Axiom verge 2 обзор

Обновлено: 04.07.2024

Первая Axiom Verge даже спустя несколько лет после релиза оставалась изобретательной и запоминающейся метроидванией. До сих пор её можно считать одной из лучших представительниц жанра, и её успех мало кому удалось повторить. Анонс сиквела оказался неожиданностью. Над продолжением создатель оригинала Том Хапп (Tom Happ) тоже работал в одиночку. Правда, называть Axiom Verge 2 сиквелом не совсем корректно — во многом это совершенно другая игра, и в каком-то смысле это скорее недостаток.

Смена обстановки

Взять, к примеру, сюжет. Вступительного ролика в духе анимированного комикса, какой был в первой части, здесь нет — игра начинается с посадки вертолёта и пары диалогов с пилотом, после чего мы уже можем управлять персонажем. Чтобы узнать завязку истории, нужно посидеть в главном меню пару секунд, и тогда стена текста нам расскажет, о чём повествует игра.

Axiom Verge 2: Обзор

Людей, готовых пообщаться, здесь значительно больше, чем в оригинале.

Вскоре после прибытия с Индрой происходят странные вещи: она слышит чей-то голос в пещере, из-за провалившегося пола падает в воду, захлёбывается и воскресает. Затем знакомится с представителями «конгломерата разумных машин», которые называют себя её частью, носят имена богов и богинь из шумеро-аккадской мифологии и даруют героине способности. Тут игрока ждёт словесная каша из терминов и имён: начинается всё с того, что на самом деле мы находимся в альтернативной реальности и должны построить портал в наш мир, продолжается укравшими наработки казахами и заканчивается наномашинами.

Axiom Verge 2: Обзор

Уж не знаю, будут ли казахи рады такой репрезентации.

История первой Axiom Verge тоже была переполнена терминами и неохотно позволяла игроку разобраться во всех её деталях, но там это шикарно сочеталось с гнетущей атмосферой и ощущением изолированности от всего мира. Здесь же на судьбу Индры, её дочери, да и всех остальных действующих лиц, наплевать — они абсолютно неинтересны. Потому и записки к середине игры читать уже нет желания.

Именно отсутствие подходящей атмосферы делает повествование в сиквеле таким невыразительным по сравнению с первой частью. Детализированное окружение в духе произведений Ханса Гигера (Hans Giger) сменилось открытыми пространствами — пусть они и стали значительно разнообразнее (тут и ледники, и пустыня, и подводный регион), выглядят зоны за редким исключением блёкло. Визуально ничего в Axiom Verge 2 не запоминается, в то время как цветовая палитра и некоторые элементы декора из оригинала надолго засели в памяти.

Axiom Verge 2: Обзор

Кирка всегда пригодится

Всё это явно указывает на то, как сильно разработчик хотел сделать игру, максимально непохожую на предшественницу. И в геймплее это тоже выражается — если раньше нам регулярно выдавали разнообразное огнестрельное оружие, то здесь мы вооружаемся киркой для ближнего боя и бумерангом для дальнего. То есть драки теперь происходят на куда более коротких дистанциях, да и арсенал несравнимо скуднее.

«Двухкнопочная» боевая система скучновата, а неплохой дизайн противников не сильно помогает. Одно из ключевых нововведений в сиквеле — возможность взламывать закрытые двери и даже противников: замедлить их, заставить сбросить припасы или вообще сделать своими союзниками. Вот только радиус у взлома невелик, так что проще либо вступить в бой, либо вообще пробежать мимо врагов — всё равно они ничего после себя не оставляют. В результате взлом используешь, только когда по сюжету требуется открыть двери.

Ради эксперимента можно пробовать разные пути взлома, но либо о механике забываешь, либо просто лень нажимать на лишние кнопки.

Но самое смешное — боссы. В метроидваниях нас обычно запирают с крупным противником в небольшой комнате и не выпускают, пока мы его не победим или не погибнем. Здесь же все боссы, кроме двух, необязательные — можете пробежать мимо и не получить за это штраф. А оставшиеся двое не доставляют особых проблем, поскольку персонаж после смерти возрождается в той же комнате, а боссы при этом не восстанавливают здоровье. Ну и сами сражения позорные — оппоненты не меняют атаки, медленно передвигаются и разваливаются за считаные секунды.

Вероятно, автор хотел сделать сиквел более доступным, но я бы не назвал первую Axiom Verge сложной. По крайней мере, делать продолжение настолько беззубым не было никакого повода. Особенно если учитывать, что игру можно упростить в настройках ещё сильнее. Поначалу от рук врагов периодически умираешь, но со временем это становится практически невозможно — по мере прокачки героини её запас здоровья и сила атаки становятся так велики, что можно пробегать сквозь снаряды недругов.

Axiom Verge 2: Обзор

Боссов даже жалко убивать — настолько они беспомощные.

Хорошая игра

После стольких абзацев о минусах и недочётах вы наверняка ожидаете низкую оценку, но Axiom Verge 2 всё-таки трудно назвать проходняком. На фоне прошлой игры она действительно выглядит слабо, но это по-прежнему увлекательная метроидвания с интересным дизайном карты и отличной системой прогресса. По мере прохождения получаешь способности, которых не ожидал, и не терпится вернуться в старые области, чтобы воспользоваться ими ради сбора коллекционных предметов.

Таких блистательных идей, как «Разрушитель адреса» из первой части, в сиквеле нет, зато есть другие. В частности, параллельный мир под названием Разлом, в котором мы управляем дроном и забираемся в труднодоступные участки основной карты. У дрона есть свои способности, встречается он с уникальными противниками, и при этом карта Разлома не повторяет обычную. Потому проводить время в Разломе не менее интересно, чем за его пределами.

Axiom Verge 2: Обзор

Пиксели в Разломе заметно крупнее, чем на обычной карте.

То, как новые умения меняют геймплей, радует не меньше, чем в первой игре. Не буду портить впечатления и перечислять все способности, но одного лишь карабканья по стенам достаточно, чтобы сделать исследование карты ещё более захватывающим, чем в начале прохождения. Поскольку в «обычном» мире мы управляем не только Индрой, но и дроном, к концу игры набор активных навыков существенно расширяется.

Прежде чем запускать Axiom Verge 2 , нужно помнить, что во многом это совсем не та игра, какой был оригинал. Здесь совершенно другая атмосфера, иной геймплей с изменённой боевой системой и свои «фишки» — какие-то удачные, какие-то не очень. Хотя из-за никчёмных боссов и неинтересной истории кажется, будто разработку игры завершали впопыхах, она остаётся увлекательной метроидванией, в которой хочется изучить всю карту и всё собрать. Но от второй части столь изумительной игры ждёшь значительно большего.

Плюсы: крупная карта, которую исследуешь в лучших традициях метроидваний; отличная система прогресса, постоянно подкидывающая новые способности; благодаря отдельной карте в Разломе кажется, будто получил две игры по цене одной.

Минусы: история неинтересна, а главной героине нет причин сопереживать; примитивная боевая система и низкая сложность; позорные боссы, с которыми чаще всего можно вообще не драться.


Проблемы с навигацией были и в первой части — на карте без единой детали просто невозможно было понять, куда у игрока доступ есть, а куда ему пока не попасть. Во второй части проблемы ориентирования вышли на качественно новый уровень.


Такого понятия, как маршрут, в игре в принципе нет. Есть безразмерная карта, на которой где-то находится что-то, что позволит как-то продвинутся по сюжету. При этом есть огромные области, ненужные ни за чем (кроме врагов, записок и мелких секретиков там нет ничего). Минимум два региона на карте посещать совершенно не обязательно — игра проходима без них.

Дальше — больше. Половина, если не две трети, способностей необходимы игре на два-три раза. Постоянно игрок будет пользоваться лишь взломом консолей, дроном-пауком и элементами базовой механики: крюком-кошкой, лазаньем по стенам и возможностью зацепиться за уступ. Взлом, кстати, нужно прокачивать. Если дверь перед вами заперта со слишком сложного терминала, и уровня взлома не хватает — всё. Ищи склянки с очками опыта.

Несколько навыков просто ломают игру. Например, в середине прохождения дрон-паук становится способным какое-то время парить в воздухе. С помощью этого навыка можно обойти ряд препятствий, которые должны стать проходимыми только в самом конце. Но отдельного разговора требует местная система двух реальностей.


На карте разбросаны порталы в параллельное измерение, где перемещаться может только дрон. Поначалу через эти червоточины предлагают обходить препятствия в основном мире, и это работает. Однако во второй половине игрок получает возможность покидать вторую реальность в любой ее точке. Тут возникает ассоциация с Dishonored 2. Возможно, дадут поиграться со сменой реальностей? Да?

В игре имеется несколько препятствий, существующих одновременно в двух реальностях, и не дающих игроку срезать путь по сюжету. То есть, способность как бы есть, но прохождение она ломает, поэтому теперь добавим ограничение. И таких костылей в сиквеле Axiom Verge — не один и не два.

Все это вместе дает жуткое месиво, в котором невозможно ориентироваться. Сюжет игры полностью проходится за четыре часа — но я потратил аж двадцать с лишним. И топографический кретинизм тут ни при чем. Карты уровней в Exanima куда более понятны, читаемы и информативны, чем карта мира в Axiom Verge 2. Десяток секретов найти порой проще, чем правильный путь.


Может хотя бы сражениями порадует эта игра? Тоже нет. Дальний бой в сиквеле упразднили, оставив игроку только бумеранг. Теперь это игра про ближний бой. Механика проста — бей кайлом, уклоняйся от выстрелов. Еще можно попробовать врагов взломать, но толку немного. Максимум, что дает взлом — это замедление. Боссам можно взорвать какой-нибудь кусок тела. Есть противники и вовсе неубиваемые — их нужно просто избегать.

Зачем-то попытались изобразить стелс: у ряда врагов есть поле зрения и уровни тревоги, и пока игрок в них не попал, ему ничто не угрожает. На процесс не влияет никак: от кайла умирают не хуже других. Основные противники в игре в принципе не способны доставить неудобств. Функция ровно одна: увидел, подбежал, атаковал, умер.

Другая категория — враги летающие и стреляющие. Да, дальний бой отняли у игрока — но не у болванчиков. Поэтому на некоторых противников времени приходится тратить больше, чем они того заслуживают — или пробегать мимо.


Все. Это вся информация, которая доступна игроку на протяжении первого часа игры. Не представят даже места, в котором героиня оказалась — только невнятные записочки с кучей имен собственных. Была, дескать, война, а после войны осталось разумное оружие, но его уничтожили, но уничтожили не всё — что-то осталось. И то, что осталось, теперь хочет уничтожить мир. Победить его — и есть главная задача игрока. И заканчивается это всё заделом на еще одно продолжение. Линия дочери и таинственных терминалов при этом попросту обрывается.


В этой сцене, попавшей на обложку игры, не происходит вообще ничего. Только коротенький диалог, в котором голоса в голове героини называют статую сумасшедшей и говорят не отвлекаться и идти дальше.

Игра получила положительные оценки от критиков. Что-то в ней все же есть? Что ж. Приятная базовая механика: платформинг в Axiom Verge 2 интересный. В нескольких областях играет симпатичная фоновая музыка, навевающая дух приключений а-ля старые Tomb Raider.

Diagnosis

Усталость и раздражение — две главные эмоции Axiom Verge 2. Усталость от мытарств по огромным, бессмысленным локациям. Раздражение от новых способностей, использовать которые приходится лишь по паре раз каждую. И усталость, и раздражение — от каждого нового тупика, от чтения записок с тем, что авторы игры называют сюжетом и предысторией, от новых встреч с совершенно никакими врагами. Axiom Verge 2 как будто попыталась вобрать в себя всё, но не смогла представить, развить и использовать ничего. Игру нельзя посоветовать никому. Хотите метроидванию — купите Blasphemous, Bloodstained, Hollow Knight, Ori, Grime. Даже первую Axiom Verge — но только не Axiom Verge 2.

  • Хорошо настроенная платформерная механика
  • Приятная фоновая музыка

Contra

  • Половину карты можно отрезать — там нет ничего важного
  • Несколько часов блужданий в поисках еще неисследованных направлений — и ни одно из них не продвигает по сюжету
  • Множество костылей, чтобы противоречащие друг другу способности не сломали задумку автора
  • Неинтересные либо раздражающие враги
  • Невнятный, путанный способ подачи информации о сюжете и мире

Альтернативное мнение



Axiom Verge 2 после 9 обзоров ПК-версии набрала 80%. Самая высокая оценка – 10, самая низкая – 7.

Рецензенты подчёркивают интересный подход Хэппа - в новой игре предлагается «больше того же, но другого». Создатель рискнул создать «совершенно иную игру», которая предлагает свежий подход к жанру – здесь используются навыки рукопашного боя, столкновения с необязательными боссами и путешествие по различным картам. Это не традиционная игра, вдохновлённая Metroid, а нечто более амбициозное, черпающее вдохновение из Symphony of the Night и A Link to the Past. Прохождение займёт около 10 часов.

Среди плюсов выделяют дизайн уровней, приятную пиксельную графику, уровень сложности. Слабые стороны – точность в управлении персонажем и звуковой дизайн.

Press Team


Карма: 1905 ( 7) 49


Гарнитура есть

Гарнитура:


arvenoid arvenoid1885



Обзор Axiom Verge 2


Axiom Verge 2015 года — безусловно авторский продукт, со своим оригинальным видением, художественным стилем и удачными дизайнерскими решениями. И это неудивительно, ведь над игрой работал (и до сих пор продолжает работать) лишь один человек, хорошо понимавший, чего именно он хочет добиться от самого себя. За прошедшие годы Axiom Verge нисколько не потеряла в актуальности и звании одной из лучших в своём жанре, что лишь подстёгивало интерес поклонников к анонсированному автором продолжению. Но сумел ли сиквел повторить успех оригинала? Или же случилось обратное, и продолжение стало полной противоположностью ванильной игры?

Для начала, Axiom Verge 2 нельзя назвать полноценным сиквелом — действие игры хоть и происходит в той же вселенной, но оставляет приключения Трэйса лишь в памяти тех, кто с ними знаком, выводя на передний план совершенно новый параллельный мир и других героев.




Согласитесь, завязка довольно интригующая, за тем исключением, что её можно ненароком пропустить из-за решения показывать вступление не при начале новой кампании, а лишь в случае простоя игры в главном меню. Так произошло и в моём случае — ролик я случайно увидел лишь при третьем запуске игры, оставаясь в информационном вакууме до этого момента.


Полноценная подача истории начинается с момента прибытия Индры на станцию и обнаружения секретной двери, ведущей в альтернативную реальность. Здесь на неё и накатывается вал проблем: неведомый голос, который она слышит, смерть, последующее воскрешение и знакомство с одной из «Рук» — разумной машиной, вводящей героиню в курс дела и дарующей новые способности и цель — построить портал и вернуться на Землю.




Оригинальная Axiom Verge строилась на многих принципах, среди которых выделялись давящая атмосфера и интригующий сюжет, имеющий неплохие твисты и переворачивающий всё с ног на голову в конце прохождения. Сиквел же оказался лишен этого — первые часа два игры Индра, а вместе с ней и игрок, в принципе особо не понимают, что происходит вокруг. По задумке автора, развеять весь этот сумбур должны разговоры с персонажами и записки, раскиданные по миру игры. Вышло же в точности наоборот — записки про казахов, укравших чужие наработки, никак не спасают сюжет, вызывающий с каждым часом всё меньше интереса.

Отсутствию вовлеченности поспособствовал и второй, не менее важный фактор — на смену небольшим помещениям с гнетущей атмосферой и уникальной стилистикой, вдохновленной Гигером и его работами, пришли огромные, ничем не примечательные пустые пространства, разнообразные ледники, водные локации и пещеры, никак не выделяющиеся между собой ни оригинальным внешним видом, ни своим наполнением.


Несмотря на свой не всегда презентабельный внешний вид, мир игры по своей структуре является превосходной метроидванией с отличным левел-дизайном, множеством путей, развилок и секретов. Заплутать в этом хитросплетении проще простого, ведь все локации доступны для исследования сразу. Для более удобной навигации у Индры есть устройство наподобие компаса, что показывает примерное направление к следующей сюжетной цели. Но порой это становится небольшой проблемой — чтобы пройти дальше по сюжету, необходимо найти где-то на карте некий предмет, что позволит попасть в закрытый ранее участок. Где именно находится нужный артефакт? Ответа нет.




Не обошлась без корректировки и боевая система, полностью сменившая свой акцент и променявшая множество разнообразного огнестрельного оружия на кирку для ближнего боя и бумеранг для дальнего. Подобное сокращение арсенала не могло не отразиться на игре, и дополнить её геймплей были призваны умения героини, побуждающие к перепрохождению старых локаций и сильно меняющие темп игры. Исследование подводных локаций, ночное зрение, взрыв собственного тела, превращение его в дым и карабканье по стенам — способностей в игре действительно много, но сильно выделяются среди них лишь несколько.










Одно из этих умений — оружие, пришедшее на смену «Разрушителю Аксиом». С его помощью можно взламывать вражескую технику, вводя её в ступор и переманивая на свою сторону, открывать запертые двери или передвигать платформы по уровню, добираясь до недоступных ранее участков. Другой необычной способностью является механический управляемый дрон, что может пролезать в узкие места и входить в параллельную реальность «Разлом», являющуюся неким отражением мира игры. Карта Разлома не копирует обычную — она порой реверсивна, меняет положение деталей и проходов на уровне, а также имеет свою стилистику и отличительных врагов, предназначенных лишь для дрона, из-за чего иной раз кажется, что перед нами две разные игры с двумя совершенно непохожими друг на друга персонажами.

В сравнении с платиновым призом из оригинальной игры, аналогичная награда из сиквела требует от игрока два полноценных прохождения, но куда меньше усилий, избавив от необходимости проходить игру на максимальном уровне сложности.

Как и в любой метроидвании, здесь нам предстоит полностью «пропылесосить», и зачистить всю карту: залезть в каждый угол, прочитать все записки, найти всё спрятанное оружие и артефакты, а также уничтожить всех возможных боссов. Но помимо этого, здесь присутствуют и обратные трофеи, среди которых есть прохождение спидраном, без смертей, без убийства боссов и с минимальным количеством апгрейдов, что по идее можно уместить в один заход.

Если же вы все-таки решите идти на борьбу за заветный кубок, то уже с первого забега ни в коем случае не пропускайте мимо себя траву, пузыри и каменные блоки — для получения их трофеев игроку требуется уничтожить по 500/1000 спрайтов каждой упомянутой материи.









Оригинальная Axiom Verge получила помимо похвалы ещё и множество критики, направленной в сторону уровня общей сложности игры и, в частности, её боссов. Вероятнее всего, что именно из-за этого сиквел и получил столь странную их реализацию — почти все они являются необязательными для прохождения и не представляют абсолютно никакой опасности для бывалого игрока. Но как будто этого мало — оказалось, что игра лишена еще и сбалансированных уровней сложности, оставив полную настройку баланса лишь на совести игрока. Враги наносят слишком много урона — можно сделать героя бессмертным. Надоело подолгу бить противника — настройки позволяют увеличить урон и уничтожать всех врагов почти с одного удара. Решение лишь за вами.

Критике хочется подвергнуть и визуальный ряд всей игры, который хоть и остался пиксельным, стал как будто более «простым» и менее детализированным, что вкупе со всем остальным оставляет ощущение, будто игру заканчивали очень быстро и не успели доделать до конца. Но несмотря на это (если это так), здесь присутствует относительно хорошая локализация, что не без косяков, но позволяет сполна насладиться псевдофилософским сюжетом и горе-казахами, которые просочились во многие диалоги проекта.



Обзор написан по цифровой версии игры для Sony Playstation 4, приобретенной редакцией самостоятельно. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на PlayStation 5 по обратной совместимости.

Читайте также: