Детектив настольная игра обзор

Обновлено: 02.07.2024


Тип игры: нарративная игра
Авторы: Игнаций Тшевичек, Якуб Лапот, Пшемыслав Рымер
Художник: Ага Якимец
Издатель в России: GaGa Games, 2018
Количество игроков: 1–4
Возраст игроков: от 16 лет
Длительность партии: 2–3 часа
Похоже на:
«Агентство «ВРЕМЯ» (2015)
«Шерлок Холмс, детектив-консультант» (1981)
серия «EXIT-Квест» (2016)

Хороший детектив — это невероятно сложная в реализации штука. Но об этом редко задумываешься, в очередной раз перечитывая романы Агаты Кристи или пересматривая какую-нибудь «Прослушку». Весь труд, вложенный в создание детективов, чаще всего привлекает внимание только когда этот самый детектив не работает. Когда из кустов прямо на вас падает рояль столь тяжёлый, что из себя можно выдавить лишь обескураженное «чё?!».

С «Детектив. Игра о современном расследовании» та же история. Я начал понимать её гений только когда его подкосило от собственного веса и то самое «чё?!» прозвучало за столом больше одного раза. Но знаете, что? Игру ни капли не хочется за это укорять. Огрехи разработчиков лишь ещё раз подчёркивают, как же, всё-таки, чертовски сложно сделать грамотный полицейский процедурал — да ещё и в формате настольной игры.

«Детектив. Игра о современном расследовании»

«Детектив» — это настолка примерно того же вида, что и серия «EXIT-Квест», «Агентство «ВРЕМЯ» и, разумеется, «Шерлок Холмс, детектив-консультант». То есть это, прежде всего, история, которую вы разделите с друзьями. Будучи новыми агентами спецподразделения ФБР «Антарес», вам предстоит распутать серию из пяти дел, объединённых общим сюжетом. И чем дальше в лес, тем больше осиных гнёзд вы ненароком потревожите — с каждым последующим делом паутина интриг разрастается всё шире, а ставки повышаются.

«Детектив. Игра о современном расследовании»

А когда аналоговых реквизитов становится мало, «Детектив» использует цифровые: серьёзная доля информации покоится в сверхсекретной базе данных «Антареса» — специальном сайте, который нужно открыть на телефоне или компьютере. В определённые моменты игра просит ознакомиться с определёнными досье, прочитать запись допроса или внести в базу сигнатуру той или иной физической зацепки (образцы крови или отпечатки пальцев, например).

Картонные настолки редко уживаются с приложениями-компаньонами без проблем. В худшем случае, одно из них слишком сильно перетягивает одеяло на себя, но в «Детективе» авторы умело решили эту проблему. Часть информации по каждому делу доступна только в базе данных «Антареса». Часть — только в картах. Иногда карты прямым текстом отсылают вас в конкретный раздел базы, а иногда, напротив, база открывает доступ к новым картам. Может быть, опрошенный свидетель упоминает ранее неизвестные имена — оп, а у вас есть на них досье. А при чтении этих досье всплывают кое-какие организации и места — почему бы заодно их не посетить?

Постоянное метание между базой данных и карточками можно было бы назвать неудобным или утомительным, но оно работает на главное достоинство «Детектива» — атмосферу. Игра заставляет работать с информацией, а не просто зачитывать её вслух и черкнуть пару строчек в блокнот. Каждый раз, когда кто-то зачитывает текст карты, мозг инстинктивно отбрасывает всё лишнее и силится вычленить что-то, с чем можно работать. Имена, пароли, явки, даты, названия организаций. Упоминались ли они где-либо ещё? Где связь? Вроде бы, что-то такое проскальзывало в файлах «Антареса», надо бы их перепроверить — в очередной раз. Чёрт, порой игра прямым текстом предлагает использовать не только базу, но и любые сетевые ресурсы: скажем, чтобы найти в Википедии сведения об исторических событиях или личностях.

«Детектив. Игра о современном расследовании». Лучший настольный процедурал

В «Детективе» информация почти никогда не существует в вакууме. Она витает по комнате облаком тегов в ожидании умелого сыщика, который свяжет несвязанные, на первый взгляд, вещи. В делах практически нет бесполезных зацепок, тупиков и разряженных чеховских «ружей», которые дизайнер повесил на стену просто чтобы запутать вас. Даже если вы откопали что-то ну совсем не относящееся к кейсу, велик шанс, что находка не пропадёт зря — либо она прольёт свет на дальнейшие дела, либо буквально изменит их ход, добавив дополнительные сюжетные карты в колоду.

Из-за этого часто складывается ощущение, что ты знаешь и слишком много, и слишком мало одновременно. В любой другой игре это наверняка бы привело к параличу перфекциониста: либо игроки подолгу обдумывают свои версии, не желая тратить время на исследование очередной зацепки, либо наоборот, часами собирают информацию, которая им совершенно не нужна.

Но «Детектив» обходит этот подводный камень благодаря структуре самих дел. На расследование отведён определённый срок со строгим дедлайном, а передвижение по городу и работа с зацепками требует времени. Нужно съездить в полицейский участок, чтобы покопаться в старых архивах? Не проблема: час (целый час!) на дорогу, ещё три — на само исследование документов. Итого четыре часа — половина рабочего дня. Половина! Всего на одну зацепку! Волей-неволей придётся задерживаться в штабе «Антареса» и работать сверхурочно, но ваши персонажи — обычные люди. С мужьями, жёнами, детьми и личными потребностями. Ненормированный график приведёт к накоплению жетонов стресса, и если их станет слишком много (предел стресса для каждого дела свой) — агенты откажутся работать от перенапряжения и нервного срыва.

Как будто этого было мало, некоторые зацепки ещё и можно «проработать», чтобы перевернуть карточку и, возможно, узнать ещё больше информации. Но стоит ли оно того? На проработку уходят жетоны навыков, скромный запас которых не восстанавливается. Более того, единожды решив не копать по той или иной зацепке, вы теряете эту возможность окончательно — принимать решение придётся здесь и сейчас, полагаясь на старую-добрую интуицию.

«Детектив. Игра о современном расследовании»

Неизбежность дедлайна и элемент менеджмента ресурсов придаёт «Детективу» великолепную динамику, сравнимую с сериальной. За все пять дел я ни разу не наблюдал, чтобы игроки за столом замолчали или отвлеклись хотя бы на секунду. О выдуманности всех персонажей, происшествий и событий забываешь настолько незаметно, что сейчас даже неловко вспоминать, как серьёзно мы всё это воспринимали.

При этом, несмотря на объёмы текста, поданного в самых разных формах, сам по себе детективный пазл никогда не вызывал особых затруднений. Не в том смысле, что было легко — было решаемо. Логично. За исключением нескольких заскоков (в третьем и пятом деле; вы сразу поймёте, когда поиграете), «Детектив» не требует совершать безумные логические прыжки и тыкать пальцем в небо. События игры были в меру запутанными, но, в то же время, приземлёнными и понятными. И это нисколько не умаляло эйфории моментов, когда кусочки мозаики наконец вставали на свои места.

До знакомства с игрой я даже не представлял, насколько успешно она имитирует полицейские процедуралы. Все компоненты на месте и отлично работают друг с другом, складываясь не в аморфную нарративную настолку, а в крепко сбитую, обрамлённую механиками историю. Со своими правилами и нюансами, с отличным, не страдающим от просадок темпом и достойным сюжетом, который ведёт совсем не туда, куда ждёшь.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

10740948_0

По поводу картинок в посте: просто не присматривайтесь пристально, спойлеров особо не увидите, потому что у всех расследование протекает по-разному.

Об игре. Кратко

Во время игры вы зачитываете завязку из книги, получаете первые подсказки по тому, какие зацепки можете посмотреть, а дальше будете сами решать, какие карточки читать и в каком порядке. Они принесут вам новые зацепки, ниточки и так далее, пока вы не будете готовы завершить расследование. При этом расследование ограничено по времени, плюс здесь есть ресурсы-навыки, которые можно и нужно будет тратить на то, чтобы совершать дополнительные действия и получать больше информации.

DSC03605 copy.jpg

В конце расследования вам предложат несколько вопросов, на которые вы должны будете дать ответы и получить победные очки.

DSC03999 copy.jpg

Впечатления. Развёрнуто

Вот только непонятно, почему фотографии подозреваемых продавались отдельно (хотя что это я, понятно, конечно же). Ведь без них довольно тяжело играть и я бы назвала их маст-хэвом для комфортного прохождения. Благо, я заранее нашла файлы и распечатала их на хорошей бумаге, и потом мы прикрепляли фото на пробковую доску. Это сильно прибавило в атмосфере и в понятности происходящего.

DSC03607 copy.jpg

• Сюжет. Как я уже говорила, все дела в коробке связаны единым сценарием. По сути это одно большое дело, которое складывается из разных кусочков.

e4f85aee-23b6-48dd-8b2f-fb1a5a0fa1a7.jpg

Сам сюжет не сказать, чтобы супер-логичный, но мне понравилось, что он охватывал несколько временных пластов. Хотя в итоге всё оказалось проще, чем мы думали и настраивались, чем предполагало обилие ниточек, деталей и линий расследования и чем уверяли разработчики почти в каждом сценарии :))

DSC04003 copy.jpg

Претензии по поводу вечного дождя и литров кофе можно предъявить первому делу, но дальше в целом таких явных повторявшихся надоедающих элементов почти не было. Не книга, конечно, но в целом ничего, тексты в игре атмосферу создавали и в сюжет погружали вполне неплохо.

DSC03613 copy.jpg

91421d77-fbe2-4e1b-9af3-ccabdc063e4a.jpg

Это прям очень хорошо здесь было и создавало должную атмосферу напряжения: ты не можешь вальяжно ходить куда хочешь в поисках улик, время всегда поджимает, а стресс накапливается.

DSC04001 copy

Переворачивание карточек за жетоны тоже понравилось, и необходимость сразу решать, использовать ценный навык сейчас, чтобы копнуть поглубже, или оставить его на потом в надежде, что он принесёт больше пользы в другой ситуации. Это тоже играло на тематичность.

• Ещё свежим глотком были изменения в механиках и особые правила в некоторых сценариях, особенно в третьем и пятом. Просто хорошо помогало встряхнуться и с новым интересом взглянуть на игру.

• Временем партии меня очень пугали заранее. 3-4 часа найти на одну игру нам нелегко, тем более что встречаться мы можем даже не каждую неделю. В итоге всё оказалось не так плохо. В среднем мы играли 2,5 часа каждый сценарий, максимум 3 с хвостиком.

55695053-39be-439c-bdf9-1eea92f5ee5d.jpg

• Явных вещей, которые мне не понравились, пожалуй, не было. Да, сюжет довольно прямолинеен, не такого уж разветвлений и запутанности, не нужно усиленно дедуктировать, хотя поначалу кажется иначе.

DSC03997 copy

DSC04004 copy

Ну, и то, что свойства детективов были так себе, мы пользовались усиленно только тем, которое позволяло убирать стресс.

80e77c2e-d839-497e-bf26-37253fbcd0e9.jpg

Выводы

Я не могу сказать, что сюжет показался нам таким уж сложным и заковыристым, мы были готовы шевелить мозгами больше и усиленней, а пару раз даже перехитряли самих себя, не веря, что всё может быть так прямолинейно. Но с другой стороны благодаря этому динамика партий никогда не проседала, и они занимали у нас не больше 3 часов.

В целом мы сыграли с удовольствием, даже несмотря на то, что между партиями порой проходил месяц, что не очень хорошо для этой игры. Ведь сквозной сюжет требователен к прохождению. Это было моё главное опасение и я рада, что оно не оправдалось. С удовольствием сыграем в дополнения. 8,25 баллов: хуже Шерлока, куда лучше Места преступления.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

10740948_0

По поводу картинок в посте: просто не присматривайтесь пристально, спойлеров особо не увидите, потому что у всех расследование протекает по-разному.

Об игре. Кратко

Во время игры вы зачитываете завязку из книги, получаете первые подсказки по тому, какие зацепки можете посмотреть, а дальше будете сами решать, какие карточки читать и в каком порядке. Они принесут вам новые зацепки, ниточки и так далее, пока вы не будете готовы завершить расследование. При этом расследование ограничено по времени, плюс здесь есть ресурсы-навыки, которые можно и нужно будет тратить на то, чтобы совершать дополнительные действия и получать больше информации.

DSC03605 copy.jpg

В конце расследования вам предложат несколько вопросов, на которые вы должны будете дать ответы и получить победные очки.

DSC03999 copy.jpg

Впечатления. Развёрнуто

Вот только непонятно, почему фотографии подозреваемых продавались отдельно (хотя что это я, понятно, конечно же). Ведь без них довольно тяжело играть и я бы назвала их маст-хэвом для комфортного прохождения. Благо, я заранее нашла файлы и распечатала их на хорошей бумаге, и потом мы прикрепляли фото на пробковую доску. Это сильно прибавило в атмосфере и в понятности происходящего.

DSC03607 copy.jpg

• Сюжет. Как я уже говорила, все дела в коробке связаны единым сценарием. По сути это одно большое дело, которое складывается из разных кусочков.

e4f85aee-23b6-48dd-8b2f-fb1a5a0fa1a7.jpg

Сам сюжет не сказать, чтобы супер-логичный, но мне понравилось, что он охватывал несколько временных пластов. Хотя в итоге всё оказалось проще, чем мы думали и настраивались, чем предполагало обилие ниточек, деталей и линий расследования и чем уверяли разработчики почти в каждом сценарии :))

DSC04003 copy.jpg

Претензии по поводу вечного дождя и литров кофе можно предъявить первому делу, но дальше в целом таких явных повторявшихся надоедающих элементов почти не было. Не книга, конечно, но в целом ничего, тексты в игре атмосферу создавали и в сюжет погружали вполне неплохо.

DSC03613 copy.jpg

91421d77-fbe2-4e1b-9af3-ccabdc063e4a.jpg

Это прям очень хорошо здесь было и создавало должную атмосферу напряжения: ты не можешь вальяжно ходить куда хочешь в поисках улик, время всегда поджимает, а стресс накапливается.

DSC04001 copy

Переворачивание карточек за жетоны тоже понравилось, и необходимость сразу решать, использовать ценный навык сейчас, чтобы копнуть поглубже, или оставить его на потом в надежде, что он принесёт больше пользы в другой ситуации. Это тоже играло на тематичность.

• Ещё свежим глотком были изменения в механиках и особые правила в некоторых сценариях, особенно в третьем и пятом. Просто хорошо помогало встряхнуться и с новым интересом взглянуть на игру.

• Временем партии меня очень пугали заранее. 3-4 часа найти на одну игру нам нелегко, тем более что встречаться мы можем даже не каждую неделю. В итоге всё оказалось не так плохо. В среднем мы играли 2,5 часа каждый сценарий, максимум 3 с хвостиком.

55695053-39be-439c-bdf9-1eea92f5ee5d.jpg

• Явных вещей, которые мне не понравились, пожалуй, не было. Да, сюжет довольно прямолинеен, не такого уж разветвлений и запутанности, не нужно усиленно дедуктировать, хотя поначалу кажется иначе.

DSC03997 copy

DSC04004 copy

Ну, и то, что свойства детективов были так себе, мы пользовались усиленно только тем, которое позволяло убирать стресс.

80e77c2e-d839-497e-bf26-37253fbcd0e9.jpg

Выводы

Я не могу сказать, что сюжет показался нам таким уж сложным и заковыристым, мы были готовы шевелить мозгами больше и усиленней, а пару раз даже перехитряли самих себя, не веря, что всё может быть так прямолинейно. Но с другой стороны благодаря этому динамика партий никогда не проседала, и они занимали у нас не больше 3 часов.

В целом мы сыграли с удовольствием, даже несмотря на то, что между партиями порой проходил месяц, что не очень хорошо для этой игры. Ведь сквозной сюжет требователен к прохождению. Это было моё главное опасение и я рада, что оно не оправдалось. С удовольствием сыграем в дополнения. 8,25 баллов: хуже Шерлока, куда лучше Места преступления.

Блог про настольные игры без правил: только впечатления, мысли и фото

Привет! Сегодня снова топ, который вообще можно было сделать давно, да я просто забыла. Но зато благодаря этому в него добавилась ещё одна игра, в которую сыграли совсем недавно. Расскажу про свой топ детективов. Ссылки на заголовках ведут на мои обзоры, если есть.

Лет пять назад я специально искала игры-детективы, а их было днём с огнём не сыщешь, теперь же от них и яблоку упасть негде, каждая компания хочет иметь не только большой детектив, но и маленький карточный в своём портфолио. А я и не против, потому что очень люблю детективы (книги и фильмы) ещё с детства. И к таким играм руки сами тянутся. Правда, сейчас уже просто не успеваю во все играть, столько их навыходило! Поэтому если вы вдруг играли во что-то, неупомянутое тут, пожалуйста, поделитесь впечатлениями.


Мы сыграли в базовую коробку, даже в промо-сценарии не стали. Самый крутой момент игры: интерактивность с поиском улик в локации (хотя непонятно, почему нельзя нормально осмотреться, только несколько секунд, это даже тематически нелогично, мы же следователи) и тем, как тут в разное время могут происходить дополнительные события. Это очень прикольно. Однако через некоторое время понимаешь, что что-то дедуктировать тут особо и не обязательно, знай сканируй всё подряд, как кассир в супермаркете. На что-нибудь да наткнёшься. Возможно, я бы дала шанс дополнениям, они вроде как поинтереснее, но игру я уже продала и не жалею.


Мы пока сыграли с мужем 3 сценария из 9. И, если честно, меня не особо тянет играть дальше и не знаю, доиграем ли. Всё-таки я не фанат этой вселенной, все эти невырызимые ужасы и глубоководные древние мне чужды. Да и в игре в целом больше приключения, что-то дедуктировать за рамками написанного текста тоже не особо нужно, главное найти правильные локации. Кстати, игра малоизвестна заграницей, но у нас из неё раздули прям слона.


Самый последний детектив, в который мы играли, и самый, наверное, необычный. Суть игры в том, что дела распутываются на огромной карте города, на которой вам предстоит искать сценки из жизни его жителей. Просто так звучит скучновато, но самая соль в том, что всё преступление уже нарисовано на карте от начала и до конца. То есть вы можете одновременно видеть события, происходившие в разное время! Я не знала этого момента до покупки игры, в итоге это было очень прикольно: находить знакомых героев в другом месте города в других обстоятельствах и пытаться понять, что же произошло.




В остальном мне весьма понравились все механистические моменты: ограниченное время, необходимость тратить его на перемещения, необходимость решать на месте вопрос зацепок, даже применение специального сайта и так далее. Сценарий в плане сюжета в целом сойдёт, хотя там столько сами авторы пели про сложность, а мы вроде не провалили ни одного сценария. И художественная составляющая игры довольно куцая и очень шаблонная: дождь, вечный кофе и куча других штампов из процедуралов. У нас лежит дополнение по Лос-Анджелесу, интересно было бы сыграть, но что-то вдвоём такие игры у нас не идут, поэтому наверное пока ждём компанию. Благо, там всего 3 сценария.



Ещё пара детективных игр у меня лежит на английском: Watson and Holmes (это соревновательный (!) детектив, что большая редкость. К тому же игра шикарно издана) и Deadline (детектив на механике, знакомой по «Братьям по оружию»), но никак не могу сесть за них, компания не находится :( Может всё-таки хотя бы попробуем сыграть вдвоём, тогда смогу расширить список. А может, и ещё что-то куплю, ведь их так много сейчас выходит.

Пишите, как вам в принципе игры-детективы? Какие любимые?

Читайте также: