Arma 3 обзор

Обновлено: 07.07.2024

На днях для тактического шутера Arma 3 вышло наверное самое крупное дополнение — Contact. Оно оказалось настолько масштабным, что его запуск осуществляется через отдельную кнопку в лаунчере игры. Конечно же, я сделаю на него обзор. Но будет это через пару дней. Потому что было бы неправильно обозревать контентное дополнение, упустив из виду оригинальную ArmA 3. Тем более, это один из лучших шутеров современности, незаслуженно забытый многими геймерами (а есть и те, кто вообще о нем не слышал).

Так что, устраивайтесь поудобнее на ближайшие десять минут, потому что я буду знакомить вас с Arma 3 от компании Bohemia Interactive Studio.

Предыстория

Bohemia Interactive Studio (далее BIS) делают хорошие шутеры. И это не пустые слова. В начале двухтысячных этот чешский разработчик создал Operation Flashpoint — олдфаги сейчас погрузятся в приятные воспоминания, а для новичков скажу, что это был один из лучших тактических шутеров своего времени. Тогда как Medal of Honor и Call of Duty делали упор на зрелищность кампании и графические улучшения, Operation Flashpoint пытался преподнести военные действия с максимальным реализмом (насколько позволяли технологии).

Спустя несколько лет BIS начали новую серию под названием Armed Assault, которая в итоге превратилась в ArmA. По сути, это было наследие Operation Flashpoint, но заметно улучшенное и доработанное, ведь прогресс не стоял на месте. Первая ArmA обзавелась одним дополнением, вторая уже получила около десятка крупных DLC и в период с 2009 по 2013 годы считалась одной из лучших в своем жанре, пока не вышла третья часть, которая была на голову выше в плане графики и физики.


Вот так геймеры воевали 15 лет назад — Armed Assault

Триквел даже можно было бы назвать прорывным, потому что визуальная составляющая игры улучшилась очень заметно. Плюс подвезли PhysX от Nvidia, благодаря чему объекты стали реалистичнее взаимодействовать между собой, да и окружение стало куда более отзывчивым (например, когда моделька игрока ползла по траве, она мялась).

Ну и заглянем немного дальше, упомянув последнюю на данный момент игру серии — Argo. Это бесплатная версия ArmA с заметно урезанным функционалом и уменьшенными локациями. Как и любая попытка выпустить free-to-play версию крупного проекта, эта игра провалилась. Игроки были в ужасе от оптимизации и геймплея, из-за чего и оставили в основном негативные отзывы.

Нельзя не упомянуть также о гиганте, который принес BIS мировую славу и пополнил бюджет компании миллионами хрустящих евро. Речь о DayZ, которую создали в качестве модификации для ArmA 2. Но проект настолько заинтересовал геймеров, что его начали развивать, дополнять, а затем перенесли на другой движок и выпустили в качестве отдельной игры.

Наконец, отмечу, что BIS используют для своих игр собственный движок Real Virtuality. Для ArmA 3 приготовили уже четвертую версию этого движка, снабдив ее множеством современных наработок. Главное отличие Real Virtuality в том, что он умеет отрисовывать объекты на огромном расстоянии. Если верить настройкам ArmA 3, максимальная видимость может быть установлена на расстоянии 12 километров — потрясающий результат, который легко может соперничать даже с современными играми. А ведь ArmA 3 вышла в далеком 2013 году. Но идеальным движок не назовешь, о чем я еще расскажу в сегодняшнем обзоре.

Сеттинг ArmA 3

Пора поговорить о сеттинге. Несмотря на то, что действие серии зачастую происходило в вымышленных государствах, оно всегда касалось нашего времени и старалось в точности копировать ныне существующие армии (солдат, вооружение, технику). Теперь же разработчики решили взглянуть в недалекое будущее, а именно, в 2030 год, когда мир опять оказался на пороге масштабного конфликта. Бравые силы ООН, как всегда, пытаются наводить порядок по всему земному шару, Иран и Китай создают напряжение в Средиземноморье и на территории Тихого Океана, да и Россия не остается в стороне, посылая своих спецназовцев в самые горячие точки.


Брифинг — очень важная часть кампании. Прослушаешь, упустишь важные моменты, потом не сможешь нормально ориентироваться по карте.

И несмотря на то, что на дворе будущее, никаких лазерных винтовок, летающих танков и прыгающих по стенам солдат нет. Что вполне логично, ведь даже несмотря на стремительное развитие технологий, через 20 лет война вряд ли будет сильно отличаться от нынешней. Оружие будет слегка доработано, появятся новые гаджеты, но не более. Что мы и видим в ArmA 3. Все типы вооружения старательно срисованы с реально существующих, но еще не отправленных в массовое производство прототипов. Техника тоже не слишком отличается от нынешней. Да и солдаты одеты в те же тактические бронежилеты и камуфляж.

Кампания

Для игры разработчики «нарисовали» несколько вымышленных островов в Средиземноморье, самый крупный из которых имеет площадь 270 км². Для сравнения, карта в GTA 5 всего 108 км², а в Skyrim и вовсе 37 км². Ощутили размах? И при этом острова нельзя назвать пустыми, потому что повсюду раскиданы поселения с красивой греческой архитектурой, а сама местность усеяна тактически важными позициями (от оврагов и холмов до огромных камней и полуразрушенных каменных заборов). Эти острова идеальны для симуляции захватывающих боевых действий, чего и добивались разработчики.

Основная кампания рассказывает о противостоянии сил ООН группировкам из Ирана и Китая. Также на островах действуют независимые вооруженные силы, подчиняющиеся местному правительству, и повстанцы. Спойлерить не буду, но и так понятно, что сосредоточение такого количества войск на одном клочке земли неизбежно приведет к столкновению.


Транспорт в игре управляется коряво, но это не мешает использовать его для поездок по пересеченной местности — правда, не все миссии это позволяют.

Помимо основной кампании есть еще дополнительные, но они входят в состав многочисленных DLC, поэтому просто так в них не поиграешь. По своему стилю они ничем не отличаются, просто добавлены новые сценарии, свежая техника и вооружение.

Также присутствует редактор, при помощи которого можно создавать собственные миссии и даже кампании с кат-сценами. И коммьюнити с удовольствием пользуется этим инструментом, выкладывая много интересного контента в Steam Workshop.

ГЕЙМПЛЕЙ

Было бы правильно разделить геймплей на одиночный и сетевой, потому что они кардинально отличаются. Начну с одиночного. Речь пойдет о кампаниях и миссиях.

Одиночная игра

Несмотря на то, что играем мы за персонажа-специалиста, а не зеленого новобранца, легче от этого не становится. Первое, чем удивляет ArmA — реалистичной симуляцией стрельбы. Это не Call of Duty, где можно зажать из автомата в режиме бега и безошибочно всадить каждый патрон в тушку противника. И не Battlefield, где пробежал стометровку, остановился и всадил хедшоты трем врагам. В ArmA неподготовленный к испытаниям геймер будет страдать.

Почему страдать? Ответ простой — на точность стрельбы здесь влияют сразу несколько факторов, которые порой не позволяют убивать врагов даже в упор. Сейчас расскажу подробнее. Если ваш персонаж будет свежим и здоровым, для прицельной стрельбы по врагу на расстоянии более пятидесяти метров нужно будет как минимум присесть на колено, затем навести прицел, подержать его несколько секунд и аккуратно стрелять одиночными патронами. И тогда есть шанс, что хотя бы три из пяти пуль попадут в нужную точку. На расстоянии свыше 100 метров стрельба очень неточная даже в идеальных условиях.


По пути встречается живность — кроме зайцев видел еще змей и коз

А теперь представьте, что ваше виртуальное воплощение пробежало триста метров до нужной точки, да еще и по дороге получило пару пуль в бочину — насколько ухудшится меткость? У меня не раз были случаи, когда тратил целый магазин при стрельбе с пятнадцати метров в израненном и измотанном состоянии, но все пули летели хрен знает куда. Приходилось подбегать ко врагу вплотную. А ведь это почти невозможно, если сложность стоит не на минимальном уровне.

Итак, стрельба зависит от выносливости, физического здоровья и выдержки. Ситуацию в бою спасают аптечки, которые позволяют за несколько секунд улучшить состояние и продолжить бой. От усталости поможет только отдых у ближайшего куста. Ну а меткость придется тренировать в течение долгих часов, потому что разброс тут очень сильно отличается от всех мультиплеерных шутеров, в которые мне доводилось играть.


Одна из миссий по перемещению пешком через весь остров :)

Второе удивление возникло после того, как я понял концепцию прохождения. Это в казуальных стрелялках тебя высаживают из вертолета сразу на место действия, позволяют расстреливать врагов, словно в тире, а затем экран загрузки переносит к следующей миссии. В ArmA 3 вы начнете на базе своего подразделения, а затем пешком претесь через весь остров, чтобы занять первую позицию, затем, если переживете первую перестрелку с врагом, отправитесь еще на одну пяти-десятиминутную пробежку. И так по всем точкам, которые необходимо зачистить или разведать (задания разнообразны, скучными их не назову). В итоге, прохождение состоит процентов на 80 из беготни по полям и лесам, на 10 из стрельбы и еще на 10 из кат-сцен и монологов начальства по рации. И самое обидное, если забудешь сделать сейв и погибнешь от шальной вражеской пули после длительного марафона, придется бежать заново.

Ну и стоит упомянуть ботов, от которых очень много проблем. Вне зависимости от уровня сложности они умеют тупить и пользуются этим навыком. Нередко возникают ситуации, когда половина ботов отстреливается, а другая половина смотрит в никуда и ничего не делает. Но обольщаться не стоит, потому что эти искусственные гады могут убить из пистолета на расстоянии километра. Преувеличиваю, конечно, они будут использовать винтовки, но смысл тот же. В открытую бегать перед их лицом не стоит даже на минимальной сложности, пристрелят без проблем. Тем более, что погибнуть тут можно даже от одной удачно пойманной пули. Короче, реализм.


Расчелененки нет, но трупы врагов и товарищей выглядят пугающе

Мультиплеер

В мультиплеере все совершенно иначе. Там есть несколько режимов, от кооперативных кампаний до PvP-заруб. В кооперативе можно проходить подобие одиночных миссий — вместе веселее, да и тактики можно придумывать. В PvP игроки делятся на несколько сторон и пытаются захватить точки противника, придумывая гениальные планы штурма и обороны. А еще есть сервера с модификациями вроде RP (Role Play), где каждый участник отыгрывает определенную роль. В отличие от обычных PvP, там особых военных действий нет, все стараются жить мирно и взаимодействовать друг с другом иными способами — общаться, торговать, создавать альянсы и банды и т.д. Можно играть за полицейского, официанта, наркоторговца, кого угодно. Единственное требование — соблюдать правила RP и не чудить :)

Графика и оптимизация

Графически здесь доминирует реалистичный минимализм (если это можно так назвать). С современными проектами даже сравнивать не стоит, полигонов слишком мало и текстурки так себе. Но симулятору красивая внешность и не нужна, в нем главное — идеально переданные условия местности и различимые в бою спецэффекты. Вы будете не любоваться природой, а вычислять противника и выживать, стараясь сохранить побольше патронов в запасе и лишний раз не высовываясь на открытую местность. Но и уродливой графику тоже не назовешь — оне не бесит, не щиплет глаза мылом и под некоторыми ракурсами даже привлекает.


А вот и реалии войны — раненные в лагере после внезапного нападения противника

А вот оптимизация подкачала. Забавно, что в Steam до сих пор стоят системные требования, согласно которым игра на максималках взлетит на не самом мощном компьютере 2013 года. На деле она до сих пор напрягает топовые системы и не выдает стабильные 60 FPS. Вернее, не напрягает, а не умеет использовать все ресурсы — у меня, например, процессор был загружен лишь наполовину, даже на минимальных настройках графики. И это самая большая проблема движка, о которой я обещал рассказать в начале. На релизе ситуация была еще хуже, патчи исправили большинство проблем. Но общая оптимизация все еще находится на недостаточном уровне. А уж когда я расскажу о дополнении Contact, вы вообще обалдеете.


Показать все мультимедиа

Продолжение знаменитой серии тактических шутеров. После нескольких лет сражений с армиями неких восточных государств, войска НАТО в Европе оказались на грани поражения. Под угрозой быть вытесненными с материка генералы прибегают к отчаянной мере — совершить рейд на затерянный островок в Средиземном море, где располагается неизвестный сверхсекретный объект. Но враги раскрывают их замыслы, и уничтожают всю группу посланных на задание диверсантов. Всех, кроме одного. Капитан Скотт Миллер оказывается один на берегу враждебного острова. Игра позволит нам пройти путь от одинокой жертвы до командира военного отряда, а захватывающий сюжет предложит несколько вариантов концовок. На этот раз действие будет происходить не на вымышленной территории, а на острове, созданном с использованием реальных географических данных. Также разработчики обещают радикальное улучшение движка, продвинутую физику и анимацию с поддержкой PhysX, кооператив и мультиплеер. Как всегда, нам предложат огромный выбор оружия и техники, но в основном мы будем бегать на двоих. Можно будет полностью настроить свое снаряжение — начиная от униформы и заканчивая набором патронов для оружия.

Operation Flashpoint — больше, чем просто игра. Многие из нас прятались от прочесывающих лес русских десантников, а потом командовали отрядом спецназа США, уничтожая противника под покровом ночи; вместе с партизанами жгли вражеские танки, защищая ставшую родной Ноговию. Прошло уже больше 10 лет, но мы до сих пор храним в душе слова благодарности Bohemia Interactive за ни с чем не сравнимые ощущения участия в настоящей войне.

Потом были разлад разработчиков с издателем, смена названия, но не духа игры — выход Armed Assault и ArmA 2. Летом прошлого года «выстрелила» DayZ, однако Черноруссия по-прежнему оставалась не только «песочницей» с мертвяками, но и масштабным полем боя двух сверхдержав и полигоном для воплощения в жизнь собственных задумок с помощью мощного редактора, что превращал творение чешских программистов в увлекательный конструктор, позволяющий соорудить собственную миссию, ролик или даже игру (и не только про зомби).

Arma 3

Знаем мы и другую сторону этой медали, о которой так любят судачить знакомые с серией лишь поверхностно. В продуктах BIS уже давно воспринимается как должное далеко не лучшая оптимизация, из-за которой каждая часть серии на момент выхода могла уложить на лопатки любой топовый компьютер. Привычны ошибки и баги, зачастую весьма нелепые и даже забавные; искусственный интеллект противников, удивляющих своим нелогичным поведением; и множество других подводных камней, сводивших на нет удовольствие от игры для тех, кто не обладает железными нервами.

Мечты сбываются?

На самом деле, список претензий и пожеланий разработчикам от фанатов серии OFP/Arma известен довольно давно. Нам много не надо: пофиксить баги, повысить производительность (особенно в сетевой игре), сделать, наконец, вменяемое управление и проработанную систему повреждений техники, расширить возможности моддинга, в частности в плане создания собственных карт. «Крутой графон» никто не просил — здесь нужны реалистичные графика и звук, а не голливудская картинка с красочными взрывами и сочным бабаханьем в наушниках. «Голливуд» комьюнити в состоянии устроить само — были бы инструменты для этого.

Казалось, так и будет. Bohemia вроде бы взялась за ум — ранней весной было объявлено о начале альфа-теста Arma 3, тогда же стало известно о полной интеграции игры в Steam. Исправление ошибок до релиза, а не после — заметный шаг вперед для серии, известной в том числе и тем, что сразу после приобретения очередной части можно было забыть о ней на несколько месяцев, пока разработчики в поте лица не наклепают парочку патчей, приводящих игру в пригодный для использования вид.

Работа над ошибками

Когда появилась первая альфа-версия, восторгу не было предела: все были готовы к тому, что ошибки никуда не денутся, но на то оно и тестирование, чтобы их вычислять и исправлять. А вот нововведений хватало, и почти все они настраивали на оптимистический лад. Самыми заметными стали графические улучшения. Картинка радует глаз, и — о чудо — производительность наконец-то выросла. Доходило до смешного — при сходных настройках видео на одной и той же конфигурации и при заметно худшей графике ArmA 2 выдавала меньшее количество кадров в секунду по сравнению с третьей частью. Звуковое сопровождение тоже не подкачало: наконец-то выстрелы и взрывы звучали так, что вовсе не обязательно было дожидаться модов, заменяющих саунд-библиотеку почти полностью. Вечерняя гроза над греческим островом — потрясающее зрелище не в последнюю очередь благодаря тому, что облака и тучи выглядят совсем по-настоящему.

Arma 3

Альтис огромен. В полной мере оценить его масштабы можно только с высоты птичьего полета.

Острова в Arma 3 — отдельная песня. Сотни квадратных километров пространства, с любовью (это заметно) созданные чехами, без намека на «копипасту» или халтуру. Небольшие деревеньки и городки, храмы и часовни, леса, поля, реки и озера, античные руины и современные ветряные электростанции… А ведь есть еще целый мир, сокрытый от обычного наблюдателя, — подводный, который тоже таит немало секретов. По Альтису интересно путешествовать просто так, изучать его, отыскивать места, откуда открывается особо красивый вид на остров. Немаловажное отличие от предыдущих частей: в большинство зданий можно зайти — правда, их интерьер небогат, но таков неизбежный компромисс между красотой и производительностью.

Учли и жалобы общественности на «деревянное» управление персонажем. Цепляние за стены стволом автомата, непредсказуемое поведение камеры при занятии нестандартных положений — это, конечно, «прямо как в жизни», но не всегда удобно. Тут, судя по всему, далеко не последнюю роль сыграл фидбек от фанатов DayZ, озолотивших BIS в прошлом году, — «старички» OFP никаких особых претензий к данному аспекту игры не предъявляли. Некоторые даже считали это еще одним признаком реализма, поставленного во главу угла во всей серии. Теперь же управлять бойцом заметно приятнее, ближний бой представляет собой обычный динамичный шутер, а не битву неуклюжих буратин, цепляющихся за все подряд выступающими частями тела.

Еще один большой подарок достался любителям «тактикула», желающим почувствовать себя настоящими спецназовцами с кучей различных примочек, умеющими извернуться по-хитрому для ведения огня из неудобного положения. Если раньше каждый боец мог лишь стоять, сидеть, лежать и наклоняться вправо-влево, то теперь количество поз и анимаций увеличилось в несколько раз: плавные наклоны в стороны, перекладывание оружия в другую руку, несколько разных положений лежа и сидя. А еще солдат наконец-то научили бросать гранаты по-человечески, без застреваний снаряда в дереве, окне или вообще где-нибудь под ногами своего хозяина.

В Arma 3 используется модульная система снаряжения: можно снимать и надевать одежду и бронежилеты, наряжая тушку своего солдата как душе угодно. Точно так же теперь «кастомизируется» и оружие: на автомат можно нацепить подствольный гранатомет, сменить прицел на трофейный, подключить тактический фонарь… Вместо привычного по предыдущим играм серии рядового солдата со стандартным вооружением мы получили профессионального бойца, снаряженного по последнему слову военной науки и техники.

Arma 3

Вопреки опасениям, стрельбу не «оказуалили». Попасть в кого-то, будучи раненым, — довольно непростая задачка.

20 лет спустя

Такой подход не случаен: сюжет третьей части повествует о вымышленном противостоянии войск НАТО и армии Ирана, разворачивающемся на греческих островах в 2035-м году. Разработчики, тесно взаимодействующие с министерствами обороны нескольких стран (BIS производит и армейские симуляторы-тренажеры), небезосновательно считают, что в будущем побеждать будет тот, кто обеспечит свою армию современным высокотехнологичным оружием.

Сколько споров по поводу сеттинга Arma 3 было, есть и будет — не счесть. И правда, для подобного проекта, главного и чуть ли не единственного оплота реализма в видеоиграх, удариться в футуризм (пусть и ближнего прицела) — весьма и весьма спорное решение. Вымышленная военная техника и новейшее на данный момент, пока существующее лишь в качестве опытных образцов вооружение — все это воспринимается как еще один шаг (после приведения управления к более аркадному виду) в сторону обычных боевиков, чьи авторы не сильно заморачиваются по поводу соответствия своих творений реальности.

Как ни странно, ничего страшного здесь нет, как бы ни ворчали «олдфаги». Подобный сюжет поможет привлечь более широкую аудиторию, которой приелся современный сеттинг; да и самой BIS уже, наверное, хватит в очередной раз паразитировать на одной и той же теме противостояния США и СССР/России. Тем более что в свете последних событий смертельная схватка между НАТО и Ираном в Средиземноморье выглядит не так уж и фантастично.

Что до адептов ржавых «калашей» и любителей почувствовать себя в гуще какого-нибудь реального военного конфликта, то им стоит беспокоиться лишь об одном — когда выйдут моды, добавляющие те самые «калаши», новые карты и технику. Комьюнити игр BIS — одно из самых щедрых на модификации, благо мощный редактор еще со времен OFP остается одной из визитных карточек серии.

Спустя считанные дни после выхода первой альфа-версии в открытом доступе стали появляться моды — большие и маленькие, от переноса контента из второй части до добавления какого-нибудь «ствола», слепленного забавы ради. Редактор миссий стал заметно удобнее и доброжелательнее к новичкам: есть встроенная панель отладки, просмотрщик анимаций, продвинутые настройки камеры и специальный инструмент для создания красивых снимков экрана (постановочные скриншоты ArmA 2, по качеству напоминающие стоп-кадры из фильма, наверное, знакомы многим).

Arma 3

С помощью редактора можно с легкостью устроить ночной артобстрел города. Красивое зрелище; жаль, что пока чем-то другим, кроме подобных баловств, заняться в игре нечем.

Наконец, BIS обзавелась полноценной поддержкой Steam Workshop, что позволяет искать и устанавливать пользовательские сценарии, не выходя из игры, что удобнее, чем искать их в Интернете, скачивать, скидывать в определенную папку… Теперь все это делается буквально в два клика, а выбирать есть из чего — количество собранных своими руками миссий в мастерской Steam почти достигло двух тысяч и постоянно растет.

Так что все будет — поддержка модификаций в Arma 3 на высоте, остается лишь подождать, когда разработчики модов окончательно переключат свое внимание с предыдущей игры на новинку.

На те же грабли

Еще не приторно от похвал? Думаете, чехи наконец-то сделали конфетку, избавившись от привычных костылей и недоработок? Не тут-то было! Bohemia осталась верна традициям, приготовив парочку ударов под дых, сбивающих на землю воспарившие было в небеса мечты фанатов.

Начнем с того, что бета-тестирование, шедшее несколько месяцев, не помогло избавиться от багов полностью. Их по-прежнему хватает, и они по-прежнему остаются серьезным препятствием для комфортной игры, причем многие недоработки знакомы еще с OFP. Например, движок хоть и обзавелся поддержкой PhysX — есть рэгдолл, дым, разгоняемый ветром или винтами вертолета, — но нелепые прыжки многотонных танков от наезда на небольшой камешек никуда не делись. Боты ведут себя неоднозначно — иногда дают жару и воюют более-менее толково, что не мешает им время от времени впадать в ступор, спокойно наблюдая за тем, как их товарищей методично отстреливают.

Ладно, с багами разработчики рано или поздно справятся, к этому все уже привыкли и приняли как данность. А вот вторая затрещина куда серьезнее: в Arma 3 нет кампании. BIS не успела сделать ее к релизу и обещает выпустить в качестве бесплатных DLC по мере создания. Всего таких дополнений будет три, первое выйдет в октябре. Ждать недолго, да, но мы-то хотим играть сейчас! А пока в Arma 3 только одиночные миссии, редактор и сетевые сражения. Впрочем, насчет последних можете не обольщаться — если с производительностью в «сингле» все нормально, то в мультиплеере FPS может упасть в несколько раз в зависимости от сервера.

Если учесть, что контента в Arma 3 — кот наплакал (здесь всего один самолет, с остальной техникой не лучше), возникает ощущение, что вместо релиза нам подсунули очередной патч для бета-версии. А полноценной игру можно будет назвать еще нескоро, в лучшем случае — спустя полгода после выхода, когда авторы доделают кампанию, подкрутят производительность, поправят баги. Впрочем, так всегда и было…

Одиночные миссии от разработчиков проходятся довольно бодро и оставляют надежду на интересную кампанию.

Arma 3 оставляет неоднозначное впечатление. Во многом это большой шаг вперед для серии, но есть моменты, в которых BIS продолжает топтаться на месте, будто не замечая собственных ошибок. Правда, если грядущий «сингл» окажется хотя бы вполовину таким интересным, какой была кампания в Operation Flashpoint, а парк военной техники и вооружения будет регулярно пополняться новыми образцами, то можно будет забыть не лучший старт. Зная чехов, которые, надо отдать им должное, работают над своими играми до последнего, высокую оценку мы ставим авансом, несмотря на то что вопросов к разработчикам хватает. Надеемся, авторы возьмутся за ум.

А если нет… Все равно придется «понять и простить» и воевать на греческих островах дальше. ArmA 2 постепенно уходит в прошлое, а альтернатив в жанре по-прежнему не найти.

Плюсы: великолепные острова; красивая графика и звук; управление персонажем наконец-то стало удобным; «кастомизация» снаряжения и оружия; мощный редактор и поддержка модификаций.
Минусы: нет кампании; ужасная оптимизация в сетевой игре; неприлично малое количество техники.

Жанр боевика уютнее всего себя чувствует на фоне войны, но далеко не каждому шутеру по силам воссоздать истинные боевые условия. В большинстве случаев наш уберзольдатен давит железной пятой орды болванов, изредка укрываясь за вездесущими ящиками — чтобы раны затянулись и сошли ожоги. И если в этот момент волшебным манипулятором извлечь игрока из такого вот современного «эге-гей!»-боевика и внедрить его в Arma 3, он рискует повредиться в уме.

Arma 3 — один из последних беспощадных военных симуляторов, которые чхали на законы геймдизайна и признают только нашу с вами реальность со всеми ее изъянами.

Только в самой своей основе геймплей Arma 3 отвечает требованиям современного рынка (то есть тут наличествуют вооруженный протагонист, враги и пушки). Все, что простирается за пределы базовой модели, — сплошной кошмар маркетолога.

Как и в прошлых «Армах», нас выгружают на некий выдуманный остров; на сей раз это Альтис — клочок греческой земли в Средиземном море. Здесь будут сражаться силы НАТО и могучая армия Ирана (за что в Исламской Республике игру уже успели запретить).

Arma 3

Впрочем, сражаться будут именно силы и армии, а солдаты. солдаты будут творить все что угодно, кроме привычных рядовому игроку перестрелок. Вместо них — утомительные марш-броски (от тяжелого дыхания героя становится душно), штурмы деревень ползком на брюхе в траве, натужные поиски хотя бы силуэта врага и редкие выстрелы в сторону, где он гипотетически расположился. Вдохновляет?

А должно вдохновлять. Такие телодвижения куда больше напоминают настоящий бой, долгий, изнурительный и смертельно опасный. Не утерпел, высунул голову из-за куста — и проглотил немой упрек, доставленный вражеской пулей. Положим, одно попадание вы выдержите и даже сами перевяжете рану, но второе и третье станут путевкой в мир иной (к последнему сохранению).

Arma 3

На наше счастье, война предполагает применение несметного количества техники, оружия и тактик боя. Разумеется, есть и уйма средств передвижения: броневики, вертолеты, танки, квадроциклы и даже гражданские автомобили. И ездить вроде как веселее, чем на своих двоих наматывать бесконечные километры, но как только обстоятельства не оставят выбора (а рано или поздно это случится), придется упасть в траву, зацепиться взглядом за мушку и уповать на случай. Будьте осторожны — десятиминутная поездка до линии фронта не стоит того, чтобы умереть от случайного попадания.

Arma 3

Прежде чем браться за Arma 3, строго необходимо решить для себя: «А мне-то оно надо? По мне ли игра, которая совсем уже не игра?» Употреблять «Арму» через силу — занятие неблагодарное и мучительное.

Хотя Bohemia весьма заботливы и прилежны, их фокусы с «поэтапным» выпуском не вызывают большой радости. Будто продали комплект шахмат без полного комплекта фигур, с одними пешками. Сюжетной кампании на старте Arma 3 нет (появится много позже, в виде бесплатного DLC). Одиночных миссий тоже нет. Всюду сквозит тонкий намек: «Товарищи поклонники, вы же такие молодцы, сделайте все сами!» И ведь делали, делают и будут делать.

Arma 3

Зайдя в игру, вы обнаружите множество серверов, и большинство забиты до отказа. Где-то режим игры не шибко выдающийся: выбери оружие, прикупи оборудование — и вперед, к славе. Базы, знаете ли, сами себя не захватят. Другое дело — модификации, которых уже сейчас немало. Например, ролевая надстройка, где нужно разживаться провизией и питьем. Как мы знаем, любительское творчество ARMA имеет привычку вырастать в самостоятельные проекты — настолько там все бывает хорошо.

Arma 3

Но сетевые забавы спустят шкуру гораздо быстрее потасовок с ботами (они пока присутствуют только в виде демонстраций, эдакой BDSM-версии обучающих миссий). Просторы Альтиса — настоящая Империя Кемперов, причем совершенно законная: игровой процесс располагает к скрытности как ничто другое. Даже самое осторожное передвижение может закончиться в самый неожиданный момент: как правило, одним выстрелом. Опять же если вы к такому не готовы, то лучше и не притрагиваться. Нервы целее будут.

Еще не известно, уцелел ли тот ломтик стратегии (строительство базы и раздача глобальных приказов), что был в сюжетной кампании Arma 2, но управление отдельно взятым отрядом никуда не делось. Если вам досталась роль командира, компьютерных напарников можно наставить на путь истинный: встать туда, целиться сюда, присесть или лечь. Но игра в прапорщика — дело неблагодарное по ряду причин.

Arma 3

Первая — интерфейс. Из какого гримуара по черной магии Bohemia Interactive достали способы управления, одному черту известно. Действие — по нажатии на колесико мыши (да еще прокрутить потом), смена положения тела размазана по нескольким кнопкам, запросы по рации вообще логике не подчиняются. Сплошь контекстные меню да списки. Первобытный хаос. Пока вы пересядете с водительского сиденья на место стрелка, вашу бронированную колымагу три раза взорвут и дважды скатят с горки в море.

В области «менеджмента», понятное дело, все так же скверно.

Вторая проблема — сбои ИИ. В целом, мозги у солдат на месте: если мы ими не командуем, болванчики бодро барахтаются в растительности и неплохо стреляют. Но если роль начальника отвели нам, напарники всеми силами саботируют операцию. Например, при выборе позиции «ошибаются» на несколько метров: вроде приказ был — занять пост у окна, а черта с два! Ренегаты сбиваются кучей в углу и притворяются радаром — синхронно, как пловчихи, поворачиваются вслед за невидимым врагом. Тоже польза, конечно, но не в пыльном же глухом коридоре!

Arma 3

Кроме того, реакция компьютерных соратников на триггеры непредсказуема, как поведение субатомных частиц. Надо срочно занять холм и эвакуироваться на вертолете, но весь отряд почему-то ходит кругами у подножия, а пулеметчик исполняет некий танец вприсядку. Такие молодчики запросто угробят вам задание (хотя таковых сейчас немного — обучение да стрельбище), особенно если их заклинило до автосохранения.

Зато любоваться пляшущими в истерике идиотами можно без судорог глазного нерва. Внешне «Арма» похорошела и встала почти в один ряд с современными шутерами: всякие эффекты со светом, тени, красивые травинки и безупречное небо. На скриншотах, правда, всего этого великолепия не увидеть. Жаль.

Легко противопоставлять Arma 3 нынешним шутерам и считать его исключительность само собой разумеющейся, но от правды не убежишь. Никакого терпения не хватит, если вы ожидаете стандартного «фана» и динамичных смертоубийств. Несмотря на солидный перечень второстепенных занятий, основа игры удручающе неповоротлива и тяжела.

Тем и хороша — впечатления от «Армы» совершенно другого сорта, гораздо более тонкие и специфические, чем от простого боевика. Здесь придется много думать, осторожничать, двигаться вместе с товарищами и не выбиваться из строя, беречь скудное снаряжение и грамотно его расходовать. Желательно в компании живых людей, а не ботов.

Читайте также: