Coma mortuary обзор

Обновлено: 06.07.2024

Русское — да и любое другое — независимое кино представлено двумя крайностями. Пока одни участвуют в фестивалях, другие трясущимися руками снимают нечто несуразное и по старой традиции врубают в неловких боевых сценах дешевый металл, написанный в FL Studio.

Примерно то же и с русскими играми: пока одни делают пусть и нишевые, но шедевры (были бы фестивали, как в русской киноиндустрии, произведения Ice-Pick Lodge получили бы уже кучу статуэток), другие собирают на отечественном клоне «Кикстартера» Boomstarter 26 000 рублей и делают с помощью Unreal Development Kit хоррор про кому и ад. И да, по старой традиции в неловких боевых сценах включают дешевый металл.

Страх — материя даже сложнее юмора. С одной стороны, казалось бы, напугать легче легкого: заведи человека в темную комнату, погоди немного, пока темнота и тишина не сделают свое, а потом урони на пол что-нибудь тяжелое. Многим этого хватит. Всем этого хватит. Но этот испуг забудется сразу после того, как человек выберется из комнаты, а внутри останется только злоба. И никакой романтики.

Чтобы напугать с последствиями (кошмарными снами, например), нужно очень плотно работать с чувствами и воображением человека. Нужно создать запоминающийся образ (Slender), забраться в глубь человеческой души (Silent Hill 2), заставить чувствовать пространство всем нутром (Amnesia: A Machine for Pigs), грамотно нагнетать ожидание (Fatal Frame 2) и при этом дать пищу для ума, чтобы запомниться. Некоторым хватит и темных коридоров с тенями, внезапно появляющимися за спиной, но — не многим, нет.

Coma:Mortuary

Сделать хоррор проще простого. Наверное, потому этот жанр так популярен у маленьких команд с недостаточным финансированием. А вот чтобы сделать действительно хороший хоррор, нужно знать теорию страха и активно применять ее на практике. Но для игры, вокруг которой появится культ, нужно кое-что еще. Талант.

Работу над Coma:Mortuary (ранее известной как Nibiru) маленькая русская студия N A GA Entertainment вела с конца 2011 года. Разрабатывать решили не на модном нынче Unity, а на Unreal Engine (как писал сам создатель — из-за проблем с программистом) с помощью почти бесплатного редактора UDK. Несколько дней назад игра наконец получила «зеленый свет» на Steam — за 259 рублей предлагается скачать первый из анонсированных трех эпизодов, над вторым, с подзаголовком Pandemonium, работа уже идет.

Coma:Mortuary

Из всех русских проектов последнего времени Coma:Mortuary был, пожалуй, одним из самых многообещающих. Интерактивная притча вроде Dear Esther (которая в то время еще была лишь модификацией), про самоубийцу, проломившего своей машиной потолок ада, да еще с примесями интеллектуального хоррора, — это как минимум интересно. Тем более что нынче каждое хоть сколько-нибудь творчески сделанное отечественное произведение на счету.

Но. что-то не срослось.

Первоначальное название игры — Nibiru — мягко намекает на шумеро-вавилонскую мифологию, как и подзаголовок второго эпизода, но результат оказался мало связан с царством Аннунаков. После трагичной смерти жены главный герой кончает жизнь самоубийством, вылетая на машине с обрыва, впадает в кому и оказывается в Мортуарии, чем-то между чистилищем и адом. Почти как в Dear Esther, только вместо острова — пещеры и храмы, сокрытые где-то глубоко под землей.

Начало интригует: темные пещеры, трупы в мешках под ногами, женские стоны из-за стен и закадровый прокуренный голос главного героя, зачитывающего свой дневник. Бегать, конечно, нельзя, а ходит герой очень медленно — все ради создания атмосферы страха.

Но потом, когда помещения с бассейнами, полными трупов, начинают повторяться, а рассказчик удрученно молчит, приходит осознание — тут просто не во что играть.

Coma:Mortuary

Coma:Mortuary длится в лучшем случае полтора часа, но при этом удивительно бедна на контент. Рассказчик большую часть времени молчит и только ближе к концу говорит хоть что-то интересное и значимое для сюжета. 60% времени нам предстоит блуждать по невзрачным однообразным коридорам, как попало собранным в редакторе UDK, и время от времени дергать рычаги. И не надейтесь, никаких загадок! Рычаги нужны исключительно для того, чтобы задержать вас и немного потянуть время.

Все действие (показанное, кстати, в трейлерах) происходит исключительно в роликах: нам же дают поучаствовать только в двух подобных сценах. В первой мы удираем от толпы призраков, которые и не думают нас догонять, а во второй — спасаемся бегством от загадочной женщины, тычась в стены и забегая в одинаковые тупики, раз за разом загружая игру и слушая совершенно неподходящий саундтрек. Анимированных объектов почти нет, музыка звучит редко, ничего интересного в окружении не предвидится.

Coma:Mortuary

При создании игры-притчи самое важное — детали. Но Coma:Mortuary пуста. Голые камни, безликие книжки на полках, канделябры, огрызки лодок, черепа и трупы в мешках. Лишь два раза за игру встречаются интересные локации, связанные с порталом жизни, через который вроде как можно выбраться из Мортуария, да и те неинтерактивны.

В отличие от той же Gone Home, здесь интерактивности вообще нет: тут дернуть рычаг, там дернуть рычаг — вот и все. В этом плане Coma:Mortuary похожа на Dear Esther, только местный сюжет подается без эпатажа и излишних сложностей. Это, с одной стороны, хорошо, создатели Dear Esther сознательно запутывали игрока, рассказывая очень простую историю максимально сложными метафорами. Все равно что читать изощренные юридические документы: вроде бы информации мало, но почему-то текста на шесть с половиной страниц. Но, с другой стороны, в Dear Esther была своеобразная игра в игре «пойми, что хотели сказать авторы», в которую мы привыкли играть еще в школе на уроках литературы. Здесь же ничего подобного нет — история проста и понятна с первого раза.

Coma:Mortuary

Есть Мортуарий, куда попадают грешные души, есть эти грешные души, которым не по душе коматозник, пробравшийся в их царство. Раньше за Мортуарием следили ангелы-утешители, но потом, удрученные большим количеством грешных душ, покинули свой храм мертвых, в котором вскоре все пошло наперекосяк. Это мы узнаем из куцых дневниковых записей, которых настолько мало, насколько это вообще возможно. Вот вы, вот запутанные однообразные коридоры — ходите, смотрите на старые камни. И даже пугать вас не будут.

Coma:Mortuary

Конечно, в Coma:Mortuary что-то есть. Так, например, купол ротонды с большой статуей ангела-утешителя — один в один купол ротонды Воскресения иерусалимского Храма Гроба Господня. До того как Утешители покинули Мортуарий, из него время от времени все же выбирались очищенные души, которые, вероятно, и принесли с собой знания об архитектуре святилищ.

Сама концепция ада вызывает в памяти одновременно ад христианский, шумерский и египетский, но, в целом, оригинальна. Как и в христианском учении, в Мортуарии живут не только души грешников, но и их воскресшие тела. Они мучаются от боли, но их раны не заживают. В то же время по своему назначению Мортуарий — скорее ад у шумеров: из него можно выбраться. Души мертвых прибывают в местный ад на лодках, как у египтян или древних греков.

Но этого мало. Пустое окружение, преступно мало событий, куцые подробности о местной вселенной и отсутствие всякой интерактивности делают свое дело. Тут просто не во что играть.

Coma:Mortuary

Впрочем, обнадеживает завершающий ролик, в котором событий раза в четыре больше, чем во всей игре. Быть может, второй эпизод получится куда насыщеннее. Быть может, мы узнаем, что случилось с ангелами-утешителями, быть может, побегаем от местных демонов или даже будем развязывать запутанный клубок сюжета и увидим столицу ада воочию и она проберет нас до дрожи. Быть может.



«Они делали как Ангелы, только совсем наоборот».

Начиналось всё за здравие. В 2011 году неизвестная российская студия позже переименованная в N A GA Entertainment начала разработку игры-притчи, хоррора во языцах. Но что-то не срослось. Народ игру не поддержал, на Бумстертере (русский аналог kickstarter) проект собрал всего 26 тысяч рублей. Что вышло в итоге, вы можете прочитать в этом обзоре.


Начну с хорошего, есть несколько стильных моментов. В первую очередь я про два-три эффектных статуи во всей игре и, может быть, тюремщик из начала и конца игры.


Теперь о грустном. Почти все эффектные моменты неиграбельны, то есть это снятый на видео игровой процесс, где разработчик трясёт камерой, изображая страх персонажа, и страстно дышит в микрофон. Есть более или менее интересно сделанная квартира главного героя, где вы, скорее всего, сломаете себе глаза от ужасной засветки. Остальное беспросветный мрак. Модели и текстуры взяты из бесплатных сайтов и unity store (как, впрочем, и музыка, но об этом ниже). Тени неверно ложатся на поверхности, освещение только номинально динамическое, текстуры действительно пугают, в отличие от всего двух моментов, которые грозят смертью и страхом.





С левелдизайном дела ещё хуже, уровни строили то ли пьяные студенты, то ли кто-то ещё абсолютно неадекватный. Вы успеете проклясть всё то, что заставило вас купить эту игру во время побега от женщины, которая хуже всех в этом мире, кроме того, кто «собственноручно убил 1000 человек среди которых обязательно должны быть дети». Уровень сделан настолько погано, что найти выход можно только чисто интуитивно, мне повезло спастись с 3 раза.


Куда больше удручают задачки. Они здесь есть, но они не привязаны к сюжету, они просто прибиты гвоздями к игре и оставлены в состоянии прототипа. То есть ты просто тянешь за 5 рычагов и открывается проход вперёд. ПРОСТО ТЯНЕШЬ. Цели, которая заставляла бы двигаться вперёд нет!

И это уже претензия к сюжету игры, который задумывался, как притча на манер Dear Esther, даже сюжет связанный автокатастрофой и комой взят оттуда. Приведённые выше цитаты — из игры, вы можете оценить их высочайшее качество и мастерское исполнение. Сказать, что сюжет ни о чём — нельзя, есть некоторая общая канва и даже история мира, к тому же будет ещё 2 и 3 эпизод, что абсолютно не внушает оптимизма.



И это при том, что герой уже мёртв Напоследок скажу немного о звуке. Он есть, он бесплатный, он ужасный. Из музыки только дешёвый рок, который включается в моментах погони и прочих местах, где надо было бы нагонять страх, что окончательно рушит атмосферу.

Самое обидное, что кое-где видны зачатки стиля. Авторы точно читали Данте ну или хотя бы знают о некотором строении ада. Они точно знакомы с некоторыми библейскими мотивами и частично с греческой мифологией, но проект от этого не становится лучше. И хорошие моменты, которые есть в игре абсолютно не убеждают в том, что у проекта есть второй шанс с выходом 2 эпизода. Игра очень короткая — всего час. На распродаже она стоила всего 14 рублей и это её настоящая цена.

Увлекательность: 3, мне было откровенно скучно, несколько раз я просыпался, но общую картину это почти не изменяло.
Графика: 4, есть несколько стильных моментов, стандартные эффекты unreal engine 3 уже не удивляют, но и не дают скатиться графике в пропасть.
Удобство: 4, геймпад работал, но только на движение и осмотр по сторонам, медленное передвижение, рычаги нажимались не сразу
Сюжет: 3 — маниакальное желание персонажа спрыгнуть в пропасть ничем не объяснено, но в игре он это делает по меньшей мере 3 раза, сюжет не раскрыт вообще никак.
Дизайн уровней: 4 — ужасный дизайн уровней, разбавленный несколькими интересными моментами
Атмосферность: 4 — атмосферные момент всё же были…
Звук: 2 — … пока их не портила ужасная музыка.

Итог: 3,5 из 10, «откровенно плохо». Игра действительно пугает устаревшей графикой и бессмысленным хождением по кривым уровням. Её НЕ СТОИТ покупать никогда и ни при каких условиях, если вы не хотите пощекотать себе нервы таким странным мазохистским образом.

Achievement — «Догадаться, что 10 минутный ролик после титров не имеет содержания, а просто вынуждает выйти на рабочий стол».

PS. Дальнейшие рецензии будут выходить в двух форматах: уже знакомая мини-рецензия, которая будет повествовать о маленьких или незначительных играх и «мнение» — большая рецензия посвящённая играм, которые изменили игровую индустрию или про «большие» игры, которые пришлись по вкусу. Так же, в скором времени, я выложу на ваш суд свой новый проект. Подробности в комментариях.

PPS. Несколько действительно удавшихся моментов игры:




Следующая рецензия, the plan

Всем привет! Тут недавно от меня требовали халявы и радостных раздрач. Так вот их есть у меня! Любезные люди из NA GA Entertainment подкинули сотню ключей от своего дебютного проекта Coma: Mortuary. И теперь, после выхода обзора, посвященного игре — можно устроить аттракцион невиданной щедрости!


Небольшой ворнинг для тех, кто любит тыкать на кнопки не читая текста: Не тыкайте на кнопку, чтобы потом запостить ключ в комментариях со словами «Забирайте, кому надо!» Если Вам не надо — то и не тыкайте. А узнать, надо оно Вам или нет — можно отсюда:

Обзор Coma:Mortuary

В данном обзоре пойдет речь о дебютном проекте отечественной команды N A GA Entertainment. Ни для кого не секрет что инди-хорроров нынче развелось, как собак нерезаных, и, как правило, это проекты не самого высокого качества: в большинстве своем - это «на коленке» слепленное недоразумение - клоны Слендерменов, Пенумбры и Амнезии и т.п. И в этом свете Coma:Mortuary выглядела изначально не слишком однозначно: история про парня, у которого умерла возлюбленная, который не смог этого вынести и решил покончить с собой, а в результате оказался в очень странном месте… согласитесь, подобные высокопарные и до боли избитые клише как-то не впечатляют. Впрочем, прилагавшиеся к анонсу скриншоты внушали неслабый интерес, ибо были весьма и весьма недурственными - необычными, атмосферными, да и вообще просто красивыми, в отличие от опять-таки 90% процентов игр данного направления. Собственно, в конечном счете, именно они и заинтриговали меня, да и все остальное игровое сообщество, и заставили присмотреться к проекту более внимательно.

Итак, приступим к разбору!

Обзор Coma:Mortuary

Во-первых, главная новость, которую я почему-то не уловил до того, как начал играть, заключается в том, что игра делается по эпизодической системе, а следовательно - перед нами сейчас только первый эпизод продолжительностью в 1 час, а второй и третий подвезут несколько позже, но зато бесплатно! В общем, система такая же, как и у Telltale Games с их сериальными проектами - один раз купил игру и имеешь доступ ко всем уже вышедшим сериям, а к еще не вышедшем получишь сразу же, как только они выйдут! Поэтому перед нами, по сути, пилотная игросерия игрового мини-сериала и все мои рассуждения стоит рассматривать исключительно в этом ключе, в особенности памятуя о том, что речь идет о дебютном проекте и поэтому разница даже между первым и вторым эпизодами может быть весьма внушительной, как это было, например, в Penumbra в свое время.

Обзор Coma:Mortuary

Именно по причине пилотности этого эпизода мне очень сложно судить о сюжете игры. По сути, перед нами завязка и как «рыболовный крючок» для того, чтобы заинтересовать игрока, побудить его продолжить знакомство с этим миром, она вполне сойдет, если не обращать внимания на самое начало с пафосным нытьем главного героя про смерть любимой – оно тут дает, тупо, вводную, о том, как герой попал в этот самый Mortuary. А вот то, что следует дальше, когда герой отрывочно рассуждает об устройстве этого места, его законах, обитателя, да и вообще о происходящим вокруг - вот это уже намного интереснее и чем-то отдаленно напоминает… «Бардо Тхёдол» - тибетскую книгу мертвых: там как раз описывается схожая процедура, скажем так, умирания. В общем, сложно объяснить, но определенное сходство есть, а даже если оно мне и померещилось, то, в любом случае, Mortuary получился достаточно интересным и необычным местом, из которого можно в итоге вывести некую более глобальную идею.

Нет у меня совершено никакого желания придираться и к графике. С визуальной точки зрения игра ощущается превосходно и далеко не каждый проект может похвастаться тем, что я его скриншоты себя на рабочий стол ставил!

Обзор Coma:Mortuary

В отношении играющего эмбиента и более напряженных мелодий у меня тоже нет каких-то претензий: атмосферу они задают великолепную! Однако когда мы добираемся до темы звука, я не могу молчать о том, что отечественная версия закадрового голоса весьма специфичная. Чтобы не слышать этого ужаса (в самом плохом смысле этого слова), я даже на английский переключился, где с этим делом все гораздо и гораздо лучше!

Обзор Coma:Mortuary

Ну, и раз уж мы заговорили о минусах, то давайте углубимся в эту тему! Первое и главное, это то, что у игры явно не было геймдизайнера, или кто там отвечает за то, чтобы игра была интересной с точки зрения механики?! В результате этого происходящее на экране большую часть времени напоминает не самую удачную пародию Dear Esther, где практически не было геймплея, но зато была атмосфера, потрясающей красоты остров и завораживающий закадровый голос. Похожая ситуация и в Coma:Mortuary, где на протяжении всего действа мы ходим по каким-то локациям, где практически не с чем взаимодействовать, слушаем закадровый голос, дергаем за рычаги, пару раз участвуем в эпизодах с погонями. Главная странность здесь заключается в том, что закадровый голос ведет не совсем адекватный в рамках происходящих событий монолог: он не утруждают себя тем, чтобы объяснить нам, что вообще происходит на экране, куда мы идем и зачем?! Он рассуждает об истории этого места, его особенностях и обитателях, всячески избегая тем игрового процесса, так что посещение многих комнат и дергание некоторых рычажков для меня осталось загадкой, ответ на которую вряд ли когда-нибудь станет достоянием общественности.

Обзор Coma:Mortuary

Не может предложить игра и интересных логических загадок, для решения которых необходимо включить мозг - если очевидный путь вперед закрыт, значит надо походить вокруг и нажать на все рычаги!

Обзор Coma:Mortuary

Зато здесь присутствует очень "интересный" челленджер… к примеру, залезть на маленький бордюрчик или угадать, с какой стороны надо подойти к рычагу, чтобы его активировать. В принципе, конечно же, ничего фатального, но ощущения от игры в целом это портит заметно, при том, что передвигается наш герой крайне неспешно, не умеет ни прыгать, ни бегать, ни даже приседать! Спасает ситуацию только то, что длится вводный эпизод около часа, хотя данное достижение вряд ли можно отнести к плюсам игры.

Обзор Coma:Mortuary

В общем и целом, назвать игру плохой у меня язык не поворачивается: как ни крути, а тут есть и классная атмосфера и очень недурственные локации, да и задел на интересную историю присутствует! Однако играется это все пока что со скрипом, отсюда и соответствующая оценка – 6 баллов из 10.

Обзор Coma:Mortuary

На данный момент Coma:Mortuary – это такой крепкий троечник на игровой арене, с которым обязан познакомиться каждый, кто любит атмосферные игры в жанре хоррор.

Открытым остается вопрос и о том, какими будут следующие два эпизода? Лично я надеюсь на лучшее и верю, что разработчики прислушаются к критике и в ожидающих нас приключениях будет чуть меньше багов, чуть больше смысла и что сюжетная затравка разовьется во что-то действительно интересное и масштабное, а не скатится до какой-нибудь банальщины.

Читайте также: