Assassin s creed black flag обзор

Обновлено: 06.07.2024

Интересно, зачем же я вспомнил Black Flag, спустя почти 6 лет после его выхода, когда его забыли, как "очередную часть серии"? Просто. Я в очередной раз перепрошел эту часть и хочу порассуждать над тем, что серия добилась в этой игре и после нее.

И да, я предвижу тонну комментариев (а может и нет), авторы которых будут со мной не согласны. Очень жду их, ибо я не уверен во всем ниже сказанном на 100%.

Да, я безумный фанат серии про убийц. Был. До Syndicate. А потом все пошло не по тем рельсам. Я не могу назвать Синдикат плохой игрой (там безумно красивый Лондон, порой интересные ситуации, в которых персонажи могут даже вызвать улыбку, правда, увы, не всегда; но если бы игра сюжетно не опиралась на сагу ассасинов, а на новую историю про нищих борцов, которые хотят подчинить себе весь Лондон, то вышло бы интереснее), также я не могу обругать Истоки, которые показали интересный Египет, а ещё как из-за неосторожности Байека (я удивлен, что помню его имя) в бою все ассасины вплоть до Эпохи Возрождения отрубали себе палец (типа круто). Одиссея стала последней каплей (я в неё не играл, но это тот случай, когда достаточно глянуть геймплейный трейлер и пару интервью с разработчиками, чтобы понять, что из Assassin's Creed сделали фентезийную (в самом утрированном варианте) фанатскую копирку на оригинальную трилогию и отличные спин-оффы).

Говоря про спин-оффы: да, я воспринимаю Black Flag как спин-офф по типу Rogue (по геймплею одно и то же, плюс обе игры показывают жизнь внутри Abstergo глазами их нового сотрудника – идея классная). И почему же я считаю, что "спин-офф" лучше, чем, например, вторая часть? Ну, ответ очевиден: я не играл во вторую. Кидайтесь в меня помидорами, но я не изучил основную историю Эцио Аудиторе, зато вдоль и поперек изучил Brotherhood и Revelations. Однако есть и более адекватные причины.

А вы помните Пиратов Карибского моря? Я вот помню ещё те времена, когда не было четвертой и пятой части. Да, именно сеттинг сделал немалую часть успеха Black Flag. Ubisoft сделала простой шаг: взяла безумно популярную эпоху и развила там сюжет про ассасинов. И в итоге было продано 11 миллионов копий (по данным Gmbox) – это ли не успех?

Я думаю многие согласятся, что было интересно наблюдать за безумным, но при этом грозным образом Черной Бороды. Что радует его почти что не загубила русская озвучка (голос и манера речи, конечно, переданы не так, как в оригинале, но честно говоря я прошел около десятка раз игру с русской озвучкой и ни разу не кривился). Помимо этого мы увидели жизнь обычных моряков, пиратов, посетили Гавану и Кингстон, изучили древние руины и храмы. Да, в игре много копипаста, но стоит сказать, что и уникальных мест в нем предостаточно.

Самая сладкая часть игры. Я сейчас расписываю диздок для своей игры про пиратов в необычном сеттинге и постоянно ловлю себя на мысли, что "это было в Black Flag" (разве что битв с морскими чудищами и Летучим Голландцем нас лишили): морские баталии, форты, сундуки, столетние сокровища, прокачка корабля – все самое каноничное для жанра есть в Black Flag, но много досталось и от серии: контракты на убийство, задания ассасинов, миссии преследования (как же они комично выглядят), точки синхронизации и т.д.

Неплохо сделана прокачка Эдварда: клинки и пистолеты можно купить в лавке, а броню, кобуру и сумки можно сделать из шкур разных животных. Грамотно поступили с особым вооружением: клинки с пистолетами можно получить только выполнив все контракты на убийства, золотые кремневые пистолеты становятся доступны за все морские контракты, костюм офицера добывается флотом Кенуэя – в общем никакой "Экономии времени".

Города в игре впечатляют не так сильно в отличие от Рима, Константинополя, Северной Америки (я уж молчу про Париж и Лондон), хотя Гавана сделана красиво, особенно для игры, где на первый план выходит море и маленькие острова. Последние, к слову, сделаны добротно, они уникальны, но я это заметил лишь на десятое прохождение, когда рассматривал каждый уголок карты с точки зрения левел-дизайна. Но что точно сделано вне всяких похвал – места кораблекрушений. Они разные, они опасные, они красивые и многоуровневые (также круто, когда подводный мир совмещают с контрабандистским логовом). То же хочется сказать и про форты: они разные, они многоуровневые, метод проникновения не один, методов убийства офицеров достаточно, чтобы выбрать свой. По сути вся бойня вокруг – лишь массовка. А вот стать частью массовки или действовать из тени – выбор за игроком.

Отдельно хочется выделить взаимосвязь между элементами геймплея (не то, чтобы это было чем-то особенным, но эта мелочь делает игру хорошей): в игре можно победить четыре (по факту пять) легендарных корабля, но для этого надо прокачать Галку, то есть нужно грабить склады и вступать в морские сражения, но даже это не позволит получить все улучшения, ведь для "особых" корпуса, пушек и остального нужны чертежи, которые можно найти либо в закопанных сундуках (о местоположении которых можно узнать или покупая информацию в тавернах, или исследуя острова и города), либо на затонувших кораблях (но чтобы исследовать их, вам нужно пройти дальше по сюжету). Таких примеров достаточно в игре. И это круто.

Из всех частей серии, в которые я играл – это лучший сюжет, ничто мне так сильно не вонзилось в голову так, как история Эдварда Кенуэя: ни похождения Эцио в Риме и Константинополе, ни возрождение братства Коннором, ни интриги вокруг Арно, ни война банд Джейкоба и битва с тамплиерами Иви, ни месть Байека за сына.

Внимание абзац спойлеров (как бы игре уже 6 лет, но неважно)

Я один сразу понял, что у Кидда явно женский голос? Изображение с Канобу

Мне безумно понравилась, что история ассасинов отходит здесь на второй план вплоть до финальной части игры. Эдвард – пират. Для него битва двух древнейших орденов – лишь источник золота. Как только Эдвард уходит от тамплиеров, он не примыкает к ассасинам, чтобы отомстить: он отправляется в город свободных – Нассау, построенный им и его товарищами. Лишь после встречи с А-Табаем (ментором ассасинов на Кубе) Эдвард оказывается втянут в дела ассасинов и тамплиеров (и сюжетно, и геймплейно). Однако Эдвард по-прежнему остается верным себе: он не хочет отдавать Мудреца, который нужен обоим сторонам, он собирается использовать его. Однако потом Мудрец использует Эдварда, а после того как все получено можно и продать главного героя, отправив его в Порт-Ройал. Здесь Эдвард теряет Мэри. После её смерти, после показательного ухода Галки от своего капитана, после получения костюма, которого Эдвард не заслужил, после предательства Мудреца – после всего, что случилось, Эдвард понимает, что он влек за собой, что он преследовал, что он в итоге получил и потерял (особенно это показательно во время алко-трипа Эдварда и во время его прибытия в Тулум, где он обнаружил кучу перебитых по его вине ассасинов). И наконец – искупление грехов.

Не знаю как вас, но меня растрогала смерть Тэтча и Мэри, сцена на Тулуме, песня Энн в конце и воссоединение отца и дочки под неё, их диалог во время титров. Все это было сильно. И близко не такие сильные чувства у меня вызывала смерть Элизы в Unity (тут был скорее шок, что её реально убили).

Правда весь превосходный сюжет Кенуэя портится сюжетной линией сотрудника Abstergo. Складывается ощущение, что настоящее в игру добавили только, чтобы было. Наш персонаж немой и это плохо: мы не понимаем кто он, что он думает, он просто кукла, которая подчиняется игроку, а игрок подчиняется всем подряд. Ассасины, тамплиеры, Мудрец – неважно кто будет давать задание, главное то, что нам не дают выбор кому помочь, а просто ставят перед фактом, что мы бесхребетная пешка, которой могут ходить все. Но самое смешное, что настоящее и по геймплею убогое, будто его реально делали на коленках за месяц до выхода игры. Персонажи тоже унылые, они смогли слить на дно даже Шона и Ребекку, работающих под прикрытием (хотя шутки про кофе неплохие, они заставляют улыбнуться).

В общем, я долго могу говорить о том, как феерично Ubisoft слили сюжетку настоящего, несмотря на интересную задумку. Просто надо принять тот факт, что история Эдварда будет иногда прерываться скучными миссиями в Abstergo.

Black Flag переворачивает с ног на голову все то, чем так дорожила Assassin’s Creed. Наш новый герой, пират по имени Эдвард Кенуэй, снимает костюм с убитого ассасина и с его помощью попадает на прием к губернатору-тамплиеру. Обман быстро вскрывается, но Эдвард успевает узнать о таинственной Обсерватории, в которой таится нечто совершенно невероятное.

Теперь пирата не остановить. В поисках Обсерватории он перевернет вверх дном целые архипелаги, сорвет планы высших государственных чиновников, найдет родную дочь и, сам того не ведая, поможет компании «Абстерго» сделать семейный фильм о приключениях морских разбойников.

В этой простецкой завязке кроется ключ к пониманию новой Assassin’s Creed: впервые за всю историю сериала ее героем стал не благородный воин, не аристократ и даже не профессиональный убийца — а мелкий мошенник, самозванец, фигляр и филистер. Эдвард — пират, и до многовековых раскладов между тамплиерами и ассасинами ему дела нет. Круг его интересов предельно мал и ограничен пиастрами, кораблями, алкоголем, оставленной в Европе женой и драками в тавернах — да такими, чтобы раззудись-плечо-размахнись-рука.

В плавании вы проведете не меньше половины игры. Забудьте, что видели в Assassin’s Creed 3, — то было детство. Отныне море — ваш дом родной, и в нем пройдут лучшие часы Black Flag. Здесь можно нырять на дно, искать клады, грабить торговые шхуны и королевские фрегаты, а чуть что, уносить весла от карательного флота. Здесь есть все, что обозначают емким клише «пиратская романтика»: вы за штурвалом корабля с черными парусами, вокруг орут чайки, акулы режут плавниками водную гладь, а команда в очередной раз затягивает песню о нелегкой флибустьерской доле — как тут не начать подпевать?

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Сражения в море будто ставил приглашенный режиссер — если б в финальных титрах значилось имя Бэя или Спилберга, никто и не усомнился бы. Корабли сходятся в смертельной дуэли, рассыпая ядра, снаряды и взрывные бочки. Вокруг царит паника: щепки летят, мачта покосилась и с хрустом ухнула в воду.

Конечно, это аттракцион — «Корсары» в плане корабельной физики были и останутся сложнее и честнее, а про специализированные симуляторы и говорить нечего. В Black Flag знать нужно всего ничего: прицелился-выстрелил, заплыл с другой стороны, повторил. Пушки перезаряжаются молниеносно, паруса спускаются и поднимаются за несколько секунд — управлять кораблем здесь не сложнее, чем автомобилем в гоночной аркаде. Но в этом нет проблемы — в конце концов, Assassin’s Creed никогда не претендовала на реалистичность. Глупо пенять за такое на игру, где сюжет строится вокруг идеи «люди путешествуют в прошлое, сидя в особом кресле».

Вы топите королевские суда не ради развлечения (хотя и ради него тоже), а чтобы добыть ресурсов на улучшение родного брига. В Black Flag модернизируется каждая важная часть корабля; можно даже подобрать носовую фигуру. Хорошо оснащенный корабль чувствует себя гораздо лучше, чем полугнилая лоханка, — особенно когда на его знамени красуется Веселый Роджер, который словно магнитом притягивает неприятности.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

В море, как полагается в Assassin’s Creed, кипит жизнь. Вот кто-то сошелся в смертельном бою — нам ничего не мешает присоединиться. Вот дрейфует на доске утопающий — можно спасти, вольется в вашу команду. Вот акула блеснула плавником — хватайте гарпун и ловите рыбину: из шкуры потом сошьете отличный мешочек для пуль. Мир здесь живой, отчаянно натуральный и разнообразный — и красивый, конечно, по-пиратски притягательный.

Но при этом мы вынуждены быть его частью. Если вести сухопутный образ жизни, на море будет туго, и каждый второй фрегат влегкую отправит вас на корм рыбам. Сюжетные миссии с корабельными битвами (хоть их немного) зачастую невозможно пройти, не потратив пару часов факультативного времени на улучшение судна. Приходится каперствовать, копя на улучшение корабля и наращивая команду. Тем, у кого к этому не лежит душа, видимо, будет тяжко. Насильно мил не будешь, а тут, чего уж, заставляют.

Но все же в море Black Flag выглядит потрясающе и играется не хуже — проблемы у нее начинаются, когда вы сходите на сушу.

На суше в законные права вступает старый Assassin’s Creed, базовые механики которого не менялись уже — сколько там? — лет шесть. Наземные миссии в основном сводятся к «подслушать и убежать» или «проследить и убить». Сопряжено это с самой отвратительной имитацией режима скрытности, которую только можно придумать: вы прячетесь в полуметровых кустиках, прыгаете в тележку с сеном или просто следите за жертвами с карниза малоэтажного дома. Логика здесь не работает: Эдварда, по-хорошему, должны заметить еще на подступах, но местные ничего не видят и не слышат — даже когда вы на их глазах утаскиваете в бурьян очередного стражника. Философию этих ярко выраженных интровертов (внешний мир недостоин внимания!) можно нарушить, лишь вторгнувшись непосредственно в личное пространство. Только тогда они удивленно охнут и достанут шпаги.

Боевая система не меняется годами: защититься, контратаковать, следующий. Смотрится по-прежнему эффектно — Эдвард крутится волчком и сотней разных способов насаживает противников на шпагу, — но поразить это может только тех, кто в глаза не видел предыдущие Assassin’s Creed. И в этом главная проблема Black Flag — вернее, ее сухопутной части. Одно и то же всякий раз, аккурат с 2007 года, — не пора ли изобрести нечто новое? Да, появились гранаты (та еще головная боль), но их мало, чтобы изменить ситуацию.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Ubisoft не изобретает и где-то даже упрощает. Паркур, например, почти списали в утиль. Архитектура в колониальных городах интереснее, чем в Бостоне, но это не отменяет того, что на архипелаге всего несколько островов, где есть здания выше двух этажей; чаще предлагается покорять вершины сараев и приусадебных туалетов. По-прежнему есть робкие зачатки второстепенных миссий, вроде заказного убийства или поиска утерянных страниц дневника, — но они, как и положено в Assassin’s Creed, носят немножко шизофренический характер: например, поиск новых песен для команды выполнен в виде погони за левитирующим листком с, видимо, нотами. Листок вьется, бьется, а потом испаряется в воздухе. Сильно.

Но тем не менее Black Flag двигает серию вперед. И еще немножечко вбок — но, во всяком случае, подальше от той пропасти, которая наступала на пятки после Revelations. Решение кардинально сменить образ главного героя и добавить в игру настоящие морские сражения здорово освежает саму идею Assassin’s Creed. Если к следующей части Ubisoft начнут переводить количество в качество, получится действительно впечатляющее произведение. А пока — поднять паруса и полный ход на. скажем, вон на ту испанскую шхуну. И будьте уверены: на суше одни крысы, настоящему пирату там делать нечего.

Black Flag переворачивает с ног на голову все то, чем так дорожила Assassin’s Creed. Наш новый герой, пират по имени Эдвард Кенуэй, снимает костюм с убитого ассасина и с его помощью попадает на прием к губернатору-тамплиеру. Обман быстро вскрывается, но Эдвард успевает узнать о таинственной Обсерватории, в которой таится нечто совершенно невероятное.

Теперь пирата не остановить. В поисках Обсерватории он перевернет вверх дном целые архипелаги, сорвет планы высших государственных чиновников, найдет родную дочь и, сам того не ведая, поможет компании «Абстерго» сделать семейный фильм о приключениях морских разбойников.

В этой простецкой завязке кроется ключ к пониманию новой Assassin’s Creed: впервые за всю историю сериала ее героем стал не благородный воин, не аристократ и даже не профессиональный убийца — а мелкий мошенник, самозванец, фигляр и филистер. Эдвард — пират, и до многовековых раскладов между тамплиерами и ассасинами ему дела нет. Круг его интересов предельно мал и ограничен пиастрами, кораблями, алкоголем, оставленной в Европе женой и драками в тавернах — да такими, чтобы раззудись-плечо-размахнись-рука.

В плавании вы проведете не меньше половины игры. Забудьте, что видели в Assassin’s Creed 3, — то было детство. Отныне море — ваш дом родной, и в нем пройдут лучшие часы Black Flag. Здесь можно нырять на дно, искать клады, грабить торговые шхуны и королевские фрегаты, а чуть что, уносить весла от карательного флота. Здесь есть все, что обозначают емким клише «пиратская романтика»: вы за штурвалом корабля с черными парусами, вокруг орут чайки, акулы режут плавниками водную гладь, а команда в очередной раз затягивает песню о нелегкой флибустьерской доле — как тут не начать подпевать?

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Сражения в море будто ставил приглашенный режиссер — если б в финальных титрах значилось имя Бэя или Спилберга, никто и не усомнился бы. Корабли сходятся в смертельной дуэли, рассыпая ядра, снаряды и взрывные бочки. Вокруг царит паника: щепки летят, мачта покосилась и с хрустом ухнула в воду.

Конечно, это аттракцион — «Корсары» в плане корабельной физики были и останутся сложнее и честнее, а про специализированные симуляторы и говорить нечего. В Black Flag знать нужно всего ничего: прицелился-выстрелил, заплыл с другой стороны, повторил. Пушки перезаряжаются молниеносно, паруса спускаются и поднимаются за несколько секунд — управлять кораблем здесь не сложнее, чем автомобилем в гоночной аркаде. Но в этом нет проблемы — в конце концов, Assassin’s Creed никогда не претендовала на реалистичность. Глупо пенять за такое на игру, где сюжет строится вокруг идеи «люди путешествуют в прошлое, сидя в особом кресле».

Вы топите королевские суда не ради развлечения (хотя и ради него тоже), а чтобы добыть ресурсов на улучшение родного брига. В Black Flag модернизируется каждая важная часть корабля; можно даже подобрать носовую фигуру. Хорошо оснащенный корабль чувствует себя гораздо лучше, чем полугнилая лоханка, — особенно когда на его знамени красуется Веселый Роджер, который словно магнитом притягивает неприятности.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

В море, как полагается в Assassin’s Creed, кипит жизнь. Вот кто-то сошелся в смертельном бою — нам ничего не мешает присоединиться. Вот дрейфует на доске утопающий — можно спасти, вольется в вашу команду. Вот акула блеснула плавником — хватайте гарпун и ловите рыбину: из шкуры потом сошьете отличный мешочек для пуль. Мир здесь живой, отчаянно натуральный и разнообразный — и красивый, конечно, по-пиратски притягательный.

Но при этом мы вынуждены быть его частью. Если вести сухопутный образ жизни, на море будет туго, и каждый второй фрегат влегкую отправит вас на корм рыбам. Сюжетные миссии с корабельными битвами (хоть их немного) зачастую невозможно пройти, не потратив пару часов факультативного времени на улучшение судна. Приходится каперствовать, копя на улучшение корабля и наращивая команду. Тем, у кого к этому не лежит душа, видимо, будет тяжко. Насильно мил не будешь, а тут, чего уж, заставляют.

Но все же в море Black Flag выглядит потрясающе и играется не хуже — проблемы у нее начинаются, когда вы сходите на сушу.

На суше в законные права вступает старый Assassin’s Creed, базовые механики которого не менялись уже — сколько там? — лет шесть. Наземные миссии в основном сводятся к «подслушать и убежать» или «проследить и убить». Сопряжено это с самой отвратительной имитацией режима скрытности, которую только можно придумать: вы прячетесь в полуметровых кустиках, прыгаете в тележку с сеном или просто следите за жертвами с карниза малоэтажного дома. Логика здесь не работает: Эдварда, по-хорошему, должны заметить еще на подступах, но местные ничего не видят и не слышат — даже когда вы на их глазах утаскиваете в бурьян очередного стражника. Философию этих ярко выраженных интровертов (внешний мир недостоин внимания!) можно нарушить, лишь вторгнувшись непосредственно в личное пространство. Только тогда они удивленно охнут и достанут шпаги.

Боевая система не меняется годами: защититься, контратаковать, следующий. Смотрится по-прежнему эффектно — Эдвард крутится волчком и сотней разных способов насаживает противников на шпагу, — но поразить это может только тех, кто в глаза не видел предыдущие Assassin’s Creed. И в этом главная проблема Black Flag — вернее, ее сухопутной части. Одно и то же всякий раз, аккурат с 2007 года, — не пора ли изобрести нечто новое? Да, появились гранаты (та еще головная боль), но их мало, чтобы изменить ситуацию.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Ubisoft не изобретает и где-то даже упрощает. Паркур, например, почти списали в утиль. Архитектура в колониальных городах интереснее, чем в Бостоне, но это не отменяет того, что на архипелаге всего несколько островов, где есть здания выше двух этажей; чаще предлагается покорять вершины сараев и приусадебных туалетов. По-прежнему есть робкие зачатки второстепенных миссий, вроде заказного убийства или поиска утерянных страниц дневника, — но они, как и положено в Assassin’s Creed, носят немножко шизофренический характер: например, поиск новых песен для команды выполнен в виде погони за левитирующим листком с, видимо, нотами. Листок вьется, бьется, а потом испаряется в воздухе. Сильно.

Но тем не менее Black Flag двигает серию вперед. И еще немножечко вбок — но, во всяком случае, подальше от той пропасти, которая наступала на пятки после Revelations. Решение кардинально сменить образ главного героя и добавить в игру настоящие морские сражения здорово освежает саму идею Assassin’s Creed. Если к следующей части Ubisoft начнут переводить количество в качество, получится действительно впечатляющее произведение. А пока — поднять паруса и полный ход на. скажем, вон на ту испанскую шхуну. И будьте уверены: на суше одни крысы, настоящему пирату там делать нечего.

Серия Assassin’s Creed начиналась как смелый эксперимент: стелс-экшен в исторических декорациях, открытый мир, паркур. От одной только мысли, что ты можешь забраться на любое здание, по телу пробегали мурашки. В голове не укладывалось — сколько же сил вложили Ubisoft, чтобы в деталях воссоздать древние города? После виртуальных прогулок по Акре и Дамаску отпадала всякая нужда в учебных пособиях, стоило провести за игрой часов двадцать — и можно было начинать водить экскурсии по Святой земле. Кто же знал, что штучный, казалось бы, продукт скоро поставят на поточное производство?

И вот результат — к шестой части (не считая Bloodlines, Liberation и прочих спин-оффов) от духа инноваций не осталось и следа. Менялись персонажи, города, эпохи, но не стержневая механика. С каждым выпуском Assassin’s Creed обрастал все большим количеством возможностей (не все из которых были полезны) и понемногу уходил от первоначальной концепции. В случае с Black Flag французы окончательно разорвали семейные узы — с прошлыми частями игру не роднит даже Дезмонд Майлc, а акцент сместили с ассасинов на пиратов.

«Как стать пиратом в кратчайшие сроки»

О новом Assassin’s Creed лучше всего сказали сами Ubisoft, пусть и устами Abstergo Industries: «Почему бы нам просто не делать то, что продается?» И действительно, несмотря на внушительный список изменений, внутри это все та же игра, что и шесть лет назад. Разработчики скомпилировали лучшие идеи из ранних выпусков, довели до ума удачные элементы и выбрали свежий сеттинг — Карибский архипелаг.

Новым главным героем стал Эдвард Кенуэй, дед Коннора из Assassin’s Creed 3. Устав от существования на грани бедности, Кенуэй решает примерить пиратскую бандану — по его мнению, так он сможет разбогатеть и забыть о прозябании в нищенской лачуге. Супруга, правда, планов мужа не одобрила, и потому с ней пришлось расстаться — все ради высшей цели.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Через какое-то время Кенуэй, как и мечтал, оказался на флибустьерском судне, но… в самый разгар шторма его атаковали. Эдвард столкнулся лицом к лицу с загадочной фигурой в капюшоне, но не успел ничего сделать — в пороховом хранилище вспыхнул огонь, героя снесло за борт взрывной волной, а корабль потерпел крушение.

Кенуэй приходит в себя на берегу острова вместе с таинственным попутчиком — тем самым ассасином, напавшим на морских разбойников. Ассасин предлагает сделку: за хорошую плату его необходимо доставить в Гавану. Управлять кораблем он не умеет, а выбираться с заброшенного острова нужно, и как можно скорее. Однако робинзоны не находят общего языка — член древнего ордена убегает, сверкая пятками, дед Коннора бросается за ним следом и в пылу погони убивает. Странный костюм и необычные повадки ассасина заставляют корсара обшарить карманы погибшего, где он находит непонятные карты, причудливый прозрачный куб и письмо, в котором говорится о щедром вознаграждении для доставителя этого ценного груза.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Прикинувшись Дунканом Уолполом (так звали жертву), флибустьер отправляется в Гавану на встречу с губернатором. Оказывается, Уолпол предал родной орден и выкрал важные предметы, чтобы отдать их в руки тамплиеров. Враги ассасинов уже более двух десятков лет занимаются поисками артефакта, который, по слухам, позволяет следить за любым человеком на Земле, где бы тот ни находился. Заинтригованный вознаграждением, Эдвард начинает сотрудничать с тамплиерами, но длится это недолго: выплаченная сумма не удовлетворяет пирата, и он решает восстановить справедливость — присвоить прибор себе. Не вышло — Кенуэя ловят на краже и отправляют в заключение на губернаторском корабле, откуда он сбегает вместе со своим новым товарищем Адевалем. Вдвоем они освобождают других пленных и захватывают судно, которое тут же переходит под командование Эдварда. Капитан отступает, но его, как и любого пирата, по-прежнему влечет идея заполучить могущественный артефакт.

Real hero

Когда Ubisoft говорили, что не будут романтизировать пиратов, они не шутили. «Черный флаг» — гораздо более серьезное и мрачное произведение, чем, допустим, «Пираты Карибского моря» или Risen 2. Понимание этого приходит не сразу: завязка в духе «Таинственного острова» сбивает с толку и настраивает на попкорновый лад, после чего на героев и происходящие события смотришь с недоумением — ожидаешь шуток, гор золота и леденящих историй о морских чудищах, а вместо этого получаешь скитания от порта к порту и миссии про добычу лекарств. И где, спрашивается, эпик, показанный в трейлерах, к чему нам серые будни морских бродяг? Все проясняется лишь во второй половине игры, когда замысел французов становится очевиднее.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Assassin’s Creed 4 — не про Джека Воробья и проклятые сокровища. Black Flag о том, что в пираты не уходят от хорошей жизни, и Эдвард — яркое тому подтверждение. Ubisoft на его примере показывают, что среди корсаров не было честных людей: «Дело не в нужде. Я хочу иметь на столе еду, от которой не становится плохо, хочу жить в стенах, сдерживающих ветер. Я хочу достойной жизни». Пусть Кенуэй и не стал самым ярким и харизматичным персонажем серии — его характер вполне можно назвать шаблонным, — но это все равно большой прогресс. До этого Assassin’s Creed никогда не делала центральным лицом антигероя, люди вроде Эдварда выступали лишь в качестве второстепенных злодеев.

Авторы постарались рассмотреть пиратов с человеческой точки зрения. Получился сборник небольших, но печальных зарисовок: один флибустьер стремился построить свободную республику, но погиб, другой всю жизнь грезил мечтами о капитанском звании — спился, третьему пиратство было уготовано с рождения, вместе с цветом кожи — либо так, либо рабские кандалы. Неудивительно, что большинство персонажей топят тоску в роме и забываются в объятиях доступных женщин.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Тем не менее в центре сюжета традиционно расположились поиски артефакта, а вовсе не проблемы пиратской жизни, и это, надо сказать, несколько расстраивает. Да, мы привыкли, что Assassin’s Creed в первую очередь про приключения, что серия всегда делала акцент на фантастические мотивы. Это нормально, за то и любим. Но Black Flag настолько хорошо удается показать жизнь пиратов, настолько она отличается от предыдущих выпусков своей атмосферой, что тебе хочется большего — меньше условностей, максимального реализма, драму помощнее…

Как бы то ни было, понять решение компании можно: когда делаешь столь дорогой и масштабный проект, рассчитанный на миллионы игроков, сложно отходить от собственноручно заведенных традиций.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Прайм-тайм

Но больше всего раздражает, что сценаристы из ниоткуда вытаскивают героев, которые не появлялись на экране в течение многих часов. При каждом неожиданном появлении «статистов» морщишь лоб и силишься вспомнить, а кто это, собственно, такой?

У игры вообще плохо с представлением действующих лиц. Если AC3 знакомила с персонажами постепенно, позволяла сначала узнать их поближе (чего стоил один шестичасовой пролог), то в Black Flag авторы иногда не удосуживаются назвать даже имя персонажа, тот просто появляется в кадре, произносит несколько малозначительных фраз и надолго исчезает.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

В итоге начинаешь путать одного пирата с другим, а сюжет чем дальше, тем больше превращается в кашу. Кто, как, зачем. Возможно, проблема кроется в ведущем сценаристе игры. Дерби МакДевитт отнюдь не новичок, на его счету сюжеты Revelations, портативных Bloodlines, Assassin’s Creed 2: Discovery и мультфильма Assassin’s Creed: Embers, — но до этого он всегда опирался на чужой материал, ему не приходилось писать персонажей с нуля, да и опыта введения новых лиц в повествование у него кот наплакал. Почему Ubisoft поручили такой важный проект именно МакДевитту — отдельный вопрос. Хоть у сценария Black Flag и есть сильные стороны, к ним явно не относятся логика и целостность.

Ностальжи

«Черный флаг» духовно гораздо ближе к ранним играм серии: вернулись яркие города и по-настоящему высокие башни (Бостон из третьей части в этом плане не впечатлял), куртизанок сменили танцовщицы, а на улицах вновь можно встретить наемных бойцов. Помните, как Альтаир спасал мирных жителей от стражников в оригинальном Assassin’s Creed? Так вот, здесь вам придется выручать от сабель пиратов, а не простолюдинов. В благодарность морские волки не станут устраивать бунты и задерживать охрану, но охотно вступят в вашу команду и будут помогать во время миссий.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Вернулась и возможность обустроить жилище. Теперь улучшению поддается не только главное убежище, но и прилегающие к нему территории. В доках можно построить магазин корабельных апгрейдов (он же служит для сбыта награбленного), таверну, лавку с оружием и много других сооружений. В личное поместье даже возвратили бонусный костюм, спрятанный от игроков за прочными решетками. Найдете все необходимые ключи, и роскошное облачение ваше.

С одной стороны, подобные камбэки вызывают улыбку и приступы ностальгии. С другой, игре это все равно не идет на пользу: вспоминать-то вспоминаешь, но в который раз заниматься тем же самым совершенно не тянет.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

И ладно бы Ubisoft просто заимствовали идеи, но ведь кое-что умудрились и испортить. Так, из Far Cry 3 перенесли «сигнализацию» на форпостах: прежде чем поднимать шум, нужно обезвредить колокол. Механика сама по себе хорошая и уместная, но французы внесли дурацкое ограничение — обрезать колокольные веревки можно только инкогнито. Ну почему Кенуэй не может рубануть по бечевке, когда его окружили враги? Что, неужели руки не поднимаются?

День грядущий

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Тихо-тихо

Ubisoft прислушались к мнению игроков, просивших больше пряток в стогах сена, и серьезно уменьшили число экшен-миссий, что совсем не пошло игре на пользу. В предыдущих Assassin’s Creed отличные битвы оттеняли другие огрехи, а тут недостатки все как на ладони — отвлечься просто не на что.

Так, миссии в городах невероятно скучны: почти всегда мы либо крадемся за кем-то, прячась в толпе, либо участвуем в погоне. Изредка Эдварду поручают проникнуть куда-либо, но и тут Ubisoft ничего нового не придумали, все задания до жути типовые, меняется только время суток, место и расстановка стражников. Более того, стелс стал еще примитивнее, слежка больше не требует каких-либо усилий — можно врубить орлиное зрение и следить за противниками прямо сквозь стены.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Разницы в качестве между сюжетными и побочными квестами почти нет. Часто бывает, что задание не удается пройти из-за какой-нибудь мелочи. Пример — миссия, где вам нужно защитить ассасина Аптона от налетов карманников. Стоит воришке подскочить к вашей цели — и все, перезапуск. Задание растянуто минут на шесть-семь, чекпойнтов нет, так что, если вы его провалите, вам придется по новой выслушивать болтовню еле плетущихся братьев. Или вот — Эдвард должен обезвредить три колокола, прокравшись мимо врагов. С устаревшей механикой и глупым ИИ этим заниматься попросту неинтересно. То, на что мы, открыв рот, смотрели шесть лет назад, сегодня выглядит нелепым фарсом. Французы не чураются даже таких архаичных приемов, как «набери определенное количество денег, и потом сюжет продолжится».

Assassin’s Creed 4: Black Flag

В свою очередь, полностью открытый мир пришелся очень кстати. В Assassin’s Creed всегда было интересно исследовать окружение, но в четвертой части Ubisoft вышли на новый уровень. Забравшись на палубу, можно умчаться куда глаза глядят, остановиться недалеко от побережья какого-нибудь маленького островка и, спрыгнув в воду, вплавь добраться до суши. Ощущения — непередаваемые.

Конечно, здесь хватает шаблонных локаций, вы встретите не один и не два похожих друг на друга острова, но масштабы и достигнутый эффект все равно впечатляют.

Когда на море качка и бушует ураган

Возиться с кораблем — одно удовольствие. В «Черном флаге» присутствует то, чего так недоставало Mass Effect, — вы вольны улучшать Jackdaw (так называется судно Эдварда) по собственному усмотрению, хоть до гвоздиков его разберите. Поменять можно все, начиная с кормы и заканчивая парусами.

Апгрейды требуют не только денег, но и материалов для их изготовления. Добывать дерево, металл и ткань придется самостоятельно, грабя другие суда. Обыденная на первый взгляд задача, а затягивает — жуть. Узнать, что именно перевозят мореплаватели, можно при помощи подзорной трубы: опытный взгляд Эдварда мигом определит, что перед вами за корабль, какой у него уровень и что находится на борту.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

Самое забавное, что осточертевшие механики срабатывают в морской части игры. Взять хотя бы эпизод, в котором Чарльз Уэйн помогает главному герою разрушить британскую блокаду и сбежать из Нассау. Вроде бы типичная для Assassin’s Сreed миссия — сопроводить и защитить от недругов цель. Но на воде привычные задания ощущаются совсем иначе: бушующие волны, маневрирование среди фрегатов противника, стремительные заходы с флангов, попытки удержать чужие судна в поле зрения и не попасть при этом залпом в товарищеский корабль вызывают неподдельный восторг. В эти минуты Ubisoft аплодируешь стоя, забывая и о провисающем сюжете, и об однообразных миссиях, и о дурацких условностях — прощаешь вообще все.

Assassin’s Creed 4: Black Flag

В такой болтанке нужно умудриться как следует потрепать вражеское судно, а потом ринуться на абордаж. Если справитесь с экипажем, вам дадут выбрать — разобрать корабль на доски, пустив запчасти на починку Jackdaw, помиловать команду и таким образом улучшить свою репутацию или принять пленников к себе на борт.

Напоследок нужно обязательно упомянуть, что Black Flag дьявольски красива. Лучше всего играть в Assassin’s Creed 4 на консолях нового поколения или PC. Кардинальных отличий между версиями нет, все куда прозаичнее — графика и более высокое разрешение. При виде солнечной Гаваны, диких джунглей и лазурного моря с виднеющимися кораллами хочется бросить все и купить билет на Багамы, а уж какой здесь восхитительный дождь…

Однако не дайте красотам себя обмануть: «Черный флаг» — игра морально устаревшая. Вы вряд ли пожалеете о потраченном времени или деньгах, но это последний AC, который мы готовы принять в нынешнем виде. Да, морские бои действительно превосходные, открытый мир хорош, а пиратская тематика привнесла нужное разнообразие, но база Assassin’s Creed уже давно требует ремонта. Ждем полноценный переход в некстген с переосмыслением механики.

Читайте также: