Alien isolation обзор

Обновлено: 06.07.2024


SEGA решила не терять зря времени после провала Aliens: Colonial Marines и поручила работу над ошибками — внезапно — Creative Assembly. Что за хоррор получился у людей, известных лишь стратегиями — смотрите в нашем видеообзоре.

Фух, я уж думал будет печальная оценка :) Ну в смысле я со всем согласен, но когда речь шла о ИИ, думал это испортит общую оценку :)

Изумительно? Серьезно? В игре куча недостатков — излишняя затянутость для не очень разнообразного геймплея(особенно в последней четверти игры где уже играешь чтобы поскорей до финала). Хреновая система сохранений, которая иногда расставлена на уровнях неадекватно, особенно если проходить на высоком. Хотите сделать норм систему сохранений сохранив хардкор? Позвольте игрокам самим выбирать когда сохраняться, но при этом ограничив их количество(скажем для среднего 3 сохранения, для высокого 3 сохранения на миссию, для легендарного без сохранений для особо отмороженных). А не эта система когда в одной ситуации сохранки стоят через шаг, а в другой их нет когда уже давно надо бы. Все это не спасает атмосфера, фанатская ностальгия, саунд и т.д.

Максимум похвально. К тому же не считаю игру лучше Исчезновения Итана Картера и Мордора вышедших недавно и получивших похвально

Атмосфера Чужого и в правду шикарна, считай извинения за Colonial Marines приняты)
Да и еще, не могу не согласиться с Сашей Кост, когда в стриме она с Андреем обсуждали, что isolation прекрасное продолжение картин Скотта и Кэмерона.

У Alien: Isolation есть проблемы. Все-таки игру делали Creative Assembly, новички в жанре хорроров от первого лица. Игра вышла очень неровной по динамике повествования, в ней не предусмотрены многие мелочи, присущие жанру, и еще она иногда глючит. Обо всем этом читайте в нашей большой рецензии, ну а сейчас мы поговорим исключительно о плюсах, с лихвой перекрывающих все досадные минусы.

Почему вы немедленно должны купить Alien: Isolation и влюбиться в нее? Отвечаем!

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Если не считать кроссоверы Aliens vs. Predator (а считать их все же скорее не стоит), то последний раз мы видели ксеноморфов во здравии больше двадцати лет назад — в игре Alien 3 для NES, SNES и других древних консолей. На первой PlayStation, конечно, была неплохая Alien Resurrection («Чужой: воскрешение»), но откровенно неудачный фильм-первоисточник испортил ее еще до выхода в свет.

После этого Чужие всплывали только в кроссоверах с Хищником да откровенно плохих играх вроде Aliens: Colonial Marines. Но самый сильный удар по любимой вселенной нанес, пожалуй, сам отец-основатель Ридли Скотт фильмом «Прометей», который извратил и вывернул наизнанку всю мифологию ксеноморфов и разрешил многолетние споры поклонников о Космических жокеях и происхождении Чужих самым ужасным образом.

Так что, можно сказать, наши друзья с далеких звезд надолго впали в анабиоз, хоть им это и не свойственно. И только Creative Assembly удалось их, наконец, разбудить.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Никаких морпехов! В главной роли — хрупкая девушка Аманда, дочь знаменитой Эллен Рипли. Как героиня недавней «Гравитации», она остается одна в глубоком космосе, но ситуация в ее случае все же несколько сложнее.

На станции «Севастополь», которая представляет собой достаточно закрытую экосистему, Аманда — инородное тело, оказавшееся перед лицом сразу нескольких угроз. С одной стороны — люди, что пытаются выжить любой ценой и предпочитают сначала стрелять, а потом думать. С другой — суперкомпьютер «Аполло» и его андроиды с поломанными директивами. И с третьей — ксеноморф, скрывающийся где-то в вентиляции.

Впрочем, как и мать, Аманда себя в обиду просто так не дает. От Эллен она унаследовала не только некоторые черты внешности и любовь к огнемету, но и по-настоящему волевой характер. Своих в беде не бросает, но если очень нужно — бросит. Всё предпочитает делать сама и неизменно стремится довести начатое до конца.

Как все нормальные девушки, Аманда испытывает вселенских масштабов страх перед инопланетными насекомоподобными существами с многоэтапным развитием особи (включая паразитизм) и кислотой вместо крови. Но, как и мать, превозмогает страх и не может просто взять и улететь, пока дело не сделано.

Кстати говоря, Эллен Рипли в Alien: Isolation тоже есть — дополнение, в котором вам предстоит посетить знаменитый корабль «Ностромо», уже продается в цифровых магазинах.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

«Севастополь» не просто еще одно мрачное местечко в глубоком космосе, которое нужно взорвать. Это не грузовой корабль «Ностромо» и не десантный «Сулако» из «Чужих» Кэмерона. «Севастополь» — станция с большой историей.

Названная в честь крымского города-героя, станция по своей архитектуре и интерьерам очень напоминает «Ностромо»: те же купола, те же обитые белой кожей коридоры, те же электронные устройства, те же звуки. Корабль и станция были построены примерно в одно и то же время, именно поэтому схожесть так заметна. Но есть и другие причины.

«Севастополь» вращается на орбите газового гиганта KG348 и управляется искусственным интеллектом «Аполло». Его разработала компания «Сигсон» (ранее известная как «Сиг и сын»), не слишком удачливый конкурент печально известной «Вейланд-Ютани». Последняя в интересах бизнеса делиться своими наработками не хотела, поэтому «Сигсон» занималась преимущественно промышленным шпионажем (многое на «Севастополе» сделано по лекалам «Вейланд-Ютани», только из более дешевых материалов) и вела свой бизнес очень грязно — «Севастополь» вскоре стал перевалочной базой космических контрабандистов. Станцию решено было продать. Но кому придет в голову купить это корыто.

«Сегодня «Сигсон» пытается повлиять на судьбу захиревших колониальных форпостов, — пишет в своей статье журналистка Джулия Джонс, — и вкладывает средства в такие станции, как «Севастополь». Но экономические стратегии, зарекомендовавшие себя в Солнечной системе, в глубоком космосе не работают». Именно благодаря «Сигсону» космическая станция погрузилась во мрак и потухла, как очередная звезда в бескрайнем космосе. «Севастополь» — город призрак. И всем наплевать», — заканчивает свою статью Джулия Джонс.

Все это мы узнаем из дневников работников «Севастополя». И ведь бог его знает, сколько таких станций умирает на просторах космоса.

Никогда еще произведение во вселенной «Чужого» не было настолько детально проработанным.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Предприимчивые представители «Вейланд-Ютани» часто называли ксеноморфа «совершенным организмом», надеясь сколотить на его исследовании состояние. Организм и правда почти совершенный — размножается через нечто вроде партеногенеза, как пчелы (хотя, возможно, матка двупола и оплодотворяет сама себя), а все особи обладают подобием коллективного разума, а значит, внутривидовая борьба исключена. Существа быстрые, сильные, тихие, умные и чертовски опасные. К тому же вместо крови у них кислота — в качестве защитного механизма.

Но Аманда этот защитный механизм на себе не испытает: в Alien: Isolation Чужому в открытом столкновении противостоять невозможно, так что большую часть времени придется прятаться и убегать. Хотя лучше пореже вставать в полный рост, Чужой прекрасно слышит ваши шаги.

Creative Assembly удалось сделать невероятный искусственный интеллект: Чужой всегда ведет себя по-разному, и, за исключением редких скриптовых сценок, дважды вы одно и то же не увидите.

Но шанс выжить все же есть. На каждой локации у хитрого хищника есть определенная модель поведения, и в первую очередь вам нужно ее изучить и понять. На одних локациях Чужой дает вам шанс, время от времени забираясь в вентиляцию. На других предпочитает отсиживаться над потолком и выжидать, пока вы не пройдете под ним, не заметив капающие слюни. Бывают и места, где ксеноморф специально ищет вас, — и вот тут уже придется изворачиваться и всячески его отвлекать.

Пока он охотится на вас, внимательно следите за ним и изучайте его поведение, а не отсиживайтесь в шкафу с полными штанами страха. Не забудьте выучить и саму локацию: тыкаться в стены у вас точно не будет времени.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Видеоигры постоянно меняются — обычно в лучшую сторону, но иногда и в худшую. Впрочем, многие тенденции будто прошли мимо внимания Creative Assembly. В отличие от современных игр в жанре ужасов, Alien: Isolation длится около двадцати часов, ежеминутно подкидывает действительно сложные задачи и оставляет после себя полное удовлетворение, как старые добрые шутеры вроде Red Faction. «Да, я прошел что-то большое и сложное, я хорошо поработал, я молодец» — вот что думаешь, когда смотришь финальные титры, блаженно откидываясь на спинку кресла.

Ваша победа исключительно в ваших руках — Чужой не собирается делать поблажек, при встрече он вас сразу убьет. Никто не будет с вами нянчиться, никто не будет делать что-то за вас. Никаких автосохранений! Никаких мгновенных путешествий! Вот огромная станция, выживайте как хотите.

Важную роль в этом старомодном геймплее играет карта. Открывается она постепенно, так что никогда не знаешь, что увидишь за углом. А изучать окружающее пространство зачастую нет времени — найдут, поймают и убьют.

Как и в Dark Souls, смерть здесь становится вашим учебником по выживанию в суровых условиях. Когда умираешь десять раз подряд — учишься действовать осторожно и начинаешь думать перед тем, как сломя голову нестись к выходу.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

«Севастополь» стремительно угасает, но ведь еще несколько недель назад он был полон жизни! Вот здесь какой-то инженер читал умную книгу об устройстве мозга андроида и пил, судя по всему, очень много кофе. Вот здесь, судя по пивным банкам, местная молодежь праздновала очередной прожитый день. А здесь кто-то играл в шахматы, но партия почему-то не закончена.

Станция полна призраков. Все, что мы можем, — смотреть и воображать. А иногда — читать их последние слова. Окружение проработано настолько тщательно, что постепенно «Севастополь» начинает казаться вам родным, возможно, даже домом.

Не отстает и звуковое сопровождение. Каждую секунду станция общается с вами: томно скрипит старая обшивка, гудят вентиляторы, щелкают камеры видеонаблюдения, щебечет аппаратура, шумит пар, вырывающийся из проржавевших труб, а глубоко в недрах вентиляционных шахт кто-то нетерпеливо скрежещет когтями в ожидании новой жертвы.

Разработчики из Creative Assembly любят свою работу, это бросается в глаза сразу.

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation
Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

Семь причин пройти и полюбить Alien: Isolation

В Alien Resurrection мы обстреливали Чужих. В играх серии Aliens vs. Predator мы обстреливали Чужих. Даже в провальном Aliens: Colonial Marines мы обстреливали Чужих. Хватит! Отныне Чужой — это вновь абсолютно непобедимая тварь, которая заставит ваши руки трястись от напряжения, а сердце — биться чаще от страха.

Слишком долго ксеноморфы были жалкими глупыми тварями, которые перли напролом и умирали от пары выстрелов из дробовика. Пришла пора возвращаться к истокам. Местный Чужой — именно тот «совершенный организм», каким его задумывали изначально художник Ганс Руди Гигер и режиссер Ридли Скотт. Идеальный охотник, который не даст себя убить ни при каких обстоятельствах.

В юном возрасте у многих из нас был тот самый фильм ужасов, который заставлял спать с включенным светом. Одних трясло от омерзительного «Нечто» Карпентера. У других дергался глаз при виде хоккейной маски и мачете с запекшейся кровью. Ну а несколько поколений ценителей научной фантастики выходили ночью из комнаты с фонарем в трясущихся руках стараниями одной необычной формы жизни, и это отнюдь не «Инопланетянин» Спилберга. Ридли Скотт показал миру до очарования отвратительное существо, порожденное гением художника Ганса Руди Гигера. Чужой воплотил в себе все то, что бесконечно далеко от человеческого существа. Совершенный хищник, способный выжить в любых условиях. Изящество нападающего ксеноморфа — последнее, чем вы насладитесь перед тем, как испытать на себе его смертельный поцелуй.

К сожалению, сказать подобное про Чужих из недавних Colonial Marines не смог бы даже господин Скотт. Чужие, идущие лунной походкой Майкла Джексона, вызывают что угодно, но только не ужас. Creative Assembly сей факт глубоко опечалил, и с благословением Sega они вступили на тяжкий путь восстановления репутации франшизы, которую уже стали потихоньку забывать.

Поклонникам вселенной Aliens страшно не везло на толковые игры про любимых монстров, так что их скепсис в отношении Alien: Isolation вполне понятен. Но впервые за долгое время ухмылки сомневающихся сменяются перекошенными от ужаса лицами и мокрыми от пота руками. Чужой пришел за вашими жизнями.

Alien: Isolation

Прохождение альфа-версии для некоторых журналистов так и не закончилось. Не совладав со страхом перед инопланетным хищником, они прервались во имя спасения нервных клеток. Остальные за время короткого сеанса панической беготни по комнатам вспомнили богатейший арсенал изощренных ругательств. Поставив во главу угла атмосферу, многоопытные британцы, создатели стратегий вроде Total War, сосредоточились в первую очередь на том, чтобы вызвать страх.

Alien: Isolation

Каждая мелочь в Alien: Isolation несет в себе крупицу истории. Соединяясь вместе, они без слов повествуют о трагедии, произошедшей на борту списанной торговой станции «Севастополь». Тень раскачивающейся игрушки в свете мигающих настольных ламп. Разорванный надвое андроид с рацией в руках. Интересно, он пытался предупредить команду об угрозе или докладывал командиру корабля о мелкой поломке? Бесконечный танец аварийных сигналов, чей оранжевый луч отражается от блестящей черной кожи существа, мгновенье спустя исчезнувшего во тьме коридора. Игрушечный робот на столе и рисунки, указывающие на присутствие ребенка на борту. Неужели мы увидим растерзанное детское тело?! Или он из тех немногочисленных выживших, кто избежал объятий смерти?

Alien: Isolation

Аманда Рипли-Макларен, дочь Эллен Рипли, героини серии фильмов о Чужих, по заверениям разработчиков, не единственная на борту станции. Ее ждет встреча с множеством колоритных персонажей. Лица довольных видом вздрагивающей прессы британских кудесников наводят на нехорошие мысли. Будут это свихнувшиеся члены экипажа или просто посторонние на борту, заскучать вам определенно не придется.

В игре обещают различные по дизайну и интенсивности прохождения уровни, а не только прятки от Чужого. Прогуливаясь по палубам, Аманда обнаружит множество полезных мелочей: технический мусор, остатки топлива, запчасти и другие вещи, которые можно пустить на что-нибудь нужное. Нет, сделать себе резак, как у Айзека Кларка, не дадут. Но собрать ловушку, аптечку или отвлекающую сигналку — вполне вероятно. Достоверно не известно, столкнется ли Аманда с противниками-людьми, но Creative Assembly случайно обмолвились о наличии оружия. Однако если вы обрадовались, что сможете убить ксеноморфа с кислотой вместо крови, гораздо более сильного и быстрого, чем самый натренированный человек, то зря. Не он здесь добыча. Вы.

Вооружившись датчиком движения и фонариком, мы ступаем на борт станции. За время путешествия по «Севастополю» экран датчика станет нашим другом, братом и защитником. А отсутствие звуковых сигналов будет радовать больше, чем живое выступление Джереми Соула.

Медленно продвигаясь по коридору, заходим в рабочую зону, смежную со столовой, и оглядываемся. Высокотехнологичностью здесь и не пахнет. Никаких светящихся сфер неизвестного назначения, голографических проекций и тачпадов. Стилизованные приборные доски, мониторы с разрешением 640х320 и тугие дверные рычаги. В лаборатории — обычные микроскопы и колбы. Атмосфера исходного фильма заметна во всем. Даже белый стол с недоеденным обедом тонко намекает на благородное происхождение.

Alien: Isolation

Обойдя помещение, выходим обратно в коридор и замираем от увиденного. Иллюминаторы в человеческий рост открывают взору роскошную картину. Открытый космос, чья темная бесконечность притягивает взгляд сильней магнита. Но идиллию нарушает истеричный писк датчика. В панике нажав не ту кнопку на геймпаде, мы включаем фонарик, и. ничего не происходит. Аманда все еще жива, мы тоже, хотя сердце стучит как бешеное. Любование красотами здесь может обернуться смертью. Воистину, красота требует жертв.

С трудом оторвавшись от божественной картины, продвигаемся дальше. Чей-то искалеченный труп на полу не удивляет, но. волнует. Возможно, существо рядом. Наметанный взгляд отмечает светящиеся зеленные индикаторы на шкафчиках. Подходим — и правда, в шкафчике можно спрятаться. Укрытий на уровне немало, так что шкафчики стали настоящим бедствием для некоторых журналистов. Они попросту отказывались выходить.

Alien: Isolation

Нагнетание атмосферы британцам определенно удалось. Подобно акуле, ксеноморф мелькает где-то на границе радиуса восприятия датчика, и, пока вы в панике несетесь в шкаф или за переборку в коридоре, точка на экране отдаляется, и. вновь воцаряется тишина. Ежесекундное поглядывание на прибор вас не спасет. Пока вы всматриваешься в него, можно запросто не заметить, как нечто подбирается к вам. Да и радиус действия у спасительной техники ограничен. Писк-то вы услышите, но сделать ничего не успеете. Раздвоенная челюсть отправит вас во тьму.

Добравшись до первой цели, мы берем плазменный резак — без него дверь не открыть, заблокирована щитком. Короткий ролик, и вот мы попадаем внутрь лаборатории. Разбросанные повсюду внутренности андроида — отличное начало, ничего не скажешь. Для порядка напугав еще пару раз, пришелец подозрительно затихает. Пока мы на корточках семеним от табуретки до переборки, ситуация не меняется. Тишина вселяет страх. При этом хитрые разработчики не нагнетают обстановку тревожной музыкой. Наоборот, вы ее услышите либо когда будет слишком поздно, либо когда будет пора бежать со всех ног.

Успокаивая стук в груди, мы добираемся до вожделенного компьютера, который надо взломать. Эта мини-игра не вызовет особых сложностей даже у начинающих игроков. Левым стиком ловите частоту, правым выбираете символы кода. Хакнув железку, мы расслабляемся — вроде бы сейчас все должно быть хорошо. Но, конечно же, все не так — прямо перед носом падает крышка вентиляции, и из нее свешивается хвост ксеноморфа. Горелка Аманды для пришельца не опаснее булавки, так что лучше не высовываться. Долго просидеть под столом тоже не получится, рано или поздно непредсказуемый хищник вас найдет.

Alien: Isolation

Истерично верещащий датчик отдает вибрацией в геймпаде, сердце бьется с ним в такт. Задержав дыхание, медленно продвигаемся в сторону спасительного шкафчика. Сквозь щели в дверце наблюдаем, как чудовище методично обыскивает помещение. Мгновение — и слышен мерный стук шагов по металлическому полу. Датчик захлебывается, а морда Чужого появляется прямо впереди. Встав перед Амандой, ксеноморф принюхивается, и, если не отклониться назад и не задержать дыхание, Рипли, как улитку, выковырнут из спасительной раковины. Руки трясутся, а кто-то из коллег в сердцах восклицает, что отказывается в подобное играть!

По прошествии как будто вечности, хвала всем богам, тварь уходит и пропадает с экрана датчика. Но стоит только выйти из убежища и попытаться прокрасться мимо. как слышится шипение за спиной и запоздалое «пип-пип». Как он мог заметить? Все просто: Аманда отразилась в стекле иллюминатора. Умный гад ушел из зоны действия датчика движения и дождался, когда добыча выйдет из укрытия.

Что-то хватает за ноги, мы падаем, переворачиваемся на спину, в следующий миг чудовище прыгает, и. все затихает. Темнота. Тишина. Смерть.

Alien: Isolation

В следующий раз, вновь забравшись в шкафчик, мы ждем дольше. Заглядываем за углы, подолгу всматриваемся в мутноватые стекла лаборатории — вдруг промелькнет зловещий силуэт? Ничего нет. Но стоило только ступить на освещенную часть комнаты, как вновь послышался визг хищника — предвестник неизбежной смерти. Сломя голову бежим назад к спасительному шкафчику, открываем дверь и. удивленно смотрим вниз, на торчащий из груди хвост Чужого. Недооценивать физические возможности ксеноморфа смерти подобно.

Creative Assembly искусно рушат надежды игроков. Ничто не гарантирует вам спасение, и от раза к разу все будет происходить иначе — это не Outlast, даже укрытие не панацея. Нужно действовать по ситуации, но при этом всегда помнить — охотник тоже действует по ситуации.

Самым отчаянным из игравших вместе с нами кошки-мышки надоели. Наплевав на стелс, они просто помчались со всех ног. С криками неслись они к заветной двери, ведущей прочь от страшного места, и, как ни парадоксально, некоторые добежали.

Искусственный интеллект Чужого подстраивается под конкретного игрока, и, чтобы выжить, надо думать. Думать лучше, чем Чужой, быть более непредсказуемым, чем Чужой. Единой тактики нет. Кто-то следует прямо за пришельцем и ловко перебирается из укрытия в укрытие. Другие, с надеждой на Вальхаллу, устраивают спринтерские забеги. Ну а кому-то суждено бороться со смертью, перетягивая на себя дверцу шкафа.

Alien: Isolation

Очень положительные впечатления (и сорванные связки) тем не менее не отменяют того, что множество вещей в Alien: Isolation еще не отшлифовано. Если дизайн и атмосферность выше всяких похвал, то с самой историей и геймплеем не все так гладко. Стелс получился сложным и интересным, а главное — неожиданным, но на одной скрытности драму не построишь. Разнообразие никогда не бывает лишним. Если в игре будет, скажем, эпизод с вариативным прохождением, в котором сталкиваются наемники компании «Вейланд-Ютани», Чужой и Аманда Рипли, саспенс будет такой, что все предыдущие игры по «Чужим» могут смело топиться в кислоте.

После провального во всех отношениях шутера Colonial Marines игровое ответвление «Чужих» срочно нуждалось в реабилитации. Потенциальный хит получился пустышкой, пусть и для успеха у него имелось все, что нужно, — популярный жанр в не менее популярном сеттинге, армия фанатов, готовая раскошелиться… Но в итоге о «Колониальных морпехах» если и вспомнят, то лишь как об игре, где рекламные ролики до сих пор (несмотря на без малого пять лет разработки, тонны заплаток и пачку DLC после релиза) выглядят заметно лучше конечного продукта.

Видимо, подразделение SEGA, отвечавшее за «Чужих», уже заранее догадывалось о том, что затянувшаяся разработка ACM не сулит ничего хорошего, и решило загодя дать зеленый свет смежному проекту. До конца прошлого года о новой игре было известно сравнительно мало: да, Alien (тут самые внимательные сразу заметили отсутствие окончания множественного числа), нет, морпехов не будет. Интриги добавлял и тот факт, что единственным разработчиком являлась The Creative Assembly, доселе ничем, кроме стратегий, не занимавшаяся.

Что в итоге получится, не было ясно до самого последнего момента: никто не забыл историю с Colonial Marines, поэтому ко всем обещаниям и демонстрациям народ относился с прохладцей, хотя сулили нам много интересного. Как выяснилось, новая игра создается в несколько нетипичном для франшизы жанре survival horror, а главным приоритетом называли воссоздание атмосферы именно первого фильма серии.

Alien: Isolation

Вроде бы мелочи, но именно подобное внимание к деталям обеспечивает полное погружение в игру.

Яблоко от яблони…

Для пущего сходства с культовым ужастиком Ридли Скотта (Ridley Scott) главной героиней сделали дочь Эллен Рипли, Аманду. Личность во вселенной совершенно нераскрытая — кроме небольшого эпизода с фотографией (на которой, кстати, запечатлена мать Сигурни Уивер (Sigourney Weaver)) из фильма Кэмерона (James Cameron) и того факта, что Аманда в возрасте 66 лет умерла от рака за четыре года до событий второй части серии, о ней ничего не было известно.

Как выяснилось, Рипли-младшая спустя 15 лет после исчезновения Эллен работает техником в космическом доке и до сих пор не оставляет надежды найти мать. Жизнь идет своим чередом, пока в один прекрасный день к ней не наведывается представитель Weyland-Yutani Corporation Кристофер Самуэльс с деловым предложением — принять участие в операции по возвращению бортового самописца того самого «Ностромо», о судьбе которого (а заодно о судьбе матери Аманды) до сих пор ничего не известно. Сам «черный ящик» находится на космической станции «Севастополь», принадлежащей конкурирующей корпорации — Seegson, поэтому в составе команды, кроме Аманды, капитана корабля и Кристофера, присутствует еще и юрист. А вот зачем Weyland-Yutani нужна Рипли — непонятно, ведь Компания никогда не славилась излишним альтруизмом, да и остальной состав экспедиции следовало бы пересмотреть на случай непредвиденных обстоятельств.

Обстоятельства, да еще какие, не заставили себя ждать — по прибытии оказывается, что «Севастополь» не выходит на связь, сама станция выглядит полуразрушенной, а стыковка невозможна. Авария во время попытки проникнуть на борт станции через открытый космос приводит к тому, что Аманда все-таки попадает на «Севастополь», но остается одна, совершенно не понимая, что происходит вокруг и где остальные члены команды.

Характером Рипли пошла в маму — долго сидеть на одном месте не стала и решила самостоятельно выбраться из сложившейся ситуации. Задачка, как оказалось, не из простых — станция вот-вот развалится, половина систем не работает, а местное население почему-то совсем не любит чужаков. К тому же на «Севастополе» завелся некий Убийца (хм, кто бы это мог быть?), несущий смерть всем, кого повстречает на своем пути. Судя по всему, именно проделки нежданного гостя и стали причиной хаоса.

Главная цель теперь — выжить, по возможности стараясь разобраться в произошедшем. Знала бы Аманда, что похожее уравнение с теми же самыми неизвестными пришлось решать ее матери 15 лет назад…

Alien: Isolation

Под столом, конечно, уютнее, но любопытство пока пересиливает страх. Лишь бы он не обернулся…

Одна против всех

Именно это слово — «выжить» — точно отражает действия игрока на протяжении всего прохождения. По отношению к главной героине враждебны все и всё — люди, потерявшие разум из-за постоянного страха; вышедшие из-под контроля андроиды; критическое состояние станции; и, конечно же, виновник торжества в хитиновом панцире.

У Isolation великолепно получается передать атмосферу постоянного напряжения. Игра света и тени, звуки непонятного происхождения — постепенно входишь в состояние непрекращающейся тревоги, нервы начинают шалить не на шутку. После первой встречи с Чужим все еще «веселее». Пусть ты знаешь, чего боишься, тем не менее встречаться с источником своих страхов совсем не хочется. Неуязвимый охотник все время находится где-то рядом, сохраняться можно лишь в определенных местах (зачастую таких мест по одному-два на весь уровень), поэтому приходится обдумывать каждое свое действие. Постоянная проверка датчика движения, паника и судорожные поиски укрытия при любом загадочном звуке, внимательный осмотр очередного подозрительного закоулка (а таких на «Севастополе» хватает)… Слабакам тут не место — как минимум до получения огнемета, с помощью которого можно ненадолго отогнать Чужого в вентиляцию. Тут страх пропадает совсем — но, когда топливо кончается (как всегда, в самый неподходящий момент), игра в кошки-мышки начинается по новой.

Само собой, вышесказанное справедливо не для всех — тем, кто обладает железными нервами и не боится таких глупостей, как нарисованный на экране монстр, подобные рассказы, возможно, покажутся смешными. Но людям впечатлительным и не большим любителям жанра (как, например, автор статьи) играть порой становится просто физически тяжело — настолько вживаешься в образ.

Alien: Isolation

Взломов различных терминалов и систем в AI хватает. Особенно увлекательно подбирать очередной код, когда где-то сзади слышны чьи-то гулкие шаги по палубе.

Теплый, ламповый «сай-фай»

Не последнюю роль в создании атмосферы играет дизайн. Сказать, что он великолепен, — ничего не сказать. Low-fi Sci-fi прямиком из 70-х — ЭЛТ-мониторы, огромные пульты с кучей клавиш и лампочек, намеренно примитивное и громоздкое с современной точки зрения электронное оборудование и компьютеры. Все как в фильме Ридли Скотта, вышедшем 35 лет назад. Дизайнеры продумали все — начиная от одежды героев и устройства станции, заканчивая обложками журналов и стилизацией видеозаписей под VHS-качество.

А эти звуки? Писк датчика движения, шипение открывающихся дверей между отсеками, давящая тишина открытого космоса… Да одно получасовое DLC, дающее возможность почувствовать себя в роли Эллен Рипли из оригинального фильма, на голову выше неисчислимого количества поделок по мотивам той или иной кинокартины.

Дизайн прекрасен не только тем, что копирует стиль «Чужого». Это не просто декорации в выверенном стиле: игра света и тени, пар из поврежденных труб, даже расположение мелких предметов вроде чашек на столе — порой все выглядит будто режиссерская задумка. Некоторые совершенно случайные ракурсы и сочетания звуков нагнетают атмосферу не хуже различных событий, происходящих по велению скрипта, которых здесь тоже хватает.

Perfect organism

Ксеноморф, напротив, выглядит на редкость реалистично, отчего еще больше пугает. Он нетороплив, но лишь когда находится в поисках жертвы. Стоит ему заметить человека (на андроидов Чужой не обращает внимания) — стремительный бросок, пара смертельных ударов и молниеносное отступление. Не поленитесь понаблюдать за тем, как ксеноморф атакует кого-нибудь из выживших работников станции, — благодаря великолепной работе аниматоров его движения по-кошачьему грациозны.

Alien: Isolation

«В космосе никто не услышит твой крик…» Домочадцы особо впечатлительных игроков могут с этим поспорить.

А вот интеллект инопланетного монстра совершенно не впечатляет. Иногда Чужой ведет себя не хуже своего киношного собрата — мгновенно вычисляет местонахождение цели по малейшему звуку, без движения сидит в засаде или не реагирует на «обманки» вроде броска горящего файера в тупик. Шуметь сверх меры крайне не рекомендуется: он может услышать даже топот при беге, не говоря уж о стрельбе или взрывах. Само собой, этим тоже можно пользоваться в своих целях, отвлекая внимание мерзкой твари броском светошумовой гранаты. Самый смак — поднять шум при встрече с враждебно настроенными людьми и, дождавшись, когда на вечеринку заглянет главный гость, спрятаться, а то и вовсе побежать напрямик к цели. Некоторое время ксеноморфу будет не до нашей персоны — пока не стихнут крики, вы в безопасности.

Но как выясняется при более близком знакомстве, со зрением у Чужого имеются определенные проблемы (или, скорее, проблемы несколько иного рода присутствуют у программистов The Creative Assembly). Порой он не замечает Рипли прямо в упор, может пройти мимо, буквально задевая ее своим хвостом, а иногда совсем не против того, что Аманда прячется в шкаф у него на глазах, громко хлопая дверью.

Нелогично выглядит и то, что Чужой все время находится рядом с главной героиней. «Севастополь» огромен, но ксеноморф почему-то предпочитает путешествиям по остальным отсекам нашу компанию. Понятно, что в противном случае существовал бы нешуточный шанс пройти всю игру, так и не встретив причину всех бед, но хоть какое-то объяснение такой любви Чужого к нашей персоне можно было придумать?

Все-таки та великолепная атмосфера пугающей безысходности и постоянного напряжения — никак не заслуга программистов ИИ. Чужой оказался не столь умен, как его нахваливали разработчики, и это, пожалуй, единственное, что может испортить удовольствие от прохождения.

Alien: Isolation

И все-таки Чужой чем-то прекрасен, особенно в этой игре. Можно понять восхищение андроида Эша этим «идеальным организмом».

Тем не менее реабилитацию можно считать состоявшейся. Соглашаясь на столь нетипичный для франшизы жанр и отдавая разработку в руки студии, специализирующейся исключительно на стратегиях, SEGA изрядно рисковала. Но все удалось: благодаря в первую очередь превосходной работе дизайнеров и постановщиков мы получили отличную игру — сложную, пугающую, созданную по канонам оригинальной вселенной, с любовью и вниманием к деталям. Одна из лучших игр о Чужом и настоящий подарок для каждого поклонника — избитая формулировка, но здесь тот случай, когда она как нельзя к месту.

Плюсы: превосходный дизайн в стиле оригинального фильма и скрупулезная проработка окружения; атмосфера безысходности и страха; напряженный, не дающий расслабиться геймплей; графика и звуковое сопровождение; оптимизация.
Минусы: игра немного затянута; однообразные задания по починке всего и вся на станции; ксеноморф оказался не таким умным, как ожидалось.

Представьте себе компанию закоренелых фанатов, которые, засев в темной комнате, в шестой раз за день крутят затертую кассету с «Чужим» Ридли Скотта, восхищаясь «фирменными» VHS-помехами и искажениями звука. При этом их окружает куча самых разнообразных архивных материалов, прямиком со съемочной площадки, — фотографии, ранние варианты сценария и все такое прочее, за что истинный ценитель вселенной готов продать душу. Представили?

И именно так Creative Assembly вдохновлялись на создание Alien: Isolation. Разве у них могло не получиться?

Эллен Рипли вот уже пятнадцать лет болтается где-то в космосе, погруженная в криосон. Вместе с ней в спасательной капсуле спит и рыжий кот Джонси. Их найдут еще очень нескоро. А когда все же найдут, Рипли расскажет миру про ужасную катастрофу на грузовом корабле «Ностромо» и каждую ночь после этого будет мучиться кошмарами. Раз за разом ужасная тварь, кроша ребра, будет прорываться через ее грудную клетку.

Но это все — после. А пока Аманда Рипли, дочь Эллен, на корабле компании «Вейланд-Ютани» отправляется в глубокий космос, на списанную станцию «Севастополь». Именно там был неожиданно найден черный ящик «Ностромо».

Alien: Isolation

► Работает Аманда на «Вейланд-Ютани», но мы-то знаем, что от этих ребят добра не жди.

Разумеется, по прибытии девушка обнаруживает лишь запустение и разруху. «Севастополь» мертв. Лишь редкие обезумевшие от страха люди шарахаются по отсекам, пытаясь выжить, да примитивные андроиды слоняются из комнаты в комнату, повторяя одно и то же: «Вам чем-нибудь помочь? Рассказать правила безопасности на станции?» А еще кто-то постоянно скребется в вентиляции.

Все мы прекрасно понимаем кто.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Технических огрехов у местного движка полно (почти полное отсутствие лицевой анимации, к примеру), но интерьеры он рисует потрясающие. ► Да и со спецэффектами у него нет проблем. Знаменитый пар, поднимающийся над трубами, действительно завораживает.

«Севастополь» огромен: далеко не все помещения открываются сразу, так что Аманде предстоит часто монотонно блуждать по мрачным коридорам станции. И это, как ни странно, вовсе не надоедает. В первую очередь в этом заслуга дизайнеров, идеально уловивших атмосферу мрачного lo-fi-будущего из картины Ридли Скотта. Все эти громоздкие неудобные устройства, мигающие лампы накаливания, пузатые монохромные мониторы, щелкающие тумблеры и «дымящиеся» трубы сами по себе делают обстановку тревожной.

ФАКТ: на пользу пошел и крайний фанатизм создателей. Так, для игры был разработан специальный «киношный» фильтр: разработчики снимали помехи прямо с видеокассеты. Да и некоторые видеовставки (в частности, загрузочные экраны) были оцифрованы напрямую с VHS.

Alien: Isolation

► Сохраняться можно только в особых терминалах. Делайте это сразу, как только окажетесь рядом. Другого шанса может и не представиться.

Авторы Colonial Marines окружение в свое время тоже реализовали неплохо. Но копирование уровней напрямую из фильма для них обернулось проблемой. Что в кино смотрелось достойно, в игре вдруг превратилось в однотипные серые коридоры (и это была далеко не главная проблема провального проекта Gearbox Software).

Alien: Isolation этой участи, к счастью, избежала. Сразу заметно, что дизайнеры интерьеров любили свою работу: на столиках валяются недочитанные кем-то журналы и книги, у компьютеров стоят кружки с недопитым кофе и всяческие милые безделушки, а в мусорном ведре неподалеку полно скомканных бумажек. Интерьеры дышат жизнью, и ни одна комната здесь не похожа на предыдущую. «Севастополь» — абсолютно органичная экосистема, полная отчаяния и страха, и чужой здесь в первую очередь вовсе не ксеноморф, ползающий где-то в вентиляции, а. вы.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Хотя нам всю игру предстоит провести на одной станции, надоесть она не успевает. Стилистически отсеки корабля сильно отличаются друг от друга — медицинский отдел с техническим вы ни за что не спутаете.

Огромное количество деталей можно не только увидеть, но и услышать. В Alien: Isolation без преувеличения потрясающий аудиодизайн. Пожалуй, один из лучших в видеоиграх вообще. Едва слышимый скрежет в вентиляционных шахтах, скрип подошв героини (да-да, на Аманде такие же белые кеды, как на Эллен Рипли в «Чужом»!), тяжелые стоны внешней обшивки станции — все эти детали сливаются в единую симфонию пустоты и одиночества. А уж когда заиграют знакомые темы из фильма.

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Разумеется, без зрелищных роликов многочисленных действующих лиц (неплохо проработанных и отменно озвученных) тоже не обошлось. Но все самое интересное все-таки в логах.

Равно как и кино Ридли Скотта, Alien: Isolation развивается очень неспешно, тягуче: вы запросто можете потратить на прохождение больше двадцати часов. На фоне современных шестичасовых игр это кажется немного диковатым, но приятным — по продолжительности игра полностью окупает свои деньги. Правда, пройти ее на одном дыхании явно не получится, очень советуем играть строго порциями.

Всему виной откровенная старомодность. Она игре чертовски к лицу (ретро-фантастика же), но иногда все-таки идет во вред. Очень сильно заметно, что Creative Assembly никогда раньше не делали хорроры от первого лица: модной режиссуры почти нет, никто не телепортирует вас из одной части станции в другую кат-сценами — все придется делать самому, в реальном времени. Каждую запертую дверь приходится взламывать самостоятельно, никто вам ее не откроет. Вы одни. Выживайте уж как умеете.

Alien: Isolation

► Карта — важнейший элемент геймплея. Здесь она едва ли не нужнее, чем в Silent Hill.

Сюжет развивается неспешно, и большая часть его проходит в компьютерных записях и аудио-дневниках. На фоне достаточно типичной истории про Рипли (что мать в кино, что дочь в игре всегда занимаются примерно одним и тем же) разворачивается настоящая корпоративная драма. Вы то и дело находите записи жителей «Севастополя», жалующихся на андроидов фирмы «Сигсон», которая активно инвестировала в эту и многие другие станции глубокого космоса.

«Вейланд-Ютани» сочла покорение космоса делом невыгодным и занялась терраформированием (к чему это привело — см. «Чужие» Джеймса Кэмерона), а вот «Сигсон» продолжала поддерживать станции, пытаясь хоть как-то отбить затраты, и на том трагически прогорела.

Великое хитросплетение событий обрекло «Севастополь» на гибель, и Чужой здесь — лишь одна из причин.

Alien: Isolation

► Взлом электронных устройств сопровождается разными мини-играми. Они быстро приедаются, но вертеть в руках приятно щелкающий, теплый ламповый декодер приятно всегда.

Люди, впрочем, просто так умирать не желали и первым делом (ну конечно же!) принялись рвать друг другу глотки. С ними Рипли тоже частенько придется иметь дело.

И, увы, это один из самых слабых моментов игры. Люди банально не внушают страха. Да, они могут прикончить Рипли парой выстрелов, но и у нее найдется чем ответить. Оружия в игре, конечно, немного, да и боезапас заметно ограничен, но на средней сложности его вполне хватает. Так что точным выстрелом в голову из револьвера от назойливого выжившего всегда можно избавиться.

К тому же Рипли — на все руки мастер и из попадающегося на уровнях мусора мастерит боевые и светошумовые гранаты, коктейли Молотова и массу других опасных штук, с помощью которых так легко разделываться с жалкими теплокровными.

Alien: Isolation

► Омрачает ситуацию и интеллект людей. Он частенько сбоит, что приводит порой к комичным ситуациям. С первым патчем его немного подлатали, но людишки все равно изрядно тупят.

Если люди выживают как получается (а получается не очень), то вот андроиды под руководством ИИ «Аполло» просто выполняют свою программу, и с ними так просто не разделаешься. Пока вы будете метать в синтетика гранаты, поджигать его коктейлями и выпускать обойму за обоймой, он спокойно будет идти на вас, объятый пламенем, и повторять: «Могу я вам помочь? Следуйте за мной, пожалуйста». Жути это нагоняет порядочно. А уж если их сразу несколько, лучше даже не пытаться драться. Благо андроиды не так уж хорошо слышат и очень медленно ходят, и спастись от них не слишком сложно.

Но все меняется, когда приходит он.

Чужой не щадит никого, он рвет на части хоть людей, хоть синтетиков (если тот сам на него нападет), но главный деликатес для него — вы. Появляется охотник всегда внезапно и неожиданно. Если вы его увидели, знайте — охота началась.

На своих собратьев из серии Aliens vs. Predator или Colonial Marines он совсем не похож. Местный ксеноморф на порядок умнее, опаснее и проворнее. Когда разработчики выпускают его к вам, скрипты отключаются, и монстр предоставляется сам себе. Он таится в вентиляционных шахтах, крадется по уровню и внимательно слушает вас.

Он слышит всё: как вы неосторожно пнули ногой алюминиевую банку на полу, как вы клацаете клавишами на клавиатуре, как вы скрипите подошвами и даже как вы чихаете у себя в комнате, если Kinect или PS Camera включены. Единственная надежда выжить — знаменитый датчик движения. Но Чужой запросто может засечь даже его слабый писк.

Alien: Isolation

Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Если ксеноморф заметит вас хотя бы раз, то уже не отстанет и будет преследовать, где бы вы ни прятались. ► Спасительных мест нет вовсе. Оказаться в лапах Чужого можно и в лифте, уносящем вас с уровня, и в вентиляции, где так удобно прятаться от людей.

Внезапность и непредсказуемость непобедимого противника (а его не берут ни пули, ни гранаты, и только коктейль Молотова может ненадолго спугнуть) из кого угодно сделают параноика. Он может преследовать вас целый час, все время будучи где-то рядом, а может долго не появляться и напороть вас на свой хвост под конец уровня. Когда именно он покажется и как себя поведет, предугадать невозможно, что генерирует огромное количество интересных и неповторимых ситуаций. И ведь без всяких там скриптов и постановки!

Ни монстры из Amnesia, ни психи из Outlast не сравнятся с идеальным организмом. Такого в играх раньше попросту не было.

Alien: Isolation

► Пришелец не всегда действует напрямую. Услышав Аманду, он может затаиться и напасть из-за угла, когда вы уж было решили, что он ушел.

Как любой хороший хоррор про человека и неведомую тварь, Alien: Isolation делится на две части. В первой вы — беспомощная жертва, во второй — охотник. С огнеметом. Правда, охота вряд ли удастся, особенно если вы играете на высоком уровне сложности. Но, по крайней мере, теперь Чужому можно дать хоть какой-то отпор и чаще выбираться из шкафов и из-под столов.

Но даже если хвостатый враг сбежал, знайте: он все равно где-то рядом, следит и готов напасть. И стоит вам потерять бдительность, как он вылезет из вентиляции прямо у вас за спиной.

Alien: Isolation

► Глупость людей можно даже использовать. Покажитесь им, и по вам непременно откроют огонь. А на звуки выстрелов совершенно точно явится Чужой и сделает всю работу за вас.
Alien: Isolation
Alien: Isolation
► Порой Чужой действительно кажется живым. Так, к примеру, он может запоминать ваши действия. Если вы три раза подряд отвлекли его шумовой гранатой, в четвертый он на такой трюк едва ли купится. ► Работает это и в обратную сторону. Пару раз получив освежающей струей огня по морде, в будущем ксеноморф не будет нападать, едва завидев огнемет. Ну, по крайней мере не сразу.

Но даже несмотря на принципиально новый игровой опыт, который дарит Alien: Isolation, идеальной ее назвать не выходит. Нарочитая старомодность сыграла злую шутку: слишком много в произведении Creative Assembly геймдизайнерских решений из далекого прошлого. Так уже не делают. Это хорошо. Но это и плохо.

Убрать автосохранения, учить игрока на его же ошибках и заставлять умирать чаще, чем в Dark Souls, вселять в него паранойю каждую секунду — это хорошо. Но вот растягивать игру, заставляя бегать из отсека в отсек и бесконечно открывать запертые двери — это все-таки плохо.

Впрочем, гораздо важнее то, что создатели смогли максимально точно передать атмосферу культового фильма и создали одного из самых опасных и хитрых монстров в истории видеоигр вообще. Таким чужой и должен быть. Alien: Isolation — во многом революционное произведение, и одно из лучших приключений последних лет. И уж точно лучшая игра про «совершенный организм».

Читайте также: