Call of duty black ops обзор

Обновлено: 04.07.2024

Любовь и тяга к насилию заложены в самой человеческой природе. Просто концентрация этого дела у представителей гомо сапиенс разная. Помните, во что ребята играют во дворе? Правильно, в войнушку. Может, и многие из вас этим увлекались. Мамы с удовольствием и по сей день покупают своим малолетним чадам разной степени крутости пластмассовое оружие — чтобы ненаглядное дитя «сделало» всех сверстников. Да что говорить, я и сама целыми днями гоняла со знакомыми мальчишками — мы изображали из себя подразделение Дельта. И хотя игрушечного оружия у нас тогда не было, а в руках у каждого было по палке, «заточенной» под автомат или пистолет, реализм от этого не страдал.

Со временем развлечения становились все более серьезными, а отсюда и более жестокими. Если первые компьютерные проекты были в основном добрыми и развивающими мозг квестами, приключениями и бродилками, то в дальнейшем человеческая природа взяла свое. Убийство было возведено в культ, а различные компании-разработчики из кожи вон лезли, пытаясь угодить ненасытному потребителю. Нынешнему игроку нужно эпичнее, эффектнее, громче и, что самое главное, побольше крови. Потому как при таком раскладе можно лишь отключить серое вещество и довериться инстинктам — а ведь это так приятно, согласитесь?

В общем-то, на это и был основной расчет Activision. В рамках Call of Duty она дарила современным пользователям именно то, что им было так нужно. А чтобы жвачка пациентам не приелась, был придуман вариант со сменным дежурством. На благо компании и бренда посменно трудились две студии, изо всех сил стараясь соответствовать и оправдывать ожидания. Бешеная популярность Modern Warfare 2 предсказала и отчасти обеспечила нынешний оглушительный успех Call of Duty: Black Ops. Радостно раскинув руки, игроки кинулись к прилавкам. Те, кто уже стал обладателем заветной копии, не прятали улыбку до ушей и открытое презрение к тем, у кого коробочки с диском еще нет. Правда, позже большинству пришлость с грустью вспоминать свою первоначальную радость. Black Ops, дорогие товарищи, вышла сырой и забагованной.

Call of Duty: Black Ops

Истребляем врагов направо и налево.

Недозревшая клюква

Само собой, среди всех пользователей, да и среди нашей аудитории, найдутся люди, у которых она пошла с самого начала мягко и гладко. И зависаний у них не было, и тормозов никаких, и лагов ни капельки. Да и к серверам всем подключались они моментально, а там ждал их благодатный низкий пинг. Да сопутствует и дальше таким людям удача. Но я думаю, не вредно им будет почитать о том, как сложилась судьба у множества других боевых товарищей. Первоначально тормоза были и в «сингле», и в мультиплеере. Вышедший патч частично упростил жизнь некоторым, в том числе и мне. Одиночная кампания любезно пустила в свои закрома, дабы показать бессмысленную пародию на сюжетную постановку.

В центре всего на свете стоит (вернее, сидит) персонаж по имени Алекс Мейсон. Руки и ноги его крепко привязаны к стулу, вокруг разложено много симпатичного оборудования для пыток и допросов. Собственно, этим тут и занимаются — два человека за стеклом неприятно искаженными голосами пытаются выбить из героя всю правду-матку. Докапываться до сути мы будем благодаря флешбэкам, то и дело бросающим нас в разные точки мира: то в Россию (тогдашний СССР), то во Вьетнам, то еще куда.

Call of Duty: Black Ops

Товарищ Резнов. Анимация лиц, кстати, весьма достойная.

Еще по пути встретим Виктора Резнова — он должен быть знаком вам по Call of Duty: World at War. Кстати, оттуда же прибыла и борьба с ордами зомби. Хоть кооперативного режима в Black Ops и нет, объединиться с еще тремя товарищами для истребления ходячих мертвецов возможность у вас будет. Причем каждый сможет взять персонажа по душе — здесь и Кеннеди, и Никсон, и всем известный Фидель. И тоже известный, но в более узких кругах, Роберт Макнамара.

Но что-то отвлеклась я от кампании. Ах да. Нигде не будет нам покоя, нигде не отдохнет взгляд утомившегося солдата, сидящего перед монитором. Нас забросают якобы русскими, а на самом деле вообще не русскими фамилиями вроде Драгович и Штайнер (ладно, Штайнеру простим — он и не отрицал, что немец). При этом нас периодически будут отпускать в рейды отстреливать тупых противников в составе не менее тупого отряда союзников. Все это будет сдобрено не только отменной порцией клюквенного соуса, но и киношными приемчиками. Чтобы играющий вроде как рот раскрыл от удивления, безмерно впечатлился и продолжал боготворить разработчиков за благо под названием Call of Duty.

Но мы в школе не учимся, нас не проведешь. Эффекты мы и покруче видали (все-таки в плане эпичности Black Ops уступает своей предшественнице), а с дебильным сюжетом, развязка которого понятна уже практически в самом начале, отвратительной коридорной несвободой и противниками-недоумками — это, господа из Treyarch, не к нам. Единственный смысл пройти одиночную кампанию — попробовать новые пушки и всякие полезные «приблуды», которые на полную катушку мы поюзаем где? Правильно, в мультиплеере!

Call of Duty: Black Ops

Только что подорвали трубопровод.

Совершенству нет предела

Здесь дела обстоят значительно лучше. Я бы даже сказала — просто отлично обстоят. Treyarch взяла самые сочные и удачные идеи от сетевых баталий Modern Warfare 2 и добавила несколько «секретных» ингредиентов, в результате чего коктейль получился действительно ядреным.

Самая главная цель разработчиков, по-видимому, состояла в том, чтобы держать игроков перед мониторами как можно дольше. А точнее — в мультиплеере, возведя пресловутую систему прокачки в абсолют и жизненную необходимость. Теперь в Call of Duty есть деньги. Конечно, это всего лишь виртуальные баллы или очки (называйте как хотите), но теперь от их наличия и количества зависит все.

Если раньше (под «раньше» мы имеем в виду Modern Warfare 2, договорились?) апгрейды, перки, новые «стволы» и прочее нам доставалось просто по достижении какого-либо уровня, то теперь все это необходимо покупать. Да, вообще все. И, кстати, поводов для трат стало куда больше. Теперь при создании класса количество доступных «фишек» значительно возросло. Поскольку понтануться и выделиться — это у нас в крови, то имеется кастомизация внешнего вида персонажа, а также его родной пушки. Мало того, в наличии такие на первый взгляд незначительные, но весьма приятные радости, как возможность сотворить свою собственную эмблему или выбрать уникальный прицел. Можно, например, целясь в ненавистного противника, видеть перед собой не красную точку, а череп или смайлик.

Call of Duty: Black Ops

Такому прицелу глаз радуется.

Ну и вот, наконец, весь такой из себя красивый, вы начинаете великое шествие. В вашем распоряжении будут не только знакомые режимы, но и сюрпризы-новинки, приготовленные разработчиками. Самое веселое — это игра на деньги. Так называемый режим ставок. Для того чтобы начать бой, вам необходимо внести минимальный взнос, как говорится, в общую кассу. Потом эти деньги уйдут победителям. Звонкой монетой поощряется лишь первая тройка, остальным же приходится грустно вздыхать и подсчитывать оставшееся богатство. Но оно того стоит — режимы боя очень интересны и увлекательны. Забудьте про свои отредактированные классы, закупленные перки, умения и прокачанные пушки. В одном из «ставочных» режимов вам предложат, например, сразиться с неприятелем оружием, которое «рандомно» меняется каждые несколько секунд. Или выдадут арбалеты, баллистические ножи да томагавки — дерзайте!

Кстати, раз уж мы заговорили об оружии. В Black Ops арсенал пополнился не только вышеперечисленными приспособлениями для убийства. Одной из главных сенсаций стала радиоуправляемая машинка, которую необходимо закатить в стан врага и подорвать. Забавно наблюдать, как зазевавшийся противник с разбегу налетает на такой механизм. Правда, еще забавнее заслать ее к нескольким окопавшимся кемперам, которые безнаказанно терроризируют ваш отряд. Такую вещицу можно получить за серию убийств.

Call of Duty: Black Ops

Сейчас напалмом жахнем!

Но в заветном ящике с неба на вас может упасть еще много интересного. К примеру, напалмовый удар, сжигающий врагов заживо, или установка ПВО, сбивающая авиацию неприятеля. Еще одна радость — теперь вы сможете сесть за штурвал ударного вертолета, то есть не только стрелять из пулемета, как раньше, но и управлять махиной. Ну а если вам и этого мало, то пустите по следам злопыхателя свору собак — удовольствие не из дешевых, да и убийств надо совершить прилично, но оно того стоит.

Перепробовать все эти прелести до сих пор получается не у всех — жалобы на глюки мультиплеера встречаются так же часто, как и на «сингл». Кто-то не может присоединиться вообще ни к одному серверу, у кого-то не получается зайти на отечественные — в общем, еще латать и латать. Да, кстати, забыла важную вещь упомянуть: сервера снова выделенные. И если некоторые в свое время сетовали на неудобную систему в Modern Warfare 2, то теперь они с грустью вздыхают, вспоминая о былом. Все дело в том, что реализовать подключение к играм в Black Ops стоило бы поровнее. Навигация оставляет желать лучшего, а сразиться с друзьями теперь настоящая проблема. Работает принцип «кто раньше встал, того и тапки» — надо не только зайти на сервер, но и приглашения успеть разослать товарищам. А за это время все свободные места расхватают, как горячие пирожки. Вот такая ложка дегтя.

Call of Duty: Black Ops

Пополнить кошелек можно еще и выполняя контракты.

Хорошенького совсем не понемножку

В общем, забавных и полезных идей в Black Ops привнесено немало. Все здесь направлено исключительно на удовлетворение запросов нынешнего игрока. И со своей задачей проект справляется идеально. Десятки тысяч уже заседают на серверах денно и нощно, прокачивая, холя и лелея свои уютненькие профили.

Видимо, разработчики так сильно увлеклись совершенствованием мультиплеера, что напрочь забыли про приличную кампанию и, что еще хуже, про оптимизацию своего детища. А может, они прекрасно понимали, что делают и на что идут. Просто были на сто процентов уверены, что фанаты, поклонники и просто сочувствующие готовы простить все, лишь бы получить свою собственную порцию убийств. Тем более — такую вкусную.

Плюсы: потрясающе увлекательный мультиплеер — в лучших традициях серии.
Минусы: убогий «сингл»; плохая оптимизация.

Пятиминутка эрудиции: что общего между землеройками, акулами и играми серии Call of Duty? Ни тем, ни другим, ни третьим нельзя останавливаться. Землеройкам — потому что из-за фантастически высокой интенсивности обмена веществ они вынуждены ежедневно потреблять пищи в 1,5-2 раза больше своего веса, а значит — мало спать и постоянно питаться. Акулам — потому что из-за отсутствия жаберных мышц они не могут активно фильтровать кислород из воды — нужно постоянно плыть, чтобы вода омывала ротовую полость. Что же касается Call of Duty, то ее разработчикам надо ежегодно делать все более шумное и масштабное шоу, чтобы превзойти успех прошлогодней версии.

В каждом маленьком ребенке

Да, снежные уровни тоже будут. Только вместо снегоходов в этот раз — обычные колесные мотоциклы.

За годы существования Call of Duty мы привыкли, что эта игра обращается к пользователю, минуя сознание, взывая напрямую к первобытным инстинктам (есть мнение, что точно таким же образом фильм «Сумерки» вырывает из реальности даже самых здравомыслящих и образованных женщин) и пробуждая внутреннего австралопитека.

Сюжет и сколько-нибудь запоминающиеся персонажи были этой игре, в общем, необязательны — за сценаристов говорили спецэффекты. В первых частях вместо сюжета были выдержки из учебника истории, а начиная с Modern Warfare уже можно было не слушать, о чем говорят персонажи: какие разговоры, там вон, смотрите, космонавта ядерным взрывом размазало!

Но ровно по той же самой причине в 2009 году оказалось, что на планете Земля взрывать уже толком нечего — разве что пирамиды или континент Австралия целиком. Call of Duty уперлась в потолок собственных возможностей так же, как это полгода спустя произошло с God of War. Эпатаж Infinity Ward достиг таких масштабов, что ни одну игру на ту же тематику не воспринимали всерьез.

В Battlefield: Bad Company 2 была исключительная разрушаемость, но некоторые сцены из Modern Warfare 2 были воспроизведены практически дословно, что, понятно, совсем уж некрасиво. Ну а разработчики недавней Medal of Honor попытались сделать игру с социальным подтекстом, но их стараний никто не оценил: после того, что нафантазировали авторы Call of Duty, ужасами афганской войны в видеоигре уже нельзя было никого удивить (текстовые выдержки из WikiLeaks были куда страшнее).

Infinity Ward ушли непобежденными. Поэтому вместо того, чтобы пытаться переплюнуть их, Treyarch поступили так: они сделали самый обычный Call of Duty, но — с сюжетом!

Кто был — тот не забудет. Или что на самом деле привело к падению лагерного режима
Call of Duty: Black Ops

Массовое восстание заключенных воркутинского ГУЛАГа, в котором можно поучаствовать уже во второй миссии Call of Duty: Black Ops, действительно имело место в реальной жизни, только произошло оно не в 1967-м, а в 1953 году. После смерти Сталина в марте 1953 года и последующего ареста Берии была объявлена крупнейшая в СССР амнистия — на свободу вышли примерно 1,3 млн человек. Многие из них были настоящими уголовниками, в результате чего криминальная обстановка в стране резко ухудшилась.

Несмотря на невиданный доселе размах, восстание в «Речнике» начиналось как сугубо мирное: заключенные не пытались организовать побег (кругом все равно была тундра и медведи), а требовали, чтобы об их отчаянном положении узнало новое руководство страны. В Воркуту прибыла комиссия МВД СССР во главе с генералом армии И.И. Масленниковым, во двор лагеря внесли скамейки для заключенных, начались переговоры. Но люди отказывались верить обещаниям начальства о смягчении условий их жизни, они хотели свободы. 1 августа около четырехсот заключенных организовали на территории жилой зоны сплошной заслон. На их подавление были брошены 50 надзирателей. Увидев их, заключенные бросились ломать забор и, вооружившись кольями и досками, стали вытеснять надзирателей. Невольники попытались взять штурмом и ворота, за которыми было выставлено оцепление из вооруженных солдат и офицеров. Там же находились прибывшие из Москвы генералы и полковники.

Из заранее подготовленной пожарной автомашины на передние ряды восставших направили струи воды. Но заключенным удалось вырвать шланг и разрезать его. До выходных ворот оставалось пять метров. Начальство дало приказ открыть огонь на поражение. Погибло 42 заключенных, 135 с обеих сторон были ранены. А уже через два года после восстания Воркута вновь забастовала, правда, на этот раз обошлось без жертв.

Несмотря на жестокое подавление всех лагерных восстаний, они (а вовсе не покаяние в преступлениях Сталина) все-таки вынудили пришедшего к власти Хрущева пойти на постепенный демонтаж системы террора, который начался со знаменитого XX съезда КПСС. Однако, несмотря на ликвидацию особых лагерей, исправительные учреждения МВД находились в Воркуте до конца 80-х годов.

Есть по двести грамм взрывчатки

В статике отчетливо видно, что игра вообще-то не слишком красивая. В жизни никто, конечно, не позволит любоваться одним статичным пейзажем дольше доли секунды.

Пробиться через ментальные блоки, установленные Infinity Ward, им удается не сразу. Поначалу кажется, что Black Ops отрабатывает стандартную программу: в первой миссии убивают Кастро (правда, не насовсем), во второй воркутинские зеки организованным штурмом осуществляют побег из колонии. А уже в третьей нас с озабоченным лицом встречает Джон Кеннеди, произносит прочувствованную речь о демократии, после чего благословляет на штурм Байконура. Не считая камео сразу двух суперзвезд политики ХХ века, ничего такого уж необычного. Дождь из вертолетов в прошлом году выглядел внушительнее.

Бдительность усыпляет еще и тот факт, что самые яркие сцены приходятся на долю одного-единственного персонажа: однажды Виктор Резнов, человек с внешностью и голосом Гари Олдмана, уже вытянул на себе целую Call of Duty: World at War. В Black Ops он встречает нас в роли лидера воркутинского бунта, который он разделил на восемь фаз.

«Шаг второй — подняться из мрака!» — патетически кричит Резнов-Олдман. «Подняться из мрака!» — вторит ему хор урок. «Заарканить летающую тварь!» (это он про гарпун и вертолет, если что). И так далее. Под эти оптимистичные лозунги в кадре творится привычный дурдом: приезжают и тут же взрываются танки и джипы, часто и с сильным акцентом («сьобака!») ругаются по-русски, взрывают все подряд и перерезают людям горло.

В Black Ops представлены все виды противостояния человека и вертолета.

На какое-то время в кадре появляется здоровенный бородатый детина с кайлом, которого представляют как Сергея Козина по прозвищу Магаданское Чудовище. Чуть раньше был взлет с военного летного поля, в пять секунд превратившегося в поле боя, чуть позже последует прорыв через тюремный двор под прикрытием вагонетки, взрыв, наконец, ракеты «Союз-1» — все это случается в Black Ops в течение первого же часа игры. Но, опять же, сильных эмоций не вызывает — чего мы только не взрывали.

Зато примерно в это же время игроку начинает бросаться в глаза, что между миссиями не только несут дежурную чепуху про угрозу англо-саксонскому укладу жизни, но говорят какие-то подозрительные вещи про некий «центр запуска», требуют объяснить значение загадочных комбинаций цифр (при этом в кат-сценах герой привязан ремнями к стулу и периодически получает бодрящие дозы электричества). Быстро появляется масса вопросов: какие еще цифры? Почему Стайнер, Драгович и Кравченко должны умереть? Какого, в конце концов, дьявола мы сталкиваемся с Резновым на каждом углу?!

А иначе он взорвется

Ситуация с русским языком в игре прежняя: многие из наших виртуальных соотечественников то и дело срываются на какую-то псевдорусскую абракадабру.

Ответы на эти вопросы разработчики подсмотрели сразу в нескольких психологических кинотриллерах (если вспомните их все, напишите нам, а лучше — нарисуйте): Алекс Мэйсон действительно слышит какие-то странные цифры у себя в голове, на досуге галлюцинирует и мучается флэшбеками — словом, плохо себя чувствует. Рядом с ним стоит стол с полным набором пыточных инструментов, вокруг кресла — телевизоры, экраны которых то и дело эпилептически вспыхивают. С потолка вещает зловещий голос.

Чуть ли не с первой фразы персонажи начинают крыть друг друга последними факами и чуть не срываются на фальцет. И вот когда игрок понимает, что все происходящее в игре — нечто большее, чем просто очередная игра в спецназ, тогда даже знакомые Call of Duty-сцены начинают выглядеть как-то по-другому.

Вплоть до того, что, пройдя игру и узнав истинную подоплеку происходящего (Treyarch, кстати, намекают на то, что у них есть собственная версия насчет убийства Кеннеди), можно немедленно запускать игру во второй раз — чтобы увидеть те же ситуации под совершенно новым углом. Call of Duty, который хочется видеть больше одного раза, — это, право, что-то из области фантастики.

Трах-бабах — и нет его!

Вьетнамские партизаны иногда болезненно напоминают моджахедов из Medal of Honor.

Вообще, в это трудно поверить, но в Black Ops действительно интересно следить за развитием событий, а не только ждать очередной сцены с праздником китайских фейерверков. И это очень хорошо, потому что в остальном перед нами более-менее та же самая игра, что и всегда. Герои вечно куда-то прорываются, ломятся, что-то форсируют. Иногда они немного играют в стелс и крупным планом вскрывают чьи-нибудь глотки и черепа.

Новый маршрут экскурсии по знаменитым войнам мира включает в себя поездку во Вьетнам, на Урал, в Лаос и, конечно, на Кубу (на всякий случай напомним: новое время действия — холодная война). Иногда дают полетать на вертолете с предельно упрощенной схемой управления: можно стрелять и передвигаться в двух плоскостях, а высоту машина регулирует самостоятельно.

Выглядит все это, честное слово, очень круто. Как мы уже неоднократно отмечали в превью, с режиссурой у Treyarch все как минимум не хуже, чем у Infinity Ward: в открывающей сцене во Вьетнаме на заднем плане обязательно будет полное небо вертолетов, во время карательного рейда на катере внезапно начинает играть Sympathy for the Devil, а в горах по всем правилам жанра должна хотя бы однажды сойти лавина.

Проблемы у игры, впрочем, остались те же. Персонажи и декорации выглядят отлично ровно до тех пор, пока первые не начнут стрелять и перемещаться по вторым. Нормальной физики до сих пор нет, оружие стреляет не очень-то убедительно. Искусственный интеллект давным-давно просится в дом престарелых. Да и вообще видно, что технологии уже не два и даже не три года и ее давно пора убирать на антресоли.

Но все вышеперечисленное — по сути, дежурные пункты ежегодной CoD-программы. Со времен четвертой части этой игры мы уже столько раз восхищались одними и теми же вещами и морщились от одних и тех же недостатков, что, честное слово, надоело. Гораздо важнее, что Activision снова удалось всем показать, какими должны быть линейные шутеры про войну. И это только благодаря тому, что Treyarch добавили в обкатанную за годы схему приличный сюжет. Если бы они догадались сделать в игре современную физику и анимацию, то все сотрудники Activision во главе с Бобби Котиком, должно быть, тут же ушли бы в нирвану. Но этого, увы, придется ждать как минимум до следующего года.

P.S. Чтобы поиграть в Black Ops и написать эту рецензию, нам пришлось пойти на рискованный шаг — задержать уход в типографию части номера. Поэтому мы не успели толком опробовать многопользовательские режимы. Подробный рассказ о мультиплеере Black Ops — в следующем выпуске.

Реиграбельность — да

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Call of Duty с сюжетом выглядит далеко не так пижонски, как Modern Warfare 2, но играть в нее почему-то не менее интересно. Из приятных бонусов — Rolling Stones и Гари Олдман в одной из главных ролей.

Буквально пару месяцев назад, в нашем летнем Е3-репортаже, мы радовались, что компания Treyarch за годы работы в подмастерьях у Infinity Ward (дружба которой с Activision закончилась шумом, дележкой денег и взаимными судебными исками) научилась делать свои Call of Duty, уже практически неотличимые от «настоящих». Так вот, во время кельнской презентации выяснилось, что они пошли даже дальше — «треарховский» Black Ops уже не просто, как положено любому Call of Duty, гудит, стреляет и взрывается, но и впервые за последние пять лет пытается привнести хоть что-то новое в жанр.

В целом механика миссий в Black Ops несильно отличается от того, что было в предыдущих играх, однако теперь практически каждое задание начинается с небольшого. стелс-эпизода! На gamescom разработчики показывали «вьетнамскую» миссию, посвященную зачистке партизанской рыбацкой деревушки на живописном берегу реки Сонг-Хонг. Так вот местный «стелс» выглядит как одна растянутая во времени чернобыльская миссия из оригинального Modern Warfare. Вы, с ножом в зубах, метр за метром ползете от одного куста к другому, подкарауливаете одиноких часовых, прячетесь в густых вьетнамских джунглях и во сне перерезаете горло отдыхающим охранникам.

Всякий раз все эти безобразия пытаются хоть как-то сюжетно оправдать («если мы поднимем шум, чертовы гуки убьют пленников!»), однако как бы тихо вы себя ни вели, в определенный момент кто-то крикнет из ветвей «американцы!» — и тут же раздадутся выстрелы, полетят гранаты, с грохотом взлетит на воздух какой-нибудь сарай и вокруг начнет происходить старый добрый Call of Duty.

Нужно признать, что кроме обязательной программы с развалом сараев и упавшими вертолетами разработчики на полную катушку эксплуатируют «вьетнамский» сеттинг Black Ops. Тут есть практически все главные достопримечательности той войны: внезапно спрыгивающие с пальм вьетконговцы, ямы-ловушки с острыми шипами на дне и даже знаменитые многокилометровые подземные партизанские тоннели, в которых геймплей резко меняется и превращается в осторожные перебежки с точечными рукопашными схватками на ножах.

Ну и самое главное: если вам вдруг кажется, что в Black Ops будет меньше типичных адреналиновых CoD-аттракционов, то это совсем не так. Всего за двадцать минут кельнской презентации нам показали, как главный герой стреляет по гадам, прикрываясь от пуль случайно подвернувшимся под руку вьетнамцем, как морпехи угоняют советский «Ми-8», попутно сбивают десяток вертолетов и топят несчетное число пулеметных катеров, как напалмовый дождь накрывает несколько гектаров леса. В общем, все как раньше.

Между прочим, в Black Ops снова появится сержант Резнов (на иллюстрации, увы, не он): как и раньше, он матерится голосом Гэри Олдмана и режет врагам глотки огромным ножом.

Если вам кажется, что этот скриншот взят из Modern Warfare 2 — не волнуйтесь. Это всем так кажется.

Наконец, самый забавный факт, связанный с Black Ops, — впервые со времен Modern Warfare игра создана на абсолютно новом графическом движке. Правда, большинство журналистов это понимают только после того, как об этом говорят сами разработчики — и на скриншотах, и в жизни игра практически не отличается от пары предыдущих серий. Разница становится заметна, если всматриваться в детали: труп подстреленного и упавшего в реку вьетнамца тихо колышется на поверхности воды, бардовые сгустки крови реалистично растекаются вокруг тела, а солнце по законам настоящей физики отражается многочисленными бликами в пряжке его ремня. Вопросы — будет ли у нас время обращать внимание на блики и сгустки, а также нужна ли вообще адреналиновому аттракциону по имени Call of Duty вся эта ньютоновская физика — пока остаются открытыми.

Будем ждать? Black Ops экспериментирует с геймплеем и меняет графический движок, но внутри (да и снаружи) остается все тем же Call of Duty.

Black Ops Cold War — не лучшая, но одна из самых важных частей Call of Duty. Правда, авторам пора бы уже перестать цепляться за прошлое.

Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. В ожидании перестройки

Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. В ожидании перестройки
Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. В ожидании перестройки
Обзор Call of Duty: Black Ops Cold War. В ожидании перестройки

Фильм «Миссия невыполнима: Последствия»

За свою долгую и (по большей части) славную историю цикл Call of Duty сменил немало масок. От танков Т-34 до космических флагманов, от неприглядных реалий войны до адских демонов и путешествий во времени, от нелинейного прохождения до полного отказа от сюжетной кампании.

Black Ops Cold War — уже семнадцатая игра в основной серии — вряд ли войдёт в историю как одна из лучших частей франшизы. Но наверняка станет одной из самых важных. Сейчас, когда вся индустрия переходит в новое технологическое поколение, аналогичный рывок готова совершить и Call of Duty. Свежие идеи, эксперименты с форматом, ставка на разнообразие геймплея и типов контента — всё есть в Cold War.

Так почему же она в итоге кажется настолько устаревшей?

От Ильича до Ильича

В последние годы CoD то и дело возвращается к истокам. Сначала WWII попыталась возродить у геймеров интерес ко Второй мировой, а в прошлом году был перезапущен цикл Modern Warfare. Cold War, хотя и прикидывается сиквелом самой первой Black Ops, по сути, тоже перезапускает серию, а в чём-то даже выступает откровенным ремейком.

Действие новой игры разворачивается в 1981 году, почти через двадцать лет после событий BO1. Но создатели — добрая дюжина студий под началом Raven Software и Treyarch, авторов оригинала, — не упускают возможности вернуться к былым локациям и сюжетным ходам. Буквальные флэшбеки во Вьетнам, экскурсия на Кубу и в горы Ямантау, битвы на вертолётах и допросы с пристрастием, демонические русские злодеи, программы по изменению сознания и финал, в котором «хорошим парням» нужно сорвать радиосигнал Судного дня.

При этом основной состав героев Black Ops в сиквеле участвует лишь на вторых ролях, а нераскрытые тайны своих предшественниц Cold War демонстративно игнорирует. В центре событий оказывается новая группа протагонистов — международный разведотряд, собранный суровым офицером ЦРУ Расселом Адлером. И новая угроза — неуловимый советский шпион по кличке «Персей».


Cold War подхватывает и развивает диалоговые механики из WWII. С каждым членом команды можно поговорить в перерывах между миссиями

Мы уже подробно разбирали одиночную кампанию Cold War и многочисленные маленькие новшества, которые она (не всегда удачно) привносит в привычный CoD-формат. Если вкратце, то:

  • Впервые в истории цикла сюжет написан по канонам детектива. Сбор и исследование улик — важная часть повествования.
  • Кастомизация протагониста (впервые заявленная в Black Ops III) значительно расширена и даже обыгрывается по ходу повествования.
  • В Cold War есть моральные дилеммы, но по вине изолированного дизайна миссий общий ход истории остаётся до обидного линейным, а решения — слабо мотивированными.
  • Задания отличаются разнообразием и постоянно варьируют типы геймплея, будь то стелс-уровень в Восточном Берлине, отчаянный побег на трофейном БТР от орды спецназовцев или зацикленная миссия в подсознании, меняющаяся с каждой «перезагрузкой».
  • Диверсия в штаб-квартире КГБ блестяще сплетает привычные CoD-механики и открытый дизайн в духе Hitman. Этот уровень наверняка станет классикой Call of Duty.

Но наряду со всеми новыми идеями Cold War регулярно воспроизводит наработки предыдущих частей — иногда вплоть до самокопирования. Ветераны франшизы то и дело будут ловить себя на чувстве дежавю. О, противник вслепую стреляет из-за двери — совсем как в первой Modern Warfare! Убитые снайперы свисают с деревьев, словно в World at War. Прогулка в бронекостюмах — прямиком из финала Modern Warfare 3 со щепоткой печально известной миссии «Ни слова по-русски». Стелс-проникновение на секретный злодейский завод показано в той же цветовой гамме, что и аналогичная миссия в Ghosts. И как обойтись без опостылевшего штурма помещений в слоу-мо?

Разумеется, частично это можно списать на пресловутые «пасхалки», и периодически разработчикам даже удаётся обыграть переклички в сюжете. На тренировочном полигоне советские солдаты отрабатывают сценарий, почти идентичный вторжению в США из Modern Warfare 2, включая штурм знакомой бургерной. А эпизоды во Вьетнаме настолько похожи на предыдущие итерации конфликта из Black Ops, потому что… Впрочем, это уже спойлеры.


Технологически Cold War заточена под новые консоли. Если вы играете на машине предыдущего поколения, будьте готовы к долгим загрузкам, регулярным багам текстур и отражениям «сеточкой»

Куда сложнее отрешиться не от конкретных заимствований, а от более общих (но не менее древних) геймплейных традиций Call of Duty. Разрушаемость окружения по-прежнему стремится к нулю, а анимация смертей часто выглядит комично. Союзники мешаются под ногами и всем формам взаимодействия предпочитают крики «Беги туда! Быстрее! Давай-давай!».

Противники же отличаются друг от друга внешне, но не функционально: все они с равной степенью глупости лезут под пули игрока. Безусловно, это идёт на пользу казуальной аудитории и помогает поддерживать высокий темп геймплея. Но, во-первых, именно из-за такого «скоростного» дизайна многие впоследствии жалуются на то, что кампания слишком короткая. А во-вторых, судя по Cold War, от ограниченности экшен-механик цикла устали даже сами разработчики. Новая Call of Duty так сильно напирает на стелс, гаджеты и детективные элементы, словно пытается вырваться из плена собственной франшизы и стать, например, игрой про Джеймса Бонда.


Переклички с Бондианой выглядят особенно забавно в контексте того, что во времена своего владения правами на франшизу Activision использовала для игр про агента 007 движок Call of Duty

Одноэтажная Америка

Но если сюжетная кампания ещё оставляет разработчикам определённую творческую свободу, то вмешиваться в мультиплеер, похоже, не хочет никто. Не то чтобы это было принципиально невозможно — просто классические Modern Warfare востребованы и сейчас. Вот и новой игре приходится в очередной раз имитировать хиты былой эпохи — правда, с поправкой на неожиданный успех Call of Duty: Warzone. Режим «королевской битвы» для Modern Warfare отпочковался в самостоятельный проект и, похоже, переманил к себе всех поклонников больших карт с открытым дизайном. Так что Cold War оставили преимущественно компактные «коробки» по образцу Killhouse и Nuketown.

Шутка ли: в релизной версии игры всего 8 основных карт, и две из них — складские помещения разной степени захламлённости, а ещё на одной склад/ангар выступает ключевым опорным пунктом. Вертикальность сведена к минимуму: даже в городских условиях высота строений не превышает пары этажей. Хотя, казалось бы, введение тросов для скоростного передвижения располагает к нестандартной планировке и борьбе за высоту.


Armada — одна из трёх карт, доступных в «Общевойсковом бою», большом командном режиме с использованием транспорта. Вот только масштаб поубавился: с 64 человек в Modern Warfare до 24 в Cold War

Даже весьма необычная локация Armada — два крейсера в Атлантическом океане берут на абордаж танкер в центре карты — на деле оказывается довольно камерной. По-настоящему она раскрывается только в новом режиме «Телохранитель», суть которого вполне ясна из названия. Один игрок облачается в бронежилет и под прикрытием своей команды должен добраться до точки эвакуации; противник, стало быть, пытается устранить VIP’а. Но есть нюанс: эвакуироваться на Armada можно только с воды, а значит, бойцам поневоле приходится подставляться под огонь снайперов и катеров.

Увы, большая часть режимов в настоящий момент рассчитана на сражения 6х6 — а значит, на крохотные карты с не самым выразительным дизайном. Однако есть и приятные исключения, да и в целом у мультиплеера Cold War нет проблем с зрелищностью; акцент здесь сделан не на красочные пейзажи, а на скорость. На малых картах первое столкновение с врагом происходит в пределах 5-10 секунд после респауна, и в небольших дозах такая непрерывная череда убийств-смертей-апгрейдов доставляет массу удовольствия.

Проблемы начинаются после пары-тройки дней игры, когда ограниченность локаций и механик становится очевидной. Игра утомляет тем быстрее, чем больше у вас опыта в предыдущих Call of Duty: если не считать наработки футуристических частей франшизы, большая часть арсенала и наград за серии убийств осталась неизменной с конца 2000-х. Очень немногие за это время ещё не успели пресытиться турелями-часовыми, управляемыми ракетами и машинками со взрывчаткой.


Как обычно, Call of Duty не задаётся вопросами морали. Целый режим, построенный на преступлениях против экологии? Почему бы и нет!

Глотком свежего воздуха может стать новый режим «Огневые группы: Грязная бомба» — своего рода компромисс между базовым 6х6-геймплеем и масштабными сражениями Warzone. До 40 игроков разбиваются на отряды из четырёх человек и высаживаются на большую карту, где разбросаны контейнеры-бомбы. Собрав в окрестностях пластины с ураном, солдаты смогут активировать заряд — но после детонации прилегающая территория постепенно накрывается токсичным облаком, снижающим эффективность перков и брони. Стало быть, нужно как можно скорее бежать в безопасность, к новым бомбам и новым сражениям.

В отличие от остальных режимов, «Огневые группы» быстро мотивируют игроков работать сообща. Товарищи по команде могут реанимировать раненых (ещё одна механика из «королевских битв») и служат мобильными точками возрождения. Последним тем более не стоит пренебрегать: карты в этом режиме действительно впечатляют размерами и вариативностью ситуаций.

В итоге разработчикам мультиплеера Cold War не позавидуешь. Выживание проекта во многом зависит от того, как быстро студия сможет выпускать апдейты с новыми картами, режимами и персонажами. Первой ласточкой станет очередная версия Nuketown — она появится уже 24 ноября, — а на 10 декабря запланирован старт первого полноценного «сезона» по схеме, опробованной в Modern Warfare. Без этого основная часть аудитории наверняка вернётся к игре-предшественнице — тем более что сеттинг у неё близкий.


Интеграция Cold War с Warzone также намечена на декабрь. В свете того, как стремительно обе игры пожирают место на жёстком диске, разработчики предусмотрели возможность загружать и хранить новую Black Ops по частям

Все оттенки ретро

Однако даже с учётом всего вышесказанного обвинять Cold War в нехватке контента немного несправедливо. Да, кампанию легко пробежать за 5-6 часов, но опциональные диалоги, бонусные цели, изучение улик и возвращение к сюжетным развилкам (у каждого варианта концовки свой финальный уровень) значительно увеличивают время прохождения. Да, соревновательный мультиплеер рискует приесться за одни выходные, но зато кооперативный зомби-режим по традиции полон сюрпризов и открытий.

После того, как Black Ops 4 эффектно завершила сквозной зомби-сюжет, тянувшийся ещё со времён World at War, новая история стартует в 1983 году. Советская опергруппа «Омега», исследующая паранормальные явления, неосторожно вскрывает старый немецкий бункер, полный живых мертвецов. На выяснение обстоятельств дела отправляются агенты ЦРУ, которым предстоит дать бой нежити и закрыть межпространственный портал.

Собственно, на перемещениях между реальностями в поисках нужных инструментов и строится сюжетная часть Die Maschine — первого, но точно не последнего уровня в зомби-режиме Cold War. Как и в предыдущих итерациях режима, локация — это многоуровневый паззл с часто неочевидными решениями. Многие игроки махнут на историю рукой: само по себе убийство полчищ мертвецов остаётся неизменно увлекательным. Но те, кто всё-таки готов зарыться в хитросплетения сюжетной интриги, обнаружат немало интересных решений. Во избежание спойлеров лишь намекну, что не вся нежить одинаково враждебна.


В отличие от однотипных противников в кампании, враги-мертвецы весьма разнообразны. Звезда Cold War — громила Мегатон, который заражает участки карты радиацией, а после смерти «расщепляется» на две новые сущности

Более того, впервые с 2015 года в Black Ops возвращается альтернативный зомби-режим Dead Ops Arcade (в русской версии «Мертвецкие забавы») — тоже кооперативный, но совершенно несерьёзный и с видом сверху. Концепция осталась неизменной: четыре игрока последовательно зачищают арены от нежити и соревнуются друг с другом, накапливая сокровища, бонусы и всяческое безумное оружие. При этом даже настолько шуточная игра требует координации и тактики: от своевременного использования ловушек до менеджмента бонусных жизней между членами команды.

А если учесть все спрятанные внутри Cold War пасхалки, в сумме она предлагает свыше двух десятков различных игр и режимов, которые при желании можно изучать на протяжении множества часов. Кто бы мог подумать, что из всех отсылок к культуре и эстетике 80-х точнее всего новая Call of Duty ухватит дух пиратских картриджей типа «99 игр в одном».


Зачем ещё покупать PlayStation 5, как не ради лучших игр с Atari 2600? В сюжетной кампании запрятано множество ретро-хитов: от платформера Pitfall до текстового фэнтези-квеста Enchanter

Black Ops Cold War не очень хочется ругать. Над игрой очевидно работало множество талантливых людей, которые не только осмыслили накопленный опыт франшизы, но и нашли способ ввести в неё свежие идеи. Если вы не следили за развитием Call of Duty в последние десять лет, новая игра — лучший способ одним махом наверстать упущенное и вспомнить, почему серия когда-то считалась одной из главных законодательниц моды в индустрии.

Но также важно понимать, что золотой век франшизы уже в прошлом — и технически, и идейно. Чтобы остаться в строю, Call of Duty жизненно необходимо переосмыслить свои корневые механики, отбросить устаревшие форматы и прийти к более открытому дизайну. Уровень в штаб-квартире КГБ доказывает, что это возможно и что разработчики готовы к такому рывку. В противном случае цикл задушит сам себя уже в ближайшие годы.

Читайте также: