Контроль распространяемый на все службы и подразделения отвечает требованию овд

Обновлено: 06.07.2024

Действие документа (за исключением ч. 4 ст. 10, п. 21 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 13, ст. 76) распространено на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в Росгвардии (Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ).

2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:

1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;

2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;

3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также - сотрудник).

3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:

1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;

2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, - по специальному званию;

3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;

4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;

5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее - контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;

6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Значение контроля заключается в том, что он выступает средством обратной связи субъекта с объектом управления, наличие которой является одним из обязательных условий управляемости систем. В результате контроля субъект получает информацию о действительном положении дел, о степени реального выполнения принятых решений. Следовательно, отсутствие контроля исключает целенаправленность управляющих воздействий.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, иными словами - результаты воздействия субъекта на объект.

Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения. В качестве функции процесса управления он является видом управленческой деятельности субъекта управления, осуществляемой при решении всех управленческих задач (известно, что информационно-аналитическая работа, планирование, подбор, расстановка и воспитание кадров нуждаются в контроле не в меньшей степени, чем исполнение планов, приказов и т.п.). Применительно к ходу выполнения какого-то конкретного решения контроль следует рассматривать в качестве элемента организации исполнения решения (контроль за ходом выполнения задания) или стадии процесса управления (контроль итогов, результатов выполнения задания).

В органах внутренних дел основными задачами контроля являются:

- обеспечение неукоснительного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;

- обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых органами внутренних дел решений;

- повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности;

- своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе;

- выявление и внедрение положительного опыта;

- повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

Многообразие перечисленных задач обусловливает наличие нескольких видов контроля в органах внутренних дел.

По месту в управленческом цикле различают предупредительный, текущий и последующий контроль.

Предупредительный (превентивный) контроль осуществляется на стадии принятия решения подчиненными органами или сотрудниками (например, при подготовке плана работы). Он может также применяться для проверки готовности подчиненных к реализации решения вышестоящего субъекта либо к действиям в определенных, в т.ч. экстремальных условиях (например, при проверке готовности подразделения к действиям в условиях чрезвычайного положения).

Текущий (оперативный) контроль осуществляется субъектом в процессе организации исполнения решения. Этот вид контроля является элементом организаторской работы (например, контроль руководителя органа за проведением операции, осуществляемый в процессе ее проведения) и позволяет осуществлять коррегирование решений, регулирование деятельности системы управления.

Последующий контроль (проверка исполнения)осуществляется по окончании действия управленческого решения (например, при проверке выполнения плана, приказа и т.п.). Следует отметить, что, в отличие от текущего, этот вид контроля характеризуется меньшей степенью оперативности, поскольку не позволяет вмешиваться в деятельность подчиненных по реализации конкретного решения, так как она уже завершена (не исключено, что с допущенными при этом ошибками и недостатками). Вместе с тем, последующий контроль необходим для того, чтобы определить общие результаты деятельности органов внутренних дел (состояние их работы) и устранить имеющиеся в ней общие недостатки.




По назначению (цели и объему) выделяются общий и специальный контроль. Общим охватываются все стороны деятельности контролируемого органа, подразделения или сотрудника, а специальным (целевым, отраслевым) - отдельные направления, линии работы (например, борьба с правонарушениями несовершеннолетних).

В зависимости от целей, круга проверяемых вопросов и уровня субъекта контроля он может осуществляться в различных формах. В управленческой практике применяется множество этих форм. При этом контроль становится тем более действенным и эффективным, чем в более разнообразных формах он осуществляется.

Все их множество по определенным общим признакам и с известной долей условности может быть разделено на три основные группы форм осуществления контроля в органах внутренних дел: непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах; изучение информационных материалов, характеризующих их работу; заслушивание исполнителей о их работе. Заметим, для форм контроля, отнесенных к первой группе, характерно непосредственное восприятие информации о деятельности проверяемых объектов, тогда как критерием объединения форм контроля во вторую и третью группы является преобладающий способ получения информации об этой деятельности.

Непосредственное ознакомление с деятельностью исполнителей на местах может осуществляться путем:

- непосредственного наблюдения руководителя за работой исполнителей (например, проверки несения службы сотрудниками патрульно-постовой службы на постах, приема населения участковыми уполномоченными полиции, работы по раскрытию преступления оперуполномоченными уголовного розыска посредством наблюдения за их деятельностью на месте происшествия, при проведении оперативных мероприятий и т.п.);

- инспекторских, контрольных и иных проверок деятельности подчиненных органов внутренних дел.

Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью ОВД РФ» закрепляет два основных вида проверок: плановые и внеплановые целевые проверки.

Плановые целевые проверки осуществляются в соответствии с планом служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на квартал (план служебных командировок).

Подразделения МВД России, деятельность которых подлежит проверке в предстоящем квартале, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации с учетом: предложений первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного департамента МВД России, ответственных за соответствующие направления деятельности.

Деятельность территориального органа МВД России подлежит плановой проверке не реже одного раза в два года. Периодичность плановых целевых проверок подразделения, организации МВД России и плановых проверок структурных подразделений территориальных органов МВД России не устанавливается.

Внеплановая целевая проверка проводится в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации по предложению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за соответствующее направление деятельности, а также по предложению ОАД МВД России, Договорно-правового департамента МВД России, Департамента делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций МВД России, главного инспектора МВД России.

В отношении территориальных органов внутренних дел целевая проверка производится по нескольким управлениям деятельности в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской по предложению ОАД МВД России, главного инспектора МВД России, а также по предложению организатора зонального контроля МВД России от подразделения МВД России, являющегося субъектом зонального контроля МВД России.

Инспектирование (инспекторская проверка) – форма ведомственного контроля, включающая в себя комплекс мер по установлению фактического положения дел, изучению, проверке, оценке состояния и результатов деятельности органов внутренних дел, выработке мер по ее эффективности.

Об инспектировании деятельности органа внутренних дел подписывается распоряжение об инспектирование, которое подписывается руководителем инспектирующего органа внутренних дел.

Важность и значимость анализа механизма инспектирования обусловлена тем, что он является необходимым инструментом для определения целей инспектирования и их достижения. Целями инспектирования являются: изучение и оценка фактического положения дел в инспектируемом органе с последующим информированием Министра внутренних дел Российской федерации; совершенствование организации и повышение эффективности деятельности инспектируемого органа, а также формирование инспекторской оценки для включения в итоговую комплексную оценку деятельности территориального органа МВД России за год. Причем необходимо четко представлять, что цели вытекают из потребностей практической деятельности, а не из формальных построений теории, т.е. должны рассматриваться не как предопределенные, а как результаты глубокого изучения проблемной ситуации.

По окончании инспектирования в инспектируемом органе готовятся: акт о результатах инспектирования; план реализации предложений по устранению нарушений и недостатков, вывяленных при инспектировании. Результаты инспектирования рассматриваются на совещании руководящего состава проинспектированного органа с приглашением руководителей органов государственной власти субъекта Российской федерации и правоохранительных органов. Окончательное решение по оценке деятельности проинспектированного органа принимает Министр внутренних дел Российской Федерации.

Контрольная проверка – форма ведомственного контроля, направленная на изучение состояния работы по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. Продолжительность контрольной поверки устанавливается для: подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, СК МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел на окружном уровне г - 10 суток; территориальных органов внутренних дел на районном уровне - до 5 суток.

Контрольной проверке в обязательном порядке подвергаются органы и подразделения, получившие неудовлетворительные оценки и поставленные на особый контроль МВД России, как в целом, так и по направлениям деятельности, или допустившие после инспектирования ухудшение результатов деятельности. Сроки выезда определяются с учетом остроты ситуации, но не ранее, чем через девять месяцев после инспектирования.

С учетом стабильно положительных результатов деятельности органа внутренних дел, подлежащего контрольной проверке, контрольная проверка может быть отменена либо заменена на целевой выезд по направлениям деятельности.

Комплексные выезды также являются одной из форм комплексного обследования деятельности органов внутренних дел, имеющих низкие показатели по основным направлениям деятельности или работающих в сложных условиях. Они осуществляются специально создаваемыми комплексными группами, включающими представителей различных подразделений и служб МВД России, МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации. Наряду с оказанием практической помощи, целью таких выездов является проверка направлений деятельности контролируемого органа, изучение документов по организации служебной деятельности и т.п.

В МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам федерации комплексные группы направляются не реже одного раза в два года, а в территориальные органы внутренних дел на районном уровне - не реже одного раза в год.

Отраслевые проверки в качестве главной преследуют цель контроля за деятельностью и оказание практической помощи определенной отраслевой службе органа внутренних дел.

Выборочные проверки (целевые, предметные) осуществляются с целью контроля за работой одного или нескольких органов внутренних дел по выполнению конкретного управленческого решения либо эффективностью реализации того или иного мероприятия. Отраслевые и выборочные проверки органов внутренних дел могут осуществляться путем целевых (самостоятельных) выездов специальных групп или отдельных сотрудников в зависимости от складывающейся обстановки. Разновидностью предметных проверок являются смотры (например, строевые, смотр техники).

На основе вскрытых данными формами контроля недостатков принимаются меры к их предупреждению и устранению не только в подвергнутых проверке, но и в других органах внутренних дел.

Заслушивание исполнителей о состоянии их работы позволяет оперативно получить, уточнить и дополнить необходимую информацию. Оно может производится как коллективно (на совещаниях, собраниях, инструктажах и т.п.), так и индивидуально, путем вызова исполнителя руководителем.

Эффективность контроля напрямую обусловлена наиболее оптимальной формой его осуществления. В свою очередь, выбор формы контроля за деятельностью подчиненных органов во многом зависит от уровня субъекта управления. Практика убеждает, что при достижении целей контроля нельзя отдавать предпочтение какому-то одному его виду или форме. Следует иметь в виду, что каждый и каждая из них имеет как свои преимущества, так и недостатки. Поэтому только умелое сочетание субъектом управления различных видов и форм контроля, их выбор в соответствии со складывающейся обстановкой, реальными возможностями и условиями способны обеспечить надлежащее решение задач контроля в органах внутренних дел.

Наряду с государственным контролем и прокурорским надзором в отношении полиции осуществляется общественный контроль.

Данное положение закреплено в части 1 статьи 50 Федерального закона от 7 февраля2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В частности, в ней сказано, что граждане Российской Федерации и общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и, общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.

Нормативно-правовое закрепление данной формы контроля в виде отдельной статьи обусловлено его значимостью для деятельности полиции. Провозглашая и формируя новый тип взаимоотношений между органом правоохраны и обществом, конкретным гражданином, законодатель делает полицию открытой для такого контроля.

Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны граждан является производным от их права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля2005 г. № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации». Среди основных форм такого контроля можно выделить следующие: проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; выдачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России; направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности полиции.

Контроль общественных наблюдательных комиссий и их членов за деятельностью полиции осуществляется на основании Федерального закона от 10 июня2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и имеет целью проверку обеспечения прав граждан в местах их принудительного содержания.

Еще одной, новой группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах.

Часть 7 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает создание при МВД России и его территориальных органах общественных советов, призванных обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции. Обозначены основные направления их деятельности.

Свою конкретизацию положения названной нормы нашли в Указах Президента Российской Федерации от 23 мая2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и от 28 июля2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации».

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Читайте также: