Anno 1404 обзор

Обновлено: 03.07.2024

До этой игры я ни разу в экономические стратегии не играл. Я больше любил побегать пострелять в какой нибудь квейк, или в Need for speed погонять.
Но как то раз появилась мысль, что неплохо бы открыть для себя мир какой нибудь необычной игрушки. Только мыслью она и осталась, ведь выходили достаточно крутые игры, да и времени особо «пробовать» не было.
Так бы и не знал я подобный игр, пока не наступил 2010-й год с его хорошими, но дюже короткими играми.
Выбор был не велик, и глаз мой упал на золотое издание Анно.

Игра: Anno 1404
Жанр: экономическая стратегия в реальном времени.
Год выхода: 2009

Часть 1: первый запуск игры.
Сразу отметим: у игры качественное и красивое оформление. Глаз радуют «живые» картины (сразу вспомнились коридоры Хогвардса), которые сопровождаются спокойным музыкальным фоном. Даже полоса загрузки слегка удивляет: на ней то и дело проскакивают надписи: «взбитие облаков» или «заполнение океанов».
Уже начинаю с меню, игра погружает нас во вселенную Анно, из которой просто так вырваться не удастся.
Сам игровой процесс дружелюбен к игроку. Нас не бросают сразу в бой, дают слегка освоиться с азами. Правда играть вы всё равно начнете не скоро, потому что будете любоваться красивой графикой игры.

Дизайнеры постарались на славу, рисуя этот мир. Чертовски красивая вода, блики солнца на волнах, на узких улочках снуют прохожие, в лесу куда-то бегут лисички. Райский уголок. И мы, начинающие игроки, строим здания, кормим селян в нашей маленькой деревушке и помогаем строить собор нашему гиду в игровом мире: Лорду Ричарду Норбергу. Начиная с малого, наше поселение растёт. Ничто не предвещает беды (это я не про сюжет), и мы всё дальше и дальше осваиваем игру.

Часть 3: а ещё здесь есть сюжет.
Да, а ведь тут и сюжет есть! Конечно, не Война и Мир, но повод строить и воевать дают неплохой. И в каждой главе вам буду ставить как основные задачи, так и побочные, параллельно с рассказыванием предугадываемой истории обучая вас игре (вы будете учить игру по принципу выучивания таблицы умножения: соль умножить на кожу — одежда). Собственно отсюда и берутся однотипные задания: «построй конопляные поля и фабрику канатов».
Сам сюжет я спойлерить не хочу, но поверьте, приключение вас ждет знатное, даже если вы предугадаете его часть.
Хотя и здесь есть минус. В конце игры появляется статистика с пройденными вами заданиями. И часто вы будете видеть задачи, которые даже не получали. Как до них добраться остается загадкой и при втором прохождении.

А если вам не хочется развиваться по сюжету, вы всегда можете включить любой из сценариев, так заботливо составленных разработчиками. И даже там вы будете слышать голоса полюбившихся вам персонажей.

Стоит сказать о звуке: озвучка в этой игре прекрасная. И даже в локализованной версии не хочется плеваться от голосов актеров. Наоборот, достаточно приятно слушать просьбы ваших сподручных.

Эпилог.
Если вам хочется отдохнуть от ратных подвигов, отложить в сторону бластер, меч и дробовик: милости просим в эту милую игру.
Графика в этой игре отличная, музыка и звуки на высоте, игровой процесс разнообразный, управление удобное. Что ещё нужно, чтобы, придя уставшим с … работы, тусы, прогулки, спортзала даже… отдохнуть душой и телом?

П.С. Особым мастерством делать скриншоты я не обладаю, посему советую в гугле поискать Анно 1404, и вы увидите кучу красивых скринов, полностью отражающих графику игры.

В 2020 году смешно вспоминать, что были времена, когда Ubisoft уважали. Но такие времена были. В конце нулевых годов, Ubisoft была одной из моих любимых студий. Вот закончилась серия Prince of Persia, вот восходит звезда Assassin's Creed. Скоро выйдет Far Cry 3. Неплохо развивает Ubisoft и дочерние проекты — не так давно вышли Heroes of M&M 5, Dark Messiah of M&M, Settlers 7. Среди этих игр — Anno 1404, экономический city-builder немецкого стиля, до сих пор считающийся одним из лучших в серии.

Что это за жанр?

Экономические симуляторы немецкой школы — достаточно нишевые игры. Из заметных в них есть лишь две серии-мастодонта: Settlers и Anno.

В чем суть? Игры этого жанра построены вокруг так называемых «цепочек производства». Рассмотрим классический пример. Когда в условных Казаках, Age of Empires, Empire Earth или другой RTS вы хотите получить еду, все достаточно просто. Вы строите ферму, отправляете туда рабочего и вуаля, еда начинает капать в казну. Но в экономических симуляторах все не так.

Допустим, вам нужен хлеб. Вы создаете поля, и с них вы собираете… пшеницу, а не хлеб. Но пшеницу есть нельзя. Поэтому вы строите мельницу. Мельница перемалывает пшеницу в муку, а затем отправляет в построенную вами же пекарню. И вот уже из пекарни ваши люди получают хлеб.

На первый взгляд может показаться глупо и запутанно. Зачем тратить столько сил и времени? Ведь есть же место условностям в играх. Когда заниматься другими вещами — войной, например? Но в любом экономическом симуляторе именно экономика, а не война, стоит во главе угла. Если вы ищете динамических сражений с подбором разных составов войск, как в SC2 или WC3, то здесь вы их не найдете. Эта игра — про медленное и медитативное строительство вашего поселения. Вы строите одну цепочку, другую, а вот их уже десяток. И удовольствие в этой игре приносит не факт вашей победы над ИИ. Удовольствие приносит спокойный геймплей, где вы шаг за шагом, медленно, но уверено развиваете свой город и экономику.

Концепция

Основа почти любой игры серии Anno следующая: вы и несколько других игроков оказываетесь посреди архипелага. Каждый остров различается размерами и ресурсами. Вы строите на одном из остров поселение и начинаете его развивать. Но со временем вы упираетесь в потолок: вы не можете производить все нужное вашим людям на одном острове. Поэтому вы колонизируете второй, третий и так далее. На новых островах вы строите новые производственные мощности и создаете все более разнообразные товары. Также вы создаете мощный флот, чтобы перевозить товары между островами и держать конкурентов в узде. Так, шаг за шагом, вы строите на главном острове метрополию и вытесняете врагов из региона.

Фишкой Anno 1404 стала тема контактов средневековых Европы и Востока. Действие происходит в некой параллельной реальности, очень похожей на нашу. Европейский император хочет установить торговые контакты с арабами, и отправляет в пограничный морской регион своего кузена, лорда Нортбeрга. Он и становится проводником игрока в регионе. Под его руководством игрок отправляется с подарками на юг, где знакомится с Аль Захиром — великим визирем султана. В благодарность за подарки визирь предоставляет игроку чертежи арабских зданий. Имея чертежи, игрок может построить арабский город, не уступающий его европейской метрополии.

Оболочка игры

Anno 1404 обладает достаточно приятной графикой для своего 2008 года. На города приятно смотреть даже сегодня. Усиливает впечатление хорошо подобранная гамма и стилистика. Даже в вышедшей в 2015 году Heroes of M&M 7 использовались некоторые модельки из этой игры. Не знаю правда, это плюс Anno или минус Heroes 7, но всё же.


Скриншот взят из сообщества игры в Steam

Звук в игре тоже неплохо проработан. Саундтрек длиной почти в 4 часа звучит спокойно, хотя есть место и боевым мелодиям.

Каких-либо нареканий на оптимизацию ни у меня, ни у обзоров стима нет.

А вот минус, который стоит отметить, это странная ситуация с русской озвучкой в Steam версии игры. С релизом обновленного издания было добавлено несколько новых языков, в том числе русский. Но пользователи жаловались, что он и другие новые локализации не работали. Более новые обзоры упоминают, что баг с переводами был исправлен, но конкретных отзывов от русских игроков я не видел. Впрочем, на сами-знаете-каких сайтах спокойно лежат образы вполне себе официальной русской версии игры.

Геймплей

Давайте вместе пройдемся через несколько основных этапов любой партии Anno, чтобы вы могли оценить, с чем имеете дело. Сразу отмечу, что партии в серии Anno долгие — на одну игру можно потратить 30-40 часов. Но не думайте, что игра затянута — ведь она берет не действием, а приятным провождением времени. Можно сравнить её с другими градостроителями вроде SimCity или Cities Skylines. Тут то же самое — важен не результат, а сам процесс.

Первый остров и крестьяне

В рамках классического начала вы и ваши соперники имеете лишь флагманский корабль. На нем есть немного строительных материалов и еды для ваших будущих поселенцев. Все вы стартуете возле острова лорда Нортберга на севере карты.

Немного поплавав по окрестностям, вы находите остров побольше и селитесь на нем. Заселение происходит через постройку своей конторы на берегу острова. С этого момента остров ваш, и вы можете строить на нем здания в зоне своего влияния. Но будьте осторожны — враги могут заселиться на ваши острова, как и вы на их.

Первое, что стоит сделать после заселения — начать производить стройматериалы, а именно дерево. Для этого нужны лесопилки. Но вам также нужно место, чтобы доставлять ресурсы — склад. Склад также создает вокруг себя зону вашего контроля, где вы можете строить здания, а враги не могут. Построив лесопилки и рядом с ними склад, соедините их дорогой, чтобы работники могли доставлять ресурсы. Всё, теперь у вас есть стабильный приток леса для строительства.


Лесопилки обеспечат бесперебойные поставки дров для ваших нужд

Далее, вы приступите к постройке города. Для этого строите городскую площадь, вокруг неё тыкаете домиков и соединяете их с площадью дорогой. Это удовлетворит потребность ваших жителей в общении, и в дома начнут заселяться крестьяне. Следующая их базовая потребность — еда, а точнее рыба. Поэтому вы строите пару рыбацких хижин возле своей конторы и соединяете их дорогой. Рыбаки тут же начнут доставлять на ваши склады рыбу.

Общение и еда — базовые потребности крестьян. Если это у вас есть, новые жители будут приезжать в ваш город и селиться в пустых домах.

А зачем вообще эти люди? Люди платят деньги. Больше людей — больше денег. Деньги тратятся как на постройку зданий и кораблей, так и на их содержание. Более того, увеличивая свое население, вы открываете новые здания. Отмечу, что в Anno 1404 люди не работают на предприятиях. Понятия рабочей силы нет, и ваши предприятия будут работать даже если на острове нет ни единого дома.

Поселив у себя немного новых людей, вы откроете новую потребность — сидр. Здесь уже подход немного сложнее — недостаточно просто построить сидроварню. Рядом с ней нужно также разместить сады, в которых будут расти яблони. Следом за сидром вы откроете возможность строить церковь. Она удовлетворит потребность ваших селян в вере, если вы соедините её с домами дорогой.


Где минуту назад был лес, теперь цветут яблоневые сады

Горожане и путешествие на восток

Как только в каком-то доме у селян будут удовлетворены как базовые потребности (общение и рыба), так и продвинутые (сидр и вера), вы сможете улучшить их до горожан. Горожане — следующая веха развития вашего города. Всего таких уровней 4: крестьяне, горожане, купцы и дворяне. Каждый новый уровень населения открывает новые здания, новые потребности и дает больше денег.

Стоит в городе появиться горожанам, как они затребуют от вас новых товаров. Они захотят, чтобы вы одели их в пеньковую одежду, а в рацион добавили пряности.

Создание одежды потребует от вас налаживания более сложной производственной цепочки. Вам будет необходимо построить фермы конопли и рассадить вокруг поля. Затем, полученную коноплю необходимо будет на ткацких мастерских превратить в одежду. Одежда — не единственное применение конопли (если вы понимаете, о чем я). Из неё также создаются канаты для кораблей.

Первая проблема — пряности на юге, вы на севере. Вы можете вручную перевозить их на вашем флагмане, но это долго и неудобно. Специально для этих целей в игре есть инструмент торговых путей. Создайте путь между двумя вашими островами и укажите, что хотите на юге грузить пряности, а на севере выгружать. Назначьте на путь корабль, и он сам начнет на автомате перевозить пряности за вас.

Вторая проблема — чтобы получить доступ к фермам пряностей, нужно построить арабское поселение. А кочевники, которые туда заселятся, внезапно тоже хотят чего-то. Как и жители севера, они не могут жить без общения на площади. Что хуже, у них свои вкусы в еде — они едят не рыбу, а финики. А значит, эти финики вам придется для них выращивать. Пройдет время, и за финиками пойдет козье молоко, драгоценные ковры да строительство мечетей.

Ключевой фишкой южных поселений является орошение. Большая часть южных островов покрыта пустыней. Чтобы выращивать там что-то, вам нужно строить специальные здания для орошения земли. Вот только запасы воды могут подойти к концу, и тогда придется заплатить денег за обновление запаса.


Благодаря орошению пустыня на глазах превращается в оазис

Как развивается игра дальше

Дальше — то же самое, но больше, сложнее и интереснее. Горожане превращаются в купцов и начинают требовать с вас хлеб, пиво, кожаные камзолы да книги. Кочевники же заменятся посланниками султана, которым подавай кофе да ожерелья из жемчуга. А это все означает, что вам нужны все новые и новые цепочки производства.

Более того, не все ресурсы доступны на одном острове. У вас могут расти конопля и яблоки, но не расти пшеница и травы, которые необходимы для хлеба и пива. А значит, нужно плыть на другой остров, колонизировать его и строить там поля да мельницы. Более того, под конец игры некоторые предметы нельзя создать из ресурсов только одного острова. Например, книги требуют от вас бумаги и красителя индиго. Бумагу лучше создавать на севере, ведь там больше деревьев. А вот индиго растет только на юге. Значит, нужно создавать новые и новые торговые пути, предприятия, строить верфи и закладывать корабли.

Anno 1404 — это игра в первую очередь даже не про строительство, а про оптимизацию. Несложно построить одну ферму пшеницы и поставить вокруг поля. Сложно создать на острове 20 таких ферм, пытаясь максимально эффективно использовать пространство. Ваши мысли постоянно будут искать новые способы улучшить то, что у вас уже есть. Как добывать уголь? Построить одну шахту здесь, или может построить две шахты на другом острове и возить оттуда? На каком острове выращивать свинок? Где есть место, как удобнее возить? Сколько нужно кораблей, какие маршруты создать?

Иногда ты останавливаешься на секунду и удивляешься, сколько уже сделано. Твое поселение похоже на гигантский часовой механизм, который вы строите на ходу. И он работает с неимоверной точностью. Особенно хорошо ты это чувствуешь, когда что-то ломается. Например, пираты напали на ваш корабль и потопили его. Корабль вез шёлк. В месте назначения мастерские ковроделов не смогли продолжить работу, ведь материал закончился. В итоге запасы ковров подошли к концу, и изнеженные посланники начали покидать вас. Меньше посланников — меньше денег, и вот из-за одного нападения пиратов у вас в кармане появляется существенная дыра.

Anno 1404 — игра в принципе бесконечная. Обычно вы просто сами понимаете, что достигли чего желали и начинаете новую партию. Впрочем, и в конце игры есть чем заняться — повоевать с врагами, создать город своей мечты, построить парочку внушительных монументов. Но, по крайней мере в вашей первой партии, вам скорее захочется начать заново и бросить вызов игре на более высокой сложности.

Прочие геймплейные детали

Компьютерные игроки

Хоть в Anno 1404 можно играть и совершенно одному, намного интереснее партию сделают парочка искусственных соперников. Всего их в игре десять — 3 легких, 4 средних и 3 тяжелых. Каждый из них представляет собой управляемого компьютером игрока. Как и вы, он старается колонизировать острова, развивать города и открывать новые уровни селения.


От мягкотелого Лейфа Йоргенсена и до заносчивой баронессы Констанцы — выбор в противниках имеется. На крайний случай можете попытать удачу в мультиплеере

Каждый из противников имеет свои черты характера. Им нравятся определенные ваши действия и не нравятся другие. Какие именно — зависит от конкретного оппонента. Также, в случае дружбы каждый из десяти оппонентов имеет свою уникальную цепочку квестов, которые вы можете выполнить. С ИИ в игре можно как воевать, так и дружить. В случае войны враги ответят с помощью своего флота и войска, в случае дружбы — будут торговать и давать задания. Также ИИ могут воевать между собой.

Отмечу и существенный минус — начиная с Anno 1404 ИИ хоть и изображает поведение игрока, но на самом деле играет по другим правилом. Никакая морская блокада не заставит жителей врага бунтовать и покидать город. Поэтому вам придется раскошелиться и на наземные войска или перекупку острова.

Кроме собственно противников, в игре есть ещё несколько специальных НПС. В первую очередь это три торговца — лорд Нортберг, Аль Захир и Гарибальди. С ними нельзя воевать. Зато у них всегда можно купить что-то интересное, а их флот готов торговать в ваших портах. Также есть пираты, которые по умолчанию агрессивны. Однако и с ними можно заключить мирный договор.

Морские и наземные силы

Начнем мы с флота, ибо он — ваша главная опора в Anno 1404. Корабли бывают торговые и военные. Торговые корабли хороши для массового перевоза грузов — у них много ячеек инвентаря. Военные же корабли хороши как в бою против других кораблей, так и в осаде береговых укреплений. Однако у военных кораблей обычно мало ячеек для груза, и в мирное время они сгодятся разве что на выполнение заданий от НПС.

В крайнем случае вам придется прибегать к помощи сухопутных сил. Проработаны они достаточно слабо, но большего от экономической стратегии и не ждешь. Вы строите замки, тренируете в них отряды и везете к врагу. Там они дружно воюют, рушат вражеские укрепления и склады, и в конце концов устанавливают ваш закон и порядок.

Планировка городов и чрезвычайные ситуации

По желанию, игрок может включить в игре пожары и чуму. В таком случае они время от времени будут нарушать покой вашего селения. Чтобы бороться с ними, вам нужно будет построить специальные здания — станцию пожарных и дом доктора.

Также есть ряд событий, которым игрок не может сопротивляться — например, вулканы или пылевые бури. Пылевые бури редки и случаются только на южных островах, но что-либо сделать с ними игрок не может. Вулкан — отдельная история. Если игрок включил их появление при создании карты, на карте будет несколько вулканических островов. Такие острова очень богаты ресурсами, но жизнь на них чревата очевидными проблемами.

Хоть игра и дает некоторые инструменты для планировки городов и их украшения, квадратная сетка сильно ограничивает возможности. Тем не менее, кроме полезных зданий, игроку дают немалый набор различных декоративных элементов. При желании и хорошей экономической базе игрок вполне может построить красивенький город. Есть даже специальное модульное здание — дворец. Он не несет никакой практической пользы и нужен лишь чтобы показать ваше богатство и процветание.


При желании можно забить на оптимальность и начать строить для души

Шпионаж и перекупка островов

Версии игры в Steam уже включают в себя DLC «Venice». Оно включает в себя возможность диверсий, городской совет и несколько новых кораблей.

Городской совет — способ победить противника мирным способом. Достигнув уровня купцов, вы сможете покупать места в советах островов. Совет каждого острова имеет 5 мест, причем 3 из них по умолчанию принадлежат владельцу. Покупка каждого нового места стоит денег. Если вы владеете всеми пятью местами, то можете купить вражеский остров за внушительную сумму.

Шпионаж — возможность слегка напакостить вашему противнику. Построив у себя тайную ложу, вы сможете совершать диверсии на островах противника. Последствия могут быть разными. Диверсант может отравить воду и начать вспышку чумы, может уменьшить доход и многое другое. Но будьте осторожны — враги тоже могут послать к вам шпиона. Тогда запуститься мини-квест, в ходе которого вам нужно будет визуально найти шпиона на улицах города и кликнут по нему. Если вы не поймаете его, он скроется и начнет пакостить вам. Впрочем, ваши тайные ложи запускают по улицам патрули, которые могут поймать шпиона.

Steam версия игры

Отдельный вопрос, который является плодом жадности компании Ubisoft — как купить игру. Для этого сделаем небольшую ретроперспективу. До недавнего времени Anno 1404 продавалась в Steam под другим названием — «Dawn of Discovery». Причины этого мне непонятны, но фанаты играли. Но недавно Ubisoft перевыпустила игру, в том числе в Steam под названием «Anno 1404 — history edition». Они исправили пару багов, добавили пару плюшек в управление и попросили за игру 8 долларов в моем регионе.

Понятное дело, такой подход фанатов не обрадовал. На старте были проблемы с локализацией, хотя сейчас их вроде починили. Также игроки разных версий не могут играть между собой в мультиплеер. Все это закономерно вылилось в ряд негативных обзоров.

Но мысль, которую я хочу вам донести — хоть это издание и задело старых игроков, новых оно не касается никак. Вы можете сами убедится в этом, посмотрев обзоры. Ни одного нарекания конкретно на геймплея я в них не видел. Цена тоже нареканий не вызывает

Итоги

Anno 1404 — замечательная смесь градостроителя и экономического симулятора. Вплоть до выхода в 2019 году игры «Anno 1800» она многими считалась лучшей частью серии.

Секрет игры прост — спокойный медитативный геймплей, приятная графическая и музыкальная составляющая и умеренная мозговая активность. Да, эта игра понравится не всем. Многие наверняка найдут её скучной или затянутой. Но если вы любите градостроители и не боитесь попробовать что-то новое, то взглянуть на серию Anno все таки стоит. И начать лучше именно с Anno 1404. В меру сложная, но не перегруженная, системные требования низкие, да и цена по выслуге лет уже небольшая.

Если к немецкой экономической стратегии выходит аддон под названием Venice, жди беды. The Guild 2: Venice в свое время отдали на аутсорс безвестным индусам, и игра тут же превратилась в нервный, забагованный балаган, где, что особенно трогательно, не было никакой Венеции. Вы будете смеяться, но с Anno 1404 произошла та же самая история, разве что виноваты в этом авторы оригинала, а не страна пряностей.

Напомним, Anno 1404 — первая действительно выдающаяся игра серии: с лупой, по крупицам выстраивая экономику, студия Related Designs поместила ее в сказочно красивый, размашистый средневековый мир, где одни только крыши домов и мельницы вводили вас в состояние абсолютного эстетического счастья. И главная причина, по которой на свет появилось это дополнение — вовсе не желание добавить пресловутого венецианского колориту, а попытка перевести механику в онлайн: все вердикты на оригинал звучали примерно как «все хорошо, только вот мультиплеера нет!».

В Venice мультиплеер есть, и вдруг оказалось, что Anno 1404 он не очень-то и нужен: это размеренная, очень личная стратегия, с которой связаны персональные эмоции и переживания. А здесь ее низвели до уровня низкопробного киберспортивного развлечение: перед вами постоянно стоят задачи «быстрее построить», «быстрее исследовать», «быстрее натренировать», «быстрее напасть».

Сосредоточившись на мультиплеере, авторы отработали стандартную аддон-программу вполсилы. В новых миссиях вы решаете какие-то персональные, мелочные проблемы влиятельных семей (например, нужно построить какое-то здание), и масштабной стратегией тут уже и не пахнет. Разрекламированный шпионаж не приносит никакой пользы. Построить город в стиле Венеции вам не разрешат: новых зданий, башен, ворот и прочих построек преступно мало. Наконец, и без того жадная до железа игра работает теперь еще медленнее. В общем, если в скором времени анонсируют The Settlers 7: Venice, вы знаете, чего ждать.

Сериалу Anno уже более десяти лет, за это время он стал одним из ведущих (и, пожалуй, самым живописным) в жанре экономических стратегий немецкой школы, а Anno 1404 — венец его развития. Суть с годами не поменялась: игроку нужно основать на понравившемся острове поселение и превратить его в город-сад. При этом недостаточно добывать дерево, камень и абстрактную «еду» — в игре есть множество ресурсов, разбросанных по миру, а для получения лучших товаров нужно выстраивать сложные производственные цепочки.

ПЕРЕВОД: Экономические стратегии с действительно качественным переводом попадаются редко, и Anno 1404, в отличие от предыдущей части сериала, не стала приятным исключением. Основная претензия — засилье именительного падежа («Щелчок ПКМ выбрасывает Рыба за борт»), но есть еще целый ворох мелких недочетов, от сомнительных речевых конструкций («Эйфорический горожанин») и фраз, которые попросту забыли перевести, до обычных орфографических ошибок. С другой стороны, большая часть текста все же написана довольно грамотно, к озвучке серьезных претензий нет. Жаль только, что русскоязычный релиз случился лишь спустя несколько месяцев после мирового.

Читайте также: