Disco elysium the final cut обзор

Обновлено: 06.07.2024

В следующем месяце Disco Elysium дебютирует на консолях и получит расширенную версию — The Final Cut. Среди нововведений — политические квесты, о которых во время анонса нового издания разработчики почти ничего не говорили. Зато поговорили в интервью Push Square.

Ваш персонаж в Disco Elysium может отвечать как коммунист, фашист, ультралиберал или моралист — это четыре основных политических мировоззрения в игре. По словам сценариста ZA/UM Джастина Кинана (Justin Keenan), в The Final Cut у каждого из этих четырёх направлений появится свой уникальный квест. Они взаимоисключающие: скажем, если вы возьмётесь за коммунизм, то не увидите три другие ветки.

Кинан рассказывает, что эти квесты не окажут сильного влияния на основную сюжетную линию, однако подведут черту под идеологическими темами в мире вокруг и в голове вашего персонажа. Кроме того, каждый квест уникален, значительно отличается от других задач в Disco Elysium и предлагает нечто неповторимое: где-то вы увидите новых персонажей, где-то — новые предметы одежды, а где-то изменится игровой интерфейс или окружение.

Эти четыре квеста в той или иной форме хотели добавить в базовую версию Disco Elysium, но их пришлось вырезать. Релиз The Final Cut позволил вернуться к этим идеям и наконец воплотить их в жизнь.


Ещё одно отличие расширенной версии — полное озвучивание диалогов. В оригинале голосами проговаривали лишь несколько первых реплик каждого персонажа (за некоторыми исключениями). Когда Disco Elysium собрались портировать на консоли, перед командой встал вопрос: а как сделать долгое чтение с телевизора комфортнее? Озвучивание всех диалогов — один из способов решения проблемы.

В Disco Elysium свыше миллиона слов, поэтому запись озвучивания стала монументальной задачей. Кроме того, в The Final Cut появились голоса даже у 24 умений прокачки — в оригинале все они молчали. Как говорит Кинан, студии пришлось задействовать аж трёх режиссёров озвучивания, которые отрабатывали полную смену.

А вот с адаптацией к геймпадам сложностей не возникло — спасибо неторопливому темпу игры и её минималистскому управлению. ZA/UM также воспользовалась шансом оживить мир и добавила новые анимации, портреты персонажей, звуки и световые эффекты.

Разработчики страшно довольны тем, как аудитория приняла Disco Elysium: у игры уже свыше миллиона проданных копий. Сейчас ZA/UM трудится над чем-то новым, но над чем именно — пока тайна.

Disco Elysium: The Final Cut выйдет на PC и PlayStation в марте 2021-го. На Xbox Series и Switch игра должна появиться летом. Обновление The Final Cut для обладателей PC-версии будет бесплатным. Русская локализация уже вышла, а ждать перевод для апдейта не придётся — всё станет доступно прямо в день релиза.

Признаюсь честно — я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, вокруг разбросанная одежда и пустые бутылки, давит депрессия, интоксикация и воспоминания о былой любви. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется покурить и найти хоть что-то в карманах, но там пусто. Что же, взять жёлтый пакет и пойти собирать бутылки или окурки, как последний бомж? Остаётся только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, какой-то заросший мужик, просыпается с дикого похмелья в комнате, где повсюду валяются разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, у него депрессия, и он боится протереть, наконец, зеркало, чтобы просто взглянуть на себя…

Теперь вы поняли, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неправильный: просто это лучшая Planescape: Torment после Planescape: Torment.

Прошлое не забывается?

Сразу видно, что разработчики из эстонской ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что ведущий дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) является ярым фанатом настольных игр, за счёт чего DE напоминает модуль по Dungeons & Dragons — с бросками кубика на каждый чих и простынями высокохудожественного текста. Тут есть и прямые параллели.

В Planescape: Torment Безымянный после очередной смерти очнулся в морге совершенно без памяти. Здесь почти моргом для полицейского-алкаша, который поначалу даже не помнит своего имени, стал полуразгромленный номер в отеле, где он три дня бухал после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В номере он почти и умер — игра открывается диалогом с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.

Но наш герой всё-таки очнулся, кое-как пришёл в себя и начал расследование, попутно пытаясь вспомнить всё: кто он, где он, где его пистолет и полицейский жетон? Но помимо таких банальных, бытовых вещей его тяготит и ощущение какой-то тяжёлой потери. Есть даже вариант связаться с коллегами из участка и порасспрашивать о своём прошлом. Но они молчат. В какой-то момент сам герой может найти, увидеть или прочитать что-то — и когда в голове его запульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он потеряет сознание и снова окажется там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью, ведя диалог с собственной лимбической системой. И снова очнётся, ничего не соображая, но не в отеле, а в машине, куда его отнёс напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и отношения между Безымянным и Дейонаррой?

Поговорим обо всём

Да, вся Disco Elysium построена на диалогах, которые написаны как минимум не хуже, чем в Planescape: Torment, — одновременно очень живым, ироничным, метким и литературным языком. Их так много, что даже первые сцены, когда герой просто приходит в себя в номере, пытается одеться, пообщаться с парой персонажей и выйти на улицу, могут занять часа два реального времени. Каждый диалог тут — это первые 6—8 реплик, каждая из которых распадается ещё на 6—8, а те ещё и ещё.

Disco Elysium обзор игры

Чтобы освободить активную ячейку мыслей, понадобится потратить драгоценное очко навыков.

Можно говорить о жизни, музыке, книгах, о работе, о том, куда пропал мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и специальный человек, который всегда готов поговорить о философии, о бытии и сознании — это тоже ироничная отсылка сами-знаете-к-какой игре.

А ещё мы постоянно обсуждаем политику. Действие Disco Elysium происходит в условных 70—80-х годах прошлого века, в эпоху диско, в вымышленном городе Ревачол, жители которого когда-то пытались поднять коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но оно было подавлено демократической Коалицией. И с тех пор этот портовый город остаётся ареной для столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наёмников и бандитов.

Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова — тут можно на полчаса увязнуть в одном диалоге, рассуждая о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто герою не запрещает высказывать любые взгляды — поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, вступаться или нет за напарника-азиата, когда на него пытается наезжать один из ура-патриотов, и так далее.

Разнообразие копов в природе

Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников высокохудожественным бредом про мистику, ад и апокалипсис, называть (и отыгрывать) себя как superstar cop, употребляющего «спиды» и не расстающегося со своим бумбоксом, из которого местная радиостанция плюётся в окружающих мегамиксами. Или быть «бомжекопом», который называет себя мусором, выцыганивает у каждого встречного деньги, берёт взятки и ходит со специальным жёлтым пакетом, куда собирает бутылки. Да, это едва ли не первая в мире RPG, где можно сдавать стеклотару, чтобы заработать немного наличности на оздоровительные пилюли и на ночлег. Некоторые важные предметы нужно отдельно рассматривать в инвентаре.

А ещё тут можно пообщаться со скамейкой, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы убедить её открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собачку, разрешают погладить или пнуть — как тут опять же не вспомнить общение со шкафом из Planescape: Torment?

Все ваши реплики, ответы и ваше поведение влияют на формирование личностного и нравственного портрета героя. Игра постоянно высчитывает очки в таких параметрах, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой коп, бесчестный коп, superstar cop, apocalypse cop, вечно извиняющийся или скучный коп. И окружающие, естественно, по-разному реагируют на полубезумного фашиста, мнящего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет сочетать и несочетаемое — у меня, например, упорно получался ультралиберальный коммунист, считающий себя суперзвёздным полицейским. Ну, кто бы сомневался…

Тихо я веду беседу сам с собой

В диалогах также постоянно участвуют внутренние демоны, подсознание, мозги, центральная нервная система и умения персонажа. Более того, на этом во многом и построена игровая механика. Да, Disco Elysium — это ещё и RPG, где с главным героем общаются его же способности и навыки. Всего их 24, они разбиты на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, физической формой и моторикой.

Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, выносливость, знания… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и подмечать ложь других, другие — за реакцию, координацию, умение управляться с физическими инструментами, держать себя в руках, очаровывать мужчин или женщин, запугивать и давить авторитетом, блефовать и так далее.

И в каждом диалоге те или иные навыки (в зависимости от ситуации) в буквальном смысле говорят с нами, обращаясь напрямую к герою, что-то объясняют, подсказывают («Он явно что-то скрывает, надави на него!») и даже спорят друг с другом.

Disco Elysium обзор игры

Здесь день сменяется ночью, а некоторые задания можно выполнить только в определённое время суток.
Одно из умений может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другое выступает в роли этакого демона-искусителя, который периодически призывает выпить алкоголя, найти и принять наркотик, закурить, чтобы получить уникальные силы. «Кто знает, кто ты такой — убийца, монстр, гном из Геромы? Но ты точно чувствуешь себя курильщиком, особенно когда видишь такую соблазнительную пачку сигарет! Разве нет?» С этим связаны даже отдельные квесты.

Детективная RPG

Вероятность того, что такой-то навык заговорит и вставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же в диалогах постоянно идёт проверка на успешность применения подходящей способности. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете управляться с инструментами, то наверняка сможете сами открыть мусорный контейнер, а если нет, то общайтесь, просите ключ и ищите другие пути.

При этом, не выходя из диалога, можно открыть панель навыков и вложить свободное очко умений в нужный именно сейчас параметр, чтобы увеличить свои шансы. Опыт мы накапливаем постоянно — за выполнение квестов и даже просто за открытие некоторых реплик. По достижении определённого уровня выдаётся новое очко навыков, и вы вольны тут же использовать его или сохранить на будущее. Также на параметры влияет экипировка.

Конечно же, стартовый разброс параметров мы определяем в самом начале, когда нам разрешают выбрать один из трёх предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждое прохождение реально может отличаться от другого. Например, в диалоги с моим копом-интеллектуалом чаще всего вступали риторика, драма, логика, открывая несколько другие варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с нестабильной психикой…

Disco Elysium обзор игры

С юмором тут всё в порядке — местные бандиты могут убить даже за нарушение кодекса караоке.

Идейный коп

Наконец, на отыгрыш влияют мысли/идеи нашего героя. У него может возникнуть идея, что он феминист, одинокий бомжекоп, расист, которому нужно изучить подробнее услышанную теорию рас. В общем, вариантов множество. Выбираем нужную мысль, закрепляем в ячейке — и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Так, я открыл возможность получать монеты за клик по каждой зелёной сфере с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а ячеек долгое время доступно лишь три. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошенько подумать над тем, что закреплять и изучать.

Скандинавский нуар слушает диско

Читая всё это, вы могли подумать, что Disco Elysium — это такой симулятор чтения полубезумной интерактивной книги, интересный исключительно тем маньякам, которые играли ещё в Planescape: Torment. И с тех пор несколько искажённо воспринимают реальность, полагая, что в 2019 году кому-то будет интересно час читать и по-разному перепроходить три с половиной диалога.

Всё так и есть — и без знания английского делать в Disco Elysium нечего. Но надо сказать, что это ещё и увлекательный нуарный детектив, сравнимый больше с северным, скандинавским нуаром, нежели с американским. Причём настолько увлекательный, что мне пришлось отложить просмотр скандинавского же сериала «Модус» — тут реально интереснее. Всё вертится вокруг одного трупа, висящего на дереве практически под окнами номера нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», от одного преступления ниточки ведут в разные стороны, затрагивая в том числе высшие, местами даже метафизические сферы.

В дело постепенно втягиваются местные бандиты, корпорации наёмников, промышленные магнаты. Мы со всеми общаемся, проводим допросы, расспросы, ищем и изучаем улики. Да даже первые, казалось бы рутинные, задачи — просто снять труп, идентифицировать его и провести вскрытие — превращаются в многочасовое расследование.

Disco Elysium обзор игры

Танцор диско

При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium вообще нет. Если вы хотите кому-то вломить или, например, точным выстрелом сбить тело, висящее на дереве, то на это в рамках диалогов будут проводиться проверки соответствующих навыков. В случае неудачи можем потерять очко здоровья. Но сражения в данном случае и не нужны — слишком уж увлекательное чтение получается.

События, квесты и поручения накапливаются как снежный ком — вот уже нас просят разобраться с местным наркотрафиком, найти соратников жертвы, поговорить с изнасилованной (вроде бы) танцовщицей и даже выяснить, что за проклятие скрывается за тайной дверью в местной книжной лавке. «А вдруг в деле всё же замешана мрачная сексуальная мистика? Попробуй убедить в этом своего напарника», — шепчет на ухо одно из умений. «Или ты сам убийца?» — лукаво спрашивает другое.

Герой то блюёт и собирает бутылки, то острит, поёт в караоке и бредит что-то про диско, то общается за жизнь и философию с важными шишками, попутно решая, брать у них взятки или нет. А в это время в башке не прекращаются внутренние диалоги — мол, спроси у той женщины, вдруг у неё муж пропал или курица, у всех же кто-то пропадает.

А по ночам наш детектив путешествует по собственным кошмарам. Копов при этом никто не любит, и даже дети их называют свиньями. От всего этого кругом идёт голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости — если под рукой нет соответствующих таблеток или наркотиков, то герой вырубится. Или слетит с катушек и вовсе уволится из полиции — игра в этом случае закончится.

Провальные проверки навыков закрывают соответствующие реплики в диалогах.

Рефлексия и сомнения: «Ты всё-таки решил поставить „изюм“ игре, в которую в России почти никто играть не будет?! Ведь отсутствие русской локализации — очень важный минус. Где твой инстинкт самосохранения?» Логика: «Ну, если игра настолько хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Ага, и будут они ваять его года два. Проще за это время английский выучить…» Истерика: «Да какой там инстинкт самосохранения? Он вообще, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшая, вы понимаете? То есть лучше, чем The Outer Worlds. Да ещё и принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Всё, это фиаско, братаны, пакуем вещи». Драма: «Нет, просто он у нас настоящий экспрессионист. И так решил подчеркнуть, какие сильные эмоции игра вызывает и насколько мощным и в то же время реалистичным получился образ главного героя». Зависимости: «Да, он у нас эмоционально зависимый. И вообще зависимый. Хозяин, не забудь ещё сказать, как тебе нравится курить, просто слушая этот шикарный обволакивающий джаз из игры, смешанный с морским прибоем и криками чаек».

Кстати, надо бы сходить купить новую пачку сигарет. А ещё — обратиться напрямую к главреду, так оно вернее будет. Проверка пройдена: Кунгуров, зря я тогда сказал, что круче или хотя бы наравне с Planescape: Torment игры не было и не будет, — она уже есть… Всё, я за сигаретами.

Плюсы: увлекательнейший сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая по-разному отыгрывать роли и выполнять задания; шикарное сочетание юмора, нуара и мистики; качественная картинка; бесконечно прекрасная музыка.

Shovel Knight

Оригинальная Disco Elysium, проходившая под необычным рабочим названием No Truce With The Furies, начала свою жизнь как небольшой проект от эстонского арт-коллектива ZA/UM. Стремления молодой команды, находящейся под предводительством писателя и музыканта Роберта Курвица, были самыми амбициозными, но при этом вполне осязаемыми — воплотить в жизнь глубокую ролевую игру со сложной системой навыков и сильным нарративным фундаментом, существующими на фоне полностью уникального сеттинга.

Внутренний циник идеи громких залпов в реалиях размашистого поля современных ролевых приключений сразу поставит под сомнения — крупные студии рожают сверхдорогие, массивные и форматные разработки, тогда как небольшие коллективы продолжают с периодическим успехом цитировать узнаваемую изометрию прошлого, работая “для своих”. Разумеется, что в подобном контексте взрывная реакция на оригинальный релиз Disco Elysium, состоявшийся в 2019 году, вызывала у широкой аудитории самые разные вопросы.

Непонятная игра про буквы и иконки, нередко сопровождающиеся картинками с некрасивым усатым дядей, начинает греметь на престижных премиях, в топах лучших проектов года, и занимает высокую позицию на всех актуальных агрегаторах рецензиий. Беглая попытка разобраться в ситуации приводит к еще большей путанице: оказывается, что Disco Elysium — это чуть ли не современная Planescape: Torment, только без парящих черепов и необходимости лупить подвальных крыс безымянным синим кулаком.

Следующие месяцы своего существования Disco Elysium приводит на волнах сарафанного радио. Игроки, тоскующие по вопросам бытия, способным изменить природу человека, активно обсуждают положение “Элизиума” в иерархии “разговорных” RPG, а остальные аккуратно поглядывают на взявшееся из ниоткуда творение ZA/UM. Кого-то от знакомства с игрой останавливал языковой барьер — изначально она вышла исключительно на английском языке, колком, поэтичном и умышленно раскатистом. Для других же блоком стал банальный список платформ — поиграть в Disco Elysium можно было только на PC. Наш обзор этой версии читайте здесь.

Но в первой половине этого года ситуация развернулась сразу по обоим фронтам. Сперва Disco Elysium получила качественную русскоязычную локализацию, а позже еще и расширенное издание The Final Cut, сразу дебютировавшее на консольных системах PlayStation 4 и PlayStation 5, и ожидающееся к релизу на Xbox и Nintendo Switch. Теперь, спустя более полутора лет после первого знакомства с Disco Elysium, игра снова зовет на диалог с собой — разветвленный, смешной и одновременно грустный.

Обсуждать Disco Elysium вне споров о жанровых классификациях попросту невозможно. Ребята из коллектива ZA/UM позиционируют свою работу как настоящую ролевую игру. При этом она полностью лишена одного очень заметного элемента — какой-либо боевой системы.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Разложить Disco Elysium на крупные составные части чрезмерно просто. Игровая камера выхватывает окружение через изометрическую перспективу, а локации или их отдельные сегменты усеяны множеством интерактивных элементов — персонажами, декорациями, предметами. Взаимодействие с большинством из них открывает те самые обширные диалоговые окна, полные детальных описаний, и почти всегда предлагающие несколько альтернативных (нередко взаимоисключающих) опций. Почему это интересно? Потому что текст складывается в единое полотно через гибкую, сложную и яркую ролевую систему — фильтр, определяющий, что и как видит, чувствует, слышит и понимает подконтрольный герой, а следовательно и вы сами.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Знакомство с системой навыков и статистикой Disco Elysium начинается еще до начала игры — вам необходимо выбрать один из трех архетипов или собрать свой собственный билд. Персонаж и его роль в игре фиксированы, соответственно всё, что остается, — это по-своему вкусу наделить его нужными чертами и оттенками.

Выбирать нужно из четырех условно понятных атрибутов — интеллект, психика, физика и моторика. Однако за узнаваемыми параметрами таится большой сюрприз — целых двадцать четыре навыка, разнящихся от вполне обыденной Риторики с Логикой до менее говорящих о себе Внутренней Империи и Трепете. Подобранная на этом этапе комбинация значков в конечном счете полностью продиктует ваш опыт знакомства с “Элизиумом” — вы выбираете не инструменты для решения заготовленных геймдизайнерами проблем, а центральных действующих лиц всей игры.

Именно через знавыки Disco Elysium знакомит игрока со своим нутром. Каждый из них — есть отражение или фрагмент личности вашего протагониста, совокупность опыта, переживаний, предчувствий или даже пережитых травм. Меланхоличная Эмпатия всегда готова напомнить об уязвимом нутре вашего собеседника, Риторика расскажет о этимологических тайнах услышанной фразы, Электрохимия сообщит о недостающих в организме элементах, а Esprit de Corps незримо донесет о том, что где-то там все еще есть люди, кому вы до сих пор не безразличны.

Когда вы закоончите с процессом организации своего героя, наступит тьма, то самое первозданное небытие, в котором почему-то хочется остаться навсегда. Но сделать этого не получается — сознание не потухает, и безымянный мужчина находит себя на полу грязной, порушенной комнаты. Кто он и зачем — вопросы вторичные, по важности уступающие необходимости найти рубашку и ботинок, предательски покинувший своего брата.

Не проходит слишком много времени перед тем, как сомнительного вида протагонист, диско-зверь из давно забытой эпохи, начинает постепенно осваиваться с базовыми законами своей реальности — он находится в прибрежном отеле, в обнищалом районе промерзшего и неприветлевого Ревашоля, города, так и не оправившегося от большой трагедии, случившейся несколько десятков лет назад.

В беспамятстве герой по крупицам собирает хронологию последних нескольких суток, понимая, что его нездоровое состояние вызвано адским количеством выпитого спиртного — окружающие его люди стыдливо отводят глаза, не желая удовлетворять интересы неприятного типа. Но отказать в расспросах они не могут, потому как странный пьяница и дебошир — офицер Ревашольской Гражданской Милиции (РГМ), законный представитель местной власти и охранник правопорядка.

Противопоставление официального статуса и сомнительного социального положения, в котором находится офицер Рафаэль Амброзиус Кусто, выступает одним из базисов центрального нарратива Disco Elysium, двигаясь маятником от шутливой комедии до трогательной драмы, не игнорируя попутные полутона и координаты.

Абсолютное непонимание даже базовых вопросов мироздания позволяет протагонисту и игроку естественным образом синхронизироваться — герой находит себя во времени, вспоминает тонкости детективной работы и слышит отголоски пугающего прошлого, пока вы планомерно знакомитесь с детальным сеттингом, повествовательными инструментами и общими художественными ориентирами.

Для более плавно погружения в историю Disco Elysium сценаристы ZA/UM вводят в проект персонажа-гида - лейтенанта Кима Куцараги, строгого профессионала из смежного участка, подход к работе которого максимально контрастирует с готовящимся взорваться безумием протагонистом. Ким быстро обрисовывает ситуацию — на заднем дворе отеля, в котором вы находитесь, обнаружен висельник. Убитый не опознан, а о происшествии сообщил анонимный источник. Более того — в такой позиции тело находится уже несколько дней, и оно начинает стремительно разлагаться. Решить проблему должен был именно ваш герой, с чем он великолепно не справился, уйдя в деструктивный запой.

Холодный труп, мокнущий под неприятным весенним дождем — это отправная точка Disco Elysium, дающая старт недельному расследованию, где офицер Текила Сансет найдет преступника и отыщет самого себя, или же окончательно утонет в пучине экзистенциального ужаса.

Далее кажущаяся простой сюжетная завязка аккуратно будет обрастать большим количеством контекста. Сперва сценаристы умышленно деромантизируют процесс детективной работы, а потом наслаивают на него бесчисленное количество деталей, ставя героя и его напарника во все более незавидное положение. Одинокое тело на веревке оказывается частью сложного кризиса, где забастовка местного профсоюза рабочих повлекла за собой крупный политический и экономический конфликт, на фоне которого официальный статус и авторитет РГМ начинают таять буквально на глазах.

Атмосфера - она обволакивает и поглощает

Атмосфера - она обволакивает и поглощает

Крутой герой

Крутой герой

охрененная графика

охрененная графика

Прокачка

Прокачка

Нелинейность

Нелинейность

Этот саундтрек хочется заслушать до дыр

Этот саундтрек хочется заслушать до дыр

Головоломки, паззлы, загадки

Головоломки, паззлы, загадки

Закрученный сюжет - оторваться невозможно

Закрученный сюжет - оторваться невозможно

Субтитры для глухонемых

Субтитры для глухонемых

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Вместе с этим Disco Elysium двигает еще одну нарративную линию: прошлое главного героя, постепенно собирается в неприятную картину, позволяя вам самостоятельно восполнять пробелы. Перенимать затертую алкоголем личность, или же заменять ее новыми смыслами, проецируя туда свой собственный образ, — это вопрос, с которым ZA/UM неустанно обращается к игроку.

Но никакие описательные абзацы не сделают ядру Disco Elysium нужной чести. Сеттинг, художественные решения, детали повествования и общая структура истории не могут существовать без хорошего текста. И филигранность, с которой написана эта игра — определяющий фактор ее наполнения.

Секрет комбинаций букв и слов, которыми вас очаровывает Disco Elysium, кроется не столько в избытке прилагательных и сравнительных оборотов, сколько в общем формате и манере их подачи. Почти в каждом диалоговом окне, скрываясь от ваших глаз, происходит бросок невидимого кубика — он проверяет комбинацию ваших навыков и характеристик, в конечном счете определяя, в каком направлении текст будет двигаться дальше. На практике это ощущается, словно в каждом конкретном случае сценарист на ходу пишет историю исключительно под вас. Под героя-эмпата, старающегося перенять на себя переживание других людей, под агрессивного грубияна, озадаченного исключительно сиюминутными проблемами, или же под усталого офицера ДюБуа, носящего в кармане пиджака набор фигурок, которые ни для чего не нужны и которые ее никогда не вернут.

Текст Disco Elysium струится жизнью, плавно переходит из одного состояния в другое, и нерушимым потоком движется через всю игру. Шутливая строчка, украденная из самого смешного анекдота, всего через одно аккуратно вставленное слово может окраситься в большую трагедию. И никогда подобные перепады настроений не кажутся поддельными или издевательскими. Напротив, они всегда остаются последовательными и предельно искренними. Кроме того, буквы, написанные командой ZA/UM, на протяжении всей игры максимально бесшовно перетекают друг в друга. Принимая во внимание относительную свободу действий, вы вольны знакомиться с игровым материалом в любой удобной последовательности, и всякая из них не ощущается чужеродной или неестественной — персонажи запоминают прежде произошедшие события и даже мимолетно брошенные фразы, создавая иллюзия того, что вы всегда двигаетесь по заранее выверенному и максимально проработанному разработчиками маршруту.

Нередко текст Disco Elysium критикуют за избыточную художественность почти каждого диалога, что недалеко от правды — “сухого” языка в игре почти нет, и самые бытовые вещи могут обрамляться в целую серию последовательных эпитетов, за которыми по невнимательности нетрудно потерять общую нить разговора. Продиктовано это решение авторским стилем — сценаристы “Элизиума” почти маниакально озабочены внутренними переживаниями и рефлексией, для которых собираются огромные полотна самых разных настроений. Случайно засмотревшись на водную гладь, протагонист может предаться детским воспоминаниям, холодной ностальгии и сомнительному желанию навсегда раствориться в темной пучине.

Общую меланхолию Disco Elysium в подспорье тексту в значительной степени приумножает аудиовизуальный ряд. Район Мартинез предстает перед игроком как застрявший во времени реликт — артефакт ушедших эпох, в котором просматриваются отголоски былого величия, соседствующие с грязью, нищетой и ушедшей надеждой. Динамическая система погоды и времени суток придает локациям еще больше выразительности, наделяя отдельные эпизоды почти иконографическими образами.

В пользу визуальной идентичность игры также говорит работа художников иллюстраторов, создавших свою отдельную палитру — каждый персонаж и навык представлены в виде статичных портретов, выступающих топливом для вашей фантазии.

За музыкальное же сопровождение проекта отвечает британский рок-коллектив British Sea Power, чья прошлая дискография была пересобрана таких образом, чтобы звучание композиций дополняло атмосферу, не забирая внимание игроков, увлеченных прочтением очередного диалога. В результате получилось спокойное и печальное звучание, в котором сочетаются тоска по ушедшему и легкий огонек надежды о завтрашнем дне.

Одной из ключевых особенностей издания The Final Cut для ПК и консолей является полная английская озвучка. Оригинальный релиз Disco Elysium также имел озвучание, только “говорящих” реплик в сценарии было очень мало — они использовались преимущественно для того, чтобы задать диалогам общий тон, а не спасать от чтения. Теперь же ZA/UM не пошла на компромиссы и озвучила фактически весь написанный текст, включая фразы навыков и бесконечные описания. Большинство актеров со своей работой справились здорово — голоса подобраны фактурные и подходящие персонажам. Кроме того, в настройках озвучки есть три опции — полное озвучание, озвучание одних лишь диалогов (в таком случае рассказчик и навыки остаются немыми”), и “классический” подход к озвучке, соответствующий первичному релизу.

Еще одно важное и заметное нововведение The Final Cut — новый сюжетный контент. В частности, речь идет о наборе отдельных заданий, завязанных на политической ориентации вашего героя. Выбирая в диалогах определенные опции, вы вольны сдвинуться на системе координат в одну из четырех сторон — коммунизм, ультралиберализм, фашизм, и, разумеется, центризм. Через новые задания эти идеологии находят дополнительное отражение — вы сможете почувствовать себя настоящим игроком рынка, упиваться светлыми идеями социализма, вернуться в сладкое консервативное прошлое или положиться на бесконечно медленный, но неотвратимый прогресс.

В свою очередь базовый контент Disco Elysium версия The Final Cut в значительной мере не трогает. Разработчики скорректировали ряд эпизодов, внесли заметные (и не очень правки), дополнили проект легкими визуальными изменениями. Исходя из этого, глобальная сюжетная линия и ее прогрессия остались почти в первозданном виде. Так что если вы один из тех, кого прежде сильно смущала камерность финального акта игры — теперь с ним остается лишь смириться.

Отдельно можно упомянуть и технические состояние Disco Elysium: The Final Cut на консоли PlayStation 5. Адаптация игрового процесса под реалии геймпада прошла достаточно успешно — взаимодействовать с миром через правый и левый стики более чем удобно. С визуальной стороны порт также вопросов не вызывает — игра работает в 4K-разрешении при 60 кадрах в секунду и не страдает излишними просадками. К сожалению, на запуске The Final Cut буквально утопала в небольших, но неприятных технических ошибках, причем некоторые прямо препятствовали естественному процессу прохождения. К счастью, к настоящему моменту, после серии патчей, почти все из них были исправлены.

Принимая во внимание написанное выше, любые тривиальные положительные характеристики в сторону дебютного игрового творения ZA/UM будут звучать попросту неубедительно. Но если вам нужна простая рекомендация, то попробовать Disco Elysium действительно стоит, хотя бы ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Shovel Knight

Оригинальная Disco Elysium, проходившая под необычным рабочим названием No Truce With The Furies, начала свою жизнь как небольшой проект от эстонского арт-коллектива ZA/UM. Стремления молодой команды, находящейся под предводительством писателя и музыканта Роберта Курвица, были самыми амбициозными, но при этом вполне осязаемыми — воплотить в жизнь глубокую ролевую игру со сложной системой навыков и сильным нарративным фундаментом, существующими на фоне полностью уникального сеттинга.

Внутренний циник идеи громких залпов в реалиях размашистого поля современных ролевых приключений сразу поставит под сомнения — крупные студии рожают сверхдорогие, массивные и форматные разработки, тогда как небольшие коллективы продолжают с периодическим успехом цитировать узнаваемую изометрию прошлого, работая “для своих”. Разумеется, что в подобном контексте взрывная реакция на оригинальный релиз Disco Elysium, состоявшийся в 2019 году, вызывала у широкой аудитории самые разные вопросы.

Непонятная игра про буквы и иконки, нередко сопровождающиеся картинками с некрасивым усатым дядей, начинает греметь на престижных премиях, в топах лучших проектов года, и занимает высокую позицию на всех актуальных агрегаторах рецензиий. Беглая попытка разобраться в ситуации приводит к еще большей путанице: оказывается, что Disco Elysium — это чуть ли не современная Planescape: Torment, только без парящих черепов и необходимости лупить подвальных крыс безымянным синим кулаком.

Следующие месяцы своего существования Disco Elysium приводит на волнах сарафанного радио. Игроки, тоскующие по вопросам бытия, способным изменить природу человека, активно обсуждают положение “Элизиума” в иерархии “разговорных” RPG, а остальные аккуратно поглядывают на взявшееся из ниоткуда творение ZA/UM. Кого-то от знакомства с игрой останавливал языковой барьер — изначально она вышла исключительно на английском языке, колком, поэтичном и умышленно раскатистом. Для других же блоком стал банальный список платформ — поиграть в Disco Elysium можно было только на PC. Наш обзор этой версии читайте здесь.

Но в первой половине этого года ситуация развернулась сразу по обоим фронтам. Сперва Disco Elysium получила качественную русскоязычную локализацию, а позже еще и расширенное издание The Final Cut, сразу дебютировавшее на консольных системах PlayStation 4 и PlayStation 5, и ожидающееся к релизу на Xbox и Nintendo Switch. Теперь, спустя более полутора лет после первого знакомства с Disco Elysium, игра снова зовет на диалог с собой — разветвленный, смешной и одновременно грустный.

Обсуждать Disco Elysium вне споров о жанровых классификациях попросту невозможно. Ребята из коллектива ZA/UM позиционируют свою работу как настоящую ролевую игру. При этом она полностью лишена одного очень заметного элемента — какой-либо боевой системы.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Разложить Disco Elysium на крупные составные части чрезмерно просто. Игровая камера выхватывает окружение через изометрическую перспективу, а локации или их отдельные сегменты усеяны множеством интерактивных элементов — персонажами, декорациями, предметами. Взаимодействие с большинством из них открывает те самые обширные диалоговые окна, полные детальных описаний, и почти всегда предлагающие несколько альтернативных (нередко взаимоисключающих) опций. Почему это интересно? Потому что текст складывается в единое полотно через гибкую, сложную и яркую ролевую систему — фильтр, определяющий, что и как видит, чувствует, слышит и понимает подконтрольный герой, а следовательно и вы сами.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Знакомство с системой навыков и статистикой Disco Elysium начинается еще до начала игры — вам необходимо выбрать один из трех архетипов или собрать свой собственный билд. Персонаж и его роль в игре фиксированы, соответственно всё, что остается, — это по-своему вкусу наделить его нужными чертами и оттенками.

Выбирать нужно из четырех условно понятных атрибутов — интеллект, психика, физика и моторика. Однако за узнаваемыми параметрами таится большой сюрприз — целых двадцать четыре навыка, разнящихся от вполне обыденной Риторики с Логикой до менее говорящих о себе Внутренней Империи и Трепете. Подобранная на этом этапе комбинация значков в конечном счете полностью продиктует ваш опыт знакомства с “Элизиумом” — вы выбираете не инструменты для решения заготовленных геймдизайнерами проблем, а центральных действующих лиц всей игры.

Именно через знавыки Disco Elysium знакомит игрока со своим нутром. Каждый из них — есть отражение или фрагмент личности вашего протагониста, совокупность опыта, переживаний, предчувствий или даже пережитых травм. Меланхоличная Эмпатия всегда готова напомнить об уязвимом нутре вашего собеседника, Риторика расскажет о этимологических тайнах услышанной фразы, Электрохимия сообщит о недостающих в организме элементах, а Esprit de Corps незримо донесет о том, что где-то там все еще есть люди, кому вы до сих пор не безразличны.

Когда вы закоончите с процессом организации своего героя, наступит тьма, то самое первозданное небытие, в котором почему-то хочется остаться навсегда. Но сделать этого не получается — сознание не потухает, и безымянный мужчина находит себя на полу грязной, порушенной комнаты. Кто он и зачем — вопросы вторичные, по важности уступающие необходимости найти рубашку и ботинок, предательски покинувший своего брата.

Не проходит слишком много времени перед тем, как сомнительного вида протагонист, диско-зверь из давно забытой эпохи, начинает постепенно осваиваться с базовыми законами своей реальности — он находится в прибрежном отеле, в обнищалом районе промерзшего и неприветлевого Ревашоля, города, так и не оправившегося от большой трагедии, случившейся несколько десятков лет назад.

В беспамятстве герой по крупицам собирает хронологию последних нескольких суток, понимая, что его нездоровое состояние вызвано адским количеством выпитого спиртного — окружающие его люди стыдливо отводят глаза, не желая удовлетворять интересы неприятного типа. Но отказать в расспросах они не могут, потому как странный пьяница и дебошир — офицер Ревашольской Гражданской Милиции (РГМ), законный представитель местной власти и охранник правопорядка.

Противопоставление официального статуса и сомнительного социального положения, в котором находится офицер Рафаэль Амброзиус Кусто, выступает одним из базисов центрального нарратива Disco Elysium, двигаясь маятником от шутливой комедии до трогательной драмы, не игнорируя попутные полутона и координаты.

Абсолютное непонимание даже базовых вопросов мироздания позволяет протагонисту и игроку естественным образом синхронизироваться — герой находит себя во времени, вспоминает тонкости детективной работы и слышит отголоски пугающего прошлого, пока вы планомерно знакомитесь с детальным сеттингом, повествовательными инструментами и общими художественными ориентирами.

Для более плавно погружения в историю Disco Elysium сценаристы ZA/UM вводят в проект персонажа-гида - лейтенанта Кима Куцараги, строгого профессионала из смежного участка, подход к работе которого максимально контрастирует с готовящимся взорваться безумием протагонистом. Ким быстро обрисовывает ситуацию — на заднем дворе отеля, в котором вы находитесь, обнаружен висельник. Убитый не опознан, а о происшествии сообщил анонимный источник. Более того — в такой позиции тело находится уже несколько дней, и оно начинает стремительно разлагаться. Решить проблему должен был именно ваш герой, с чем он великолепно не справился, уйдя в деструктивный запой.

Холодный труп, мокнущий под неприятным весенним дождем — это отправная точка Disco Elysium, дающая старт недельному расследованию, где офицер Текила Сансет найдет преступника и отыщет самого себя, или же окончательно утонет в пучине экзистенциального ужаса.

Далее кажущаяся простой сюжетная завязка аккуратно будет обрастать большим количеством контекста. Сперва сценаристы умышленно деромантизируют процесс детективной работы, а потом наслаивают на него бесчисленное количество деталей, ставя героя и его напарника во все более незавидное положение. Одинокое тело на веревке оказывается частью сложного кризиса, где забастовка местного профсоюза рабочих повлекла за собой крупный политический и экономический конфликт, на фоне которого официальный статус и авторитет РГМ начинают таять буквально на глазах.

Атмосфера - она обволакивает и поглощает

Атмосфера - она обволакивает и поглощает

Крутой герой

Крутой герой

охрененная графика

охрененная графика

Прокачка

Прокачка

Нелинейность

Нелинейность

Этот саундтрек хочется заслушать до дыр

Этот саундтрек хочется заслушать до дыр

Головоломки, паззлы, загадки

Головоломки, паззлы, загадки

Закрученный сюжет - оторваться невозможно

Закрученный сюжет - оторваться невозможно

Субтитры для глухонемых

Субтитры для глухонемых

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.

Вместе с этим Disco Elysium двигает еще одну нарративную линию: прошлое главного героя, постепенно собирается в неприятную картину, позволяя вам самостоятельно восполнять пробелы. Перенимать затертую алкоголем личность, или же заменять ее новыми смыслами, проецируя туда свой собственный образ, — это вопрос, с которым ZA/UM неустанно обращается к игроку.

Но никакие описательные абзацы не сделают ядру Disco Elysium нужной чести. Сеттинг, художественные решения, детали повествования и общая структура истории не могут существовать без хорошего текста. И филигранность, с которой написана эта игра — определяющий фактор ее наполнения.

Секрет комбинаций букв и слов, которыми вас очаровывает Disco Elysium, кроется не столько в избытке прилагательных и сравнительных оборотов, сколько в общем формате и манере их подачи. Почти в каждом диалоговом окне, скрываясь от ваших глаз, происходит бросок невидимого кубика — он проверяет комбинацию ваших навыков и характеристик, в конечном счете определяя, в каком направлении текст будет двигаться дальше. На практике это ощущается, словно в каждом конкретном случае сценарист на ходу пишет историю исключительно под вас. Под героя-эмпата, старающегося перенять на себя переживание других людей, под агрессивного грубияна, озадаченного исключительно сиюминутными проблемами, или же под усталого офицера ДюБуа, носящего в кармане пиджака набор фигурок, которые ни для чего не нужны и которые ее никогда не вернут.

Текст Disco Elysium струится жизнью, плавно переходит из одного состояния в другое, и нерушимым потоком движется через всю игру. Шутливая строчка, украденная из самого смешного анекдота, всего через одно аккуратно вставленное слово может окраситься в большую трагедию. И никогда подобные перепады настроений не кажутся поддельными или издевательскими. Напротив, они всегда остаются последовательными и предельно искренними. Кроме того, буквы, написанные командой ZA/UM, на протяжении всей игры максимально бесшовно перетекают друг в друга. Принимая во внимание относительную свободу действий, вы вольны знакомиться с игровым материалом в любой удобной последовательности, и всякая из них не ощущается чужеродной или неестественной — персонажи запоминают прежде произошедшие события и даже мимолетно брошенные фразы, создавая иллюзия того, что вы всегда двигаетесь по заранее выверенному и максимально проработанному разработчиками маршруту.

Нередко текст Disco Elysium критикуют за избыточную художественность почти каждого диалога, что недалеко от правды — “сухого” языка в игре почти нет, и самые бытовые вещи могут обрамляться в целую серию последовательных эпитетов, за которыми по невнимательности нетрудно потерять общую нить разговора. Продиктовано это решение авторским стилем — сценаристы “Элизиума” почти маниакально озабочены внутренними переживаниями и рефлексией, для которых собираются огромные полотна самых разных настроений. Случайно засмотревшись на водную гладь, протагонист может предаться детским воспоминаниям, холодной ностальгии и сомнительному желанию навсегда раствориться в темной пучине.

Общую меланхолию Disco Elysium в подспорье тексту в значительной степени приумножает аудиовизуальный ряд. Район Мартинез предстает перед игроком как застрявший во времени реликт — артефакт ушедших эпох, в котором просматриваются отголоски былого величия, соседствующие с грязью, нищетой и ушедшей надеждой. Динамическая система погоды и времени суток придает локациям еще больше выразительности, наделяя отдельные эпизоды почти иконографическими образами.

В пользу визуальной идентичность игры также говорит работа художников иллюстраторов, создавших свою отдельную палитру — каждый персонаж и навык представлены в виде статичных портретов, выступающих топливом для вашей фантазии.

За музыкальное же сопровождение проекта отвечает британский рок-коллектив British Sea Power, чья прошлая дискография была пересобрана таких образом, чтобы звучание композиций дополняло атмосферу, не забирая внимание игроков, увлеченных прочтением очередного диалога. В результате получилось спокойное и печальное звучание, в котором сочетаются тоска по ушедшему и легкий огонек надежды о завтрашнем дне.

Одной из ключевых особенностей издания The Final Cut для ПК и консолей является полная английская озвучка. Оригинальный релиз Disco Elysium также имел озвучание, только “говорящих” реплик в сценарии было очень мало — они использовались преимущественно для того, чтобы задать диалогам общий тон, а не спасать от чтения. Теперь же ZA/UM не пошла на компромиссы и озвучила фактически весь написанный текст, включая фразы навыков и бесконечные описания. Большинство актеров со своей работой справились здорово — голоса подобраны фактурные и подходящие персонажам. Кроме того, в настройках озвучки есть три опции — полное озвучание, озвучание одних лишь диалогов (в таком случае рассказчик и навыки остаются немыми”), и “классический” подход к озвучке, соответствующий первичному релизу.

Еще одно важное и заметное нововведение The Final Cut — новый сюжетный контент. В частности, речь идет о наборе отдельных заданий, завязанных на политической ориентации вашего героя. Выбирая в диалогах определенные опции, вы вольны сдвинуться на системе координат в одну из четырех сторон — коммунизм, ультралиберализм, фашизм, и, разумеется, центризм. Через новые задания эти идеологии находят дополнительное отражение — вы сможете почувствовать себя настоящим игроком рынка, упиваться светлыми идеями социализма, вернуться в сладкое консервативное прошлое или положиться на бесконечно медленный, но неотвратимый прогресс.

В свою очередь базовый контент Disco Elysium версия The Final Cut в значительной мере не трогает. Разработчики скорректировали ряд эпизодов, внесли заметные (и не очень правки), дополнили проект легкими визуальными изменениями. Исходя из этого, глобальная сюжетная линия и ее прогрессия остались почти в первозданном виде. Так что если вы один из тех, кого прежде сильно смущала камерность финального акта игры — теперь с ним остается лишь смириться.

Отдельно можно упомянуть и технические состояние Disco Elysium: The Final Cut на консоли PlayStation 5. Адаптация игрового процесса под реалии геймпада прошла достаточно успешно — взаимодействовать с миром через правый и левый стики более чем удобно. С визуальной стороны порт также вопросов не вызывает — игра работает в 4K-разрешении при 60 кадрах в секунду и не страдает излишними просадками. К сожалению, на запуске The Final Cut буквально утопала в небольших, но неприятных технических ошибках, причем некоторые прямо препятствовали естественному процессу прохождения. К счастью, к настоящему моменту, после серии патчей, почти все из них были исправлены.

Принимая во внимание написанное выше, любые тривиальные положительные характеристики в сторону дебютного игрового творения ZA/UM будут звучать попросту неубедительно. Но если вам нужна простая рекомендация, то попробовать Disco Elysium действительно стоит, хотя бы ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство.

Читайте также: