Call of cthulhu обзор

Обновлено: 04.07.2024

Говард Филлипс Лавкрафт был человеком странным, если не сказать неприятным. Высокий лоб, маленькие выпученные глаза (прямо как у героев его собственных книг), едва ли не отшельнический образ жизни, жена, брошенная ради жизни с двумя своими тетушками, регулярные попытки самоубийства, так и не полученный (из-за нервного срыва) диплом о высшем образовании. Кроме того, Лавкрафт был весьма скверным писателем: на первых пяти страницах он описывал тонкий скрип половицы, а на оставшихся двадцати — бесчисленные щупальца безымянного создания, от одного вида которого его герои вешались или пускали себе пулю в рот. Прожив всего 46 лет, Лавкрафт оставил после себя внушительное литературное наследие — сотни его рассказов неожиданно для всех сложились в пугающе стройную и последовательную мифологию. С завидным усердием он описывал древних богов, от одного взгляда на которых люди сходят с ума, выводил на бумаге культ Дагона, чьи адепты со временем отращивали себе жабры, достоверно живописал жертвоприношения и несколько весьма неприятных религиозных процедур вроде сдирания кожи с живого человека.

Неудивительно, что для переноса всего вышеозначенного счастья на наши с вами мониторы у мужественных англичан из Headfirst ушло — только представьте! — шесть лет. Результатом их трудов стала самая странная и неоднозначная игра, которую мы видели за очень долгое время.

В тени, потихонечку прокрасться за спину очередного злодея, исподтишка его прибить — такой вот, собственно, в Call of Cthulhu геймплей.

Такое ощущение, что Call of Cthulhu существует в каком-то параллельном пространстве. Там, где делали Dark Corners of the Earth, люди не играли в Half-Life, не видели Thief и свято уверены, что в 2006 году можно выпустить в свет игру с полным отсутствием ньютоновской физики. Первое ощущение от Call of Cthulhu — культурный шок. Так игры сегодня не делают. Представьте себе помесь первого Half-Life, абсолютно рудиментарного стелс-экшена и классического adventure. Получится как раз плод шестилетних трудов одной английской компании. Автор этих строк тряс головой, жмурился и продолжал играть с тлеющей в душе надеждой, что все это какая-то прелюдия, старомодная ширма, за которой вот-вот начнется настоящая игра. О проработанном, но насквозь седом геймплее Dark Corners of the Earth нужно, пожалуй, рассказать с самого начала.

Среди прочего, Call of Cthulhu содержит также интерактивную сцену пытки главгероя электрошоком.

Буквально через 30 минут после начала игры за вами, потрясая вилами и двустволками, начнет гоняться почти все население города. И вот тут выясняется, что оружия-то нет. А горожане недвусмысленно палят из винтовок и дурным голосом требуют немедля поставить вашу простреленную голову на блюде — в общем, ведут себя крайне негостеприимно. Ты в истерике тычешься по углам и шкафам, подбираешь комбинации к бесчисленным сейфам и категорически отказываешься верить, что ото всей этой толпы нужно просто убегать. Но так оно и есть. Первая треть Call of Cthulhu — это помесь «убегалки», «пряталки» и почти классического квеста. К «убеганию» никаких претензий нет — оно обставлено так, что волосы на голове становятся дыбом. Когда к вам в комнату, прорубая топором дверь, начнут ломиться разъяренные горожане, кровь в жилах натурально стынет. Вы будете в истерике захлопывать двери, баррикадироваться в комнатах при помощи старых шкафов, выбивать окна и нестись по крышам под свист пуль. В такие минуты думать об устаревшем движке и старомодном геймплее как-то не приходится.

К сожалению, адреналиновый забег по крыше — одноразовое развлечение, после него начинается стелс-экшен, не дотягивающий даже до уровня первого Thief. Вы будете долго и скучно ныкаться среди наваленных ящиков, мышью семенить от вражеских фонарей и, как в старые времена, зарисовывать монорельсовые маршруты охранников. Ни уровня вашей видимости, ни измерителя издаваемого шума здесь нет. Из доступных способностей — какой-то сомнительный stealth-mode, в котором вы якобы издаете меньше шума. В итоге, предугадать, заметит ли вас очередной патруль, категорически невозможно. Забьетесь в приступе страха в самый темный угол — и вас заметят. Наудачу пробежите за вражьими спинами — на вас не обратят никакого внимания. Предугадать последствия собственных действий просто не получается. Добавьте к этому консольную систему сейвов (сохраняться можно около специальных знаков, нарисованных краской на стене), и вы получите полную картину того, что в Call of Cthulhu называется стелсом.

Результатом встречи главгероя со служителями культа Дагона неизменно являются такие вот лицевые украшения.

Пока у вас не появится оружие, игра будет развлекать вас классическими паззлами в духе квестов первой половины 90-х гг. Например, комбинация от очередного сейфа зашифрована в дневнике одного из героев. Он якобы использует в качестве шифра год, месяц и день рождения дочери. Означенные даты вам предстоит вычислить самостоятельно, догадавшись из косвенных намеков, что сегодня, скажем, 7 февраля, и вспомнив, что вчера этой самой дочке исполнилось десять лет. Саму информацию о шифре вам поведает хозяин сейфа во время очередного диалога. Диалогов тут, кстати, много — практически каждый житель готов отпустить в вашу сторону несколько фраз; полноценные разговоры могут вообще занимать по десять минут.

Здесь же — абсолютно квестовый интерфейс, который заставляет обращаться к себе каждый раз, когда надо применить, к примеру, гаечный ключ к очередному вентилю. Казалось бы, даже Silent Hill к четвертой части научился перебирать предметы без необходимости обращаться к отдельному экрану. Но англичане из Headfirst верны, что называется, традициям.

Когда, наконец, заканчивается стелс-порция, вам выдают чаемые пистолет и внушительного вида двустволку. В этот момент Call of Cthulhu неожиданно забывает про свои adventure-амбиции и превращается в мрачный, хриплый экшен едва ли не уровня первой части Half-Life. То есть здесь категорически отсутствует даже намек на физику и прочие радости современных технологий. Зато игра щедро потчует регулярными скриптовыми роликами и не гнушается возрождать у вас за спиной пару новых врагов, которые упоенно лупят крупной дробью в вашу сторону. Это особенно подло, учитывая, что главгерой совершенно спокойно умирает после нескольких ощутимых ранений.

Редкий момент, когда в игре светло.

Кстати, о ранениях. Call of Cthulhu предлагает не то чтобы очень удобную, но крайне атмосферную систему самоврачевания. Вместо привычных аптечек вы таскаете с собой натуральный набор юного медика — перевязки, жгут, какие-то ватки (всего четыре разновидности). Каждый раз, когда Джек начинает стонать или с характерным звуком тащить за собой простреленную ногу, вам надлежит найти укромное место и провести там сеанс народной медицины. Выглядит это так — вы крутите трехмерную модель своего альтер эго и выбираете, на какие места необходимо наложить, скажем, бинт. Вариантов не то чтобы очень много, но есть над чем призадуматься: руки-ноги (отдельно левая и правая), грудь или голова. Учитывая, что бинтов на все части тела может не хватить, приходится выбирать. Например, поврежденная нога может и подождать, а вот разодранная грудь или лицо могут привести к плачевным результатам — опасные раны продолжают кровоточить, и в итоге Джек умирает.

Помимо физического, главгерой также обладает ментальным здоровьем. Завидев фигурно распотрошенный труп или прямоходящую жабу с бородой из щупалец, он начинает заметно психовать. Игра дает нам понять, что нервный срыв не за горами, используя нехитрые, но действенные визуальные приемы. Экран начинает «гулять», изображение раскачивается из стороны в сторону, а звук то приглушается, то, наоборот, становится нестерпимо громким. Честно говоря, неизвестно, как именно чувствует себя человек, увидевший прямоходящую бородатую жабу, но Headfirst почему-то хочется верить. Их незамысловатые приемы приводят к нешуточным расстройствам вестибулярного аппарата — голова натурально начинает кружиться, а во время особо затяжных сеансов игры автора этих строк начало вполне реально подташнивать.

Лава в случае с лавкрафтовской вселенной приобретает совсем иной смысл — натерпевшись прежних ужасов, в ней натурально хочешь утопиться.

Г.Ф. Лавкрафт стал неиссякаемым источником вдохновения для сплоченной группы единомышленников, которые вот уже двадцать лет терроризируют население земшара своими насквозь второсортными, но необъяснимо обаятельными хоррорами. Брайн Юзна, Стюарт Гордон и их бессменный актер Джеффри Коммбс сняли, наверное, самое большое количество лавкрафтовских экранизаций. Про культового «Реаниматора», третья часть которого недавно увидела свет, мы уже писали. Ниже — три главных кинофильма, обязательные к просмотру для всех, кто неравнодушен к лавкрафтовских книгам.

Извне (1986)

Группа сомнительных (потаскушного вида блондинка, накачанный негр и жуликоватый профессор) ученых приезжает в готический особняк, где в ходе псевдонаучного эксперимента открывает дверь в параллельное измерение. Побывав на той стороне, они стимулируют собственное шестое чувство, что заставляет профессора поедать человеческие мозги, а блондинку — наряжаться в сексуальное белье с подвязками.

Насквозь второсортный хоррор, поставленный к тому же по рассказу, который не входил в Ктулху-цикл Лавкрафта, «Извне», — самая лучшая и самая атмосферная его экранизация.

Дагон (2001)

Относительно свежий фильм, поставленный сразу по двум лавкрафтовым книгам — «Тень над Инсмутом» и «Дагон». Семейная пара случайно заезжает в прогнивший портовый город, населенный негостеприимными жителями, которые в итоге скармливают молодую жену огромному подводному богу — Дагону. Овдовевший муж неожиданно отращивает жабры и обнаруживает себя потомком древнего культа.

«Дагон», будучи поставленным по тем же произведениям, что и Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, идеально передает классическую лавкрафтовскую атмосферу какого-то совершенно безнадежного священного ужаса. Крайне рекомендуется всем поклонникам.

Некрономикон (1994)

Три новеллы, поставленные по различным лавкрафтовским рассказам. В одной из них Джеффри Коммбс, некогда игравший Реаниматора, изображает самого Лавкрафта. Вид Коммбса в шляпе и очках дополняется режиссурой короля второсортных хорроров Брайна Юзны. Кристофер Ганс, снявший одну из новелл, совсем недавно выпустил экранизацию Silent Hill.

И вот что получается — будучи выстроенной на устаревших по отдельности игровых элементах, игра производит свежее и оригинальное впечатление. Но самое главное достоинство Call of Cthulhu не в этой ее вымученной оригинальности, а в том, что она очень точно, практически на физиологическом уровне, передает ощущения от лавкрафтовских книг. Я очень четко помню эти вязкие, грубо и как-то излишне детально написанные тексты, через которые приходилось продираться, испытывая почти физическое напряжение. Лучшая метафора для прозы Лавкрафта — это бочка с мазутом. Очень темно и очень густо.

То же самое происходит и в Call of Cthulhu. Вы будете неспешно продвигаться по местному сюжету, который буксует практически до середины игры, вступать в пространные диалоги, читать многочисленные дневники, но на протяжении всего этого сомнительного развлечения вас не покинет ощущение, что сейчас что-то начнется. Так, собственно, и у Лавкрафта — действие провисает, он ударяется в какие-то совершенно ненужные детали, но практически все его рассказы буквально пропитаны какой-то особой атмосферой тайного знания. Несмотря на свои сомнительные писательские качества, Лавкрафт выстроил пугающе правдоподобную мифологию, ставшую в итоге предметом культа. В Headfirst явно работали горячие поклонники его творчества — они не очень понимают, как сейчас надо делать игры, но их фантазия и умение четко передать нужную атмосферу перебивают почти все недостатки.

Да, по отдельности графика, геймплей и все остальное в Call of Cthulhu никуда не годится. За такой стелс мы уже несколько лет как устраиваем публичную порку, не говоря уже об экшене, который и два года назад вызвал бы легкое недоумение. Местный движок, несмотря на спешно прикрученный к нему бамп-мэппинг, безнадежно устарел. Но в этих мутных текстурах, в низкополигональных моделях и непропеченном геймплее содержится цистерна густой, почти осязаемой атмосферы.

Нет, конечно, повести печальнее на свете, чем повесть о том, как мужественные англичане из Headfirst удумали перенести классика современной готики на наши с вами мониторы. За шесть лет, что минули со дня первого анонса Call of Cthulhu, мы повидали слишком многое. Dark Corners of the Earth — прекрасный, старомодный и совершенно провальный с коммерческой точки зрения проект. Буквально сразу же после релиза Headfirst, обескровленная затянувшейся разработкой, закрыла свои двери, а ее сотрудники разбежались по другим компаниям.

Реиграбельность — нет

Классный сюжет — да

Оригинальность — да

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7.0

Графика: 6.0

Звук и музыка: 8.0

Интерфейс и управление: 7.0

Дождались? Густая, вязкая, затянутая и старомодная, как лавкрафтовская проза, Call of Cthulhu все-таки умудряется произвести внушительное впечатление. Сомнительная в наше время помесь стелса, экшена и квеста в конце концов срабатывает — играть, несмотря ни на что, интересно.

Как и в Dark Corners of the Earth, в новой Call of Cthulhu мы играем за частного детектива. На сей раз это бывший коп и ветеран Первой мировой Эдвард Пирс. Его, конечно, сложно назвать здоровым — тяжёлый груз прошлого, депрессия, алкоголизм дают о себе знать, но всё же это профессионал, полный решимости расследовать загадочную гибель известной художницы Сары Хокинз и всей её семьи.

Впрочем, поездка на удалённый остров Даркуотер, что близ Бостона, быстро расставляет всё по своим местам, и вместо нуар-детектива мы получаем настоящий болезненно-бредовый хоррор по Лавкрафту. Прогулки по побережью, устланному трупами китов и бледно-зелёным туманом, посещение мрачного особняка Хокинзов, под которым обнаруживается логово зловещей секты, процедуры в местной психиатрической лечебнице, возглавляемой доктором-садистом, просмотр жутких картин художницы Сары, из которых буквально выпрыгивают чудовища (это прямые отсылки к рассказу «Модель для Пикмана»), — всё это пагубно влияет на разум нашего бравого детектива.

И вот он уже видит живыми тех, кто пять минут назад погиб у него на глазах, перемещается в чужие тела, слышит странные голоса и толком не понимает, где тут явь, а где сон. Реальность и видения переплетаются в тугой комок, и именно в таком состоянии Эдвард Пирс должен принять решение, от которого зависят судьбы мира и его жизнь.

Call of Cthulhu обзор игры

Хребты безумия

При этом у нас вроде бы есть возможность держать рассудок героя в более-менее здравом состоянии. Периодически игра ставит перед выбором, пить снотворное или нет, читать запретные оккультные книги или закрывать их скорее от греха подальше, — это вроде бы влияет на судьбу главного героя, его разум и на концовку всей истории.

Но на самом деле, что бы вы ни решили, после определённых сюжетных событий Эдвард Пирс всё равно будет находиться в состоянии психоза, что откроет в диалогах новые реплики. А вот на финале всей этой грустной истории такие решения всё же отражаются. Просто жаль, что их последствия мы ощущаем по большому счёту только в конце, где всё сводится к чисто математическому высчитыванию одного из вариантов развязки.

Он получил эту роль

В любом случае авторы Call of Cthulhu ставят (или делают вид, что ставят) на нелинейность и отыгрыш роли. Вся игра представляет собой хоррор-адвечнуру с вкраплениями экшена (очень маленькими, надо сказать), стелса, решением пазлов, диалогами и периодическим выбором, что и как дальше делать.

Проникнуть на склад семьи Хокинзов можно по-разному — попытайтесь сразу обмануть сторожей или сначала найдите одинокий дом рядом, вскройте замок, отыщите компромат и пускайте в дело старый добрый шантаж. Сбежать из нехорошего места тоже разрешают двумя способами — закоротить странный аппарат, предварительно активировав несколько рычагов в разных помещениях, или сломать газовые трубы, чтобы отвлечь внимание охраны.

Call of Cthulhu обзор игры


Нелинейность только развивается благодаря тому, что игра во многом базируется на настольной системе, дебютировавшей ещё в 1981 году, и предлагает улучшать несколько параметров главного героя. С помощью «Красноречия» можно убеждать собеседников в диалогах, «Сила» позволяет надавить на них, сломать или передвинуть какой-нибудь механизм, а также выбить дверь, если не удаётся вскрыть замок.

Ктулху фхтагн

Став экспертом или мастером в «Поиске» (все параметры прокачивают от «Любителя» до «Мастера»), вы будете чаще находить скрытые предметы. А это важно, учитывая, что такие показатели, как «Медицина» и «Оккультные науки», прокачиваются только за счёт найденных книг: они позволяют ставить верный диагноз и осознавать скрытые от остальных вещи, а в случае с оккультизмом — ещё и понимать, что значит «Ктулху фхтагн».

Есть также «Психология» и «Расследование». Последнее особенно важно — оно не только повышает навыки вскрытия замков, но и позволяет более эффективно реконструировать события, когда по сюжету нам, например, нужно понять, что стало причиной пожара в особняке Хокинзов или как произошло очередное убийство.

Тут тоже, конечно, периодически проскальзывает мысль, что прокачка сделана «для галочки» и мало на что влияет. Ну не будет возможности использовать в диалоге «Красноречие», «Психологию» или «Силу», так всё равно появится общедоступная реплика, которая поможет продвинуть сюжет дальше. Но всё равно лучше с половинчатой ролевой системой, чем без неё, — так игровой процесс становится насыщеннее, появляется желание исследовать локации, думать над развитием персонажа и отыгрывать роль.

Call of Cthulhu обзор игры

Очки прокачки выдаются автоматически после важных сюжетных событий.

Шепчущий во тьме

В итоге игра, несмотря ни на что, держит в напряжении, сохраняет интригу и в целом оставляет приятное послевкусие — пусть даже графика тут не самая навороченная, а закончится всё, скорее всего, не самым приятным образом. В Call of Cthulhu встречаются интересные загадки, а простенький стелс (можно даже прятаться в шкафах!) грамотно чередуется с исследованием и напряжёнными сценами, заставляющими нас, например, быстро уничтожать руны, которые удерживают потустороннее чудище в этом мире, — в процессе приходится использовать фонарь, свет которого замедляет врага. Многочисленные диалоги хорошо написаны и всегда оставляют пространство для выбора.

Наконец, местами тут страшно — особенно когда мы бродим по коридорам психлечебницы с лампой. Свет в ней постепенно гаснет, в этот момент из подступающей тьмы начинает раздаваться жуткий шёпот, а уж когда лампа совсем погаснет… Брр. Пару раз я реально подпрыгивал. К слову, когда Эдвард Пирс прячется в шкафу, оказывается в темноте или видит что-то неприятное, картинка начинает расплываться, дыхание его учащается, и мы буквально кожей ощущаем, как детективу неуютно, страшно и хочется домой, к старой доброй бутылке вискаря…

Call of Cthulhu обзор игры

Учитывая неоднозначную репутацию авторов, Call of Cthulhu вполне могла обернуться разочарованием. Но, слава Старшим Богам, этого не произошло — мы получили действительно отличную, лучшую за последние годы игру по Лавкрафту, адвенчуру на стыке хоррора, квеста, стелса и RPG, которая точно передаёт атмосферу произведений культового писателя и при этом предлагает насыщенный, разнообразный и местами нелинейный геймплей.

Плюсы: интересный сюжет; точно переданная атмосфера книг Лавкрафта; встречается нелинейность; попадаются интересные головоломки; отличная работа со звуком.

Минусы: не самая современная графика и анимация; нелинейность местами кажется липовой, а прокачка — мало на что влияющей.

Рассказ Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» был впервые опубликован в 1926 году. И хотя сам автор отзывался о нём довольно нейтрально, его произведение позднее было высоко оценено критиками, у него появились свои фанаты и даже сложился самый настоящий околорелигиозный культ. Конечно же не обошлось и без компьютерных игр по мотивам. В 2005 году Headfirst Productions явили миру Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, затем настало затишье и лишь в нынешнем 2018 году, спустя 13 лет выходит новая игра, посвящённая спящему в глубинах Тихого океана Древнему…



Новой Call of Cthulhu было не избежать сравнения с Dark Corners of the Earth, ведь это тоже Зов Ктулху, и многие игроки ожидали что-то в духе той самой игры 2005-го года. Однако спешу вас заверить: это два совершенно разных продукта, пусть и имеющие ряд схожих черт, но и те скорее лишь внешние. В отличие от того сурового и беспощадного к казуальщикам survival-horror шутера, который мы видели 13 лет назад, Call of Cthulhu 2018 года это уже смесь хоррора, ролевой игры и квеста, что обуславливается стремлением разработчиков частично или полностью перенести на экраны мониторов настольную игру 1981 года с одноимённым названием. Но в подробности я углубляться не буду.

Строго говоря Dark Corners of the Earth с Ктулху связана вообще никоим образом не была. Сюжет игры основывался на рассказах «Тень над Инсмутом», «Вне времени», а также других произведениях писателя в большей или меньшей степени, и, надо отдать игре должное, она строго следовала первоисточнику, местами практически полностью копируя события, изложенные в рассказах. Но всё-таки каким образом имя старшего Древнего попало тогда в заголовок игры – не ясно.

В то время как новый Зов Ктулху своё название вполне оправдывает и соответствует сочинению Лавкрафта как по духу и, не побоюсь того слова, почти идеально воссозданной атмосфере, так и соотносится с первоисточником множеством сюжетных параллелей, о которых мне хотелось бы поведать, но… спойлеры…



Call of Cthulhu — это не игровая интерпретация «того самого» рассказа (и уж тем более не продолжение, ремейк, перезапуск и т.д. игры 2005-го года, так что просто глупо писать «оригинал был лучше». ). Тем не менее можно проследить много параллелей между сюжетом игры и «Зовом Ктулху» Лавкрафта

Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему почти в каждой игре по Лавкрафту мы играем за детектива? Я ни в коем случае не собираюсь ругать за это новую Call of Cthulhu, но просто вспомните: Зов Ктулху 2005-го – детектив Джек Уолтерс, Darkness Within – следователь Говард Лорейд. Так же и в новой игре главным героем является детектив Эдвард Пирс.

После того как закончилась Первая мировая война, в которой Пирс принимал непосредственное участие, вернувшись на гражданку, он становится частным сыщиком. На дворе двадцатые годы. Пошатнувшаяся во время войны психика героя подарила ему депрессию, бессонницу и жуткие кошмары, мучающие Эдварда по ночам. Всё это ему помогали заглушать лишь две вещи – снотворные таблетки и стаканчик крепкого скотча.



Пробудившись от очередного кошмарного сна, в котором творилось что-то вовсе невообразимое, герой впускает игрока в свой «офис». Пока мы изучаем рабочее место детектива, а затем треплемся по телефону с секретаршей, за дверью кабинета появляется новый клиент. Пирс открывает перед ним дверь, однако браться за очередное банально-скучное дело он вовсе не спешит. Но, как оказалось, дело было необычным. Клиентом являлся отец погибшей некоторое время назад знаменитой молодой художницы по имени Сара Хокинс. Вместе со своим мужем и сыном она погибла во время пожара в их поместье в городке Даркуотер, что находится на уединённом островке недалеко от побережья Штатов. Ходили слухи, что Сара была одержима, и принёсшие ей такую популярность жуткие картины были плодами её психического расстройства. Полиция закрыла это дело, заявив, что то был несчастный случай. Но отец Сары, так не считал, как и не считал свою дочь сумасшедшей, и единственный на кого он мог теперь рассчитывать, единственный, кто мог выяснить истину это детектив Эдвард Пирс.

Сюжет игры оказался настолько захватывающим, что ты втягиваешься уже буквально в самом начале, едва только начинаешь опрашивать свидетелей, собирать улики, в общем проводить натуральное расследование. Call of Cthulhu овивает тебя своими липкими щупальцами и удерживает до самой развязки. История получилась очень закрученной и полной неожиданных поворотов. На протяжении всей игры ты пытаешься собрать, казалось бы, несовместимые фрагменты головоломки и под конец, когда всё складывается в одну ровную линию ты испытываешь неописуемые удовольствие и восторг и… хочется ещё.




Основным местом действия Call of Cthulhu является тот самый городок Даркуотер, куда наш герой незамедлительно отправляется для расследования таинственного дела. Когда-то этот город процветал благодаря рыбацкому и китобойному промыслам. Но со временем ловить в окрестных водах стало некого. Все киты вымерли, с рыбой дела были тоже не ахти. Даркуотер пришёл в запустение и постепенно начал превращаться в город призрак. Несмотря на то, что в США в это время «свирепствует» сухой закон, местные только и делают что бухают, выставляя пустые бутылки прямо под прокламацией о запрете на спиртное… И кроме того, теперь в городе всем заправляет банда бутлегеров.

Изучение истории Даркуотера занятие не менее интересное, чем расследование дела Хокинсов, и я советую вам этим моментом не пренебрегать, ведь он делает немалый вклад в копилку атмосферы. Вообще, как только ты оказываешься на острове, она начинает постепенно сдавливать тебя со всех сторон. Всё вокруг выглядит так, будто недавно случился апокалипсис, смёл с лица земли человеческую цивилизацию, и вот мы оказались среди её руин и бесцельно пытающихся выжить обитателей острова. Визуал отлично передаёт игроку необходимое настроение, так что ты проникаешься тоской, депрессией и безысходностью, а рука невольно начинает тянуться к бутылке, припрятанной на чёрный день. И выбраться из этого мирка – та ещё задача.



Главным нашим занятием здесь является, как я уже говорил, поиск улик и опрос местных жителей. Я бы разделил весь игровой процесс на два режима. В первом мы, как обычно, просто бродим по локациям, собираем интересные предметы и заметки и общаемся с NPC. Второй – уже интереснее. Попадая в специальные зоны, обычно это какая-то определённая комната или иное помещение, игра требует активации режима расследования. Герой отрывается от реальности и начинает реконструировать события прошлого. Что интересно – без излишков. Обнаружив одну-две улики, Пирс не спешит разложить по полочкам всю ситуацию, как она была. Он сообщает лишь то, что видит и исходящие из этого логические выводы.




Система умений в Call of Cthulhu довольно интересная: одни навыки прокачиваются очками, получаемыми за расследование, другие — при помощи книг, но, кроме того, улучшая навык, вы лишь повышаете свой шанс на успех там, где скилл необходим, будь то диалог, запертая на замок дверь или труп кита, выброшенного на берег

Не нужно думать, что, выведя, к примеру, Красноречие на новый уровень, вас будет ожидать успех всякий раз, когда соответствующая опция будет появляться в диалогах. Шанс на успех указан в виде процента, и каким бы высоким он ни казался, всегда остаётся и шанс на провал.

Эдвард Пирс – не смотря на свою изначальную уверенность и стойкость человека, повидавшего ужасы войны всё же подвержен психическим испытаниям. А сюрпризы, способные пошатнуть рассудок героя могут скрываться за чем угодно. Вот вы копаетесь в лавке местного книжного антиквара и находите такой неприметный старый ящик, в котором лежит книга, и вам предлагается эту книгу оставить в покое или всё же заглянуть. Выбрав второе, вы рискуете нанести Эдварду психологическую травму, так как этот древний фолиант может оказаться Некрономиконом, написанным безумным арабом Абдулом Альхазредом… я думаю вы понимаете, что это означает… Также, наблюдая что-то воистину страшное, нереальное и необъяснимое, Пирс также получает очко негативного эффекта. В меню есть специальная шкала, ответственная за уровень рассудка персонажа, и от вас зависит, дойдёт ли герой до конца с ещё способным здраво мыслить сознанием или же закончит как Говард Лорейд.



Молот тварей — страшная по своему содержанию книга, способная повредить рассудок Эдварда

Ни раз при том или ином вашем решении в углу экрана будет высвечиваться надпись «это повлияет на вашу судьбу». Иногда тот или иной выбор позволит вам узнать лишнюю крупицу информации, но все решения обязательно окажут влияние на концовку. Всего исходов 4, и то какие будут вам доступны зависит именно от выбора игрока в особых ситуациях.



Та самая зловещая картина Сары Хокинс под названием «Бродяга». Местный богатенький коллекционер подолгу всматривался в этот «шедевр» и в итоге сам себе выколол глаза

В таких эпизодах по уже сложившейся традиции, можно прятаться в шкафах или в вентиляционных шахтах, но, при этом, спокойно отсидеться в них нам не дадут опять же психологические особенности героя. От накатывающих волн страха у Эдварда начинает ехать крыша и возникают галлюцинации.

В Call of Cthulhu также несколько раз за игру будут происходить погони, это как раз то, что нам показывали в трейлере. В одних ситуациях – преследуем мы, в других – убегает сам Эдвард. Выполнены эти эпизоды на мой взгляд достаточно динамично и красиво, но местами неуклюже, и поэтому оставляют двоякое впечатление.

И все эти игровые ситуации, — исследование, расследование, стелс, погони, разгадка головоломок, — грамотно перемежаются друг с другом и ни на секунду не дают заскучать или отложить игру на потом. Каждый уровень, каждая локация содержат в себе что-то уникальное, благодаря чему у тебя не складывается впечатление, что ты всю игру раз за разом повторяешь одно и то же.



Буквально в каждом уголке чувствуется Лавкрафт – тягучая атмосфера, пронизанная мистикой, сюрреалистические приходы, безумные сны и видения… отдельно хочется похвалить создателей игры за то, что они великолепно показали смешивание реальности и бреда, так что не только Пирс, но и я, сидя за монитором, не мог толком понять, что в игре сейчас было реальным, а что иллюзией. Но главное – Cyanid’ам удалось перенести в игру тот самый лавкрафтовский саспенс и страх перед неизведанным.

Всё это дополняет отлично подобранная стилизация и звуковое сопровождение, от которых я также остался в восторге. Конечно, вы уже давно поняли, что графика в игре далеко не современная, но это игре ни разу не мешает, как не мешало и мне получать от Call of Cthulhu истинное удовольствие.

Да, никаких новых идей Call of Cthulhu не продемонстрировала, её можно сколь угодно ругать за её графику и все прочие мелкие недочёты, но со своей главной задачей она справилась: Call of Cthulhu подарила нам ещё одну невероятно захватывающую, атмосферную историю, заставляющую почти мгновенно погрузиться в неё и пройти на одном дыхании.



В игре очень реалистично показано постепенное погружение Пирса в безумие… вы только посмотрите в его глаза.

Я очень давно ждал выхода Call of Cthulhu, но одновременно и питал некоторые опасения, и всё же игра меня нисколько не разочаровала. Я признаюсь, у меня не было денег на то чтобы купить её, потому я обратился к торрентам и… мне безумно стыдно, потому как игра поистине стоящая и я обязательно, всенепременнейше её куплю, чего и вам советую сделать, чтобы пройти игру снова, чтобы открыть последнюю четвёртую концовку, которая не открылась мне с первого прохождения, да хотя бы просто, чтобы она была в моей коллекции в Steam. Call of Cthulhu этого заслуживает!

Для начала нужно кое-что прояснить. Call of Cthulhu от Cyanide Studio — это не ремейк игры Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, которая вышла в 2006-м, а скорее цифровое воплощение одноимённой ролевой настолки. Сюжет не базируется на каком-то конкретном произведении Говарда Ф. Лавкрафта. Действие разворачивается в месте, которого вы не отыщете ни в одном рассказе писателя. Более того, в игре появятся существа, о которых писал не сам «отец мифов Ктулху», а его последователи.

Но, несмотря на всё это, французским разработчикам удалось самое главное и самое сложное: поймать лавкрафтовский дух и передать его так близко, как только возможно.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Волны безумия

Городок Даркуотер, примостившийся на островке неподалёку от берегов Бостона, окутан вечным туманом. Издавна здесь жили рыбаки и китобои, но лучшие дни города позади. Рыба перевелась в прибрежных водах ещё в XIX веке, а последний кит, пойманный тогда же, вошёл в местные легенды как «Чудесный улов». Правда, ходят слухи, что это был и не кит вовсе, а неведомая тварь, похожая на Кракена, но стоит ли верить байкам суеверных деревенщин?

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Ныне на дворе «ревущие двадцатые», и Даркуотер медленно умирает. Его прообраз из рассказов Лавкрафта, городок Иннсмут, сумел удержаться на плаву благодаря сделке с Глубоководными: в обмен на жертвоприношения морской народ давал жителям Иннсмута рыбу и золото. Однако обитатели Даркуотера заключили несколько иную сделку. Так что привольно на острове себя чувствуют только бутлегеры, спокойно проворачивающие свои делишки вдали от материковой полиции. и культисты, мечтающие пробудить Владыку Миров.

Где-то тут и начинается история нашего героя, детектива Эдварда Пирса. Он прибывает на остров, чтобы расследовать смерть Сары Хокинс, талантливой художницы и жены местного аристократа. Но узкие улочки Даркуотера, по которым стелются щупальца зловонного тумана, и его тёмные воды (где прячутся щупальца уже совсем не туманные) скрывают куда больше тайн, чем Пирс рассчитывал раскрыть.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

В предыдущем тексте я надеялась, что игра окунёт в атмосферу ужаса и безумия, — и мои надежды оправдались. Но кое в чём демоверсия меня обманула. По первым трём часам казалось, что Call of Cthulhu будет неторопливой, размеренной и вязкой, как лавкрафтовская проза, а расследовать придётся больше, чем бегать и прятаться. Оказывается, демка обрывалась ровно на том моменте, после которого события закручиваются так, что за чаем отойти некогда.

И это не плохо, вовсе нет. Даже наоборот. В конце концов, сам Лавкрафт в своих рассказах не чурался ни погонь, ни пряток.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

В первых четырёх главах Пирс обстоятельно исследует Даркуотер, пытаясь выяснить, вправду ли несчастная Сара пыталась убить свою семью. Пятая стартует с внезапного сюжетного поворота, после которого ты вместе с героем задаёшься вопросом, что тут вообще происходит и что из происходящего правда. Чем больше я играла, тем дальше действо уходило от предсказуемого русла, чтобы в финальном акте умчаться за грань разумного.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

В лабиринте страха

Игра проходится за восемь-десять часов, даже если внимательно изучать каждую локацию. На пути Пирса не громоздятся баррикады из искусственно созданных препятствий и бесконечных задач, для решения которых нужно разобраться с другими задачами. Но даже будь Call of Cthulhu длиннее, она вряд ли надоела бы по одной простой причине — игра не любит повторяться.


В какой-то момент начинаешь даже тосковать по спокойным первым главам с их режимом расследования. Ближе к концу герою будет совсем не до этого

Каждая глава встречает чем-то особенным. В особняке Хокинсов нужно изучать место преступления и искать улики. В катакомбах под особняком — бежать со всех ног, чтобы тебя не погребло под завалом. В картинной галерее ждёт чистый стелс, в книжной лавке — любопытная загадка. Ближе к концу можно даже чуточку пострелять. и заглянуть в чужую голову. Лавкрафт любил тему обмена сознаниями, так что Пирс сможет на время переноситься в тела других персонажей.

Это не совсем соответствует оригиналу. Пирс лишь наблюдает за чужими действиями, а не распоряжается новой физической оболочкой в полной мере — как делал, например, Эфраим Уэйт в новелле «Тварь на пороге». Зато это отличная находка с точки зрения повествования: так мы видим важные вещи, которые иначе остались бы за кадром.


Смена персонажа на геймплее не сказывается. Те же проверки, тот же режим расследования

Даже когда нас возвращают в знакомое место, скучать не придётся. Не только из-за красивой картинки, отменной атмосферы и элемента случайности, позаимствованного из настолки. Знакомые локации обязательно предложат новое занятие, почти всегда нетривиальное.


В подвалах Риверсайдского института нам предстоит побывать несколько раз, причём за разных героев. И всякий раз это чудесное место найдёт чем нас удивить

Приведу лишь один пример. В одной из глав Пирсу придётся бродить по тёмному больничному крылу на изнанке реальности. В его распоряжении два фонаря: зелёный указывает путь и открывает проходы, запечатанные колдовскими знаками, красный позволяет пройти сквозь двери, которые в лучах другого светильника попросту не видны. Если пойдёшь не туда, пространство скрутится, и тебя вернёт к старту.

Загвоздка в том, что лампы можно поменять в строго определённом месте. и в том, что при свете зелёного фонаря ты видишь кое-кого зубастого, обитающего во тьме, — а он, соответственно, видит тебя. Изволь не только грамотно комбинировать светильники, но и быстро бегать к нужной точке для обмена. И держать себя в руках, услышав чьё-то хриплое дыхание в непроглядной тьме впереди.



Один и тот же коридор в свете разных ламп. Почувствуйте разницу, как говорится

Помимо задач в каждой локации, игра грамотно чередует сами локации. Жуткие катакомбы сменяет психбольница — и следующие полчаса ты прячешься от добрых докторов, чувствуя себя так, словно ненадолго заглянул в Outlast. На смену обшарпанным стенам лечебницы приходит уютный особняк — и тут же из тёплой гостиной с трещащим камином тебя бросают в кошмар, где ты в лучших традициях Alien: Isolation трясёшься в шкафу, пока снаружи бродит клыкастый монстр.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Но главное — Call of Cthulhu чередует разные типы страха. Страх перед неизвестностью — тот, что Лавкрафт называл «самым древним и самым сильным». Страх быть замеченным и пойманным. Страх перед тем, что таится во тьме. Страх перед подступающим безумием: в иных эпизодах Call of Cthulhu становится не менее сюрреалистичной, чем Layers of Fear, и так же играет с тобой — вещи вокруг меняются, стоит тебе отвернуться. А после очередного кошмара новая глава встречает героя кратковременной передышкой и ярким солнышком. лишь для того, чтобы ты не устал бояться. Ведь у страха, как известно, есть своя степень свежести.



На контрасте с мирным особняком, залитым дневным светом, ещё острее чувствуешь ужас, который тебе только что пришлось пережить в казематах психбольницы

Выбор, которого нет

В чём-то демоверсия обещала меньше, чем я в итоге получила, но без разочарований тоже не обошлось.

Я прошла игру дважды, очень стараясь идти разными дорогами. Проблема в том, что твой выбор мало на что влияет, не считая концовки. Да, когда Пирс произносит другие реплики в диалогах, ты получаешь крохи новой информации. Да, при ином пути прокачки детектив делает немножко другие выводы на месте преступления и видит вещи, которых прежде не замечал. Но, в целом, сюжет катится по проторённой дорожке, к одним и тем же катсценам с мизерными отличиями.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

В разговорах с персонажами игра не раз многозначительно намекает, что тот или иной ответ изменит вашу судьбу, — а в итоге изменения оказываются куда менее весомыми, чем можно ожидать. Сюжетные линии многих второстепенных героев в любом случае завершатся скомканно, а то и вовсе оборвутся на полуслове. Ты можешь подружиться с кем-то, можешь его оскорбить — это не повлияет ни на что, кроме пары фраз в очередном разговоре. В какой-то момент Пирсу дают выбор, кого из двух знакомых спасти, а кого обречь на смерть, и даже здесь не будет никаких значительных последствий.


Обратите внимание на значок в левом верхнем углу экрана. И немного о том, что на экране: Левиафана в лавкрафтовский пантеон включил не сам писатель, а его последователь Росс Бэгби в рассказе «Артефакты из Квивиры», но в историю тот вписался удивительно хорошо

Система прокачки тоже сулит больше, чем даёт. Одни навыки полезнее других, и к концу второго прохождения я задавалась вопросом, почему дерево способностей сделали именно таким. Поисковые навыки в любом случае приходится применять куда чаще, чем красноречие или силу. К концу игры два последних умения и вовсе кажутся ненужными: чтобы одолеть финального противника, Пирсу потребуется отнюдь не мастерство слова, а как бы силён ни был наш детектив, его уложит на обе лопатки один удар зомбированного рыбака.


Не все навыки одинаково полезны, а жаль. Особенно учитывая, что за одно прохождение ты никак не раскачаешь каждый до 100%. В таких условиях тратить очки на нечто бестолковое тем более грустно

Отсюда плавно вытекают проблемы с системой фобий, о которой разработчики столько говорили. Часть страхов ты получаешь по сюжету, как ни крути. К концу игры можно остаться в относительно здравом уме, но не в совершенно здравом (и это хорошо вписывается в правила лавкрафтовских мифов). Получение других зависит от нюансов прохождения. Залезешь не в ту комнату, увидишь гору расчленённых трупов — привет, психотравма. Получишь слишком много травм — здравствуй, безумие.

Звучит хорошо, но снова влияет только на финал да ответы в диалогах. Никаких геймплейных последствий не ждите. С пятой главы у героя начинаются панические атаки в замкнутых пространствах — вне зависимости от количества полученных травм. На этом всё.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Самое смешное, что паника тоже ни на что не влияет. У Пирса сбивается дыхание, сердце начинает бешено колотиться, по краям экрана расползается зловещий туман. и только. Я честно посидела в тёмном шкафу, ожидая смерти, новой фобии или хотя бы того, что герой без спроса вывалится наружу прямо под нос кровожадному чудищу, — но игра не наказала меня ничем, кроме забавных визуальных эффектов. Прячься хоть до посинения. Зачем в таком случае оно вообще нужно? Пугать мнимой угрозой?

В общем, при отсутствии открытого мира, небольших локациях и коротком сюжете, который вполне уместился бы в формат одной из лавкрафтовских повестей, я ожидала большей реиграбельности.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

И всё равно достоинства Call of Cthulhu перевешивают недостатки. Я не скучала при втором прохождении и обязательно сыграю ещё, чтобы собрать все концовки (напомню, всего их четыре). Для меня эта история идеально дополнила бы сборник с оригинальными мифами Ктулху, только здесь к атмосферному содержанию прилагается прекрасная визуализация.

Я уважаю ребят из Cyanide Studio за то, что они не пошли по простому пути. Легко было бы позаимствовать внешние атрибуты, напихать знакомые имена и названия, нарисовать рыболягушек в золотых тиарах, распевающих «Ктулху фхтагн», зато забыть про главное. В новой Call of Cthulhu нам встретятся и рыболюди (пусть не совсем каноничные), и масса приятных мелочей, отсылающих к лавкрафтовским опусам, но, в целом, это история не столько по Лавкрафту, сколько в духе Лавкрафта.


Из всего обширного лавкрафтовского «зверинца», представители которого могли охотиться за Пирсом на пути к финалу, разработчики выбрали не попсовых шогготов, Старцев или Ми-Го, а Бродящего меж миров. Впервые эта милая тварь появилась в рассказе «Ужас в музее», и в игре мы увидим её в очень схожих декорациях

Да, меня несколько разочаровало отсутствие весомых сюжетных развилок, но даже в этом я вижу идейный посыл. Люди не способны на равных бороться с Древними. Как ни пытайся, те всё равно сильнее. Как ни барахтайся, тебе не сойти с рокового пути.

Если хотите составить полную картину происходящего, придётся залезать во всякие подозрительные места, читать подозрительные оккультные трактаты и калечить свою психику. Иначе никак. И, естественно, в финале за это придётся заплатить: чтобы вы могли в полной мере ощутить беспомощность перед неизбывным могуществом зла.

Call of Cthulhu. Посмотри в глаза чудовищ

Call of Cthulhu — грамотное сочетание детектива, приключения, хоррора, ролевой игры и элементов настолок. Нереализованные возможности компенсируются интересными геймплейными находками, а стильная картинка и закрученный сюжет погружают в ту самую атмосферу, за которую мы любим лавкрафтовские ужасы.

Спасибо Cyanide Studio, подарившим нам историю, что не только по-настоящему увлекает, но и оставляет место для размышлений после финальных титров. Я очень надеялась, что у них всё получится.

Читайте также: