Vending metro что это

Обновлено: 02.07.2024

В прошлом номере журнала Вы не могли не обратить внимания на фото, помещенное на первой странице обложки. Сразу же хотим подчеркнуть: сделанный на станции метро «Тимирязевская» снимок не является постановочным, запечатленный на нем гражданин действительно стоял и читал себе газету (может быть, в ожидании жены), когда его ослепили фотовспышкой. За беспокойство мы приносим ему свои извинения. А извинить нас может только то, что хотелось показать, как газетные автоматы входят в реальную жизнь москвичей и, в частности, первого в стране метрополитена, которому только что исполнился 71 год. Подробнее о буднях автоматизированной торговли в метро любезно согласились рассказать исполнительный директор ООО «Газетные автоматы» Олег Юрьевич Полозов и директор по развитию Сергей Викторович Румянцев. Вопросы им задавала Ирина Искандарова.

Анонсируя сегодняшнее интервью в апрельском номере, мы назвали Ваш проект (и, думаю, справедливо) «крупномасштабным внедрением отечественной техники в вендинге». Каковы возраст и масштабы этого проекта? Что изменилось за год, прошедший со времени нашей прошлой беседы?

О.П.: С момента начала работы с этими автоматами прошло четыре года, и сегодня я не побоюсь сказать, что компания «Газетные автоматы» вышла в лидеры автоматизированной торговли на российском рынке и по масштабу сети, и по объемам продаж.

С.Р.: Еще год назад в метрополитене стояло всего 40 автоматов, и в них продаваемых позиций было немного; сейчас в каждой точке установлено до 10 автоматов, чему соответствует до 60 видов изданий. Издатели к нам очень хорошо пошли, они увидели, что это удачный способ продвижения их продукции. На 10 мая в московском метро установлено 470 автоматов, из них 402 работают и 68 — в стадии запуска.

Развивается ли сеть за пределами Москвы?

С.Р.: Нет. Раньше мы делали пробные шаги, ставили отдельные автоматы в ряде городов, но потом забрали их. Мы убедились, что нет особого смысла устанавливать автоматы на значительном удалении и точечно. Поэтому было принято решение, что сначала мы реализуем свои планы по установке газетных автоматов в московском метро и на железнодорожных вокзалах и только после этого будем развивать сеть по России. Компания уже ведет переговоры с рядом регионов по передаче опыта и продаже автоматов. Сначала наш проект многими воспринимался с иронией или с настороженностью. Теперь же очень многие хотят иметь подобную сеть у себя на местах. Речь идет об организации самостоятельных юридических лиц в Новосибирске, Красноярске, Сочи. По договору будет осуществляться в комплексе продажа автоматов (мы их дорабатывали в течение последних трех лет), техническое сопровождение, обслуживание и ремонт, налаживание торговли и построение организационной структуры. По моим сведениям, отдельные предприниматели штучно покупали газетные автоматы у Малоярославецкого завода. Но, увы, купить и установить 10-20 автоматов — это хорошо и прибыльно только на бумаге, а реально при этом штат «съест» всю прибыль. На практике даже при небольшом штате выгодно эксплуатировать сеть, начиная с 50-100 автоматов.

Какие остаются основные сложности на сегодня?

О.П.: Объем работ постоянно увеличивается, поэтому на первый план выходят некоторые проблемы, например, с сортировкой. Улучшается организация процесса обслуживания.

Что делается по совершенствованию оборудования?

О.П.: Наши специалисты переработали механизм подачи продукции, усилена антивандальная защита.

Проблема вандализма для Вас по-прежнему актуальна?

О.П.: Предусмотренная в нашей технике антивандальная защита, исходя из мировых стандартов, достаточно надежна, но, к сожалению, всех проблем не снимает: наш российский человек настолько талантлив, что постоянно изобретает новые способы проникновения в автомат. Поэтому вандализм в отдельных местах сохраняется, например, на станции «Курская», где обосновались бомжи, хотя уже не в таких варварских формах, как раньше: двери, слава Богу не взламывают. Мы принимаем соответствующие охранные меры, спасибо милиции - она помогает; но главное все-таки, чтобы автомат был в антивандальном исполнении.

Каков на сегодня формат Ваших взаимоотношений с производителем автоматов - Малоярославецким приборным заводом?

О.П.: Взаимоотношений уже практически нет никаких, мы сами все делаем на своей ремонтной базе. В последнее время мы дорабатывали автоматы, которые завод нам продал, конструируем новые модели, не вводя завод в курс дела.

Ваши автоматы стоят не на каждой станции метро. Это временно или такая задача вообще не ставилась?

С.Р.: Это временно. Хотя есть отдельные станции, например, «Профсоюзная», «Академическая», «Новые Черемушки», имеющие маленькие, хрущевского периода постройки вестибюли, на которых установка дополнительного оборудования просто невозможна.

Какие издания составляют на сегодня ваш ассортимент?

О.П.: Наименований газет и журналов, с которыми мы сотрудничаем, около 60-ти. Мы работаем достаточно давно, условия у нас привлекательные для издателей, поэтому ассортимент только расширяется.

Довольны ли Вы продажами?

О.П.: Да, объем продаж даже больше, чем мы планировали.

Какие издания лидируют по продажам?

О.П.: Это «Комсомольская правда», «МК», «7 дней». Некоторые издатели устремились именно к нам, потому что поняли, что для них проще продвигать издание через наши автоматы, чем другим способом.

Существует ли зависимость «продаваемости» от места установки?

О.П.: Вообще-то такая «географическая» зависимость существует, но это совсем не значит, что лучшие торговые точки — в центре города. Мы делим все станции на пять категорий в зависимости от пассажиропотока. В «спальных» районах, например, в Алтуфьево, хорошие продажи, особенно в выходные, когда в центре продажи почти замирают.

Какую схему работы с издателями вы практикуете в настоящее время?

О.П.: У нас индивидуальный подход ко всем. Наши заказчики — наши партнеры, и мы совместно разрабатываем географию, схему распространения. Издатели к нам очень хорошо относятся. Когда начинали, мы работали с 7-ю изданиями, сейчас их около 60-ти, и желающих присоединиться к этому числу много.

Расскажите, пожалуйста, о своем опыте использования автоматов в качестве носителя рекламы.

О.П.: Опыта еще практически нет никакого. Уже готовы и смонтированы модули для анонсирования изданий — именно анонсирования, а не рекламы. Там будут помещаться материалы номеров, обложки, выносы.

Какие главные направления дальнейшего развития проекта?

О.П.: Работа московской сети со временем будет налажена и доведена почти до идеального состояния. По нашим планам это произойдет еще до 2007 года. Можно считать, что сегодня эксплуатация газетных автоматов отработана даже не на маленьком, а на среднем количестве. Поэтому следующий этап — организовать долговременное сотрудничество в других регионах России.

Заметны ли какие-либо изменения в культуре покупателей, в отношении их к автоматам?

О.П.: За четыре года нашей работы с газетными автоматами психология покупателей заметно изменилась. Уже нет боязливости, которая типична при первом общении с любой новой техникой; нет и такого, чтобы стучали по автоматам. Частенько бывает, что люди подсказывают друг другу, как пользоваться, что делать.

Вообще, по моему мнению, чтобы быть привлекательным, автомат должен быть ярким, иметь компактные габариты. Недавно я подошел к одному торговому автомату с напитками — он такой огромный, что отпугивает одними своими размерами. Что касается нас, то над дизайном наших автоматов мы серьезно еще не работали.

У каждого из наших контролеров есть дневник, в котором он фиксирует результаты опроса населения. Людям нравится сам процесс покупки из автомата: не надо как в палатке искать дядю или тетю, у которых и настроение может быть плохим, потому что дома неприятности, или потому что сменщик не пришел. Бывает забавно наблюдать, с каким деловым видом люди совершают покупку у автомата. Им это приятно, и, как мне кажется, должно вызывать чувство гордости и патриотизма оттого, что они пользуются техникой отечественного производства.

В заключение хотелось бы всех, кто заинтересовался нашим проектом, пригласить к сотрудничеству.

Vending metro что это

В рамках программы благоустройства вестибюлей и подуличных переходов метрополитен организовывает торговое пространство, где пассажиры смогут сделать необходимые покупки по пути следования домой или на работу.
Возведение киосков и павильонов, установка торговых автоматов производится с учетом действующих строительных и санитарных норм и правил, а также ширины прохода, необходимого пассажиропотоку в часы пик.

Павильоны и киоски
  • Договоры на осуществление торговой деятельности заключаются только через открытые аукционы в электронной форме;
  • Порядок проведения аукционов утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»;
  • Срок действия договоров в соответствии с постановлением № 26-ПП - 5 лет без права пролонгации;
  • Специализации объектов (павильоны, киоски): комплексная*, продовольственные товары, печать, театральные билеты;
  • Стартовая цена аукциона в соответствии с постановлением №26-ПП - от 6610 до 10170 рублей за кв.м. в месяц в зависимости от станции и величины пассажиропотока;
  • Принять участие в аукционах могут юридические лица и индивидуальные предприниматели;
Вендинговые автоматы
  • Договоры на размещение вендинговых автоматов заключаются только через открытые аукционы в электронной форме;
  • Порядок проведения аукционов утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности»;
  • Срок действия договоров в соответствии с постановлением № 26-ПП - 5 лет без права пролонгации;
  • Стартовая цена аукциона в соответствии с постановлением №26-ПП - от 6610 до 10170 рублей за кв.м. в месяц в зависимости от станции и величины пассажиропотока;
  • Принять участие в аукционах могут юридические лица и индивидуальные предприниматели;
Банкоматы и платежные теминалы
  • Договоры на размещение банкоматов заключаются только через открытые аукционы в электронной форме;
  • Порядок проведения аукционов утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»;
  • Срок действия договоров - 5 лет без права пролонгации;
  • Стартовая цена аукциона определяется на основании отчета об оценке;
  • Принять участие в аукционах могут юридические лица и индивидуальные предприниматели;
Система оценки торговых объектов, расположенных на территории ГУП “Московский метрополитен”



В ГУП «Московский метрополитен» введена следующая Система оценки торговых объектов, расположенных на территории ГУП «Московский метрополитен»:


1 Вежливость персонала 5
2 Единый и эстетичный стиль торгового оборудования 5
3 Оригинальный дизайн интерьеров 5
4 Презентабельность витрины 4
5 Креативная выкладка реализуемой продукции 4
6 Коммуникация с сотрудниками СНД 4
7 Знание персоналом английского (китайского) языка 4
8 Четкое зонирование реализуемой продукции 4
9 Возможность оплаты банковской картой (с опцией Pay Pass, Apple Pay, Android Pay) 3
10 Ведение политики лояльности для постоянных клиентов 3
11 Оригинальная форма продавцов 2
12 Обратная связь с покупателями 2
13 Соблюдение Дизайн-кода 1

Результаты оценки:

15-20 баллов – получение 1 звезды «Проверено. Московский Метрополитен»
21-30 баллов – получение 2 звезд «Проверено. Московский Метрополитен»
31-36 баллов – получение 3 звезд «Проверено. Московский Метрополитен»
Срок действия результатов оценки – 1 месяц
Результаты оценки подлежат отмене в случае выявления нарушений при проверке торгового объекта.
Получение «звезд» означает попадание Организации в список лучших контрагентов метрополитена, что будет освещаться в СМИ.

Условия сотрудничества

Договоры на осуществление торговой деятельности, на размещение банкоматов, на аренду недвижимого имущества заключаются только через открытые аукционы в электронной форме

Порядок проведения аукционов в отношении нестационарных торговых объектов утвержден постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». СКАЧАТЬ

Порядок проведения аукционов в отношении объектов недвижимого имущества и банкоматов утвержден приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». СКАЧАТЬ

Срок действия договоров в соответствии с постановлением № 26-ПП - 5 лет без права пролонгации

Срок действия договоров в отношении банкоматов - 5 лет без права пролонгации

Срок действия договоров в отношении объектов недвижимого имущества - 10 лет без права пролонгации

Специализации объектов (павильоны, киоски): комплексная*, продовольственные товары, печать, театральные билеты

Стартовая цена аукциона в соответствии с постановлением №26-ПП - от 6610 до 10170 рублей за кв.м. в месяц в зависимости от станции и величины пассажиропотока

Стартовая цена аукциона по банкоматам и объектам недвижимого имущества определяется на основании отчета об оценке

Принять участие в аукционах могут юридические лица и индивидуальные предприниматели

Передача прав по договору третьим лицам (субаренда) строго запрещена

Порядок осуществления торговой деятельности регламентирован дизайн-кодом

Материалы для действующих контрагентов

Распоряжение Департамента торговли и услуг города Москвы от 21.08.2012 № 136 «Об утверждении номенклатуры специализаций нестационарных торговых объектов, минимального ассортиментного перечня и номенклатуры дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией». СКАЧАТЬ.

Дизайн-код нестационарных торговых объектов на территории метрополитена. СКАЧАТЬ.

Алгоритм подключения нестационарных торговых объектов к электросетям. СКАЧАТЬ.

Образец письма о согласовании специализации. СКАЧАТЬ.

Порядок согласования и требования к дизайн проекту СКАЧАТЬ.

Образец письма о согласовании дизайн-проекта. СКАЧАТЬ.

Образец заявки на выдачу карточек продавца. СКАЧАТЬ.

По всем возникающим вопросам необходимо обратиться в Службу небилетных доходов.

Вендинг в метро

В итоге на сегодняшний день ситуация такова: печатная продукция исчезла из собственно метрополитена вместе с лоточниками; в уличных подземных переходах продолжают эксплуатироваться стационарные киоски; установленные под землей АПГ с декабря эксплуатируются с полной загрузкой. Постепенно демонтируются пирожковые.

Мы не ставим перед собой задачу обсуждать обоснованность принятых решений о реорганизации торговли в метро, а хотели бы воспользоваться случаем и поговорить о возможных подходах к использованию в метрополитене автоматов для торговли и услуг, опираясь, в том числе, на зарубежный опыт. Разумеется, обсуждая эту проблему, нельзя не учитывать особенностей национального менталитета и традиций, а также архитектурно- планировочных решений.

Во время недавнего выступления по телевидению вице-мэр Москвы В.П.Шанцев подтвердил то, что в Москве возобновляется эксплуатация газетных автоматов, для которых выбрано около тысячи мест установки. Виды автоматов и количество вариантов их загрузки Валерий Павлинович не уточнил. Но зато дополнительно сообщил, что в метро вот-вот появятся и автоматы для продажи напитков, одновременно подчеркнув, что торговля штучными съестными товарами «вроде сникерсов» не планируется. Мотивирован отказ от снэковой продукции был тем, что ею пассажиры могут испачкать друг друга, а, кроме того, после нее неизбежно останется упаковка, которую наши соотечественники начнут, мол, кидать на пол.

Отечественный менталитет — вещь, конечно, специфическая. Сегодня после москвичей и гостей столицы по полированным полам подземки сквозняки гоняют банки и бутылки, а уборщицы специальными скребками соскабливают расплюснутую жевательную резинку. Но, видимо, дело здесь не только в нечистоплотности наших земляков. Свою роль здесь сыграло и то, что из метро почти полностью исчезли урны, которые остались в облегченно-транспортном варианте лишь рядом с входным контролем. Понятно опасение, что в урну можно бросить не только банку и бумажку. Но, между прочим, Франция в свое время также была вынуждена бороться с атаками террористов. Тем не менее, урны у них не исчезли. Изменилась их конструкция: в ажурный каркас стали подвешивать прозрачный мешок-сборник, изготовленный из полимерной пленки, так что содержимое урны стало просматриваться снаружи. Кстати, вопрос сбора тары для последующего уничтожения или утилизации придется решать и в случае с торговлей напитками. Поэтому представляется логичным, чтобы рядом с торговым автоматом ставился и сборник отходов. Это не обязательно должна быть традиционная урна. Этой осенью на ВВЦ появились первые автоматы-контейнеры, которые принимают пивные банки и пластиковые бутылки, причем выплачивают за них денежное вознаграждение, пусть и скромное (10-30 коп.). Такой мусороприемник «сопротивляется» попыткам загрузить в него предметы, отличающиеся от тех, на которые он рассчитан. С точки зрения эстетики автомат выглядит удовлетворительно (см. фото 3), так что портить пейзаж подземных дворцов он будет никак не больше, чем устанавливаемые ныне на перронах ящики для уборочных машин из гофрированного металлического листа — профнастила (фото.4).

Разумеется, эстетика и эргономика торговых точек на базе автоматов — дело не последнее. Ясно, что в любом случае они не должны затруднять перемещение пассажиров. Однако, не подменяя архитекторов-проектировщиков, рискну заметить, что подходящие места существуют, и их немало. Так, на станциях с общим сводом (например, на Тимирязевской, Красногвардейской и т.д.) автоматы могли бы прекрасно разместиться островками вдоль продольной оси перрона, рядом со светильниками. На трехпролетных станциях, каковыми являются, например, большинство станций кольцевой линии, могло бы неплохо смотреться размещение автоматов в центральном зале у колонн. Примеры компоновки смоделированы на рис. 5, 6. Причем независимо от того, торгует ли автомат напитками в розлив, в банках или бутылках, либо продукцией в пакетах или коробочках, желательно здесь же установить мусоросборник. Это облегчает его поиск и, соответственно, снижает вероятность разбрасывания мусора.

В разных странах вендинговое оборудование в метрополитене размещается по-разному: в одних оно стоит только в наземных вестибюлях, причем иногда только после контроля; в других - на перронах. Если же говорить об ассортименте товаров и услуг, то наиболее широко представлены автоматы для продажи проездных билетов. За ними идут автоматы для продажи штучного товара, где преобладают напитки и снэки. Пользуются популярностью фотокиоски, причем, в отличие от наших, в основном работающие в автоматическом режиме, без участия дежурного оператора. В порядке вещей автоматы для продажи печатной продукции, карточек для оплаты телефонных и прочих услуг. В наземных вестибюлях встречаются автоматы для продажи сигарет, жевательной резинки, сувенирной продукции, предметов гигиены. В целом же, ассортимент товаров и услуг, предлагаемых автоматами в метро, обычно беднее, чем, например, на вокзалах.

Но вернемся к метрополитену московскому. Торговле в нем почти столько же лет, сколько самому метрополитену. Не буду говорить за всех москвичей моего поколения, но у меня лично одно из самых первых детских воспоминаний связано с двумя запахами: специфическим запахом резиновых поручней эскалатора и запахом бутерброда с икрой, который мама купила мне в буфете на станции «Комсомольская». Причем запахи эти память сохранила в связке.

Попробуем теперь сформулировать ряд условий, необходимых для успешного внедрения вендинга в метрополитене. Некоторые положения могут показаться очевидными, некоторые — спорными, но, тем не менее, рискну их высказать.

Ассортимент товаров и услуг должен удовлетворять реальные запросы пассажиров. К таковым относится, в первую очередь, повышение пропускной способности самого популярного вида городского транспорта (а метрополитен, безусловно, им является). Сейчас уже трудно представить себе, что было время, когда на входе не было контрольных автоматов, а женщины-контролеры отрывали край бумажного билетика с надписью «Контроль». Сегодня анахронизмом выглядят длинные очереди, которые выстраиваются перед билетными кассами, особенно на стыке двух месяцев. Победить их могут только современные автоматы, удобные, быстродействующие и обязательно надежные; несоблюдение хотя бы одного из трех требований способно только дискредитировать идею.

Люди должны иметь возможность утолить голод и жажду, пусть не в том объеме, который предлагают рестораны и кафе. Можно сколько угодно дискутировать о конкретном меню, но сам факт такой потребности очевиден. Но, сказавши «А», приняв решение торговать в метро напитками и легкими закусками, неизбежно придется сказать и «Б» и дать людям возможность избавится от пустой тары и упаковки. Это пойдет метрополитену только на пользу.

Как отмечал в свое время Карл Маркс, «удовлетворение первой потребности вызывает вторую». Эта заповедь может быть отнесена и к общепиту, в том числе подземному. Нынешняя ситуация, когда миллионы пассажиров, включая детей и больных, вынуждены страдать и нервничать в поисках туалета, не может считаться нормальной, тем более, что персонал соответствующими возможностями располагает, хотя только для внутреннего употребления. Ну, хорошо, пусть не внизу на перроне, пусть где-нибудь на переходах — но пора уже взяться за решение этой проблемы. Нашлось же, в конце концов, место для размещения кабинетов УЗИ. Кстати, соответствующая услуга могла бы быть и платной, и автоматизированной. Опыт в этом смысле в мире имеется; несколько месяцев назад отечественные разработчики демонстрировали по телевидению конструкцию общественного санузла, отвечающего высочайшим требованиям гигиены и не требующего постоянного присмотра. Как было бы здорово внедрить ее и утереть носы всем от Запада до Востока!

О так называемых мелочах. Выше уже говорилось об одной из женских проблем, связанной с колготками. Есть и другие. Помочь прекрасной половине человечества — наш святой долг, тем более что это не слишком сложно.

Известно, что много нареканий вызывает то, как организована в метро торговля аптечными товарами. В упомянутом выше выступлении В. П. Шанцева прозвучала тревожная статистика: чуть ли не 80 % просроченных или «левых» лекарств реализуется в ларьках, установленных в метро. Гнев руководства понятен и обоснован. Но было бы обидно, если бы в борьбе с прискорбными нарушениями правил торговли вместе с грязной водой выплеснули. Ну, дальше все знают. А если серьезно, то не видно веских причин, которые мешали бы продавать в метро простейшие перевя

зочные средства, таблетки от головной боли и легкой простуды — пусть в ограниченном ассортименте. Конкретный перечень стоило бы обсудить со специалистами.

Пару слов о торговле сувенирами. Думаю, что в ней мог бы быть заинтересован и сам метрополитен, тем более, что сувенирная продукция могла бы гордо носить символику метро, особенно накануне его юбилея. При хорошем дизайне и потребительских качествах платки, значки, брелоки, шапочки, письменные принадлежности могли бы успешно продаваться и приносить метрополитену дополнительный доход. Почему бы не подумать?

Вендинг в метро (из недавнего прошлого)

Наша группа занималась торговыми автоматами, установленными в Московском метрополитене, в период с 1997 по 2001 гг. Основным направлением нашей деятельности была адаптация автоматов производства Южной Кореи, Европы и США к условиям эксплуатации в РФ, включавшая в себя обеспечение стабильности приема российских банкнот и монет, русификацию дисплеев, антивандальную и антистринговую защиту автоматов. Для тех, кто не знает: «антистринговой» называется защита автоматов от несанкционированного проникновения и ограбления, не сопряженных с поломкой или разрушением оборудования. При этом мы отвечали за эксплуатацию автоматов и должны были оперативно решать все связанные с этим технические вопросы. Сразу же отмечу, что автоматы работали в метрополитене в очень жестких условиях, которые характеризовались высоким уровнем вандализма, который рос начиная с середины 1998 г.

Одними из первых установленных в метро в 1997 г. автоматов были известные кофейные модели DA 10р Saeco (около десятка) без какой-либо антивандальной защиты. Несмотря на серьезные проблемы, связанные с застреванием банкнот в тракте валидатора (их удалось устранить не сразу), ни одного случая вандализма зафиксировано не было. В целом автоматы хорошо себя зарекомендовали, но были убраны из метро в начале 1998 г. Не исключено, что определенную роль в этом сыграло нежелание персонала убирать разбросанные одноразовые стаканчики.

Кроме того, с 1998 по 2001 гг. в метро работали снэковые американские автоматы С10-430 Cavalier по продаже напитков в банках и пластиковых бутылках (40 штук), южнокорейские «Кедбери» по продаже шоколадок (около 50 штук) и «Энерджайзер» по продаже батареек в блистерной упаковке (10 штук). По отношению к ним случаи вандализма стали заурядным явлением и включали в себя:

1. Целенаправленные, с применением инструментов (лома, кувалды), попытки взлома с целью завладения товаром и выручкой. Данные действия совершались в ночное время, как правило, в отношении аппаратов, удаленных от постов милиции. Автоматы были серьезно повреждены - изуродованы (например, автоматы С10-430 на переходе между станциями «Пушкинская» и «Тверская», автоматы по продаже жевательной резинки «Стиморол» на переходе между «Новокузнецкой» и «Третьяковской», было также несколько случаев взлома «Кедбери»).

2. Те же действия с аналогичными последствиями, совершаемые в дневное время. В качестве примера таких действий можно рассматривать попытки взлома спиральных автоматов по продаже продукции фирмы «Энерджайзер» (батарейки и аккумуляторы в упаковке). Дверь автомата представляла собой остекленную витрину, через которую можно было видеть товар и процесс выдачи. За время эксплуатации (около 4-х лет) имели место четыре попытки взлома (разбития) витрины, когда акриловое стекло прожигалось или просверливалось, второе — каленое — разбивалось керном.

3. Повреждения в результате рефлекторного протеста покупателей, не получивших товар или сдачу, или в результате хулиганских выходок.

4. Действия в отношении автоматов с целью получения доступа к выручке и товару без причинения видимых повреждений. Стрингеры действовали как в дневное, так и в ночное время.

Баночные автоматы наклоняли и трясли, о чем свидетельствовало положение банок и бутылок в секциях, причем загруженный С10-430 весил порядка 400-450 кг! Последствия таких действий приводили к невыдаче товара.

Были попытки доступа к товару через нишу выдачи, зазоры дверей (последнее — с помощью тонкой проволоки) и т.д.

Ниша выдачи обычно перекрывается подвижными и неподвижными створками, призванными сделать невозможным доступ к товару. В автомате С10-430 неподвижная металлическая шторка закреплена с торцов саморезами. Доступ к их резьбовой части крайне затруднен и возможен только из положения лежа. Было зафиксировано несколько попыток вывернуть их и снять шторку. Работа сама по себе требовала, по меньшей мере, нескольких часов упорного труда, так что в одну ночь ребята явно не укладывались. Надо было видеть грустные глаза сотрудников, внимательно наблюдавших, как укрепляют шторку в автомате, продающем банки рядом с их комнатой. Им оставалось отвернуть еще всего лишь два винта.

В дневное время такого рода действия совершались как отдельными энтузиастами, так и группами подростков.

Классическим примером этих действий являются попытки обмануть банкното- или монетоприемник.

Использовавшийся первоначально монетоприемник имел диапазон определения подлинности монет, видимо, допустимый для Южной Кореи. Нам же на практике дважды пришлось столкнуться с массовыми подделками. В первом случае это были жетоны игровых автоматов, во втором — выточенные из цветного металла болванки, причем одни и те же в разных автоматах, на разных станциях.

Второй слабостью акцептора оказалась незащищенность от «монеты на ниточке». На момент определения тракт приема намертво перекрывался металлическим флажком, после чего набрать любой кредит с помощью одной монеты большой смекалки не требовало. Радикальная доработка монетоприемника была слишком затратна, в качестве временной меры мы применили простое устройство обрезки нити в тракте приема монет (через некоторое время стали находить в автоматах монеты на цепочках). В Санкт-Петербурге, где использовался тот же акцептор, стали использовать на приеме монет нечто вроде задвижки: положил монету — задвинул в автомат, потом положил следующую — снова задвинул.

Банкнотоприемники Cashcode, используемые в автоматах «Энерджайзер», с честью выдержали все испытания при хорошем уровне приема. Мы ни разу не обнаружили подделок или половинок банкнот. Был отмечен всплеск попыток выдергивания купюр на скотче (купюра в этом случае остается в тракте), но, убедившись в безрезультатности, граждане быстро отказались от этого способа.

К этой же категории можно отнести и попытки затыкания трактов возврата и выдачи сдачи: тракт затыкается — сдача накапливается — покупатель уходит ни с чем — извлекается затычка и накопившиеся монеты. Данный прием фиксировался несколько раз в автоматах, где сдача с принятых банкнот выдавалась 5-рублевыми монетами. Однако об истинных масштабах его использования судить трудно.

Операторы при проведении работ не раз сталкивались с группами мальчишек, которые крутились вокруг, проявляя повышенный интерес к устройству автоматов. Группы были достаточно организованы: сотрудники милиции рассказывали, что перед «атакой» на автомат из группы выделялись наблюдатели, которые следили за обстановкой.

Случалось, что на автоматы осуществлялось воздействие с помощью пьезозажигалки для газовых плит, контакты которой наращивались двумя проводами. Разряд создает приличное электромагнитное излучение, видимо, достаточно широкого спектра частот, воздействующее на электронные модули. Уязвимым местом автомата «Энерджайзер» была наборная клавиатура с силуминовыми кнопками, токопроводящей резиной и печатной платой, но главной мишенью взломщиков были дисплеи и индикаторы кнопок, позволяющие добраться до электрических цепей. Пластмассовые кнопки и стекла прожигались, либо разбивались или выламывались. Разряд или серия разрядов либо уничтожали электронику, либо (при многократном повторении) переводили ее в нештатный режим, когда автомат выдает товар или сбрасывает «сдачу». Оптронные развязки в цепях как мера защиты не спасали, доработки электронных модулей были слишком дороги. Ущерб от подобных шалостей был очень серьезным, особенно сильно пострадали автоматы «Кедбери». Когда их убрали из метро, в автомате «Энерджайзер» была найдена написанная корявыми буквами записка с требованием «вернуть автоматы с шоколадками» и нецензурными угрозами. Постепенно данный способ воровства получил широкое распространение. По нашим наблюдениям им пытались воспользоваться в отношении 50-70% стоящих в метро автоматов. Пойманный нами и доставленный в отделение тринадцатилетний (на вид лет десяти) мальчишка с пьезоза- жигалкой на голубом глазу объяснял, что не совершал ничего дурного — просто обменивался опытом, показывая сбежавшему коллеге, как доставать шоколадки из автомата («а он меня — звонить по таксофону без карточки»). Позднее парень был замечен оператором у другого автомата в другом конце Москвы.

Причины, обуславливавшие ситуацию с вандализмом, были достаточно очевидны:

- Безразличие работников метрополитена и сотрудников милиции к автоматам. Ни один вандал ими не был задержан. Удостоверения у операторов и технического персонала, подтверждающие право на работу с установленными в метро автоматами, почти не проверялись.

- Полная бесконтрольность в ночных сменах; в первую очередь это касается рабочих-путейцев.

- Сама сеть автоматов в метро «прозрачна» для злоумышленника: автоматы одного типа, известно где стоят, легко доехать от одного к другому, и если один прием действует в одном месте, его можно повторить на всех остальных точках.

Автоматы в метрополитене, особенно когда они были в новинку, представлялись многим удобным местом для сомнительных и хулиганских экспериментов (бросить монету старого образца или иностранную, запихнуть карточку МГТС или на поездку в метрополитене в банкнотоприемник и т.д.). Определенная категория граждан была способна на алогичные поступки: например, аккуратно свернуть 50-рублевую банкноту и запихнуть ее в щель монетоприемника. Причем это происходило не так уж редко — на некоторые автоматы приходилось вешать специальный стиккер с просьбой не засовывать банкноты в монетоприемник. Такие действия приводили к засорению тракта монетоприемника, и, если этот тракт достаточно длинный, как в модели С10-430, число обманутых покупателей измерялось десятками. В среднем на 50 автоматов в день приходилось 1-2 засорения. При этом звонков по поводу небольшой потерянной суммы, как правило, не поступало; претензии высказывались работникам метрополитена, а не по указанному телефону, что формировало у последних негативное отношения к автоматам.

Вообще, создавалось впечатление, что инструкцию не читает никто. Если автомат из-за засорения тракта не высвечивал на дисплее кредит после первой опущенной монеты, большинство продолжало опускать в него мелочь до победного конца.

Но что же мы все о грустном? Поговорим о полезном опыте.

Количество продаж в однотипных автоматах определялось прежде всего местом их установки. Предпочтительными были станции в центре, станции с большим холлом, через который осуществлялся и вход, и выход. В силу этого объем продаж по баночным автоматам обеспечивался в основном за счет порядка десятка удачно установленных автоматов. Один из них, расположенный в центре, достаточно стабильно реализовывал в день практически полную загрузку — около 300 банок, вне зависимости от времени года. По нашим наблюдениям, лучше расходились банки емкостью 0,33 л. Пик продаж в баночных автоматах по понятным причинам пришелся на первые летние месяцы после установки, а затем несколько ослаб.

Объем месячных продаж батареек через автоматы «Энерджайзер» был, со слов менеджеров компании, сопоставим с продажами среднего супермаркета. Привлекательным моментом, как говорили покупатели, была гарантия от фальсификации продаваемых через автомат батареек.

Насколько мне известно, уровень продаж удовлетворял также и компанию «Кедбери».

Общая тенденция для баночных, снековых и ранее сигаретных автоматов была такова: наибольший объем продаж приходился на самые дешевые из продаваемых сортов.

Иногда, впрочем, прибыльность мало интересовала фирму, которая даже устанавливала ценовые ограничения. Значительно важнее был рекламный эффект.

Существенным моментом эксплуатации автоматов является система энергообеспечения. Метрополитен имеет как силовую сеть (основную, к которой никого не подключают), так и сеть для питания других потребителей (освещения, турникетов и т.д.). Не знаю, как обстоят дела сейчас, но тогда на некоторых станциях вторая сеть была очень старой, имела ограничение по нагрузкам, что сужало возможность увеличения количества автоматов и, вообще, оставляла желать лучшего. Были случаи, когда напряжение в ней гуляло так, что с периодичностью в полминуты-минуту лампы подсветки бренда автомата медленно загорались и гасли.

В систему защиты от поражения электрическим током, кроме зануления, входили A3К (автомат защиты корпуса), предохранители (тепловая защита) и УЗО (устройство защитного отключения при попадании фазы на корпус). Установку УЗО мы считали необходимой, особенно с учетом того, что автоматы были объектом повышенного интереса тинейджеров. Однако выбранное нами УЗО требовало повторного включения после пропадания напряжения в первичной сети. Таким образом мы обнаружили, что ряд автоматов на ночь отключается.

Розетка, через которую подключается автомат, располагалась либо внутри автомата, либо доступ к ней ограничивался (например, высотой установки — над автоматом). Шнур находился в металлорукаве. Тем не менее, имели место случаи, когда автоматы выключались из розетки или отрезались шнуры либо вилки.

По ряду причин, не в последнюю очередь из-за непомерного уровня подросткового вандализма, противостоять которому автоматы «Кедбери» не могли, они были убраны из метрополитена. Аппараты С10-430 и «Энерджайзер», которыми непосредственно занималась наша группа, выдержали натиск как в силу своей более удачной конструкции, так и благодаря проведенным по месту установки доработкам.

В автоматах С10-430 южнокорейские монетоприемники были заменены. Мы использовали корпуса (с катушками, двигателями и соленоидами) и, установив туда свои электронные платы, получили MDB-монетоприемник ориентировочной стоимостью 220-250 долларов, с которым у нас не было проблем ни по уровню приема и селекции (ни одной фальшивки!), ни по антистрингу. Для сравнения: южнокорейские монетоприемники, насколько мне известно, тогда поставлялись по 280, а за CashFlow фирмы MEI предлагали по 500-600 у.е.

Из больших прозрачных кнопок, в которые вставлялись ценники, были убраны индикаторы наличия банок и установлены металлические экраны, делавшие невозможным доступ к контактам кнопок.

Дисплей защищался дополнительным стеклом. Были проведены доработки, делавшие бессмысленными попытки вытряхнуть через него банки.

Автомат «Энерджайзер» был сделан в Южной Корее по нашему техническому заданию, но по ряду параметров ему не соответствовал, а кое-что мы поняли, когда автоматы уже находились здесь. Большинство необходимых доработок было проведено перед его установкой. В частности, в дополнение к лексановому стеклу витрины было установлено каленое, толщиной 1 см, которое выдерживало удар ногой. Когда его все же разбивали керном (о чем я говорил выше), осколки заполняли нишу выдачи и для того, чтобы сдернуть проволокой товар с витрины, лезть в нее было бессмысленно — она просто не открывалась. А вырезать лексановое стекло и воровать в открытую все-таки не решались.

В нише выдачи была сделана дополнительная блокирующая доступ створка. Случаев краж через нишу выдачи за все время эксплуатации не было. Дисплей был усилен дополнительным стеклом. В автомат изначально, как и планировалось, была установлена наша электроника, хороший банкнотоприемник Cashcode.

После установки в метро нам пришлось быстро — прошел дефолт и уровень цен изменился - отказаться от монетоприемников и установить самодельный хоппер с одной трубой под сдачу в 5 рублей, и затем доработать клавиатуру — вместо платы под те же толкатели установили пластмассовые кнопки, что полностью сняло эффект от воздействия пьезозажигалки. В срочном порядке, в течении одного дня металлической накладкой был закрыт индикатор банкнотоприемника.

Кстати, представители компании «Cashcode», когда мы встречались с ними на выставке, по- моему так и не поняли, о чем идет речь. Мне кажется, они решили, что мы говорим о зажигалке, от которой прикуривают. Не понимали этого, видимо, и в компании «Марс» (автоматы «Vendo»). По крайней мере, защищая подсвечиваемый бренд изнутри металлическим листом, они оставляли незащищенными индикаторы в пластиковых кнопках. Полноценную антивандальную защиту пришлось устанавливать нам. По всей видимости, за рубежом все газовые плиты с автоподжигом.

В целом, автоматы в метро могут работать и работать успешно. Проблемы, с которыми столкнулись мы, решаемы технически и (или) организационно. На что хотелось бы обратить внимание:

- Перед установкой не стоит жалеть времени на тестирование и, при надобности, на необходимую защиту автомата. Все слабости, любая «лазейка» рано или поздно будут найдены и использованы несознательными гражданами. Не помешает, особенно в первое время, мониторинг автоматов.

- Лучше, если автоматы будут закреплены. Для снековских, если нет 100% гарантии, что товар, выручка и сдача не могут посыпаться, это условие обязательно. В связи с этим может возникнуть проблема отверстий в стенах и пола. По хорошему, этот вопрос надо согласовывать.

- Стоит обратить внимание на подводку питания.

- Автоматы на нижних уровнях (на платформах, в переходах) в большей степени подвержены риску грубого ночного взлома. Как говорил один из менеджеров «Кедбери», «вооруженный ломом пролетариат в ночном метро воспринимает каждую банку пива, которую он не может взять из автомата на халяву, как личное оскорбление».

- Уровень продаж в основном определяется местом, где стоит автомат, и, несмотря на какие-то общие принципы, здесь тоже много от лукавого: на станции «Добрынинская» автомат С10-430 по всем параметрам стоял идеально, но продажи были почти нулевыми.

И в заключении один серьезный момент, который относится к нашим дням. Большинство торговых автоматов (речь не идет о газетных) имеют нишу выдачи, закрывающуюся откидывающейся крышкой. Незаметно сунуть туда что-либо при покупке не представляет особой сложности. И если это что-то потом взорвется. Даже при решении этой проблемы технически (например, прозрачная крышка, перекрытие тракта выдачи при открытой прозрачной крышке на момент забора товара и т.д.) не факт, что эти аргументы убедят службы, отвечающие за безопасность. Не получилось бы как с киосками в 25-метровой зоне.

Читайте также: