Vba что это в майнкрафт

Обновлено: 02.07.2024

Visual Basic встроен в Microsoft Office. Я его использовал при разработке баз данных в среде Access. Кстати, некоторые вирусы, которые распостраняются как макросы в Wordских документах написаны именно на нем. А по поводу вісказівания мистера effect - самым низким языком программирования был, есть и будет ассемблер. Низкий - не зничит худший. Низкий - значит машинный. Осталные языки являются высокими языками программирования.

Нестоит это мертвый язык программирования и низший из всех, лутше изучай С++ или DELPFI на нём можно потом зарабатывать на студентах, а если станите крутым то и на изготовлении сайтов и программ для предприятий Пример С1 бугалтерия написан на С++.

на нём даже игры писать можно, тока это не очень практично, поизучай, мозги расшевелятся, мне понравилось даже в бейсике извращаться.

На бейсике можно писать ВСЁ, как и почти на всех (не специализированных) языках программирования. Бейсик учить не стоит. Лучше всего сразу C++, хотя Дельфи тоже хороший язык. Насчёт низкого языка. Самый низкий язык это всё таки машинный код))) . Низкий всё таки не значит хуже. Более того, программируя на языке высокого уровня желательно знать ассемблер. И вообще не останавливайся на одном языке. Их много, изучи хотябы самые распространённые: си, дельфи, ява, экшнскрипт, фокспро, всё это заслуживает внимания. Если просто не знаешь с чего начать - начать лучше будет с си.

Visual Basic изучать наверно не стоит. Самый простой это Delphi. У меня когда-то стоял Visual Basic и когда я написал простенькую прогу, то обнаружил что оказывается программы написанные на этом языке используют dll файл, который появляется после установки этого языка, а значит что программа будет работать только там где установлен Visual Basic или в папке с программой должен быть Dll файл. Если все же будешь изучать этот язык то не забывай что без файла dll прога не запустится. Если уж понравится этот язык то тогда рекомендую изучить перлбейсик.

Это не самый лучший вариант для знакомства с языками программирования, хотя он довольно прост в освоении. Попробуй лучше Visual C++. Ну если ты планируешь тоннами писать макросы для приложений Microsoft Office, или же для других программных пакетов поддерживющих VBA, то поизучать его стоит. Хочу к тому же отметить, что программы написанные на этом языке не самые быстрые..

Автоматизация рутины в Microsoft Excel при помощи VBA

В этом посте я расскажу, что такое VBA и как с ним работать в Microsoft Excel 2007/2010 (для более старых версий изменяется лишь интерфейс — код, скорее всего, будет таким же) для автоматизации различной рутины.



VBA (Visual Basic for Applications) — это упрощенная версия Visual Basic, встроенная в множество продуктов линейки Microsoft Office. Она позволяет писать программы прямо в файле конкретного документа. Вам не требуется устанавливать различные IDE — всё, включая отладчик, уже есть в Excel.

Сразу скажу — писать на других языках (C++/Delphi/PHP) также возможно, но требуется научится читать, изменять и писать файлы офиса — встраивать в документы не получится. А интерфейсы Microsoft работают через COM. Чтобы вы поняли весь ужас, вот Hello World с использованием COM.

Поэтому, увы, будем учить Visual Basic.

Чуть-чуть подготовки и постановка задачи

Итак, поехали. Открываем Excel.

Для начала давайте добавим в Ribbon панель «Разработчик». В ней находятся кнопки, текстовые поля и пр. элементы для конструирования форм.




Теперь давайте подумаем, на каком примере мы будем изучать VBA. Недавно мне потребовалось красиво оформить прайс-лист, выглядевший, как таблица. Идём в гугл, набираем «прайс-лист» и качаем любой, который оформлен примерно так (не сочтите за рекламу, пожалуйста):


То есть требуется, чтобы было как минимум две группы, по которым можно объединить товары (в нашем случае это будут Тип и Производитель — в таком порядке). Для того, чтобы предложенный мною алгоритм работал корректно, отсортируйте товары так, чтобы товары из одной группы стояли подряд (сначала по Типу, потом по Производителю).

Результат, которого хотим добиться, выглядит примерно так:


Разумеется, если смотреть прайс только на компьютере, то можно добавить фильтры и будет гораздо удобнее искать нужный товар. Однако мы хотим научится кодить и задача вполне подходящая, не так ли?

Malmo: основная идея

Фреймворк Malmo был создан совместными усилиями нескольких исследователей, главной целью которых было адаптировать интересный мир к экспериментам в области искусственного интеллекта. Алгоритмов ИИ по-прежнему относительно мало, и все они имеют огромный потенциал для более детального изучения и усовершенствования. Мне очень нравится, что Microsoft создает дополнительную мотивацию к изучению неизведанного.

Технические моменты

Установка
Несмотря на четкое следование инструкции, вы можете столкнуться с целым рядом проблем в процессе установки. Мои проблемы в основном были связаны с тем, что некоторые компоненты у меня уже были поставлены, но версия отличалась. Все проблемы лечатся с помощью всем известного сайта.

Поддержка ОС и языков программирования
Несмотря на смелое заявление о поддержке всех трех популярных ОС, мне показалось, что тестирование было как следует проведено лишь для ОС Windows. Победив проблемы с установкой, ваша головная боль на ОС Windows обещает закончиться. На Linux проблемы, скорее всего, продолжатся, так как поднятый сервер периодически падает, не сообщая причин. Если вы продолжите мои эксперименты – обязательно пишите в комментарях о вашем опыте.

Кодим

Для начала требуется создать кнопку, при нажатии на которую будет вызываться наша програма. Кнопки находятся в панели «Разработчик» и появляются по кнопке «Вставить». Вам нужен компонент формы «Кнопка». Нажали, поставили на любое место в листе. Далее, если не появилось окно назначения макроса, надо нажать правой кнопкой и выбрать пункт «Назначить макрос». Назовём его FormatPrice. Важно, чтобы перед именем макроса ничего не было — иначе он создастся в отдельном модуле, а не в пространстве имен книги. В этому случае вам будет недоступно быстрое обращение к выделенному листу. Нажимаем кнопку «Новый».



И вот мы в среде разработки VB. Также её можно вызвать из контекстного меню командой «Исходный текст»/«View code».



Перед вами окно с заглушкой процедуры. Можете его развернуть. Код должен выглядеть примерно так:

Напишем Hello World:

Sub FormatPrice()
MsgBox "Hello World!"
End Sub

И запустим либо щелкнув по кнопке (предварительно сняв с неё выделение), либо клавишей F5 прямо из редактора.

Тут, пожалуй, следует отвлечься на небольшой ликбез по поводу синтаксиса VB. Кто его знает — может смело пропустить этот раздел до конца. Основное отличие Visual Basic от Pascal/C/Java в том, что команды разделяются не ;, а переносом строки или двоеточием (:), если очень хочется написать несколько команд в одну строку. Чтобы понять основные правила синтаксиса, приведу абстрактный код.

Примеры синтаксиса

' Процедура. Ничего не возвращает
' Перегрузка в VBA отсутствует
Sub foo(a As String , b As String )
' Exit Sub ' Это значит "выйти из процедуры"
MsgBox a + ";" + b
End Sub

' Функция. Вовращает Integer
Function LengthSqr(x As Integer , y As Integer ) As Integer
' Exit Function
LengthSqr = x * x + y * y
End Function

Sub FormatPrice()
Dim s1 As String , s2 As String
s1 = "str1"
s2 = "str2"
If s1 <> s2 Then
foo "123" , "456" ' Скобки при вызове процедур запрещены
End If

Dim res As sTRING ' Регистр в VB не важен. Впрочем, редактор Вас поправит
Dim i As Integer
' Цикл всегда состоит из нескольких строк
For i = 1 To 10
res = res + CStr(i) ' Конвертация чего угодно в String
If i = 5 Then Exit For
Next i

Dim x As Double
x = Val( "1.234" ) ' Парсинг чисел
x = x + 10
MsgBox x

On Error Resume Next ' Обработка ошибок - игнорировать все ошибки
x = 5 / 0
MsgBox x

On Error GoTo Err ' При ошибке перейти к метке Err
x = 5 / 0
MsgBox "OK!"
GoTo ne

ne:
On Error GoTo 0 ' Отключаем обработку ошибок

' Циклы бывает, какие захотите
Do While True
Exit Do

Loop 'While True
Do 'Until False
Exit Do
Loop Until False
' А вот при вызове функций, от которых хотим получить значение, скобки нужны.
' Val также умеет возвращать Integer
Select Case LengthSqr(Len( "abc" ), Val( "4" ))
Case 24
MsgBox "0"
Case 25
MsgBox "1"
Case 26
MsgBox "2"
End Select

' Двухмерный массив.
' Можно также менять размеры командой ReDim (Preserve) - см. google
Dim arr(1 to 10, 5 to 6) As Integer
arr(1, 6) = 8

Dim coll As New Collection
Dim coll2 As Collection
coll.Add "item" , "key"
Set coll2 = coll ' Все присваивания объектов должны производится командой Set
MsgBox coll2( "key" )
Set coll2 = New Collection
MsgBox coll2.Count
End Sub

Грабли-1. При копировании кода из IDE (в английском Excel) есь текст конвертируется в 1252 Latin-1. Поэтому, если хотите сохранить русские комментарии — надо сохранить крокозябры как Latin-1, а потом открыть в 1251.

Грабли-2. Т.к. VB позволяет использовать необъявленные переменные, я всегда в начале кода (перед всеми процедурами) ставлю строчку Option Explicit. Эта директива запрещает интерпретатору заводить переменные самостоятельно.

Грабли-3. Глобальные переменные можно объявлять только до первой функции/процедуры. Локальные — в любом месте процедуры/функции.

Еще немного дополнительных функций, которые могут пригодится: InPos, Mid, Trim, LBound, UBound. Также ответы на все вопросы по поводу работы функций/их параметров можно получить в MSDN.

Надеюсь, что этого Вам хватит, чтобы не пугаться кода и самостоятельно написать какое-нибудь домашнее задание по информатике. По ходу поста я буду ненавязчиво знакомить Вас с новыми конструкциями.

Работа с диапазонами ячеек

Вся работа в Excel VBA производится с диапазонами ячеек. Они создаются функцией Range и возвращают объект типа Range. У него есть всё необходимое для работы с данными и/или оформлением. Кстати сказать, свойство Cells листа — это тоже Range.

Примеры работы с Range

Sheets( "result" ).Activate
Dim r As Range
Set r = Range( "A1" )
r.Value = "123"
Set r = Range( "A3,A5" )
r.Font.Color = vbRed
r.Value = "456"
Set r = Range( "A6:A7" )
r.Value = "=A1+A3"

Теперь давайте поймем алгоритм работы нашего кода. Итак, у каждой строчки листа data, начиная со второй, есть некоторые данные, которые нас не интересуют (ID, название и цена) и есть две вложенные группы, к которым она принадлежит (тип и производитель). Более того, эти строки отсортированы. Пока мы забудем про пропуски перед началом новой группы — так будет проще. Я предлагаю такой алгоритм:

  1. Считали группы из очередной строки.
  2. Пробегаемся по всем группам в порядке приоритета (вначале более крупные)
    1. Если текущая группа не совпадает, вызываем процедуру AddGroup(i, name), где i — номер группы (от номера текущей до максимума), name — её имя. Несколько вызовов необходимы, чтобы создать не только наш заголовок, но и всё более мелкие.

    Для упрощения работы рекомендую определить следующие функции-сокращения:

    Function GetCol(Col As Integer ) As String
    GetCol = Chr(Asc( "A" ) + Col)
    End Function

    Function GetCellS(Sheet As String , Col As Integer , Row As Integer ) As Range
    Set GetCellS = Sheets(Sheet).Range(GetCol(Col) + CStr(Row))
    End Function

    Function GetCell(Col As Integer , Row As Integer ) As Range
    Set GetCell = Range(GetCol(Col) + CStr(Row))
    End Function

    Далее определим глобальную переменную «текущая строчка»: Dim CurRow As Integer. В начале процедуры её следует сделать равной единице. Еще нам потребуется переменная-«текущая строка в data», массив с именами групп текущей предыдущей строк. Потом можно написать цикл «пока первая ячейка в строке непуста».

    Глобальные переменные

    Option Explicit ' про эту строчку я уже рассказывал
    Dim CurRow As Integer
    Const GroupsCount As Integer = 2
    Const DataCount As Integer = 3

    FormatPrice

    Sub FormatPrice()
    Dim I As Integer ' строка в data
    CurRow = 1
    Dim Groups(1 To GroupsCount) As String
    Dim PrGroups(1 To GroupsCount) As String

    Sheets( "data" ).Activate
    I = 2
    Do While True
    If GetCell(0, I).Value = "" Then Exit Do
    ' .
    I = I + 1
    Loop
    End Sub

    Теперь надо заполнить массив Groups:

    На месте многоточия

    Dim I2 As Integer
    For I2 = 1 To GroupsCount
    Groups(I2) = GetCell(I2, I)
    Next I2
    ' .
    For I2 = 1 To GroupsCount ' VB не умеет копировать массивы
    PrGroups(I2) = Groups(I2)
    Next I2
    I = I + 1

    И создать заголовки:

    На месте многоточия в предыдущем куске

    For I2 = 1 To GroupsCount
    If Groups(I2) <> PrGroups(I2) Then
    Dim I3 As Integer
    For I3 = I2 To GroupsCount
    AddHeader I3, Groups(I3)
    Next I3
    Exit For
    End If
    Next I2

    Не забудем про процедуру AddHeader:

    Перед FormatPrice

    Sub AddHeader(Ty As Integer , Name As String )
    GetCellS( "result" , 1, CurRow).Value = Name
    CurRow = CurRow + 1
    End Sub

    Теперь надо перенести всякую информацию в result

    For I2 = 0 To DataCount - 1
    GetCellS( "result" , I2, CurRow).Value = GetCell(I2, I)
    Next I2

    Подогнать столбцы по ширине и выбрать лист result для показа результата

    После цикла в конце FormatPrice

    Sheets( "Result" ).Activate
    Columns.AutoFit

    Всё. Можно любоваться первой версией.


    Некрасиво, но похоже. Давайте разбираться с форматированием. Сначала изменим процедуру AddHeader:

    Sub AddHeader(Ty As Integer , Name As String )
    Sheets( "result" ).Range( "A" + CStr(CurRow) + ":C" + CStr(CurRow)).Merge
    ' Чтобы не заводить переменную и не писать каждый раз длинный вызов
    ' можно воспользоваться блоком With
    With GetCellS( "result" , 0, CurRow)
    .Value = Name
    .Font.Italic = True
    .Font.Name = "Cambria"
    Select Case Ty
    Case 1 ' Тип
    .Font.Bold = True
    .Font.Size = 16
    Case 2 ' Производитель
    .Font.Size = 12
    End Select
    .HorizontalAlignment = xlCenter
    End With
    CurRow = CurRow + 1
    End Sub


    Осталось только сделать границы. Тут уже нам требуется работать со всеми объединёнными ячейками, иначе бордюр будет только у одной:


    Поэтому чуть-чуть меняем код с добавлением стиля границ:

    Sub AddHeader(Ty As Integer , Name As String )
    With Sheets( "result" ).Range( "A" + CStr(CurRow) + ":C" + CStr(CurRow))
    .Merge
    .Value = Name
    .Font.Italic = True
    .Font.Name = "Cambria"
    .HorizontalAlignment = xlCenter

    Select Case Ty
    Case 1 ' Тип
    .Font.Bold = True
    .Font.Size = 16
    .Borders(xlTop).Weight = xlThick
    Case 2 ' Производитель
    .Font.Size = 12
    .Borders(xlTop).Weight = xlMedium
    End Select
    .Borders(xlBottom).Weight = xlMedium ' По убыванию: xlThick, xlMedium, xlThin, xlHairline
    End With
    CurRow = CurRow + 1
    End Sub


    Осталось лишь добится пропусков перед началом новой группы. Это легко:

    В начале FormatPrice

    Dim I As Integer ' строка в data
    CurRow = 0 ' чтобы не было пропуска в самом начале
    Dim Groups(1 To GroupsCount) As String

    В цикле расстановки заголовков

    If Groups(I2) <> PrGroups(I2) Then
    CurRow = CurRow + 1
    Dim I3 As Integer


    В точности то, что и хотели.

    Надеюсь, что эта статья помогла вам немного освоится с программированием для Excel на VBA. Домашнее задание — добавить заголовки "ID, Название, Цена" в результат. Подсказка: CurRow = 0 CurRow = 1.

    Спасибо за внимание.

    Буду рад конструктивной критике в комментариях.

    UPD2: На самом деле, при вызове процедуры с одним параметром скобки можно поставить. Либо использовать конструкцию Call Foo(«bar», 1, 2, 3) — тут скобки нужны постоянно.

    Кодим много и под Excel

    В этой части мы уже начнём кодить нечто, что умеет работать с нашими листами в Excel. Для начала создадим отдельный лист с именем result (лист с данными назовём data). Теперь, наверное, нужно этот лист очистить от того, что на нём есть. Также мы «выделим» лист с данными, чтобы каждый раз не писать длинное обращение к массиву с листами.

    Sub FormatPrice()
    Sheets( "result" ).Cells.Clear
    Sheets( "data" ).Activate
    End Sub

    Как играть программировать в Malmo

    Основной процесс выглядит следующим образом: в одном окошке вам необходимо поднять сервер и клиента. Для этого есть скрипт ./Minecraft/launchClient.* . После того, как сервер поднялся, в другом окне вы можете запустить код с основной логикой для управления персонажем. Как узнать, что сервер поднялся? Все крайне логично: вы увидите запущенный экземпляр Minecraft с начальным меню внутри, а в терминале будет гордо красоваться надпись Building 95% .

    Вы можете запустить сколько угодно экземпляров launchClient . В таком случае первый запущенный экземпляр будет являться сервером, а также клиентом, представляющим из себя одного персонажа. Все последующие экземпляры будут подключаться к уже поднятому серверу, добавляя дополнительного персонажа в мир.

    Логику для каждого из человечков вы можете реализовать в коде, а также можно управлять персонажем самостоятельно всем знакомыми клавишами AWSD.

    Кроме сервака с клиентом и файла с логикой, мы также имеем xml файл с описанием начального состояния мира. Авторы не настаивают на его существовании, и в своих примерах они часто кладут его в строку и хранят в коде, но, на мой взгляд, удобнее сразу сделать его отдельным файлом, добавляя нужные куски по мере необходимости.

    Авторы позаботились о нас и сделали внушительное число примеров, добавив к ним описание.

    Мой совет: не пытайтесь начинать с нуля, возьмите за базу первый пример. В нем ничего не происходит, мы просто создаем самый простой плоский мир и присоединяемся к персонажу. В цикле while в конце вы можете по своему усмотрению добавить экшена в происходящее. Например, напишите там:


    И насладитесь первыми шагами своего героя. Учтите, что по умолчанию используется т.н. ContinuousMovementCommands. Воспринимайте отдаваемые персонажу команды как изменение положения рычага. Говоря "move 1" , вы сделаете не один шаг. Вы будете бежать, пока не дадите команду "move 0" . Такой код на практике не сдвинет человечка с места:


    Команды выполнятся за считанные доли секунды. Не забывайте вставлять периодические строчки "time.sleep(X)" . Я уверена, что вы знаете, где брать информацию об остальных командах (хотя, по моему опыту, проще по диагонали просмотреть туториал и затем искать нужное в исходниках).

    В xml файле вы можете задать режим игры:


    Задайте начальное время, позицию персонажа, кастомизируйте мир: сделайте его плоским или приближенным к реальности.

    Вот этот код нарисует вам Пакмана, который поедает шарики и уходит в радужный кратер:



    Наконец, в xml можно добавить необходимые координаты для добавления обзора персонажу:


    По умолчанию у нас нет возможности осмотреться и получить информацию о ближайших блоках. Тем не менее, мы можем сказать, что хотим знать, что находится вокруг нас. Учтите, что в этом случае нам нужно использовать относительные координаты, отсчитываемые от кубика с ногами героя. В результате выполнения подобной строчки:


    Мы получим массив со строками. Каждая строка – это текстовое представление типа одного из кубиков.


    Таким образом можно создать ИИ, который исследует мир, ищет что-либо и не умирает по глупым причинам. Простейший вариант без использования машинного обучения я реализовала тут.

    Фичи для ИИ

    Конечно же, первое, что мне захотелось увидеть для реализации алгоритмов ИИ в malmo – это возможность двигаться дискретно. В вопросе ИИ и так хватает сложностей, и не хочется добавлять ко всему прочему постоянную корректировку направления и скорости движения.
    Включаем нужное в xml так:


    К сожалению, этого будет недостаточно. Чтобы двигаться дискретно, ваше начальное положение должно быть строго в центре кубика:


    Целые координаты поставят вас в пересечение кубов, персонаж откажется двигаться с места, никаких предупреждений и ошибок вы не увидите. В туториале об этом также не предупреждают. Я потратила около 4 часов, чтобы осознать суть проблемы и сделать координаты x и z половинчатыми. (y отвечает за высоту и не играет роли в данной истории).

    Кроме этого, исследователи добавили несколько приятных фич для решения задачи обучения с подкреплением (Reinforcement Learning). Алгоритмы этого типа подразумевают постоянное награждение или наказание искусственного интеллекта за те или иные действия. Разработчики продумали этот момент и добавили возможность прописать эти действия/события в xml, избавив код от постоянных одинаковых проверок. Вы также можете задать окончание игры по наступлению некоторого события:


    Например, тут мы постоянно чуть-чуть наказываем персонажа за каждый шаг, не увенчавшийся победой; сильно награждаем за победу и наказываем за смерть; наконец, завершаем раунд в случае смерти или выигрыша.


    Minecraft: моя предыстория

    Я познакомилась с игрушкой, будучи уже студенткой. Это не помешало мне в тот же день отложить все свои личные, рабочие и академические цели, и целиком уйти в кубическую вселенную. Отпустило меня тогда только через месяц, но до сих пор я с радостью захожу иногда побегать часок по любимому миру.

    Для меня Minecraft стал продолжением любимой игрушки детства – Lego, исправив ее главный недостаток: постоянную нехватку деталей. Аналог Lego с безлимитными деталями, что может быть лучше.

    Хочется особо отметить отсутствие жестокости в этой игре. Вы можете убить зомби или разбежавшись, прыгнуть со скалы. Никто не спорит. Но отсутствие крови очень радует, так же как и милая визуализация зарождения новой жизни.


    У Minecraft очень размытое понятие финальной цели. Конечно, вы можете прокачаться и убить дракона, с гордостью сказав, что вы прошли игру. Но так никто не делает. Основной кайф мира Minecraft в том, что каждый раз в нем можно придумать свою личную цель: исследовать мир и найти пещеру с тайниками, построить дом своей мечты, изучить основы электричества или зайти на сервер вместе с другом и делать друг другу всевозможные ловушки. Отсутствие цели в игре – на мой взгляд, главное ее преимущество. Minecraft дает огромный простор для творчества, при этом почти не ставит ограничений.

    Изучая сабж, я случайно узнала, что мир Minecraft не ограничивается игрой, мерчем, летсплеями и фан артами. В игре снимают целые сериалы, и – неожиданно – они являются довольно популярными. На мой взгляд, это забавно.

    Меня очень обрадовала новость о наличии open source фреймворка для программирования в мире Minecraft. Я твердо уверена, что в будущем в подавляющем числе профессий могут понадобиться базовые навыки программирования. Фреймворк на базе любимой игрушки, на мой взгляд, отличный способ показать ребенку захватывающий мир программирования.

    Расцвет и упадок Visual Basic

    Моя влюблённость была искренней. Ещё в детстве я учился программировать на языке BASIC. Но не просто на BASIC. Я начинал с потрясающей среды Microsoft под названием QuickBASIC на древней операционной системе DOS. Я всё ещё помню, как набирал белый текст на её бодром голубом фоне.


    Для программирования в 1988 году QuickBASIC был волшебной штукой. Можно было писать код без громоздких номеров строк, отлавливать синтаксические ошибки в процессе набора и запускать программы прямиком из среды разработки без необходимости возни с командной строкой. Закончив программу, можно было делиться ею со своими друзьями при помощи вот этих ребят:


    В наши дни QuickBASIC остался лишь ещё одной диковинкой из далёкого прошлого. Хотя так ли это? Новаторский проект под названием QB64 создал современную реплику QuickBASIC. Он запускается на Windows, MacOS и Linux, и не требует эмулятора. При запуске программы в QB64 среда выполняет хитрый трюк — сначала она транслирует код на BASIC в C++, а затем компилирует его.

    Классический VB и эра Visual

    QuickBASIC был впечатляющей средой для далёких дней текстовых компьютерных систем. Но всё изменилось, когда Microsoft выпустила Windows и погрузила пользователей PC в графический мир кнопок и кликов. Одновременно с выпуском компанией Microsoft Windows 3.0 (первой версии, которая добилась истинного успеха), был выпущен Visual Basic 1.0.

    Это было нечто совершенно новое. Пользователь мог создавать кнопки для программ, рисуя их на поверхности окна, как на холсте художника. Чтобы заставить кнопку выполнять какое-то действие, достаточно было дважды щёлкнуть на неё в среде разработки и написать код. И код писался не на загадочном C++ с кучами классов, сложным управлением памятью и непонятными вызовами Windows API. Вы как цивилизованный человек писали код на дружелюбно выглядящем VB.


    Все эти графические примочки впечатляли, но настоящим секретом успеха VB была его практичность. Попросту не было ни одного другого инструмента, в котором разработчик мог бы набросать полный интерфейс и приступить к кодингу так же быстро, как в VB. И хотя историки любят порассуждать о визуальной части Visual Basic, его неподражаемое умение не имело ничего общего с графическими виджетами. VB стал знаменитым благодаря легендарной функции edit-and-continue, позволявшей разработчикам запускать программы, находить ошибки, исправлять их и продолжать работать с новым кодом. Это разительно отличалось от почти всех остальных известных человечеству сред программирования, вынуждавших разработчиков компилировать работу заново и после каждого изменения начинать снова.

    Оригинальный Visual Basic процветал примерно десяток лет. Возникнув как дружественная среда для новичков, он превратился в инструмент, имеющий достаточно возможностей и для серьёзных программистов. К моменту выпуска VB 6 — последней версии классического Visual Basic, в мире по приблизительным подсчётам было в десять раз больше кодеров на VB, чем на суровом C++. И они не просто создавали макеты игрушечных приложений. Visual Basic проложил себе дорогу в офисы компаний и даже в Интернет при помощи ASP (Active Server Pages) — ещё одной чудовищно популярной технологии. Благодаря ей вы могли создавать веб-страницы, способные общаться с компонентами VB, связываться с базами данных и писать HTML на лету.

    Всё это происходило практически без структуры, если только вы не решали создать её самостоятельно. Это было неписанное правило Visual Basic — он давал вам свободу, о которой вы потом пожалеете.

    Проблема классического VB

    Во многих кругах классический VB имел плохую репутацию. Фанатики ООП часто жаловались, что VB недостаёт поддержки наследования. (Это была странная жалоба, ведь наследование часто является отличным способом для неопытных разработчиков выстрелить себе в ногу — именно этой особенности VB не требовалось.) На самом деле, классический VB не имел склонности к объектно-ориентированности. К концу своей жизни он уже поддерживал интерфейсы, полиморфизм и библиотеки классов. Всё это было позаимствовано из COM — фундаментальной части технологии компонентов, «прошитой» в каждой версии Windows.

    Настоящая проблема классического VB заключалась в том, что он был слишком успешным. Он настолько эффективно снижал барьеры для новых программистов, что в нём мог работать практически кто угодно. Беззаботные новички, усталые сотрудники компаний и студенты решали проблемы, которые на любой другой платформе представляли бы гораздо большую сложность, и повсюду развешивали спагетти-код.

    Другими словами, поскольку VB был достаточно лёгок в использовании, даже если вы не учились на программиста, его применяло множество людей, которые не учились быть программистами. И VB не делал ничего, чтобы помешать укоренению их плохих привычек.

    Перенесёмся вперёд, в 2002 год: Microsoft занимается тем, что лучше всего получается у Microsoft — разрушает собственную экосистему разработчиков, вводя совершенно новый способ работы.

    На этот раз проектом было масштабное изменение архитектуры COM — компонентной технологии, служившей опорой Windows (а косвенно и классическому VB). Это была ставка «ва-банк» для компании-мегалита, уже совершавшего несколько раз такие рискованные перемены.


    Единственная проблема заключалась в том, что для реализации всех этих функций Microsoft пришлось избавиться почти от всего классического VB.


    Ещё одно важное изменение: больше никакой функции edit-and-continue.

    Разработчики любят жаловаться, а разработчики на VB особенно этим известны. Почти сразу же группа влиятельных разработчиков на VB окрестила новую среду программирования Microsoft именем VB.Fred, чтобы подчеркнуть тот факт, что этот новый язык не является Visual Basic.

    Что обрекло Visual Basic на гибель

    Современное состояние Visual Basic

    В области веб-разработки Microsoft смотрит в пустоту упущенных возможностей. Кого бы не соблазнила версия VB, столь же простая в работе, как VB 6, но ещё и способная компилироваться в JavaScript и комбинироваться с дизайнером форм HTML? Да, новые Google Maps в таком инструменте не создашь, но он мог бы возродить привлекательность Visual Basic, позволив бизнес-разработчикам, студентам и любителям создавать простые онлайн-приложения без необходимости пользоваться громоздким JavaScript. Вместо этого Microsoft создала продукт на основе VB под названием LightSwitch, исчезнувший со смертью браузерного плагина Silverlight. Если Microsoft начнёт создавать ещё один продукт класса «кодинг для широких масс», то это скорее всего будет управляемый шаблонами инструмент с небольшим количеством кода наподобие PowerApps.

    Visual Basic и раньше грозили разные опасности. Но на этот раз, похоже, всё по-другому. Кажется, солнце для одного из самых популярных в мире языков программирования на самом деле закатывается. Если это правда, то Visual Basic не будет постепенно исчезать на протяжении десятилетий. Он станет ещё одним легаси-продуктом, недооценённым инструментом без любви пользователей и будущего. Потеряли ли мы что-то особенное, или просто избавили от мучений устаревшую технологию — решать вам.

    Malmo Challenge: история и результаты

    Кроме самого фреймворка, Microsoft также проводил соревнование на базе платформы, названной Malmo Challenge. Оно было призвано побудить ученых и исследователей к работе над коллаборативными алгоритмами. Конкурс стартовал примерно полгода назад, а результаты появились 5 июня.

    Суть челленджа в следующем: у нас есть плоский мир, забор сложной формы, внутри загона бегает хрюшка и ходит 2 человека. Наша задача – создать ИИ для одного из персонажей, которых сможет взаимодействовать со вторым, чтобы вместе они загнали хрюшку в замкнутое пространство. Второй персонаж может вести себя рандомно, может управляться человеком, другим ИИ, это может быть даже второй экземпляр вашего собственного ИИ.


    При этом, вы можете получить максимальное число очков, поймав хрюшку, или же получить небольшое число очков, прыгнув в лужу сбоку. Вы не получите ничего, если ваш напарник решит прыгнуть в лужу, отказавшись от взаимодействия с вами.

    Эта задача в общем виде называется Охота на оленя. Она была сформулирована еще в 18 веке Жан Жаком Руссо. Несмотря на внушительный возраст проблемы, до сих пор неясно, какой алгоритм наиболее эффективно решает поставленную задачу.

    Я рада поделиться с вами результатами соревнования. Меня очень удивило распределение мест в турнирной таблице.

    Первое место занял проект команды из Великобритании. Авторы трезво оценили сильный недостаток времени, поняли, что они вряд ли успеют адаптировать для задачи сложные существующие алгоритмы. Они выбрали Байесовский вывод для определения типа напарника, а также Марковские цепи для непосредственного игрового процесса. И победили.

    Участники, занявшие второе место, решили взять самые сложные из существующих решений, они использовали DNN, Reinforcement learning, DQN, A3C model… И это все не помогло им обойти Байеса и Марковские цепи.

    Подытожим статью мыслью о том, что нужно быть проще.

    Видео с моим рассказом о Malmo на встрече Петербургского Python митапа уже появилось на моем канале на Youtube. Там также есть записи других моих лекций и прочая болтовня про IT.

    Программируем в мире Minecraft

    Хабр, привет! Пока все обсуждают ИИ в мире Pacman, мы начнем делать свой ИИ в Minecraft с фреймворком Malmo от Microsoft Research. Pacman у нас тоже появится. Если вы любите кубический мир, или вам хотелось бы начать изучать искусственный интеллект, или у вас есть дети, с которыми вы не можете найти общие увлечения, или же вас просто заинтересовала тема – прошу под кат.




    В этой статье я постараюсь затронуть несколько тем:

    • Выскажу свое мнение о помешательстве детей на кубической игрушке
    • Расскажу об основной идее Malmo
    • Покажу несколько примеров с кодом и дам понимание, куда можно идти дальше
    • Расскажу об идее и результатах Malmo Challenge

    Malmo: вывод

    Авторы фреймворка подарили нам потрясающую возможность погрузиться в любимый мир с другой стороны. Malmo пока что находится в бете, во многих ситуациях он… заставляет совершенствовать свои навыки в troubleshooting. Тем не менее, его плюсы перевешивают все его минусы, а тот факт того, что исходники лежат в открытом доступе на github, позволяет нам самостоятельно доделать нужное место или создать issue для исправления критических багов.

    Авторы проекта по понятным для меня причинам не упоминают ни в одной из статей возможность обучать детей на основе фреймворка: ребенок вряд ли справится с борьбой с мелкими, но частыми багами. Тем не менее, я уверена, что если родитель поможет своему ребенку и будет программировать вместе с ним, это даст отличные результаты и позволит вам провести время с пользой.

    Читайте также: