Crusader kings 2 обзор

Обновлено: 02.07.2024

Спустя пять лет после смерти супруги шотландский король Малькольм Третий женился второй раз, выбрав в спутницы Анастасию, вдову венгерского правителя. Получив благословение на заключение брака от пятнадцатилетнего (но уже правящего Венгрией) отпрыска усопшего, молодой еще монарх породнился с линией самих Рюриковичей. Русская по происхождению, королева-мать приходилась внучкой самому князю Владимиру, и это существенно укрепило престиж Малькольма среди европейского дворянства.

Меж тем родной брат короля Дональд замыслил устранить десятилетнего наследника престола Дункана, чтобы в случае смерти Малькольма самому претендовать на трон, но верный мастер-шпион вовремя донес об этом, и коварный братец отправился в ссылку. Дабы обезопасить принца, его отдали на обучение тому самому бдительному главе секретной службы. Так что ничего удивительного нет в том, что по достижении совершеннолетия Дункан досконально усвоил тонкости интриг и шпионажа и сменил своего наставника на посту.

Crusader Kings 2

Сам же король успел похоронить вторую жену (поскольку Анастасия была старше супруга на добрых пятнадцать лет), переспать со смазливой служанкой и помолвиться с восьмилетней герцогиней Оксфордской, когда решил развеять скуку большой охотой, на которой и пал от клыков гигантского вепря. В наследство Дункану остались бунтующие западные провинции, эпидемия тифа в Камберленде и вялотекущая война с маврами за Майорку, в которую шотландцев втянул брат невесты юного короля — французский монарх Филипп Первый. Соседнюю Англию меж тем разграбил Вильгельм Завоеватель, а в воздухе пахло Первым крестовым походом.

Crusader Kings 2

Ну-ка, не спать на уроках истории! Продолжим. Crusader Kings 2 — настоящая мыльная опера, разворачивающаяся на протяжении нескольких столетий среди лучших домов Европы. В отличие от прочих глобальных стратегий от Paradox, происходящие исторические процессы тут не выведены в абстрактные таблички с кнопочками, а четко привязаны к реально существовавшим персонажам. Выбрав любого из сотни королей, герцогов, баронов и поиграв буквально пару дней, вы быстро заучите запутанную родословную вашего героя, кем кому он приходится, разберетесь в тонкостях вассальных отношений, территориальных и наследственных претензий и погрязнете в заботах средневекового феодала. Дядюшка-пьянчужка по материнской линии требует, чтобы его назначили маршалом, поскольку ему это сгоряча пообещал покойный король, а вам вовсе не хочется смещать с должности текущего выдающегося полководца. Юная супруга увлеклась чтением романтических сонетов, на что крайне отрицательно смотрит придворный епископ, а внучатый племянник со стороны третьей жены ввязался в безнадежную пограничную войну на другом конце Британских островов и просит помощи.

Самое удивительное — проигрывать здесь даже интереснее, чем выстраивать империю и пытаться остановить мусульманское нашествие во Францию. Можно вообще ни с кем не воевать и собственноручно подбирать детям наставников с выдающимися способностями в разных областях, копить богатства и заключать выгодные браки еще с пеленок. И все только ради того, чтобы преждевременно скончаться от чумы и смотреть, как отпрыски разбазаривают все нажитое в бездарных походах в далекие земли, спиваются, режут друг друга во сне и попадаются на любви к маленьким мальчикам. И неважно, останется ли имя вашей династии в истории — уж вы-то точно запомните всех ее членов в каждом колене.

В средние века бюрократической машины, скрепляющей большое государство, еще не придумали. Зато личным владениям было не счесть — и каждый баронишка на своей кочке мнил себя карликовым Богом-Императором. Его лояльность в отношении более крупного феодала или короля держалась «на честном слове и на одном крыле». Проще говоря — на личных отношениях.

Поэтому вкладка «персонажи» пестрит именами и портретами: у каждой титулованной персоны наличествуют земли, родственники, враги, явные и тайные цели. Землевладельцы дружат и воюют, женятся и заключают союзы. Воплощение игрока в Crusader Kings — тоже персонаж, со своими характеристиками и навыками, предположительно один из европейских монархов. Можно, впрочем, выбрать «скромный» титул герцога или графа и прийти к вершинам власти самому.

Родственники, придворные и вассалы окружают правителя, как паутина муху. Жена родит вам наследников, чтобы было в кого перевоплотиться по ходу игры, — даже короли не живут вечно. Кроме того, удачный династический брак позволит заключить военный союз. Министры выполняют различные миссии: от шпионажа до исследования технологий. Вассалы же всегда готовы разделить нелегкое бремя власти — в Crusader Kings количество провинций под непосредственным управлением ограничено, и часть свежезавоеванной территории сразу придется отдать в их руки.

Crusader Kings 2

Переговоры тоже происходят между персонажами, а не странами, как в Europa Universalis или Victoria. Это позволяет, например, сговориться с вассалом или наследником враждебного короля, хотя возможностей для многоходовых интриг все еще меньше, чем хотелось бы.

Crusader Kings 2

Большинство игр Paradox в первую очередь посвящены политике и только во вторую — войне. По традициям «европейской» серии просто так выскалиться на соседа игрок не может — извольте предъявить прогрессивной общественности casus belli. Тут подойдет, например, приграничный конфликт, дипломатический скандал, отлучение вражеского государя от церкви. Требование повода для любой войны стало визитной карточкой стратегий Paradox: чтобы молодые Властелины крепко зарубили себе на носу — завоевать мир не так просто, как мечтается.

В Crusader Kings 2 этот аспект выражен еще жестче. Теперь начать войну без формального повода не то что проблематично, а невозможно в принципе — без наследственных прав на землю мечом особо не помашешь. Хотите себе вон то сочное герцогство рядом с вашей границей? Для начала прикажите министру сфабриковать права на него, а процесс это долгий и муторный.

И вот наконец придворные юристы предъявляют документ: мол, соседним герцогством издавна владели ваши предки, подтверждаем. Или, скажем, вы заключили союз с врагами герцога и теперь вступаетесь за обиженных союзников. Как теперь реализовать свое священное право на расширение территории?

Crusader Kings 2

В отличие от Civilization, тут не предусмотрена чисто военная победа, как, впрочем, и чисто экономическая или дипломатическая. Условий победы вообще нет как таковых, игра просто заканчивается в 1453 году, после чего вы можете сравнить свои достижения с успехами других стран.

Crusader Kings 2

Что нового во втором Crusader Kings по сравнению с оригиналом? Добавлены королевские указы и спецзадания для советников, лучше проработана экономика, перекочевали из Sengoku тайные сговоры. Конечно же, самое заметное изменение — обновленная графика. По меркам «парадоксовских» стратегий, визуальная составляющая Crusader Kings 2 — громадный шаг вперед. Ландшафты уже не режут глаз, портреты персонажей нарисованы с любовью — к тому же внешность меняется с возрастом, в семнадцать и в семьдесят лет один и тот же человек выглядит по-разному. И все же по современным стандартам Crusader Kings 2 с виду все еще. какая-то средневековая.

Многих игроков отпугнет высокая даже по стандартам жанра сложность — и опытным стратегам тут не обойтись без режима обучения. К счастью, интерфейс, который «парадоксы» шлифуют уже десяток с лишком лет, достаточно удобен. Приятным сюрпризом стала музыка: обычно Paradox экономит на озвучке, но некоторые саундтреки Crusader Kings 2 украсили бы и хорошую ролевую игру.

Любителей стратегий от Paradox игра точно не разочарует, не знакомым же с серией лучше начинать с чего попроще. Но если все-таки окунуться в интриги средневековых феодалов, вы рискуете уплыть далеко за буйки — создатели Europa не латным сапогом консоме хлебают.

Спустя пять лет после смерти супруги шотландский король Малькольм Третий женился второй раз, выбрав в спутницы Анастасию, вдову венгерского правителя. Получив благословение на заключение брака от пятнадцатилетнего (но уже правящего Венгрией) отпрыска усопшего, молодой еще монарх породнился с линией самих Рюриковичей. Русская по происхождению, королева-мать приходилась внучкой самому князю Владимиру, и это существенно укрепило престиж Малькольма среди европейского дворянства.

Меж тем родной брат короля Дональд замыслил устранить десятилетнего наследника престола Дункана, чтобы в случае смерти Малькольма самому претендовать на трон, но верный мастер-шпион вовремя донес об этом, и коварный братец отправился в ссылку. Дабы обезопасить принца, его отдали на обучение тому самому бдительному главе секретной службы. Так что ничего удивительного нет в том, что по достижении совершеннолетия Дункан досконально усвоил тонкости интриг и шпионажа и сменил своего наставника на посту.

Crusader Kings 2

Сам же король успел похоронить вторую жену (поскольку Анастасия была старше супруга на добрых пятнадцать лет), переспать со смазливой служанкой и помолвиться с восьмилетней герцогиней Оксфордской, когда решил развеять скуку большой охотой, на которой и пал от клыков гигантского вепря. В наследство Дункану остались бунтующие западные провинции, эпидемия тифа в Камберленде и вялотекущая война с маврами за Майорку, в которую шотландцев втянул брат невесты юного короля — французский монарх Филипп Первый. Соседнюю Англию меж тем разграбил Вильгельм Завоеватель, а в воздухе пахло Первым крестовым походом.

Crusader Kings 2

Самое удивительное — проигрывать здесь даже интереснее, чем выстраивать империю и пытаться остановить мусульманское нашествие во Францию. Можно вообще ни с кем не воевать и собственноручно подбирать детям наставников с выдающимися способностями в разных областях, копить богатства и заключать выгодные браки еще с пеленок. И все только ради того, чтобы преждевременно скончаться от чумы и смотреть, как отпрыски разбазаривают все нажитое в бездарных походах в далекие земли, спиваются, режут друг друга во сне и попадаются на любви к маленьким мальчикам. И неважно, останется ли имя вашей династии в истории — уж вы-то точно запомните всех ее членов в каждом колене.


Приветствую всех на просторах Стопгейма. Сегодня я хотел бы поговорить об одной из моих самых любимых игр — Crusader kings 2. Шутка ли, я наиграл в неё боле 850 чаcов! И это только в лицензионную версию. С пираткой наверно может дойти и до тысячи.

Спрашивается, почему именно сейчас я решил её обсудить. Во-первых, скоро (я надеюсь) грядет новое дополнение к ней. По крайней Steam. Среди них был и Crusader kings 2. Благодаря этому я решил вернуться в игру, до релиза дополнения И, в-третьих, как раз сейчас начался новый учебный год. Так получается, что учеба отнимает столько времени, что остается только в подобные песочницы играть. А поскольку я по специальности историк, выбор мой всегда падает на исторические «песочницы», будь то Total war ( о них я возможно поговорю в другой раз) или же игры от Paradox Interactive. И из этих игр, Crusader kings 2 мне нравится больше всего.


Если мы посмотрим на линейку игр Paradox, то увидим, что они примерно покрывают историю средиземноморья от 3 века до нашей эры до конца второй мировой войны, а историю всего мира от 15 в. до конца второй мировой войны. Однако, вторые кресты для меня выделяются особенно. И даже не потому, что я люблю историю средневековья (я вообще изучаю древний мир). А по другой причине.

По моей специальности скорее нужен Imperator Rome, скрин которого мы и видим


Вторые кресты (как и первые) это, пожалуй, единственная глобальная стратегия, где мы реально играет за правителя какого-то «государства» и развиваем свою династию. Обычно в стратегиях мы получаемся каким-то духом государства, направляющим династию куда-то (песочница же). Хуже всего это выглядит в тех играх, где персонажи вообще-то есть (например, Europa Universalis: Rome), но менеджмент этих персонажей становился скорее геморроем, а не приятной механикой. В Crusader kings мы если и дух, то скорее династии. Мы проживаем жизнь правителя, затем его наследника из нашей династии и так далее вплоть до середины 15-го века. Важнейшую же роль в Crusader kings 2 играет то, что каждый персонаж является уникальной почти личностью: он имеет разные характеристики и по ходу жизни получает разные черты характера (будь то жестокость или щедрость), которые не только влияют на характеристики, но и могут немного разбавлять ваш досуг ивентами.

Данный король Германии хороший воин, а в остальном не получился

Но важнее всего то, что эти черты позволяют вам начать отыгрывать персонажей игры. Правитель самодур? Значит можно творить беспредел, даже если нас за это будут вассалы ненавидеть. Трусливый? можно попытаться обыграть это нежеланием устраивать войны или как-то рисковать. Кончено, многие из этих вещей существуют только в вашей голове. Но это рождает безграничные границы для отыгрыша. Например, в одной из моих игр за Византию мой правитель был невероятно похотливым. Список любовниц был огромным, а бастардов был наверно с десяток. Сын же его, став правителем, моим усилиями принял целибат и вообще стал чрезвычайно набожным.


Но решает далеко не только отыгрыш. Важна сама механика. На самом деле, почти 6 лет спустя в Crusader kings 2 существует столько различных механик, что можно легко потеряться. Тут вам и интриги всякие (система фракций та же), и попытки посадить своего папу на престол (если вы католик), и вступить в какое-нибудь сообщество ( или монашеский орден). Не говоря уже о том, что некоторые формы правления представлены собственными механиками (на ум приходят республики и ханства). На самом деле, все эти различные механики часто очень сильно дополняют игру, но есть и проблема. Некоторые из механик могут оказаться почти неиспользуемыми.

В последнем дополнении, например, ввели механику отношений с Китаем. Можем начать ему платить дань, но лучше девок его себе брать


Самой главной же механикой является система феодализма. Она воссоздает иерархическую систему вассально-сеньориальных отношений. Насколько корректно — вопрос иной, наверно я поговорю об этом в другом посте. Суть этой системы проста — есть несколько ступеней в иерархической лестнице. Император (если есть ) — король — герцог — граф — барон. Тот, кто является выше по лестнице сюзерен, ниже вассал. Вассал твоего вассала не твой вассал. То есть у герцога вассалы это графы, а сюзерен король (при этом у короля не все вассалы герцогы, могут быть и графы и бароны). Это система в игре используется для отображения почти всех отношений между правителями (будь то Африка, Азия или Европа). Собственно, это базовая механика игры, на которой строится большая часть геймплей.

Например, у моего императора Латинской империи среди вассалов есть этот герцог, а у него ясно дело будут свои вассалы, но все уровнем граф и ниже


Как-то я сразу скакнул к каким-то игровым рассуждениям, ничего не сказав о том, как собственно игра играется. Те, кто смотрели стримы Михаила Нарицы или же игравшие в игры парадокс примерно представляют, что это за игра такая. Так же можно по скриншотам догадаться, что всю игру мы будем смотреть на карту, поделенную на провинции. Недаром игры Paradox называют контурными картами. Никакой красивой графики или боев, где мы может наблюдать за каждым бойцом, тут нет, только карта, портреты и всякие числа. Если вам такое не нравится… то покупать скорее всего даже смысла нет.

Примерно так выглядит весь геймплей, слева висят какие-то менюшки, а остальное контурная карта.


Всем остальным игра может подарить массу незабываемых ситуаций. В каждой игре история может пойти по-своему. То венгерская династия становится самой популярной в мире, то французы оказывают в Литве или что еще. Каждый раз игра по-новому разыгрывает события (хотя иногда какие-то константы сохраняются). Всё это игру просто невероятно реиграбельной.

Венгерская династия Арпадов правит везде, кроме Венгрии… обычное дело

При условии, что вы понимаете как играть. И честно говоря, я думаю, что сама игра не объяснит вам все так, как объяснили бы дневники разработчиков. У Paradox есть отличная черта, раз в неделю (раньше может быть в месяц, сам уже не помню) они выкладывают дневник разработчиков, где рассказывают о фичах новой игры/дополнения, над которой команда работает в данный момент. Благодаря ним, ко времени игры/дополнения базовое понимание есть. А вот после обучения… не уверен. Все-таки многие элементы в обучении раскрыты не так хорошо.


Но, пожалуй, главная беда игры это её цена. Нет, сама игра стоит рублей 600. Только играть в игру без дополнений далеко не так весело. С дополнениями же цена доходит до огромных чисел. Несколько тысяч заплатить за игру шестилетней давности это конечно дико. И какого-то здравого аргумента за то, что это правильный подход, у меня нет. Понятное дело, что когда дополнения выходят раз в пару месяцев, полгода или даже год это выходило не так дорого, но нынче это получается огромная сумма денег. Все DLC к игре стоят 6000 рублей (как геймплейные, так и различные косметические).

Хотите немного металла в ваших Крестах? Вообще, чего я не покупал, так это музыки к игре

Однако в свое время я не побоялся потратить деньги на все геймплейные дополнения. Поскольку нельзя выпускать такие стратегии ежегодно, а разработчики должны зарабатывать деньги, то такой подход с дополнениями работает отлично. Ведь люди покупают каждый год Call of Duty или Battlefield. Частично это работает и с Crusader Kings 2. Просто вместо того, чтобы каждый год платить на новую колду, я покупаю дополнение к крестам (которые еще и очевидно дешевле, чем AAA проект) И тут дело еще в том, что сейчас становится непонятно зачем создавать новую часть серии. Ведь движок и так пока способен на хорошом уровне реализовывать то, чего хотят разработчики. Если создавать новую часть, но надо реально делать что-то необычное, революционное. Иначе новая часть будет просто не нужна.

Скорее я жду сейчас новое дополнение, о котором еще напишу, когда оно выйдет. И видимо проведу там еще часов 50-100. Пока это единственная игра, которая так легко меня удерживает в себе.
А любите ли вы Контурные карты? И если любите, то какой её сорт?

Что будет, если скрестить ночного эльфа с мурлоком? Насколько далеко может зайти амбициозная морозная нимфа, жаждущая власти над миром? Что случится, если Старая Орда после победы в Первой Войне примет веру в Свет, избавится от чернокнижников и присоединится к Альянсу? Если кратко: торговая республика ночных эльфов, совершающая набеги на конкурентов; парнокопытная Королева-лич (последнее, что услышал Артас в своей нежизни, было «цок-цок»); а также Чернорук, ставший первым орком-паладином. И это лишь малая часть того, что ждет вас в моде Guardians of Azeroth для Crusader Kings 2! Устраивайтесь поудобнее, ведь мы начинаем увлекательное путешествие в Азерот курильщика!


Я слышал, что последователи Короля-лича получают власть над своей судьбой, страховку и оплачиваемый отпуск. А какие условия у вас?

Битва за Азерот.

Если до этого вы никогда не слышали о Crusaders Kings 2, то вот вам краткая версия: в этой стратегии вы играете за правителя выбранной территории. Основная цель игры — обеспечение дальнейшего нахождения вашей династии у власти. Насколько это сложно? Ну… Вот вам список основных угроз, которые будут постоянно напоминать о себе:

Вторжения Пылающего Легиона;
Вторжения Плети;
Вторжения диких стай воргенов;
Вторжения мурлоков (для тех, кто знаком с оригиналом, их можно описать, как викингов на стероидах);
Вторжения квалдиров (викинги-нежить);
Вторжения наг;
Вторжения служителей Древних Богов;
Вторжения орд демонов, решивших заскочить на огонёк конкретно к вам;
Вторжения кентавров;
Вторжения Альянса;
Вторжения Орды;
Вторжения ваших соседей;
Религиозные восстания;
Крестьянские восстания;
Восстания недовольных вассалов;
Амбициозные авантюристы, нацелившиеся на ваши земли;


Расходитесь, здесь не на что смотреть! Это всего лишь высокорожденный-маг, зарубивший Древнего Бога топором!

Важное уточнение: эти хлопцы не будут выстраиваться в очередь, чтобы отгрызть от вас кусочек. Наоборот, чем больше у вас проблем, тем больше злопыхателей решится на нападение. Сами разработчики предупреждают, что игра за некоторые народы будет чрезвычайна сложна. Впрочем, не стоит отчаиваться — сложность можно снизить в настройках перед началом игры.

Однако стоит ли так поступать? Маленькому племени кобольдов, конечно, будет сложно выжить в окружении кентавров и ночных эльфов, но выход из столь ужасного положения позволит вам испытать настоящий триумф. Кроме того, вышеназванные проблемы распространяются не только на вас, но и на весь Азерот! На соседнюю империю напала Плеть? Это ваш шанс!

Что касается самих войн, то здесь всё близко к оригиналу. Есть конница, которая хороша против пехоты. Есть пикинеры, которые хороши против конницы. Есть тяжелая пехота, которая хороша против легкой пехоты. Есть лучники, которые хороши до тех пор, пока до них не доберется противник. Есть конные лучники, которые хороши против всех. Есть легкая пехота, которая уступает остальным родам войск во всем кроме численности. А также есть специальные войска, состоящие из различных заклинателей и т.д.




Порой от судьбы не уйти.

Исход большинства войн решается на стадии планирования военной кампании. И горе тому, кто переоценит свои силы. Впрочем, случай может сыграть злую шутку с каждым, перевернув ход войны с ног на голову. Ваши войска были разбиты, а враг подступает к столице? Казалось бы, время поднимать белый флаг, вот только на пути противника возникла целая армия — восставшие против вашей власти религиозные фанатики. Можете выйти на балкон, чтобы посмотреть на то, как ваши враги убивают друг друга. Прекрасное зрелище.

Чаепитие с орками.

Но война отнюдь не единственный путь к мировому господству, ведь в моде присутствует механика, позволяющая одерживать дипломатические победы — фракции. Лидеры Альянса и Орды могут приглашать в свои фракции правителей других стран. Те, в свою очередь, и сами могут попросить о вступлении. Пускай у большинства народов есть собственные предпочтения (Альянс, Орда или нейтралитет), это не значит, что нельзя собрать всех под одним стягом. Врайкулы в Альянсе? Запросто. Ночные эльфы в Орде? Не вопрос. Мурлок-шаман во главе Альянса? Hold my beer.

И это далеко не все. Пришло время поговорить о самом важном — о любви. Если разрешить браки между представителями разных народов, можно открыть для себя чарующий мир жутких извращений! Мурлок и дракон? Или орк и кобольд? А может дриада и гном? От подобных союзов даже могут родиться полукровки, что делает их прекрасным способом смены расы в династии. Что уж говорить о классических династических браках и связанных с ними союзах?






Любовь спасет Азерот!

Если подытожить, то дипломатия в Guardians of Azeroth позволяет добиться самых невероятных и безумных вещей. Вы можете подобрать своей династии такой набор расы, культуры и веры, который разработчикам из Blizzard даже в бреду бы не привиделся! У любителей фанфиков по Warcraft отдельный праздник — игрок может дотянуться своими загребущими ручками и до известных персонажей. Например, женить Кель'таса на Сильване. Или Артаса на Ониксии…

Крадущаяся дриада, затаившийся гном.

Возможно, вы начали верить, будто понимаете, что тут к чему. На это я отвечу цитатой классика: «Вы не готовы!». Сами посудите, как можно быть готовым к тому, что Нер'зул умрет от кровавого поноса ещё до того, как станет Королем-личем? А без Короля-лича не будет и Плети, что значит — одним мировым кризисом меньше. Как можно быть готовым к тому, что Архимонд захватит гору Хиджал, чтобы посидеть под Нордрассилом с интересной книжкой в руках? И это оборачивается тем, что ночные эльфы не утрачивают своего бессмертия, несмотря на проигрыш в войне. Как можно быть готовым к тому, что кентавры покорят империю Калдорай? Тут даже я офигел! Модификация может похвастать множеством невероятных исходов, благодаря чему реиграбельность повышается в разы — можно начинать новую игру хотя бы ради того, чтобы посмотреть на очередные судороги Азерота.

Ситуацию можно дополнительно усугубить при помощи различных интриг. Например, вступив в Сумеречный Молот. А почему нет? Это ведь может привести вас к стольким новым возможностям! В модификации присутствуют три особых государственных устройства: Черный Пакт для служителей Древних Богов, Орда Нежити для некромантов и Демонический Легион для сподвижников Пылающего Легиона. Пускай игра за них может показаться не такой интересной (многие занятия для вас будут недоступны, ведь злодеи, желающие остальным жителям Азерота лишь смерти, не будут искать утешения в семье и т.д.), они позволяют творить настоящую грязь. Вульпер-некромант, собравший поганище из останков своих детей? Да, тут и такое есть.


У ночных эльфов сгорело дерево? Не нужно больше слов, сейчас исправлю!

Также можно стать причастным к чему-то великому. Например, возродить Черную Империю Древних Богов, повергнув Азерот в пучину отчаяния! Или преодолеть многовековой раскол и объединить троллей в единую империю Зул. А может весь мир склониться перед кобольдской Свечой? Или вы хотите создать новое мировое древо у себя на заднем дворе?

Нужно больше золота!

Главный вопрос: как всего этого добиться? Разумеется, грамотной стратегий! Для начала нужно выбрать стартовую точку, где будет проще всего реализовать задуманное. На данный момент (версия 1.5.0) в модификации доступны всего три континента: Восточные Королевства, Калимдор и Нордскол. У каждой части света свои подводные камни, так что по-настоящему спокойных мест здесь нет. На юге Калимдора вам придется столкнуться с армией пробудившегося Древнего Бога К'Туна, в центре материка — с кланами кентавров, а на севере — точка вторжения Пылающего Легиона. На юге Восточных Королевств начинается вторжение орков, в центре доминирует Альянс, а северной части континента угрожает Плеть, быстро набирающая силу в Нордсколе. Выбирайте, между какими молотами и наковальнями вы хотите оказаться. Мои излюбленные места: острова Эха (самое удобное место для мурлоков, если не учитывать риск вторжения троллей Черного Копья) и Тернистая Долина (после вторжения орков здесь обычно становиться довольно тихо).


Вот так выглядит карта мира.

И вот настал черед поговорить об оптимизации. Здесь с ней всё настолько хорошо, что на x5 скорости управление армией во время войны становится практически невозможным. Приятное разнообразие, особенно после Warhammer: Geheimnisnacht, где дни порой шли с такой же скоростью, с какой здесь проходит месяц. Другими словами, долгие кампании здесь проходят динамично, не давая заскучать.

Прокачка на кабанчиках.

Когда-нибудь задумывались о том, каким бы был Warcraft без классов? Не стоит, ведь здесь они есть! Вы можете стать могущественным магом, метким охотником, неудержимым воином и т.д. Максимальный уровень — 10, с чем связана забавная особенность. Потратили всю жизнь на то, чтобы развить свои способности с 3 до 5 уровня? Ха, вашему ребенку потребовалась всего пара лет, чтобы добиться 10! Не спрашивайте, как так вышло — здесь ещё многое стоит доработать.

Как и портреты представителей различных рас. У большинства рас Азерота их всего два: женский и мужской. Более того — на многих из них персонажи изображены без одежды. И здесь нет особого смысла, просто модификация ещё далека от завершения, хотя за два года и было достигнуто многое.


Я когда-нибудь говорил вам, что такое безумие? Уверен, морозная нимфа-друид, принявшая форму кошки во время езды на лошади, знает в нём толк!

Самое обидное, что некоторые страны недоступны игроку. Механика Crusader Kings не позволяет играть за теократии, религиозные ордена и обычные республики. Увы, из-за этого нельзя возглавить империю Калдорай, Гномреган, Даларан и т.д. По крайне мере, за их первоначальных хозяев.

Что можно сказать в итоге? Guardians of Azeroth — это замечательная модификация, которая может понравиться не только любителям стратегий от Paradox, но и фанатам Warcraft, несмотря на то, что сама Crusader Kings 2 имеет довольно высокий порог вхождения. В конце концов, где ещё вы сумеете перекроить карту Азероту под свой вкус? А за сим всё. Спасибо за внимание!

Читайте также: