Call of juarez серия игр обзор на русском

Обновлено: 04.07.2024

Честно сказать, мы не ожидали от нового проекта поляков из Techland такой вот прыти. Их предыдущий экшен Chrome был довольно посредственной игрой. Call of Juarez на выставках тоже не сказать чтобы блистал. Так, очередная игра про Дикий Запад со всеми классическими штампами от не слишком маститого разработчика.

Но вот совершенно неожиданный и, несомненно, приятный сюрприз: Call of Juarez вдруг оказалась чуть ли не лучшей игрой-вестерном, которую мы только видели. Бывает в жизни и такое.

А я люблю ковбоя!

Давным-давно, в далекой Америке жил-был мальчик по имени Билли. Жил не то чтобы очень хорошо — в семье постоянные скандалы, отчим допекает, перспектив никаких. Поэтому в один прекрасный день Билли решил, что пора искать счастья, да и свалил из родительского дома куда подальше. Через два года, как и положено блудному сыну, он вернулся и обнаружил, что на родном ранчо буквально несколько минут назад случилось страшное родители убиты, а на стене кровью написано Call of Juarez.

В этот самый момент заявляется преподобный Рэй — священник и, по совместительству, родной брат отчима Билли. Застав парнишку рядом с трупами собственных родственников, пастор тут же решает, что это и есть убийца (вполне логично, кстати). Билли такой расклад решительно не нравится, и он во второй раз покидает отчий дом. На этот раз — бегом. Ну а дальше начинается классический вестерн — с погонями, разоблачениями, долгим расследованием смерти родителей, столкновениями с индейцами, поисками сокровищ ацтеков. Ну, и ограбление поезда тоже будет. И трупы, трупы, трупы — пускать в расход персонажей здесь не стесняются. Скажем по секрету — к концу игры в живых остаются только два ключевых персонажа.

Штурм ранчо в самом разгаре.

Как видите, игра щедро черпает вдохновение из лучших вестернов прошлого века. Причем черпает на редкость аккуратно — все эти погони-драки-перестрелки мы, конечно, уже видели, но ощущения вторичности не возникает. Очень сильно здесь помогает оригинальная манера подачи сюжета — играть предстоит и за Билли, и за преподобного Рэя.

Игра за Билли больше всего напоминает похождения какого-нибудь Индианы Джонса. Сходство дополняется тем, что основным орудием труда у нашего героя становится хлыст. Это, к слову, совершенно незаменимый инструмент. Взобраться на недоступную смертным высоту? Пожалуйста! Переключить рычаг в трех метрах от себя? Верный кнут опять придет на помощь. Да и врагов им можно хлестать.

А вот с пистолетами у Билли роман явно не сложился — ожесточенной пальбе он предпочитает более тонкие методы. Главное его преимущество — ловкость и скрытность. А уж если малыш Билли кого-нибудь и убивает, то делает это по возможности тихо и незаметно. Например, с помощью лука.

Виртуальный тир объявляется открытым! И не кривите лицо на архаичный внешний вид станкового пулемета — свою работу он выполняет отменно!

С Рэем ситуация иная. Религиозный фанатик-садист, настоящая машина смерти на службе то ли бога, то ли дьявола. Игра за Рэя — классический шутер от первого лица. Причем шутер качественный, динамичный и сделанный явно со знанием дела. Пастор — очень меткий и, что немаловажно, быстрый стрелок. Последнее, правда, целиком зависит от навыков игрока: в Call of Juarez регулярно встречаются классические ганфайтинг-сценки: на экране идет обратный отсчет, и как только счетчик достигает нуля, нужно быстро двинуть мышью сначала вниз (в кобуру за револьвером), а потом вверх — чтобы успеть навести прицел и выстрелить первым.

Еще Рэй умеет стрелять с двух рук, причем в нескольких противников сразу. Происходит это так: два прицела медленно выползают с противоположных сторон экрана, стремясь слиться воедино где-то по центру. Как только они сходятся вместе — надо сразу же открывать огонь. Благодать, одним словом.

Не забывайте, кстати, что Рэй — человек высокой духовности. И если пуль вдруг оказывается недостаточно, он смело пускает в ход слово божье. Для этого у пастора всегда есть с собой боевая Библия, избранные пассажи из которой он может зачитывать прямо во время перестрелки. После такого вот психологического прессинга слабовольные враги немедленно прудят в штаны от страха и бегут куда подальше.

Оружие в Call of Juarez живет недолго: несколько десятков выстрелов, и иконка ствола начинает истошно мигать красным цветом, а еще через какое-то время оружие просто взорвется у вас в руках, и его останется только выкинуть.

Спили мушку, Билли!

Пассажиры поезда сегодня явно «зажгли».

Вообще, видно, что поляки всеми силами пытались сделать свою игру как можно более разнообразной, — и это у них, надо сказать, получилось (за некоторыми исключениями). Миссии сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе. В кадре есть лошадь — жди скачек. Появилась слишком уж злобная группа бандитов — будет стелс-миссия. Увидели станковый пулемет — приготовьтесь к виртуальному тиру. Встретился мудрый индеец — готовьтесь к спецкурсу «Путь молодого индейца». Ну и так далее.

К сожалению, из попытки авторов разнообразить игру вытекает и основной ее недостаток — тотальная власть скриптов. Все здешние аттракционы — штука сугубо одноразовая, что сводит реиграбельность проекта к нулю. AI, опять же, лениво отдыхает в сторонке — зачем напрягаться, когда за тебя все сделают скрипты? Поэтому нет ничего странного в том, что в редкие минуты «свободы» противники просто тупо палят по игроку. Соответственно, о нелинейности и прочем «плюрализме» можете сразу же позабыть.

Еще один спорный момент — графика. Для РС-эксклюзива Call of Juarez выглядит местами коряво. Убогие текстуры, дешевые эффекты, дерганая анимация. Хотя пейзажи здесь порой встречаются умопомрачительные. Если у вас вдруг ненароком установлен Fraps, то после прохождения игры вы с удивлением обнаружите, что наснимали по меньшей мере несколько сотен скриншотов. Особенно красив один из последних уровней — мексиканская пустыня, залитая предзакатным солнцем.

В товарищеском боксерском матче руки то и дело застревают в противнике — ругать за это стоит физический движок.

Видите красный крестик? Он обозначает ровно одну вещь — «низ-з-зя!».

В США, как известно, вовсю подрастает очередное «поколение П». Нет, не «пепси» — эти граждане уже давно получили высшее образование и расселись по мягким офисным креслам. Мы же говорим о «поколении политкорректности». Суть этого социального явления вы, наверное, и сами знаете: узрел нечто отдаленно похожее на дискриминацию кого-то — стукани куда полагается. Ну а там уже примут меры. Причем железобетонные щупальца защитников угнетенных распространяются на все сферы жизни — в том числе на компьютерные игры.

И ничего бы в этой самой политкорректности не было страшного, если бы некоторые люди не стали перегибать палку. Вот, например, в Call of Juarez — игре про жестокий Дикий Запад — категорически запрещено:

— стрелять по трупам;

— стрелять в невинных (с точки зрения разработчиков) NPC, даже если те настроены враждебно;

— стрелять по лошадям;

— погонять лошадей кнутом;

Нарушение любого из этих правил ведет к неминуемому «геймоверу». Глупость, конечно же, полная — особенно в случае с пунктом про лошадей и хлыст. Но разработчиков вполне можно понять: в последние годы нападки на игры усилились многократно. Все мы помним скандал вокруг GTA: San Andreas и модификации Hot Coffee. «Наехать» пытались даже на Gun — за то, что там можно убивать индейцев.

Хотя, с другой стороны, ну их к черту, эту графику и линейность. Никто же не отказывается смотреть старые фильмы только потому, что они черно-белые? Call of Juarez — динамичная и разнообразная игра. Любители Дикого Запада просто обязаны помереть от восторга.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 8.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Одна из лучших игр-вестернов — разнообразная, с увлекательным сюжетом и всеми теми вещами, за которые мы так любим Дикий Запад. Жаль только, что одноразовая и на лицо страшноватая.

В успех игры Call of Juarez от ребят из Techland сомневались многие. Во-первых, из-за смены жанра Racing (их детище Xpand Rally) на не менее сложный, а главное совершенно иной, FPS. Во-вторых, поверить, что поляки воссоздадут настоящую атмосферу тех лет и реализуют все на должном, читай высоком уровне, увы, не получалось. Однако ж, дурные мысли прочь, разработчикам воистину есть чем удивить нас.

Любой, кто хотя бы на минутку был знаком с нашумевшей Fahrenheit скажет вам, что сюжет, вернее его правильная подача на игровой стол, выполняют чуть ли не наиважнейшую роль во всей игре. Так вот, умелые сценаристы, грамотно используя материал, не спешат раскрывать все карты в первые пять минут, чтобы потом оставшиеся восемь часов вас не надо было силой тянуть за уши по сюжетной линии, от неимоверной скуки, конечно. В принципе, линий здесь целых две, которые на протяжении всей игры пересекаются, но ни на йоту первая не похожа на вторую, и наоборот. Один из героев – трусоватый юноша, потерявший в этой жизни все, но постоянно ведомый приключениями, из-за которых он никак не может (да и вряд ли хочет) обрести покой. Билли, а именно так и зовут паренька, в мире CoJ отыгрывает роль дичи, которая не устоит под пулями, но способна скрываться от охотника посредством тени, верного скакуна и прекрасных атлетических данных. По пятам, словно собака-ищейка, бежит Рэй – проповедник из маленькой церквушки и вершит божье правосудие над всеми, кто пытается оказать сопротивление. Стоит отметить, что достать из запылившегося сундучка не менее пыльную пару револьверов священника вынудила не назойливая жена. Картина, которую ему довелось увидеть, начисто перевернула светлейшие мысли верх дном: Билли причастен к убийству его брата! Путь мести и жестокости кажется ему более подходящим, но погоня за Билли приоткрывает завесу над многими тайнами…

Обилие скриптовых сценок, волной накатывающих раз за разом, поначалу пугает, но буквально через 30-40 минут знакомства с CoJ понимаешь, что органично вплетенные диалоги и ролики подливают такого масла на сковородку атмосферы, что буквально манипулируют тобой. Герои ссорятся, плачут, переживают, бранятся, надеются – и ты вместе с ними. Разыгрываемая на экране игра больше напоминает хорошую книгу, создающую стимул к прочтению хотя бы для того, чтобы узнать, что стряслось с героями в конце. Поверьте, инсталлированная на компьютере CoJ на время затуманит вам разум, и только после полнейшего прохождения вы вспомните, что имели на жестком диске еще три не менее достойных проекта.

Впрочем, удивить нас поляки решили не только проработанной историей. Строго жанра (типа FPS) на самом деле игра не имеет, в связи с большим внедренным количеством идей. Попеременно играя то за Билли, то за Рэя, вы окунетесь в пучину таких жанров, как стелс, квест, экшн, тир. Радует, что Techland детально проработала каждый из вышеперечисленных, а не выкинула их «сырыми» общественности.
Тихо крадемся за спинами ничего не подозревающих бандитов, ловко прячемся в кустах или сливаемся с тенью. Прыгаем через пропасти, рискуя жизнью; взбираемся на, казалось бы, недоступные участки земли с помощью верного кнута. Плывем по реке, попутно уклоняясь от встречных острых рифов; галопом скачем на резвой лошадке. Натягиваем тетиву, прицеливаемся… Раз, стрела моментально пронзает тело зайчика.
Теперь меняем декорации. Стремительно врываемся в комнату, выбив дверь ногой, и пускаем три пули в лоб обескураженному противнику. Выглядывая из-за бочки, сфокусировав свой взгляд на цели, метким выстрелов из винтовки создаем дырку в груди ранее храброго бойца. Чтобы выкурить гадких (просто гадких, и ни слова больше!), закидываем салун керосиновыми лампами – после делаем один единственный выстрел и наблюдаем, как огонь пожирает все новые и новые участки хлипкого деревянного здания. Чувствуете, что разговоры о действительно разных играх в одной не миф, а самая что ни на есть жестокая (вернее, очень милая) правда.

На закуску припасли еще целый вагончик сладостей. Во-первых, добротно реализованная лошадь, со своими параметрами, и отличающаяся от неестественных сородичей из TES IV: Oblivion. Во-вторых, несколько измененный режим привычного и родного нам slo-mo (bullet-time, «замедление», как хотите!): когда оружие преспокойно поскрипывает в кобуре, стоит только нажать клавишу мыши, как с боков медленно, но верно к центру движутся прицелы (для первого и второго оружия соответственно). Нам остается только вертеть головой, с трудом различая врагов в творящемся на экране безобразии (речь идет о сильном размытии картинки), и успевать нажимать на спусковой крючок. Однако вся прелесть будет понята вами не сразу: попробуйте, имея хорошую видеокарту, в режиме описанной «Концентрации» задеть близко расположенную деревяшку, к примеру, угол дома. У меня вот случился неописуемый восторг.

Раз уж я коснулся, хоть и слегка, темы «Красота в мире CoJ», то было бы неплохо продолжить ее, поведав, что огорчило и что взбодрило.
Сперва системные требования, взлетевшие до высот уровня Oblivion. Вообще, данные сравнения вполне обоснованы, ведь рецензируемый проект имеет потрясающую картинку; движок, собранный программистами из Techland, служит верой и правдой, выдавая детализированную местность как под ногами, так и за несколько условных километров. Травка качается, деревца шелестят листьями, отбрасывая динамические мягкие тени, текстуры довольно высокого разрешения, проработанная мимика всех персонажей. Единственное, над чем предстоит еще потрудиться – анимация. Некоторые движения ну настолько куцы и неуклюжи, что телодвижения в Oblivion кажутся конфеткой (опять этот TES IV!). Зато, CoJ чуть ли не единственная игра, где в любой момент вы можете ознакомиться со своими ногами, руками и телом, просто-напросто взглянув вниз. Мелочь, а приятно.

Автору саундтреков, записанных для игры, я бы с удовольствием пожал руку, а потом еще и поклонился. Честно, давно я не слышал столь пронизанной чувством музыки, которая меняется не только из-за творящегося в CoJ, но и меняет настроение геймера! Некоторые мелодии (в частности миссия, где Билли предстоит до захода солнца спасти девушку) натурально способны выбить слезу. Браво!
Те же хвалебные комментарии можно отнести и к игре актеров, кроме как «блестящая» ее язык не поворачивается назвать по-другому. Некоторые настолько вживаются в свой образ, что «какая-то игра» превращается в интерактивный фильм.

Итоговые комментарии:

Убедительный проект, наглядно демонстрирующий, что даже малоизвестные команды могут творить шедевры, а также показывающий, что не исчерпала игровая индустрия всех идей, есть еще порох в пороховницах!

Честно сказать, мы не ожидали от нового проекта поляков из Techland такой вот прыти. Их предыдущий экшен Chrome был довольно посредственной игрой. Call of Juarez на выставках тоже не сказать чтобы блистал. Так, очередная игра про Дикий Запад со всеми классическими штампами от не слишком маститого разработчика.

Но вот совершенно неожиданный и, несомненно, приятный сюрприз: Call of Juarez вдруг оказалась чуть ли не лучшей игрой-вестерном, которую мы только видели. Бывает в жизни и такое.

А я люблю ковбоя!

Давным-давно, в далекой Америке жил-был мальчик по имени Билли. Жил не то чтобы очень хорошо — в семье постоянные скандалы, отчим допекает, перспектив никаких. Поэтому в один прекрасный день Билли решил, что пора искать счастья, да и свалил из родительского дома куда подальше. Через два года, как и положено блудному сыну, он вернулся и обнаружил, что на родном ранчо буквально несколько минут назад случилось страшное родители убиты, а на стене кровью написано Call of Juarez.

В этот самый момент заявляется преподобный Рэй — священник и, по совместительству, родной брат отчима Билли. Застав парнишку рядом с трупами собственных родственников, пастор тут же решает, что это и есть убийца (вполне логично, кстати). Билли такой расклад решительно не нравится, и он во второй раз покидает отчий дом. На этот раз — бегом. Ну а дальше начинается классический вестерн — с погонями, разоблачениями, долгим расследованием смерти родителей, столкновениями с индейцами, поисками сокровищ ацтеков. Ну, и ограбление поезда тоже будет. И трупы, трупы, трупы — пускать в расход персонажей здесь не стесняются. Скажем по секрету — к концу игры в живых остаются только два ключевых персонажа.

Штурм ранчо в самом разгаре.

Как видите, игра щедро черпает вдохновение из лучших вестернов прошлого века. Причем черпает на редкость аккуратно — все эти погони-драки-перестрелки мы, конечно, уже видели, но ощущения вторичности не возникает. Очень сильно здесь помогает оригинальная манера подачи сюжета — играть предстоит и за Билли, и за преподобного Рэя.

Игра за Билли больше всего напоминает похождения какого-нибудь Индианы Джонса. Сходство дополняется тем, что основным орудием труда у нашего героя становится хлыст. Это, к слову, совершенно незаменимый инструмент. Взобраться на недоступную смертным высоту? Пожалуйста! Переключить рычаг в трех метрах от себя? Верный кнут опять придет на помощь. Да и врагов им можно хлестать.

А вот с пистолетами у Билли роман явно не сложился — ожесточенной пальбе он предпочитает более тонкие методы. Главное его преимущество — ловкость и скрытность. А уж если малыш Билли кого-нибудь и убивает, то делает это по возможности тихо и незаметно. Например, с помощью лука.

Виртуальный тир объявляется открытым! И не кривите лицо на архаичный внешний вид станкового пулемета — свою работу он выполняет отменно!

С Рэем ситуация иная. Религиозный фанатик-садист, настоящая машина смерти на службе то ли бога, то ли дьявола. Игра за Рэя — классический шутер от первого лица. Причем шутер качественный, динамичный и сделанный явно со знанием дела. Пастор — очень меткий и, что немаловажно, быстрый стрелок. Последнее, правда, целиком зависит от навыков игрока: в Call of Juarez регулярно встречаются классические ганфайтинг-сценки: на экране идет обратный отсчет, и как только счетчик достигает нуля, нужно быстро двинуть мышью сначала вниз (в кобуру за револьвером), а потом вверх — чтобы успеть навести прицел и выстрелить первым.

Еще Рэй умеет стрелять с двух рук, причем в нескольких противников сразу. Происходит это так: два прицела медленно выползают с противоположных сторон экрана, стремясь слиться воедино где-то по центру. Как только они сходятся вместе — надо сразу же открывать огонь. Благодать, одним словом.

Не забывайте, кстати, что Рэй — человек высокой духовности. И если пуль вдруг оказывается недостаточно, он смело пускает в ход слово божье. Для этого у пастора всегда есть с собой боевая Библия, избранные пассажи из которой он может зачитывать прямо во время перестрелки. После такого вот психологического прессинга слабовольные враги немедленно прудят в штаны от страха и бегут куда подальше.

Оружие в Call of Juarez живет недолго: несколько десятков выстрелов, и иконка ствола начинает истошно мигать красным цветом, а еще через какое-то время оружие просто взорвется у вас в руках, и его останется только выкинуть.

Спили мушку, Билли!

Пассажиры поезда сегодня явно «зажгли».

Вообще, видно, что поляки всеми силами пытались сделать свою игру как можно более разнообразной, — и это у них, надо сказать, получилось (за некоторыми исключениями). Миссии сменяют друг друга, как картинки в калейдоскопе. В кадре есть лошадь — жди скачек. Появилась слишком уж злобная группа бандитов — будет стелс-миссия. Увидели станковый пулемет — приготовьтесь к виртуальному тиру. Встретился мудрый индеец — готовьтесь к спецкурсу «Путь молодого индейца». Ну и так далее.

К сожалению, из попытки авторов разнообразить игру вытекает и основной ее недостаток — тотальная власть скриптов. Все здешние аттракционы — штука сугубо одноразовая, что сводит реиграбельность проекта к нулю. AI, опять же, лениво отдыхает в сторонке — зачем напрягаться, когда за тебя все сделают скрипты? Поэтому нет ничего странного в том, что в редкие минуты «свободы» противники просто тупо палят по игроку. Соответственно, о нелинейности и прочем «плюрализме» можете сразу же позабыть.

Еще один спорный момент — графика. Для РС-эксклюзива Call of Juarez выглядит местами коряво. Убогие текстуры, дешевые эффекты, дерганая анимация. Хотя пейзажи здесь порой встречаются умопомрачительные. Если у вас вдруг ненароком установлен Fraps, то после прохождения игры вы с удивлением обнаружите, что наснимали по меньшей мере несколько сотен скриншотов. Особенно красив один из последних уровней — мексиканская пустыня, залитая предзакатным солнцем.

В товарищеском боксерском матче руки то и дело застревают в противнике — ругать за это стоит физический движок.

Видите красный крестик? Он обозначает ровно одну вещь — «низ-з-зя!».

В США, как известно, вовсю подрастает очередное «поколение П». Нет, не «пепси» — эти граждане уже давно получили высшее образование и расселись по мягким офисным креслам. Мы же говорим о «поколении политкорректности». Суть этого социального явления вы, наверное, и сами знаете: узрел нечто отдаленно похожее на дискриминацию кого-то — стукани куда полагается. Ну а там уже примут меры. Причем железобетонные щупальца защитников угнетенных распространяются на все сферы жизни — в том числе на компьютерные игры.

И ничего бы в этой самой политкорректности не было страшного, если бы некоторые люди не стали перегибать палку. Вот, например, в Call of Juarez — игре про жестокий Дикий Запад — категорически запрещено:

— стрелять по трупам;

— стрелять в невинных (с точки зрения разработчиков) NPC, даже если те настроены враждебно;

— стрелять по лошадям;

— погонять лошадей кнутом;

Нарушение любого из этих правил ведет к неминуемому «геймоверу». Глупость, конечно же, полная — особенно в случае с пунктом про лошадей и хлыст. Но разработчиков вполне можно понять: в последние годы нападки на игры усилились многократно. Все мы помним скандал вокруг GTA: San Andreas и модификации Hot Coffee. «Наехать» пытались даже на Gun — за то, что там можно убивать индейцев.

Хотя, с другой стороны, ну их к черту, эту графику и линейность. Никто же не отказывается смотреть старые фильмы только потому, что они черно-белые? Call of Juarez — динамичная и разнообразная игра. Любители Дикого Запада просто обязаны помереть от восторга.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей : 8.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 8.0

Дождались? Одна из лучших игр-вестернов — разнообразная, с увлекательным сюжетом и всеми теми вещами, за которые мы так любим Дикий Запад. Жаль только, что одноразовая и на лицо страшноватая.

После выхода Call of Juarez: The Cartel впору было списывать цикл Call of Juarez в утиль — больно уж тщательно «Картель» вытащил на поверхность недостатки серии, утопив все без исключения ее достоинства. Многие поклонники заочно похоронили и Gunslinger, анонсы которой особой убедительностью не отличались, — и, как выяснилось, похоронили совершенно напрасно. Игра-то получилась совсем не плохая.

Call of Juarez: Gunslinger

Никаких больше мексиканских наркокартелей, никаких «хороших полицейских, плохих полицейских» — Call of Juarez возвращается к классике. На дворе начало двадцатого века. Старый ковбой заходит в салун и представляется Сайласом Гривзом, известным охотником за головами. Завсегдатаи салуна тут же заваливают старика предложениями угостить его выпивкой в обмен на пару рассказов о ковбойской жизни — тут-то и начинается игра.

Каждый уровень игры — это одна из историй о бурной молодости Гривза. Первые пару часов его байки кажутся не просто невероятными, но и бессмысленными — старик «Казань брал, Астрахань брал», с самим Малышом Билли бегал и, разумеется, всех тогдашних знаменитых бандитов (от Старика Клэнтона до Бутча Кэссиди) лично ухлопал. Гривз охотится за бандитскими головами, сбегает из тюрьмы, охотится за головами, участвует в ковбойских дуэлях, охотится за головами, срывает ограбления поездов и банков, выслеживает беглых мстителей-индейцев, ну и, конечно, охотится за головами. От фамилий разной степени известности рябит в глазах, новые персонажи появляются каждые пятнадцать минут только для того, чтобы тут же умереть, а рассказы связаны друг с другом лишь общим главным героем.

Call of Juarez: Gunslinger

Тем не менее история от этого не становится скучной — ее вытаскивает язвительный юмор рассказчика, который откровенно издевается над штампами вестернов, над предыдущими играми серии, над собой и даже над слушателями. А как только эти шутки начнут приедаться, в баснях стрелка внезапно покажется и смысл, и общий сюжет. За непрерывным потоком иронии проступит мрачная история — разумеется, имеющая прямое отношение к золоту и маленькому городку под названием Хуарес. История, в которой вскроется, что привело Сайласа в салун и для чего он рассказывает свои байки.

Call of Juarez: Gunslinger

Сказать, что Сайлас слегка привирает, — значит, основательно погрешить против истины. Дед заливает так, что барон Мюнхгаузен уважительно снял бы треуголку. А подкрепляет его вранье игровой процесс. Как в Bastion, только наоборот — там закадровый голос комментировал каждое наше действие, а тут мы делаем то, чем хвастается рассказчик. «И тут они меня окружили! Человек двадцать, не меньше! Подкрались незаметно — любимая тактика апачей!» — вещает Гривз, а на экране буквально из воздуха материализуются несколько десятков индейцев и начинают поливать нас шквальным огнем. «Погоди, дед! Какие, к черту, апачи? Ты же выслеживал банду Ковбоев?» — интересуется внимательный слушатель, пока мы лихорадочно мечемся по ущелью, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от свистящих в воздухе пуль. «А я и не говорил, что это были апачи, — моментально «отмазывается» рассказчик, — я сказал, что Ковбои налетели на меня прямо как апачи!» — и индейцы растворяются в воздухе, а их место занимают бандиты в красных шарфах.

Call of Juarez: Gunslinger

Не меньше половины игры занимает такое вот интерактивное вранье. Уровни меняются на наших глазах, потому что старик внезапно вспомнил о «красных кленах, радовавших глаз» или о лестнице, которую «убей не пойму, почему не замечал до этого». Иногда слушатели начинают спорить с рассказчиком — они выдают свои версии описываемых событий, а мы «проходим» вариант за вариантом. Иногда Гривз сам расписывает несколько вариантов того, как могли бы развиваться события.

Оригинальный, красивый и изящный способ загнать боевик в сюжетные рамки уровней. Но ситуацию портит то, что разработчики этим способом жестоко злоупотребляют. Не пристрелили последнего врага — Сайлас не вспомнит, как он выбрался из пещеры. Хотите повоевать — ан нет, Гривза как раз пробило на сообщить, что у него внезапно закончились патроны и что он бежал как подстреленный. В итоге прекрасный прием не разнообразит игровой процесс, а ограничивает его — что раздражает, и порой довольно сильно.

Call of Juarez: Gunslinger

Все свои приключения Гривз переживает в одиночку — прошли те времена, когда мы выбирали одного из двух (или трех) персонажей с разными навыками. Теперь персонаж один, зато навыки ему можно развить собственноручно, выбирая из трех веток — стрелка, ориентированного на быструю пальбу с двух рук, зверолова, специалиста по дробовикам и ближнему бою, и снайпера-рейнджера.

Набираем опыт, зарабатываем очки уровней, тратим их на навыки — все просто. Очки опыта, как и в Bulletstorm, валом сыплются за разнообразные способы быстрого и красивого убийства врагов. К сожалению, самих способов тут не так уж и много — чай, ни телекинеза, ни высоких технологий на Диком Западе не водилось.

Call of Juarez: Gunslinger

По части боевых возможностей Гривз напоминает своего предшественника — Рэя Макколла из «Уз крови». Он тоже ничего не понимает в скрытности, зато неплохо держит удар и умеет входить в хорошо знакомый ветеранам серии режим концентрации, в котором время замедляется, а враги подсвечиваются. Отметка на шкале пафоса в такие моменты достигает космических (точнее, космодесантных) величин.

А еще он умеет чувствовать смерть — в ситуации, где капитана Шепарда убило бы, для Сайласа Гривза время остановится, он четко увидит летящую в него смертельную пулю и получит возможность увернуться от нее. Мелочь, но неимоверно эффектная и время от времени спасающая от необходимости начинать с ближайшей контрольной точки. Впрочем, те здесь разбросаны настолько густо, что отсутствия обычных сохранений просто не замечаешь — точка ставится чуть ли не каждые десять секунд, перед каждой завалящей перестрелочкой, на каждом опасном мостике, на любой высокой крыше.

Call of Juarez: Gunslinger

На наше огромное счастье, Gunslinger не стал продолжать отвратительную тенденцию «сто стволов, все как один плоские, выглядят как пластиковые и стреляют одинаково», опробованную в «Картеле». Оружия тут, как и в «Узах крови», немного. Да что там «немного» — очень мало. Зато каждая винтовка, каждый револьвер уникальны — а уж до чего красивы! Словом, стрелять здесь — одно удовольствие.

Здесь много удовольствий, только длятся они недолго — прохождение кампании едва ли займет больше шести-семи часов, — а повторяются частенько. Например, эпизоды с «боссами», палящими по Гривзу из пулемета Гатлинга, успеют не просто надоесть, а буквально встать поперек горла — преодолевать дистанцию короткими перебежками от укрытия к укрытию, выжидая паузы во вражеском огне, забавно только первые пару раз. То же касается и ситуаций со «внезапно окруженным» на круглом пятачке земли Сайласом — первый раз из окружения вырываться весело, второй раз интересно, на третий уже скучновато, на десятый бесит.

Call of Juarez: Gunslinger

Зато на разнообразие декораций пожаловаться грех — что ни уровень, то новая красота. Тут и прерии, и разноразмерные городки, и горные перевалы, и леса, и озера, и мосты над пропастями, и поезда на полном ходу. Разработчики учли опыт «Картеля» и вернули в локации самую капельку нелинейности — там развилка, сям ответвление. И хоть развилки очень скоро сольются в один путь, а ответвления скорее всего упрутся в надпись «вы отклоняетесь от истории!» с последующим возвращением на основную дорогу, ощущения запертости в невидимом коридоре нет.

Call of Juarez: Gunslinger

Разработчики вообще много где учли опыт «Картеля» и совершенно правильно решили еще раз так не делать. Gunslinger куда ближе к «Узам крови», и это одновременно хорошо и плохо. Хорошо потому, что «Узы крови» были отличной игрой. Плохо — потому что они были отличной игрой четыре года назад, а с тех пор успели появиться и Bulletstorm, и огромная дикозападная песочница Red Dead Redemption.

С другой стороны, после выхода RDR толковыми вестернами нас больше не баловали — а в этом-то качестве Gunslinger показывает себя с лучшей стороны. Разве что конных погонь сюда не завезли — во всем остальном это прекрасная история стрелка и достойная глава в серии Call of Juarez.

Читайте также: