Age of empires обзор

Обновлено: 02.07.2024

Всего лишь пару номеров назад Игорь Варнавский рассказал в нашем “ Центре внимания ” об Age of Empires III чуть ли не все, что можно, а в прошлом номере мы — шутка ли! — выкатили подробный отчет о впечатлениях от уже вполне себе “живой”, почти завершенной версии игры! Казалось бы, после такого вала информации рассказывать попросту нечего. Однако, как оказалось, в рукаве у разработчиков осталась еще пара козырей, которые, понятное дело, были показаны только в финальной версии игры. О них-то и поговорим.

Туристическая экскурсия по живописным брегам Нового света закончилась, мягко говоря, трагически.

Собственно, первый сюрприз ждет вас уже в самом начале игры — пара весьма неплохих роликов на движке, из которых становится понятно, что в новой “эпохе империй” вам не придется управлять безымянной армией каких-нибудь там папуасов, а предстоит осилить тернистый путь нескольких поколений Блэк, играя поочередно за всех ее именитых родственников чуть ли не до девятого колена.

Кампания разделена на три сюжетные главы, действие каждой из которых происходит в конкретный исторический период. Если, например, в первой части вы играете за свирепого мужика по имени Морган Блэк, громите турок и открываете неизвестную и таинственную Америку, то уже во второй главе вам придется влезть в шкуру внука Моргана — Джона, который бегает с винтовкой наперевес по джунглям, водит дружбу с индейцами, воюет исключительно с англичанами и — представьте себе! — с русскими и как бы между делом принимает деятельное участие в постройке никому пока неведомых Соединенных Штатов Америки.

Ваша столица. Именно тут вы и будете заказывать себе подкрепления и ресурсы.

Понятно, что кроме смены главных героев меняется и исторический антураж. Так, если в первой главе в вашем распоряжении только всякоразные древние лучники, копейщики да кавалеристы, вооруженные шашками, то уже во второй армия вооружена ружьями, из которых радостно поливает противника свинцом на расстоянии.

Кроме того, с течением времени вы сможете возводить новые современные хозяйства — плантации, откуда в закрома родины регулярно поступает золото, или же заводы, где можно изучить всяческие улучшения и таким образом резко повысить боеспособность вашей грозной армии. Главное, успевать своевременно переходить из одной эпохи в другую — и все будет хорошо. Правда, стоит отметить, что в большинстве случаев вы жестко ограничены историческими временными рамками, так что не надейтесь совершить научно-технический скачок и начать стругать пушки, которые легко и просто изорвут на британские флаги не успевшего развиться противника. Увы, подобные тактические маневры доступны только в мультиплеере, а в кампании соблюдается некий паритет, и в принципе вы с противником почти всегда находитесь на одном уровне развития.

Смешались в кучу кони, люди. И поди разбери в такой свалке, где свои, а где чужие.

Так что выигрывать надо не умением, а, представьте себе, числом. Как ни прискорбно, но в новой “Эпохе империй” мы получили геймплей, столь густо пересыпанный нафталином, что аж обидно. В каждой миссии (между прочим, как и в самой первой Age of Empires) единственное, что от вас требуется, — это быстренько нашлепать все доступные постройки, изучить все возможные апгрейды, а затем тупо клепать солдат и регулярно отправлять их на штурм вражеских позиций. Учитывая, что тутошние задания, мягко говоря, разнообразием не страдают (задача практически каждой миссии — уничтожить под корень армию противника и разрушить его постройки), уже к середине второй главы становится как-то скучно.

Конечно, в третьем акте, с появлением паровозов, фабрик, дальнобойной артиллерии и тому подобных достижений цивилизации, геймплей становится интереснее, однако на общую картину это практически не влияет. Да, можно изучить сотню улучшений, отгрохать десятки зданий и получить в свое распоряжение несколько видов артиллерии, пехоты, кавалерии и кораблей… Но все это мы в том или ином виде уже наблюдали в сотне прочих RTS!

Вражеские всадники, огребя пару крепких артиллерийских зарядов, в панике убегают прочь от стен нашего форта.

Впрочем, в Age of Empires III есть-таки одна действительно свежая идея, тот самый второй козырь, который “сыграл” в финальной версии игры. Это — ваша столица, которая довольно-таки сильно влияет на геймплей в целом. Дело в том, что за каждое действие, будь то банальное истребление вражьей армии или же выполнение дополнительного задания в миссии, вы получаете опыт. И чем выше его уровень, тем больше интересных вещей вы сможете сотворить в столице. Простой пример: на десятом уровне развития можно изучить технологию стремительного производства кавалерии или пехоты, улучшить добычу древесины или же технологию скоростного сбора урожая. Кроме того, периодически из столицы можнозапрашивать подкрепление или заказывать необходимые апгрейды и ресурсы. Понятно, что количество и тип войск, а также объем этих самых ресурсов, которые поступят ценной бандеролью из главного города вашей земли, напрямую зависят от вашего уровня. Такая вот получается стратегия в стратегии.

Ну и, наконец, внешний вид. Как мы уже не раз говорили на страницах “ Игромании ”, главная прелесть Age of Empires III — конечно же, не в морально устаревшем геймплее, а в графике, которая диво как хороша. И, честно говоря, финальная версия еще больше нас в этом убедила.

Да, пускай здешний геймплей древнее мамонта, но за ту красоту, что подарили нам граждане из Ensemble Studios , можно простить многое. Тут вам и отменная анимация юнитов, и потрясающие воображение спецэффекты, и какая-то неправдоподобно точная детализация каждого здания или солдата. Можно бесконечно посылать войска в атаку, только чтобы полюбоваться на то, как “тряпичные” модели солдат весело разлетаются, словив крепкий пушечный заряд. Или раз за разом штурмовать укрепления противника и сжигать его города, наслаждаясь зрелищем разлетающихся на кирпичики зданий и аплодируя разработчикам при виде веселого пламени, объявшего какую-нибудь пыльную мельницу.

Что ни говори, но местные сражения — самые красивые из всех виденных нами за последнее время. И не только сражения! Смело можно утверждать, что в Age of Empires III впечатляет все: шикарная вода, в которой резвятся рыбки, ослепительное солнце, красивейшие песчаные пляжи и буйные джунгли — все это вызывает острое желание с радостным воплем сигануть в экран монитора, чтобы попасть в тот, такой живой и прекрасный мир.

Как уже было упомянуто в рецензии, в игровой кампании вы катитесь по прямым сюжетным рельсам и всегда играете за одну сторону конфликта, вправляя мозги англичанам, туркам, испанцам и даже русским. Так что понятно, что все достоинства Age of Empires III можно оценить исключительно в мультиплеерном режиме, где вы, во-первых, не ограничены временными рамками, а значит, можете одолеть противника, совершив технологический прорыв и настроив пушек, в то время как супостат будет воевать жалкими лучниками. Ну, а во-вторых, только в мультиплеере можно выбрать государство, за которое играть. Всего на выбор представлены восемь наций: Британия, Испания, Германия, Португалия, Россия, Франция, Голландия и Турция. Надо сказать, что каждая страна обладает своими уникальными плюсами. К примеру, русские производят крестьян за раз по пять штук, а голландцы могут строить банки, которые обеспечивают стабильный ручеек золота в вашу казну. Кроме того, у каждого государства есть особые, чрезвычайно сильные, типы войск, которые частенько способны решить исход всего сражения.

Так же как чертовски сложно написать что-то новое об игре, о которой известно все и вся, невероятно трудно сделать однозначный вывод о том, что же такое Age of Empires III. Пять лет потребовалось разработчикам, чтобы выдать почти ту же самую игру, которую мы узнали в 1999 году под названием Age of Empires II: Age of King . Но, с другой стороны, им понадобилось пять лет на то, чтобы создать самую красивую RTS последнего времени. Да, Age of Empires III однозначно стоит потраченных на нее денег и, конечно, подарит вам как минимум несколько приятных вечеров. Но, увы, эта игра подобна дорогому голливудскому попкорн-блокбастеру: вы отлично проведете за ней время, оприходуете не один пакет чипсов, восхититесь спецэффектами и лихим действием, однако спустя пару дней вряд ли вспомните не то что сюжет, а хотя бы название фильма и уж точно не станете смотреть его во второй раз.

Классный сюжет: нет

Легко освоить: да

Оправданность ожиданий: 70%

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Рейтинг “Мании”: 8.0

Дождались? Наш знакомый актер выступил в своей классической роли в старом спектакле, от которого уже чуть-чуть клонит в сон. Тем не менее преступно малое количество свежих идей и бесстыдно поседевший геймплей искупаются интересным сюжетом, волшебной музыкой, голливудским размахом декораций и феерическими спецэффектами.

После досконального изучения изрядно нашумевшей шесть лет назад Age of Emperies 2: Age of King, игровая аудитория замерла в ожидании третьей, полноценной, части стратегического сериала от Брюса Шелли и К . Ждали как-то по своему, по особому. Кто-то эмоционально вел себя на игровых форумах, требуя немедленно выложить играбельную демо-версию, а кто-то просто тихо сидел и помалкивал, лишь в глубине сердца чувствуя, что грядут перемены. Так оно и вышло. Нежданно-негаданно - дело было в марте – все перевернулось кверху дном! Пестрящие скриншоты вырвались из закромов девелоперов прямиком на глянцевые страницы красочных журналов, сайты стали захлебываться от потока нахлынувшей информации. «AoE 3 быть», - скандировал мир. Спустя полгода мы уже играли в демку, вполне удобоваримую и без серьезных багов. Значит… Да-да, все правильно. Скоро в каждом доме, где имеется компьютер, будет установлена эта великолепнейшая игра, заслуживающая наивысших похвал! Ensemble Studios в который раз доказала, что делать хитовые реальновременные стратегии - исключительно их прерогатива.

Первое, что бросается в глаза при загрузке игры – меню. Это не просто домашняя страничка восьмиклассника Пети, только-только освоившего азы html-технологии и решившего удивить своих корешей собственной домашней страничкой. Это великолепный и, не побоюсь этого слова, шедевральный анимированный пейзаж! Присмотритесь повнимательнее на изображенный город. Вот люди шныряют туда-сюда, справа стоит милый паровозик, вдалеке виднеются уютные домики. При взгляде на картинку тебя сразу переполняют чувства, хочется плясать, или плакать, даже не знаю – я в полном смятении!

Окинув взглядом славные кнопочки переходим к осмотру предложенного нам разработчиками. Но обо всем по порядку. Перво-наперво, мы можем ознакомиться с самой игрой, изучить азы, пройдя грамотно выполненное обучение, в котором доходчиво рассказывается, как управлять камерой, юнитами, строить здания и т.д. Для ветеранов и просто любителей стратегий это можно с легкостью пропустить.

Наконец-то можно переходить и к изучению синглплеерной части игры. В этом разделе можно один из двух режимов: «Кампанию» или «Схватку». Сюжетная ветвь AoE 3 включает в себя целых три объемных, в каждом из которых рассматривается разный период истории. После прохождения миссии, смотрим видеоролик, сваянный на движке, потом снова приступаем к геймплейным делам – концепция, думаю ясна. На письме выглядит скучно, но на деле все обстоит совершенно иначе, благо каждая миссия отличается от предыдущей. То мы обороняем форт, то завоевываем территории, то… Ладно, мне лучше остановиться, а иначе рискую сбиться до самых настоящих спойлеров, что вам, несомненно, не понравится.
В «Схватке» мы на случайной карте сражаемся с компьютером, самолично устанавливая уровень сложности, а так же выбирая приглянувшиеся места сражения. Если мимо вас не прошла в свое время вторая часть подсудимого игросериала, то вспомните, пожалуйста, ветви развития нации. В каждой эпохе, по мере развития, нам открывались новые воины или полезные вещи. В третьей части все осталось так же, только вот теперь мы сами выбираем, что нам нужно в следующем веке, а что нет. К примеру, я свои баллы распределю между картами «300 еды», «300 дерева», а потом выбирай еще что-нибудь особо запавшее в душу. Обобщая выше сказанное, отмечу, что от правильного выбора бонусов зависит многое, вплоть до исхода сражений. Поэтому не спешите сразу же жать на заветную кнопочку «Начать игру», а уделите буквально 5 минут на изучение и выбор определенного типа карт. Не пожалеете!

Итак, продолжим наше путешествие по «просторам» игрового меню. Что тут у нас следующее? Ага, мультиплеер. Для тех, кто не в теме, поясню. Мультиплеер открывает перед геймером широчайшие возможности для битв и сражений. Ведь признайтесь, играть с умным игроком намного интереснее, чем с «умным» компьютером. По заявлениям разработчиков на одной карте может сражаться до 8 игроков! Поверьте, этого более чем достаточно. Поддерживается как режим игры по локальной сети, так и игра по Интернету.

Далее по курсу стандартное для всех игр меню «Опций», только в Age of Emperies оно выглядит куда более привлекательным. Посудите сами, помимо обычных настроек графики, игрового процесса и звука, вы также получаете мощный инструмент для создания отдельных сценариев и целых кампаний! Ну и еще по мелочи. Здесь же вы можете ознакомиться с авторами игры и, тоже полезная вещь, обновить игру. Теперь не придется вручную устанавливать сборники миссий, а просто нажать на соответствующую кнопочку. Удобно, что еще сказать.

После непродолжительных настроек я перехожу к игре. Поначалу даже трудно определить, что это? Во что вы меня заставили играть? Какое-то неясное чувство, наверное, я еще не до конца понял, что игра давно лежит на прилавках. Сразу бросается в глаза этот привычный, избитый временем, но в то же время надежный интерфейс. Внизу, загородив треть экрана, предстает пред нами основная панель информации. В игре всего лишь три ресурса, и они доходчиво показаны иконками еды, дерева и золота. Слева внушительных размеров мини-карта, а справа расположилась информация о юните и прочие записи-надписи. Количество выделенных воинов аккуратно отображается рисунком и цифрой, указывающей на их численность. Как это было в «Героях», если кто помнит. Вверху «Цели» и «Меню». Все на своих местах, как говорится. Правильно, что Ensemble Studios не стала экспериментировать и извращаться над привычным, иначе бы она потеряла большую часть поклонников. Зачем, поиграв в одну стратегию и переходя к другой, переучиваться? Действительно, незачем. Всего лишь полчаса и вуа ля, вы освоили все приемы AoE 3!

Что ж, пора переходить к рассказу о графике. Геймеры, интересовавшиеся проектом еще до его выхода, уже не терпят прочитать о моих впечатлениях. А они, впечатления в смысле, очень уж приятные! Скажу вам без всяких секретов, что для полного наслаждения от игрового процесса, читай - чтобы игра не подвисала в самых жарких боях, и чтобы каждый кустик радовал глаз, не нужна машина последнего поколения.
Как я уже говорил, вся AoE 3 базируется на движке нового поколения. Ребята из Ensemble Studios, после выпуска Age of Mythology, решили ваять нашего сегодняшнего подопечного именно на движке AoM. Однако со временем они поняли, что в рамки этой довольно быстро устаревающей платформы (имеется в виду не игровые платформы, а платформа как фундамент всей игры) им не уложиться. Так появился на свет новый, аккуратный и производительный двигатель. Картинка, естественно, теперь в полном 3D. Масштабируемость просто поражает. Отдаляя камеру, мы видим белесые облака, приближая – цвет штанишек. В общем, все как надо. Правда есть одно «но», которое просто поразило меня. Привычного для нас вращения камеры не будет, и смотреть на мир под углом в 239 градусов, к примеру, не получится. Уж извольте выбрать четыре доступных режима, естественно, при нажатии камера просто разворачивается на 90 градусов, еще раз кликните, еще на 90. Не знаю, может, кому-то покажется и этого достаточно, но я думаю, что в проекте ААА-класса должно быть все, даже такие мелочи. Детализация местности поражает. Каждый объектик с любовью «приклеен» к миру сему, и переливается всеми цветами радуги. Да, кстати, большего всего в плане графики меня поразил свет и тень. Казалось бы, стратегия, не шутер, ан нет! Художники-кудесники сумели так преобразить мир, что он действительно заиграл по живому. Все текстуры четки и не размыты, а количество полигонов в одном кадре превышает все доступные пределы! Браво, вот это я называю достойной работой.

Посмотрев на прекрасную картинку, хочется потешиться и звуком. Ничего сверхъестественного в этой области проделано не было, но общий уровень на высоте. Отменные звуки, ненавязчивая фоновая музыка и умело подобранные голоса. Стоит заметить, что каждая нация говорит с определенным ей акцентом. Поэтому мы никогда не встретим таких несуразиц, типа крестьянина-немца бесподобно «шпрехающего» на английском. Больше мне добавить нечего, лишь напомню о самой большой проблеме всех стратегий – однообразие фраз. Ну не могу я, играя пять часов подряд за одну страну, в сотый раз слышать «Да, господин», «Будет сделано». Ведь любая команда разработчиков знает, как это раздражает игровое общество. Так почему же не записать еще пяток- другой фраз? Пока для всех нас это останется большой загадкой.

Да, как же я мог забыть поведать вам о физике в AoE III. Что это вы так выпучили лица? Я не ошибся, самая настоящая физика, причем используется не абы какая основа, а знаменитый Havok. Угу, тот самый, из Painkiller. Теперь удачный залп артиллерии не пройдет бесследно – ядро, попав в человечка, унесется на много-много метров. Причем в полете, он будет дрыгать ручками и ножками. Забавно, не правда ли? А крушение зданий никогда еще не было таким веселым и интересным занятием. Та же примитивная пушка, стрельнув чугунным ядром, и задев уголок здания, просто вынесет вместе с ним куски кирпичей и деревяшек. Но ежели ядро угодит прямо в опору строения – пиши-пропало. Оно начнет эффектно и правдоподобно рушиться, причем построено все это не на скриптах, а на том самом хваленом движке. Стоит также напомнить вам о солдатах, решивших сокрушить соседнюю деревеньку. Ветераны помнят, как во второй части «Века империй» юниты своими мечами и граблями рушили замок! Представьте, как я лопатой крушу бетонную стену. Смешно? Вот и мы тогда смеялись. Слава Богу, в AoE 3 такого бага не допустили. Послав свое немногочисленное пеше - конное войско к «давнему другу» и кликнув на его здании, я был приятно удивлен, когда с должным величием мой копейщик достал лук с огненными стрелами (откуда только они у него - ума не приложу) и начал их «пулять» в избушку. Опять же таки, мелочь, да приятно.

Итоговые комментарии.
Надеюсь, что, прочитав сие творение, вы уже решились: покупать игру или нет. Но если вас до сих пор терзают сомнения, и вы не хотите тратить свои жалкие монетки на ТАКОЕ творение, то я даже и не знаю, чем вас можно удивить. Может, выходом Doom IV? На Unreal Engine 3.

Плюсы: Отменная графика, геймплей, сюжет – все на высоте.
Минусы: Всего 4 режима вращения камеры, поначалу теряешься в интерфейсе.
Общее впечатление: Более чем достойное продолжение достойной серии исторических стратегий. Еще пояснения нужны?

Геймплей:
Все гладко и приятно, никаких недочетов или багов. Отлично построенные кампании не дадут вам заскучать.

Графика:
Придраться смог лишь к неповоротливой камере.

Звук:
Все на должном уровне, минус отправим в сторону быстро приедающихся фразы.

Надолго ли?:
Целых три акта, возможность игры по сети и Интернету, встроенный редактор сценариев. Что еще для счастья надо?

Очень важная для всей игровой индустрии стратегия вышла в свет после косметической операции.

Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя
Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя
Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Всё чаще разработчики достают из пыльных сундуков горячо любимые всеми классические игры, чтобы подарить им вторую жизнь. Проводится серьезная работа: нужно осовременить внешний вид проекта, подогнать его под сегодняшние операционные системы, переписать звук, добавить контент. Иногда получается здорово, иногда — всего лишь сносно или даже совсем уныло.

В какой форме вернулась в строй Age of Empires: Definitive Edition, один из самых прочных кирпичей в фундаменте стратегического жанра? Будем разбираться. Если кратко, то ждать переиздания стоило. Но некоторые вопросы студии-разработчику Forgotten Empires всё-таки хочется задать.

Концерт для скрипки с оркестром

Не сочтите странным то, что в первую очередь я выскажусь о саундтреке. Ведь именно музыка — одно из главных достоинств проекта. Работу Тодда Мастена, композитора и звукового дизайнера, перезаписали по современным стандартам, и в Definitive Edition вновь зазвучали прекрасные музыкальные треки.


На ранних стадиях развития племени игра напоминает робинзонаду

Оркестровая музыка встречает вас в меню и продолжает радовать во всех режимах игры. Основной акцент сделали на эпичных мотивах и медитативных мелодиях, что для игры о развитии племенных поселений — лучший вариант. Саундтрек игры двадцатилетней давности до сих пор можно считать эталонным, в стратегическом жанре лучше звучали, пожалуй, только Civilization и Total War.

Звуковые эффекты ремастера полностью соответствуют требованиям времени, а голос рассказчика в кампаниях несомненно радует.


Лужи крови и тела не растворяются в воздухе. Memento mori!

Не останавливаясь только на аудиальной части, разработчики Definitive Edition навели внешний лоск. То, как выглядит в итоге двухмерная картинка, заслуживает как минимум уважения. Без преувеличения: на движения юнитов в обновленной Age of Empires тянет любоваться. Обилие мелких деталей, аккуратные модели, неплохая, хоть и аскетичная анимация. При максимальном увеличении видна игра мышц у полуголых рабочих. Всё, что связано с водной стихией, и вовсе смотрится отлично: шейдерные всплески, умилительные стайки рыб и резвящийся кит, которого можно показать детям (они порадуются — проверено опытным путём).

Рискну утверждать, что на сегодняшний день Age of Empires стала самой красивой 2D-стратегией.


Порох в пороховницах

Священную корову не стали учить новым трюкам: геймплей совершенно не изменился.

Ранее бета-версия позволила опробовать мультиплеер, и мы уже делились своим мнением о нём. Там нас ждали большие карты и общая неторопливость игрового процесса (или наоборот, если найти ещё семерых игроков для схватки на одной территории). К релизу приготовили одиночную игру против ИИ, с дюжиной настраиваемых параметров, и кампании, заслуживающие большего внимания.


Процесс восстановления исторической справедливости в кампаниях, как и двадцать лет назад, неспешен и по-прежнему чертовски увлекателен. Мы отстраиваем поселение своей мечты, стараясь грамотно распределять рабочую силу, ресурсы и доступные площади. Когда дело доходит до вооруженных конфликтов с иноземцами — а доходит до этого всегда, — пытаемся проявить тактический талант, отводя раненых в тыл, не пуская лучников в рукопашную и сталкивая врагов со своими тяжёлыми пехотинцами.

Бои протекают довольно живо, хотя множество игр и обходит Age of Empires: Definitive Edition по части сражений. Строительство и научный прогресс приносят больше радости, здесь игра демонстрирует сбалансированный и достаточно гибкий процесс; все эти грядки с морковкой, склады и амбары, окружённые башнями и стенами, увлекают сегодня так же, как и в прошлом веке.


К сожалению, разработчики не добавили в ремейк активную паузу, которая появилась в сериале со второй части, Age of Kings. Временами действие обретает нешуточный размах, и возможность перевести дух, чтобы раздать приказы подданным, пришлась бы к месту. Есть опция ускорения времени, что иногда полезно, но замедлять его или останавливать нам не дано.

Мирная фаза попросту интереснее военных действий, но без войны в игре никуда.

Каждая миссия в кампаниях сводится к сносу ветхих построек противника. Хотя отдам должное сценаристам: они использовали весь свой арсенал уловок для создания разнообразных и вполне увлекательных ситуаций. Нам придётся в одиночку пробираться по лесу, где обжилась многодетная семья голодных львов, покорять воинственные племена, имея на старте тощего жреца без охраны, и строить архитектурные чудеса на дальних островах.


В одиночный контент входит и масштабное дополнение The Rise of Rome, интересное тем, что кроме напыщенных римлян нам дадут поиграть за их противников и порулить знаменитыми карфагенскими слонами.

На пересдачу!

Античная стилистика радует глаз с самого вступительного ролика. При погружении в процесс архитектура строений, одежда и доспехи юнитов, выдержки из истории древних цивилизаций и упомянутая музыка создают нужное настроение и убеждают нас, что дело происходит до Рождества Христова.


От молодящегося ветерана никто и не требовал исторической достоверности, но многие условности, на которые закрывали глаза в 1990-х, сегодня огорчают. Нации отличаются минимально, и, когда египтяне выводят на поле боя своих египетских гоплитов, становится грустно. Ладно Египет, какие-то пересечения с античной Грецией всё же могли быть, но когда в Древней Японии мы видим копьеносцев из фаланги — это уже слишком.

Да, здесь стоило бы сделать скидку на возраст игры, но порой не хочется. Неточностей здесь более чем достаточно. А вот перевод текста, которого здесь не так уж и много, выполнен ужасно, и никаких скидок здесь быть не может.


Разрушение зданий без осадных орудий — утомительное занятие

Запустив Age of Empires: Definitive Edition, вы вскоре узнаете, что войска в ту пору состояли из «дубинщиков» и «топорщиков». Поздравляя с победой, игра сообщит, что «ваше вождество испытало рост». Слепой жрец в игре — «многоуважаемый парниша»! И первое место хит-парада нелепостей: оказывается, в Альпах многие воины Ганнибала «свалились насмерть». Было бы смешно, если б не было так грустно.



Bugs’ Life

Увы, из культовой Age of Empires так и не выловили все баги.

Критических ошибок замечено не было, но обилие мелких «жуков» настораживает. Ваши священники иногда впадают в транс (общаются с небесным начальством?) и отказываются лечить раненых. Враги задумчиво созерцают дали, пока вы украшаете их спину стрелами. Дикие хищники замирают в прыжке. Все звуковые эффекты внезапно пропадают, оставляя вам в утешение музыку. На панель интерфейса не всегда выводятся задачи миссии.

К тому же игра даже на мощных машинах любит «призадуматься». Вы сами убедитесь, что быстрое сохранение здесь вовсе не быстрое.


Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Age of Empires: Definitive Edition обязательно стоит оценить игрокам, которые в своё время предпочитали оригинал здоровому сну. Так как жанровых конкурентов у игры немного, она способна привлечь свежую аудиторию, но, скорее всего, новых «адептов» будет не так уж и много.

Очень важная для всей игровой индустрии стратегия вышла в свет после косметической операции.

Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя
Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя
Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Всё чаще разработчики достают из пыльных сундуков горячо любимые всеми классические игры, чтобы подарить им вторую жизнь. Проводится серьезная работа: нужно осовременить внешний вид проекта, подогнать его под сегодняшние операционные системы, переписать звук, добавить контент. Иногда получается здорово, иногда — всего лишь сносно или даже совсем уныло.

В какой форме вернулась в строй Age of Empires: Definitive Edition, один из самых прочных кирпичей в фундаменте стратегического жанра? Будем разбираться. Если кратко, то ждать переиздания стоило. Но некоторые вопросы студии-разработчику Forgotten Empires всё-таки хочется задать.

Концерт для скрипки с оркестром

Не сочтите странным то, что в первую очередь я выскажусь о саундтреке. Ведь именно музыка — одно из главных достоинств проекта. Работу Тодда Мастена, композитора и звукового дизайнера, перезаписали по современным стандартам, и в Definitive Edition вновь зазвучали прекрасные музыкальные треки.


На ранних стадиях развития племени игра напоминает робинзонаду

Оркестровая музыка встречает вас в меню и продолжает радовать во всех режимах игры. Основной акцент сделали на эпичных мотивах и медитативных мелодиях, что для игры о развитии племенных поселений — лучший вариант. Саундтрек игры двадцатилетней давности до сих пор можно считать эталонным, в стратегическом жанре лучше звучали, пожалуй, только Civilization и Total War.

Звуковые эффекты ремастера полностью соответствуют требованиям времени, а голос рассказчика в кампаниях несомненно радует.


Лужи крови и тела не растворяются в воздухе. Memento mori!

Не останавливаясь только на аудиальной части, разработчики Definitive Edition навели внешний лоск. То, как выглядит в итоге двухмерная картинка, заслуживает как минимум уважения. Без преувеличения: на движения юнитов в обновленной Age of Empires тянет любоваться. Обилие мелких деталей, аккуратные модели, неплохая, хоть и аскетичная анимация. При максимальном увеличении видна игра мышц у полуголых рабочих. Всё, что связано с водной стихией, и вовсе смотрится отлично: шейдерные всплески, умилительные стайки рыб и резвящийся кит, которого можно показать детям (они порадуются — проверено опытным путём).

Рискну утверждать, что на сегодняшний день Age of Empires стала самой красивой 2D-стратегией.


Порох в пороховницах

Священную корову не стали учить новым трюкам: геймплей совершенно не изменился.

Ранее бета-версия позволила опробовать мультиплеер, и мы уже делились своим мнением о нём. Там нас ждали большие карты и общая неторопливость игрового процесса (или наоборот, если найти ещё семерых игроков для схватки на одной территории). К релизу приготовили одиночную игру против ИИ, с дюжиной настраиваемых параметров, и кампании, заслуживающие большего внимания.


Процесс восстановления исторической справедливости в кампаниях, как и двадцать лет назад, неспешен и по-прежнему чертовски увлекателен. Мы отстраиваем поселение своей мечты, стараясь грамотно распределять рабочую силу, ресурсы и доступные площади. Когда дело доходит до вооруженных конфликтов с иноземцами — а доходит до этого всегда, — пытаемся проявить тактический талант, отводя раненых в тыл, не пуская лучников в рукопашную и сталкивая врагов со своими тяжёлыми пехотинцами.

Бои протекают довольно живо, хотя множество игр и обходит Age of Empires: Definitive Edition по части сражений. Строительство и научный прогресс приносят больше радости, здесь игра демонстрирует сбалансированный и достаточно гибкий процесс; все эти грядки с морковкой, склады и амбары, окружённые башнями и стенами, увлекают сегодня так же, как и в прошлом веке.


К сожалению, разработчики не добавили в ремейк активную паузу, которая появилась в сериале со второй части, Age of Kings. Временами действие обретает нешуточный размах, и возможность перевести дух, чтобы раздать приказы подданным, пришлась бы к месту. Есть опция ускорения времени, что иногда полезно, но замедлять его или останавливать нам не дано.

Мирная фаза попросту интереснее военных действий, но без войны в игре никуда.

Каждая миссия в кампаниях сводится к сносу ветхих построек противника. Хотя отдам должное сценаристам: они использовали весь свой арсенал уловок для создания разнообразных и вполне увлекательных ситуаций. Нам придётся в одиночку пробираться по лесу, где обжилась многодетная семья голодных львов, покорять воинственные племена, имея на старте тощего жреца без охраны, и строить архитектурные чудеса на дальних островах.


В одиночный контент входит и масштабное дополнение The Rise of Rome, интересное тем, что кроме напыщенных римлян нам дадут поиграть за их противников и порулить знаменитыми карфагенскими слонами.

На пересдачу!

Античная стилистика радует глаз с самого вступительного ролика. При погружении в процесс архитектура строений, одежда и доспехи юнитов, выдержки из истории древних цивилизаций и упомянутая музыка создают нужное настроение и убеждают нас, что дело происходит до Рождества Христова.


От молодящегося ветерана никто и не требовал исторической достоверности, но многие условности, на которые закрывали глаза в 1990-х, сегодня огорчают. Нации отличаются минимально, и, когда египтяне выводят на поле боя своих египетских гоплитов, становится грустно. Ладно Египет, какие-то пересечения с античной Грецией всё же могли быть, но когда в Древней Японии мы видим копьеносцев из фаланги — это уже слишком.

Да, здесь стоило бы сделать скидку на возраст игры, но порой не хочется. Неточностей здесь более чем достаточно. А вот перевод текста, которого здесь не так уж и много, выполнен ужасно, и никаких скидок здесь быть не может.


Разрушение зданий без осадных орудий — утомительное занятие

Запустив Age of Empires: Definitive Edition, вы вскоре узнаете, что войска в ту пору состояли из «дубинщиков» и «топорщиков». Поздравляя с победой, игра сообщит, что «ваше вождество испытало рост». Слепой жрец в игре — «многоуважаемый парниша»! И первое место хит-парада нелепостей: оказывается, в Альпах многие воины Ганнибала «свалились насмерть». Было бы смешно, если б не было так грустно.



Bugs’ Life

Увы, из культовой Age of Empires так и не выловили все баги.

Критических ошибок замечено не было, но обилие мелких «жуков» настораживает. Ваши священники иногда впадают в транс (общаются с небесным начальством?) и отказываются лечить раненых. Враги задумчиво созерцают дали, пока вы украшаете их спину стрелами. Дикие хищники замирают в прыжке. Все звуковые эффекты внезапно пропадают, оставляя вам в утешение музыку. На панель интерфейса не всегда выводятся задачи миссии.

К тому же игра даже на мощных машинах любит «призадуматься». Вы сами убедитесь, что быстрое сохранение здесь вовсе не быстрое.


Age of Empires: Definitive Edition. 20 лет спустя

Age of Empires: Definitive Edition обязательно стоит оценить игрокам, которые в своё время предпочитали оригинал здоровому сну. Так как жанровых конкурентов у игры немного, она способна привлечь свежую аудиторию, но, скорее всего, новых «адептов» будет не так уж и много.

Читайте также: