Army of two psp обзор

Обновлено: 05.07.2024

Дебют Army of Two на PSP — своеобразный привет из тех времен, когда вопрос «кто сильнее — Шварц или Сталлоне?» был еще актуален, а картридж с Contra или Double Dragon владельцы NES почитали за бесценное сокровище. Разработчики из Buzz Monkey обычному для серии третьему лицу предпочли вид сверху, и кооперативный экшен обернулся аркадным побоищем. В самой по себе перспективе нет ничего страшного (см. удачную Killzone: Liberation), но в руках сторонних горе-дизайнеров механика The 40th Day скатилась до уровня Space Invaders.

Шанхайский полдень

Сюжет здесь тот же, что и на «больших» консолях, хотя диалоги местами купированы. Наемники Риос и Салем прибывают в Шанхай ради плёвого дельца. Внезапно город охватывает паника: небоскребы падают один за другим, армия головорезов берет всех подряд в заложники, на улицах царит хаос. Наша задача-минимум — уцелеть и поскорее покинуть Китай. Просто так улететь не дадут, поэтому по дороге придется выяснить, кому и зачем понадобилось превращать мегаполис в руины.

Скриншоты 9

Вид сверху на пользу такой атмосфере не идет. Почувствовать масштаб разрушений можно разве что на прогулке по стене упавшего здания. Чаще окрестностей вообще не видно: большую часть игры Риос и Салем проводят в закрытых помещениях. Офисы, склады и больница мало чем отличаются друг от друга, при этом куда острее раздражает бесстыжее копирование кусков уровней — нередко следующая комната в деталях повторяет предыдущую. Классическим образчикам жанра shoot’em up мы подобное прощали, но, извините, в 2010-м году.

С управлением сладит и ребенок. Аналоговый стик отвечает за перемещение, четыре кнопки — за направление стрельбы. Еще есть приседание и перекаты, правда, толку от них никакого. Вражеские очереди проникают сквозь укрытия, и от медленно летящих пуль проще убегать. Впрочем, даже закрыв глаза и беспорядочно паля во все стороны, можно достигнуть нужного результата. Да, за случайное убийство мирных жителей «бьют рублем», но не очень сильно.

Схватки с «боссами» тоже сделаны под копирку. У всех танков и вертолетов одни и те же слабые места — орудия и кабина. Громилы с пулеметами и огнеметами уязвимы исключительно со спины, зато неповоротливы и так же тупы, как и рядовые противники. Тут (и только тут) пригодится напарник — приказываем AI стоять неподвижно, вызывая огонь на себя, и бежим стрелять врагу в пятку.

В остальное время компьютерный Риос (или Салем) полностью оправдывает прозвище «искусственный идиот» — постоянно застревает в трех соснах и позорно мажет. С «живым» напарником быстро выясняется, что играть уж больно легко, а ситуаций, где важна слаженная работа, кот наплакал. Взаимное лечение после смерти — практически чит. Можно погибнуть и «не понарошку», если здоровье кончилось у обоих, однако это – большая редкость.

К прохождению подталкивает лишь покупка «пушек». За выполнение заданий наемники получают деньги, которые тратят у попадающихся раз на уровень торговцев. Модульной системы «большой» версии на PSP нет — новая сумма просто увеличивает одну из характеристик. Действие апгрейдов на самом деле заметно, но любое оружие чересчур активно «прокачивается» до максимума (стоит взять что-нибудь тяжелое — жить станет чуть веселее и интереснее).

По-настоящему удачная находка — моральные дилеммы (те же, что и на остальных консолях). Часто героям нужно решить, как поступить с очередным встреченным персонажем — последним на Земле белым тигром или нелепым русским Брезневым, по доброте душевной называющим Риоса и Салема «funny gomoseki». «Отрицательный» вариант (обычно — убить) приносит немного наличных, «положительный» (оставить в живых) — ничего. При любом исходе игра демонстрирует небольшой ролик в картинках, из которого ясно одно — даже хороший выбор иногда не слишком хорош. Единственная часть The 40th Day, где есть смысл задуматься. На пару секунд.

Проверенную временем форму — аркадный шутер, два человека против толп врагов — в Buzz Monkey не смогли наполнить толковым содержанием. Герои не настолько харизматичны, чтобы спасти положение, привычное для Army of Two чувство локтя отсутствует, тактика примитивна. Каждое прохождение открывает доступ к новым персонажам, но это ничего принципиально не меняет. Уж лучше «Контру» откопать на антресолях.

Народное голливудское поверье: если студия назначила премьеру фильма на первую половину января – дни, когда народ, утомленный новогодними праздниками, ждет следующей зарплаты, – значит, она не верит в его массовый успех. Такую тактику все активнее перенимают игровые компании. Army of Two попала в этот сезон уже дважды. Первая часть пролетела мимо осени из-за спешной доработки, а продолжению, похоже, иная дата релиза и не светила.

Большой переполох в огромном Шанхае

Жаль. Уступая Gears of War 2 в лоске, стилистике и подаче сюжета, обе Army of Two без труда скрасят несколько вечеров в «коопе». «Одиноким волкам» их лучше не трогать. Пусть электронный напарник метко стреляет и без промедления «лечит» раненого товарища, проходить с ним кампанию – тоска смертная.

Тем более что повествования в The 40th Day нет. Есть лишь завязка – наемники Салем и Риос прилетают в Шанхай, завершают нехитрую миссию, и… мегаполис превращается в ад. Небоскребы валятся друг на друга, брызгая стеклом, горящие самолеты падают на жилые кварталы, на улицах бесчинствует самопровозглашенная «Армия сорокового дня». Наплодив вопросов (что за безумцы посмели напасть на многомиллионный Китай? почему именно Шанхай? каковы задачи злодеев? кто успел обклеить город яркими листовками «SUBMIT»?), сценаристы улизнули на перекур и не вернулись. Странное вторжение – не более чем повод для смены палитры и декораций, от тошнотворно-оранжевой до почти монохромной, от мертвого зоопарка до офисного здания, разломленного пополам. Финальная тирада главного негодяя на тему «Все люди – сво!» проясняет только то, что он – законченный шизофреник.

Впрочем, наших героев мало волнует подоплека событий. Они лишь хотят унести ноги из этого кошмара, и все. Разбавляя перестрелки смешными шутками и игрой в «камень-ножницы-бумага», парни выручают местных жителей и покупают новые «обвесы» для оружия. Благо, воевать теперь проще: EA Montreal переступила через застенчивость, плюнула на попытки изобрести велосипед и скопировала раскладку управления у Gears of War 2. Автоприлипание к укрытиям и необходимость то и дело переключать ракурс камеры (с левого плеча на правое и обратно) поначалу злят, но к ним легко привыкнуть. Встроенный визор, указывающий звание вражеских солдат и путь до цели, напротив, стал гораздо нагляднее прежнего; увы, держать его включенным постоянно не дают.

Gears of Two

Механика «коопа» тоже изменилась. Аркадные эпизоды «Back to back», где друзья поливали «мясо» свинцовым дождем, – изрядно поднадоевшее развлечение из оригинальной Army of Two, – попадаются всего пару раз. В Шанхае есть занятия интереснее. Например, выйти перед патрулем, поднять руки, встать на колени, а затем выхватить пистолет и пафосно расстрелять доверчивых гадов в «сло-мо». Иногда, бывает, удается сцапать зазевавшегося офицера, и тогда его «шестерки» тотчас позволяют себя повязать. Наконец, спасение заложников очищает совесть и пополняет кошелек. $15000 за жизнь китайской старушки? Раскольников умер бы от зависти.

На самом деле, «минусить» надо людей, отвечавших за расстановку «чекпойнтов». Контрольные пункты здесь на вес золота, ибо разделяют долгие минуты подчас очень напряженного действа. «Зачистить» переулок, потом целую улицу, утихомирить парочку трешевых «полубоссов» и троицу часовых без подстраховки «сейвом» – рядовая ситуация в заключительных главах (для остроты ощущений попробуйте сложность «Contractor»!). Мурыжить двадцать раз одно и то же сражение, хотя оно прибавляет в увлекательности за счет неплохого интеллекта противников, возникающих в разных точках, – забава для честных рецензентов и безнадежно упертых «хардкорщиков». Особенно если перед боем вас кормят роликом, который нельзя пропустить.

От кривых «чекпойнтов» здорово пострадал виртуальный магазин. Раньше обновить снаряжение давали в строго определенных местах, а тут – в любой момент, кроме основного меню. Ковыряясь в груде прицелов, штыков, прикладов, рожков и иного барахла (включая экзотику вроде заточенной отвертки, алюминиевой банки-глушителя и гранат, украшенных стразами), знайте: в случае смерти последние покупки исчезнут. Поэтому советую запастись терпением и надежным товарищем. Грамотно использовать привычную для AoT концепцию «aggro» — пока один «разогревает» толпу пальбой из позолоченного автомата, другой незаметно пробирается в тыл, – можно исключительно с живым человеком.

После титров

Командный дух силен и в онлайновых режимах, которыми вновь занималась канадская фирма Threewave Software. Жаркие разборки в формате «2v2v2v2v2», будь то стандартный дефматч или гонка на скоростное выполнение разных заданий, портят лишь огромные карты и ненадежный сетевой код, давний бич Unreal Engine 3. Удобный браузер серверов с индикаторами пинга и опция для загрузки пользовательских масок – приятные элементы, но лучше бы канадцы уничтожили «лаг».

Заодно программная часть подвела «сингл». Движок спотыкается о масштабные сцены, порой выдавая от силы 10-15 кадров в секунду на обеих платформах. При этом картинка высокими технологиями не щеголяет (аромат новизны улетучился еще в 2006-м) — ее тащат из болота талантливые художники. Владельцы PS3-версии по традиции получили дополнительный неприятный подарок – «лесенки», хорошо заметные на оборванных проводах и прочих мелких деталях.

Война для двоих

Конечно, когда по тебе палит свора злобных вояк, а напарник, сраженный предательской пулей, вот-вот схлопочет сапогом по хребту, как-то не до зазубрин. Army of Two: The 40th Day – диковатое сочетание гениальных мыслей, чужих идей, ожесточенных баталий и ленивой штамповки. Если вдруг решите помочь храбрым наемникам, невзирая на трудности, помните про чувство локтя, голосовой чат и, на худой конец, вертикальный сплит-скрин.

Наиболее близким к современному кооперативу можно считать революционный для своего времени мультиплеер в Splinter Cell: Chaos Theory. Уровни там можно было проходить вдвоем, в результате чего регулярно складывалась следующая ситуация.

Вы в тени крадетесь к паре охранников, о чем-то беседующих на улице. В голове постепенно вырисовывается план: отвлекаем одного из них, коллега в этот момент аккуратно уберет другого. Ровно в тот момент, когда вы решали поделиться с напарником своей идеей, в наушниках раздавался вопль «беглый огонь. » — и ваш приятель обрушивал на врагов тонны свинца. Всполошившиеся охранники наступали ногой на вас, лежащего в кустах, и немедленно убивали. Напарник, удрученный неожиданными (для него) последствиями своей выходки, поспешно удалялся с поля сражения.

Двойной удар

Таким бесславным образом начиналась эра кооператива в компьютерных играх. Несмотря на все проблемы, мультиплеер постепенно стал очень личным, персональным времяпрепровождением: помощь (или предательство) одного человека всегда ощущаются острее, чем размытая командная ответственность.

Первой игрой, от начала и до конца заточенной под кооператив, стала вышедшая в прошлом году на консолях Army of Two. Ее критиковали за вторичную механику (обезжиренные перестрелки с укрытиями в стиле Gears of War) и невыразительный сеттинг (двое наемников перетирали безымянных статистов в порошок). Но для игры вдвоем там были созданы все удобства.

Самое простое упражнение в парном выступлении — распределение обязанностей при езде. Этим никого не удивишь со времен Halo: один управляет транспортным средством, другой — отстреливается. Но в Army of Two транспорт был экзотический: моторная лодка или парашют.

Второй прием — теперь уже живая классика: смертельно раненный боец не погибал, а ждал спасения от товарища, отстреливаясь лежа. Прямиком из Splinter Cell перекочевал парный прыжок: один боец исполнял роль «табуретки», другой забирался по нему на уступ (и в девяти из десяти случаев тут же получал автоматную очередь — для начала предлагалось гранатой зачистить верхний ярус).

В Army of Two: 40th Day в такие минуты можно кричать: «Ну куда ты меня тащишь! Я же просил — в тенек!»

Наконец, был пижонский постановочный момент: два героя становились спиной к спине и, вращаясь вокруг своей оси, расстреливали врагов в страшных количествах, периодически всаживая пули друг другу в головы (ни о каком friendly fire речь, понятно, не шла).

Все эти приемы связывала между собой специальной системой Aggro (это такой аналог AI Director из Left 4 Dead): она учитывала различные параметры (положение на поле боя, активность, мощность оружия) и распределяла вражескую агрессию между двумя игроками. Так или иначе, под боем всегда оказывался один игрок, второй получал меньше урона.

Подобную геймплейную дискриминацию можно было использовать с выгодой для себя. Во-первых, «забытый» игрок становился практически невидим и мог свободно зайти в тыл или, скажем, обойти пулеметное гнездо. Во-вторых, если тот, на ком концентрировалось вражеское внимание, доживал до определенного момента, ему вручался бонус в виде повышения урона.

Чтобы гарантированно привлечь к себе внимание, оскорбить врага внешним видом, можно было «прокачать» свое оружие в стиле MTV: в распоряжение игрока попадали стволы из арсенала артиста Тимати вроде позолоченного автомата Калашникова, инкрустированного стразами.

Постапокалипсис сегодня

По признанию разработчиков, Шанхай — город, в котором есть все. Нас ждут самые разные локации: от супермаркета до зоопарка.

Одной из самых слабых сторон Army of Two оказался сюжет. Два наемника, опытный Тайсон Риос и новичок Элиот Салем, выполняли задания в разных частях света. За деньги. Структура миссий и подача сюжета до боли напоминали бюджетный спецназовский боевик — поищите пример в разделе наших мини-рецензий. Потому в сиквеле (который неожиданно для всех выйдет на PC) авторы серьезно работают над историей. Теперь все как у взрослых: драма, выбор и последствия.

Заработав в прошлой части приличные деньги, Салем и Риос открыли частную военную компанию, Trans World Operations (сокращенно — TWO). Один из первых заказов заносит героев в Шанхай, где очень некстати случается натуральный армагеддон. Бригада сорокового дня (разработчики намекают на библейский подтекст) совершает масштабный теракт: при помощи динамита и самолетных таранов массово подрывает городские небоскребы, а ее отряды нападают на мирное население. Сами разработчики говорят об Army of Two: The 40 th Day как о постапокалиптической игре. С той лишь разницей, что апокалипсис случился буквально пять минут назад.

«Наша главная задача — показать катастрофу, которая еще не закончилась, она разворачивается на ваших глазах, пока вы пытаетесь выбраться из города», — объясняет Алекс Хатчинсон, креативный директор EA Montreal.

Салем и Риос явно не предполагали, что попадут в такую переделку, и поэтому ведут себя как случайные обыватели, а не кадровые военные. Их главная задача — выжить любой ценой. Раз вы не на задании, спасать мирных граждан необязательно — так, кажется, рассуждают разработчики. Теперь в их игре будет пресловутый моральный выбор (без которого, кажется, не обходится ни одна современная игра). Кого спасать — обывателей или свою жизнь — придется решать нам с вами.

Двойной просчет

Все приемы из оригинала появятся и в сиквеле. Только на этот раз они будут аккуратней вписаны в геймплей.

Но самое главное — кооперативная механика претерпит ряд изменений. Базовые принципы Aggro останутся прежними, изменятся условия совместных действий. В EA Montreal хотят, чтобы их игра научилась держать темп. Основная проблема первой части заключалась в том, что ключевые геймплейные трюки, вроде той же стрельбы спиной к спине, явно выбивались из общего ритма: Army of Two как будто делала паузу и объявляла: «А сейчас — нечто совершенно иное».

На практике это означает, что количество параллельных действий вырастет в разы: вместе герои будут исполнять самые разные приемы. Так, например, если Салем возьмет в заложники лидера вражеского отряда (определить руководителя поможет специальный прибор), подчиненные тут же обомлеют и сложат оружие, чем может воспользоваться Риос.

Или вот еще трюк. Чтобы выманить врагов из укрытия, один игрок может сделать вид, что сдается: выйти противникам навстречу, положить автомат, поднять руки. Как только террористы с радостным гиканьем выбегут вам навстречу, их сразу же устранит ваш напарник.

Ко второй части Салем и Риос научатся, наконец, снимать свои маски. Так нам дадут понять, что опасность миновала.

Очень интересное изменение касается «врачевательной» механики. Еще в первой части раненого товарища можно было утащить в безопасное место и уже там перебинтовать. Теперь тот, кого тащат, сможет указывать, куда именно следует его донести! Представьте — пули свистят, разрываются гранаты, один игрок героически тянет за плечи умирающего друга, а тот капризно повелевает: «Мне, пожалуйста, в тенек!»

Чтобы герои не забывали, как сильно они нужны друг другу, их будут принудительно разделять (в основном при помощи парных прыжков — один окажется на втором ярусе, а второй, по воле скрипта, не успеет). Но даже на расстоянии Салем и Риос смогут координировать свои действия. Например, разработчики очень гордятся приемом под названием «раздельный снайперский выстрел»: при помощи специального устройства Салем может «пометить» врагов, которых Риос даже не видит, — их надлежит убить через стену (пули могут пробивать непрочный материал).

Конечно, изменения ждут и нашу любимую «прокачку». Про платиновый гранатомет, стреляющий бриллиантами, ничего не слышно — тут EA Montreal неожиданно делают серьезное лицо: «У нас ведь своего рода игра-катастрофа, потому нет ничего удивительного в том, что герои будут использовать в своих целях трофеи, собранные после боя. Вы удивитесь, когда узнаете, насколько глубока наша система апгрейда вооружений в полевых условиях!» — обнадеживает Алекс.

Несмотря на все претензии, Army of Two можно считать родоначальником современных кооперативных боевиков. Army of Two: The 40 th Day наверняка станет достойным преемником: десяток старых приемов, новые трюки для парного исполнения (вроде захвата заложников или добровольной сдачи в плен) — нас ждет кооперативный экшен в превосходной степени. Кажется, мы увидим все, что только можно придумать для жанра совместного прохождения. Или все-таки нет? Ответ — где-то на соседних страницах, под заголовком Ibb & Obb.

Будем ждать? Сиквел главного кооперативного снаряда прошлого года посещает РС — с внятным сюжетом, драмой и новой программой для парного выступления.

Army of Two: The 40 th Day – продолжение боевика о похождениях двух бравых спецназовцев. Как и в первой части, игровой процесс основан на умении работать в команде – в игре нельзя ступить и шагу, не координируя действия с напарником. Плюс на этот раз авторы обещают более качественный и небанальный сюжет. Ну а самый приятный момент – доступность The 40 th Day владельцам персональных компьютеров (приквел был целиком консольным).

Оригинальная Army of Two вызвала у играющей публики очень неоднозначные впечатления: примитивный сюжет здесь подкреплялся просто шикарнейшей боевой системой. Главные герои игры – Тайсон Риос и Элиот Салем, суперпрофессиональные бойцы, которые под прикрытием «частной военной компании» выполняют особые поручения американского правительства. Ну и дальше в том же духе – сюжет тупо пилил по предсказуемым рельсам в сторону мирового заговора и прочих банальных интриг.

Однако за не очень удачной историей в Army of Two скрывалась отличная боевая система, которая целиком и полностью строилась на взаимодействии двух бойцов. В первую очередь стоит отметить местную систему Aggro. Ее правила просты – чем активнее действует один из членов команды, тем больше внимания ему уделяют противники. Если занять удобное укрытие и затеять бессмысленную, но энергичную перестрелку, то у товарища появятся все шансы зайти в тыл и неожиданно перебить врагов с выгодной позиции.

Было в игре и множество других примеров коллективных действий. Так, опасные участки карты двойка бойцов преодолевала с помощью тактического щита, эдаким тандемом: один прикрывается от пуль, а второй стреляет. Ну а самый главный аттракцион – перестрелки, в которых бойцы занимали позиции спина к спине.

Все это (а также множество других мелочей) сделали Army of Two отличной игрой для коллективного прохождения. Да и в одиночном режиме она выглядела очень любопытно благодаря неглупому искусственному интеллекту и удобной системе команд, которые можно отдавать напарнику.

Негативные отзывы о сюжете дошли и до разработчиков игры, поэтому сейчас они клянутся, что история продолжения будет на голову превосходить оригинал. Для этого использован достаточно простой и действенный прием. Шанхай, наши герои, открывшие собственную военную компанию Trans World Operations, выполняют в этом городе какое-то очередное задание – и неожиданно оказываются в самом центре локального апокалипсиса. Террористическая организация «Бригада сорокового дня» взрывает почти весь центр, а затем ее бойцы нападают на мирное население. Задача Риоса и Салема проста – выжить и спастись из агонизирующего города. Впрочем, все это – только начало куда более сложных событий…

Описанная выше боевая система претерпит лишь косметические изменения – и это очень хорошо. Например, противников теперь можно банально обманывать: пока один боец делает вид, что сдается, второй занимает выгодную позицию и открывает огонь. Не нравится такой подход – захватите босса противостоящей группировки в заложники. Его подчиненные тут же станут заметно сговорчивей. Еще один важный нюанс – на некоторых уровнях двойке бойцов придется разделяться, двигаясь, например, по разным этажам здания. Однако без согласования действий не обойдутся даже такие этапы.

- Многообещающий сюжет, повествующий об апокалипсисе на улицах Шанхая

- Боевая система, построенная на плотном взаимодействии двух бойцов

- И все это – теперь и на PC!

Перед каким моральным выбором собираются поставить игроков разработчики?

Каким образом изменится тюнинг оружия во второй части?

НА ЭТИ И МНОГИЕ РУГИЕ ВОПРОСЫ ВАМ ОТВЕТИТ РАЗВЕРНУТОЕ ПРЕВЬЮ ARMY OF TWO: THE 40 TH DAY В МАЙСКОЙ «ИГРОМАНИИ» (№05’2009).

Сюжет знакомый: Риос и Салем оказываются в Шанхае, который атакован террористами, и теперь главным героям предстоит выжить в этом аду, заодно выяснив, кто же устроил заварушку. История, уровни, даже сценки, где нужно делать моральный выбор, – все переехало прямиком из оригинала, правда, в несколько упрощенном виде. Например, половины роликов почему-то нет, и в повествовании то и дело возникают дыры.


Главные же изменения – в геймплее. Вид на происходящее предложен сверху (камера лишь изредка прячется за спины персонажей), а все, чем предстоит заниматься, – мчаться вперед и отстреливать врагов. При таком подходе, разумеется, тактическая сторона игры осталась за бортом, а взаимодействие с напарником – минимальное. Система aggro хоть и есть, но лишь для галочки, большинство же других трюков и вовсе отправилось на свалку. И даже система апгрейдов урезана: нельзя комбинировать детали оружия, можно лишь покупать «улучшения», которые тотчас повышают характеристики пушки.

Источник: "Страна Игр" №07 (304), апрель 2010 года.

Плюсы

Минусы

Вердикт

Ну, или наоборот. Парадокс в том, что при всех очевидных недостатках вторая Army of Two все равно остается одним из лучших кооперативных боевиков, именно за ней чертовски весело провести время с товарищем – хоть перед одним телевизором, хоть на безбрежных просторах Сети – и устроить взбучку распоясавшимся террористам.

Читайте также: