Amnesia a machine for pigs обзор

Обновлено: 02.07.2024

Шведы из Frictional Games не только делают отличные хорроры, но и здорово ставят их производство на поток. Их прошлый ужастик Penumbra в итоге стал трилогией, поэтому мало кто сомневался, что рано или поздно на свет появится продолжение последнего проекта Frictional Games, Amnesia: The Dark Descent. Официальный анонс игры, благодаря этому, никого не удивил. Удивило другое — работают над ней совсем не Frictional Games.

Шведы выступят в качестве издателя, а непосредственно разработкой займется независимая студия thechineseroom, авторы обласканного критикой арт-проекта Dear Esther. А еще в одной их игре, Korsakovia, человек, страдающий от потери памяти, и вовсе брался за ломик и сражался с монстрами из мрака, прямо как в «Пенумбре».

«Я люблю хоррор, а серия Penumbra в свое время стала для меня одним из источников вдохновения», — рассказывает в нашем интервью лидер студии Дэн Пинчбек. Поэтому когда сотрудники Frictional Games начали искать партнеров для разработки сиквела (а расширять собственный штат они не хотели), то практически сразу остановили свой выбор именно на thechineseroom.

Страшный Новый год

Обе студии работают в тесном сотрудничестве, поэтому не стоит ожидать от Amnesia: A Machine for Pigs каких-то кардинальных перемен в геймплее. Это по-прежнему мрачный психологический триллер, завязанный на физике, загадках и методичном исследовании темных локаций. Он вновь напомнит нам о том, что бояться нужно не монстров, а самого себя и собственного болезненного воображения. «И Amnesia, и обе наших предыдущих игры — они все о психических расстройствах, о путешествии внутри собственной больной головы. Это останется центральной темой и в A Machine for Pigs», — говорит Дэн.

Amnesia: A Machine for Pigs

Действие игры развернется в Лондоне, в самый канун нового, 1899 года. Богатый викторианский промышленник Освальд Мендус возвращается из неудачной экспедиции в Мексику, где подхватил какую-то болезнь. Сраженный лихорадкой, Освальд видит странные сны про некий ужасный механизм на службе зла. Проснувшись, он слышит грохот работающего двигателя где-то в подвале и крики собственных детей. Как позже выясняется, проспал Освальд несколько месяцев.

«Как и в оригинальной игре, здесь вы столкнетесь с ужасными тварями, но самое страшное скрывается в ваших собственных утраченных воспоминаниях», — рассказывает лидер thechineseroom.

Методы нагнетания страха останутся прежними. «Нам нравится, когда игрок находится в неведении — не знает, кто он, что его ожидает и где он находится. Это как будто вы еще не совсем проснулись и не понимаете до конца, спите или бодрствуете. Играя с ритмом и напряжением, можно заставить игрока панически бояться всего вокруг и, обливаясь холодным потом, гадать, что же скрывается там, в темноте», — подробно объясняет свой творческий метод Томас Грип, один из двух основателей Frictional Games. «Сочетание напряженного ожидания и внезапного ужаса — вот основа страха в нашей игре», — вторит ему Дэн.

Но главной изюминкой оригинала была, безусловно, психическая неустойчивость героя, который, надолго оставаясь в темноте, постепенно сходил с ума и терял над собой контроль. Беда в том, что, кроме не очень убедительных визуальных эффектов, все это не имело каких-то особых последствий для игрока. Поэтому хочется, чтобы в продолжении разработчики довели до ума именно эту часть геймплея. На прямые вопросы авторы отвечают уклончиво, но уверяют, что у Освальда тоже не все в порядке с головой, он склонен к истерии и вообще боится темноты и того, что прячется в ней.

Amnesia: A Machine for Pigs

Зато гибель игрока или его неудача в решении каких-то задач наверняка будет иметь более серьезные последствия, чем загрузка сохранения. «Мы хотели бы изменить массу вещей в оригинальной Amnesia. Например, у нас было много идей, как сделать более ощутимыми последствия неудач: я лично хотел помещать игрока в комнату пыток, где его ждали всякие испытания. Но мы не успели все это толком реализовать», — прозрачно намекает один из дизайнеров оригинала Томас Грип.

Incredible Machine

Впрочем, новые авторы собираются привнести в отработанную формулу и нечто новое. Игра должна стать еще более мрачной, даже суть названия разработчики объясняют так: «Наш мир — это машина для разделки свиней». Чего ожидать от игры, которую делают с таким настроем, мы и предположить боимся.

Amnesia: A Machine for Pigs

«События игры происходят на пороге нового века. В это самое время был технический бум, что дает нам повод использовать в игре больше всевозможных механизмов. Ну и название проекта должно вам многое сказать», — подмигивает Томас, а мы уже представляем финальную головоломку, связанную с исполинской дьявольской машиной, перемалывающей людей. «Это будет все та же Amnesia, но мы добавим некоторые новшества. Пока не можем говорить об этом подробно, но не волнуйтесь, вас ждут сюрпризы. Отвратительные сюрпризы», — недобро улыбается Дэн.

Предыдущие проекты thechineseroom отличались глубокой проработкой мира, который действительно хотелось исследовать и изучать. «Мы хотим привнести в A Machine for Pigs свой собственный стиль. Игрок здесь будет останавливаться не только потому, что он боится идти дальше, но и потому, что хочет погрузиться в атмосферу этого мира, впитать ее», — обещают авторы. Проблема лишь в том, что собственно геймплея в прошлых работах студии было очень мало, а в Dear Esther так и нет вовсе. Будем надеяться, под присмотром Frictional Games у них все-таки получится что-то более играбельное…

Осенью, когда должен состояться релиз A Machine for Pigs, многим из нас снова придется запасаться валидолом. Сотрудники Frictional Games всегда знали, как довести игрока до заикания. А теперь вместе с ними работают не менее талантливые люди, умеющие создавать чарующие, странные миры. Что-то нам подсказывает, что в этом творческом тандеме может родиться нечто действительно грандиозное и ужасное. В самом лучшем смысле этого слова.

«Наш мир подходит только для свиней, покорно идущих на убой» - с таким настроем авторы Dear Esther делают сиквел хоррора Amnesia.

Наш собеседник

Томас Грип

Должность: Программист, дизайнер и, цитируем, «мало ли что еще делатель» в Frictional Games.

Предыдущее место работы: Никакого. По словам Томаса, он раздолбай и у него в жизни не было ни единого полного рабочего дня.

О себе: «Я полностью фокусируюсь на том, чем занят в конкретный момент. Остальные вещи меня сразу перестают интересовать, и вот именно тогда чашки с кофе у меня попадают в холодильник, а продукты — в кухонный шкаф».

Наш собеседник

Дэн Пинчбек

Amnesia: A Machine for Pigs

Должность: Глава thechineseroom, а также сценарист, дизайнер и продюсер в той же компании.

Предыдущее место работы: Преподаватель в университете, художник, бармен, неудавшийся актер.

О себе: «До того как стать создателем игр, я сменил много кошмарных рабочих мест, а долгое время вообще сидел без работы».

История хороша, но игра все же должна была называться: «Dear Esther 2: A Machine for Pigs».

Да и геимплейно игра больше «смотрелкой», чем адвенчурой осталась, я не говорю о хорроре даже, так как чувствуется в середине истории провисание сюжета, и ГГ чисто рычажки дергает и бегает по коридорам, несмотря даже на то сколь коротка игра.

Странно, зачем вообще Сhinese Room взялись за такую брендовую игру, в которой от них потребуют высокую планку исполнения, при этом не имея толком никакого опыта в данном жанре.

. Когда мальчик Саймон взглянул в мертвые, застланные пеленой глаза Повелителя мух, он увидел в них не только провидение дьявола, но и самого себя. Голова свиньи, которую водрузили на палку и оставили разлагаться на солнцепеке его друзья, открыла ему правду.

Зверь сидит внутри каждого человека.

Немногим позже Саймона жестоко убили, а его растерзанное тело поглотили волны морские. Обычные британские дети, попавшие на необитаемый остров, накинулись на него и разорвали голыми руками.

Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» стал настоящим откровением двадцатого века. Он обнажил извращенность человеческой морали и на примере заурядных детей доказал, что Адама и Еву не просто так изгнали из Рая.

The Chinese Room, авторы Dear Esther, идут по стопам Голдинга и исследуют ту же тему, но вот в образ свиньи вкладывают куда более глубокий смысл.

Остров в «Повелителе мух» — еще цветочки. Настоящее моральное разложение проходило параллельно с этими событиями, за пределами острова. Война. Люди резали друг друга, рвали глотки зубами, сжигали заживо, расщепляли на атомы, оставляя на земле лишь тени и пепел.

Самое страшное, что случилось с Лондоном за последнее время, — Джек-Потрошитель. Но изуродованные тела проституток ничто по сравнению с тем, что устроит предприниматель Освальд Мандус в канун нового столетия.

Amnesia: A Machine for Pigs

И никто не догадывается, что творится в голове у предпринимателя, который на немыслимые деньги соорудил под Лондоном огромный завод по производству мяса — Машину. Почти разумное существо: вместо мыслей — клокочущий пар, вместо крови — едкое топливо, вместо почек — охлаждающие котлованы, вместо души — отражение стремлений создателя быть лучшим и единственным в этом мире порока, где все без исключения люди превратились в свиней. Не буквально, а метафорически.

Хотя кто-то — буквально.

Amnesia: A Machine for Pigs

Многие опасались, что у The Chinese Room, которые возложили на себя разработку продолжения Amnesia: The Dark Descent, получится непонятная псевдофилософская притча о грехопадении. Судя по их прошлой работе — Dear Esther, — разработчикам интересно исключительно бытие человеческое и они готовы завернуть смысл своего произведения в обертку из мало связанных между собой воспоминаний, чтобы не дать игроку понять его в полной мере.

Но, к счастью, вышло иначе. Из Amnesia: A Machine for Pigs получился настоящий интеллектуальный трэш-хоррор. Трэш, понятное дело, в хорошем смысле.

Начинается A Machine for Pigs словно какая-нибудь история Эдгара Аллана По. Освальд Мандус просыпается в своем доме и ничего не помнит. Викторианский особняк пуст. Одни лишь призраки ходят по дому и призывают спуститься под землю — к сердцу Машины. Стены его сотрясает невидимая сила забытого греха, которая когда-то сокрушила дом Ашеров в знаменитом рассказе По.

Но чем глубже Мандус спускается, чем ближе он к сердцу своего величественного творения, тем явственнее становится влияние книг Клайва Баркера. Растерзанные дети, кишки, бурлящие потоки фекалий и при этом — глубокая философия существования: вот что такое Amnesia: A Machine for Pigs. Экзистенциальный хоррор, который пугает гораздо меньше, чем The Dark Descent, но несет в себе гораздо больше смысла.

Amnesia: A Machine for Pigs

Типичную, казалось бы, историю социопата, пытающегося создать нового Бога и заодно изобрести лекарство от смерти, The Chinese Room рассказывают необычно и чудно, в своей манере мастерски играя смыслами и аллегориями, да так, что каждую записку приходится перечитывать дважды, в обнимку с «Википедией».

ЭТО ВАЖНО: кириллический шрифт ужасен, а сам перевод на русский язык частенько удручает. В творческом припадке переводчики пытались стилизовать записки сумасшедшего социопата (и других не менее сумасшедших действующих лиц) на свой лад и местами явно переборщили (и понаставили запятых там, где их не должно быть). Впрочем, это даже придает некий потусторонний шарм. Особенно если читаешь предсмертную записку пациента Бедлама.

Продираясь сквозь «рвоту и кишки» к своему «возвышению», Освальд, конечно же, встретит на своем пути монстров. Впрочем, здесь, в отличие от Amnesia: The Dark Descent, пугаться придется значительно реже. Главный герой тоже не умеет давать отпор, но и прятаться в темноте особого смысла нет. Создания Машины нерасторопны, встречаются редко, бьют не так уж и больно — вполне можно успеть убежать. Но зато местный бестиарий — не просто какие-то там порождения фантазии, а настоящие люди (хоть и выглядят как Пигси из Manhunt), которых ближе к концу даже становится жаль.

Amnesia: A Machine for Pigs

Гораздо приятнее иметь дело с самой Машиной, а не с ее детьми. Она — как будто живое существо, а вы — инородный элемент в ее теле. Каждый орган-отсек оборудован по-своему, и ощущение жизни не пропадает ни на минуту. Трубы шумят, клапаны свистят, что-то где-то стучит и извергает пар, а когда поворачиваешь очередной рычаг, вся эта конструкция отзывается на понятном лишь подсознанию языке.

Играть нужно только в хороших наушниках и только ночью — именно поведение Машины, а не беспомощные монстры, пробирает до костей.

Каждый новый отсек завода по-своему удивляет — однажды вам даже придется побродить по отстойникам, куда сливают все отходы производства, включая фекалии. Когда под ногами — булькающая каловая масса, в которой еще и кто-то живет, становится не до шуток, подступает тошнота.

Amnesia: A Machine for Pigs

ЭТО ИНТЕРЕСНО: продукт, как называет Освальд источник своего богатства, вели на убой под музыку Дебюсси, французского импрессиониста и просто популярного композитора на рубеже XIX–XX веков. В частности, Дебюсси написал оперу «Падение дома Ашеров», по мотивам рассказа Эдгара Аллана По. Освальд Мандус был уверен, что Дебюсси успокаивает продукт и это хорошо сказывается на вкусе мяса.

Рассматривая мораль и нравственность человечества глазами психопата, The Chinese Room не привносят ничего нового, однако свою историю рассказывают крайне эпично и проникновенно. Вспомните концовку Dear Esther — путь к маяку, где сокрыта вся правда. В «Машине для свиней» путь к правде, напротив, лежит в самые глубины завода, но суть от этого не меняется. Человек, погрязший в грехе по уши, под громкий шепот подсознания добирается до своей точки экстремума — необычайно сильный прием.

Но, в конце концов, свинья остается свиньей, каким кормом ее ни корми (пусть даже человечиной). Как бы хитро ни был обставлен путь Освальда Мандуса, A Machine for Pigs — лишь инди-хоррор, геймплейно повторяющий Amnesia: The Dark Descent (а если копнуть глубже — то и Penumbra: Black Plague), только с почти полным отсутствием загадок и интересных игровых моментов, сделанный на устаревших технологиях.

The Chinese Room умеют рассказывать истории и ваять вокруг них необычные миры, но для того, чтобы понравиться всем, этого, увы, мало.

Что ни говори, а современного человека запугать не так-то просто. Изо дня в день мы видим столько ужасов по телевизору, а иногда и в жизни, что у многих успел выработаться мощный блок на разные страшилки. Уродливые монстры пугают своим неожиданным появлением разве что поначалу, но постепенно и вовсе начинают раздражать — в лучшем случае. В худшем — бедные создания безо всяких эмоций пачками выносятся силами очередного супергероя.

Когда-то Frictional Games заставили нас выть от страха в Amnesia: The Dark Descent, где игрок был полностью лишен возможности защититься. Единственное, что оставалось при столкновении с врагом, — вжиматься в стену и молиться, чтобы тебя не заметили. Подход, конечно, не новый, но он сработал: многие назвали «Амнезию» самой страшной игрой 2010 года, а ее продажи составили внушительные для инди-хоррора полтора миллиона копий. После такого успеха вопрос о продолжении даже не стоял.

Новая английская история

Впрочем, «продолжение» — не совсем верное определение, поскольку A Machine for Pigs связывает с предшественником разве что общая вселенная да пара незначительных упоминаний. Протагонистом игры на сей раз выступает богатый англичанин — вдовец, изобретатель и промышленник Освальд Мандус. Вернувшись из дальней поездки тяжело больным, он долгое время видит в снах зловещего вида огромный механизм, а проснувшись однажды в своей постели, с ужасом осознает, что частично потерял память, в доме царит тягучее безмолвие, а двое любимых сыновей куда-то бесследно исчезли. Освальд собирает решительность в кулак и отправляется на их поиски, попутно восстанавливая картину происходящего.

Amnesia: A Machine for Pigs

Надо сказать, восстановление проходит в любопытной (если не сказать неумелой) форме: большую часть времени авторы довольно неохотно раскрывают детали сюжета, а потом вам на голову резко обрушивается поток рассуждений на темы безумия и ответственности, социального неравенства и раскаяния, гуманизма и одержимости, а также Главный Вопрос Всех Времен: «Кто мы такие и зачем приходим в этот мир?» Прошедшие BioShock Infinite сразу отметят, что Кен Левин говорил примерно о тех же вещах, только в его игре пресловутый материал был гораздо лучше написан и изящнее подан. Ну а любители классических произведений наверняка не останутся в стороне и проведут параллели с «Островом доктора Моро» Герберта Уэллса.

Amnesia: A Machine for Pigs

Тем не менее отсутствие оригинальности никоим образом не мешает получать удовольствие от неплохо написанной истории. Жаль только, догадываться об истинном положении дел начинаешь задолго до того, как «шокирующую» правду соизволят-таки вывести в свет.

Безглазый страх

Но, как известно, многих хорроры привлекают вовсе не сюжетом, а столь вожделенным шансом пощекотать себе нервы. Первое время A Machine for Pigs прекрасно справляется с этой задачей: различными средствами нас постоянно подталкивают к мысли, что вот совсем скоро, вот буквально через секунду непременно что-то приключится, причем обязательно плохое и жутко болезненное. Мелькающие тут и там загадочные силуэты, таинственные шорохи, скрипы и леденящие душу вскрики удачно справляются с нагнетанием атмосферы.

Amnesia: A Machine for Pigs

Но напрямую сталкивать игрока с чудовищами авторы решаются непростительно редко — даже реже, чем в первой части. Создается впечатление, что The Chinese Room попытались выстроить еще одну версию своей Dear Esther, но уже под другим названием и с другими правилами, настолько вымученно и неряшливо эти встречи обставлены. Рядовой пример: вас запускают в большое темное помещение с кучей укрытий и доходчиво дают понять — сейчас кто-то придет. Вы быстренько прячетесь в тени и терпеливо ждете, когда безмерно глухой и близорукий монстр проследует мимо на безопасное расстояние. Да, главный герой по-прежнему беспомощен и безоружен, но даже если несуразная тварь вас вдруг заметит (а для этого надо очень постараться) — не беда, ваша растерзанная тушка и осесть толком не успеет, как игра услужливо вернется к ближайшей контрольной точке.

Amnesia: A Machine for Pigs

Благодаря столь прямолинейному подходу несколько теряется главный аргумент ужастиков — неожиданность. В голове быстро зарождается рефлекс: если большой и темной комнаты впереди нет, можно расслабиться. Пугающие звуки — это, конечно, хорошо, но если явно понимаешь, что особого вреда от них не будет, то чего, собственно, бояться? После такого открытия внутренняя сила игры начинает улетучиваться на глазах.

Не смотри

Инвентарь и аптечки упразднили, теперь здоровье восстанавливается само, причем удивительно быстро. Герой больше не боится темноты и с выключенным фонарем (не требующим, кстати говоря, замены батареек) чувствует себя относительно комфортно — это о крахе наших ожиданий по поводу дальнейшего развития идеи с никтофобией, удачно примененной в The Dark Descent.

Amnesia: A Machine for Pigs

Загадок практически нет — не считать же за них сбор предметов, необходимых для открытия той или иной двери? Мы без всяких раздумий движемся вперед (или, если хотите, вниз) по сюжету да читаем немногочисленные тексты.

Amnesia: A Machine for Pigs

Особо не смотреть по сторонам заставляет и графика. Несмотря на завидную прожорливость и периодические падения частоты кадров, картинка мало чем отличается от той же Amnesia, которая, напомним, вышла три года назад и уже тогда выглядела довольно устаревшей. Есть в этом какая-то ирония: если раньше тьма воспринималась как заведомый и злобный враг, сулящий неминуемые опасности, то здесь она скорее благодетель — надежно защищает глаза и разум от низкополигонального ужаса.

Несмотря на обилие шероховатостей, Amnesia: A Machine for Pigs удается главное — она удерживает ваш интерес до самого конца. Конечно, свою роль сыграл маленький хронометраж (3-4 часа), но первая половина, наполненная мрачной атмосферой, явно понравится поклонникам оригинала, в то время как вторая наверняка придется по душе ценителям психологических триллеров.

Опасение вызывает только выбранный для серии курс, во многом состоящий из отказов от того, что было в первой «Амнезии». Загадки и фобии героя канули в небытие следом за шкалой здоровья и инвентарем. Если так пойдет и дальше, то следующий провал в беспамятство может и вовсе пройти без фонарика. А там, глядишь, и монстров совсем уберут.

Читайте также: