Battlelore настольная игра обзор

Обновлено: 05.07.2024


Battlelore – игра созданная гениальнейшим человеком, Ричардом Боргом создателем таких известных настольных игр как Commands & Colors: Ancients, и Memoir 44, ко всем этим играм имеются дополнения, вносящие много нового в игровой процесс.

Battlelore не исключение. Перед нами настоящая средневековая фэнтэзийная стратегия. Но обо всём по порядку.

Все эти игры построены по похожему принципу, вернее используют систему созданную Ричардом Боргом. Есть гексагональное поле, набор сценариев описывающих местность, расположения отрядов, количество стартовых командных карт необходимых для управления отрядами и необходимое число победных очков. Игроки по очереди выкладывают командные карты, и отдают приказы (передвижение, рукопашный бой, стрельба) тому количеству отрядов, которое указано на выложенной командной карте. Приказы выполняются в строгой последовательности. Сначала назначаются отряды, которые будут двигаться. Потом идёт передвижение, потом собственно атака и стрельба.

При атаке учитываются особенности отрядов, их характеристики, и особенности местности. Так, например тяжёлая пехота может атаковать четырьмя кубиками, но противник находиться в лесу, и имеет бонус в защите. Следовательно, использоваться будут только два кубика. Вообще характеристики отрядов это отдельная тема. В них входит, прежде всего, скорость передвижения, сила атаки, и специальные особенности.

Последние очень отличаются и многие уникальны. Например, особенности кавалерии в том, что они могут преследовать отступающего противника. То есть если противник в ходе атаки вашей кавалерией отступил или даже был полностью уничтожен, вы имеете право занять клетку отступившего противника, пройти на ещё одну любую клетку, и ещё раз провести атаку. Плюс кроме всего прочего, если кавалерию атакует пехота, она имеет определённый штраф к броску (первое выброшенное изображение щита и меча не считается как попадание). Вообще успешной, атака в этой игре, считается, если на кубике выпал цвет флага отряда, или щит и меч, так же учитываются некоторые нюансы (к примеру, определённые карты магии, к этому списку добавляют ещё и символ знаний).

Всё вышесказанное, в той или иной степени присутствует и в других играх Ричарда Борга. И является основным сходством произведений этого человека.

В Battlelore также присутствует такое понятие как мораль отряда. Если на соседних гексах с вашим отрядом находиться не менее двух союзных отрядов, то этот отряд считается смелым, и если его атакуют, он, во-первых, игнорирует флаг (при обычной ситуации отряд вынужден был отступить на один гекс), и, во-вторых, имеет право на контратаку.

В этом плане нельзя не отметить основную особенность армии гномов, которая состоит в том, что они всегда смелые. Battlelore, как раз и захватывает своим разнообразием отрядов, их особенностей. Также в наличии множество сценариев.

Хотя в игре и присутствует большая доля случайности, в тоже время, она очень тактическая. Этот парадокс прекрасно уживается в этой настольной игре, и ни сколько не раздражает. Просто нужно грамотно оценивать риски. И как показывает практика, выигрывает не тот, кому везет на кубиках и картах, а тот, кто умеет правильно командовать войсками. Что бы не заявляли те, кто хочет оправдать свое поражение.

Случайность это, конечно же, фактор кубиков. А тактика. Тактика основывается на манёврах, которых здесь чуть ли не больше чем даже в том же Memoir 44 (ну, во всяком случае, не меньше). К примеру. Вот сейчас я заведу противнику в тыл кавалерию. Потом атакую тяжёлой пехотой. Если противник отступит, его добьёт кавалерия, и нанесёт повторный удар. Если не отступит, кавалерия нанесёт удар по другому отряду, и в случае удачи, нанесёт повторный удар и добьёт отступивший отряд противника. А использования фактора окружения? Кавалерию заводим в тыл к противнику, пехотой атакуем спереди. Отступать ему некуда, поэтому каждый флаг будет засчитываться как попадание (если у противника конечно обычная мораль, и он не может проигнорировать флаг, и дать сдачи). Потом когда отряд противника будет на грани уничтожения, добиваем его кавалерией, и проводим ей повторную атаку ближайшего отряда. А еще можно устроить дуэль между отрядами лучников, а…

Вообще вариантов действительно масса. К тому же, если ещё к вышеперечисленным факторам добавить использование, каких либо заклинаний…Одним словом, манёвры, манёвры, манёвры, тактика, манёвры. Здесь всего этого добра с избытком. И оно не, сколько не надоедает и не приедается. Играть всегда интересно, каждая партия по-своему необычна и неповторима. Реиграбельность здесь просто потрясающая. А осваивается всё, несмотря на огромную книгу правил с большим обилием текста, достаточно быстро. Всё просто, и интуитивно понятно. Игра должна понравиться любителям разнообразных миниатюр, любителям продумывать неожиданные тактические ходы, любителям по-настоящему насладиться интересным игровым процессом, не слишком сильно напрягая мозговые клетки, и просто любителям с $интересом провести свободное время.

Напоследок хочу заметить. Несмотря на, в общем-то, одинаковую механику, не стоит слишком углубляться в сравнения Battlelore, Memoir 44, и C&C. В каждой из этих игр есть что-то интересное и необычное. Battlelore больше понравиться любителям средневековья и фэнтэзи (ну и любителям разнообразных миниатюр конечно), Memoir 44 любителям Второй Мировой Войны, C&C любителям античности. Каждая из этих игр имеет свою интересную изюминку, которая сможет найти своего игрока. И пусть при первом знакомстве, в глаза бросается их похожесть друг на друга. Через какое то время понимаешь, они хоть и похожи, но разные. Но одно, несомненно, все эти три игры, по-своему прекрасны и неповторимы. Причём практика показывает, что в большинстве случаев, если человеку нравиться какая-то игра из этой звёздной тройки, нравятся и две другие. Так что играйте, друзья. Миры игр Ричарда Борга ждут вас. А какой из них вы решите посетить, решать лишь вам.


BattleLore — игра с интересной биографией. Двоюродная сестра известнейшей Memoir '44, эта военная тактическая настолка является четвёртой игрой, основанной на системе Command & Colors. Не настолько популярная, как «Мемуары», она всё же приобрела культовый статус в настольном мире, любовь игроков и большое количество дополнений. Этому не помешали ни смена издателя, ни запутанная ситуация с допечаткой тиража базового издания, ни неопределённость дальнейшей судьбы развития игры.

Эта статья в первую очередь предназначена для тех, кто заблудился среди многочисленных дополнений к BattleLore. По каждому дополнению будет дана достаточная информация для того, чтобы можно было самостоятельно определиться, что необходимо иметь в своей индивидуальной коллекции и что будет лишним. Но в первой части статьи немного о истории игры и системе, на которой она основана, а также о содержимом базовой коробки.

BattleLore Dice

Специальные кубики — постоянные спутники основанных на Commands & Colors игр

Система Command & Colors придумана разработчиком Ричардом Боргом как основа для простых и увлекательных симуляций тактических сражений. Пожалуй, это действительно самая простая из всех успешных систем такого рода. Даже самым отпетым нелюбителям варгеймов может понравиться сыграть несколько сражений, настолько всё понятно и легкодоступно. А ещё это самая лучшая система для игры с детьми.

Правила разных игр на основе Command & Colors могут сильно различаться, некоторая абстрактность системы позволяет с успехом применять её для самых разных эпох и проводить бои любых масштабов, но костяк остаётся одинаковым. Есть набор войск и сценариев, при помощи которых можно моделировать множество сражений, новые войска и сценарии выходят в дополнениях. Сражения разыгрываются на поле 9 х 13 клеток между 10-15 отрядами с каждой стороны, приказы отдаются при помощи карт, атаки проводятся при помощи кубиков. Чаще всего цель битвы состоит в достижении определённого числа медалей, которые выдают за уничтожение отрядов противника.

Первая игра на основе Command & Colors называлась Battle Cry. Она моделировала сражения гражданской войны Соединённых Штатов Америки, происходившей в 60-х годах XIX века. Выпущена в 2000 году компанией Avalon Hill. Не получила ни широкого признания, ни поддержки в виде дополнений. В общем, всего того, что в избытке получили следующие игры. Переиздана в конце 2010 года с дополнительными сценариями и переработанными правилами.

Настоящий расцвет системы произошёл, когда ей заинтересовалась компания Days Of Wonder. Эта компания выпустила не так много игр, зато каждая была настоящим событием. Так и произошло с Memoir '44, выпущенной в 2004 году. Игра на тему Второй Мировой Войны стала настоящим хитом и обросла неимоверным количеством добавок. Интересно, что это единственная военная игра, выпущенная Days Of Wonder, известной своими «мирными» семейными играми (популярный Small World всё-таки нельзя назвать военной игрой).

Command & Colors: Ancients, выпущенная известным производителям варгеймов, компанией GMT, как и полагается игре с такими родителями, самая сложная и серьёзная в серии. Повествует о битвах Древнего Мира. К сожалению, дорогое оформление не является отличительным знаком игр от GMT, и пластиковые миниатюрки были заменены деревянными блоками.

BattleLore — четвёртая в этом ряду.

BattleLore Core Game

Базовый комплект BattleLore издания компании Days of Wonder

Days Of Wonder задумала эту игру как слегка усложнённый фэнтезийный аналог «Мемуаров». Действие происходит в некой параллельной реальности. Представьте себе антураж Столетней Войны, которая велась в XIV и XV веках между Англией и Францией. Среди сценариев мелькают знакомые названия известнейших сражений той войны — Креси, Азенкур. Но на поле боя применяется магия, шотландские наёмники превратились в суровых бородатых гномов, враждующих с гоблинами, принявшими ислам. Иногда в сражениях принимают участие совсем уж грозные Существа. Таким образом, смешав реальность с вымыслом, авторы игры постарались заинтересовать как почитателей истории, так и любителей фэнтези. С другой стороны, правда, они рисковали быть непонятыми обеими сторонами.

Геймплей в игре можно описать просто — Command & Colors. Лучше всего не переписывать заново принципы этой системы, а прямо сравнить BattleLore с популярной Memoir '44. Незнакомым с игрой рекомендуется статья «Путеводитель по Memoir '44. Часть 1. Основы Основ».

Итак, в отличие от «Мемуаров», где сражения происходят в основном в виде перестрелок, в BattleLore боевые действия ведутся при помощи мечей и копий. Отряды вынуждены сближаться вплотную и только после этого начинать схватку. Конечно, есть в игре лучники и арбалетчики, имеющие возможность дистанционной атаки, но они не играют основную роль в сражении.

Если в «Мемуарах» ландшафт в основном играет роль укрытий — войска как бы вгрызаются в него, — то здесь он наоборот, скорее мешает выстраивать боевые порядки. Основной тип войска — разнообразная пехота. Кавалерия нужна для прорыва фронта и нанесения мощных ударов по врагу. А гигантские Существа приводят врагов в ужас одним лишь своим появлением на поле боя. В общем, видно, что разнообразие даже базовых типов войск (а значит и тактики) в BattleLore заметно больше, чем в «Мемуарах».

В игре есть магия. Как и авиацию в «Мемуарах», её можно использовать опционально. Но если авиация вносит в «Мемуары» большую стратегичность, то магия в BattleLore, напротив, может привнести в битву хаос и дисбаланс. Представьте, что вы выстроили умный план победы, но противник при помощи карты кидает в ваше войско огненный метеорит. Без слов, как говорится. С другой стороны, магия, как минимум, добавляет большое разнообразие в игру. В общем, можно попробовать и так, и так.

Days Of Wonder имела большие планы на игру. Базовый набор игры был перегружен компонентами — одних пластиковых фигурок было более двух сотен. Но, по определённым причинам, права на игру вскоре отошли к американской компании Fantasy Flight Games. Начав создавать дополнения, FFG вскоре обнаружила, что тираж базовой игры закончился, а новый они выпустить не могут — выросшие цены слишком высоко подняли себестоимость продукта. Цена при перепечатке достигла бы 150 долларов за коробку, сильно превысив психологический барьер в одну сотню.

В результате базовый набор на данный момент достать очень сложно. Тем не менее, игра настольно полюбилась игрокам, что новые дополнения продолжают появляться до сих пор, а FFG клятвенно заверяет, что найдёт способ донести до магазинов новые коробки с базовой версией. И первый шаг уже сделан: в октябре 2010 издатель пообещал вложить в нераспроданные французские экземпляры игры и первых дополнений англоязычные карты и памятки и выпустить их на рынок. Такие теперь «английские» наборы будут снабжены специальной наклейкой.

Battlelore Gameplay

Издалека Battlelore кажется красочным вариантом Memoir '44

Что входит в базовый комплект игры?

Двустороннее игровое поле, сделано из плотного картона, изображает зелёный луг, на котором могут сойтись две армии (зачем нужна оборотная сторона поля, будет объяснено во второй части статьи). Два буклета — правила игры и сценарии. Правила расписаны на 80 страницах, но не стоит пугаться. Такой объём получился в первую очередь из-за очень детального изложения. Хотя общая комплексность, конечно, выше, чем в «Мемуарах». В BattleLore одних типов юнитов уже в несколько раз больше.

Дальше мы видим гордость игры — 217 пластиковых миниатюрок. Размер и качество миниатюрок напоминают те, что были в «Мемуарах». Среди фигурок всадников, пехотинцев, гномов и гоблинов можно увидеть огромного паука — это первое из могучих Существ, которых можно встретить в игре. К сожалению, единственное в базовом наборе — остальные в дополнительных наборах. Некоторые фигуры несут баннеры — флаги, по которым определяется принадлежность и сила отрядов. Все фигурки, кроме Существ, ходят по полю отрядами по трое-четверо, и один из отряда должен нести флаг.

Далее в наборе можно найти 46 картонных тайлов для расстановки на поле боя разнообразного ландшафта согласно выбранным сценариям. Более полутора сотен карт. А также листы Военного Совета для каждого игрока, разнообразные жетоны и кубики.

Неудивительно, что с перевыпуском набора возникли трудности, ведь, например, в недавно вышедшей Battles Of Westeros, игре, очень похожей на BattleLore, всего 138 пластиковых фигурок. Только с двумя дополнениями Battles Of Westeros догоняет BattleLore по числу воинов.

Количество сценариев в базовом наборе — 10 штук. Собственно, базовый набор сам по себе способен подарить несколько десятков часов увлекательной игры. Тем, кому покажется мало, предназначена вторая часть статьи.

В статье использованы иллюстрации с официального сайта компании Fantasy Flight Games. Статья написана специально для «Тесеры» Максимом Симоновым (ColdFire). В данный момент автор вне досягаемости, поэтому статья временно будет числиться за мной.


2-я редакция Battlelore — настольная игра для двух игроков о грязных битвах между двумя противоборствующими армиями, происходящих на просторах сказочного мира Терринот. Вам предстоит отправлять свои войска в бой приказами каждый ход, решая, когда и где ударить в надежде разгромить войска противника и получить победные очки.

В предыдущих статьях мы рассмотрели выбор карт сценариев, формирование армий, перемещение отрядов и боевые столкновения. Каждый ход в Battlelore начинается с того, что вы разыгрываете карту приказа с руки, чтобы отдать команды нескольким вашим отрядам на поле битвы. Активировав выделенные отряды, вы перемещаете их и проводите атаки, пытаясь нанести отрядам противника урон или заставляя тех отступить с текущих позиций. Ваша главная цель при перемещении отрядов и атаках — установить контроль над полем битвы, получая победные очки за знамёна и уничтожение отрядов противника.

Всегда полезно иметь пару трюков в рукаве, пока ваши армии сражаются на просторах Терринота по правилам 2-й редакции Battlore. Временами грубой силы недостаточно, чтобы добиться на поле битвы превосходства. В таких случаях вам может понадобиться заручиться поддержкой чародея или выполнить хитрый тактический манёвр при помощи карт знаний. Сила знаний бесценна в любой битве, и в этой статье мы изучим могущественные эффекты, которые вы можете получить, используя карты знаний.


Собираемся с силами

Карты знаний во 2-й редакции игры Battlelore составляют очень важную часть стратегии на битву, держат вашего противника в сомнениях и предоставляют вам трюки, позволяющие получить превосходство. Любая фракция в Battlelore располагает своей собственной колодой карт знаний, соответствующих ей по характеру и предоставляющих широкие возможности, чтобы переиграть противника. Однако чтобы сыграть карту знаний, необходимо оплатить её стоимость жетонами знаний. Чем сильнее карта знаний, тем больше потребуется потратить для её розыгрыша жетонов знаний, а это означает, что вам нужно всегда иметь жетоны про запас, чтобы разыгрывать карты, когда вам угодно.

Наиболее очевидный способ получения жетонов знаний — бой. Выбросив на кубике боя символ знания, вы получаете один жетон знаний, что обеспечивает вас «топливом» для розыгрыша карт знаний. Получение жетонов знаний во время боя зависит от того, как лягут кубики, поэтому в конце хода у вас есть ещё несколько способов, как расширить свои знания. Во-первых, вы можете просто взять два жетона знаний. Это наилучший выбор, если вы планируете накопить достаточно жетонов для того, чтобы разыграть одну или несколько карт знаний в ближайшее время.


Во-вторых, вы можете взять один жетон знаний и добрать одну карту знаний в руку из колоды своей фракции. Этот вариант позволяет вам одновременно пополнить запас жетонов и карт знаний. Поскольку в руке можно держать не более четырёх карт знаний, вам нужно удостовериться, что в вашем распоряжении максимально широкий набор вариантов, который позволит ответить на любую угрозу со стороны противника.

И в-третьих, вы можете в конце своего хода добрать две карты знаний из колоды своей фракции, но не взять ни одного жетона знаний. Выбрав добор двух карт, вы обязаны сбросить после этого одну карту с руки. Этот вариант позволяет подстроить вашу руку под текущую ситуацию на поле битвы, если вы предусмотрительно уже как следует запаслись жетонами знаний.


Защищаем своё королевство

Ваша победа на поле битвы в одинаковой степени зависит от того, как вы действуете вашими отрядами и как вы разыгрываете карты знаний. Обычная стратегия лордов Дакана, может, и основана больше на обороне, нежели стратегия орд Утук И’Лан, но от того не менее убедительна. С помощью карт знаний лордов Дакана вы сможете не позволить армии противника прорвать ваши оборонительные ряды.

Наиболее сильные карты знаний обойдутся в немалое количество жетонов знаний, поэтому стоит обеспокоиться дополнительным способом получения жетонов. Разыграв «Сбор трофеев» (Plunder) после гибели отряда противника, вы можете пополнить свою казну тремя жетонами знаний. А располагая достаточным количеством жетонов знаний, вы будете достаточно оснащены, чтобы разыгрывать ещё больше карт знаний и давать своим отрядам бонусы, необходимые для того, чтобы они одержали верх над своими врагами.

Многие карты знаний лордов Дакана помогают вашим отрядам держать глухую оборону. «Доблесть и возмездие» (Valor and Vengeance) разыгрывается, когда противник атакует один из отрядов ваших рыцарей, например, Стражу цитадели. Эта карта позволяет атакованному отряду не учитывать выпавшие на кубиках боя символы отступления, а также даёт ему два дополнительных кубика для ответного броска во время контратаки, что может привести к гибели отряда противника, осмелившегося провести атаку. А «Стена из стали» (Wall of Steel) позволяет вам разделить брошенные противником кубики боя на две группы. Ему придётся выбрать только одну из групп и применить выпавшие на её кубиках символы — таким образом вы можете существенно сократить урон, нанесённый вашему отряду.

Другие карты знаний позволяют лордам Дакана обеспечить себе сокрушительное тактическое преимущество. Например, разыграв карту «Портал» (Portal), вы можете телепортировать ваши отряды в тыл противника или же провести молниеносный побег от грядущего наступления орд Утук И’лан. Если же вам необходимо во что бы то ни стало провести успешную атаку, вы можете разыграть карту «Рунный клинок» (Rune Blade) — это обеспечит вам наилучшие шансы выбросить на кубиках боя нужные символы и позволит заставить отряд противника отступить или уничтожить его.


Сметаем всё на своём пути

Карты знаний орд Утук И’лан многим отличаются от карт лордов Дакана. Если говорить в общем, карты орд Утук И’лан носят более агрессивную природу, направленную на атаку, и позволяют проводить наступление, одновременно разрушая планы противника.

Чтобы прорвать оборону противника, понадобится успешная атака. Поэтому многие карты знаний орд Утук И’лан направлены на то, чтобы наносить врагу как можно больше урона. Например, карта «Окружение» (Encircle). Её можно разыграть во время атаки на отряд противника, соседствующий на поле по меньшей мере с двумя вашими отрядами. Это позволит использовать каждый выпавший символ отступления для того, чтобы нанести 2 единицы урона, что поможет быстро уничтожить даже самые стойкие отряды противника. «Ярость И’лан» (Fury of Y’llan) так же позволяет значительно увеличить наносимый урон за счёт дополнительных кубиков боя и того, что даже слабые отряды будут наносить урон за выпавшие «порезы».

Чтобы продолжать давление на противника, вашим отрядам нужно сохранять полную силу, но во время боя неизбежны потери. К вашем счастью, несколько карт орд Утук И’лан направлены на восстановление здоровья ваших отрядов. Вы можете полностью восстановить один ваш отряд Непристойных, когда тот только что уничтожил отряд противника, разыграв карту «Каннибализм» (Cannibalize). Схожего эффекта можно достичь, разыграв наиболее дорогую карту знаний орд Утук И’лан — «Тёмное соглашение» (Dark Pact). Эта карта очень дорогая, но польза от неё в разы перевешивает её стоимость: она позволяет вам активировать дополнительный отряд, полностью восстановить его здоровье, переместить и провести в этом ходу значительно усиленную атаку.

Но даже сломав строй противника, вы не можете быть уверены, что он не восстановит силы одной вовремя сыгранной картой приказа. Поэтому «Хаос битвы» (Chaos of Battle) поможет добиться, чтобы он разыграл нужную вам карту приказа, и позволит одержать над ним верх и закрепить потери его позиций.

Из проигравших в победители

Как бы вы ни использовали ваши карты знаний, они точно оказывают влияние на ваши битвы. И собирая жетоны знаний, необходимые для розыгрыша могущественных карт, вы сможете обеспечить себя инструментами, которые понадобятся, чтобы выбраться из щекотливой ситуации или же склонить чашу весов битвы в свою пользу. В следующий раз мы рассмотрим разницу между армиями лордов Дакана и орд Утук И’лан, познакомившись с особыми способностями их отрядов поближе. Добавим, что 2-я редакция Battlelore уже доступна для предварительного заказа. Закажите игру в вашем местном магазине прямо сейчас!

Солнце взошло над полем битвы и войска замерли в ожидании схватки. Главнокомандующий склоняется над картами и делает последние штрихи, завершая свой план и призывая удачу на свою сторону. В этом обзоре мы познакомимся с основной системой отдачи приказов мира BattleLore.


Всё, что необходимо для ведения боя, находится в базовой коробке игры - боевые кубики, набор карт, гексы местности, игровое поле и сами войска, размещённые в очень удобном органайзере. Сегодня мы не будем рассматривать магическую составляющую игры, а остановимся только на основных принципах отдачи приказов и боевых действиях. Военному совету и картам Магии будет посвящён отдельный обзор.


Прямоугольное игровое поле настольной игры BattleLore разбито на шестигранники (гексы), что позволяет отрядам иметь большую свободу перемещения в ограниченном пространстве. Два полководца располагаются по обеим сторонам доски и отмечают свои победы на специальных треках, состоящих из шести позиций.


В начале битвы необходимо выбрать один из сценариев, приведённых в буклете. На картинке изображено игровое поле, с расположенными на нём гексами местности и расставленными войсками. Обратите внимание на флаги - каждый игрок выбирает свой вид знамени и до конца партии будет управлять подразделениями только под данным типом стягов. Рекомендую начинать с простых битв, постепенно переходя к более сложным.


Каждому сражению соответствует своя историческая справка (а иногда и совсем не историческая), условия победы и количество Командных карт в руке у каждого игрока. Разное количество карт приказов обусловлено размещением войск и количеством подразделений и призвано внести баланс в битву. Достаточно часто условия победы игроков различны, и к более лёгким заданиям прилагается меньшее количество Командных карт.


Обратите внимание на количество фигурок в каждом типе подразделений - конные отряды комплектуются тремя всадниками, а пешие - четырьмя пехотинцами. Отряд неделим - все фигурки передвигаются вместе со знаменосцем, который, в случае атаки противника, снимается с поля последним и символизирует гибель отряда. Это - основные условия, которые могут изменяться в зависимости от сценария или в связи с вводом в бой подразделений из многочисленных дополнений.

Знакомство с миром BattleLore рекомендую начинать с расы Людей и базовых правил - не торопитесь вводить в сражение различные магические подразделения Гоблинов, Гномов, Драконов и Существ.


Как вы заметили, сценарии подразумевают размещение на поле различных типов местности: леса, холмы, реки, мосты, броды - всё это либо даёт преимущество подразделениям, либо сдерживает их натиск, защищая более слабые отряды естественной преградой. Каждый тип местности имеет свои свойства, подробно изложенные в правилах.

Например: зайдя в лес, подразделение обязано остановиться и сможет атаковать только двумя кубиками, вода блокирует проход, а холм ограничивает число кубиков как подразделения на возвышенности (до трёх кубиков), так и отряда на равнине (до двух кубиков).


Мудрый полководец использует все возможности местности, чтобы нанести урон противнику. Безобидные, на первый взгляд, заросли могут сковать отряд противника и свести его атакующую мощь к минимуму. В нашем примере сила атаки у красного и зелёного подразделения будут равны, хотя в обычных полевых условиях разница составит два кубика.


Кубики играют важную роль в мире BattleLore. При их непосредственном участии происходят атаки подразделений и уничтожение сил противника. Шесть граней различны и каждая призвана вызвать определённые события: три Шлема приводят к смерти фигурок в подразделениях аналогичного цвета флага, Щит с мечом является своеобразным Джокером и используется некоторыми отрядами для увеличения вероятности попадания по противнику. Флаг говорит об отступлении, а символ Магии используется только в фантастических сценариях и в обычной игре считается «пустой» гранью (промахом).


Флаг каждого подразделения определяет количество кубиков, которое оно может бросить во время атаки. Эта величина корректируется типом местности, а выпавшие на гранях значки применяются в зависимости от свойств обоих подразделений. Красные флаги бросают 4 кубика, синие - 3, а зелёные - 2.

Данное различие мощности компенсируется числом гексов, которое отряд может пройти в свой ход: самые сильные отряды проходят лишь один участок пешим порядком и два - на конях, пехота под синим флагом передвигается на один гекс с возможностью атаки и на два - без. При этом всадники под аналогичными знамёнами могут пересечь до трёх гексов. Зелёные, самые слабые отряды, могут перемещаться пешим порядком на два шестигранника и сражаться, а, вскочив на коней, смогут совершить рывок до четырёх гексов.


Результат броска применяется незамедлительно, но с поправкой на типы подразделений - вначале учитываются Шлемы, и за каждый такой символ, совпадающий с цветом флага, противник несёт потери в одну фигурку. Затем смотрим на Щит и меч - если пехота атакует конное подразделение, то один такой символ не учитывается, а остальные проредят строй противника, аналогично Шлемам.

Если после боя в атакуемом отряде ещё остались выжившие, то они должны будут отступить в случае выпадения Флага. Методы отступления рассмотрены в обзорах по каждому типу рас, но основной принцип заключается в следующем: один флаг - один гекс в сторону стороны поля атакуемого отряда. И тут я позволю себе рекомендацию - используйте правила Отступления и Уклонения, так как базовые рекомендации доказали свою несостоятельность: разумнее обязать отступать атакуемый отряд по вектору атаки.

Самое важное понятие, которое присутствует в мире BattleLore - это определение Смелого отряда. Так как основные бои ведутся в непосредственной близости подразделений, то в случае, если атакуемый отряд граничит, как минимум, с двумя дружественными подразделениями, он считается Смелым и может Дать сдачи. Это означает, что даже в ход оппонента вы имеете шанс ответить на его атаку вашего Смелого отряда. Делайте всё возможное, чтобы сохранить строй и обеспечивать поддержку своих передовых подразделений - это существенно повысит ваши шансы на победу.

Помимо ответной атаки, Смелые отряды игнорируют один флаг, выброшенный против них неприятелем. Поэтому, чувствуя поддержку союзников, передовые подразделения смогут всегда дать отпор врагу и удержать свои позиции. Но не увлекайтесь - если будет выброшен второй флаг, а все пути отступления будут перекрыты вашими войсками или краем поля, то атакуемый отряд потеряет по одной фигурке за флаг, согласно правилам.

Некоторые типы местности, например - мост, делают подразделения Смелыми даже в отсутствие поддержки, а раса Гномов - Смелая «с пелёнок» и не нуждается в опеке.


Игровое поле поделено на центр, левый и правый фланги. Передвижение подразделений по полю осуществляется при помощи Командных карт (или карт Приказов). Каждая такая карта содержит предписание о типе и количестве отрядов, а также секторе, в котором можно задействовать эти отряды.

Самое важное: вначале все отряды передвигаются и лишь потом атакуют в любой последовательности ( данная очерёдность чётко регламентирована на странице 15 оригинальных правил : In addition, you must complete all units' movement before proceeding to Battle ).

На картинке Командной карты указан фланг и количество отрядов, которое можно задействовать. В свой ход можно сыграть только один Приказ, после этого добрать в руку карту из общей стопки. Всё очень просто и доступно для начинающего игрока - здесь нет сложных счётчиков и треков, всё «прозрачно» и понятно. К сожалению, за всё приходится платить, и подобная система приказов вызывает массу споров и критики, так как она несовершенна.

В случае фатального невезения, есть шанс вообще не получить необходимых карт и активировать подразделения, которые так необходимы, вы так и не сможете. Да, здесь можно избежать подобного, умело манипулируя отрядами и переводя их из сектора в сектор. Но факт остаётся фактом - подобный вариант неблагоприятного развития событий возможен.

Чтобы компенсировать данное упущение, рекомендую использовать следующее правило: не более двух раз за игру командующий имеет право сбросить все карты с руки и передвинуть два любых подразделения в любой части поля. После всех действий необходимо добрать руку до указанного в сценарии числа карт.


Недостаток фланговых карт в руке могут компенсировать специальные карты, позволяющие задействовать во всех секторах указанное число подразделений под определённым цветом флага, отвечать контратакой в ход противника, осыпать позиции неприятеля градом стрел. К сожалению, в полной мере компенсировать недостаток фланговых карт они не могут.

Отмечу, что система дальнего боя не является приоритетной в мире BattleLore - стрелки бросают всего два кубик, если стояли на месте и один после маневра. Крайне неэффективные подразделения, значимость которых возрастает лишь при использовании дополнений - установка Гномов, например, может доставить массу неприятностей противнику своими длинными и мощными стрелами.


В случае потерь подразделения, из отряда вначале убираются обычные фигурки, а потом и знаменосец, который выставляется на трек победных очков. Как только полководец уничтожает необходимое по сценарию количество подразделений, партия заканчивается его безоговорочной победой.

Начну с того, что я люблю эту игру и множество тематического материала, собранного на ресурсе - тому подтверждение. Я с удовольствием раскладываю на своём Розовом диване очередную партию, а моя дочка с радостью принимает участие в баталиях. Кстати, часто побеждая меня совершенно необъяснимым образом.

Мир BattleLore очень красив и разнообразен. Да, механика отдачи приказов далека от идеала, кубики вносят хаос в планы, а необходимые карты предательски минуют вашу руку. Зато вы получаете массу удовольствия от происходящего на поле, игровой процесс буквально завораживает своей простотой, и в тоже время глубиной принятия тактических решений. Я скромно умолчу о фигурках, качестве компонентов и атмосфере - это необходимо самому почувствовать.

Система приоритетного ближнего боя позволяет вносить коррективы в основные, и разрабатывать дополнительные правила, существенно преображающие базовую игру. Многие из них представлены на моём ресурсе - если вы ещё их не пробовали, то рекомендую ознакомиться с соответствующими статьями.

К сожалению, будущее мира BatlleLore призрачно и не внушает надежд - переиздание базы слишком дорого и не планируется, а развивать дополнения при таком подходе издателя экономически нецелесообразно. С другой стороны - изданного вполне достаточно, чтобы сойтись в бою трём различным расам и выяснить, кто же из них возьмёт под свой контроль волшебный мир, и поможет им в этом магия.

Читайте также: