Broken age обзор

Обновлено: 02.07.2024

Модная манера дробления адвенчур на эпизоды порой вызывает у авторов рецензий нешуточную головную боль. Можно ли оценивать отдельно правую руку и левую ногу? Можно ли судить о верхней и нижней половинах одного цельного организма по отдельности?

Есть в этом нечто неестественное, на первый взгляд. Однако на проблему ведь можно взглянуть и по-другому. Адвенчура — это в первую очередь история, которую рассказывают нам разработчики. Геймплей, конечно, важен, но без сюжета ни одна представительница жанра на полку с хорошими играми не попадет. Так что, пока у истории нет конца, пока она рассказана лишь до половины, мы опять-таки не можем составить полноценное впечатление о ней.

Первая половина Broken Age была чудесной, почти образцовой. Восторг игроков и критиков от этого творения Тима Шейфера (Tim Schafer) оказался палкой о двух концах и отозвался космическими ожиданиями, возложенными на вторую часть игры. Вопрос о том, удастся ли Шейферу и Double Fine удержать столь же высокую планку и в дальнейшем, был отнюдь не праздным. Почти полуторагодовая пауза между двумя неразрывно связанными частями целого слегка настораживала. До последнего момента, разумеется, когда выход второго акта расставил все точки над всеми релевантными буквами.

Broken Age: Act 2 обзор

Этим ребятам кажется, будто они носят одинаковую одежду. Нет, не похожую, а одинаковую. Может быть, они дальтоники?

Что-то наш Мог сегодня не смог

Напомним в двух словах, как развивались события до сих пор. Мальчик Шай благополучно, но скучно жил на космическом корабле под надзором вездесущего вроде бы искусственного интеллекта с явными материнскими чертами. Однажды он встретил гигантского антропоморфного волка по имени Марек, и этот волк втянул его в работу по спасению несчастных маленьких созданий, а заодно настроил против мамы-компьютера и заставил поверить в собственную исключительность, избранность и прочие такие же громкие слова. Примерно в это же время девочка Велла чудом избежала съедения страшным летающим монстром Мог Чотрой, которому обитатели ее региона регулярно приносили в жертву юных и прекрасных девиц. Приключения привели героев к встрече: Велла попыталась убить чудовище, когда оно прибыло в очередную деревню для похищения и последующего гипотетического поедания очередной девушки. Ей удалось подбить Мог Чотру, вот только «труп» оказался сбитым космическим кораблем — тем самым, на котором летел Шай. Попытка выяснить отношения с коварным похитителем дев закончилась печально: девочка споткнулась и полетела внутрь корабля, а Шай оказался снаружи.

С этого момента и начинается второй акт, в котором выясняется, что «в действительности все не так, как на самом деле».

Внимание! Дальше возможны спойлеры, которые могут испортить вам удовольствие от игры, если вы еще не прикасались к Broken Age: Act 2.

Broken Age: Act 2 обзор

Если вдуматься, только благодаря топору из прошлого акта это дерево может выразить всю глубину своего презрения словесно.

Все наоборот

Если в начальной части истории мы только знакомились с реалиями игрового мира, с восторгом осматривали и ощупывали все вокруг, то теперь нам предстоит пробежка по местам уже известным. Это возможность увидеть созданную Шейфером вселенную с новой стороны. Шай оказывается в окружении, в котором недавно «приключалась» Велла, а девушка вынуждена теперь действовать в до боли знакомых, хотя и слегка разрушенных интерьерах космического корабля.

Внезапно выясняется, что искусственный интеллект «Мама», как и искусственный интеллект «Папа», совсем не то, что мы о нем думали на протяжении всего первого акта. Шейфер перехитрил нас намеками, заставив думать о ключевых персонажах нечто в корне неверное, а теперь раскрыл карты, превратив самый очевидный и логичный вариант разгадки в совершенно неожиданный. Даже жертвоприношение девиц, которое в конце первого эпизода так легко обернулось спасением несчастных созданий, оказывается в итоге действительно жертвоприношением. Быть может, от некоторых разгадок хотелось бы дождаться большего, но не будем придираться: история получилась вполне связной, цельной и не без подтекста.

Мотив взросления, который так отчетливо звучал поначалу, во втором акте слегка припорошен обилием событий и необходимостью как-то разрешить основные конфликты центральной фабулы. Тем не менее нельзя сказать, что здесь этой «песни» нет. Шай наконец-то начинает действовать самостоятельно — не в тепличных условиях корабля и не по наводке странного волка, а по собственной инициативе. Родители, которые всегда кажутся ребенку некими всемогущими силами, по мере его взросления становятся живыми людьми со своими желаниями, слабостями и чаяниями. Так и здесь мальчик обнаруживает, что «искусственный интеллект», оберегавший его до настоящего времени, вовсе не искусственный.

Сколько восторга может вызвать у молодого романтичного человека перспектива собственной безвременной смерти!

Все любят мистера Обнимашку

Геймплей, на первый взгляд, остался прежним. Поскольку оба акта неразрывно связаны между собой общей сюжетной линией, мы начинаем вторую порцию приключений с полными карманами. Предметы, прихваченные еще в первой части, непременно найдут свое применение в ходе дальнейших событий — и способ их использования может оказаться весьма извращенным.

Дело в том, что господа из Double Fine вняли стенаниям сообщества и отсыпали игрокам сложных загадок. Сложнее, чем в первом акте. Существенно сложнее, если говорить откровенно. Столь внезапная метаморфоза окончательно превратила Broken Age: Act 2 в классический квест, словно вышедший прямиком из девяностых. К нашим услугам — нестандартное использование предметов, самые настоящие головоломки и перекрестное прохождение, которое предполагает, что мы не можем добраться до конца линии каждого из персонажей, не переключаясь между героями.

Эта особенность, кстати, не всегда угадывается сразу: мы ведь привыкли к тому, что Шай и Велла были автономны! Можно до бесконечности пытаться понять, как влияют сочетания разноцветных треугольников различной формы на починку робота, но так и не догадаться, что для решения головоломки нам нужно оставить в покое Шая и помочь Велле пройти часть ее пути. В некоторых случаях сведения, полученные в первом акте, только мешают нам правильно оценить обстановку во втором. Скажем, удав, которого Шай называет «мистером Обнимашкой», может внезапно превратиться из грозной опасности в совершенно необходимую для прохождения… деталь. Чтобы понять, как именно можно его использовать, нам придется «забыть все, чему нас учили в школе», то есть в предыдущей части истории.

Broken Age: Act 2 обзор

Головоломка с починкой робота способна попить немало крови, если мы будем пытаться решить ее методом бури и натиска.

В то же время нельзя сказать, что решения загадок выглядят совсем уж нелогичными. Главное — не лениться беседовать абсолютно со всеми NPC. Многие нужные предметы нам отдадут просто так — достаточно переговорить с правильным человеком.

Поговори со мной!

Диалогов в игре по-прежнему очень много. Broken Age стоило затеять ради одних только разговоров и шуток. С большинством персонажей мы успели познакомиться еще в первом акте, но это не мешает им проявить себя с новой, неожиданной стороны и во второй части адвенчуры. Или с ожидаемой, но от этого не менее милой. Чудесны якобы слепые «друидки», улетающие в конце концов обнаженными в закат на гигантской птице. Прекрасен Шай, который приходит в неописуемый восторг, когда обнаруживает, что удав действительно опасен и на самом деле хочет мальчика задушить. Восхитительно говорящее дерево, что теперь ненавидит Веллу, зато любит «древесные шутки» — то есть каламбуры, построенные на игре слов и затрагивающие тему деревьев хоть как-нибудь.

Шейфер походя иронизирует над массой жанровых клише. Досталось и замусоленной до дыр в научной фантастике теме «машины времени», и космическим баталиям, и банальной до зубовного скрежета, но почему-то все еще обожаемой сценаристами идее «веры в себя», якобы способной решить все проблемы. Чего стоит одна только сцена встречи Шая с Алексом, капитаном второго такого же космического корабля-монстра! Шай думает, что Алекс — он сам из будущего; его собеседник, в свою очередь, считает, что мальчик прибыл из его прошлого. Их заблуждение длится недолго, но тем не менее успевает доставить нам несколько очень забавных минут.

Broken Age: Act 2 обзор

Кажется, косметическим ремонтом обойтись уже не удастся.

Единственный недостаток, за который можно упрекнуть Double Fine, — слишком длинный перерыв между выходом первого и второго актов. За полтора года немудрено и подзабыть какие-то детали сюжета, а проходить всю знакомую часть игры по второму разу — грустно, хотя разработчики и рекомендуют именно такое решение проблемы. В остальном получилось вполне достойное завершение сказочной, милой и глубокой истории, место которой — в пантеоне лучших адвенчур всех времен.

Плюсы: интересный и небанальный сюжет; динамичное развитие; яркие характеры персонажей; непростые, но логичные головоломки; тонкий юмор.
Минусы: слишком длительный перерыв между двумя актами при отсутствии какой бы то ни было сюжетной вводной в начале второй части.

В Double Fine работают весьма прогрессивные люди. Слава выходцев из LucasArts позволяла бы промышлять переизданиями, продолжениями, ремейками. Что же делали Тим Шафер и его студия? Они с головой окунулись в эксперименты: Psychonauts, Brutal Legend, Stacking. Короче, пытались не топтаться на месте, а найти свой путь, хотя и отклонились от классических приключенческих игр. Собирались с мыслями, видимо. И теперь, когда на сцену выходит Broken Age, становится ясно — путь найден.

В Broken Age параллельно развиваются две истории — и обе оборвутся в кульминационный момент, потому что вторая половина игры еще не готова. Но точки пересечения не видно почти до самой фразы «To be continued», потому что главные герои, Шэй и Вэлла, — обитатели двух разных миров.

Шэй — пилот исследовательского звездолета, жертва гиперопеки корабельного ИИ, который прикидывается его мамой и папой. GlaDOS наоборот, если грубо. Шэй, как и всякий уважающий себя подросток старшего школьного возраста, отчаянно стремится сбросить гнет заботы: ему надоел парад надуманных карамельных приключений (и — откроем секрет — он с лихвой хлебнет полноценных).

Broken Age

► Каждая кнопка на приборной панели корабля пищит и скрипит, как резиновая игрушка. «И как я мог верить, что все это — настоящее?»

Вэлла — тоже жертва, но в буквальном смысле. Ее должны скормить местному чудищу Мог-Чотре, приземленной версии Йог-Сотота с недюжинным аппетитом. У Вэллы свой бунт: она не желает мириться с устоявшейся традицией ежегодно угощать монстра свежими девственницами и искренне радоваться этому. Ясное дело, Вэлла соскочит с вилки жадного бесформенного душегуба и умчится строить план мести.

Broken Age простодушен, что совсем не характерно для Тима Шафера, чьи игры, как правило, удивительно циничны. Нет, без юмора здесь обойтись не смогли, и он почти того же качества, что и в лучшие годы. Однако теперь в шутках нет ядовитой сатиры, как, например, в Full Throttle. В Broken Age не высмеивают, а по-доброму хихикают. Даже обманщик-сектант не нарисован злодеем, он всего лишь плут. Смысловая разница невелика, а вот эмоциональная — огромна.

Broken Age

► В перерыве между кукольными приключениями рыхлые пиньяты режутся в карты и посмеиваются над наивностью Шэя. В гостях у сказки!

Что гораздо важнее, это не шутки ради шутки. Уже в The Cave виртуозы бинарного пера научились маскировать слезы за смехом, и Broken Age с успехом продолжает это делать. Ха-ха! Доходягу Шэя снова задушили в объятьях плюшевые недоумки! А Шэй между тем готов рискнуть миссией и собственной жизнью, лишь бы выбраться из замкнутого круга. Это не трагедия личности в полной мере, а скорее внутренняя грусть, без которой клоун — не клоун. Внешняя трогательность от этого только делается ярче и избавляется от слащавости, неизбежно преследующей игры подобной стилистики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: свойственна игре и некая неопределенность бытия. Затисканный космонавт однажды дорвется до настоящего дела и будет чертовски этому рад, но зрителя-игрока не может не смущать то, сколь игрушечным выглядит это «настоящее дело». Проверить бы с помощью волчка, но это совсем другое сновидение.

Broken Age словно нарисовали цветными карандашами, а персонажи напоминают героев из детских книжек-сказок с выдвижными картинками. И анимированы славно. Вэлла вышагивает деловито, словно пестрая птичка (ее наряд и перышки на голове не оставляют места для других аналогий), усы ее дедушки-бунтаря словно живут своей жизнью — тоже, наверное, бунтуют. Кое-кто, однако, не дозвонился до доброй феи и шевелится не так ловко — например, волк-подпольщик Марек. Ему мы простим неуклюжесть: в ростовом костюме не очень-то удобно.

Broken Age

► Клетчатая рубашка, бесформенная шапка, борода, угги и непонятные ерундовины на стене: «Это же искусство!» Да, вы правильно подумали, это самый настоящий хипстер, хотя и промышляет заготовкой древесины.

Но все же стиль и сценарий прочно припаяны друг к другу, условности не вызывают вопросов, а мотивы персонажей предельно ясны. Единственная уязвимость, которая могла бы раздуться до зияющей пробоины, — это геймплей.

Здесь положено устроить истерику и, задыхаясь от слез, жаловаться на «оказуаливание». Прикинуться косным ретроградом и жалеть о былых временах, когда головоломки решали всем подъездом.

Но стоит отринуть агрессивно-наступательную ностальгию по зеленой траве, как Broken Age кажется именно таким квестом, которого хочет коллективное бессознательное. Осторожный компромисс между сложностью эпохи VHS и современным феноменом интерактивного кино.

Broken Age

► Самый тяжкий момент в игре — битва с Мог-Чотрой, где нелегко понять, что вообще делать с этой образиной.

В Broken Age есть и проблемы, и головоломки, и инвентарь, который время от времени даже забивается хламом. Среди задач есть и такие, которые могут ненадолго поставить в тупик. Препятствием для игрока вместо странной и неочевидной логики становится большой размер и запутанность уровней, обилие персонажей и предметов в инвентаре. В остальном сложность прохождения минимальна и не требует экстраординарных умственных усилий. Подумать придется, но без отчаянного перебора предметов и поиска решений в интернете обойдемся. Во второй половине Broken Age, кстати, обещают более мудреные загадки, но насколько они действительно будут сложнее?

В любом случае, подход Double Fine не рубит повествование на короткие фрагменты между «затыками» — с одной стороны, и не превращает геймплей в череду QTE, которые иногда и провалить-то нельзя, — с другой. В Broken Age сохраняются и целостность повествования, и ценность геймплея.

Broken Age

► В небесном поселении кишмя кишат птицы. Такие милые, что слишком серьезных людей начинает подташнивать.

Несомненно, этот расклад многих не устроит. Например, игроков старой закалки, которых разгадка особенно упорной головоломки где-нибудь в The Secret of Monkey Island приводила в феноменальный восторг. Но когда ты два часа кряду соображаешь, что сделать с самым большим в мире мотком шпагата в Sam & Max: Hit the Road, забываешь, какого черта Сэм и Макс вообще потеряли в этом месте и что их волнует в долгосрочном порядке. Потому щадящая сложность в Broken Age — не столько «оказуаливание» и катастрофа вселенского масштаба, сколько жертва сценарию. Вполне сносная жертва, если посмотреть на некоторых.

Broken Age

► Шэй сможет ненадолго выбраться в открытый космос и полетать в свое удовольствие. Ничем хорошим это не кончится.

Broken Age — это комплекс удачных сочетаний и компромиссов. Только так и можно было избавиться от долгоживущего штампа «юморной квест как у Lucas Arts». Трава зеленее и все такое. Broken Age — произведение другого рода, близкое к классике Lucas Arts, но — с другими ценностями.

В квестостроении всегда были легендарные команды вроде LucasArts или Telltale Games. Но наряду с командами в этом самом адвенчурогенерировании всегда существовали и значительные личности, которым свойственно свободно мигрировать из студии в студию, создавать собственные коллективы и вообще учинять всяческие безобразия.

Взять, например, Тима Шейфера (Tim Schafer). Бывший «резидент» LucasArts, подаривший миру Grim Fandango и Full Throttle, позже создал собственную студию под названием Double Fine и успел «наследить» такими заметными проектами, как Brutal Legend и Psychonauts.

Однако, похоже, любому, даже самому успешному гуру индустрии время от времени хочется вернуться к истокам. Ладно, может, не любому, но многим. Вот и Шейфер вздумал тряхнуть старыми костями и выпустить адвенчуру, совмещающую в себе традиции «золотого века» point-and-click и какую-никакую свежатинку.

Broken Age: Act I

Если раньше вам не хватало примеров для того, чтобы понять, что такое идиллическая картинка, то вот они. То есть он. То есть оно.

В любой непонятной ситуации устраивай жертвоприношение

Игра рассказывает две не связанные между собой истории. На первый взгляд не связанные, но мы-то понимаем, что все не может быть так просто! Нам позволено в любой момент свободно переключаться между героями, попадая из мира фэнтези в мир техногенно-космический и обратно.

Оба персонажа, чью судьбу нам предлагают проследить, — подростки. Девочка Велла родом из небольшой деревушки пекарей, где ежегодно проходит Девичий праздник — мероприятие, предусматривающее человеческие жертвоприношения для ублажения чудовища по имени Мог Чотра. Нашей героине очень повезло: она стала кандидаткой на поедание. Большая честь, всеобщие поздравления, сладкий стол и прочие атрибуты удавшейся, хотя и короткой жизни остаются в прошлом, когда Велле удается избежать попадания в брюхо монстра, обеспечив себе при этом кучу новых проблем.

В это самое время на космическом корабле потихоньку взрослеет в одиночестве мальчик Шай. Его единственная компания — компьютер, наделенный явными материнскими чертами. Чудо техники называет мальчонку сыном, всячески оберегает и пытается в меру своих сил создать на корабле домашний уют — с одной стороны. С другой — обеспечить Шаю ощущение собственной нужности и попутно развлечь. Поэтому паренек выполняет «игрушечные» миссии, спасая маленьких шерстяных человечков от всякой ерунды — от лавины мороженого, например. Вот только набор заданий из раза в раз не меняется, да и рассчитаны они были изначально явно не на подростка, а на ребенка лет пяти. Поэтому, когда Шаю почти случайно удается вырваться из ежедневной рутины и встретить таинственного Марека, пообещавшего ему настоящие миссии по спасению беззащитных существ, мальчик приходит в восторг.

Broken Age: Act I

Девушка на жердочке очень грустит — страшное чудовище отказалось ее есть. Обидно оказаться ненужной даже чудовищу! Даже в качестве обеда.

Действительно, никакой связи между двумя историями, не так ли? Однако, если присмотреться к ним поближе, легко заметить, что смысловая перекличка здесь есть. Оба — и мальчик, и девочка — растут в атмосфере лжи и абсурда. Оба пытаются вырваться из порочного круга, в который они попали. Так, Велла с самого начала спрашивает у всех подряд — у своей родни, у распорядительницы праздника, у народца из соседней деревушки: «Почему нельзя просто убить чудовище вместо того, чтобы кормить его людьми?» Естественно, в ответ все только крутят пальцем у виска. Как можно нападать на столь благородное создание, которое щадит города и веси, не разоряет их, как раньше, а довольствуется всего только маленькими человеческими жертвоприношениями раз в год?

Точно так же, как гнетет Веллу сеть абсурдной логики обитателей ее мира, угнетают и Шая бесконечные невидимые границы, поставленные его заботливой «матерью». Мальчику не позволено даже гулять по кораблю в свое удовольствие: он должен четко придерживаться раз и навсегда установленного распорядка. Отбой — в такое-то время, подъем — в сякое-то. На завтрак — хлопья, всегда хлопья, пусть ему и дается издевательская возможность выбрать, из какой коробки будет сегодня насыпана эта незамысловатая еда. Содержимое коробок при этом абсолютно одинаковое, как и «миссии», которые бедному узнику приходится выполнять изо дня в день. Неудивительно, что приход Марека, помогающего уйти от внимания вездесущего компьютера, Шай воспринимает как долгожданное освобождение.

Вот только освобождение ли? Или новая ловушка? В Broken Age с этим непросто. Все усилия героев, направленные на то, чтобы почувствовать себя свободными, постоянно упираются в логику самого мира, в котором они живут. Похоже, в этом и заключается одна из основных идей адвенчуры. И отсюда — привкус легкой безнадежности, который возникает, несмотря на общий юмористический стиль диалогов.

Broken Age: Act I

Здоровый храп — свидетельство душевной гармонии. Или, по крайней мере, сытной трапезы перед сном. Великий гуру явно живет в гармонии с собой. И трапезничает неплохо.

Прощай, монетка

Игровая механика Broken Age — это типичная, классическая point-and-click-модель. Ходим везде, где ходится, взаимодействуем со всем, с чем взаимодействуется. Традиционные кнопки «осмотреть» и «использовать» ушли в прошлое, как и легендарная «монетка» с вариантами действий. Тим Шейфер идет в ногу с последними тенденциями адвенчуростроения и сводит все манипуляции с предметами или персонажами к одному-единственному клику.

Задачи, с которыми приходится справляться, просты и незатейливы. В большинстве случаев достаточно просто внимательно прогуляться по довольно объемной локации, чтобы понять, что нужно делать. «Ненужных» предметов в инвентаре обычно нет: почти все, что у нас остается, для чего-нибудь да пригождается. При этом имущество не пропадает внезапно. Если мы положили в карман какую-нибудь штуковину, она так и будет лежать у нас в кармане до тех пор, пока мы ее не потеряем. Обоснованно потеряем, логично с точки зрения мира и сюжета.

Здесь очень мало многоходовых комбинаций, а NPC к тому же любят огорошивать нас внезапной безвозмездной выдачей предмета, в поисках которого мы оббегали половину локации и выполнили несколько сопутствующих заданий. Так, когда Велле, попавшей в поселение, расположенное на облаках, требуются особые туфли для хождения по воздуху, она запросто может сначала помочь местной тетке-сапожнику найти подходящий нож взамен утерянного, дождаться, пока облагодетельствованная дама смастерит ей обувь, обнаружить, что эта обувь абсолютно не подходит по размеру, и только потом получить пару подходящих «шлепанцев» в подарок от еще одной девушки для жертвоприношений.

Можно было бы сказать, что многократные пробежки по уровням слегка утомляют, но за счет простоты загадок мы нигде надолго не застреваем. А даже если застряли — всегда можно переключиться на другую историю, чтобы проветрить мозги и потом с новыми силами вгрызться в непонятный этап прохождения.

Broken Age: Act I

Вас не удивляет, что главное движущее «ядро» космического корабля, вот этот аппарат, вяжет навигационный… шарф, когда нужно совершить гиперпространственный скачок? Шая все это совершенно не удивляет.

Гарм’ния и легк’сть

Нельзя сказать, что сценаристы Broken Age злоупотребляют юмором. Они вообще используют юмор в очень ограниченных дозах, скорее в духе легкой иронии, без откровенного «комикования». Вот, к примеру, люди, которые переселились на облака, чтобы следовать за своим гуру, проповедующим божественную легкость и отказ от «лишних» гласных букв в имени, — чудесная и очень ненавязчивая пародия на сектантство как оно есть.

Не менее приятное впечатление оставляют диалоги Шая с его компьютерной «мамой» или с маленькими шерстяными человечками, которых он в какой-то момент внезапно застает не на привычных позициях угнетенных, которых нужно спасти от угнетателей или от опасности, а во время перерыва, за игрой в карты. Оказывается, что они вполне довольны своим положением наемных актеров, но вот самого «зрителя», ради которого все и происходит, недолюбливают.

Кстати, попытки использовать предмет неправильно здесь практически никогда не упираются в стандартные «отмазки» вроде «нет», «не хочу», «не буду». Персонаж каждый раз говорит что-нибудь милое или забавное, когда мы пытаемся сделать очередную глупость. В сущности, именно это один из показателей по-настоящему проработанного сценария.

Добавим к охарактеризованному выше уравнению приятную рисованную графику с оригинальными сюрреалистическими пейзажами и чудесную озвучку с Элайджей Вудом (Elijah Wood) в роли Шая — и получим действительно качественную адвенчуру. Точнее, часть адвенчуры, ведь в более или менее скором будущем нас ожидает продолжение.

Broken Age: Act I

Окно космического корабля имеет странную форму, не правда ли? В сущности, намеки на истину, которую мы узнаем лишь в финальной части первого акта, разбросаны по всей игре. Но только очень внимательный любитель жанра обратит на все эти мелочи внимание вовремя и сумеет правильно их истолковать.

Громкое имя Тима Шейфера снова зазвучало на ниве квестоделания, и зазвучало мощно. Broken Age нельзя назвать революцией в жанре, как нельзя говорить и о заметном скатывании в ретро-стилистику или ретро-механику. Это просто достойная, интересная игра, с которой можно с удовольствием провести вечерок-другой — и захотеть добавки.

Плюсы: увлекательный сюжет; динамичный ритм повествования; любопытная идея в основе сценария; приятные диалоги; оригинальный арт.
Минусы: не обнаружены.

Эпизодами игры обычно выпускают из финансовых соображений. Тим Шейфер, автор Full Throttle, Grim Fandango, Psychonauts и Brutal Legend, в свое время даже установил официальный рекорд по сбору народных пожертвований (3,5 млн долларов), но все равно умудрился дать маху с распределением ресурсов.

Поэтому Broken Age разделили на два акта. Казалось бы, чисто формальное решение — два равнозначных эпизода должны были успешно сложиться в единое произведение под аплодисменты растроганной публики.

В итоге мы получили во многом две разных игры. Разных и неоднозначных.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

Первый акт — это исключительно юмор, эмоции и глубина, которая проявилась не столько в игровом процессе, сколько в тематике. Две параллельные истории — мальчика Шэя и девушки Веллы — только с виду кажутся занятными приключениями парочки подростков.

Шэй бороздит космические просторы на собственном корабле, выполняет опасные задания и спасает странных, но милых существ. Велла живет в некоей сказочной стране и совершает увлекательное путешествие на ежегодное состязание местных красавиц, чтобы, разумеется, триумфально его выиграть.

На деле это истории взросления и даже бунта. Оба подростка, как выяснилось, жили отнюдь не безоблачно. Шэю докучали излишней опекой, а космос и все якобы рискованные миссии оказались театральным представлением, устроенным чрезмерно заботливыми родителями: никакой опасности никогда и не было, мальчик разве что мороженого мог переесть.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

► Готовьтесь — соединять эти провода в разных вариантах вам придется раз двадцать.

Но о Велле такого не скажешь. Она оказалась в плену традиций, грозивших по-настоящему погубить ее: на том самом фестивале с конкурсом красавиц ее хотели принести в жертву морскому чудищу. И никто — ни другие девушки, ни ее родители — не решался нарушить установленный порядок.

Дети, как вы поняли, не захотели мириться с таким положением вещей и подняли бунт — притом вполне осмысленный. Сбор предметов, решение загадок и мини-игры сопровождались общением со множеством разномастных персонажей: говорящим деревом, свихнувшимся дровосеком, каким-то проповедником, живущим на облаке, болтливой ложкой, забавными роботами и другими колоритными личностями.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

Вдобавок нас ожидало море юмора, шуточки про видеоигры, пародийные отсылки к фильмам, книгам, Ктулху, Mass Effect — и другие приятные вещи. Шейфер остался верен себе: он снова придумал необычный мир, красочный и ироничный; при этом в основу игры легла вполне взрослая серьезная тема.

Broken Age упрекали лишь в краткости и излишней простоте. Многие загадки были обставлены с присущей автору фантазией, но мозг всю дорогу мирно посапывал. И разработчики учли критику — да так, что мало нам не показалось.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

► Некоторые знакомые герои во втором акте предстают в новом обличье.

Второй акт начинается там, где и закончился первый: Шэй и Велла неожиданно встретились и поменялись местами. Девушка очутилась на космическом корабле, а парень — на просторах сказочной страны, жители которой привыкли скармливать юных девственниц морским чудовищам.

Но локации в обоих случаях, за редким исключением, прежние, из первого акта. И по большей части с прежними персонажами. Просто бродят по ним другие герои.

И все же топтание на месте и хождение по одним и тем же игровым экранам несколько смущает. Новых же локаций и персонажей во втором акте до обидного мало.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

► Эта нехорошая змея может доставить хлопот обоим героям.

Другая претензия у нас возникла к загадкам.

Их стало больше, и некоторые в самом деле замечательные. Мы пытаемся рассмешить дерево, рассказывая ему анекдоты в духе «что сказал пень топору», щекочем несговорчивый космический GPS, используем особую программку, чтобы направлять робота и восстанавливать разные отсеки корабля. А под конец нам иногда позволяют переключаться между героями и объединять их усилия, чтобы вместе решать проблемы.

Но и здесь многие ситуации повторяются. Заставить дерево срыгнуть древесным соком, починить космический навигатор, вытащить яйцо из-под злющей птицы-мамаши? Мы уже видели это в первом акте, пусть и при других обстоятельствах.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

Еще одна проблема — сложность, которая заметно увеличилась (об этом просили сами игроки). Уже на второй локации Велла вынуждена решать непростую головоломку с участием генератора и пары шлангов. А в третьей ей приходится с точностью до миллисекунды рассчитывать момент, когда следует применить нужный предмет ко вращающемуся в невесомости куску щупальца.

Однако в большинстве случаев мы не столько ищем подсказанное логикой решение, сколько задом наперед просчитываем ход мысли дизайнера, как выразился один из западных рецензентов. Догадаться, что для инициации затейливой цепочки событий с участием обоих героев и кучи других персонажей нужно поставить Шэя именно в этой точке, а не где-то еще, невозможно в принципе, поскольку никакого логического объяснения этому нет.

Остается метод тыка и перебора всех вариантов. Прибавьте постоянную беготню между локациями — а во втором акте бегать приходится куда больше, чем раньше (что во многом и увеличило продолжительность игры). А чуть ли не единственная мини-игра, заставляющая вас логически мыслить и проявлять внимательность, повторяется так часто, что в финале при виде нее натурально хочется биться головой о стену.

Трудности переходного возраста. Обзор Broken Age

► Во второй части это дерево будет с ужасом вспоминать Веллу.

Но самое обидное, что во втором акте авторы так и не раскрыли толком тему взросления. Оба подростка превратились в обычных героев среднестатистической приключенческой игры: один разговаривает со всеми подряд и ищет нужные предметы, другая исследует космический корабль, и оба при этом вечно что-то чинят.

Лишь в финале главная тема Broken Age всплывает снова, но обозначена она лишь легкими мазками. Концовка же вызывает скорее недоумение и разочарование — она явно могла быть сильнее, острее и ярче.

В Broken Age: Act 2 есть все то, за что мы любим творчество Тима Шейфера, — ирония, выразительные персонажи и необычные ситуации. Многие шутки не раз заставят вас искренне рассмеяться.

Но в ней нет тонкой выверенности и блеска, которых ждешь от работ автора Grim Fandango и Full Throttle. Разработчики пошли на поводу у публики и зачастую накручивают сложность и продолжительность за счет перебора вариантов, беготни по локациям и попытки сообразить, как мыслил дизайнер головоломок, а не за счет поиска изящных и логичных решений.

Несмотря на это, перед нами все равно увлекательная и смешная приключенческая игра, на которую не жалко времени, но Тим Шейфер все-таки может лучше. Главное — не слушать при этом капризных поклонников.

Читайте также: