Бестиарий сигиллума настольная игра обзор

Обновлено: 02.07.2024


Сегодня на столе у нас свежачок, только сошедший с печатных станков, совсем новенькая настолка под названием «Бестиарий Сигиллума». И что самое главное, игра российского производства. Это не очередной унылый «кинь-двинь/отгадай загадку» для дамочек или что-то подобное, а самая настоящая настольная игра, в которую могут играть брутальные бородатые мужики. «Бестиарий» — это тактика, необычно оформленная, рассчитанная ровно на двух игроков, с оригинально выполненными компонентами. Не чего-то ли подобного так долго ждали российские гики? Давайте посмотрим.

P.S. О, господи, о, господи, эти дикие русские, кажется, научились делать игры!


О чём это?

Фэнтези, король умер, междоусобная война, бла-бла-бла, борьба за трон. В общем, мы два претендента на корону волшебной страны и с помощью страниц древней рукописи «Бестиарий Сигиллума» призываем на поле боя всяких мифических и не очень существ мира игры, которые будут пытаться захватить замок врага, попутно выдавая оплеухи по лицам и мордам таким же призванным воинам противника.

Автор попытался преподнести эту банальную сюжетную историю, добавив изюма, заключающегося в мрачном оформлении игры и не совсем стандартном фэнтези-мире. Посредством иллюстраций в чёрно-красных тонах. Посредством тускло-мрачного оформления всего и вся. Посредством описаний. Посредством оригинального шрифта, который хреново читается.

Вроде, ничего необычного, но интригует, и даже хочется поизучать этот суровый мир поподробнее. Только вот где? На сайте ничего развёрнутого не имеется, из чего делаем вывод, что пока оно не проработано до конца. Ну, да ладно, нам игра важна, а не всякие художества. Но крючок хороший закинут, развернуться можно, тем более, что авторы обещают продолжить развитие своего мира в других настолках.


Что за необычные компоненты?

Да-да, странные, необычные, называйте как хотите, но когда я взял коробку с игрой в руки, то сразу же почувствовал, что-то здесь не так. «Да она весит грамм 100», — промелькнула мысль, и сразу же вспомнились фотографии (а именно жетонов), показавшиеся ещё на этапе рассматривания компонентов в интернете подозрительными. Распечатав коробку (сделанную, кстати, в виде книги, обложку которой мы и видим на лицевой стороне), мы обнаружим следующее:

— Небольшое раскладное игровое поле. Причём на одной половинке находится сама карта местности, а на другой – непонятные «часики» с непонятными же символами (стиль выдерживается, тут большой плюс дизайнеру, всё выглядит чётенько). И тут сразу же вспомнилось FFG с условно такими же «часиками» в «Рунных войнах», которые нужно было собирать ручками, процесс несложный и быстрый, но всё равно – русские сделали круче и не заставили работать покупателя =) Поле является самым тяжёлым по массе компонентом игры, хотя и весит всего ничего.


— Далее идёт «старый» конверт запечатанный сургучом. Уии! Все же любят вскрывать такие «древние» конверты? Реально стильно и круто, ничего особенного, вроде, но доставляет. Ещё раз спасибо дизайнеру, который выдерживает стиль, заданный автором не только в визуальном оформлении, но и даже состав коробки подогнал «в тему».


В конверте вложены девять картонок (16 х 11 см.) с описанием персонажей. Этими-то бойцами мы и будем управлять в игре. По сюжету листы персонажей — это страницы древней рукописи по вызову сущностей из потустороннего мира, написанной великим магом Гоэцием. Опять таки сделаны в стиль: из «книги»-коробки достаём эти листы с «описанием» ритуала вызова. А по сути: на обратной стороне каждой из девяти картонок — художественный текст, кто такой да почему, а с лицевой – изображение и описание умений.


— И самый лёгкий и необычный компонент коробки – лист с жетонами. «Почему же он такой лёгкий»? — спросите вы, а я отвечу: «Жетоны сделаны не как обычно, из картона, а из нестандартного для настолок материала, уж не знаю как он правильно называется, но похож на пенопласт смешанный с поролоном (наверное, он и есть)». Вот так вот, товарищи, прогресс не стоит на месте, в России задают новые тренды настолкостроения =)


Поверх этих кругляшков/квадратиков поролона наклеены бумажные, с изображением персонажей игры, всякими эффектами и способностями. Так же удобно, как и картон, просто странно и неожиданно. Понятное дело, что, скорее всего, авторы пришли к этому моменту из-за финансового вопроса, по ходу, стоят такие компоненты дешевле обычных картонных. Но есть один минус в данном случае – жетоны получились односторонними, что немного напрягает, так как приходится их переворачивать (придирка, ведь тут не приходится постоянно перекладывать горстями туда сюда их, но всё же, обращаться с ними не так удобно как с двухсторонними жетончиками). Почему так сделано непонятно. Можно предположить, что опять таки ради удешевления производства.



Ну, и остаётся вопрос долговечности таких компонентов. Вроде бы, за наши 30+ партий ничего не случилось, но как оно будет дальше покажет время. На вид всё, по крайней мере, надёжно. Ещё одно маленькое неудобство — так как жетоны очень легкие, то есть шанс сдуть их с поля. У нас ничего такого не происходило, но, как правильно заметили в комментариях, есть шанс подобного события. Естественно, эта ситуация испытывалась мной на практике — сдуваются отлично =) Оправданием служит то, что вернуть всё на место не так сложно, ибо жетонов немного и запомнит их расположение нетрудно; ну, и аккуратней надо быть, товарищи, аккуратней — не поднимайте ветер там, где его не должно быть.

— И отдельным пунктом хотелось бы вынести правила игры. Так как написаны они… неразборчиво. Не в том смысле, что непонятно, с этим проблем как раз нет, а в том смысле, что шрифт выбран странный. Да, он отлично вписывается в стиль оформления, но читать его немного проблематично, так как все эти крестики вместо буквы «т» изрядно ломают глаза. Единственное, что могу отметить, так это более лёгкое усвоение при чтении вживую. Уж не знаю чем это обусловлено, но с монитора читать рулбук было куда сложнее, пока не пришла коробка с бумажной версией того же самого.


Как в это играть?

Есть ассиметричное игровое поле из 19 шестиугольников, каждый из которых принадлежит определённому типу местности (гора, равнина, вода, лес). Тип местности влияет на способности некоторых существ, но никоим образом на перемещение, как можно было подумать. На поле в разных углах расположены два замка и две башни. Замки принадлежат игрокам, оттуда выползают наши существа. Башни – это ключевые точки, которые нужно удерживать, чтобы запускать из них снаряды по замку противника, нанося ему таким образом урон и приближаясь к победе.


Собственно, противостояние заключается в контроле этих самых башен своими существами, коих в наличии у нас три штуки (как и у противника) из девяти доступных в игре. Чем дольше мы контролируем башню (а лучше две, но это фантастика), тем больше урона мы наносим замку врага. Всего у нашей цитадели 16 хитов, но вовсе не обязательно простоять в башне шестнадцать ходов, ведь жизни замка вычитаются и посредством убийства вражеских воинов. Так что получается своеобразная игра на фраги, в которой довольно ощутимый вклад в победу всё таки вносит удерживание ключевых точек — башен.

«Бестиарий Сигиллума» — это тактика, завязанная на расположении своих трёх воинов на игровом поле. Каждый из двух игроков хочет закрепиться своими существами около башен (ведь именно тот, чьих бойцов больше около башни, стреляет из неё по вражескому замку в начале хода) и при этом не попасть под раздачу вражеских миньонов, ну, и попутно самому вынести парочку оных. Весь цимес игры заключается в этих самых девяти доступных для выбора существах, в их способностях, применяя которые и нужно забороть вражину.


Команда воинов собирается методом открытого драфта: то есть, сначала первый игрок выбирает себе существо из девяти, потом второй, потом опять первый и т.д. до тех пор, пока каждый не получит трёх бойцов. Оставшаяся после разбора тройка не участвует в партии. После чего весь зверинец выставляется на клетку с замком, с одной и другой стороны, и начинается сражение.

Каждый персонаж умеет двигаться, имеет одну атакующую способность, с помощью которой, как несложно догадаться, наносит урон вражеской команде, и две поддерживающие способности, которые либо накладывают какой-то эффект на персонажей (типа, усиление атаки, оглушение, броню), либо как-то влияют на перемещение (толкают, тянут и пр.). Причём атакующая способность может применяться хоть каждый ход, а вот две другие имеют cooldown, он же «откат», он же «время восстановления». Вот для этого нам и потребуется вторая часть раскладного поля – диск времени. Именно на нём, посредством ежеходного вращения и выкладывания на отведённые места жетонов способностей персонажей, мы отмечаем сколько времени осталось до «перезарядки» умения (у каждого из них, время, конечно же своё — от 1 до 6 ходов). После того, как способность выйдет из отката, мы снова возвращаем её на лист персонажа и можем пользоваться ей. Манипуляции способностями и есть основа «Бестиария Сигиллума».


Впечатления

Расскажу как это было. Заприметив новую российскую настолочку несколько недель назад, подумал: «Очередной трэшняк с бессмысленным дайсфестом и «инновационными», возможно даже, «обучающими» механиками». Но попытавшись осилить правила, бросил это занятие из-за нечитабельности, хотя уже стало понятно, что тут всё не так плохо и даже, походу, интересно. Подумал так, да и забыл. Потом, написав обзор на Darkest Night, вспомнил увиденное и осознал, что оно похоже по визуальному стилю исполнения. А так как DN вообще была приобретена из-за своего оформления, то почему бы не дать шанс и этой игрушке? Мысль воплотилась в коробку «Бестиария Сигиллума».


Всё это похоже на небезызвестную компьютерную развлекуху DOTA. Тоже две команды персонажей рубятся, применяя друг на друга разные способности, и пытаются задоминировать на карте. Вторая и третьи партии проходят уже более вдумчиво, с осознанным выбором членов команды, с какими-никакими попытками хитрых манёвров. Градус интереса не ослабевает, а лишь идёт вверх, ведь сколько ещё нужно попробовать комбинаций персонажей и их умений!


Короче, играли и на следующий день, и следующий, и… Разными составами персонажей/игроков. На столе и на полу. В общем, отыграли несколько десятков партий – настолка-то новая и всё в ней занимательно для новичка. Но тут наступило пресыщение. Нет, игра совсем неплохая, не шедевр, но играть реально интересно. На осознание этого накладывается тот факт, что игра российская(!) и это вызывает когнитивный диссонанс, ведь: «Как это у нас могут сделать что-то стоящее?!» Пресыщение пришло из-за того, что, я не любитель абсолютно безрнандомных игр, в которых всё-всё-всё видно наперёд, так же известных под общим лейблом «шахматоподобные». «Бестиарий Сигиллума» из этой категории. Тут мы всё рассчитываем наперёд, придумывая и просчитывая планы перемещений/применения умений, внося корректировки по ходу действия, в зависимости от поведения оппонента.

Безусловно, это не повод для меня забросить игру, и мы ещё не раз будем возвращаться к этой коробке, так как шахматы, шашки и прочая абстрактность небезынтересна и, по сути, является обязательным и неизменным компонентом хороших настольных игр, спрятанным за тоннами красок и сюжетных текстов. Тут же компонент этот красиво замаскирован в способностях персонажей и проглядывает сквозь покрытие только потому, что сам игровой процесс (течение и фазы хода) довольно механистичен. Ты сидишь, долго думаешь над своим ходом, пытаешься просчитать ответные действия врага: «Ага, в следующем раунде я смогу нанести две раны двум воинам противника, но для этого мне нужно сходить влево. После этого он просто обязан подойти вот этим персонажем сюда, ведь тут он выгодно может разменяться ударами. Вроде бы, ничего другого, более адекватного ему не остаётся. Хм, да, иду влево», — и это шахматное мышление и расчёты продолжаются из хода в ход, с одной и другой стороны.


Это очень интересно, но превращается со временем и опытом участников партии в настоящие шахматы, ведь тут столько различных вариаций состава команды и их способностей. Это не просто противостояние двух идентичных сторон конфликта, а десятки и сотни вариантов, которые не просчитать обычному человеку, не задающемуся подобной целью. В памяти всплывает Dungeon Twister, игра с очень похожими ощущениями в процессе партии. Там так же есть пачка персонажей с разными умениями, и стандартизированный, безрандомный ход игры.

Очень радует поначалу, но потом превращается в спорт. Нельзя сказать, что это плохо, очень и очень многим людям именно такой подход настольных играх и нравится, но для такого нелюбителя абсолютной безрандомности, как я, подобная схема не работает. Надоедает.


Итог: возможно, из-за заниженных ожиданий, но игрушка очень понравилась с самой первой партии. Тактики и стратегии вагон и маленькая тележка, для «подумать» отлично идёт. И нет, заниженные ожидания всё таки ни при чём – игра действительно стоящая. Для стратегов, для тактиков, для шахматистов и иже с ними, для очень суровых еврогеймеров, наверное, даже. Но она абсолютно точно не подходит законченными трешерам, упивающимся грохотом кубов и кучей разноцветных карточек с надписями, типа «получи +2 к броску кубика», или «уничтожь корабль противника». Имея непосредственное отношение к последней категории, доставать «Бестиарий Сигиллума» с полки будут, но не сказать, что часто. Пока коробка новая, будет периодически появляться на столе, потом же, как и DT, дневной свет будет видеть только «по праздникам», ибо хороша, но не всегда и в умеренных дозах.

Зачем в это играть?

Приключенцев, обменщиков синих кубов на красные по курсу 1 к 2, выстраивателей цепочек и комбинаций из карт — просьба не беспокоить. Настолка не ваша, слишком сухой и «короткой», без вариаций, покажется. Однако, если вы хоть каким-то боком любите просчитывать варианты своего и вражеского хода на несколько раундов вперёд, опираясь на постоянно доступную каждому игроку информацию; любите унижать оппонента с помощью своего далековидящего мозга; да и просто цените достойные игрушки, то можете поставить себе на полочку «Бестиарий». Я же лично записываюсь в последнюю категорию: часто выносит мозг себе не буду, но в коллекцию своих настолок этот экземплярчик вписал.


Сегодня на столе свеженькое дополнение к российской игре Бестиарий Сигиллума – Кузница Хаоса. Вышло оно буквально 15 дней назад и через неделю уже было доставлено мне прямо к порогу дома пожилым, но очень бодрым курьером, с которым мы хорошо так поговорили о доставках посылок. =) Как уже писал в обзоре базовой коробки, Бестиарий Сигиллума это, по-моему, одна из самых удачных, с точки зрения искушённого зажравшегося настольщика, российская игра. Правда, с оговоркой, что для таких нелюбителей абсолютной безрандомности, как я, настолка может показаться сухой, так как тут всё зависит исключительно от ваших способностей видеть наперёд (как в шахматах).

Но вот вышло дополнение, Кузница Хаоса, и что же мы тут увидим? Что принесут нововведения и вольют ли свежую струю в процесс? Из анонса допа я вынес, что и так хорошая игра станет ещё лучше лично для меня, так как будет введен, как называл его разработчик, «элемент управляемого рандома». Что это такое и как работает, было не совсем понятно, но на сегодняшний день испытано лично на себе и будет рассказано читателям.


Неоднократно говорил, но повторю ещё раз, что я, как и многие другие, думаю, не люблю шахматоподобные игры. То есть те, где абсолютно всё зависит именно от тебя. Поясню: по-моему, в игре должен всегда быть хоть какой-то элемент рандома, будь то генератор случайных чисел, событий и т.д., либо какие-то независящие от игроков условия, которые и сподвигают всегда находить свежие решение, отличающиеся от того, что были в прошлой, в позапрошлой и т.д. партиях. Это делает игру не только более разнообразной, но и более азартным сам процесс. Главное для разработчика с этим не переборщить. Хотя, как известно, мастера сами пишут правила – это я про Nexus Ops вспомнил, который насколько кубикобросательный, настолько же тактически- и азартно-гениальный.

Итак, Кузница Хаоса. Что же предлагает нам это дополнение? И сразу, пока не забыл, очень важная эррата, представленная на первой же странице правил, с которой рекомендуется играть даже в базовую версию Бестиария Сигиллума – способность «Костяной бумеранг» наносит 1 единицу повреждения всем персонажам, вместо 1-2-2… В общем, кому надо, поняли о чём речь =) Вас же тоже бесил тот убер-солдат? 😉


О чём это?

Повторяться не хочется, да и сюжет не блещет чем-то сверхоригинальным, но всё равно заслуживает внимания. Выделил этот пункт чисто потому, что распечатав дополнение, естественно, стал рассматривать и читать всё и вся, включая истории новых персонажей на обратной стороне их карточек.

Так вот, в обзоре базового Бестиария Сигиллума я как-то вскользь прошёлся по сюжету, мол, простое фэнтези со свистелками. Однако, как-то упустил, что те самые существа, которых мы призываем и которыми управляем, это души умерших известных персоналий мира Сигиллума, и мы, будучи магами, пользуемся страницами Бестиария (листами персонажей) и заклинаниями, чтобы призвать их к себе на службу.


Это я к тому, что вся стилистика игры – мрачность и серость оформления, странный шрифт, пентаграммы, — всё заточено на создание оккультной атмосферы. В общем, это очень прикольно. А самое прикольное то, что один из новых персонажей, это маг Гоэций, тот самый, который по легенде игры и написал Бестиарий Сигиллума, предназначенный для призыва душ умерших. Ведь он сам-то тоже помер, состарившись, а будущие поколения, его ученики, не только пользовались наследием мастера, но и сами создавали заклинания, одним из которых стал призыв самого Гоэция. Забавно, в общем =)

Что в коробке?

Про необычность материала фишек уже рассказывал, в Кузнице Хаоса они выполнены в том же духе. Новые персонажи, новые способности, новые маркеры эффектов – это всё понятно. Но есть и нововведение. В отдельном кулёчке насыпаны 16 деревянных «сердечек», заменяющих собой стандартные из пенокартона.


Они потяжелее и не будут разлетаться при дуновении ветерка, но, честно говоря, меня устраивали и их собратья в старом исполнении, к тому же те были красненькими, а деревяшки просто белые. Хотя это настолько неважно, что даже не знаю почему было принято решение заменить одни на другие. Может, по просьбам покупателей, статистики у меня нет, но я лично не слыхал, чтобы жаловались.


Так как игра кардинально не поменялась, то нового поля не предусмотрено. Зато предусмотрен вот такой вот Механизм хаоса, сделанный из такого же толстого картона, как и поле в базовом Бестиарии Сигиллума. Единственное что он нераскладной, зато оригинальный, но об этом далее расскажу подробнее.


И самая вкусность это, конечно же, новые персонажи. Как и в базе представлено 9 страниц Бестиария (16 х 11 см.) = 9 новых персонажей. Большинство из них обладает новыми навешиваемыми эффектами, коих в Кузнице Хаоса целых 8 штук. Помимо этого все существа из дополнения обладают «атакой хаоса», или, по-русски говоря, у них присутствует небольшой разброс в уроне. Это и есть первая из двух частей введённого в игру рандома, о чём опять таки ниже.


Как в это играть?

Повторять опять таки не хочется, всё есть в обзоре базовой коробки Бестиария Сигиллума, но если коротко – у нас есть три существа, у противника тоже три, перемещаясь по игровому полю, мы должны мочить их, они нас, параллельно контролируя две ключевые точки-башни; выполняя вышеуказанные задачи, мы снижаем показатель здоровья башни врага, снизим до нуля – победим. Всё.


Интерес во всём этом заключается в том, что существа обладают разными видами атаки, способностями и временем их отката. Следя за всем этим и планируя наперёд, надо тактически и стратегически верно предугадывать как лучше действовать и вынести противника вперёд ногами. Что же добавилось в Кузнице Хаоса помимо кучи новых вариаций команд и умений (теперь выбор осуществялется из 18 бойцов)?

Ну, во-первых, хочу обратить внимание на стадию выбора воинов на партию. Появилась система выбора-бана существ, как в тех же компьютерных moba-играх. Вот так это выглядит схематически:


Простое нововведение, а стало логичнее и увлекательней. Но автор на этом не остановился и ввёл ещё одно интересное ограничение – существа в Бестиарии Сигиллума делятся на три класса по параметрам (сила-ловкость-интеллект), и раньше это вообще никак не влияло на игру, просто для красного словца присутствовало. Теперь же в команде должны находится существа всех трёх классов, если же игрок будет игнорировать это условие, то накладывается штраф в виде потери хитов замка в начале партии за каждый отсутствующий класс.

Всё вместе это даёт больше самой игры уже на этапе выбора существ, в отличии от того, что было раньше: обычного драфта имеющихся девяти бойцов.

Во-вторых, и, скажем так, самое инновационное – добавился Механизм хаоса. Сначала немного расскажу об устройстве:


Оно состоит из трёх частей: основы и двух вращающихся дисков. Нижний диск регулирует силу хаоса (оно же разброс атаки), а верхний является волчком, который крутим и смотрим, куда указывает стрелка. В Кузнице Хаоса появились два фактора рандома, которые игроки по желанию могут добавить в свои партии. Для начала расскажу о силе хаоса.

Тут всё просто. У всех девяти существ дополнения атакующая способность имеет показатель силы хаоса от 1 до 4. В зависимости от этого смещаются шансы на успешную атаку:

При силе хаоса-1: 50/50 что воин ударит на 0 или 1. При силе хаоса 2 проценты смещаются на 75/25. При силе хаоса-3 воин всегда бьёт на 1, плюс есть 25% шанс ударить на 2. Ну, а при силе хаоса-4: 50/50 шанс на удар 1 или 2. В общем, всё для любителей внести рандома. Но тут же, в правилах, есть вариант и для не приемлющих такое развлечение с судьбой – конвертер силы хаоса в обыкновенную, то есть просто убирается значение «кубика» и выставляются соответствующие стабильные значения урона. Довольно хорошее решение, только вот насколько просчитанное и сбалансированное между персонажами сходу сложно понять, нужно отыграть большое количество партий для понимания что же «выгоднее». В идеальном варианте и то, и то должно быть равнозначным. Надеюсь и думаю, тестеры всё просчитали.


Верхний ряд — существа базы. Нижний — существа дополнения. Сначала, по анонсу показалось, что в дополнении как-то пестро всё стало, однако, на практике, как видите, все в едином стиле. Хотя и присутствует более яркая составляющая нижнего ряда, в основном из-за двух «голубых» персонажей, и более тёмная — у верхнего ряда, так как черноты больше.

В любом случае, выбор всегда остаётся за игроком, причём, что интересно, каждый из противников перед партией выбирает, использовать ли хаос. То есть в одной и той же партии вы лично можете не использовать рандомизатор для атак существ из дополнения, а ваш оппонент будет это делать, если захочет, но решить это вы оба должны до начала игры. Всё зависит только от личного предпочтения каждого игрока. Причём выбор этот делается перед драфтом существ и косвенным образом повлияет на пики при драфте. Но это уж совсем для хитрых задротов =)

Вторым фактором рандома в Кузнице Хаоса являются случайные события. Это новый способ, помимо убийства вражеских существ и контроля башен, наносить урон замку оппонента. Оба игрока пред партией должны согласиться на этот дополнительный вариант рандома, иначе он не вводится. А заключается он в следующем: есть пять видов событий (изображены на нижней части круга Механизма хаоса), и перед игрой случайным образом выбирается одно из них, которое определит что нужно сделать, чтобы нанести дополнительный урон замку противника. Как только условие будет выполнено, случайным образом выберется следующее (но обязательно не то же самое).


То есть этой механикой в игру ввели дополнительные стимулы делать существами какие-то нестандартные перемещения по карте, чтобы получить выгоду там, где раньше её не могло быть. Например, событие «Кракен» требует, чтобы все ваши существа стояли в центре поля, на гексах воды, и тогда, во время фазы осады, врагу нанесётся два дополнительных повреждения. Хотя тут стоит добавить, что два из пяти событий не столь оригинальны и требуют просто контролировать одну или вторую башню, чтобы нанести единицу дополнительного урона.

Впечатления

Первое впечатление – шрифт в книге правил и на листах персонажей теперь читабельный! Автор внял просьбам, плачам, оскорблениям, или чему там ещё, и поменял таки стильные, но неудобные для чтения глазами буковки. Я ничего не имею против оригинальности и даже ЗА те самые «т» в виде крестов, чтобы добавить демонологии в антураж игры, но, к сожалению, дизайн оказался попросту недоработанным, в результате чего красивая оригинальность вылилась в неудобство для игрока, к которому хоть и привыкаешь, но радости это не сильно добавляет.


Второе — рандом, товарищи! Наконец-то появилось то, что лично для меня оживит игру и заставит доставать почаще хорошую настолку с полки. И это не тот тупой рандом, когда вы кидаете кубик и ждёте шестёрку (хотя и такой умелые геймдизайнеры способны правильно применять), а именно тот, который нужен в подобных «абстрактных»-играх. Очень правильно Вибе (автор игры) обозвал его «управляемый рандом», то есть тот, который можно с какой-то степенью вероятности прогнозировать. Причём, дабы угодить всем, добавили выбор применять такое нововведение, или нет. Со своей колокольни, я бы советовал применять как минимум события, ибо это оживляет течение партии.

Перцу, помимо событий добавляют и комбинации новых способностей и атак. Некоторые персонажи из Кузницы Хаоса прямо таки очевидно напрашиваются в напарники существам из базового Бестиария Сигиллума, чтобы слиться в комбо-экстазе. Веселья добавилось не только за счёт комб, но и благодаря новым вариантам атак, как-то «цепная молния» или атака по определённой области.


Про новые накладываемые эффекты можно вообще промолчать, так как это просто своеобразные вариации усилений/защит, отмечу только такое важное умение как влияние на время откатов и самое интересное, «ограничение видимости», которое как бы ослепляет врага, не позволяя ему применять дальнобойные способности.

Естественно, порадовали новые умения персонажей. Тут и телепортация, и перемещение врагов и союзников. В общем, новые воины и есть основа дополнения, я бы сказал. Ясен пень, что и Механизм хаоса доставляет, но, честное слово, если его выкинуть (что по правилам вполне законно, так как можно играть как без разброса по урону, так и без событий), то радости получите не намного меньше.

Всё таки вариации комбинаций из восемнадцати персонажей и всего из девяти ощутимо отличаются. Так что дополнение для тех, кому понравился Бестиарий Сигиллума, думаю, обязательно стоит попробовать, так как удовольствия минимум в два раза больше. Мне и базовая коробка приглянулась, а уж такое расширение возможностей, да со здоровой порцией рандома, совсем отлично зашло. Неплохая дилогия получилась, так что стоит ждать и третий том.


Итоги

Тут хочу обосновать и выставить оценку Кузнице Хаоса. Так сколько же по десятибальной шкале можно дать этому дополнению? Итак, если считать 9-10 за твёрдую пятёрку, то это точно не она, ведь дополнение явно не обязательное, каких-то серьёзных нововведений нет, а есть вариация с Механизмом хаоса, и досыпана пачка персонажей. Может быть девять? Но нет, действительно отсутствует хоть что-то значительное, меняющее какие-то основы игры.

7-8 — это четвёрка, и именно на неё и хочется оценить коробку, так как пусть и без глобальных нововведений, но с добавкой подключаемого рандома, что для меня плюс, и с реально большим расширением арсенала бойцов со свежими умениями, коробка расцвечивает Бестиарий Сигиллума новыми красками. Более того семёрку всё таки не ставлю из-за того, что мало того, что новые воины довольно оригинальны, так процесс подслащён ещё и событиями, оживляющими движуху на поле.


Как бы то ни было, и любители чуточки рандома, и нелюбители того же самого будет довольны на восьмёрку. Так как первые получат именно то, чего им не хватает, а вторые сломают свой мозг новыми вариантами составления команд и пиками-контрпиками. Те, кто привык к богатейшим компонентами коробкам, могут снизить оценку до семи, но по-хорошему, это удачное дополнение к удачной игре.


Давно не было слышно и видно Петра Вибе с его Бестиарием Сигиллума, но вот, поди ж ты – уже второе дополнение к игре вышло и вовсю продаётся с прошлого года, а ещё не обозрено. Непорядок, давайте коротенечко обозрим эту коробку.

Четырёхпутье – название второго дополнения к отечественной игре Бестиарий Сигиллума, как и первое, помимо добавления девяти новых персонажей привносит кое-что новенькое в механику настолки. И если в первом добавление рандома было немного натянутым, ну, или пусть будет, на любителя, то новые возможности мне лично показались поинтереснее. Конечно, как и раньше, ничего кардинально нового, но встречайте – игровое поле на четверых игроков, с увеличенной площадью и четырьмя замками.

Автор Бестиария не отступает от своих строгих принципов и не превращает заведомо дуэльную тактику в хаос «все против всех» – поэтому игра становится командной 2х2, оставаясь по сути дуэльной (никто не мешает – в правилах даже предлагается – играть один на один, управляя всеми персонажами команды).


О чём это?

Наверное, лучше прочитать обзор базовой игры для понимая, что здесь вообще происходит, но если вкратце, то есть арена, поделённая на гексы, по ней бегают персонажи и пытаются убить друг друга, попутно стараясь контролировать ключевые точки для набора очков.

Что в коробке?

Наполнение стандартно для компании Интаглиф – нас ждут старые добрые жетоны из самого лёгкого в настольных играх материала – пенокартона. К сожалению по-прежнему односторонние:


Девять листов персонажей, снова запечатанные в стильном конверте с сургучом. Вот чего не занимать Интаглифу, так это стиля. Наверное, после того, как выйдут ещё несколько игр этой фирмы, о нём и говорить не нужно будет, как не говорят о само собой подразумевающемся качестве FFG.


Также в коробке лежит новое поле с четырьмя башнями, для игры команда на команду:



Как в это играть?

Правила базовой игры во втором дополнении почти никак не изменились, единственное, что предлагается добавить пару новых нюансов в течение партии. Итак, первая вариация – это изменение темпа игры, когда фазы поддержки и нападения объединяются, чтобы ускорить процесс. Теперь не нужно «заряжать» свою способность целый раунд, чтобы в следующем – если противник предоставит такую возможность – атаковать. Теперь можно применить навык усиления и тут же его разрядит в подвернувшегося врага.

Второе нововведение – командный режим 2х2. При таком варианте каждый из игроков контролирует всего по два (вместо стандартных трёх) персонажей, возрождаясь в личном замке. Однако жизни у обоих строений общие и в плане нанесения урона по ним ничего не меняется – у них одна шкала жизней. Башен, кстати, тоже стало четыре на поле, так что позиционная игра стала ещё напряжённее.


А ещё, конечно же, появились новые персонажи и умения, как то «преграда на поле», «яд», «ослабление/усиление осады башни», что только добавляет разнообразия комбинаций умений и действий. В остальном Четырёхпутье – это те же щи, что и базовая коробка, только густоты добавляет, «утолщая колоды», так сказать.

Впечатления

Впечатления как были три года назад положительными, так и не изменились, несмотря на то, что шахматоподобные настолки не относятся к числу моих любимых. От дополнения ничего не ждал, поэтому получил только позитив в виде новых персонажей и возможности комбинирования их со старыми и друг с другом. В сумме с первым допом в игре теперь 27 героев, что очень много. Вариативность огромна, хочется пробовать и такое, и эдакое сочетание, опять же с оглядкой на то, что берёт противник. Пики, контрпики при драфте героев – та ещё игра в игре перед партией, если вы понимаете, о чём я.


С вариантом два на два игрока мозговынос и просчитывание зашкаливает. Тут даже сказать боюсь, какой вариант лучше, базовый или новый. Мне импонирует стандартная игра один на один, пусть даже с четырьмя замками и персонажами, но лишь бы управлять ими в одну голову. Ведь на пару обсуждения и оптимизация ходов могут затягиваться надолго, а ещё ведь есть вторая команда. Понятное дело, что Бестиарий это игра именно что про комбинаторику, но всё же вычислять все возможные ходы и их последствия – удовольствие для особо увлечённых этим людей.

Поэтому, чтобы игра укладывалась в разумные временные рамки, я советую играть один на один даже на новой карте. Хотя тогда теряется основная фишка расширения, но для меня просто девять дополнительных персонажей и ускоренный темп игры гораздо более ощутимый бонус, чем возможность играть в Четырёхпутье с напарником. Хотя, бесспорно, в интеллектуальной дуэли пара на пару есть свая привлекательность.


В подобных «всего побольше» дополнениях основа – это расширение возможностей пользования старыми механиками. Вот и в этой коробке дополнительные варианты команд героев, их способностей, плюс увеличенное поле, к которому приходится подстраиваться заново – всё позволяет «осваивать» игру заново. Ничего нового, но всё равно приятно. Хотя пара свежих эффектов, типа возведения стен на поле, вводят по-настоящему невиданные в предыдущих двух коробках тактические хитрости.

Ну, и то, что теперь фазы поддержки и атаки объединены, действительно повышает динамику и темп игры. Может, думать на новом поле, да с лишним героем с каждой стороны нужно больше, но ощущение «применил скилл-выстрелил-отступил», наконец, появилось. Благодаря пачке умений союзных персонажей выходят какие-то моментальные комбы, сразу же дающие результат и требуемый эффект, динамика партии повышается на глазах. Думать приходится столько же, сколько и раньше, но удовлетворение от проведённой атаки получаем здесь и сейчас, а не дожидаемся замедленной реакции противника/ов, которые сводят на нет всю красоту.


Да, раньше, чтобы мощно пробить спецатакой, нужно было подготавливаться к этому не один ход, загонять врага, самому выстраивать своих людей/нелюдей в определённую конфигурацию на гексах, и только после этого удавалось хорошенько всадить. Теперь же ощущение боя стало острее, мы с опаской выходим на определённые позиции, ведь враг не дремлет и, выскочив из-за перелеска, способен выдать вам такую затрещину, которую должны были выдать ему вы. В общем, Четырёхпутье сделало игру больше похожей на напряжённый бой, а не на шахматный поединок с очень долгосрочной стратегией.

Зачем в это играть?

Затем же, зачем играли в Бестиарий Сигиллума без допа. Четырёхпутье, как и должно расширение по определению, расширяет возможности базовой игры. И если первый доп, Кузница Хаоса, имел спорные моменты с введением случайности – которой даже сам автор прямо в правилах предлагал альтернативу – то третья коробка серии следует строгим канонам базовой игры. А так, по большому счёту, дополнительные персонажи, второе поле – вот ровно то, что вы получаете от новой коробки.

«Бестиарий сигиллума» представляет собой тактическую, оформленную необычным образом игру, рассчитанную в первоначальной версии на двух участников.

Бестиарий Сигиллума

Уровень сложности: Выше среднего

Количество игроков: 2 (с дополнением 2-4)

Развивает навыки: Стратегия, тактика

О чём это

Вся игра оформлена подобно мрачному фэнтези: смерть короля, война за трон, и два соперника, среди которых следующий король «Бестиария сигиллума». Взяв за основу довольно-таки банальную историю (похожую на Игру престолов), автор добавил необычное, даже мрачное оформление: особенный шрифт, знаки и цифры, которых не существует в реальном мире, чёрно-белые иллюстрации и многое другое. Используя этот вид компонентов, привносится интрига в процесс игры, участникам сразу хочется погрузиться в придуманный мир, примерив корону нового правителя.

Бестиарий сигиллума детям не игрушка

Правила

Настольная игра рассчитана на участников, которые способны продумать исход на множество ходов вперёд, что детям сложно осуществить и понять. Также большинство детских игр подразумевает элемент случайности, поэтому маленьким любителям настольных развлечений необходимо подрасти до 14 лет, чтобы сражаться за трон короля.

Что за необычные компоненты

Поле и карты Бестиарий

Бестиарий сигиллума выглядит достаточно мрачно, но стильно:

  • Игровое поле складывается вдвое подобно папке: на одной стороне расположена карта королевства, а на другой – «часовой» механизм, определяющий течение времени в мире. В каждой части поля спрятаны тайны, страницы которых участники мысленно открывают для себя в процессе партии.
  • Фишки на поролоновой основе – именно поэтому сама коробка с наполнением почти невесома. Поверх поролоновых заготовок различной формы имеются бумажные наклейки с эффектами, персонажами и способностями.
  • Карточки существ находятся в конверте с фирменной восковой печатью, что добавляет уникальности и определённо следует выдержанному стилю изобретения, проявляющегося именно в мелочах. В конверте девять карточек персонажей с описанием.

Зачем в это играть

«Бестиарий сигиллума» понравится любителям игр, основанных на применении тактики и полном отсутствии случайности: шахматы, Dungeon Twister. В процессе происходит обдумывание и просчёт сотен вариантов, не позволяя мозгу хоть на секунду расслабиться. Определённо, она достойна быть в коллекции у великих умов, которые считают своим долгом уничтожить соперника за счёт мозга, демонстрируя силу и могущество этого знания.

Правила игры

Внутри «Бестиарий сигиллума» содержатся 9 существ, разделенных на 3 класса согласно преобладающему свойству существа: силе, ловкости и интеллекту. Необходимо соблюсти баланс классов при их выборе, чтобы партия даже на начальном этапе была стратегически выигрышной для участника. Большинство персонажей более эффективны в кооперации, уже в первой партии следует ознакомиться с возможностями совместного размещения существ у одного игрока.

Персонаж

  • Сила. Нахождение существа в команде с этим умением обеспечит для более слабых персонажей меньшие ранения. Также сила существа способно обездвижить существо соперника.
  • Ловкость. Недостаточное количество уровня жизни покрывается большим уроном, который персонажи могут нанести врагам.
  • Интеллект. Существо с таким атрибутом усиливает существ собственной команды и уменьшает силы противников.

Применяя уникальные способности персонажей, можно варьировать управление башнями. Доставив необходимое количество ранений каждому существу игрока по другую сторону поля, можно их на время изгнать из обыденного мира, это обеспечит простой захват крепости.

Для любого воина свойственно различие по следующим категориям:

  • Согласно типу: атакующие и поддерживающие.
  • Согласно времени подготовки: постоянное и нефиксированное.
  • Согласно продолжительности эффекта: моментальный или продолжительный.
  • Согласно количеству умений: массовые или единичные.

Все эти пункты оказывают воздействие на участников: разработав правильную комбинацию и стратегию для персонажей, игрок обязательно захватит крепость соперника и одержит победу в партии.

Как в это играть

Карты

Изначально необходимо выбрать трёх существ со страниц карточек «Бестиарий сигиллума», которыми будет происходить управление. Игра подразумевает дуэльный характер, поэтому оба игрока располагаются в крепостях в противоположных сторонах поля. Существа, выбранные перед партией, соответственно отправляются в крепость.

Противостояние делится на этапы, каждый начинается кручением диска времени на один участок сектора. В периоде насчитывается четыре фазы, выполняемые игроком в определенной последовательности.

  1. Фаза осады, в которой при захвате участником башня наносит одно повреждение замку соперника.
  2. Фаза нападения, где персонаж вправе совершить манёвр или атаку, за исключением случая.
  3. Фаза подготовки.
  4. Фаза поддержки, где участник просчитывает, какие способности у персонажей он применит.

Фаза поддержки

По завершению третьей фазы для одного игрока, право хода достигает другого участника в фазе осады. При завершении действия на всех этапах, текущий период прекращается и наступает следующий, для первого игрока, поворачивая временной диск.

Правила «Бестиарий сигиллума» подразумевают возрождение уничтоженного существа команды соперника у оппонента. Для этого следует поместить маркеры повреждений на карточку цели в количестве, достаточном для нанесения требуемого урона. При равенстве или превышении происходит то самое «возрождение» потерянного для соперника персонажа у партнёра по команде.

Тактические маневры во имя победыФишки

  • Одна особенность, что делает игру «Бестиарий сигиллума» уникальной – отсутствие элемента случайности. Партия строится лишь на тактических навыках игроков, расчёт манёвра для победы рождается еще до самой партии, на этапе выбора самых сильных и усиливающих способности каждого выбранного персонажей.
  • Также тактическим манёвром является взятие крепости, что делает находящееся в ней существо абсолютно неприкасаемым, а это позволяет использовать их в качестве надёжных снайперских позиций.
  • Осадные башни – особенные игровые клетки, определённо нужные игроку для нанесения урона крепости противника. Их контроль передается тому игроку, чьи существа в большем количестве расположены вокруг. Сначала будет повержена крепость противника, а затем партия заканчивается для него проигрышем.

Впечатления

Изначально, глядя на оформление и наполнение игры, она непонятна и не совсем привлекательна. Однако, ознакомившись с правилами, которые благодаря особому шрифту не так уж легко осилить, «Бестиарий сигиллума» определённо притягивает и захватывает внимание. В момент открытия настольной игры после покупки очень привлекает особый стиль и дизайн, продуманный до малейших элементов. Не хочется верить, что она разработана в России, потому что такой формат совсем не свойственен нашим производителям.

Эту настольную игру можно отдаленно соотнести с компьютерным аналогом – DOTA: две враждующие команды, применение способностей, а также обдуманный выбор персонажей.

Дота

После нескольких десятков партий интерес к игре не угасает – это говорит о том, что «Бестиарий сигиллума» определённо достойна внимания любителей настольных игр, особенно тех, кто наслаждается именно применением различных тактик, продумыванием наперёд множества комбинаций, подобно шахматам.

Дополнение «Бестиарий сигиллума: Кузница хаоса».Кузница хаоса

Одним из дополнений игры «Бестиарий сигиллума» является «Кузница хаоса», представляющая игрокам специальные правила, среди которых и возникшие персонажи с уникальными способностями, и различные умения, и внедрённый элемент случайности. Механизм дополнения определяет продуктивность действий участников случайным образом, также введены события, влияющие на выбор приоритетов. Стоит учесть, что это лишь приложение для базовой версии.

Дополнение «Бестиарий сигиллума: Четырехпутье».

Ещё одним является дополнение «Четырепутье», которое не основывается на случайном решении. Оно включает в себя расширенное игровое поле, рассчитанное на четырёх играющих, чтобы была возможность делиться участниками два на два, внедрение новых персонажей, которые можно использовать и в базовой версии игры.

Похожие игры

Любителям стратегий типа «Бестиарий сигиллума» могут оказаться по душе следующие предложения, которые относятся к лучшим настольным тактическим играм: Dungeon Twister, Dungeon Twister: Prison, Знаменосец, Нейрошима-6, Стальная Арена. Бои Роботов по Пятницам.

Видео обзор

Ставьте оценки, добавляйтесь в нашу группу ВК и пишите свои пожелания в комментариях. Нам очень важно ваше мнение ?

Читайте также: