Во что одет добрыня никитич

Обновлено: 04.07.2024

Добрыня, сын Никиты Рязанского и Офимьи Александровны – богатырь , пришедший на смену старым богатырям, старым богам, старым устоям.

Первым подвигом Добрыни является победа над Змеем Горынычем (точнее, над Змеёй). Змеи являются древнейшими могучими существами, жившими на нашей планете. Легенды о борьбе со Змеями и Драконами существуют у всех народов. Таким образом, Добрыня сближается с некими древними богатырями, чьи функции он, скорее всего, взял на себя после крещения Руси. То же произошло и с Ильёй Муромцем , который пришёл на смену старым богатырям и в дошедших до нас былинах описывается как православный христианин.

Еще одно отличие Добрыни Никитича от других богатырей в том, что почти все былины повествуют о романтических похождениях славного богатыря и связаны они с женщинами. Но непростые отношения были с ними у Добрыни, о чём я расскажу чуть ниже. А сейчас попробуем восстановить былинную «биографию» знаменитого русского воина.

В. Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем" В. Васнецов "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем"

Добрыня Никитич и Змей

Когда родился Добрыня, его отцу было 55 лет. Через пять лет Никита Романович, сам бывший сильным богатырём, преставился, и остался Добрыня с матушкой. Обучился молодой витязь грамоте и кулачному бою, и многих своих сверстников покалечил Добрыня. Мать предостерегает Добрыню от нападения на змеёнышей на Сорочинской горе и от купания в Почай-реке (нынешняя Почайна в Киеве), но Добрыня, как истинный богатырь, не слушает мать, так как его рок – освобождать русскую землю. Он топчет змеёнышей, купается в Почай-реке, и тут прилетает Змей Горыныч с двенадцатью хоботами на голове. Выплыл Добрыня на берег – а там ни коня его верного, ни оружия острого. Тогда набрал Добрыня в шапку пыли и запорошил глаза Змею. Прыгнул он на грудь Змею, а тот взмолился и пообещал не летать на Русь и не чинить вреда. Тут его и отпустил Добрыня.

Добрыня и Илья Муромец

Услыхал Илья о Добрыне и решил помериться с ним силами. Просила матушка Добрыни Илью не убивать его молодого сына: «Не сруби ты Добрыне буйной головы, а то сын у меня молодой да зашибчивый и неуступчивый». Встретил Илья Добрыню в чистом поле, съехались они и стали биться. Долго бились, в конце концов одолел Добрыня Илью, но когда узнал, кого он положил на лопатки, тут же поднял великого богатыря и побратался с ним. И предложил Илья Добрыне поехать в Киев на службу князю Владимиру.

Добрыня Никитич и Маринка

Прибывает Добрыня в стольный Киев и начинает служить у князя Владимира. Во время прогулки по городу стрельнул он из лука в целующихся голубей и попал в горницу волшебницы Маринки – Марины Игнатьевны, где разбил зеркало. Маринка разозлилась и поворожила на Добрыню, чтобы он в неё влюбился. Пришёл Добрыня к ней и увидел там Змея Горыныча. А ворота в дом Маринки оказались закрыты. Взревновал Добрыня, схватил бревно и сшиб ворота. Змей начал обзывать Добрыню деревенщиной, и за это богатырь достал саблю прогнал его. Маринка ещё сильнее обиделась на Добрыню и превратила его в тура (быка). И жил он с другими турами. Пришла Маринка на княжеский двор, а там накинулись на неё мать Добрыни Офимья Александровна да кума её Анна Ивановна и побили Марину Игнатьевну. Убежала она, превратившись в касатку, прилетела в поле и вернула Добрыне человеческий облик. И стали они мужем и женой. Но недолго продолжался их брак. Придя в горницу Маринки, Добрыня заметил, что нет у неё образов и некому молиться. Тогда начал Добрыня жену «учить» - отрубил ей руки и ноги за то, что была она женой Змея Горыныча, а потом отсёк и голову.

Добрыня Никитич и Забава Путятишна

Как-то Змей, пролетая над Киевом, прихватил с собой племянницу князя Забаву Путятичну. Просит Владимир богатырей Алёшу Левонтьевича (Поповича) и Добрыню Никитича убить Змея и вернуть Забаву. Хитрый Алёша говорит, что Змей – это кровный брат Добрыни, пусть он и вызволяет княжну. И поехал Добрыня вновь к пещерам, где жил Змей. Потоптал он конём змеёнышей, и вышел Змей и обвинил Добрыню в нарушении присяги, на что Добрыня упрекнул Змея в краже Забавы Путятишны. И так как Змей добром не захотел её отдавать, начали они снова биться. Трое суток и три часа они бились, и Добрыня одолел врага. Разлилась кровь вражеская, и не хотела её принимать Мать Сыра Земля. Упросил Добрыня землю, расступилась она и впитала кровь змеиную. Тогда освободил Добрыня много русских людей полоненных, а среди них и царевичей, и королевичей иноземных, и Забаву Путятишну. И сказала тогда Забава ему, что батюшкой и братом назвать его не может, а любимым он её не назовёт. И согласился Добрыня: «Ты роду княжеского, а я – крестьянского. Нас нельзя назвать любимыми».

Добрыня Никитич и Настасья

Как-то проезжая в поле, заметил Добрыня сидящего на коне богатыря. Без лишних слов подъехал он и ударил его по голове – не пошевелился богатырь. Ударил второй раз – та же реакция. И лишь на третий раз обернулся богатырь, отмахнувшись от Добрыни, как от комара, и оказалось, что это девушка-поленица. Схватила она Добрыню за жёлтые кудри – и сунула в карман. Думает себе: «Если понравится он мне – назову его батюшкой или суженым, а если нет – раздавлю ладошками как овсяный блин». Достала поленица Добрыню из кармана, и понравился он ей. И предложила она ему взять её замуж, а если не захочет – раздавить его. Согласился Добрыня, привёз Настасью Микулишну, дочь Микулы Селяниновича , к матушке своей и князю Владимиру, чтобы благословили они брак. Приняла Настасья веру крещёную, и стали богатыри вместе век коротать, пропировав три дня: в честь возвращения Забавы Путятишны и свадьбы Добрынюшки.

Бой Добрыни с Дунаем

Дунай Иванович – русский богатырь, приехавший из-за Аральского моря и поставивший чёрный шатёр недалеко от Киева. Увидел Добрыня шатёр и лёг поспать в нём. Вернулся хозяин шатра и принудил Добрыню к бою. Трое суток они бились. Услышал Илья Муромец, что трясётся Мать Сыра Земля, и позвал Алёшу Поповича поехать разобраться. Приехали они на место битвы и разняли богатырей.

Много подвигов совершил Добрыня Никитич. Вместе с Дунаем Ивановичем и Алёшей Поповичем ездил он за невестой для князя Владимира Апросиньей Семёновной к царю Семену Лиховитому. А с другим богатырём Василием Казимировичем ездил Добрыня в Орду, чтобы отвезти дань за 12 лет, да вместо этого побили русичи ордынцев и привезли много добычи князю Владимиру.

Прототипом былинного героя чаще всего исследователи считают дядю князя Владимира Святославовича, брата его матери Малуши. Именно он отдал Владимиру жену его старшего брата Ярополка Рогнеду (возможно, этот мотив послужил основой для былины о сватовстве князя Владимира). Исторический Добрыня сначала поставил статую Перуна на капище в Новгороде, а впоследствии крестил Русь «огнём». В Великом Новгороде и сегодня существует улица Добрыня, ведущая к Десятинной церкви.

Однако приписывание историческим лицам былинных сюжетов в данном случае кажется случайным. Скорее всего, в личности Добрыни Никитича сложились народные представления о вызволителях и защитниках земли русской во времена войн с кочевниками. Но слышны в них и отголоски времён языческих – времён Старших богатырей и Змееборцев.

Добрыня Никитич. История.

Добрыня Никитич – богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире.

Его биография в былинном эпосе написана наиболее детально. В ряде былин упоминается о купеческом происхождении Добрыни. В них говорится, что Добрыня родился в Северо-Восточной Руси в семье рязанского купца, «богатого гостя» Никиты Романовича. Отец Добрыни умирает вскоре после его рождения или ещё до него. В отличие от Ильи Муромца Добрыня всегда упоминается молодым. Известно имя матери Добрыни – Амельфа Тимофеевна.

Богатыря воспитывала мать, она отдает в учение «хитрой грамоте»:

В былинах нередко отмечается образованность Добрыни. Он искусный шахматист, в одном из сюжетов он даже обыгрывает в шахматы татарского хана. В некоторых текстах Добрыня выступает и как руководитель дружины, поэтому в начале сюжета указывается на его княжеское происхождение. С именем Добрыни связан самый распространённый сюжет «Добрыня и змей». Идея сражения со змеем связана с защитой Родины от захватчиков. Богатырь не просто побеждает змея, а освобождает «полон русский». Он борется со всем «змеиным племенем». В былине говорится, что ещё юношей он стал «на добром коне в чисто поле поезживать, малых змеёнышей потаптывать».

Свой главный подвиг Добрыня начинает на Пучай-реке (огненная река в славянской мифологии. Указывается, что эта река – граница между «этим» и «другим» мирами). Несмотря на предостережение матери, Добрыня Никитич вступает в воды реки, которая оказывается опасной.

«Дитятко моё, Добрынюшка, не надо тебе купаться в Почай-реке. Почай-река сердитая, сердитая она, свирепая. Первая в реке струя, как огонь, сечет, из другой струи искры сыплются, а из третьей струи дым столбом валит…» Добрыня и змей.

Сразу появляется змей и нападает на богатыря, Добрыня выбирается на берег и сбивает головы змея. Неприятель вымаливает у Добрыни пощаду в обмен на клятву не причинять вреда людям и улетает, но, пролетая над Киевом, похищает Забаву Путятичну, племянницу князя. По поручению Владимира богатырь отправляется в змеиное царство. Убивает змея и освобождает не только Забаву, но и все «полоны русские».

Есть две версии трактовки образа этого былинного богатыря. По первой, у Добрыни Никитича есть реальный исторический прототип – это дядя князя Владимира Святославича, посадник новгородский, потом воевода киевский Добрыня, о котором свидетельствует «Повесть временных лет».

По другой версии, Добрыня – собирательный образ многих древнерусских Добрынь, для которых это имя было вторым – языческим именем. Оно означает доброту, красоту, величие.

Сильный, смелый герой былин был верным супругом своей жены Настасьи Микулишны и спасает её от нежеланного нового замужества.

Добрыня, уезжая надолго в чисто поле, своей жене он завещает ждать его 12 лет и лишь после этого выходить снова замуж, но только не за Алешу Поповича. Жена верно ждет, но тут ей приносят ложную весть о том, что погиб Добрыня. Князь Владимир выступает как сват, просящий Настасью выйти замуж за Алёшу. Во время свадебного пира появляется Добрыня Никитич в одежде калики или скомороха и просит разрешения поиграть на гуслях – тогда Настасья узнает в неизвестном мужа. Добрыня наказывает Алёшу за обман. Илья Муромец выступает примирителем, напоминая, что они «братья крестовые».

Кто изображён на картине Васнецова "Три богатыря" (фото)?

Конечно же, на картине изображены три известнейших богатыря из русских былин: Добрыня Никитич (слева, на белом коне), Илья Муромец( посередине, смотрит вдаль) и Алеша Попович (соответственно, справа на рыжем коне, самый молодой из богатырей).

Три богатыря


Композиция всемирно известной картины Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" понятна даже детям, поскольку на ней предстали три любых образа русских былин, которые защищали русскую землю от набегов и злых чудищ.


На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.

Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.

Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.

Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.

Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.

Биография Добрыни Никитича какая? Портрет, описание внешности богатыря?

Былинный богатырь Добрыня (Никитич) имеет такую биографию:

Его внешность (портрет) таков:

Служил при дворе князя Владимира. Был женат на Настасье, являвшейся дочерью другого богатыря - Микулы Селяниновича. Встречаются сведения, когда Добрыню считают племянником князя Владимира. Никитич - это не прозвище, а отчество. Его отец действительно был Никитой - воеводой из Рязани.

Его внешность (портрет) такова:

Как правило, этот богатырь изображается в виде весьма крепкого мужчины, у него густая борода, на голове шлем, в руках меч, который обнажен либо наполовину вынут из ножен. Добрыня бывает одет в кольчугу, на ногах его сапоги. Нередко Добрыня на светлом коне.


Добрыня ловок, отважен, обладает обращающей на себя внимание дипломатичностью.

Читайте также: