Divinity dragon commander обзор

Обновлено: 02.07.2024

Европейская культура испокон веков, прямо скажем, не жаловала драконов: хороший дракон — мертвый дракон. Лишь в современности устои удалось пошатнуть, но и по сей день в играх действует правило: если кто-то вдруг плюется огнем и хлопает крыльями — срочно мочить.

Divinity: Dragon Commander ловко манипулирует этим постулатом. Драконов мочить придется, но не в седле и с мечом, а с крыльями за спиной и напалмом в глотке.

Larian рискнули совершить разворот на сто восемьдесят градусов и из породистой ролевой игры (серия Divinity — своеобразная и подробная RPG немецкого склада ума, но бельгийского происхождения) смастерили стратегию.

Замахнулись широко. Dragon Commander совмещает глобальный пошаговый режим и тактические бои в реальном времени. Задумка уровня Total War, но реализация тянет скорее на Star Wars: Empire at War или кампанию Rise of Nations.

Game of Thrones

Мы играем за незаконнорожденного сына усопшего императора, когда-то согрешившего с драконом в облике женщины. Впрочем, жителям Ривеллона нет особого дела до бастарда — империя объята гражданской войной за престол.

Сводные братья и сестра у героя странные. Один срезал с себя мясо, потому что считал себя не человеком, а кем-то (или чем-то) еще, другая оттяпала себе язык, дабы заткнуть голоса в голове, третий — рядовой мерзавец, но с гнусным попугаем на плече. Протагонист и вовсе превращается в дракона, когда того требуют государственные дела. Словом, семейка далеко не самая нормальная.

Благодаря своей уникальной особенности и помощи колдуна Максоса, близкого друга прежнего владыки, путь к короне у героя становится значительно короче, чем у законнорожденных детей. И значительно интереснее.

Divinity: Dragon Commander

Мы попадаем на борт «Ворона» — исполинского флагманского дирижабля, чем-то напоминающего прокачанный штаб из XCOM и одновременно корабль «Гиперион» из StarCraft 2. Здесь находятся и командующие армиями, которым можно поручить тактические битвы (авторасчет производится в обмен на деньги), и лаборатория, и ваш личный кабинет министров, и даже живет супруга будущего императора.

Divinity: Dragon Commander

Бесенята-импы — и вовсе находка. Сложно не полюбить этих коротышек-технарей, у которых ценность любого изобретения определяется зрелищностью взрыва. К слову, именно импы собрали ракетный двигатель для нашего генерал-дракона (крылья — это, знаете ли, прошлый век, скорость не та).

Именно на «Вороне» и только в сюжетной кампании Dragon Commander проявляет себя как ролевая игра — и делает это чудесно. Каждый ход на глобальной карте чуть-чуть меняет обстановку на судне, обрушивая на игрока лавину из дел государственного масштаба и бытовых неурядиц. То пропойца в погонах Генри обчистит в покер своих сослуживцев, то пройдет слушок о гонениях на художников нетрадиционной ориентации. И везде надо вмешаться, везде требуется помощь командора.

Divinity: Dragon Commander

По сути, это второстепенные квесты, но не в привычном понимании: рядовая болтовня с расспросами и задания в духе «убей-принеси» с полным инвентарем хлама — нонсенс, вам предстоят лишь судьбоносные беседы, где нужно сделать важный выбор. Каждое решение так или иначе связано с внешней обстановкой и повлечет предсказуемые последствия. Обязали выплачивать компенсацию за травмы на производстве? Получите минус два золотых к доходу, но плюс пять к мотивации населения. Разрешили поголовный призыв в армию? Стоимость закупки отрядов, как и настрой людей, полетит вниз.

Наконец, ролевая родословная проявляет себя в вашем альтер эго — драконе. Колдун Максос поможет овладеть навыками, необходимыми в бою, будь то пассивное увеличение здоровья или активируемая способность вроде «огненного столба».

Шататься по кораблю и слушать откровения персонажей, принимать важные законы, изучать навыки дракона и способности войск так интересно, что о битвах быстро забываешь. Связано это в первую очередь с тем, что стратегическая часть кажется не очень приятной альтернативой времяпрепровождению на уютном «Вороне». Хотя стратегия из Dragon Commander вовсе не безнадежная.

Драконовские законы

Карта мира, на которой предстоит воевать, состоит из ячеек. Они не служат единицей передвижения, как в Civilization 5, из «сот» здесь составлены страны, из стран — континенты и острова, а водные просторы разделены на моря.

Всякая сухопутная провинция приносит определенную пользу — золотишко, очки исследований (понадобятся для улучшения войск) или рекрутов.

Divinity: Dragon Commander

Визуально Dragon Commander едва отличима от настольной игры. По расчерченному на сектора полю перемещаются фигурки армий, в ход постоянно идут карточки, способные нанести различный эффект: удвоить доходы в своей стране, урезать во вражеской, угробить побольше жителей или уменьшить чью-нибудь боеспособность.

Однако карты не спасают глобальный режим от святой простоты, все прямолинейно и без неожиданностей. Так называемого «тумана войны» нет, вы видите все действия своего врага (в том числе — что изучил, кого нанял), а он видит ваши. О дипломатии нет и речи: кругом либо вечные враги, либо союзники. В свою очередь, провинции различаются лишь количеством приносимых ресурсов, причем в каждой можно возвести только одно здание, да и то ради новых карточек. Ну а о таких вещах, как свойства рельефа, погода или время года, и говорить не приходится — в отличие от большинства серьезных стратегий, эти факторы в Dragon Commander не учитываются.

Divinity: Dragon Commander

Возможно, если вы не знакомы с монстрами уровня Europa Universalis или того же Total War, то нарочитая простота не покажется вам изъяном, но люди искушенные вряд ли будут довольны. Минимальный стратегический опыт позволит в два счета обуздать ИИ — прикрывать флотом берега, наступать превосходящими силами комбинированных армий, — и дело в шляпе. Когда за твоими плечами штурм Берлина в Hearts of Iron 3 или операция «Немыслимое» из «Блицкрига», здешние потасовки выглядят жалкими.

Земля и небо

Зато в сражениях Dragon Commander вздыхает свободнее. Карта невелика, и контроль над ней обеспечивается стройплощадками. На одних возводятся «месторождения» рекрутов, на других — кузницы и заводы, где позволено нанимать войска.

В тактическом плане битвы далеко не так топорны, как можно было ожидать: разные виды бойцов эффективны не везде и не всегда. Легкие солдаты — дешевое пушечное мясо для «затыкания дыр», гренадеры справятся с врагом посильнее, колдуны — артиллерия мелкого пошиба, а разрушители — крупного.

Divinity: Dragon Commander

Количество отрядов на карте фиксировано, то бишь у ваших генеральских аппетитов есть вполне осязаемый предел. Если сражение затянулось, то победа достигается не хитрыми маневрами, а, как ни странно, бережливой защитой.

Но не армией единой куется победа, по указке игрока в дело может вмешаться Ваше Сиятельство (то есть полководец), обернувшись свирепым драконом. Чудище не просто сеет смерть и разрушение как ему вздумается — его поведение зависит от выбранных вами навыков перед началом битвы. Дракон может устраивать массовые расстрелы огненным дождем, ослаблять врагов проклятиями, исцелять подопечных, но самое главное — противостоять вражескому дракону (в сюжетной кампании, правда, такое не случается).

Divinity: Dragon Commander

Только во время боев вспоминаешь, почему же игра зовется Dragon Commander. Помощь дракона нужна постоянно: тут надо подлечить раненых, там — пресечь диверсию. При этом могучий монстр не залог победы. Он силен, полезен, но погибает чертовски быстро — достаточно единодушного залпа вражьих стрелков или удара подлых зениток. С другой стороны, если вы вообще не станете пользоваться драконьим обличьем, неприятель запросто нанесет пару-тройку безответных атак с воздуха и переломит ход битвы.

Во время прохождения обращаешь внимание, что тебе гораздо интереснее следить за сюжетными событиями, чем собственно играть. Пускай история полна всевозможных клише, ее подача оригинальна, как и детали происходящего. Внутри стратегии прячется увлекательная ролевая игра, которая хоть и с трудом, но проглядывает сквозь многочисленные битвы.

Особенно неполноценность механики заметна в мультиплеере — без должного сценария геймплей блекнет и теряет вес, обнажая недостатки концепции. Но кому, право слово, есть дело до мультиплеера, когда на повестке дня серьезный вопрос: гуманно ли питаться орками?

Divinity: Dragon Commander

К счастью, разработчики не отказались от придуманной ими вселенной. События происходят в полюбившемся многим Ривеллоне, который предстает перед нами в свои младенческие годы, за много веков до событий всех игр серии. В эти стародавние времена мир был пропитан здоровой стимпанковской атмосферой: магия здесь соседствует с высокими технологиями. На политической же арене Ривеллон раздираем феодальными противоречиями — дети мудрого императора, сумевшего объединить королевство под своей пятой, дерутся за единовластие.

Одним из таких претендующих на власть детишек оказываемся мы. Дракон-полукровка, бастард по происхождению, наш герой, управляя небольшим наделом земли с парящего в небесах корабля «Ворон», должен уничтожить всех соперников и расширить свои владения до целого Ривеллона. Собственно, именно этим мы и будем заниматься всю игру, шаг за шагом отбирая у своих противников клочки земли. Никакой сюжетной интриги — обычная феодальная войнушка.

Скандалы, расследования

Более интригующей оказывается второстепенная по отношению к основной сюжетной линии бытовая жизнь дракона внутри корабля. Наше судно населено помощниками и советниками будущего императора, с которыми можно вступать в диалоги. Все персонажи очень колоритны и представляют собой собирательные образы различных политических и социальных позиций современности. Консерваторы, феминистки, гринписовцы — каждый из них почти ежедневно будет обременять вас какой-либо просьбой, и любое решение скажется на отношении к дракону не только экипажа, но и всего мира.

Почти на каждом шагу нам придется делать нелегкий выбор. Например, введение общей воинской повинности одобрят прагматичные гномы, но будут порицать либеральные ящеры. Угодить всем невозможно — приходится действовать в соответствии с личными моральными принципами и ситуацией на фронте.

Вообще, дипломатические игры в Dragon Commander имеют первостепенный характер. Глобальная карта здесь разделена на страны, каждая из которых характеризуется количеством граждан, приносимым доходом и доминирующей расой. Отношение к нам той или иной расы определяет уровень населения в той стране, где она господствует, что непосредственно сказывается на ведении боев на ее территории. Также от наших дипломатических решений зависит уровень лояльности генералов, которым можно препоручить командование армией во время сражения.

Divinity: Dragon Commander

Однако и помимо грязной политики на «Вороне» есть чем заняться. Проводить научные исследования, открывая новые типы «юнитов», разучивать способности дракона, сплетничать с экипажем — все это придает разнообразия нашим военным будням.

Ячейка общества Ривеллона

В начале второй главы наши подчиненные обяжут дракона связать собственную судьбу с дочкой одного из послов от разных рас. У каждой из невест своя проблема — представительница нежити мечтает о красивом теле, эльфийка выросла в ежовых рукавицах и хочет по полной испить из чаши жизни, и так далее. Ваши ухаживания за девушками также будут иметь дипломатический эффект — не каждой расе понравится, что их император, например, спаивает свою жену. Все истории нелинейны, оригинальны и увлекают в лучших традициях Larian Studios. Сначала даже жалеешь, что позволяют жениться лишь один раз…

Но недолго. На определенном этапе главного героя знакомят с Корвусом — милым демоном, питающимся страданиями людей. За разрешение бродить в головах наших подчиненных он обещает нам всяческие бонусы. Да, неэтично, грешно и вообще не по-христиански, но что делать, если Офелия стала человеком, и отношения с ней изжили себя? Впрочем, частые обращения к Корвусу скажутся на популярности главного героя, так что лучше не пятнать честь общением с демоном.

Во всей вышеописанной бытовухе все же есть кое-какие минусы. Во-первых, дипломатические интриги здесь можно плести исключительно со своими подданными. Заключить мир или какой-нибудь пакт о ненападении с врагом, как в той же Total War, нельзя. С противниками мы находимся в состоянии перманентной войны — никаких побед, добытых дипломатическими хитростями, здесь быть не может.

Divinity: Dragon Commander

Хищное растение намекает, что не стоило жениться на эльфийке.

Моральные дилеммы, которые ставят послы, увлекательны на первых порах, но ко второй половине одиночной кампании надоедают и превращаются в профессиональное бремя. Уже не хочется вникать в горы текста, которыми нас забрасывают наши подчиненные. Империя трещит по всем фронтам, на повестке дня крупные сражения, а эти мерзавцы заставляют нас решать какие-то мелкие проблемы образования! Часто делаешь выбор, не вникая в суть, руководствуясь исключительно стратегическими планами. В данный момент нужна поддержка гномов — узнаем их мнение по спорному вопросу и лоббируем их интересы.

Не настраивает на активную бытовую деятельность и однообразие происходящего на корабле. Dragon Commander показывает все свои карты в первые полтора часа игры. Корабельная рутина подчиняется строгому алгоритму: болтаем с послами в зале советов, выпиваем с генералами в баре, развлекаемся с женушкой и идем дальше воевать. Эта процедура повторяется каждый ход и ввиду отсутствия каких-либо изменений быстро приедается.

Rivellon: Total War

Зато стратегическая составляющая игры затягивает всерьез и надолго. В целом концепция Divinity сильно смахивает на таковую в серии Total War. В пошаговом режиме мы двигаем фигурки воинов по раздробленной на страны карте и строим здания. Особого разнообразия в списке последних нет — золотые шахты, увеличивающие доходы от страны; казармы, позволяющие покупать «юнитов»; и всякие лаборатории, производящие различные виды карт, дающих нам определенные бонусы.

Карты в игре — незаконное оружие, хитрость, которая может в корне изменить расстановку сил. Отличает от читерства их лишь то, что противник также имеет в своем арсенале это оружие. Карты бывают различных типов — стратегические позволят построить бесплатно какое-либо здание или подорвать экономику врага, карты наемников дадут пару лишних отрядов на поле битвы, и так далее. Эта система вносит немного непрогнозируемого хаоса в стратегическую составляющую Dragon Commander.

Divinity: Dragon Commander

Дела военные

Что до происходящего на тактической карте, то оно выглядит достаточно оригинально. Перед нами полноценная RTS с собственными «юнитами» и механикой. Каждая страна, где разворачиваются боевые действия, имеет уникальные ландшафт и площадь. В начале боя конфликтующие стороны располагают теми войсками, которые оказались на конкретной территории во время пошагового этапа. Их количество определяет наш потенциал и шансы на успех. Однако даже с армией, вдвое превышающей вражескую, можно проиграть. Дело в том, что сражения в Dragon Commander требуют четкого знания способностей и умений различных типов «юнитов». Например, гренадеры хороши против техники, но слабы в битве с «охотниками», легко расправляющимися с пешими войсками. Типов солдат здесь более десятка, и нужно потратить кучу времени, чтобы понять их потенциал.

Все войска разделены на три вида: морские, сухопутные и воздушные. Каждый из них производится в особом типе зданий. Последние же строятся исключительно на специальных платформах, представленных на карте в ограниченном количестве. Стратегическое преимущество получит тот игрок, который быстрее сумеет захватить большее число таких строительных площадок. Поэтому сражения в Dragon Commander представляют собой непрерывные столкновения потоков «юнитов» в ключевых точках.

Ресурс в битвах только один — рекруты. Их первоначальное количество зависит от населения страны, которое, в свою очередь, определяется отношением к вам господствующей в ней расы. Именно так дипломатия переплетается с военной частью игры. Если вы выглядите никчемным бастардом в глазах каких-нибудь импов, то получите низкий показатель, из-за чего соперник будет развиваться намного интенсивнее. Помимо этого, рекруты необходимы для того, чтобы принимать драконье обличье.

Таким образом, шансы на победу определяются множеством факторов, в частности отношением к вам доминирующей расы, начальным количеством войск, боевыми карточками, мастерством игрока. Все это создает довольно интересную и гибкую систему, благодаря которой можно делать ставку на свои сильные стороны. Даже если вы допустили кучу дипломатических промахов и не имеете почти никаких вооруженных сил на конфликтной территории, вы можете выехать за счет волшебных карт, способных подбросить вам четыре танка, или собственного стратегического гения. Все эти моменты нужно учитывать во время прохождения одиночной кампании.

Машины против драконов

Однако этого нельзя сказать о мультиплеере. Из него полностью вырезана дипломатическая часть: никаких переговоров с советниками на «Вороне» нет. Соответственно, нет в сетевых баталиях и таких фишек одиночной кампании, как отношение рас и генералов. И все же совместная игра становится очень увлекательным развлечением. Синхронизация действий игроков здесь достигается следующим образом: на маневры на стратегической карте всем отводится около десяти минут за один ход. После этого, если в течение хода произошла атака, стартуют битвы. Когда в партии принимают участие четыре человека, и войск одного из игроков нет на конфликтной территории, он начинает сражение с нулевым количеством стартовых «юнитов».

Так или иначе, тягаться с людьми значительно приятнее, чем с местным искусственным интеллектом. Да, порой компьютерный враг приятно удивляет, высаживая в незащищенных зонах десант, подготавливая мощные атаки или неожиданно используя сильные карты. Но в иных ситуациях он допускает нелепейшие ошибки. Например, нападает на огромную армию малой кучкой солдат, в результате бессмысленно теряя собственных «юнитов». На тактической карте боя ИИ вовсе беспомощен. Опасным соперником он кажется лишь в случаях большого количественного превосходства войск; если силы равны, то даже на высшем уровне сложности компьютерный противник словно теряется в управлении, неверно рассредоточивая бойцов по карте.

К сожалению, слабый ИИ — не единственный технический огрех Larian. Баги есть, и порой они создают удивительные комбинации. Вы закупаете три транспорта, чтобы во время следующего хода заслать своих «юнитов» в стан врага… и обнаруживаете, что этих транспортов нет! Они просто исчезли с карты! Пытаясь разобраться в ситуации, вы загружаете сохраненную ранее игру, но вас выбрасывает на рабочий стол… Сохраняться тоже получается не всегда. Конечно, можно дождаться патчей, но, как говорится, осадочек остался.

Divinity: Dragon Commander

Несмотря на некоторые огрехи, Divinity: Dragon Commander получилась именно такой, какой мы ее представляли. В ней чувствуется авторский стиль: великолепный юмор, с любовью прописанные диалоги и нелинейные истории. При этом смелый эксперимент Larian Studios можно считать успешным — «изюм» собственных проектов успешно прижился на почве стратегической игры с простой, но очень гибкой механикой и богатым тактическим потенциалом. И драконы тут ни при чем.

Плюсы: оригинальная концепция; сильный стратегический потенциал; увлекательные диалоги; яркие персонажи; приятный визуальный стиль.
Минусы: однообразная дипломатия; глуповатый ИИ; баги.

Как оказалось, чтобы поставить в тупик разработчиков из Larian Studios, достаточно задать им один очень простой вопрос: «Не расскажете вкратце, что собой представляет Dragon Commander?» Не то чтобы они не знали на него ответа — напротив, про свой проект они могут говорить часами. Но так, чтоб вкратце? Извините, никак.

Дело в том, что Dragon Commander — игра комплексная и многослойная. В ней сочетаются сразу несколько жанров, плавно сменяющих друг друга в зависимости от текущей игровой фазы. Сначала это политический симулятор. Затем, когда все важные решения приняты, игра превращается в глобальную пошаговую стратегию а-ля Total War. Ну а когда на карте вдруг сталкиваются армии, то Dragon Commander переходит в фазу классической RTS с элементами экшена от третьего лица.

Звучит, вероятно, сложно, но на деле нечто подобное мы видели уже не раз — взять хотя бы старых добрых «Космических рейнджеров 2», в которых точно так же дивным образом уживались экономический симулятор, текстовые квесты, летная аркада и все та же RTS с примесью боевика. Или вот «Эадор», с его путешествиями в астрале, глобальной картой и тактическими битвами, — принцип здесь используется ровно тот же.

В начале хода

Итак, в начале каждого хода мы оказываемся на собственном космическом корабле, парящем где-то в верхних слоях атмосферы мира Ривеллон. Мы — это молодой рыцарь с примесью драконьей крови, наделенный способностью превращаться в дракона. И перед нами стоит задача по объединению разрозненных феодалов в единую империю и уничтожению технологий, принесенных в мир демонами.

На этом сюжет фактически исчерпывается, и дальше вступает в силу так называемая «динамическая кампания». В зависимости от того, какие решения мы будем принимать и какие действия совершать, будет меняться и ситуация в мире. Логический конец в игре один (если не считать проигрыша): мы должны стать единоличным правителем всея Ривеллона. Но вот каким путем мы к этому придем и что за это время успеет там произойти — это уже решится для каждого игрока отдельно.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Находясь на корабле, мы вольны общаться с членами экипажа и помогать им в решении вопросов. Поначалу население корабля невелико, одни лишь наемные военачальники, каждый из которых представлен каким-нибудь сочным типажом, будь то воинствующая феминистка, флегматичный циник или откровенный псих. Время от времени они будут поднимать в диалогах какую-нибудь тему, например о роли женщины в армии, и будут ждать на этот счет нашего мнения. Можно, конечно, и отмолчаться, но куда интереснее все же выбрать один из вариантов ответа — и посмотреть, что будет. Заявите, что женское место не на фронте, а у плиты, — и феминистка обольет вас презрением, зато кто-то другой хохотнет и поддержит. Скажете наоборот — и вас не поймут старые вояки, предпочитающие, чтобы жена готовила дома борщ, а не лезла в мужские дела.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Позднее к экипажу присоединятся еще и посланцы пяти разумных рас, которые будут задавать вопросы уже посложнее — такие, от которых будет зависеть судьба империи. Скажем, стоит ли разрешить свободную торговлю органами для трансплантации? С одной стороны — дополнительные налоги в казну, с другой — повышенная преступность и смертность среди населения. Да и разумные расы по-разному отнесутся: эльфы придут в ужас, дварфы придумают, как организовать из этого бизнес, а нежить вопрос проигнорирует по причине отсутствия этих самых внутренних органов.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Хорошие отношения с расами принесут всяческие бонусы, от банального притока ресурсов до новых разновидностей войск. Впрочем, удовлетворить сразу всех не получится при всем желании, кто-то обязательно окажется обиженным. Если решение принять ну совсем уж трудно, можно положиться на мнение большинства, но и результаты могут оказаться непредсказуемыми. Мы на презентации так однажды рабовладельческий строй приняли — кто ж знал, что против него одни лишь эльфы проголосуют.

Познакомьтесь с соседями

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Мир Ривеллона населяет шесть разумных рас, считая человеческую. Последняя, впрочем, в игре отдельной политической силой не представлена - к ней принадлежит главный герой, и потому считается, что люди к нему лояльны по умолчанию. А вот чтобы договориться с остальными пятью - стоит знать, кому что свойственно.

Нежить - раса религиозных консерваторов. Они выглядят как ходячие скелеты, живут вечно и очень не любят каких-либо перемен. Законы морали и этики им чужды, что такое убийство они себе представляют достаточно смутно. Зато за любое покушение на свои святыни готовы вцепиться в глотку любому, даже будущему императору.

Эльфы - либеральные демократы. Любят жизнь и свободу во всех ее проявлениях, ратуют за разрешение однополых браков, соблюдение целибата до свадьбы и мир во всем мире. К тому же они очень чопорные и возвышенные, любят всяческие церемонии и ненавидят грязь во всех ее проявлениях.

Дварфы - местные капиталисты. Весь мир измеряют в деньгах и беспокоятся в первую очередь именно о них. Радуются любому приросту капитала, даже если он не совсем легальный. Всяк дварф легко отдаст в ломбард собственную бабушку, если за нее предложат хорошую цену.

Ящеры - воинственная раса интриганов. Любят удары исподтишка, постоянно что-то замышляют и наслаждаются самим процессом создания многоходовых комбинаций.

Бесы - раса безумных ученых. Обожают всякого рода эксперименты; если им разрешить взорвать луну, они обязательно так и сделают, чтобы посмотреть, что получится. Их инициативы нужно поддерживать с величайшей осторожностью, о последствиях они обычно не думают, предпочитая их наблюдать.

Воздушный поцелуй

В дальнейшем экипаж пополнится еще и супругой, которую можно выбирать как по политическим соображениям, так и основываясь на личном вкусе. Принцесс всего пять, по числу доступных рас, и с каждой из них связан персональный квест, как правило — с несколькими вариантами концовки.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

К примеру, принцесса нежити больше всего на свете хочет снова стать живым человеком, для чего ей требуется провести некий сложный ритуал. Ей можно в этом помочь, перессорившись, правда, со всей расой (в большинстве своем они презирают живых, что уж тут поделать). Но можно и поискать альтернативы — убедить ее остаться как есть или же вообще роботизировать, превратив в весьма сексуального киборга.

Да, именно так, в зависимости от того, каким путем развиваются события, принцесса будет менять внешний вид. Эльфийка, скажем, может стать либо совсем уж воздушным созданием, либо, если приобщить ее к культуре пития, обратиться развратной алкоголичкой с очень похотливыми помыслами. А из дварфийки так и вовсе можно сотворить госпожу в коже и с плеткой, только разработчики пока не признались, как именно это сделать.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

В принципе, всего вышеописанного уже бы хватило для создания игры в жанре, скажем, интерактивной новеллы, но это лишь первая из геймплейных фаз. Вторая вступает в силу, когда все дела на корабле уже улажены и рыцарь возвращается в свою каюту, дабы склониться над картой и решить, кого идти воевать.

От лоскута к лоскуту

Карта мира представляет собой вполне традиционное «лоскутное одеяло» с несколькими континентами, поделенными на провинции. Кстати, создается она всякий раз случайным образом, так что одинаковых ситуаций не ждите, всякое прохождение обещает быть уникальным.

В нашем распоряжении оказывается некоторое количество провинций и ресурсов, в качестве которых выступают деньги и население. Первые тратятся на постройку зданий, покупку войск и проведение новых исследований, а от второго напрямую зависит количество войск, которое можно нанять.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Дополнительным ресурсом выступают карточки, дающие различные бонусы в бою. Это может быть усиление какого-нибудь конкретного типа войск или же просто дополнительный отряд на старте — в сущности, все что угодно, примерно как в свое время в Rise of Nations. Здесь этих карточек в бою можно использовать сразу пять, причем размещать их можно как в «открытые» слоты, так и в «слепые», пряча до поры до времени эффект от сетевых соперников. Ну а добываются они тоже по-всякому — от банальной покупки до получения в награду за какой-нибудь квест.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Еще одна характерная особенность — все ходы происходят одновременно. Мы передвигаем фишечки с места на место, указывая, кому куда смещаться, но реально войска начинают двигаться только после нажатия на «конец хода». Иногда это приводит к забавным сюрпризам — когда две армии просто разминулись в пути и каждая беспрепятственно добралась до вражеской столицы. Но если вдруг две (три, тринадцать, двадцать три) фигурки разных цветов оказались на одном клочке земли, то игра переходит в третью фазу — риалтаймовый бой.

Сетевые драконы

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Как и Original Sin, Dragon Commander сразу же создается с оглядкой на совместную игру. Мультиплеер, впрочем, будет лишен «политической» фазы, хотя, конечно, было бы забавно заняться перетягиванием принцесс и плетением межрасовых интриг с живым соперником. На откуп сетевым игрокам отдана лишь лоскутная карта, переделом которой можно заниматься аж вчетвером. При этом если в какой-нибудь из провинций окажутся войска сразу трех или четырех игроков, то и в бою они будут участвовать все одновременно, устраивая грандиозную свалку.

Играть также можно и в командах, причем разработчики всерьез подумывают о возможности разделения труда - так, чтобы один игрок весь бой летал драконом, а второй командовал сразу всеми войсками.

Драконий рейнджер

Больше всего RTS-часть напоминает, как ни странно, все тех же «Космических рейнджеров 2», что тем более удивительно, ведь руководитель студии Свен Винке утверждает, что никогда в жизни в них не играл. Юниты здесь точно так же немного своевольничают, не слишком точно исполняя команды. Война точно так же идет за ключевые точки, захват которых позволяет производить больше войск. И, что самое главное, мы точно так же можем в любой момент нажать на специальную кнопку и выйти на поле боя самолично, — но не в лице одного из подконтрольных роботов, а как самый настоящий огнедышащий дракон.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Впрочем, слово «выйти» тут не слишком уместно — скорее, конечно, «вылететь». По карте дракон может перемещаться без каких-либо ограничений, вдобавок ускоряясь до околозвуковых скоростей по нажатии на «Пробел», чтобы успевать во все углы карты. Есть у него как стандартная атака файерболами, так и всяческие умения, которые подлежат прокачке и развитию. Они могут быть как индивидуальные (мощные выстрелы, силовой щит), так и направленные на поддержку армии (лечение, усиление, защита), а вдобавок будут сильно разниться от, так сказать, «модели» дракона.

До сих пор не известно, будет ли это в кампании, но в сетевой игре нам разрешат выбрать специализацию, чтобы игроки могли сами решать, хотят они выигрывать за счет стратегического командования или же будут пытаться разруливать все самолично, играя, по сути, в 3D-экшен.

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

Пока что вопрос баланса между двумя вариантами ведения боя стоит очень остро. При всей своей мощи дракон не может успевать везде, да и захватывать точки он не в состоянии. А вот армию можно и разделить, разослав по всей карте одновременно. Так что пока дракону отводится роль скорее бойца поддержки, который вступает в бой вслед за основными атакующими силами (либо же совершает диверсии в тылу, пока в центре кипит бой), но как оно будет в итоге — узнаем после релиза.

Игры смешанных жанров создавать куда сложнее просто потому, что разработчикам необходимо сделать все геймплейные фазы одинаково интересными. Иначе говоря, им фактически нужно разработать сразу несколько игр вместо одной, да еще и суметь их сплести в единое целое так, чтобы это выглядело гармонично. Как показывает практика, ничего невыполнимого в этом нет, история знает немало хитов, созданных по подобным формулам, и Dragon Commander имеет все шансы пополнить их ряды.

Очень хорошо, что здесь есть возможность воочию наблюдать все результаты своих действий. Мало того, что все изменения отображаются на персонажах и декорациях корабля, так еще и после каждого хода советник будет приносить нам газету с последними сводками новостей, где подробно расписаны результаты принятых нами решений.

Причем Larian, в подтверждение своей репутации ребят с юмором, написали тексты так, что, что бы мы ни делали, с точки зрения прессы, все не так. Разрешили рабство — прослыли тираном, отменили — слабовольной тряпкой и нарушителем традиций. Поначалу шокирует и смущает, но позже приходит понимание, что неправильных решений в этой игре нет — есть только некие последствия, которые проистекают из наших действий. И вариантов развития событий здесь поистине уйма, стены студии буквально увешаны сложными блок-схемами, описывающими, какое решение к чему приводит.

И если все они и правда будут реализованы в игре, то двух одинаковых партий и вправду никогда не случится. А уж поводов для многократного переигрывания Dragon Commander и вправду дает предостаточно.

Пять фактов о Larian Studios

Главный по драконам. Divinity: Dragon Commander

1. Студия названа в честь собаки ее владельца, Свена Винке, ныне покойной. Таким образом Свен увековечил своего питомца в истории.

2. Огромная статуя этой самой собаки (почему-то красного цвета) красуется у входа в их головной офис.

3. В комнате отдыха студии можно отыскать коробку с настольным Dragon Commander, седланным вручную из подручных материалов. Возможно, когда-нибудь выйдет и настоящая настолка, но пока что разработчики только пытаются придумать ее правила.

4. В тестовой версии игры всех персонажей озвучил ее главный геймдизайнер Фаранг Намдар. Конечно же, в финальной версии они будут переозвучены, но изначальная озвучка с шансами может там остаться на правах пасхалки.

5. Октав Фирманс, ведущий тестировщик студии, уже устал обыгрывать коллег в сетевой игре Dragon Commander и все ждет, когда у него, наконец, появится достойный соперник среди игроков. Для того, кто у него выиграет, даже приготовлен некий специальный приз.

Однажды в далекой империи Ривеллон что-то прогнило. Конкретнее — прогнил император Сигурд. Кончил он, как считает народ, позорно, а империю оставил наследникам, ныне рвущим ее на части в гражданской войне. Разжиганию войны способствовали чудесные изобретения самого Сигурда — разнокалиберные боевые машины.

И, казалось, ничто уже не поможет народам Ривеллона обрести мир. кроме еще одного наследника, родившегося от связи Сигурда с драконицей Авророй. В нем течет драконья кровь, у него есть сторонники (пока не слишком верные) и мудрое руководство волшебника Махоса. Мы — это он, и нам предписано спасти разрываемую на части империю и одновременно разгрести все попутные проблемы.

За три года разработки Divinity: Dragon Commander концепция игры как только не менялась. Неизменными оставались две вещи: разделение на режимы (глобальный и локальный) и протагонист — дракон на реактивном ранце. Да-да, на реактивном ранце — не пропадать же зря могучей драконьей спине.

У драконорожденного наследника с самого начала есть флагманский корабль «Ворон», фанатичный бес-инженер, а также два генерала — ветеран Генри, с кибернетической рукой, глазом и дурным характером, и высокомерный ящер Эдмунд, явный апологет ницшеанства. Как и полагается, они друг друга просто-таки терпеть не могут — и с их препирательств начнется долгий путь драконокомандующего.

Решение возникающих на «Вороне» проблем и война на «мировом» уровне — это первая геймплейная фаза Dragon Commander. Здесь мы играем в глобальную стратегию. Стилизованная под настольную игру карта с деревянными фишками и гексагонами — отличная находка. На первый взгляд, перед нами что-то вроде упрощенной Total War, но это скорее Risk), только изрядно переиначенная и дополненная.

Двигаем войска по провинциям, завоевываем их, а если на одной земле сходятся войска враждующих сторон, начинается сражение (к ним мы вернемся пару глав спустя). Присвоенные провинции приносят золото и очки исследований, поэтому экспансия — ключ к богатству. Чтобы воевать было удобнее, можно применять особые карты: одна удешевит набор войск на один ход, другая саботирует здание или отряды противника, и так далее. Некоторые из них играются перед боем — как правило, это карты наемников, дающие одноразовые отряды, или усиление какого-либо рода войск.

Divinity: Dragon Commander

Миссия, в которой объясняют все эти основы, проходится легко, но горько ошибется тот, кто сохранит подобный настрой на вторую главу. Их ждет сюрприз в виде трех противников сразу и почти немедленной атаки на столичную провинцию — а ее потеря означает поражение.

Как и в настольном прототипе, здешняя стратегия не прощает ошибок, и в первую очередь — ошибок в распределении финансов. Денег много не бывает, а вот мало их всегда — таковы суровые реалии Dragon Commander. Еще одна суровая реалия — «не верьте глазам своим». Все, что вы делаете в свой ход, вы делаете чуть ли не вслепую, поскольку в ход противника все может кардинально перемениться.

Глобально-стратегическая часть вышла недурственной, хотя довольно поспешной — не так уж много на глобальной карте вещей, которыми можно заняться. Гораздо интереснее оказывается суматоха на борту нашего флагмана. С виду похоже на сценки между миссиями в StarCraft 2, но только с виду.

Представители пяти рас кто как может будут подталкивать вас ответить «да» или «нет» на какой-нибудь вопрос государственной важности. Ввести ли воинский призыв? Поддержите идею — удешевите набор войск, а заодно заслужите одобрение богобоязненной нежити, считающей, что всяк грешник — кандидат в штрафбат, и бесов, кредо которых «чем громче взрыв, тем лучше». С другой стороны, обидятся эльфы-моралисты, ведь негоже забирать мужчин из семей на войну!

НА ЗАМЕТКУ: все дилеммы подкидываются случайно, и уже поэтому одно прохождение может сильно отличаться от другого.

Larian в своем репертуаре — их творения никогда не отличались серьезно-кислым выражением лица, только от прямолинейного юмора бельгийцы перешли к тонкой сатире и постоянным отсылкам к нашим реалиям. Императору придется решать, вводить ли стипендии в университетах (как считает посланница от ящеров, «развлекать дебоширов за счет государства»), подвергать ли цензуре здешнюю газету (ее заголовки, в лучших традициях «желтой» прессы, бьют в яблочко) и налагать ли запрет на жестокие игры. В пример жестокой игры ставят некую Dragon Commander, в которой дети «водят по карте войска и устраивают геноцид мирного населения». При этом одной большой хохмой мир не оборачивается, и такие темы, как расизм, терроризм и отношения полов, поднимаются очень часто. даже слишком, будем честны. Но все-таки идет война, и война мировая, так что вечно ухмыляться тут неуместно.

Разговаривает император не только о проблемах. Генералы всегда готовы высказать мнение о ситуации на фронте и своих товарищах, волшебник Махос откроет очередную крупицу драконьей мудрости (читай — боевых навыков), а бес-инженер поможет с изучением новых видов войск и улучшений для уже имеющихся. Полноценного технологического древа, правда, не предусмотрено, и исследования закончатся довольно быстро.

Все персонажи, с которыми нам приходится общаться по ходу завоеваний, несомненно удались. Держать такую кампанию людей и нелюдей на одном военном судне может разве что сумасшедший. И получается так, что в Dragon Commander на первом плане не глобальная история, а персональные мини-сюжеты, личностные конфликты и отношения между членами экипажа «Ворона».

Divinity: Dragon Commander

Вид любого из персонажей заменяет им самые толстые биографии — работе аниматоров и актеров можно аплодировать. Кое-как пытается гримасничать даже дипломат от нежити, скелет с характерным именем Йоррик. Пытается, пытается, но вечная ухмылка пратчеттовского Мрачного Жнеца в сочетании с обещанием всевозможных кар небесных смотрится комично.

Рано или поздно на корабле начнется оживление — готовится свадьба императора! Шума вокруг романтических отношений героя поднято предостаточно, и проработка каждой «принцессной» сюжетной линии сделана даже с большим тщанием, чем все остальное. Невест четыре — нет принцесс от бесов (погибла, играя со взрывчаткой) и людей (человечество представляем мы), зато есть эльфийка, гномка, подозрительно человекоподобная ящерка и даже напомаженная покойница с печальной историей. Кого хочешь выбирай.

В RTS-битвах Larian равнялись не на RISK, а скорее на Supreme Commander и Total Annihilation.. Сражения редко длятся дольше десяти минут — все-таки в одной кампании придется пройти через множество битв. Вступать в битву никто не заставляет — предусмотрен автобой, и даже с возможностью выбрать одного из генералов для командования войсками. Но если вероятность успеха процентов тридцать, лучше все-таки пойти в бой лично. Компьютер такую схватку не осилит, а вот под мудрым руководством дракона шанс всегда есть!

Divinity: Dragon Commander

С точки зрения механики, сражения тут несложные. Вместо того чтобы городить базу, мы занимаем разбросанные повсюду стройплощадки, возводя на них заводы, рекрутские центры и турели. Рекруты здесь вместо ресурсов, а их количество сильно ограничено — когда население провинции иссякнет, набирать бойцов станет не из кого. Люди заканчиваются быстро, схватка пролетает молниеносно, и исход войны решается в череде блицкригов. Поотхватывали все, что плохо лежит, наштамповали войск и пошли захватывать территорию противника.

Звучит просто — а вы попробуйте переиграть противника, который занят тем же самым! К счастью, управление достаточно эргономичное, все нужные функции под рукой. Не хватает разве что построений: солдаты порой сбиваются в кучу и этой же кучей отправляются на кладбище. Деление на группы спасет их несчастные души, не брезгуйте им пользоваться.

Divinity: Dragon Commander

Разновидностей войск немного, но каждая используется по назначению, и умелое их комбинирование — залог победы. Пушечное мясо — солдаты — недолго держится под огнем, но вы подкрепите их лекарями-шаманами! Докучает авиация? Выведите истребители или гренадеров, которые отлично работают по воздушной технике. Нашлось место даже флоту — тут он, правда, играет второстепенную роль. Прикрыть кораблями свои наземные цели или перевезти войска через море — всегда пожалуйста, но пытаться одолеть наземного противника давлением с моря смысла нет.

Крайне важен в бою титульный дракон. Набор изучаемых навыков позволит создать змия на все случаи жизни — можно заниматься только лечением и усилением союзников, а можно кидаться огненными шарами, списывая в утиль тяжелую технику и лавируя между снарядами орудий ПВО. Дракон очень уязвим, но его правильное применение окупается сторицей. Только нормально рулить армией в драконьей форме не выходит — команда остается одна: «Все — туда!» Одновременно сражаться и командовать, как в старой Sacrifice, под силу разве что избранным.

Divinity: Dragon Commander

У компьютерного противника своих драконов нет, но он и так неплохо справляется. Хотя порой у ИИ случаются заскоки, обычно он дает достойный отпор. Чтобы победить противника, приходится постоянно переключаться между драконьим и стратегическим режимами, причем тогда, когда в этом действительно возникает необходимость. Так что RTS здесь, несмотря на кажущуюся примитивность, выходит поглубже, чем некоторые «серьезные» стратегии. Все благодаря драконам!

Проблема в другом — битвы чересчур однообразны. Раз за разом игрок берет стройплощадки, застраивает их, штампует бойцов и идет на штурм. В зависимости от успеха бой либо заканчивается, либо превращается в безрезультатное перетягивание каната, пока не кончатся рекруты. Перепробовать все разновидности солдат можно быстро и так же быстро сообразить, кто против кого лучше дерется и какие способности стоит применять. Из-за динамики сражений не остается времени на разнообразные хитрые приемы (вроде невидимости или минных полей), которым обучены войска, — некогда! К концу кампании бои безнадежно приедаются, поэтому вручную проводятся только самые сложные сражения, которые компьютеру точно не выиграть.

Как только будет пройдена кампания и окончательно надоедят битвы с компьютером, на помощь придет сетевой режим, в создание которого Larian вложили немало сил. Поиграть с друзьями можно как в быстрое сражение, так и в кампанию — без сюжетной компоненты, зато с уймой карт на выбор.

Кампания, несмотря на потерю самой интересной составляющей, не становится скучной — с живым противником воевать всяко занимательнее, чем с компьютерными оппонентами. Если собрать троих, то за картой Ривеллона можно засидеться очень надолго — и удовольствие получится не хуже, чем от партии в какую-нибудь настольную стратегию. ИИ никогда не выругается матом в чате, когда его доходы обрезаны картой, а транспортный флот, полный войск, перехвачен.

Divinity: Dragon Commander

В сетевых сражениях дракон есть у обеих сторон. Если в схватке с компьютером вы, взглянув на состав его войск, точно будете знать чего ожидать и что этому противопоставить, то живой соперник может преподнести не один и не два сюрприза, используя драконьи навыки. Воздушные бои огромных рептилий — зрелище феерическое, но участникам не до самолюбования, вражеский дракон плюется и колдует, с земли летят ракеты, а еще свои войска подлечить бы.

Здесь-то и приходит осознание — разработчики изначально ориентировались именно на подобные бои, дракон на дракона, армия на армию. Реализовать управляемого компьютером дракона у них так и не получилось, поэтому сражения с ИИ изюминки лишились. Кроме того, в кампании не бывает командных битв, а здесь ничто не мешает объединиться с союзником и сражаться два на два. Значит, в небе одновременно может быть до четырех драконов.

Divinity: Dragon Commander

Хаос и пандемоний, постоянно меняющаяся обстановка и утекающие рекруты, отсчитывающие «последний рубеж». Как этого не хватало в обычных сражениях! Надежды на будущее мультиплеера у разработчиков есть — даже глобальная статистика игроков в наличии («Как у больших!» — можно саркастично заметить). Да и соперников найти не проблема, свое крепкое сообщество у Dragon Commander появилось еще во время бета-теста.

Трудно выносить вердикт игре, по сути разбитой на три более или менее самостоятельные части. Если разделять, мы имеем отличную глобальную пошаговую стратегию, ролевую игру с несколькими финалами и динамичную RTS. Собранные вместе, они умудряются вполне успешно существовать и друг без друга. Не нравится глобальная стратегия, но хочется насладиться персонажами и диалогами? Выкручиваете сложность на минимум, и военная кампания не будет отвлекать от сюжета. Ищете техномагическую вариацию RISK, без рвущих вас на части послов, генералов и прочих принцесс? Сетевая кампания к вашим услугам. А если не перевариваете RTS, пользуйтесь исключительно автобоем и давите врага превосходящими силами.

В стремлении угодить всем и каждому Larian достигли пусть и не стопроцентного, но успеха.

Читайте также: