. С другой стороны, с разнообразием здесь явно перебор: обилие женских персонажей, в том числе и среди боссов, каждый второй гангстер – афроамериканец (что в те времена было скорее исключением из правил), а если сильно присмотреться, то можно обнаружить намёки на однополые отношения одной сладкой парочки бандитов.

В итоге с атмосферой преступного Чикаго появляются немалые проблемы. Да, стильная джазовая музыка, да, красивые локации в духе тех самых 20-х, но сохранить приверженность «повестке» разработчикам оказалось куда важнее, чем обеспечить достоверность. Не отрицаю право авторов игры на собственное мнение (к тому же можно найти подтверждающие их точку зрения единичные примеры), но кровавые разборки XX века, в которых большинство участников – женщины и чернокожие, лично у меня слабо ассоциируются с гангстерскими войнами времён сухого закона.

Empire of Sin обзор игры

Дипломатическая система в EoS не хуже, чем в глобальных стратегиях от Paradox Interactive.

Подпольная империя

В стратегическом плане связь с реалиями того времени получше: ключевые особенности игры крепко завязаны на незаконную торговлю выпивкой, игорный бизнес и сутенёрство.

В Empire of Sin Чикаго разделён на районы (их количество, как и число банд, игрок выбирает перед началом кампании), в каждом из которых есть несколько зданий различных типов: бордели, пивоварни, подпольные бары, казино и отели. Пивоварни, как понятно из их названия, производят спиртное, в барах его реализуют, публичные и игорные дома приносят постоянную прибыль, а отели служат для увеличения количества клиентов, которые пропивают свои денежки в вышеупомянутых заведениях.

Ещё три типа строений – это здания на продажу, заброшенные дома и убежища. Первые можно приобрести на законных основаниях, вторые ждут своих новых хозяев, которые зачистят «заброшку» от небольшого количества неорганизованных бандитов и пустят недвижимость в дело (впрочем, вместо строительства бизнеса можно вынести всё ценное или вовсе сжечь здание дотла), последние же служат сердцем всей группировки. У каждой банды может быть только одно убежище в каждом районе, и там же, как правило, обитает сам босс с многочисленной охраной.

В целом глобальный режим в EoS под стать серьёзной экономической стратегии: игрок отвечает за весь спектр вопросов, связанных с нелегальным (и легальным тоже) бизнесом, – от производства и хранения спиртного до расширения клиентской базы. Заметно, что авторы старались отойти от примитивной системы «Купи подешевле – продай подороже»: жители разных районов предпочитают разную выпивку, казино может обанкротиться из-за сорвавшего куш счастливчика, а привычка оставлять у бара кого-то из персонажей для помощи обычным охранникам может привести к развитию алкоголизма у ваших подручных. Здания можно улучшать – повысить привлекательность, расширить ассортимент производимой выпивки или, что важно, усилить охрану.

Empire of Sin обзор игры

Возможно, в будущих патчах глобальный режим заработает должным образом и изучение подробных отчётов станет необходимостью. Пока на них можно не обращать внимания, занимаясь только войной.
Без этого никуда – не забывайте, что в городе есть и другие банды. До поры они сохраняют нейтралитет, но однажды могут выбрать силовое решение вопроса. Чем-то происходящее на карте города напоминает типичную 4X от Paradox: ИИ обладает теми же возможностями, что и игрок (за исключением выполнения квестов), воюют и дружат не только с ним, но и между собой. Богатая дипломатическая система только усиливает это впечатление: торговля, войны и перемирия, союзы, выплата дани – всё на месте.

Бей первым

Но одного желания выглядеть как настоящая стратегия маловато – экономика толком не работает из-за багов и проблем с балансом, а запутанный интерфейс только усложняет понимание процессов. Отчётам о состоянии дел в подпольной империи не хватает наглядности, поэтому точно понять, как на жизнь города влияют решения игрока (и влияют ли вообще), практически нереально.

Можно начать захватывать все здания подряд без раздумий о том, не приведёт ли открытие ещё одной пивоварни к банкротству или излишнему вниманию полиции. Копы, судя по обучающим советам, должны активно лезть в преступную жизнь города, но у меня во всех прохождениях их участие ограничивалось лишь случайным вмешательством в уличные перестрелки с другими бандами.

Empire of Sin обзор игры

Думается, реальный Аль Капоне по-другому общался с персоналом своих борделей.

Более того, для победы вся эта возня с дипломатией и развитием бизнеса не нужна вовсе. Едва встав на ноги и немного прокачав троих-четверых бойцов во главе с боссом, можно смело отправляться на захват убежища первого попавшегося соседа. Тактические бои довольно простые, а после убийства лидера вражеской банды всё её имущество автоматически переходит под контроль игрока. Деньги начинают течь рекой, но их просто некуда тратить: для снаряжения бойцов хватает трофеев, добытых в сражениях, а наём новых гангстеров тормозится неторопливо растущим уровнем славы (тем более что достаточно и небольшой команды). В результате заниматься экономическим развитием становится просто бессмысленно.

Пошаговые бои тоже ничем не выделяются. Да, они в меру интересны, но это заслуга не Romero Games, а начисто скопированной из XCOM двухфазной тактической системы с процентной вероятностью попаданий – ничего нового вы тут не найдёте, за исключением свежих багов и проблем с балансом. К примеру, некоторые умения настолько сильны, что позволяют игроку выходить победителем из битв с сильно превосходящим противником даже на старте кампании. Не добавляют боям привлекательности посредственные анимации и в целом устаревшая техническая часть – здесь даже разрушаемости нет.

Если вспомнить известный афоризм Аль Капоне о добром слове и пистолете, то в EoS явный перекос в пользу последнего. Самый лёгкий путь к победе – война, но постоянные сражения надоедают, быстро превращаясь в рутину по бесхитростному перемалыванию врагов.

Тактические бои практически полностью копируют сражения из последних XCOM.

Empire of Sin выглядит как несортированный ворох потенциально интересных гейм-дизайнерских идей. Их много, и если бы они работали как надо в единой связке – экономика влияет на дипломатию, а та оглядывается на боевую систему, – то играть было бы в разы интереснее. Однако все эти «фичи» не только сломаны багами, но и существуют сами по себе, отчего становятся где-то бесполезными, а где-то попросту скучными.

Складывается ощущение, что разработчикам банально не хватило времени на построение целостного образа игры. Косвенным подтверждением тому служит случившийся ранее перенос релиза. Но и это не спасло – отсюда основные недоработки как раз на стыке систем, вроде мизерных наград за квесты вкупе с огромными ценами на оружие в магазине и отсутствием необходимости его покупать.

Возможно, спустя несколько патчей EoS дотянет до «Похвально». Но пока забудьте о «добром слове» и «просто бизнесе» – к сожалению, сейчас для захвата Чикаго достаточно одного лишь пистолета.

Плюсы: запоминающиеся образы гангстеров; система взаимоотношений между персонажами.

Минусы: баги, в том числе и те, которые не дают пройти игру; стратегический режим не работает как задумано; перекос геймплея в сторону боёв; неудобный интерфейс экономики.


Empire of Sin

Empire of Sin - это тактическая стратегия, события которой разворачиваются в Чикаго, в 1920-е. Игрокам отводится роль мафиозного босса, который должен создать собственную криминальную империю, конкурируя с другими криминальными кланами города. На выбор игрокам предлагается большое количество способов нелегального заработка, множество уникальных персонажей, а также ветвистая сюжетная линия, которая зависит от стиля прохождения.

Джон Ромеро — фигура столь же значимая для индустрии, сколь и противоречивая. В его карьере были и Doom, и Quake, и спорная Daikatana, и ерунда вроде Pettington Park. Сейчас маэстро, которому уже перевалило за пятьдесят, основал маленькую инди-студию имени себя — и вместе с женой делает там то, что им нравится. И всё бы хорошо, но нравится им почему-то Empire of Sin.

Да, со стилем здесь действительно всё в порядке. А вот со всем остальным…

Серьёзный бизнес

Empire of Sin — это тот редкий случай, когда название игры полностью отражает её главную цель: игроку нужно взять на себя роль криминального босса и построить настоящую империю греха в Чикаго образца 1920-х годов. Звучит интригующе, не спорю, а уж сеттинг и вовсе заслуживает всех похвал. Ревущие двадцатые, сухой закон, фетровые шляпы, «Томми-ганы», зажигательный свинг на заднем плане… Чертовски стильно. Но, к сожалению, в это нужно ещё и играть. А в плане геймплея нам предлагают в сочетание всего двух элементов: простенькой 4X-стратегии и тактики в духе ХСОМ.

Каждая партия начинается с выбора «правителя» — совсем как в Civilization. Среди полутора десятков гангстеров есть и легендарный Аль Капоне, и какая-то татуированная циркачка, и кучка расистских стереотипов: ирландцы, мексиканцы, французы… Выбирай не хочу, разве что русских с балалайками не хватает. Причём, в отличие от Civilization, наш криминальный гений не просто смотрит за делами откуда-то с небес: он лично ведёт переговоры с конкурентами, гуляет по улицам в реальном времени и, конечно, собственными руками вышибает людям мозги.



От случайной генерации бандитов авторы отказались. У каждого наёмника своя внешность, биография, сильные стороны и даже отношения с другими гангстерами: от сердечной любви до жгучей ненависти

И это на редкость толковое решение. В частности, такой подход позволил ввести в игру сюжет, причём каждый главный герой получил собственную историю в духе гангстерского кино. Для нарратива это огромный шаг вперёд по сравнению с большинством аналогичных стратегий, а ведь помимо личного «центрального» задания есть и дополнительные, которые вскоре начинают сыпаться буквально отовсюду. Блюстительницы нравственности устроили пикет возле борделя — нужно поскорее разобраться с ними, пока не привлекли внимание копов. Слепой самогонщик обещает партию своего лучшего пойла, но сперва требует тысячу долларов на тару — дать или нет? «Ассоциация производителей кленового сиропа Канады» услышала о новом игроке на рынке алкоголя и предлагает опасную, но заманчивую сделку — помочь им или не марать руки?



Во время битв аутентичный, вроде бы, джаз начинает рычать электрогитарами. Анахронизм, конечно, но звучит очень круто

Иногда дела можно решить мирно: убеждением или угрозами. Но чаще всего приходится расчехлять стволы — и вот здесь игра даёт первую осечку. В основе боёвки лежит система, которую мы уже миллион раз видели в XCOM, Gears Tactics, Phoenix Point, Phantom Doctrine, Mutant Year Zero и бог знает где ещё. «Переместился — укрылся — атаковал», разве что очерёдность хода тут определяет шкала инициативы в духе Heroes of Might and Magic 5. Хотя по зрелищности здесь, конечно, не ХСОМ, а, скорее, Wasteland 3: вялые анимации, плоские спецэффекты, кособокие модели — всё это достойно снегов постъядерного Колорадо. Да и антуражи не впечатляют. Короче говоря, играть в это, в принципе, можно, но получать удовольствие — вряд ли.

А пока мы притворяемся, что участвуем в зрелищных гангстерских разборках, город изо всех сил притворяется, что он живёт своей жизнью. По дорогам бродят пешеходы, колесят машины, копы азартно воюют с бандитами и палят прямо на улицах, гангстеры не остаются в накладе и режут фараонов… Вроде бы всё бодро, но настолько неестественно, что слов нет. Совершенно непонятно, зачем вообще было моделировать Чикаго, в котором кроме пошаговых стычек и заняться-то нечем. Почему нельзя было ограничиться абстрактной картой или вообще фигурками на карте города, как в This Is the Police?


И ладно бы всё работало без ошибок. Так ведь нет: персонажи регулярно проваливаются друг в друга, вместо пистолетов стреляют прямо из пальцев, а порой и вовсе перестают отзываться на команды

Mafia Tycoon

Тем более, что здешняя экономика (и без того элементарная) работает в основном где-то за кадром и обходится почти без визуализации. Есть «пивоварни» (на самом деле это, скорее, универсальные винно-водочные комбинаты), которые производят алкоголь, и есть заведения, которые его распространяют. Главное, чтобы количество и качество выпивки соответствовало потребностям публики, — вот и всё. О других мелочах благородному дону не приходится думать. Здесь не нужно создавать логистические цепочки, искать ингредиенты и оборудование или нанимать работников: просто выбираем, что производить и что продавать (причём сразу на уровне района) — и наслаждаемся текущими в карман деньгами. По крайней мере, до тех пор, пока кто-то не попытается отнять у нас бизнес.


Встреча с новой бандой напоминает знакомство с новой цивилизацией в соответствующей серии. Только разница между конкурентами куда скромнее

И всё бы ничего, но стратегическая часть геймплея разбивается об один простой момент. Искусственный «интеллект» и в тактическом-то режиме не особо силён, а в стратегическом вообще ведёт себя как неуравновешенный пубертатный подросток. Он то предлагает новые соглашения, то расторгает их, то объявляет войны, то молит о пощаде, то скалит зубы, то дуется. Вести с таким гением осмысленные дела и строить долгосрочные коммерческие отношения практически невозможно.



Чикаго выглядит неплохо вблизи (если не обращать внимания на клонированных пешеходов), а вот с высоты птичьего полёта всё совсем скучно

Допустим, ИИ в большинстве других стратегий тоже не особо блещет сообразительностью, быстро превращая дипломатию в фарс. Но 4X-стратегии всегда предлагают что-нибудь ещё. У Age of Wonders, к примеру, была боёвка; у Galactic Civilizations 2 — строительство собственных кораблей; у той же Civilization — вообще всего помаленьку: от развития городов до захвата природных ресурсов. А вот у Empire of Sin на стратегическом уровне нет практически ничего. Нелегальный промысел представлен только выпивкой, секс-услугами и азартными играми — ни оружия, ни наркотиков, ни банального рэкета. А ведь уголовный кодекс предлагает столько заманчивых возможностей! Что уж там, даже особого резона развивать свои заведения здесь нет: народ может жаждать изысканных напитков в элитных ресторанах, но будет радостно хлестать и сивуху в тёмном подвале. Да, денежный поток там поскромнее — но клиент всё равно никуда не денется.


Элементы управления в диалогах расположены странно: справа находится предыдущая реплика NPC, а слева можно выбрать ответ на неё. А ещё субтитры почему-то пропадают, когда говорит наш герой

В итоге всё это напоминает Mafia 3: захватываем бизнесы кого-то из соседей, а потом приходим в убежище банды и расправляемся с боссом. Повторяем до тех пор, пока враги не кончатся и город не будет под нашим полным контролем. Причём возиться с вражескими барами и казино совсем не обязательно — можно сразу отрубить змее голову: прийти в убежище к боссу, забить его насмерть бейсбольной битой и заграбастать себе всё имущество одним ударом. Этот трюк можно провернуть уже на средней сложности: здесь не нужно терпеливо копить силы, прокачивать оперативников, вступать в альянсы со вчерашними врагами, чтобы совместным ударом прижать общего конкурента к ногтю. Скорее всего, хватит небольшой бригады из четырёх головорезов. Это, конечно, позволяет не особо затягивать прохождение, но обесценивает стратегический слой окончательно. И зачем было огород городить?


Статистика подпольной империи. Если продолжить в том же духе, скоро начнутся проблемы с полицией, которые тоже не сделают игру сильно веселее

Признаюсь, я ждал Empire of Sin, но она оказалась меньше, скучнее и хуже, чем я ожидал. Для сюжетной игры здесь слишком мало истории и слишком много ненужной беготни по городу, для гангстерской стратегии недостаточно свободы и возможностей, а для пошаговой тактики не хватает собственных идей. Честное слово, уж лучше бы Ромеро сделал Daikatana 2.

В Empire of Sin нет традиционной сюжетной кампании. Вместо этого вы выбираете своего мафиозного босса из списка, состоящего из семи исторических и семи вымышленных персонажей, и сражаетесь с другими боссами. Босс, который достигнет самого большого влияния к 1930 году, выигрывает.

Несмотря на кажущуюся простоту сюжетной формулы, авторы говорят, что юниты в игре почти настолько же глубокие, как персонажи полновесной RPG. Это позволяет создавать захватывающие истории, уникальные для каждого прохождения.




Кроме того, вы сможете нанять младшего босса и обычных солдат. По мере роста вашего клана у каждого юнита будут раскрываться собственные черты, недостатки, способности и уникальные отношения с другими юнитами.

Например, ваш младший босс может быть влюблён в солдата из другой фракции. Если эти двое встретятся в бою, может произойти одно из следующих событий: младший босс может сдаться, их чувства друг к другу могут повлиять на эффективность в схватке или оба персонажа просто сбегут, и вы никогда их больше не увидите.

Черты подконтрольных юнитов меняются в зависимости от ваших действий. Так, если вы будете часто казнить конкурентов, ваш босс может получить репутацию кровожадного. Эта черта повлияет на отношение к вам других районов и членов собственной организации.




Боевая система и связанные с ней механики

Бои в Empire of Sin ведутся в пошаговом тактическом режиме в духе XCOM. На каждый ход юниты тратят очки действий. У определённых юнитов, как и у вашего босса, будут специальные навыки. К примеру, Аль Капоне может разрядить магазин «Томми-гана» по всей площади в поле его зрения — слева направо.

Как пишет автор Game Informer, с точки зрения механики фанаты жанра не увидят ничего необычного. Однако сами перестрелки, по его словам, выглядят крайне сочно: «Наблюдение за тем, как человеческое тело врезается в стену и сползает по ней после попадания из дробовика Капоне, заставляет экшен встать выше подсчёта статистики».

Разнообразие в геймплей также вносят такие уникальные механики, как прибытие полицейских на место битвы, если вы разбираетесь с неприятелями слишком долго, и возможность казнить побеждённых противников.




Дипломатия не менее важна, чем перестрелки

Разумеется, не всё в гангстерском мире решается одними пулями. Окружные боссы могут создавать альянсы для борьбы с общими врагами. Вы можете попытаться заслужить их уважение, наведя шороху в принадлежащих им винокурнях и барах, но чаще всего в ваших же интересах будет подружиться с другими мафиози.

Налаживание отношений с боссами представлено в виде интерактивных разговоров с разветвлённой системой решений. К каждому такому диалогу рекомендуется подходить с умом, потому что неосторожный ответ может привести к нежелательной бойне и неприятным последствиям в будущем.

Не забывайте про рэкет!

Помимо всего прочего, в стратегии предстоит тщательно следить за своим имуществом. Вариантов использования ваших активов множество — скажем, новоприобретённый бар можно замаскировать, чтобы вас не беспокоили полицейские рейды, а винный завод сгодится для отправки отравленного алкоголя вашим соперникам.

Empire of Sin выйдет весной 2020 года на PC, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch.

Читайте также: