Broken sword 4 обзор

Обновлено: 05.07.2024

Приключенческий жанр компьютерных игр с успехом заменяет увлекательный процесс чтения интереснейших романов. Только в отличие от книг, где нам сразу доступны все главы и страницы, информация всегда подается дозировано, превращая игрока в настоящего наркомана. Любители и фанаты жанра с упорством маньяков отыскивают ключевые предметы и решают предлагаемые загадки, чтобы продвинутся хотя бы еще чуть-чуть дальше по сюжету и удовлетворить свое любопытство.

Десять лет назад, осенью далекого 1996 года, американский турист Джордж Стоббарт, отдыхавший в маленьком бистро после многочисленных парижских экскурсий, стал свидетелем убийства. Собственноручно начатое расследование знакомит пытливого янки с очаровательной девушкой Нико и приводит к тайне ордена тамплиеров. Выясняется, что эта организация не прекратила свое существование много веков назад, а сидит в глубоком подполье. Впрочем, рыцари не столько таятся, сколько замышляют коварные планы, исполнение которых изменит судьбу мира. Харизматичные персонажи, красивейшие нарисованные локации, интересные диалоги, занятные загадки, модный средневековый сценарий (еще не затасканный десятками поделок) и лихо закрученный сюжет - Broken Sword: The Shadow of the Templars навсегда покорил сердца многих игроков.

Во второй части приключений Broken Sword II: The Smoking Mirror, вышедшей буквально через год (осень 1997 года) разработчики ничего кардинально не меняли. Увеличили количество локаций, предметов и загадок, да сюжет закрутили не хуже первой части. Нико похищают, а ее поиски приводят Джорджа в густые джунгли Амазонки, прямиком к наркоторговцам, археологам и жрецам забытого кровожадного бога. Открытый год назад рецепт успеха повторно озолотил своих создателей, а дилогия Broken Sword -2 навсегда вошла в список шедевров приключенческого жанра.


Третья часть сериала попыталась выйти в модное 3D спустя целых шесть лет после Broken Sword II: The Smoking Mirror и едва-едва не стала одним большим разочарованием, но долгожданной игре простили все. Любимых героев запихнули в уродливые кубические тела, изящество декораций уступило место пустынной безвкусице, количество загадок сократилось в несколько раз. Незыблемыми остались лишь диалоги и сюжет. В центре внимания оказался таинственный источник энергии, использование которого представляет опасность для всей планеты. На сцене вновь появляются тамплиеры, погрязшие во внутренних спорах. Нико в очередной раз похищают. Джордж, попытавшийся сделать карьеру юриста, возвращается к первой профессии - авантюриста.

Сценаристы и в «Ангеле смерти» упорно не хотят отпускать обратно в музей полюбившихся им тамплиеров и эпоху крестовых походов. Ребята уже изжевали в труху все зубы в борьбе за идеальное приключение про тайны средневековья и бессильно шамкают и шепелявят «Да, были люди в наше время…». Увы и ах, но четвертая часть едва не повторила «успех» третьей, если бы не многочисленные уступки толпе фанатов, преобразившаяся картинка, и оригинальные, как всегда, загадки с использованием реквизита местных краеведческих музеев.

Неприятности к Джорджу Стоббарту на этот раз пожаловали в виде очаровательной блондинки Анны Марии. Нет, сама девушка чудо как хороша, но ее преследователи из итальянской мафии положительно вызывают отвращение. Суть конфликта - некий таинственный манускрипт, найденный этой красавицей. И культурно-историческую ценность представляет собой этот документ, и денег за него на аукционе могут отвалить, да и секрет в нем прячется не меньший, чем за картой старого Флинта. Правда, пахнет от этой тайны совсем не деньгами и славой, а довольно жутковатой перспективой тотального геноцида всех нехристиан. Впрочем, никто не говорил, что будет легко. Помощь очаровательной даме всегда чревата последствиями, будь то драка с пьяной компанией или бегство по карнизам от разъяренных мафиози. Но интрига куда значительнее и масштабнее банальной борьбы за спрятанные сокровища. Ниточки от беспомощно дергающихся марионеток тянутся даже в собор Святого Петра, где встают фигуры незримых кукловодов.

«Старое доброе вечное» достали из сундука, встряхнули-почистили от пыли и вновь отдали в ремонт модным модельерам. Виртуальным актерам, похорошевшим после пластических операций у дизайнера, вручили новые тексты для разучивания, а продюсеры быстренько арендовали съемочные площадки в нескольких городах мира. В результате значительно преобразилась внешность, но не суть. Каким-то удивительным образом в воздухе витает дух тех самых рисованных Broken Sword'ов. И большая заслуга в том - ярких героев. Работники речевого жанра блестяще оживили эти манекены соответствующими чертами характера и колоритными акцентами. В разговоре практически сразу можно уловить, как и чем может нам помочь собеседник, а сам Джордж с готовностью хохмит на любую тему, вызывая улыбку.


Дальше – все, как всегда. Неторопливое исследование помещений, сбор подручных средств и материалов. Эту «тихую охоту» разбавляют всего несколько активных моментов: то лед растает и приходится бегать через несколько экранов за свежей порцией, то часы на бомбе включатся и потребуют самого пристального внимания. Свобода выбора, замена одного предмета другим - все эти мечты квестоманов по-прежнему остались в несбыточных фантазиях. Инструменты, ключи, электронные карточки существуют в единственном экземпляре и предназначены строго для конкретных действий и сборки определенных комбинаций. Неправильная последовательность - и игроку придется беседовать с внутренним психоаналитиком на тему «что я сделал не так». Своевременный save и спасительный load будут продуктивнее самобичевания.

Информацию всегда ценили больше золота, а охраняли и берегли гораздо лучше презренного драгметалла. Теперь в век компьютеров любой мало-мальски сообразительный человек теоретически способен добыть любые интересующие его данные. Прожженный авантюрист Джордж тем более не стесняется использовать собственный коммуникатор для взлома необходимых серверов. Эта забава, похоже, всерьез вознамерилась заменить пресловутые ящики, изрядно надоевшие игрокам в предыдущей части. Забавное казуальное развлечение «проведи луч сигнала мимо защитных барьеров» применяется буквально на каждом шагу и жутко приедается к концу игры.

Десяток попыток взлома пройдет абсолютно незамеченным для системных администраторов. Наши действия ограничены только временным лимитом. Засветили сигналом в защитный барьер больше трех секунд - получим обычный дисконнект, не более.

Лица немногочисленных персонажей дышат свежестью, демонстрируют положенный возрастом набор морщин и неплохие мимические способности. Детализация фигурок выполнена вполне на современном уровне, локации узнаваемы и симпатичны. Трехмерные приключения больше не отпугивают игроков, но полноценного 3D элементарно не хватает. Нам даже нельзя выбрать более удобный ракурс просмотра событий. На происходящее взирают расставленные на выгодных позициях видеокамеры, переключение между которыми может произойти в самый неожиданный момент. Впрочем, на рассматривание локации хватает беглого взгляда. Остановится взору негде - очень пустынными получились здешние декорации, а их дизайн не претерпел каких-либо серьезных изменений со времен Broken Sword 3: The Sleeping Dragon.


Герои не способны шагу ступить без подсказки. Прогулка по локации превращается в бег с препятствиями. Пять-шесть метров - дальше идти самостоятельно персонаж отказывается. Размеренный чеканный шаг Джорджа или дефиле наших очаровательных спутниц погружает любого зрителя в дремоту. Представители противоположной стороны также неторопливы: все эти охранники в чалмах, монахи в рясах и неряшливо одетые бандиты. Ходят туда-сюда, в положенных местах оборачиваются, смотрят строго в одном направлении и вежливо выпроваживают героя восвояси из самых секретных лабораторий. Прокрасться мимо оживших командных алгоритмов труда не составляет. И даже если на хвосте висит погоня или нас активно ищут, или случилось несовместимое с жизнью событие (взрыв бомбы, ядовитый газ) - любая встреча никогда не станет фатальной. Так что гуляйте на здоровье, проверяйте систему безопасности на прочность столько раз, сколько понадобится для достижения положительного результата.

Активно противостоять нашему интеллекту эти убогие роботы тоже не в состоянии. Дурить этих несчастных поддельными пропусками так же совестно, как обирать конфетку у младенца. Подозрительность отсутствует вообще, никто не удосужится изобразить недоумение или настороженность хотя бы в диалогах. Скучно и очень-очень грустно.

Diagnosis

Пока другие разработчики активно следуют за модой и современным виденьем жанра, Broken Sword оказывает серьезное сопротивление всем новаторским идеям. Канон и его строгое соблюдение превращают увлекательную серию в скучное расследование. Серия топчется на месте, делает робкие шажки то в одну сторону, то в другую, но сделать решительный шаг вперед, эволюционировать не в силах. «Старая школа», как принято говорить. В кадре вновь любимый герой, его сексапильная боевая подруга с новенькой барышней под ручку. Неторопливо и очень спокойно решаются загадки, а из колонок звучат совсем неплохие композиции. Перед игрой пригубите эспрессо - на этом долгом свидании с юностью главное не уснуть.

Серия Broken Sword, несомненно, прекрасно известна каждому ценителю жанра квестов. Да что там скромничать - с глубоким уважением к гениальному адвенчурному сериалу Чарльза Сесила (Charles Cecil) относится подавляющее большинство геймеров по всему миру. Вот уже на протяжении десяти лет отважный Джордж Стоббарт разгадывает тайны религиозных орденов, спасает Землю от апокалипсиса и влюбляет в себя очередную красотку. Но как бы то ни было, а "червонец" - это срок. Причем для игровой серии срок очень и очень солидный. Так что пропустить столь знаменательное событие у разработчиков из Revolution Software не было никого шанса.

Подготовка к юбилею началась три года назад. Именно тогда девелоперы анонсировали четвертую часть "Сломанного меча" - Broken Sword: The Angel of Death (согласитесь, не слишком праздничное название). Задачи на игру возлагались немаленькие. Несмотря на радушный прием The Sleeping Dragon в журналистской среде, третья часть была не слишком удачным проектом. Отсутствие классической point-and-click схемы, частые экшен-вкрапления и бесконечная возня с ящиками не позволили "Спящему дракону" встать на одну ступеньку с оригинальной дилогией. Вернуть сериал на былой качественный уровень, и было призвано новое творение студии. Справились ли игроделы с поставленной целью - вопрос, скорее, риторический. От консольных замашек, отчетливо проявившихся в триквеле, Broken Sword так полностью и не избавилась. Однако опыт прошлых наработок сделал свое дело - "Ангел смерти" гораздо больше схож по духу с первыми двумя эпизодами, нежели трехгодовалый релиз.

Расставшись с прекрасной Нико Коллар, предпочетшей возвращение в Париж обществу голубоглазого блондина, бессменный главный герой, уже тетралогии, занялся мирными делами, а именно, - открыл частную адвокатскую контору. Но с общественно-правовой тематикой у Джорджа и его друга всегда были небольшие проблемы. Посему, неудивительно, что через некоторое время их прекрасная идея приказала долго жить. Получаемых от контрактов денег стало едва хватать на выплату по счетам, да и бумажная волокита начала вызывать лишь легкое раздражение. От безысходного кризиса несостоявшегося адвоката как всегда спас случай. Этим случаем оказалась хрупкая девушка Анна Мария. Стремглав влетев в офис компании, юная леди сделал протагонисту предложение, от которого он не смог отказаться - спасти ее от следующих по пятам бандитов в обмен на солидный гонорар. Оказалось, что причина, послужившая началу погони, куда более интересна Джорджу, нежели потенциальный куш. Симпатичная представительница слабого пола является хранителем семейной реликвии - древнего манускрипта, содержащего секрет расположения некоего бесценного артефакта. О столь уникальном наследстве, разумеется, пронюхали и отъявленные злодеи, возжелавшие оказаться в числе первых владельцев таинственной реликвии. Так что теперь у Анны есть лишь один-единственный выход - первой добраться до сокровища. Ну а помочь ей в этом должен, а скорее обязан, истинный искатель приключений - мистер Стоббарт.

Уже в начале открывающего эпизода игра бесстыдно демонстрирует акробатические вставки из пресловутой The Sleeping Dragon. Загнанный на вершину небоскреба главгерой играючи преодолевает различные препятствия, беспрекословно повинуясь нажатию единственной клавиши, а игрок, находящийся по другую сторону экрана, начинает задумываться о ценности девелоперских обещаний. Впрочем, длится это безобразие не слишком долго: на смену аркадным элементам приходит классический неторопливый геймплей, так хорошо знакомый нам по Shadow of the Templars.

Правда, полностью отказаться от stealth-элементов Revolution Software так и не удалось. Несколько раз за игру вам придется красться на цыпочках за спинами злодеев, вычислять маршруты движения патрулей и всяческим образом прикидываться заправским шпионом, а ля Сэм Фишер. Не обошлось в The Angel of Death и без заданий на время. Хотя в этот раз они не требуют нечеловеческой реакции и железных нервов. Все довольно просто и податливо. Не получилось с первого раза - попробуйте снова, и так до тех пор, пока желанная цель наконец-то не будет достигнута. В общем и целом, игра, в плане аркадной составляющей, стала ощутимо легче. Возможно, это случилось благодаря появлению вменяемой камеры и отказу игроделов от разработки консольных версий. В любом случае, количество седых волос на голове, по мере прохождения, увеличиваться не будет.

Квестовая часть The Angel of Death весьма консервативна. В компании с действующими персонажами вы будете методично исследовать многочисленные коридоры и катакомбы, общаться с незаурядными личностями и разгадывать различные головоломки. Ситуация с последними несколько неоднозначная. Медитацию с ящиками вроде бы убрали, но на их место пришли однообразные задачки по взлому компьютерных систем безопасности. При помощи модного нынче PDA Джордж способен не только вести дневниковые записи и игровую статистику, но и подключаться к электронным серверам с целью их последующего "хака". Для получения доступа к компьютерным базам данным, вам раз за разом предстоит решать одну и туже задачу: провести поток информации от начальной к конечной точке, "отражая" его от подставных серверов. Эдакая современная интерпретация известной головоломки про луч света и кучу зеркал. Как уже упоминалось выше, проделывать подобные вещи вам предстоит довольно-таки часто, раз десять-двенадцать. Но самая соль девелоперской задумки заключается в том, что от раза к разу уровень сложности делает солидный шаг вперед. Поначалу атаке начинающего хакера будут подвергаться небольшие, частные сервера, а под конец кампании протагонист займется взломом военного ведомства США.

Зато по остальной мозголомной части нареканий не так уж и много. Традиционные загадки решаются не менее традиционным путем брожения по локациям, поиском активных предметов и их использования в самых замысловатых сочетаниях. Иногда главные герои будут прибегать к помощи манускрипта. Древний документ хранит достаточно подсказок и информации, годящейся для преодоления того или иного препятствия.

Главные козыри серии - искрометный юмор, увлекательные диалоги и яркие персонажи - благополучно перекочевали и в четвертую часть. Каждая беседа с новым знакомым оборачивается уморительные общением, несколько не вписывающимся в общую серьезную атмосферу игры. Элементы солидности, как ни странно, вносит заматеревший главгерой. Со времени нашей предыдущей встречи Джордж стал позволять себе ходить с трехдневной щетиной, отпускать взрослые шутки и цинично воспринимать окружающий мир.

Виртуальное пространство, к слову, выглядит точно также как и три года назад. Крошечные размеры локаций, очень небогатые интерьеры помещений, мутные текстуры, демонстрирующие свои острые конечности модели и прочие пережитки консольной экспансии не позволяют The Angel of Death соответствовать современному уровню технического исполнения. Зато нам вернули курсор. Самый настоящий мышиный курсор, видоизменяющийся в зависимости от выбранного вами действия.
Звук как всегда на высоте. Музыкальное сопровождение приятно ласкает органы слуха, а озвучка героев заставляет уважать профессионализм актеров, работавших над игрой. Надеемся, что локализованная версия, "Сломанный меч: Ангел смерти", сможет похвастаться не менее качественными голосами. "Бука", не скупись на гонорары!

И вновь Revolution Software не удалось дотянуть до уровня оригинальной BS-дилогии. The Angel of Death вышла крайне противоречивой. Каким то непостижимым образом в игре сочетается вчерашняя графика и отличный звук, отвязные диалоги и серьезно-кровожадная атмосфера, интересные находки и штампованные головоломки. Стоит ли с этим мириться? Возможно, но пусть каждый решит сам за себя. Однако стоит учесть, что пролететь игру за один вечер, как это было в случае с The Sleeping Dragon, точно не удастся. Но хватит ли терпения?

Плюсы: непревзойденный юмор; отличная озвучка; любопытный сюжет; увлекательные, временами, загадки.
Минусы: блеклое графическое исполнение; перекочевавшие из предыдущей части геймплейные ляпы и несуразицы.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Тайная комната при свете ламп выглядит не так зловеще.

Режиссерский меч

Переиздание первого «Сломанного меча» с громоздким названием Broken Sword — Shadow of the Templars: The Director's Cut уже отметилось на консолях от Nintendo: Wii и DS. На приставке с «махательной палочкой» в комплекте игра проходилась особенно приятно. И не только потому, что решать пазлы с помощью нинтендовских контроллеров было, как и в большинстве подобных случаев, необычно и легко. В версию для Wii добавили возможность своеобразного совместного прохождения. Один человек с помощью вимоута передвигает персонажа туда-сюда по локации, в то время как другой елозит курсором на экране в поисках активных точек — занимается пиксельхантингом, короче. В ПК-версии ничего такого, разумеется, нет в помине.

Прежде чем кидаться в сравнительные анализы с изнуряющим поиском отличий между оригиналом и переизданием, нам бы очень хотелось рассказать о сюжете первой Broken Sword так, если б это было первое знакомство с ним. Главный герой — Джордж Стоббарт. Белокурый студент, немного застенчивый, но не боящийся в одиночку путешествовать по белу свету. Волею судьбы он оказывается в небольшом кафе славного города Парижа, где и начинаются приключения.

Старт довольно бодрый: взрыв, труп, клоун, журналистка, полицейский. Чем-то это все напоминает первые часы Runaway. И красивая девушка со студентом, и приключения, и трупы, и взрывы — разве что без клоуна обошлись. В сюжете даже нашлось место тайным посланиям тамплиеров — упоминание о них потом станет визитной карточкой серии.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Теперь в Broken Sword все ведут свои дневники.

Миловидную особу, с которой познакомится Джордж, зовут Николь Коллар. Она работает журналистом-фрилансером во французской газете La Liberte. Именно взрыв в кафе знакомит двух молодых людей. Их ждали интриги, расследования и преследования.

Загадки, даже по меркам квеста образца 1996 года, получились в Broken Sword несложными, решались быстро, да и к тому же их было катастрофически мало. Поэтому кое-что новое было добавлено в Director's Cut — за это, пожалуй, действительно хочется сказать спасибо Чарльзу Сесилу.

О жанровой принадлежности игры мы не считаем нужным распинаться. Скажем лишь, что потом Broken Sword из рисованного миловидного квестика превратилась в полноценный трехмерный приключенческий сериал — за что, разумеется, схватила кипу неодобрительных отзывов от ностальгирующих олдскульщиков. Нет, не за приключения, а за трехмерность. По мнению многих (и мы, признаться, в их числе), с переходом в третье измерение «Сломанный меч» неслабо поубавил в своей исключительной атмосфере, вместо нее пришла совершенно иная, не всем пришедшаяся по вкусу.

Такой вот была Shadow of the Templars — интригующая, захватывающая и при этом невообразимо легкая и изящная.

Одна из самых простых загадок в игре.

Ненужная работа

Revolution Software не побоялась впихнуть в оригинальную Broken Sword новые сюжетные куски, более детально раскрывающие характеры и быт тех героев, которым было уделено недостаточно внимания. Сперва нам и вовсе дают поиграть за миловидную Николь Коллар. Да и не только сначала. На этот раз времени с девушкой придется провести во много раз больше, чем раньше. Мы и убийство будем расследовать, и побываем в самых неожиданных ситуациях, решив по пути тонны головоломок. В общем, с журналисткой скучать точно не придется.

А вот с кем скуки не избежать — так это с нашим старым знакомым Джорджем Стоббартом. Ничего принципиально нового расширенная версия квеста предложить ему не может. С одной стороны, может, это и правильно — все-таки все время в оригинале мы провели вместе с ним и узнали студента как следует. Но с другой — скудная парочка новых задач для Стоббарта выглядит на всеобщем фоне обновления совсем уж блекло и невыразительно.

Главное нововведение Director's Cut — отображение анимированных портретов героев во время диалога. Картинку с наглядным примером вы сможете увидеть где-то совсем неподалеку от этого абзаца. Вроде бы и нужное новшество — наблюдать в 2010 году за беседой двух неподвижных кукол не очень интересно. А вот портреты, по идее, должны показывать более полную палитру чувств и эмоций героев.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Ну почему героев так плохо анимировали?

Должны были. На самом деле отдельная картинка для персонажа, как и зеркало у пьяного школьника, ничего кроме маловразумительных гримас не дает. Вот скажите, разве тяжело было потрудиться над созданием анимации губ? Мы бы даже согласились на режим постоянной смены двух изображений во время болтовни — «открытый рот/закрытый рот». Не добавили даже этого — понимать эмоции Николь можно только по блеску ее глаз и открывающемуся рту во время изумления или испуга. Остальных это тоже касается. Почему такой элементарной вещи не сделали — уму непостижимо.

Или вот графика — обещали ведь тоже улучшить. А на деле оказалось, что более детализированными и четкими кажутся только новые локации. Из-за этого получается своеобразный дисбаланс — наш студент шастает по размытым и так себе выглядящим французским улочкам, а журналистка в эксклюзивных эпизодах — по вполне красивым секретным комнатам и апартаментам.

Больше оплеухи мы раздавать не будем. При всех сомнительных и не всегда работающих должным образом нововведениях Broken Sword: Shadow of the Templars по-прежнему остается классическим квестом, которому особого очарования, шарма и утонченности точно не занимать. Да и не все новые элементы в режиссерской версии оказались с пробоинами. Вот, к примеру, дневники, которые старательно ведут герои, — крайне полезная и удобная штука. Сейчас для жанра — это уже стандарт, но в 1996 году. Или вот щадящая функция для тех ленивцев, кому даже в Интернет за прохождением лезть неохота. Для пазла существует несколько подсказок — одна другой откровеннее. Сначала вам будут ненавязчиво намекать, а если прозрение так и не наступило — то снисходительно тыкать носом в очевидное решение.

Ну а в остальном — это все та же Broken Sword. Да, она стала упрощеннее, дружелюбнее к игроку, к ней пришили парочку новых сюжетных эпизодов. Только вот нужно ли было проделывать подобное с и без того выдающимся квестом? Лично мы считаем, что нет.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Помните «Пляшущих человечков» в «Записках о Шерлоке Холмсе»? Ну так тут почти то же самое.

Знакомство с режиссерской версией Shadow of the Templars сродни просмотру продолжения «Иронии судьбы» от Тимура Бекмамбетова — то, что казалось каноничным и устоявшимся, вдруг наспех переделывают и заставляют поверить, что так оно в действительности и есть. Намного лучше воспринимаются полноценные римейки — как это уже было с Monkey Island. А в случае с Broken Sword нам бы хватило специального издания оригинальной игры — чтоб с кучей дополнительных видеоматериалов, нормальной работой под Windows 7 и статуэтками героев в подарочных наборах. Оценку мы, если что, выставили за заслуги оригинала. Поверьте — если бы не «The Director's Cut», она была бы выше.

Плюсы: новые локации; интересных загадок стало больше; дополнительные кусочки сюжета.
Минусы: задумка с демонстрацией крупным планом лиц персонажей не совсем удалась; обещанное улучшение графики справедливо только в отношении новых локаций.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Тайная комната при свете ламп выглядит не так зловеще.

Режиссерский меч

Переиздание первого «Сломанного меча» с громоздким названием Broken Sword — Shadow of the Templars: The Director's Cut уже отметилось на консолях от Nintendo: Wii и DS. На приставке с «махательной палочкой» в комплекте игра проходилась особенно приятно. И не только потому, что решать пазлы с помощью нинтендовских контроллеров было, как и в большинстве подобных случаев, необычно и легко. В версию для Wii добавили возможность своеобразного совместного прохождения. Один человек с помощью вимоута передвигает персонажа туда-сюда по локации, в то время как другой елозит курсором на экране в поисках активных точек — занимается пиксельхантингом, короче. В ПК-версии ничего такого, разумеется, нет в помине.

Прежде чем кидаться в сравнительные анализы с изнуряющим поиском отличий между оригиналом и переизданием, нам бы очень хотелось рассказать о сюжете первой Broken Sword так, если б это было первое знакомство с ним. Главный герой — Джордж Стоббарт. Белокурый студент, немного застенчивый, но не боящийся в одиночку путешествовать по белу свету. Волею судьбы он оказывается в небольшом кафе славного города Парижа, где и начинаются приключения.

Старт довольно бодрый: взрыв, труп, клоун, журналистка, полицейский. Чем-то это все напоминает первые часы Runaway. И красивая девушка со студентом, и приключения, и трупы, и взрывы — разве что без клоуна обошлись. В сюжете даже нашлось место тайным посланиям тамплиеров — упоминание о них потом станет визитной карточкой серии.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Теперь в Broken Sword все ведут свои дневники.

Миловидную особу, с которой познакомится Джордж, зовут Николь Коллар. Она работает журналистом-фрилансером во французской газете La Liberte. Именно взрыв в кафе знакомит двух молодых людей. Их ждали интриги, расследования и преследования.

Загадки, даже по меркам квеста образца 1996 года, получились в Broken Sword несложными, решались быстро, да и к тому же их было катастрофически мало. Поэтому кое-что новое было добавлено в Director's Cut — за это, пожалуй, действительно хочется сказать спасибо Чарльзу Сесилу.

О жанровой принадлежности игры мы не считаем нужным распинаться. Скажем лишь, что потом Broken Sword из рисованного миловидного квестика превратилась в полноценный трехмерный приключенческий сериал — за что, разумеется, схватила кипу неодобрительных отзывов от ностальгирующих олдскульщиков. Нет, не за приключения, а за трехмерность. По мнению многих (и мы, признаться, в их числе), с переходом в третье измерение «Сломанный меч» неслабо поубавил в своей исключительной атмосфере, вместо нее пришла совершенно иная, не всем пришедшаяся по вкусу.

Такой вот была Shadow of the Templars — интригующая, захватывающая и при этом невообразимо легкая и изящная.

Одна из самых простых загадок в игре.

Ненужная работа

Revolution Software не побоялась впихнуть в оригинальную Broken Sword новые сюжетные куски, более детально раскрывающие характеры и быт тех героев, которым было уделено недостаточно внимания. Сперва нам и вовсе дают поиграть за миловидную Николь Коллар. Да и не только сначала. На этот раз времени с девушкой придется провести во много раз больше, чем раньше. Мы и убийство будем расследовать, и побываем в самых неожиданных ситуациях, решив по пути тонны головоломок. В общем, с журналисткой скучать точно не придется.

А вот с кем скуки не избежать — так это с нашим старым знакомым Джорджем Стоббартом. Ничего принципиально нового расширенная версия квеста предложить ему не может. С одной стороны, может, это и правильно — все-таки все время в оригинале мы провели вместе с ним и узнали студента как следует. Но с другой — скудная парочка новых задач для Стоббарта выглядит на всеобщем фоне обновления совсем уж блекло и невыразительно.

Главное нововведение Director's Cut — отображение анимированных портретов героев во время диалога. Картинку с наглядным примером вы сможете увидеть где-то совсем неподалеку от этого абзаца. Вроде бы и нужное новшество — наблюдать в 2010 году за беседой двух неподвижных кукол не очень интересно. А вот портреты, по идее, должны показывать более полную палитру чувств и эмоций героев.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Ну почему героев так плохо анимировали?

Должны были. На самом деле отдельная картинка для персонажа, как и зеркало у пьяного школьника, ничего кроме маловразумительных гримас не дает. Вот скажите, разве тяжело было потрудиться над созданием анимации губ? Мы бы даже согласились на режим постоянной смены двух изображений во время болтовни — «открытый рот/закрытый рот». Не добавили даже этого — понимать эмоции Николь можно только по блеску ее глаз и открывающемуся рту во время изумления или испуга. Остальных это тоже касается. Почему такой элементарной вещи не сделали — уму непостижимо.

Или вот графика — обещали ведь тоже улучшить. А на деле оказалось, что более детализированными и четкими кажутся только новые локации. Из-за этого получается своеобразный дисбаланс — наш студент шастает по размытым и так себе выглядящим французским улочкам, а журналистка в эксклюзивных эпизодах — по вполне красивым секретным комнатам и апартаментам.

Больше оплеухи мы раздавать не будем. При всех сомнительных и не всегда работающих должным образом нововведениях Broken Sword: Shadow of the Templars по-прежнему остается классическим квестом, которому особого очарования, шарма и утонченности точно не занимать. Да и не все новые элементы в режиссерской версии оказались с пробоинами. Вот, к примеру, дневники, которые старательно ведут герои, — крайне полезная и удобная штука. Сейчас для жанра — это уже стандарт, но в 1996 году. Или вот щадящая функция для тех ленивцев, кому даже в Интернет за прохождением лезть неохота. Для пазла существует несколько подсказок — одна другой откровеннее. Сначала вам будут ненавязчиво намекать, а если прозрение так и не наступило — то снисходительно тыкать носом в очевидное решение.

Ну а в остальном — это все та же Broken Sword. Да, она стала упрощеннее, дружелюбнее к игроку, к ней пришили парочку новых сюжетных эпизодов. Только вот нужно ли было проделывать подобное с и без того выдающимся квестом? Лично мы считаем, что нет.

Broken Sword - Shadow of the Templars: Director

Помните «Пляшущих человечков» в «Записках о Шерлоке Холмсе»? Ну так тут почти то же самое.

Знакомство с режиссерской версией Shadow of the Templars сродни просмотру продолжения «Иронии судьбы» от Тимура Бекмамбетова — то, что казалось каноничным и устоявшимся, вдруг наспех переделывают и заставляют поверить, что так оно в действительности и есть. Намного лучше воспринимаются полноценные римейки — как это уже было с Monkey Island. А в случае с Broken Sword нам бы хватило специального издания оригинальной игры — чтоб с кучей дополнительных видеоматериалов, нормальной работой под Windows 7 и статуэтками героев в подарочных наборах. Оценку мы, если что, выставили за заслуги оригинала. Поверьте — если бы не «The Director's Cut», она была бы выше.

Плюсы: новые локации; интересных загадок стало больше; дополнительные кусочки сюжета.
Минусы: задумка с демонстрацией крупным планом лиц персонажей не совсем удалась; обещанное улучшение графики справедливо только в отношении новых локаций.

Broken Sword 4: The Angel of Death

Джордж Стоббарт, нынче работающий юристом в ничем не примечательной Нью-йоркской конторе, и представить себе не мог, что, появившись в офисе пасмурным утром, встретит там свою любовь. Анна-Мария, зеленоглазая красивая блондинка, ожидала его в кабинете. Не успел Джордж узнать, что же собственно привело дамочку к нему (вскользь был упомянут лишь некий манускрипт), как в офис вломилась бригада итальянских мафиози с явным намерением добраться до девушки. Наш герой, как истинный рыцарь, схватил клюшку для гольфа и принялся спасать прекрасную деву.

После того, как парочка оторвалась от преследователей, Анна-Мария поведала, что ей известно о Стоббарте, как о бывалом путешественнике, который имеет большой опыт в разгадывании мистических тайн. И его услуги сейчас необходимы: если верить ее рассказу, Анне-Марии в наследство от отца достался древний манускрипт, содержащий некую загадку. Решивший ее получит доступ к драгоценному сокровищу. Что ж, Джордж, кажется, для тебя появилась новая работа!

Видимо, Анна-Мария пользовалась надежными источниками информации, ища данные о Джордже. Ведь наш герой за последние десять лет успел побывать во множестве разнообразнейших переделок. Проведем краткий экскурс в историю.

И мы сразу же погружаемся в прекрасную атмосферу серии Broken Sword: интересные паззлы, хорошо проработанные персонажи и отлично написанные диалоги, приправленные фирменным юмором, заставляют игроков со стажем почувствовать себя как дома.

Именно персонажи вызывают наиболее позитивные эмоции. Хоть их достаточно мало, но качество проработки сомнений не вызывает. Владелец дешевого отеля Альфонсо, курильщик с тридцатилетним стажем, оттого угрюмый и неприветливый, сразу не полюбит Джорджа и откажется ему помогать. Один из членов банды, следящий за номером Анны-Марии, большой фанат Элвиса: во время своей речи он цитирует строчки из песен Короля, носит замшевые туфли и стильный костюм, перспектива испортить который только и может заставить его покинуть пост. Простодушный житель Рима Марк, желающий стать в будущем священником, обожает американские боевики и мечтает хоть раз в жизни попасть в серьезную передрягу. Бродяга Арчи, старый знакомый Дуэйн, глуповатый полицейский ирландского происхождения, свихнувшийся ученый, фанат девушек и огнестрельного оружия… Каждый герой, кроме того, что обладает отлично проработанным характером, хорошо озвучен и нарисован. Скажем прямо: сделаны персонажи профессионалами, с любовь и воодушевлением.

Юмор в The Angel of Death великолепен. Он пропитывает всю игру: уже упомянутые ирония Джорджа и подколки Нико, воспоминания главного героя о своих родственниках, комментарии по любому поводу, фразы второстепенных персонажей, методы решения головоломок, некоторые повороты сюжета… И, самое главное, юмор тут элегантный, в нем полностью отсутствует пошлость. Если вам надоели выступления товарища Петросяна и туалетные шутки из молодежных американских (и не только) комедий, то остроумие разработчиков из Revolution Software вас сильно порадует.

Но какой же хороший квест обойдется без возможности поломать себе голову? В The Angel of Death эта возможность предоставляется повсеместно. Задачки, основанные на взаимодействии предметов из инвентаря с окружающей средой, удались на славу. Они, за редким исключением, очень логичны, и надобности использовать «все на всем» не возникает. Другой тип головоломок подразумевает решение различных загадок при помощи подсказок, содержащихся в отрывках текста или в картинках из древних манускриптов. Чтобы правильно их истолковать, придется задействовать все свои когнитивные психические способности. Встречаются такие задачки лишь в подземельях турецкого дворца и Ватикана, то есть, идут сплошными блоками.

В принципе, необходимость лазить по разнообразным выступам и карнизам тоже нельзя назвать достоинством. Она отвлекает от главного, и временами достаточно сильно раздражает. Хотя это, скорее, не недостаток, а так, маленький недостаточек.

Некоторые технические вопросы

Во-первых, игра стабильна. За все время прохождения она ни разу не вылетела в систему, не подвисла, не было заметно никаких глюков вообще. И это радует. Во-вторых, графика добротна: персонажи нарисованы очень красиво и хорошо детализированы. А вот анимация немного хромает, особенно это заметно во время динамичных скриптовых сцен. Например, перестрелка в финале выглядит просто нелепо.

Музыка радует разнообразием и профессиональным исполнением, а персонажи озвучены просто отлично. Голоса, подаренные им актерами, помогают более ярко выразить характеры, создают целостные образы. Тут все выполнено на высший балл.

В этом же разделе коснемся управления. В Broken Sword 4 нам вернули мышь, теперь это настоящий point-and-click квест, только в 3D. Связано это с тем, что версия для консолей предыдущей части сериала, The Sleeping Dragon, продавалась плохо, и 70 процентов от общего числа реализованных копий пришлось на PC. Поэтому мышь и вернули, оставив, тем не менее, возможность управления передвижением и с клавиатуры. Последняя полезна во время акробатических номеров, когда приходится лазить по различным элементам архитектуры. В общем, управление стало гораздо легче и приятнее, по сравнению с третьей серией.

Игра удалась. Джордж и Нико снова радуют нас своим обществом, увлекая за собой в поток самых невероятных приключений. Да, у проекта явные проблемы с сюжетом, но при этом он обладает массой неоспоримых достоинств: отличным юмором, хорошо проработанными персонажами и интересными головоломками.

Всем фанатам сериала играть обязательно (хотя, думаю, они уже прошли The Angel of Death и без моих рекомендаций). Всем поклонникам жанра, которые до этого серию не видели (как и просто любителям хороших игр), советую ознакомиться с проектом. Ведь четвертая часть Broken Sword является главным конкурентом Dreamfall: The Longest Journey и Scratches на получение звания лучшей adventure года.

Читайте также: