За сколько сапковский продал права на ведьмака

Обновлено: 18.05.2024

Сегодня немного поболтаем про автора книжной серии Анджея Сапковского, Польского писателя и его напряжённые отношения с CD Project Red - разработчиками игр по его книжной серии.

Анджей Сапковский давным давно продал права на игронизацию своей книжной серии компании Metropolis за (600.000 рублей) довольно небольшую сумму денег, которую позже купила компания CD Project Red, на всякий случай они ещё раз заплатили Сапковскому и договорились что всё нормально.

Первые два ведьмака - были довольно слабыми с финансовой точки зрения играми, но третья стрельнула очень круто.

После чего Анджей Сапковский решил что "Я получил недостаточно, хочу получить ещё", хотя ему предлагали процент от выручки, но как он сказал:

Я был достаточно глуп, что продать им все права. Они предлагали мне процент от выручки, но я отказался, потому что считал, что никакой выручки не будет. Я хотел получить все свои деньги здесь и сейчас. Я был достаточно глуп, чтобы передать все в их руки, потому что я не верил в успех. Кто мог его предвидеть? Я не мог.

Теперь он требует выплатить ему миллиард рублей , поскольку доход третьей части Ведьмака был большим. Он не любит игры, поскольку из-за популярности Ведьмака на книгах стали появляться изображения из самой игры, а не оригинальные.

К играм он всегда относился холодно и выдавал много забавных цитат, вот одна из них.

Ладно. Давайте сыграем в карты или выпьем водки, но игры — это глупо. И я до сих пор не изменил свою точку зрения.

Анджей Сапковский - довольно неудачный бизнесмен , который даже продал права Нетфликсу исключительно ради денег, на сам проект ему плевать (если честно, то третья книга скатилась в уг), а теперь требует ему выплатить деньги, к играм он относится холодно, ибо они размывают границу и многие не знают настоящему автора Ведьмака, что Анджею очень сильно не нравится.

Как Сапковский Ведьмака продавал

Скорее всего, вы уже слышали про конфликт между создателем всея Ведьмака паном Сапковским и самыми крутыми поляками игровой индустрии CD Projekt RED. Тема очень горячая и не отписался по ней только ленивый. Только вот у этой истории есть крайне занимательный бэкграунд, о котором не сообщают в игровых новостниках.

Благо, ещё с пол года назад я писал о судьбе самой первой игровой адаптации Ведьмака, так и не увидевшей свет. Ещё тогда, в процессе заполнения собственных пробелов в знаниях истории польского геймдева, мне удалось узнать много чего интересного об отношениях Анджея Сапковского к игровой индустрии и о его любви к лёгким деньгам.

Для начала, на всякий случай, вкратце перескажу актуальную повестку, после чего объясню, почему не стоит сильно удивляться такому поведению Сапковского.

Что случилось

Многоуважаемый польский писатель Анджей Сапковский, заимевший всемирную известность после выхода основанной на его рассказах трилогии игр о Ведьмаке, вдруг захотел денег. Много денег.

Спустя семь лет с релиза The Witcher 2 Сапковский вспомнил, что давал согласие на использование его вселенной лишь в рамках одной игры, а за ВСЕ прочие проекты CD Project торчат ему роялти в размере от 5 до 15%, что приблизительно равно годовому бюджету твоего мухосранска, дорогой читатель.

Разумеется, CD Project тоже не пальцем деланные, и тут же разместили у себя на сайте как обращение юристов Сапковского, так и своё на них категорическое "go f**k yourself".

Это были лихие 90-е, мы выживали как могли

Анджей Сапковский

Не многие знают, что CD Projekt были не первыми, кому пришло в голову сделать игру по мотивам книг о Ведьмаке. Ещё в 1996 году над The Witcher трудился коллектив пионеров польского геймдева Metropolis Software, возглавляемый одним из самых прославленных представителей польской игровой индустрии – Адрианом Хмеляжем. В Metropolis Адриан работал над очень популярной в СНГ Gorky 17, а после ухода в People Can Fly трудился над Painkiller и Bulletstorm. Ну, это так, для осознания масштаба фигуры.

Хмеляж, как представитель польской творческой тусовки, был знаком с Сапковским лично ещё с конца 80-х, поэтому, когда ему пришла в голову идея игроизации Ведьмака, он не постеснялся лично обратиться к автору за одобрением. Одобрение поступило незамедлительно, так как Сапковскому было просто, извините, насрать на все эти ваши игрушки.
Вот цитата из интервью с Хмеляжем:

Честно говоря, тогда его (Сапковского) вообще не волновали игры. Полагаю, он пришел примерно к такому выводу: «Никому нет и дела до игр, так что это, в любом случае, не навредит моему персонажу. А если за это ещё и платят, то почему бы и нет!». Он получил неплохие деньги. Достаточно неплохие! Я не виню его. Это было вполне разумно с его стороны. В любом случае, он получил свои деньги независимо от того, выйдет игра или нет.

К сожалению (а может и к счастью) Ведьмаку от Metropolis Software не суждено было родиться на свет, и если бы не успех CD Projekt, то вряд ли кто-то вспомнил бы сейчас об этой истории. Metropolis задумали нелинейную RPG в открытом мире, работающую в полном 3D, что немного крутовато для местячковой студии в 1997 году, не находите? Несмотря на поддержку немецкого издателя второго эшелона TopWare (вы можете знать их по игре Two Worlds), проект медленно загнулся под тяжестью собственных амбиций.

Но это я немного отошёл от темы. Главное, что Metropolis ещё в 1996 году купил у Сапковского права на игрового Ведьмака за довольно нестыдные по тем временам деньги в районе $10 000. И это сейчас, когда для мировой игровой индустрии Witcher 3 стал чем-то иконоподобным, $10к за права звучит как насмешка, но в середине 90-х никто за пределами Польши и слышать не слышал о каком-то там Wiedzmin. Ещё одна цитата Адриана Хмеляжа за 2017 год не оставит меня голословным:

Если кто-то уверен, что Сапковский должен был потребовать больше, то я хотел бы напомнить вам, что:
А) Тогда это (Ведьмак) был сильный IP (интеллектуальная собственность) в Польше, но не в мире.

Б) В конечном счете он (Сапковский) единственный получил деньги, потому что игра (Ведьмак от Metropolis) так и не появилась.

Сильный IP – это хорошо, но сам по себе он не является решающим фактором в успехе игры, иначе все игры по Star Wars были бы хитами (а это не так), а адаптация Game of Thrones от Telltale продалась бы лучше, чем менее известный The Wolf Among Us (GoT продалась в два раза хуже). Конечный успех Ведьмака как игры связан с только с CDPR, каким бы замечательным не был первоисточник.

И я хочу напомнить, что эти слова принадлежат человеку, который должен был завидовать успеху CDPR больше всех прочих, но у него хватило чести и здравомыслия признать заслуги конкурентов. Он прекрасно понимает, что CDPR выкупили у него совершенно мёртвый IP и только лишь своими силами превратили его в легендарную игровую серию. И я очень сомневаюсь, что автор литературного Ведьмака сильно глупее. Ещё год назад он совершенно открыто сокрушался в том, что не смог предвидеть успех игровой адаптации приключений Геральта:

Я был настолько глуп, чтобы продавать им права на всю вселенную. Они предложили мне процент от их прибыли. Я сказал: «Нет, этого не будет, дайте мне все мои деньги прямо сейчас! » Это было глупо, я был настолько глуп, чтобы забрать всё сразу, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть их успех? Я не мог.

Что же изменилось? Почему требование о дополнительных роялти появилось не после The Witcher 2? Подозреваю, что 5% прибыли от не самого прибыльно сиквела просто не вызвали у пана Сапковского должного аппетиту, чего уже не скажешь о миллионах долларов выкованных в Wild Hunt.

Не стоит забывать ещё один немаловажный нюанс. Исключительно благодаря популярности игровой серии от CDPR Ведьмаком теперь заинтересовался ещё и Netflix, который тоже отслюнявил польскому писателю. Но Сапковский всё ещё не спешит радоваться за успех игровой адаптации своего произведения, и не рассыпается в благодарностях. Зато он не упускает ни одной возможности выжать ещё немного деньжат из сложившейся ситуации. Подозреваю, что писателю стоило бы поучится человечности у своего героя-мутанта.

Vanga mode on

К сожалению, у Сапковского всё-же есть призрачные шансы удовлетворить свои многомиллионные фантазии. Польский закон об авторских правах содержит 44 статью, подразумевающую возможность взыскания с приобретателя прав дополнительных роялти, в случае радикальной разницы между вознаграждением автора IP и прибылью компании, использующей этот IP в своём коммерческом продукте.

Если требования Сапковского будут удовлетворены, то CD Projekt будет обязана выплатить ему $16 000 000. Я уверен, что моим постоянным читателям не стоит пояснять, почему в конечном счёте такой исход ударит по нам, простым игрокам, но на всякий случай проясню этот момент. $16 млн – это гигантские деньги для игровой индустрии, и большинство студий могут только мечтать о таких бюджетах. Да, CD Projekt RED это не убьёт, но было бы очень наивно полагать, что такие финансовые потери не скажутся на объёме и качестве горячо ожидаемого нами Cyberpunk 2077.

Автор книги «Ведьмак» потребовал у CD Projekt Red минимум $16 млн


В 1997 году Анджей Сапковский продал игровой студии CD Projekt Red полные права на использование своей книги «Ведьмак» за 35 тыс. злотых (примерно $9500). Ему предлагали процент от продажи игры. Но писатель сомневался, что игра получит какую-то прибыль, поэтому согласился на «мешок денег», как он тогда говорил. Для того времени это были действительно большие деньги: для сравнения, средняя зарплата в Польше тогда составляла 1000 злотых в месяц ($270).

В принципе, у писателя были основания рассуждать пессимистически, потому что перед этим безуспешные попытки выпустить игру на базе книги предприняли две другие студии: Bulletstorm и Metropolis.

Писатель был уверен, что совершил удачную сделку. Но в 2007 году вышел хит «Ведьмак», который стал одной из лучших игр в своём жанре. К декабрю 2008 года разошлось 300 000 копий. Потом вышла вторая часть. И третья. Счёт продаж пошёл на миллионы


Возникает вопрос: почему Анджей сразу не заключил стандартный авторский договор, почему он согласился на такую скромную сумму в $9500? Полтора года назад в интервью Eurogamer он объяснял причины: «Я был достаточно глуп, чтобы продать им полные права, — говорит он. — Они предложили мне процент от прибыли. Я сказал: „Нет, никакой прибыли не будет — отдайте мне все мои деньги прямо сейчас! Всю сумму”. Это было глупо. Я был достаточно глуп, чтобы оставить всё в их руках, потому что я не верил в их успех. Но кто мог предвидеть успех? Я не мог».

Хотя книга была достаточно популярна в Польше и некоторых других странах, но писатель совершенно не верил в успех игры. Он даже считал компьютерные игры тупыми, исходя из своего опыта игры на старой консоли, где он играл в какую-то стрелялку, убивая марсиан: «Окей, давайте поиграем в карты или выпьем водки, — говорил он тогда, — но убивать марсиан тупо».

Из интервью 2017 года выходит, что Анджей не изменил свою точку зрения, то есть до сих пор считает компьютерные игры глупым делом. Впрочем, это не помешало ему теперь потребовать со студии увеличенную сумму роялти.

О конкретных финансовых условиях контракта с писателем в мае 2017 года рассказал бывший руководитель CD Projekt Red Себастьян Жилинский. Он подтвердил, что писатель не верил в успех игры, отказался от процента с прибыли и потребовал сразу всю сумму.

Теперь Сапковский передумал. Его юридический представитель требует с компании роялти с продаж в размере стандартных 5−15%. В документе приводится расчёт исходя из «консервативного подхода и минимальных ожиданий», а конкретно из расчёта 6% от продаж. По расчётам адвокатов, только для серии игр «Ведьмак 3» размер роялти составляет 60 млн злотых ($16,03 млн по текущему курсу).





Cогласно статье 44 Международной конвенции о защите авторского права автор может претендовать на пересмотр условий, если суд сочтёт несправедливым условия изначального соглашения.

Представители студии выпустили заявление, в котором сообщили, что не должны платить Сапковскому ничего сверх того, что уже заплатили. Они хотят сохранить хорошие отношения с писателем и постараются как-то разрешить эту ситуацию, но руководствоваться будут прежними договорённостями: «По мнению компании, требования, высказанные в этом письме, безосновательны как в отношении их сути, так и в размере требуемой суммы. Компания легитимно и законно приобрела права на интеллектуальную собственность господина Анджея Сапковского в тех областях, в каких это требовалось для использования в играх, разработанных компанией», — сказано в законном заявлении компании.

Фанаты в целом не одобрили требование Анджея. Многие считают, что нужно было изначально соглашаться на процент от продаж, который ему предлагали, а теперь поезд ушёл. Кто-то шутит, что через 20 лет Сапковский подаст иск к студии Netflix с требованием выплатить $100 млн авторских отчислений: мол, раньше он не верил в успех стриминговых сервисов.


Съёмки сериала «Ведьмак» по мотивам саги Анджея Сапковского стартуют 5 ноября 2018 года.

Сейчас писатель очень сожалеет, что продал права за слишком скромную сумму. Судя по интервью, он вообще сожалеет о продаже прав. Анджей говорит, что людям будущего «Ведьмак» будет известен скорее по игре, а не по книгам: «Через 20 лет, — говорит он, — кто-нибудь спросит: „А вот эта игра про ведьмака — кто написал историю?” И никто не будет знать: „Кто-то написал”, — ответят они». Похоже, это его главный страх, и можно понять удивление и смущение автора, когда он встречает множество людей, которые играют в «Ведьмака» но никогда не слышали его имени.

Почему Анджей Сапковский не любит игру «Ведьмак»

Нет, дело не в том, что писатель недоволен тем, как создатели игры изменили сюжет. Просто ему мало заплатили 🤑.

Польский писатель Анджей Сапковский говорит « Мои книги - не Библия » и не слишком переживает насчёт того, что создатели игры «Ведьмак» по-своему изменили сюжеты из его книги.

«Те, кто адаптирует литературные произведения в других формах, имеют полное право работать как независимые творцы.» - считает Сапковский.

Но когда Сапковский видит на экране заставку компьютерной игры, созданной по его произведениям, он, надо думать, всё равно поджимает губы.

А причина в его собственной недальновидности! Оказывается, в далёком 2004 году Сапковский продал все права на « Ведьмака » компании CD Projekt Red за жалкие 16 тысяч долларов. Кто же мог тогда предположить, что у игры будут многомиллионные обороты и мировая слава!

CD Projekt Red, как честные люди предлагали писателю процент от прибыли.

« Не будет никакой прибыли, просто дайте мне мои деньги прямо сейчас » - отмахнулся Сапковский и продешевил, по собственным прикидкам, на 16 миллионов долларов. « Это было глупо с моей стороны », - признаёт он.

В 2018 году он опомнился и предъявил студии претензии. CD Projekt Red (ну что за зайки!) безропотно выплатили писателю компенсацию. Размер её не разглашали, но, надо думать, Сапковского не обидели.

Но писатель всё равно недоволен! Он, по собственным словам, использует « много плохих слов на разных языках », когда вспоминает, что тысячи геймеров по всему миру считают, что книга «Ведьмак» написана по мотивам игры, а не наоборот🤷‍♀️.

Ставьте « лайк » , если любите зарубиться в « Ведьмака » !

Читайте также: