Домик на дереве настольная игра обзор

Обновлено: 05.07.2024

Воплощение детской мечты

Раздайте каждому участнику его стартовую карту древесного ствола и две фишки – одну для подсчета очков, другую для отображения равновесия дерева. Фишка подсчета сразу ставится на нулевое деление трека победных очков, а фишка баланса на центральное деление стартовой карты ствола.

К сожалению, розовая и оранжевая фишки почти неотличимы друг от друга, поэтому рекомендую как-нибудь пометить один из этих цветов или вообще не использовать, если вы играете не полным составом. Шесть карт бонусов расположите возле трека, а рядом с ними выложите карты условий. Тщательно перемешайте колоду карт комнат и раздайте каждому игроку по шесть карт. Можно начинать!

Цель игры – набрать больше всех победных очков, которые начисляются каждый раунд за все построенные помещения, а за первенство по каждому цвету комнат в конце игры присуждаются дополнительные победные очки. То есть сразу следует делать упор на определенные цвета и внимательно следить за тем, какие помещения строят оппоненты.

Чтобы вы лучше понимали цели, расскажу подробнее про подсчеты. В конце каждого раунда игроки, начиная с лидера по победным очкам, по очереди выбирают по одной карте условий, а затем в обратном порядке разыгрывают их. Сделано это для того, чтобы лидер применял карту условия последним, и остальные игроки могли воздействовать на него, уравнивая шансы на победу. Собственно, условий-модификаторов бывает всего два типа – с кубком со значением 2 и с красным запрещающим знаком. Применяя модификатор, игрок выкладывает его на одну из карт бонусов, отвечающих за определенный цвет комнат. Кубок удваивает победные очки за выбранный цвет комнат, а запрещающий знак их обнуляет. Таким образом, комнаты могут принести ноль, одно или два победных очка.

В конце игры по каждому из шести цветов комнат определяется лидер, который дополнительно получает еще по одному очку за каждую из комнат определенного цвета. Например, вы построили больше синих комнат, чем соседи – получите награду за каждую. Все просто.

Все действия в игре выполняются одновременно. Из пяти карт комнат игроки выбирают понравившуюся (роль играет только ее цвет) и взакрытую выкладывают ее перед собой. Как только все определились с выбором, карты вскрываются и размещаются на дереве. Оставшиеся карты передаются по часовой стрелке и ход повторяется – снова выбираем по одной, одновременно разыгрываем, передаем остатки карт дальше. Делаем это до тех пор, пока в руках не останется всего одна карта, которая сбрасывается, знаменуя конец раунда и начало промежуточного подсчета очков, после которого игроки снова набирают по шесть карт из колоды и начинают новый раунд.

Тонкости кроются в системе строительства. Поскольку мы возводим домик на дереве, то карты выкладываются этажами по нарастающей – две комнаты у ствола, три на следующем этаже, затем четыре, пять и, наконец, шесть у вершины. Первая комната каждого цвета разыгрывается без каких-либо ограничений, но все последующие карты этого же цвета должны касаться хотя бы одной предыдущей. Необходимо быть внимательным, чтобы не заблокировать себе один, а то и два цвета на ранних стадиях.

Помимо этого при постройке каждой комнаты меняется равновесие дерева. Если комнату построили справа – фишка равновесия двигается на одно деление вправо. Если слева – на одно деление налево. Как только она оказывается на крайнем делении, строить комнаты в эту сторону уже нельзя. На мой взгляд, это отличное и оригинальное решение, которое не только вписывается в атмосферу игры, но и заставляет игроков подходить к выбору комнат более тщательно.

Мир, где есть место чуду

161107_bte_05

Начнём с того, что «Домик на дереве» – классная игра. Мне она понравилась с первой же партии, поэтому на протяжении всего этого обзора я буду приводить различные аргументы в пользу того, что она – хорошая.

Идея игры очень проста. В детстве каждый из нас мастерил шалаш, домик или «хату». Правда, в отечественной традиции это по большей части наземные сооружения, а, вот, за границей, подобные конструкции для детей зачастую возводят на дереве. «Домик на дереве» предлагает именно этим и заняться – взять дерево и соорудить на нём лучший домик для детей на свете.

Строительный материал здесь – это карты. Собственно, это все игровые компоненты: колода карт, да 8 фишек (по 2 штуки на человека). Изначально каждый участник игры получает карту с изображением основания дерева, а затем в ходе партии будет добавлять к нему комнаты, надстраивая их сверху этаж за этажом. Сами комнаты выбираются методом драфта. Каждый ход игрок берёт некоторое количество карт, выбирает из них себе одну, а оставшиеся отдаёт соседу слева. Затем все одновременно вскрывают выбранные карты и «надстраивают» свой домик.

При строительстве действуют два ограничения. Во-первых, в игре есть механика балансировки. Если домик игрока «уводит» в одну из сторон, влево или вправо, строить следующую комнату можно только с противоположной стороны дерева. Само по себе это, вроде бы, несложно, но тут в силу вступает ещё одна интересная механика.

161107_bte_04


Слева внизу – фишка баланса

Комнаты в игре есть разных цветов и при их строительстве комнаты одного цвета всегда должны располагаться рядом друг с другом, словно ветви на дереве. Более того, если какую-то комнату или комнаты какого-то цвета «застроить» (загородить) другими цветами, тот же самый цвет больше строить вообще нельзя. Поэтому механика балансировки иногда вступает в противоречие с желаниями игрока. Хочется построить такую-то комнату там, то – а не можешь.

Какой, вообще, смысл в цветных комнатах? Тут в дело вступает ещё одна механика. Всего в игре есть комнаты шести цветов. Они все одинаковы, между собой никак не различаются, разница именно в цвете. Но периодически игроки получают очки за каждый цвет, и тут уже имеет значение ценность каждого конкретно взятого цвета. Вот как это работает. Вся партия состоит из трёх раздач по 6 карт. В каждой раздаче по 5 карт разыгрывается, а потом начисляются очки за цветные комнаты. Базово каждая комната приносит по 1 очку, но перед начислением игроки разыгрывают 4 карты условий, позволяющих удвоить очки за два цвета и обнулить очки за два других цвета.

Определение ценности цветов тоже происходит методом драфта. Сначала первый игрок (или тот, к кого больше всего очков), выбирает одну из карт условий («0» или «2»). Затем эти карты разбирают все остальные игроки по часовой стрелке. После этого карты начинают разыгрываться в обратном порядке, т.е. тот, кому досталась последняя карта условий, первым её разыгрывает. Это всё означает, что, например, если пойти в какой-то отдельно взятый цвет, его запросто могут обнулить, и никаких очков за него не получишь. В конце игры после третьей раздачи происходит начисление дополнительных очков. Проверяется, у кого в каждом цвете построено максимальное количество комнат. Этот игрок дополнительно получает по 1 очку за каждую комнату.

Вот, собственно, и вся игра. Три раздачи по 6 карт нужно строить дерево, выкладывая друг рядом с другом выбранные цвета. Трижды за партию нужно будет назначать различным цветам ценность и получать за них очки, плюс ещё в конце партии будут дополнительные очки за максимум комнат в каждом цвете. В реальном времени на партию уходит минут 20 полным составом.

161107_bte_03


Комнаты прорисованы очень классно

Итак, почему «Домик на дереве» так хороша?

Во-первых, это очень простая игра. Её очень легко объяснить. Вот ствол дерева, на него надо «навешивать» комнаты, плюс вся конструкция должна балансировать. Идея – не абстрактная, а понятная и доступная каждому. Механика драфта также не представляет никакой сложности. Берёшь несколько карт, выбираешь из них одну, и всё.

Во-вторых, здесь очень классные иллюстрации. Каждый цвет – это комнаты определённой направленности. Например, красные связаны со спортом, зелёные – с растениям и т.п. И каждая комната – уникальная. На ней есть удивительный рисунок, показывающий что там могут делать дети и даже просто разглядывать эти иллюстрации – здорово.

В-третьих, эта игра – умная. Она хотя и проста, а из-за иллюстраций кто-то, вообще, может счесть её детской, но «Домик на дереве» на самом деле активно задействует серое вещество. В основном мыслить тут нужно в двух направлениях. Первое – это геометрическое построение своего дома. Нужно прикидывать что и где ты можешь строить, чтобы всегда иметь возможность для маневра и не допускать зря перекоса дома, когда практически нет выбора что где строить. Второе – это распределение цветов. Система начисления очков в конце каждой раздачи подталкивает к тому, чтобы не класть все яйца в одну корзину, а распределять риски, строя комнаты разных цветов. Это позволяет исключить риск, когда твой предпочтительный цвет «обнуляют» и ты не получаешь за него очков, и, заодно, подстраховаться, чтобы получать какие-то очки, когда кто-то из соперников удваивает свой основной цвет.

161107_bte_02


Карты условий начисления очков

Собственно, наверное, это и есть формула хорошей игры. Немного компонентов, приятные иллюстрации и простой, но при этом умный игровой процесс. И «Домик на дереве» – именно такая игра.

Нельзя не отметить, что «Домик» очень напоминает 7 Wonders. И там, и там основная механика – драфт. И там, и там нужно строить карты разных цветов. И там, и там партия длится три эпохи. Но «Домик на дереве» всё же проще. Хотя есть ещё одно пересечение с «Чудесами». В конце каждой эпохи в 7 Wonders отыгрывается война, когда каждый игрок может победить соседа. В «Домике на дереве» соседу тоже можно навредить, сыграв «ноль» на его основной цвет. Это даже может привести к обиде, представляете, стоили вы комнаты, строили, а тут кто-то вдруг говорит: «А они теперь ничего не стоят и очков не дают». Из-за этого даже в игре предусмотрен специальный детский режим, в котором очки начисляются в более щадящем режиме, без таких вот «обнулений».

Вот, в общем-то, и всё, что я хотел рассказать про «Домик на дереве». Это красивая и хорошая игра. Будет возможность – обязательно попробуйте. Аудитория у неё самая широкая, она одинаково хорошо пойдёт как в компании новичков, так и среди опытных игроков. Здорово, что эта игрушка появилась на русском языке.


Просили ли ваши дети когда-нибудь построить им дом на дереве? Бывало ли, что ваш электроинструмент куда-то пропадал? Бывало ли, что вы подолгу смотрели с тоской на дуб на заднем дворе и рисовали чертежи в уме? Настало время, чтобы представить вам гораздо более безопасный, менее дорогостоящий и более интересный способ построить дом на дереве в новой игре от Scott Almes и Green Couch Games — «Самый лучший дом на дереве».


Самый лучший дом на дереве — это игра на 2–4 игрока. В ней игроки используют механику драфта карт для строительства лучшего дома на дереве. Игроки начинают с 6 карт в руке, выбирают себе одну и передают остальные игроку слева. Переданные карты остаются закрытыми до постройки вашей первой комнаты. Строить можно только одну комнату за раз. Каждая комната должна перекрывать ветку. Деревья строятся вверх по V модели, но не больше 5-ти рядов комнат.


(Первая комната построена на дереве справа, баланс смещается вправо.)



(Добавлена вторая комната и баланс движется к середине.)

Карты комнаты бывают шести возможных цветов. Есть красные комнаты активности, Жёлтые комнаты обучения, зелёные внешние комнаты, голубые водные комнаты, фиолетовые комнаты развлечений и коричневые карты питания. Когда вы строите комнату для вашего дома на дереве, то первая карта любого цвета может быть размещена в любом допустимом месте. После того, как цвет был построен в доме, все последующие комнаты того же цвета должны касаться комнаты этого цвета. То есть комнаты должны группироваться по цветам.



(Комнаты продолжают добавляться. Примечание: синяя комната не может быть добавлена в доме снова.)

Звучит достаточно легко? Будьте аккуратны, вы не можете позволить своему дом стать неуравновешенным. У корней дерева есть ячейки для отслеживания баланса домика. С каждым добавлением комнат вы двигаете маркер влево или вправо. Точки прямо над стволом дерева не влияют на баланс. Постройте комнату с правой стороны — и маркер перемещается вправо. Если маркер справа до упора, вы не сможете построить ещё одну комнату на этой стороне, пока не сбалансируете своё дерево.



(Ваше дерево в начале игры.)



(Ничто не может быть добавлено к левой стороне дерева, пока не восстановлен баланс.)

После того, как вы построили выбранную комнату, возьмите 5 карт, которые вам отдали. Выберите новую карту, отдайте оставшиеся четыре карты лицом вниз игроку слева от вас и постройте новую комнату в вашем домике. Вы делаете это 5 раз в каждом раунде, таким образом, одна карта комнаты у каждого игрока не будет построена. (Так как вы начали с 6 карт, одна в конце останется.)

После каждого раунда есть фаза подсчёта очков. Присутствуют 6 карт начисления очков, по одной для каждого цвета, означающие, что каждая комната этого цвета принесёт вам 1 очко.


Но так набирать очки было бы слишком просто. Поэтому также здесь есть 4 модификатора очков, которые используются в каждом раунде. Две карты дают бонусные очки за цвет и две карты лишают игрока всех очков за два цвета в каждом раунде. В игре на 4 игрока каждый участник выбирает один модификатор, затем в обратном порядке от того, как они их набирали, игроки ставят свои модификаторы на карты того цвета, на который они хотят повлиять.


Игра состоит из трёх раундов. После окончательного подсчёта очков в последнем раунде есть бонус для каждого цвета. Тот, кто имеет наибольшее количество комнат конкретного цвета, получает бонус. Побеждает игрок с наибольшим количеством очков!

Это всё. Через 20 минут или около того вы и другие строители на столе построят домики вашей мечты, укомплектованные водными горками, комнатами для настольных игр и шведской стенкой!


«Самый лучший дом на дереве» — фантастическая и лёгкая семейная игра. В неё легко научиться, весело играть и в конце вы остаетесь с чувством выполненного долга. Вы на самом деле построили дом на дереве прямо перед вашими глазами! Моя семья — любители игр, где вы физически что-то строите на столе, и эта игра — наш хит. Она не покидает наш стол с прошлой недели, а точнее, с того момента, как мы получили предварительную её копию. Художественное оформление от Adam McIver является фантастическим, красочным и причудливым. Оно напоминает детскую сказку и делает игру беззаботной. Правила просты и легко учатся за пару минут. Люди, которые никогда не пробовали игры на составление, начнут и построят свой домик на дереве за короткий срок.

В детстве многие мечтали о собственном домике (пусть и небольшом), где можно было бы творить что угодно, не убирать постель и игрушки, самостоятельно устанавливать критерии порядка и проводить время в кругу друзей без надзора вышестоящего руководства с карающим ремнём в руке. И самое идеальное, если этот домик будет располагаться на дереве, в кроне которого можно спрятаться от взоров окружающих. Сегодня на Розовом диване – деревораскачивающая настольная игра «Домик на дереве» (Вest Treehouse Ever).


Что же, нет ничего невозможного, особенно если вы держите в руках яркую новинку от «Геменота». Металлическая коробочка с тиснением и яркой полиграфией радует взор своего владельца (я испытываю трепетные чувства к подобным упаковкам), да и в качестве подарка подобный формфактор подходит как нельзя лучше.


Внутри – пластиковый органайзер, под которым вы отыщете свежий лесной воздух, заполняющий ёмкость где-то на треть. Карточки занимают два отделения (в протекторах они туда не поместятся), между ними приютилась россыпь фишек. Наставление юному строителю домиков на деревьях содержит исчерпывающую информацию по игровому процессу.

Правда, в тексте на странице 2 присутствуют две строчки на украинском языке, которые говорят о расширении последующих этажей на одну карту. Но домик ведь общий, так что ничего страшного.


В состязании может принять участие до четырёх игроков, каждый из которых получит по два деревянных цилиндра. К сожалению, красный и оранжевый цвета практически не различимы при недостаточном освещении, поэтому рекомендую пометить их каким-то образом во избежание недоразумений.

Трек победных оков необычен и состоит из трёх карт. Оригинальное решение, позволяющее сэкономить издателю на складном поле.


Четыре карточки с корнями деревьев положат начало строительству необычных домиков, которые будут разрастаться ввысь и вширь, радуя владельцев разнообразием комнат.


Принцип оформления семидесяти двух помещений четырёх типов можно назвать эталоном для детских карточных настольных игр. Дело в том, что ни одна картинка не повторяется!


Несмотря на феерическое разнообразие, никаких функций (кроме эстетических), иллюстрации не выполняют. Учитываются только цвет комнаты или её значок в левом верхнем углу, поэтому не волнуйтесь – десятки пояснительных страниц перед первой партией изучать не придётся.


Каждому типу помещения соответствует своя карточка призовых очков. Но получить эти бонусы будет не так просто.


Дело в том, что существуют четыре модификатора, два из которых блокируют призовые очки, а два, наоборот, их повышают. Но использовать эти карточки будете как вы, так и ваши соперники…


Перед началом состязания каждый строитель получает по одному дереву и фишке своего цвета. Маркер необходимо установить на центральный круг у подножья – это показатель баланса вашей конструкции.


В центре стола сложите трек победных очков, маркеры соперников занимают на нём стартовую позицию. Выложите в линию шесть карточек призов, неподалёку положите модификаторы (если вы играете вдвоём или втроём, то обязательно прочтите пояснения в правилах). Все комнаты тщательно перемешайте, получившуюся стопку разместите неподалёку.


Строительство длится три раунда, вначале каждого из которых соперники берут по шесть случайных комнат из общей колоды. Игроки выбирают по одной карточке с руки, а затем выкладывают их перед собой картинками вниз. Далее, одновременно вскрывают и располагают комнаты на собственных деревьях.


Безусловно, существует ряд ограничений, иначе ваша постройка рухнет (да играть было бы не так интересно). Во-первых, каждая выложенная комната должна опираться на две карты нижнего ряда. Данное правило не распространяется на крайние помещения. Во-вторых, каждый последующий этаж может содержать на одну комнату больше, чем предыдущий.

И, в-третьих, помещения должны, вернее, обязаны соприкасаться с аналогичными по цвету комнатами (кроме первой выложенной карты каждого типа).


Но и это ещё всё! Дерево должно выдержать тот вес, который вы вознамерились на него водрузить. А для этого необходимо соблюдать баланс, отмечаемый маркером у подножья. Комнаты каждого ряда должны быть уравновешены относительно центра, в противном случае дерево наклоняется… и больше на эту сторону выкладывать карты нельзя. Сначала уравновесьте конструкцию, и лишь потом расширяйте свои апартаменты.


Ах, да… Больше шести этажей выстроить не получится, иначе сломается ствол. Хотя, завершить постройку будет не просто, потому что, сыграв одну карту, вы передадите оставшиеся по кругу сопернику слева, а взамен получите комплект от соперника справа. Так что спланировать свои действия проблематично – можно лишь догадываться, что попадёт к вам в руку после очередной «круговерти» стройматериалов.


Но самое интересное начинается в конце текущего раунда, когда оппоненты получают победные очки за построенные комнаты. Начиная с первого строителя, соперники берут по одному модификатору, а затем, в обратном порядке, располагают их на цветные карточки призовых очков. Помните, что изменения относятся ко всем участникам игры независимо от того, кто выложил модификатор.

Затем происходит получение бонусов: цвета без модификаторов приносят по одному очку, с призовыми кубками – по два,…


… а заблокированные, увы, ничего. Таким образом (в нашем примере) красные комнаты на дереве приносят 8 очков, а жёлтые – «ноль». Отметьте маркерами полученные бонусы и готовьтесь расширять свой домик в следующих раундах, которые играются аналогичным образом!


В конце партии обладатели максимального количества комнат каждого цвета получают дополнительные бонусы. Итоговый результат определяет победителя – обладателя самого красивого домика на дереве во всей Вселенной.


Это самая красивая детская карточная игра из виденных мной за последние пять лет. Она просто идеальна для ребёнка с точки зрения оформления: разнообразные комнаты удерживают внимание юного строителя, забавные рисунки поднимают настроение, яркие краски создают атмосферу праздника. Добавьте к этому металлическую коробку с объёмным рисунком – и вот вам отличный подарок.

Сам игровой процесс оригинален и не так прост на первый взгляд, как кажется. При строительстве необходимо соблюдать баланс дерева, что вносит определённые ограничения в расширение этажей. Но это ещё полбеды… Так как комнаты должны соприкасаться по цвету, то постоянно возникает опасность блокировки определённого типа комнат с невозможностью их дальнейшего расширения. Учитывая, что приход карт в руку абсолютно хаотичен в силу их постоянного круговорота, то планировать свою постройку необходимо «здесь и сейчас».

Это и плюс, так как оживляет и ускоряет игровой процесс, внося элемент неожиданности, так и минус, при фатальном стечении обстоятельств (вам могут прийти карты, которые не сыграть). Но этот нюанс компенсируется модификаторами, которые позволяют «урвать» победные очки даже при неудачном строительстве.

Для нетребовательных к стратегической составляющей игроков всех возрастов. Оформление, как я упомянул ранее, просто отличное…

Игра предоставлена для обзора издательством настольных игр Геменот.

Читайте также: