Код да винчи скандал

Обновлено: 05.07.2024

На этот раз интерес к триллеру Рона Хауарда "Код да Винчи" был столь велик, что едва ли не вся пресса прибыла в Канн на день раньше, чтобы успеть к самому первому просмотру. И теперь она в экзальтации пузырилась перед входом в зал "Дебюсси", уже за полчаса до начала забитый до отказа.

Обстановку крупнокалиберного события создавали несколько долгоиграющих факторов. Роман Дэна Брауна за три года вызвал рекордное количество скандалов, включая самый мощный - вокруг сенсационной версии о Христе, якобы женившемся на Марии Магдалине и народившем от нее детишек. И в результате стал самым раскрученным бестселлером начала века. Экранизировать объемистый фолиант взялся режиссер с хорошей репутацией - оскаровский лауреат, автор интеллектуально-психологического исследования "Игры разума" и спортивного "байопика" "Нокдаун", человек, который в своих фильмах всегда отталкивался от реальных судеб и фактов. А значит, зря муссировать идею о папе Христе и его живущих среди нас дальних потомках он не станет.

И, наконец, к участию в таком проекте, переворачивающем с ног на голову базовые культурные и религиозные ценности всей человеческой цивилизации, надо было привлечь международные силы.

Что и было сделано: имена американца Тома Хэнкса, французов Жана Рено и Одри Тоту, англичан Иана Маккеллена и Пола Беттани, немца Юргена Прохнова и латиноса Альфреда Молины в роли епископа Арингаросы придавали всему предприятию оттенок глобальности.

Скажу сразу: еще никогда мыльный пузырь не надувался до столь циклопических размеров, и в этом смысле "Код да Винчи" несомненно поставил рекорд, побить который невозможно.

Взволнованному и накаленному до отказа залу показали "Фантомаса", только сделанного с натужной серьезностью, со всеми элементами "большого стиля" и крупнобюджетного блокбастера. Ассоциации с "Фантомасом" возникают на подсознательном уровне - вероятно, от маскоподобной физиономии Тома Хэнкса, мучительно изображающего непривычный процесс "думания", а главное - от той легкости в мыслях необыкновенной, которая всегда выдает пламенных изобретателей вечного двигателя. У перпетуум-гениев всегда наготове множество идей, сокрушающих основы и способных решить все проблемы человечества. Дэн Браун из таких Кулибиных. Но он отважился запустить руку в святая святых в прямом смысле слова - и бдительная церковь совершенно бесплатно устроила ему беспрецедентный в истории "промоушн". Если бы она просто промолчала брезгливо, роман так и остался бы добычей любителей автобусного чтива наподобие тех дамских детективов, которые у нас поставлены на поток целым выводком малоталантливых писательниц, не имеющих отношения к литературе. Фильм пошли бы смотреть сугубые поклонники Дэна Брауна - теперь его жаждут увидеть все.

Роберта Лэнгдона, профессора-криптолога, вовлеченного в авантюру с поисками святого Грааля, играет Том Хэнкс. В интервью, опубликованном "РГ" во вторник, он говорил о главной трудности работы над фильмом - вдохнуть в героя фильма жизнь. Опытный зритель тут уже насторожится: вдыхать жизнь в героев Чехова или Шекспира нет потребности, там пульсируют каждая фраза и каждый поступок. Хэнкс говорил о безнадежном: строчки, читаемые им с экрана, так и остались строчками, за ними нет ни характера, ни судьбы, ни даже интеллекта, который тут должен играть первую скрипку. От умственного перенапряжения и постоянно сморщенного лба герой выглядит глупым - и это самое катастрофичное для всей затеи. Перед нами новый Форрест Гамп, только надевший профессорскую мантию и прикинувшийся умным.

Одри Тату в роли судебной шифровальщицы Софи Невё играет подобие вечно пламенеющей Долорес Ибаррури - красивая женщина с глазами-вишенками словно от самого старта предполагает, что ей к финалу суждено занять пост и.о. Христа на земле. Значительно лучше других Иан Маккеллен в роли сэра Ли Тибинга, историка религий и человека-хамелеона: талант этого актера позволяет ему одушевить и телефонную книгу. Остальные персонажи - функции: Жан Рено в роли полицейского комиссара Фаша чрезвычайно похож на тяжеловесно посерьезневшего комиссара Жюва (Де Фюнес в "Фантомасе"), и у него приблизительно те же задачи; альбиноса Сайласа играет до отказа набеленный Пол Беттани, сладострастно себя бичующий, умерщвляя бунтующую плоть. Рассуждения Брауна о послужном списке церкви, взявшей на себя грех массового убийства наиболее умных женщин в эпоху "охоты на ведьм" и объявившей любому инакомыслию нескончаемый крестовый поход, в фильме осторожно опущены. Вообще после искусственно заторможенного романа кажется, что картина перешла на рысцу: первые сорок глав проносятся за четверть часа и там, где Дэн Браун, чувствуя логическую слабину, долго подводит под нее базу, фильм не озабочен подобными глупостями - он в глупость ныряет очертя голову. Его эксклюзивный код доступа: "Отключите мозги". Режиссура же сводится к стандартному набору погонь, с положенным визгом тормозов и пальбой по каждому поводу. Сцены, которые должны перебросить нас в седую древность, изумляют аляповатой самодеятельностью: такой корявой компьютерной анимации мы не видели со времен первых "робиков", а снятые на Мальте стотысячные массовки кажутся мультиком. Правда, в финале, где на героев снисходит благодать, приятно поют райские птички.

После просмотра становится непонятно, чего мы вообще ожидали. Дэн Браун написал роман-головоломку, вся интрига которого строится по принципу "матрешки": внутри только что раскрытого секрета таится новый, и так до победного конца. Иных задач и достоинств там нет: характеров, психологических откровений, художественного стиля, всего, что делает кипу испачканной типографской краской бумаги литературой. Интригу Браун плетет, надо признать, умело: головоломки - его пунктик, здесь он набрался опыта. Но перечитывать такую книгу даже посредством киноэкрана - что повторно разгадывать кроссворд. Поэтому для читателей романа 2,5-часовой фильм окажется непоправимо скучным. А новичок в сюжете, как я уже сказал, будет поражен не разгадкой вековых тайн человечества, а безумной (в буквальном смысле) храбростью, с какой авторы их разгадывают.

Многие мои коллеги в связи с этой каннской премьерой предвкушают скандал. Один даже сообщил читателям, что ждет бомбу во Дворце фестивалей. В нашем мире все возможно, и я тоже с интересом пойду сегодня к смокинговой толпе посмотреть, что будет. И если что будет - расскажу завтра. Но присоединяться не стану: скука - это пострашнее исполосованного альбиноса Беттани.

Первый в мире сеанс для прессы в зале "Дебюсси" закончился смешками и свистом. Крупнейший хит XXI века оказался пшиком.

На экраны планеты фильм выходит 19 мая. Уже отпечатаны почти 12 тысяч копий.

Анализируя книгу Брауна, известный исследователь религиозных текстов француженка Аристида де Лармина прежде всего указывает, что версия автора, будто бы Иисус и Мария Магдалина были женаты и это якобы подтверждается реальными фактами, на самом деле мистификация. И вот почему. Браун ссылается на апокрифическое Евангелие от Филиппа ("И была Спасителю спутницей Мария Магдалина. Христос любил ее более всех, и часто лобзал ее уста"). Откуда должно следовать, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой.

Но где прямое указание о том, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой, спрашивает де Лармина. Его нет ни в одном из текстов. Что касается лобзаний, подчеркивает ученый, то следует иметь в виду следующий факт: Евангелие от Филиппа, дошедшее до нас в виде фрагментов, - это не повествование о жизни Иисуса, а совокупность слов и аллегорий. Объятие и поцелуй означают передачу божественного дыхания посвященному.

В другом гностическом тексте - "Евангелии от Иакова", воскресший Христос посвящает в свои тайны Иакова, называя его "своим возлюбленным" и целуя в уста. То есть Мария Магдалина предстает скорее как лучшая из учеников, чем как любовница Христа.

Согласно каноническим Евангелиям, Мария присутствует при Распятии. Она - первая, кому Иисус является после своей смерти. В раннехристианской традиции за ней признается особое место. Де Лармина отмечает, что "мифическая" Мария Магдалина является сочетанием трех женщин, упоминаемых в канонических Евангелиях, - Марии из Магдалы, из которой Иисус изгнал семерых бесов, Марии из Вифании - сестры Марфы и Лазаря, и Марии-грешницы, которая умастила миром ноги Иисуса.

Известные науке повествования V века намекают на прибытие Марии Магдалины в Прованс, в местечко, именуемое сегодня Сен-Мари-де-ла-Мер. Якобы она поселилась в одном из гротов в лесу Бом, ставшем еще в Средневековье местом паломничества. Реликвии, обнаруженные здесь в XIII веке, признаны Ватиканом как подлинные.

Рассматривает де Лармина еще один ключевой тезис Дэна Брауна. В своем романе он пишет, что император Константин распорядился составить текст Нового Завета, из которого были исключены все Евангелия, упоминавшие о человеческой сущности Иисуса, а приоритет отдавался тем текстам, где он изображался божеством. То есть Иисус якобы был избран Богом на Никейском соборе в 325 году в результате голосования.

На самом деле в посланиях Павла, датируемых еще 48 годом, уже сказано: "и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле. " И еще один исторический факт приводит ученый. В 112 году римский губернатор Плиний писал, что "христиане имели привычку регулярно собираться перед рассветом. чтобы почитать Христа как Бога".

Поскольку в первые века появлялись самые разные ереси, то по просьбе епископов Константин созвал первый Вселенский собор, итогом которого было появление Никейского Символа веры.

Смогут ли ученые внести свою лепту в развенчание книги и фильма "Код да Винчи"? Трудно сказать, ведь голос науки, увы, для многих не является авторитетом. Церковь же призывает верующих не ходить на фильм, не читать книгу, а для тех, кто все-таки "согрешит", будут изданы специальные буклеты, разъясняющие "правильную" версию событий далекой древности. А пока скандальные "творения" приносят их создателям многомиллионные прибыли. Ведь запретный плод, как известно, так сладок. А человек так грешен.

Читайте также: