Children of morta обзор

Обновлено: 02.07.2024

Скверна пришла на земли горы Морта. Существа сходят с ума, звери растерзаны, гоблины ликуют, а тёмные шаманы потирают руки и привносят еще больший хаос в этот мир. Не самое приятное место, не так ли? Однако, так было не всегда.

Раньше тут была прекрасная природа, таинственные пещеры и величественные города. Семейство Бергсонов со мной абсолютно согласно поэтому, давным-давно они построили родовое гнездо неподалеку и стали смотрителями этих земель. Именно им и придётся разбираться с нагрянувшей бедой.

Когда я впервые узнал о Children of Morta пару лет назад — она сразу привлекла моё внимание. Качественный пиксель-арт, боёвка уж больно смахивающая на Диабло (не, ну это точно вишлист). Потом, в начале 2017 была альфа, которая дала наконец пощупать и понять, как это играется.

Игралось чертовски хорошо, но было очень мало — всего пара локаций и несколько членов семьи. На дворе конец 2019 года и релиз игры на Nintendo Switch. Честно говоря, я переживал по поводу того, насколько хорошо будет играться проект в портативе и на геймпаде. Но обо всём по порядку.

В начале приключений игрокам предстоит взять под свой контроль главу семейства Бергсонов — большого и бородатого Джона, который наперевес с мечом и щитом идёт разбираться — что же за чертовщина происходит вокруг. Игрокам демонстрируют основы управления — атака, защита щитом, перк – возможность обрушить град мечей на неугомонных демонов. Ах, да — перекаты тоже никуда не делись, куда же без них.

В этом, я вижу одну из главных прелестей игры — вы можете играть любым понравившимся для вас стилем. Персонажи будут открываться по мере прохождения первой главы и практически каждый найдет для себя героя — бугая с молотом, мелкого проныру с кинжалами, маленькую метательницу фаерболов со скоростью пулемета или даже мастера рукопашного боя.

Более того — семья настолько дружная, что даже апгрейды распределяются на каждого члена. За них отвечают, сюрприз-сюрприз, дядя-кузнец и бабушка-ведунья. Один — за здоровье, атаку, критический урон, вторая — за повышенный опыт, длительность благословений и т.д. Все Бергсоны при деле. И если по боёвке игра напоминает какую-нибудь ARPG, то тут же всплывают элементы rogue-lite, аналогичны тем, что можно увидеть в Dead Cells.

По описанию может показаться, что игра будет принуждать к гринду. Однако, я бы так не сказал. Даже в случае проигрышного забега — вы всегда можете попробовать поиграть за другого персонажа.

Игра мало того, что иногда сама к этому подталкивает (у персонажа из-за частых забегов появляется заражение скверной, его характеристики падают и герою необходимо перевести дух дома в кругу семьи), она еще и поощряет это — у каждого Бергсона есть своё древо скиллов и “родовых” бафов. К примеру, как только Линда-лучница получит 4 уровень — она заставит тренироваться всех остальных, чтобы они быстрее бегали.

В итоге — ты как заведенный пробуешь всех персонажей и стараешься и прокачать каждого, как минимум до первой-второй пассивной способности семьи. Более того — как только игроки откроют новые, высокоуровневые локации — туда смело можно будет идти персонажами послабее, ведь там и опыта побольше и лут краше.

Мне очень понравилась реализация данной механики, т.к. не нужно потеть с нуля, если ты вдруг решил играть другим героем. В дополнение ко всему, в игре существуют десятки способов усилить своего персонажа — святилища, комнаты с дарами и испытаниями (даже понг есть!), сотни предметов (как активных, так и с пассивными эффектами), а также возможности встретить новых неигровых персонажей, которые смогут чем-то помочь или что-то рассказать, дополняя лор этого мира.

Локации для забегов в игре генерируются случайным образом, однако есть некие шаблоны, по которым после 10+ часов игры, можно начать ориентироваться и заведомо понимать в какую сторону необходимо двигаться, чтобы побыстрее найти предмет (аналог баффа и дебаффа в золотых комнатах Айзека).

Каждая глава представляет собой набор из трёх локаций для забега. Каждая локация разбита на 2-3 уровня, и в конце каждой, обязательно, игрока поджидает босс. Боссы здесь разнообразны и, вероятнее всего, для победы будет необходима парочка попыток, во-первых, чтобы “понять” как одержать победу, а во-вторых, изучить его атаки.

Визуально, игра выглядит очень атмосферно. Густые леса, пещеры с мерцающими порталами, заброшенный пустынный город. Анимации героев, их атаки способностями, то, как они ведут себя дома, отдыхая между боями — все сделано так, что за этим просто приятно наблюдать. Однако, не обошлось и без неприятных моментов.

Во-первых — почему-то достаточно долгие загрузки уровней. Уж не знаю с чем это может быть связано — какого-то Новиграда, вы тут не увидите.

Во-вторых, при игре в док-станции замечались редкие проблемы с производительностью. Причём в очень странном проявлении – когда, допустим, в кадре ОЧЕНЬ много врагов, а ты от них убегаешь — чувство, словно задник слегка подтормаживает.

Честно говоря, не могу сказать точнее — замеры FPS не производил, пишу только по своим личным ощущениям. Не скажу, что это прям мешает играть или сильно раздражает, но, что есть, то есть. К слову, в портативном режиме такой проблемы не наблюдается.

Также могу посоветовать играть в портативе всем, кого бесит крупный пиксель-арт — игра становится похожей на милый мультик.

Музыкальное сопровождение ненавязчивое, выключать его абсолютно не хочется, и является отличным дополнением к атмосфере мира.

По итогу, мы имеем бодрое крошилово монстров с вариативным геймплеем и красивой картинкой.Игра может и кажется простой, но неимоверно затягивает - она очень легко попадает в категорию “ну сейчас, еще один забег и спать”. А потом ты смотришь на часы, видишь час ночи.

Спасибо за то что дочитали до конца этот обзор. Постарался упомянуть все ключевые моменты игры. Больше обзоров по играм для Nintendo Switch можно найти на нашем сайте и телеграм-канале. Если возникли какие-то вопросы - отвечу на них в комментариях.

Семья Бергсонов — потомственные защитники священной горы Морта, которая является не просто центром мира для жителей окрестных деревень и земель — это настоящий символ и источник жизни, здоровья и процветания. Именно её считают хранительницей истории, легенд и магии.

Поэтому, когда некая Скверна стала пропитывать собой и заражать гору, Бергсоны делают ровно то, чего от них все и ждут, — начинают искать её источник и сражаться с разными монстрами, облепившими Морту. А мы выбираем конкретную область на карте горы, потом — кого-то из членов семьи и совершаем боевую вылазку.

Если играете в кооперативе, то сможете взять ещё кого-то — например, к папаше Бергсону добавить его дочурку. Если сумеете в этом регионе, разделённом на несколько больших областей, одолеть финального босса, то откроется новый, и история двинется дальше.

Отцы и дети

У каждого, помимо основной атаки, есть особое активное умение вроде града стрел, который обрушивает на противников Линда. Но это далеко, очень далеко не всё. Children of Morta тем и выделяется, что здесь в каждой вылазке случайно появляется огромное количество возможностей для уничтожения врагов.

Children of Morta обзор игры

Можно возвращаться в уже пройденные области ради гринда опыта и денег.

Работа на усиление

В каждой области есть особые локации, где можно найти, заслужить в бою или получить в награду за решение простенькой головоломки особые усиления. Также всегда есть шанс, что они выпадут из тушки особенно сильного врага или из сундука, который мы откроем за найденные самоцветы. Так вот, усиления дают разные свойства. Это может быть ещё одно активное боевое умение, позволяющее, например, призывать мечи, которые атакуют врагов. Или что-то с постоянным действием — вокруг вас будут всё время кружиться огненные шары или рядом станет бегать дрон, расстреливающий гадов.

Кроме того, усиления способны давать дополнительные эффекты к атакам — например, расширять радиус действия града стрел или, наоборот, сужать его, но взамен усиливать урон. Или к основной атаке добавится яд, оглушение, шанс восстановить здоровье при убийстве врага, возможность отбросить противников и так далее. Есть ещё руны, которые также открывают дополнительные эффекты, но они действуют лишь в течение какого-то времени, а потом ломаются.

Нескучный «рандом»

Думаете, на этом всё? Как бы не так. Частенько встречаются святилища, которые наделяют нас временными эффектами, усиливая защиту, удачу, атаку или скорость. А могут и полностью восстановить здоровье. Всё — случайно. Поэтому тут никогда не скучно во время вылазок — неизвестно, как всё пойдёт, какие усиления, предметы и святилища найдёшь.

В одном случае часто будут выпадать зелья здоровья, мощные усиления и вы прибежите на свидание к боссу целёхоньким. А в другом — доползёте на честном слове и на одном крыле. Ведь в противовес всему тому богатству усилений для героев противники всегда атакуют толпами, их очень много, бьют они больно, а здоровье само не восстанавливается. Плюс попадаются особенно зловредные твари (это помимо боссов), которые что-то призывают, травят и колдуют.

Children of Morta обзор игры

Подарки от бабушки

Зато полностью от вас зависит прокачка. Понятно, что все герои растут в уровнях и улучшают свои умения. То есть если вы будете часто играть за отца, то он быстрее всех усилится. Другое дело, что через какое-то время он устанет и получит штраф к здоровью — придётся использовать и других. В этом тоже плюс Children of Morta — игра стимулирует пробовать разных персонажей и, соответственно, новые тактики.

Кроме того, можно прокачивать общие для всей семьи умения. Бабушка Маргарет находит в горе рунические надписи и изучает их, что позволяет улучшать такие параметры, как, скажем, мудрость (увеличивает количество получаемого опыта) или домовитость (с недругов падает больше золота). Там же есть умения, благодаря которым и руны будут крепче, и святилища эффективнее, и самоцветы станут выпадать чаще, и даже второе активное умение появится.

А дядя Бен в своей мастерской за собранное золотишко делает так, что у всех членов семьи Бергсонов увеличиваются запасы здоровья, они начинают быстрее двигаться, больнее бить, чаще наносить критический урон и так далее.

Но и это не всё. По мере того, как даже один из героев становится сильнее и набирает новые уровни, открываются общие для всех семейные черты, дающие опять же разные приятные бонусы — например, шанс, что при низком здоровье персонажа к нему на помощь придёт кто-то из родственников. И таких вариантов — огромное количество.

Семейная хроника

Но даже при всём вышеописанном, Children of Morta оставалась бы обычным «рогаликом», просто с большим количеством возможностей в сражениях и в прокачке. Однако это ведь действительно семейная хроника. Практически после каждой вылазки, даже неудачной, нам рассказывают какую-нибудь историю из жизни семьи Бергсонов — о том, к примеру, как маленький Кевин благодаря дядюшке Бену обучался искусству боя с кинжалами, а потом их за это отругала мать. Или как помогали друг другу и в радости, и в печали Джон и его жена. Или вы узнаете, что дядюшка Бен раньше много пил… В драках с боссами особенно жалеешь об отсутствии напарника.

Через какое-то время мы увидим, как мать всё-таки разрешит Кевину сражаться, только попросит быть осторожнее. А ещё в библиотеке то и дело появляются новые записи из жизни Бергсонов. Так складывается действительно цельная семейная история, которая к тому же подаётся очень приятным голосом невидимого рассказчика.

Кроме того, во время зачистки подземелий в особых локациях происходят случайные события. И это может быть не только встреча с каким-нибудь торговцем или спасение ребёнка, которого нужно сопроводить к матери-беженке, но и что-то опять же связанное с Бергсонами. Например, вы найдёте убитую волчицу и скулящего рядом с ней волчонка. Если убьёте окруживших его врагов, то возьмёте животное с собой. И потом нам будут показывать, как зверёныша сначала лечили, как потом он стал настоящим членом семьи и как с ним играла младшая дочка Джона.

Кстати, базу игрока — дом Бергсонов в перерывах между вылазками нам показывают с высоты птичьего полёта. И мы всегда видим, кто и чем занят: как читает книги в библиотеке Линда или как её младшая сестра кидает своему волчонку тот самый мячик, который мы обнаружили во время одного из случайных событий.

Да что говорить, если даже такие банальности, как открытие доступа к новому герою, тут обставлены по-семейному! Например, в какой-то момент, спустившись в подземелье, вы увидите сценку, как родственники благословляют и отправляют вместе с вами в поход младшую дочурку, которая всё это время не только с волчонком играла, но и училась метать во врагов огненные шары.

Встань она на другую плиту, ничего полезного мы бы не нашли.

Что в итоге? Безусловно, один из лучших в своём классе, оригинальный и в чём-то даже гениальный «рогалик», в котором практически нет уязвимых мест. Я ведь ещё не сказал про то, как чудесно игра выглядит и звучит и как интересно тут сражаться в кооперативе. Кто-то пишет, что локации слишком короткие, но мне так не показалось — они сбалансированные, чтобы было и не слишком много, когда ты увязаешь во врагах и развилках, и не слишком мало. Авторы Children of Morta сумели найти свой, уникальный подход в жанре, где, казалось бы, всё уже придумано. И я не исключаю (и даже надеюсь), что эта игра станет образцом для подражания для других.

Плюсы: уникальная концепция семьи героев-защитников; сюжет, который развивается и подаётся как эмоциональная и трогательная семейная хроника; масса возможностей в боевой и ролевой системах; интересные герои со своими боевыми техниками; увлекательный кооператив; красивый визуальный ряд; сказочная музыка.

Минусы: возможно, кто-то сочтёт боссов слишком лёгкими, а локации — короткими; некоторые герои могут показаться слабее других.

В последние пару-тройку лет огромную популярность набирают так называемые рогалики или? если на аглицком — rouge-like. Это игры, в которых после смерти героя начинать приходится с самого начала. Степень этого самого сначала зависит уровня садизма разработчика. Началось всё в 1980 году с продукта для Unix под названием rouge, отсюда и жанр, собственно. В оригинальной игре персонаж путешествовал по случайно-генерируемому подземелью в поисках амулета и наносил увечья монстрам в пошаговых боях.


Снимок геймплея оригинальной Rouge. Эх, сколько сфинктеров потеряло целостность.

Последователи

Благодаря вариативности и немалой сложности у rouge появилось множество последователей, тех самых роуг-лайк. А уж через время, элементы жанра стали примешивать к ролевым играм, платформерам, шутерам и данжн-кролерам. К примеру, первая часть всемирно известной серии Diablo вовсю использует механики рогаликов. А в этом году на премии The Game Awards в числе номинантов на игру года был rouge-lite (или облегченный роуг) под названием Hades. К несчастью победила похоть задницы часть два или новые приключения сержанта Эбби, но не будем о грустном. Жанр популярен и на его основе выпускаются годные игры. Одна из которых Children of Morta данжн-кроллер с ролевыми элементами (есть простое дерево навыков) от маленькой иранской студии Dead Mage.


Вступительный экран.

Сюжет и вступление

Повествует про семейство Бергсонов, хранителей горы Морта, эдакого центра мира, от сохранности которого зависит благополучие окружающей действительности. В игровой реальности существуют боги, монстры и порча. Последняя образовалась внезапно, но уже натворила немало бед. Задача Бергсонов выяснить, откуда взялась порча и понять, как от нее избавиться. А для этого необходимо найти сведения в трёх местностях (иными словами актах). Вступительная часть обучает игрока, знакомит с главой семьи и соответственно активным персонажем по имени Джон. Он вооружен мечом и щитом, по классу близок к воину: достаточный запас здоровья, хорошая защита, неплохая атака и умеренная подвижность.


Часть семейства Бергсонов. Джон в центре

Впоследствии по мере сюжета открываются и другие члены семьи. Например, Линда, старшая дочь Бергсонов. Вооружена луком, умеет стрелять при движении, кувыркается и неплохо бегает. В своем роде рейнджер или разбойник дальнего боя, если говорить на языке более-менее классических ролевок. Также есть ловкачи ближнего боя, два брата семейства, один из которых очень похож на монаха из третьей части диабло, а второй как заправский джигит орудует двумя кинжалами. Младшая дочь вырастает в стихийного мага. В общем, каждый игрок найдет себе персонажа по душе, пусть и с некоторыми оговорками.


Присутствует семь играбельных персонажей. От внушительных милишников до стрелков

Геймплей

Игровой процесс проходит следующим образом: выбирается доступный герой или герои (здесь есть локальный кооператив на двоих) и часть локации. А после начинается, собственно, классический изометрический hack’n’slash. Игрок носится по карте как в жопу раненый, мочит всякую нехристь, собирает морву — местный аналог золота, самоцветы, позволяющие открывать особые сундуки, активирует обелиски (опять же, привет, диабло), получает пассивные и активные перки.

Элементы рогалика тут следующие: все ништяки, которые герой находит на уровне, даются ему только на прохождение этого самого уровня, а также в случае безвременной кончины, карту нужно будет начинать сначала уже с другими полезностями. Умирая, персонаж не теряет уровень и открытые способности. Также есть возможность прокачивать общие навыки всех героев, вроде уровня здоровья, общей силы атаки, шанс выпадения годных предметов, ловкости, критического удара и так далее.

В игре очень простой, но безумно трогательный сюжет, построенный на противостоянии по-настоящему дружной семьи с очень могущественным врагом. И даже если в каком-то из уровней игрока постигнет неудача, ему откроется маленькая часть истории или предыстории Бергсонов. Каждый герой не просто функция, а как бы банально это ни звучало, личность. Даже неигровые персонажи, вроде дяди, бабушки и матери, круто прописаны и оказывают непосредственное влияние на общее повествование.


Дом Бергсонов. Вид сверху

Локации

Каждая большая локация, а их, как я сказал ранее, три делится на 2-3 уровня. Каждый из которых состоит из нескольких частей, от двух до четырех. В конце уровня игрока ждет босс. И вот тут начинается интересное, поскольку лупят эти твари будь здоров. Не могу сказать, что они слишком уж сложные, зачастую успешность прохождения может зависеть от собранных активных и пассивных навыков, к примеру есть такие, что дают возможность время от времени восстанавливать часть здоровья или вызывать спутников, атакующих недругов. Таким образом даже особо сурового босса можно заковырять просто убегая от него по комнате, периодически отхиливаясь и используя мощную или альтернативную атаку, пока помощник вливает урон в неприятеля.

Кстати, об атаках. Доступных персонажу во время прокачки всего 4. Основная, т.е. удар или выстрел, мощная — как правило залп, бьющий по площади и наносящий большое количество урона, восстанавливается в течение нескольких секунд, альтернативная, восстанавливающаяся чуть подольше и атака ярости, когда накапливается шкала слева, герой входит в эдакий раш и громит всё в радиусе видимости, чисто как рандомный батя после пузыря огненной воды. Также по мере прокачки каждого персонажа ко всей семье будут применяться пассивные улучшения. Таким образом, есть смысл прокачивать каждого героя, чтобы все были сильными и мощными. В Children of Morta отличная реиграбельность, ещё есть NG+, так что игра способна дать многие часы увлекательного приключения.


Дерево прокачки общих способностей персонажей.

Теперь немного о локациях и врагах. Первая называется “Пещеры Кельдиппо”. Это три классических подземелья с врагами скелетами, гоблинами и пауками (тут даже есть мемный босс-паук). По сюжету Бергсоны должны найти трёх божественных сущностей, по одному в каждой локации. Проходятся достаточно просто, мой филей порвал только последний босс и то, потому что долго тупил, не разобравшись с тактикой боя. Но как только понял, как уворачиваться и куда лупить, уделал негодяя с большим удовольствием.


Босс-паук — паук огромный

Вторая называется “Барахут”. Пустынная местность с ловушками, змеями, скорпионами, боевыми мимиками, ассасинами и тому подобным. Боссы здесь довольно-таки простые, а вот сами уровни весьма суровы, по крайней мере на мой вкус. Неплохо пробегаются героями ближнего боя, но т.к. я то ещё ракообразное, если дело касается воинов, умудрялся накосяпорить. Один уровень пропылесосил самым выносливым и сильным персонажем, но это повезло с открытыми пассивками, плюс босс оказался уязвимым к хорошей подаче оружием ближнего боя по кумполу.


Вторая локация отдаленно напоминает пустыню из Diablo 2

Третья носит имя Терралава. Город в духе дизель-панка. В качестве врагов здесь всякие роботы-автоматоны, боевые дроны и прочие механизмы. Также в этой локации самые интересные боссы и ловушки. Мне она понравилась больше всех. Помимо основных врагов на всех трех локациях присутствуют порождения скверны. Выходят из портала и всячески мешают жить. Какие-то из тварей просто резкие как ночные полюции в казарме, какие-то призывают других и шарашат колдунствами, какие-то рисуют подобие сатанинской пентаграммы и наносят урон, если игрок туда попадет и так далее, и тому подобное.


Порождения скверны вообще довольно-таки опасные враги и бойцом ближнего боя лично мне их бить было очень тяжело, более-менее прилично удавалось за ловкача с кинжалами, используя тактику: подбежал, вломил люлей, отбежал, использовал сильную атаку (конкретно этот персонаж метает холодняк во все стороны), увернулся, повторил последовательность. Ещё одна забавная особенность, после прохождения одним персонажем нескольких уровней, он получает дебаф к здоровью и пару последующих забегов должен пропустить, т.е. пройти всё одним героем можно, но игра ненавязчиво так намекает, что надо бы дать шанс и остальным.


Дебаф к здоровью

Активности

Помимо основной цели прохождения, т.е. пробежать каждую часть уровня и напинать боссу, присутствуют иные активности. К примеру можно в одной из комнат отыскать людей, которым нужна помощь, можно спасти волчонка, найти материалы ему на будку, а если купить дополнение Paws and Claws, т.е. лапы и когти, рядом с домом Бергсонов появится загончик для животных. Там можно этих самых животных кормить вкусняхами, за что семейство получит определенные бонусы. В игре очень приятная пиксельная графика, классная музыка и шикарная атмосфера.


Прелесть же. Игра сделана за банку хумуса, а выглядит очень годно.

Вместо вывода

Как итог, получаем отличный данжн-кроллер-диаблоид с элементами роуг-лайт и локальным кооперативом, практически без косяков. Пару раз у меня глючила комната в подземелье. Также в качестве небольших минусов наблюдается легкий дисбаланс между персонажами, впрочем вот этот пункт довольно-таки субъективен, потому что я привык играть лучниками и магами, но не очень хорошо умею за воинов.

Одно прохождение заняло у меня примерно 20 часов, но я проходил все побочные активности и старался каждый уровень максимально зачищать, ну и конечно же время от времени раковал, погибая там, где это проблематично сделать даже сильно стараясь. Но ведь есть ещё НГ+, так что в любом случае в игру я ещё обязательно вернусь. К покупке рекомендую, если вам нравится первая часть диабло, также если нормально относитесь к рогаликам и данжн-кроллерам, у вас не вызывает отторжения пиксельная графика и вы не адепт ААА-игр.

Закройте глаза и вспомните самые первые видеоигры в которые вы поиграли в детстве. Их было много и у всех они были разные: кто-то сразу вспомнит C&C: Red Alert, а у кого-то перед глазами возникнет силуэт какодемона из Doom. Но среди нас обязательно окажутся и те, кто снова представит себе красочные миры сказок, рассказанных нам в играх серии King’s Quest или давно забытой Little Big Adventure.

Такие жанрово разные игры, всегда объединяли темы затронутые в них, те самые темы, которые мы, хотели бы чтобы наши собственные дети открывали для себя с помощью видеоигр. При всем изобилии игр, сегодня всё сложнее становится найти игры-сказки, которые мы бы сами хотели поставить на полку своим детям. Об одном таком проекте я бы и хотел рассказать сегодня.

Children of Morta оказалась просто идеальной терапией для меня после мрачноватой и тягучей, как детективы Финчера, игры Kentucky Route Zero. Но не спешите расходиться - Children of Morta не детская сказочка из 90-х, а вполне суровый rogue-lite dungeon crawler с вполне взрослыми ситуациями, мотивацией и поведением героев.

Просто рассказана эта история настолько искусно, что я просто удивляюсь как этот тайтл не мелькал в номинациях за лучший нарратив 2019 года. Хотя, надо признать, прошлый год выдался на редкость сильным в плане нарративно-движимых игр, взять одну только Disco Elysium…но давайте лучше уже о самой игре и желательно по порядку.

Как и подобает инди-проектам, Children of Morta с успехом закончила школу Kickstarter в далеком 2015 году, собрав вполне внушительные $110K, а судя по материалам предоставленным на старте кампании, игра уже тогда находилась в разработке какое-то время, так что можно сказать что перед нами настоящий инди-долгострой. До этого разработчики смогли отметиться довольно популярной Shadow Blade и чуть более скромной Garshasp: The Monster Slayer.

С первых секунд вступления, Children of Morta влюбляет в себя своим арт-дизайном и необычной цветовой палитрой, по которой можно сразу почувствовать уникальность происхождения игры. А завершает полное погружение в сказку невероятная работа нарратора, которым выступил актер и продюсер Ed Kelly. Его глубокий успокаивающий баритон – лучшее, что слышало мое ухо в качестве рассказчика сказок. Я хочу аудиокниги озвученные Эдом у себя в коллекции прямо сейчас, но в какой монитор кидать деньги пока не понял.

В центре сюжета Children of Morta семья Бергсонов (Bergson family), которая вот уже несколько поколений охраняет гору Morta и теперь им предстоит встретится с самым опасным за многие годы противником – некой порчей, которая превращает животных в монстров, а жителей в демонов. Но семье Бергсонов есть, что противопоставить этой напасти – пока Бабушка Маргарет разгадывает тайны истоков порчи, а дед –кузнец занимается апгрейдами, глава семьи (классический воин-палладин), с своими четырьмя детьми и племянником (в обойме весь диабло-мейнстрим – от мага до подобия варвара) занимаются разведкой боем и зачищают порчу на ближних и дальних рубежах.

Children of Morta – игра про супер-семейку, но эта простая, на первый взгляд, концепция обыгрывается настолько свежо и талантливо, что в это даже сложно поверить! Все члены семьи, от мало до велика, прекрасно прописаны и каждый обладает хоть и небольшой, но уникальной историей, которая влюбляет игрока в персонажей, и таким образом во всё это разношерстное семейство. Даже проверять не нужно, но я готов поставить круглую сумму денег, на то, что креативный директор и каждый член его команды – прекрасные семьянины или выросли в многодетных семьях.

Как же здорово им удаётся дергать за тоненькие струны души, рассказывая это великолепную историю о главных семейных ценностях – взаимовыручке, самопожертвовании и, конечно же, любви к близким. Их игра - еще одно доказательство того, что хороший сюжет или история, не должна быть сложной, нелинейной или иметь многочисленные твисты. Гораздо важнее как она рассказана, ведь такие аспекты как мораль, мотивация и эмоции куда значительнее, чем хитросплетения событий.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что разработчики из Dead Mage выступают здесь шеф-поварами мишленовского ресторана, когда каждый элемент истории и геймплея, как изысканное блюдо, представлен мизерной порцией, но вкус её надолго остаётся в памяти игрока-дегустатора.

О сюжете и персонажах Children of Morta можно говорить долго, но раз уж мы уже упомянули геймплэй, то и о нём надо поговорить подробно, тем более что здесь есть за что похвалить и за что пожурить команду Dead Mage.

Children of Morta эффективно использует проверенную временем формулу Diablo и представляет собой РПГ с процедурно-генерируемыми локациями, прокачкой и лутом. При неудачном исходе битвы, персонаж не теряет опыт или золото, а просто возвращается на начало уровня. Самое начало. И это самая жестокая потеря прогресса, которую я встречал. Каждое подземелье имеет несколько уровней, где нет чекпоинтов, так что если персонаж умирает на боссе подземелья, то начинать придётся с самого начала.

Здесь разработчики использовали интересный приём: всегда есть возможность пробежать уровни и миновать столкновения с толпами врагов, но без прокачки и собранных на уровнях предметов, практически нет шансов победить в финальной битве уровня, поэтому игроку все равно приходится методично собирать лут и различные бонусы усиливающие героя к битве с боссом. Терпение - благодетель.

Как было сказано выше, в игре всего по чуть-чуть, кроме, пожалуй, играбельных персонажей: всего несколько сайд-квестов, но все они отлично срежиссированы и трогают своей искренностью; есть простенькое древо способностей, но каждый новый уровень приносит большую радость; в наличии всего несколько вариантов атак, но они прекрасно сбалансированы и не наскучивают даже к финалу игры. Хотя, при желании, можно придраться к некоторым геймплейным механикам, которые просто непонятно для чего были добавлены в игру. Я, например, так ни разу не воспользовался возвратом на начало уровня, так как в этом не было никакой необходимости.

Также, главная супер-способность каждого персонажа, которая по идее должна быть решением всех проблем и вселять страх в сердца врагов, на деле оказывалась самым бесполезным вариантом атаки и чаще - причиной смерти и возвратом в начало подземелья. Но мелкие огрехи в геймплее не сильно портят общего впечатления от него, а на фоне великолепно-расказанной истории, вообще не достойны упоминания.

Думаю любому уже стало понятно к концу этого обзора, что визуальная часть игры это просто один из лучших пиксель-артов 2019 года, если не самый лучший. Для меня это точно топ-3 вместе с Blasphemous и Dead Cells. Дизайн монстров и боссов, наверное, самая слабая часть общей композиции, но, в целом, сложно найти проект сравнимый по красоте с Children of Morta: Рисованная пиксельная графика и покадровая анимация в сочетании с современными технологиями распространения света - это пуленепробиваемая комбинация, заслуживающая многочисленных премий за визуальный ряд и art-direction.

Саундтрек игры фрагментами очень яркий и запоминающийся, но ситуация здесь такая же как и со всеми остальными ингредиентами успеха: в игре всего несколько треков, но каждый из них высшей пробы качества. Хотя, в случае с музыкальной составляющей, чувствуется легкая нехватка разнообразия (пример можно послушать здесь).

Из всего этого количества букв нужно понять самое важное:

Children of Morta это лучшая игра для карантинной весны 2020 года. Здесь семья под одной крышей встречает вместе радости и невзгоды, отчаянно борясь с порчей, которая безжалостно уносит жизни близких людей. А еще в игре чарующая атмосфера сказки, которая скрасит любые серые будни проведенные в замкнутом пространстве. И если есть необходимость совместного времяпровождения, то и в этом случае игра готова помочь прекрасно-сбалансированным локальным кооперативом.

Но главное, в самый трудный момент Children of Morta обязательно напомнит, о том, что взаимная поддержка близких людей способна победить даже самую гнусную заразу не только в вымышленном мире видеоигры.

Заходите на канал "Мольбертный пиксель" в Telegram. В нём вы найдете все, что пропустили из прекрасного мира инди-игр, душевного пиксель-арта и доброго олдскула. На канале вы также узнаете о самых значимых независимых проектах и будете в курсе важнейших новостей инди-разработки. Обзоры, превью и разнообразные рубрики не дадут заскучать настоящим ценителям качественных видеоигр.

Читайте также: