Варкрафт почему воюют орда и альянс

Обновлено: 18.05.2024

Пользователь Reddit seinera рассуждает о конфликте во вселенной Warcraft. Антон Астафуров перевёл объемный и интересный материал.

Когда речь заходит о вечном конфликте Альянса и Орды, дискуссия обычно сводится к обвинению той или иной стороны. Мол, «они первые начали». Но несмотря на разные взгляды, есть два неоспоримых факта: ни одна из сторон не является однозначно плохой. Ни в одной из фракций нет негативных персонажей, совершающих плохие поступки только из злых побуждений. И обе стороны могут на какое-то время оставить разногласия, чтобы дать отпор общему, более серьезному врагу. Эти два факта меняют саму суть вопроса — если ни одна из сторон не является «плохой», и обе фракции могут действовать сообща, выстраивать товарищеские отношения и понимать друг друга, почему они продолжают воевать? Ответ кроется в экономической и политической структуре этих фракций, а также в их поведении.Приход Первой Орды в Азерот был нечто большим, чем планом Пылающего Легиона. Помимо демонических заговоров, Ордой двигали два основных мотива: родной мир орков Дренор погибал. Население страдало от нехватки жизненно необходимых ресурсов. Ко всему прочему oрки страдали от внутренних конфликтов — нужен был внешний враг, против которого можно было бы объединиться. Орда сильно изменилась с тех пор, но эти две особенности никуда не делись. Сейчас Орда представляет собой фракцию, страдающую от хронической нищеты и социальных волнений. Этому есть несколько причин:

  • Орда обосновалась на засушливых и обделенных ресурсами землях. Они либо крайне неплодородны, либо отравлены Плетью и/или биохимическим оружием.
  • Значительную часть населения Орды составляют народы охотников и собирателей — они не привыкли заниматься сельским хозяйством. Именно сельское хозяйство является основой выживания и развития общества, потому что оно решает важнейшую и самую базовую проблему всех живых существ — продовольственную безопасность. Обработка земли позволяет обществу надежно производить еду в гораздо большем количестве, в относительно охраняемых районах с необходимостью конкурировать с другими хищниками. В плане производства пищи сельское хозяйство использует земельные ресурсы гораздо эффективнее, а также позволяет сохранить избыток на время кризиса или нехватки. Большинству населения Орды эта базовая вещь недоступна.
  • Вместе с и без того неплодородными землями это ведет к тому, что большая часть Орды живет под постоянной угрозой голода. У них ограниченный контроль над запасами пищи. Даже если выдался урожайный год, нет гарантий, что следующий год будет удачным, и даже те, у кого дела идут лучше обычного, не защищены. Все это создает постоянный страх перед голодом — вполне реальную и основную причину страха смерти. Затем этот страх превращается в ненависть и гнев, разжигает социальные беспорядки и ведет к нестабильной политической атмосфере.

Эти проблемы могут быть решены масштабными реформами с учетом культуры и традиций народов Орды, а также возрождением окружающей среды и превращением безжизненных ордынских земель в пригодную для возделывания почву. Но такие фундаментальные изменения условий жизни очень дорого стоят и требуют значительного политического капитала, которого ордынские лидеры просто-напросто не имеют. Их силы и контроля хватает разве что на то, чтобы оставаться у руля фракции, и ничего больше:

Недостаток силы ограничивает возможности лидеров Орды. Они не могут найти реального выхода из серьезных проблем: вместо этого они опускаются до популистской риторики, чтобы укрепить контроль и развернуть возмущение общества в другую сторону, зачастую в сторону Альянса. Однако у этого есть и обратный эффект — на ордынских лидеров с целью развязывания войны против Альянса оказывается огромное общественное давление.Пока что только Траллу удалось заслужить наибольшего доверия общества среди всех лидеров Орды. Он единственный попробовал изменить сами устои жизни внутри Орды, и поплатился за это. Он также попытался превратить Степи в более пригодную для возделывания землю, но для ощутимой отдачи потребовалось слишком много времени. В результате, когда сразу после нордскольской кампании ударил Катаклизм, уже и без того малые запасы Орды сократились еще сильнее. В этот момент Тралл столкнулся с реальной угрозой восстания, и был вынужден отойти в сторону. Эта ситуация создала опасный прецедент, показывающий, что долгосрочные планы и вызовы, затрагивающие образ жизни Орды, являются политическим суицидом. Казалось, вместо этого лучше делать ставку на кратковременный курс, обещания славы, богатства и победы в завоеваниях. Этот подход использовал Гаррош, а после него, похоже, использует и Сильвана — с надеждой на то, что в этот раз завоевание увенчается успехом и фактически решит экономические проблемы, с которыми столкнулась Орда. Однако, исторические факты говорят, что это вряд ли произойдет:

  • Война — дорогостоящее занятие. Орда уже страдает от нехватки необходимых товаров, и военные действия это только усугубят.
  • Ордынский принцип ведения войны зачастую разоряет земли, на которых ведутся военные действия. Это уменьшает выгоду, которую они в итоге получают. Выжигание лесов, бомбардировка Гнилью, мана-бомбардировки — все это в большинстве случаев делает землю непригодной для обитания, обращая все выгоды в ноль.
  • Даже когда Орда одерживает краткосрочные победы, их системные недостатки не позволяют использовать захваченную землю эффективно.
  • Чем дольше идет война, тем сильнее эффект она оказывает на ее участников — как в плане ресурсов, так и в плане психики. Орда, будучи фракцией, раздираемой изнутри внутренними конфликтами и нехваткой ресурсов, разобщается во время долгих конфликтов. Ее участники идут друг против друга, сводя на нет все военные усилия.
  • С большим количеством затрат и со сравнительно небольшой выгодой, под конец войны население Орды выматывается. Эта усталость приводит к короткому периоду мира и спокойствия, за который общество выстраивается заново. Тем не менее, проблемы, из-за которых начинались эти самые войны, остался нерешенными — это приводит к разладу внутри общества, возмущению и замыканию круга.

Даже если бы Орда правила всем Азеротом, она все равно бы столкнулась с повсеместным голодом и внутренними распрями. Проблемы Орды лежат внутри нее, также как и их решение, но необходимой для решительных действий политической воли пока не нашлось.С другой стороны у нас есть Альянс. Проблемы, с которыми он сталкивается, в корне отличаются от проблем Орды, но он играет не меньшую роль в этой бесконечной череде межфракционных войн. Если Орда — это сторона, развязывающая войны, то Альянс — сторона, неспособная сохранить мир.

Со стороны общественных институтов Альянс настолько стабилен, насколько вообще понятие стабильности возможно в Азероте:

  • Династия Риннов правила Штормградом на протяжении веков и пользуется популярностью среди населения.
  • Пророк Велен — бесспорный религиозный и политический лидер дренеев, который недавно смог обеспечить победу над Пылающим Легионом.
  • Гелбин Меггакрут правит гномами на протяжении десятилетий, и народ сам его избрал.
  • Совет Трех Молотов может быть новой и шаткой структурой, но каждый лидер в отдельности и их контроль над своими кланами не вызывает сомнений.
  • Тиранда Шепот Ветра правит ночными эльфами уже больше 10 000 лет — она провела несколько мировых и межпростраственных войн, победив в каждой из них. Ее политическая сила настолько велика, что она смогла провести несколько фундаментальных реформ в чрезвычайно консервативном обществе ночных эльфов за последние 10 лет. У нее практически нет конкурентов, если не считать личную вендетту от Майев Песнь Теней.
  • Позицию Генна Седогрива можно назвать слабой из-за гражданской войны, которая закончилась 5 лет назад. Тем не менее, в ее результате повстанцы примкнули к Седогриву, а его кандидатуру поддерживают как Штормград, так и Дарнас.

С экономической точки зрения среднестатистический гражданин Альянса живет лучше, чем аналогичный гражданин Орды. Земли, контролируемые Альянсом, в основном представляют из себя пышные леса и плодородные поля. Практически все нации Альянса занимаются сельским хозяйством, обеспечивая стабильные запасы еды и защиту ресурсов. С помощью магии представители синей фракции могут использовать землю крайне эффективно и сохранять ее на протяжении долгого времени — это помогает добиться необходимой стабильности. Нищета Западного Края показывает, что не все так прекрасно, но даже потеряв свой самый хлебный регион, ни Штормград, ни Альянс не испытывают каких-либо чрезмерных последствий. Но при всем своем богатстве, при всей политической стабильности, Альянс практически не имеет рычагов мягкой силы:

  • Шрамы прошлого висят тяжелой ношей на расах Альянса. Процветает недоверие и даже открытая неприязнь Орды, поэтому Альянс не желает протягивать руку помощи другой стороне, хоть в долгосрочной перспективе это может принести большую пользу.
  • Альянс — военный союз независимых государств. Ему не хватает единства и координации во всех политических процессах, кроме войны. Неспособность выдвинуть единые условия в торговле и других аспектах международных отношений приводит к рассеиванию силы. Зачастую эта сила используется в совершенно ненужных целях.
  • Недостаток координации вместе с нежеланием изменений приводит к тому, что время мира для Альянса — время бездействия. Бездействие означает, что они не могут повлиять на Орду и на ее политику в любом проявлении: в результате все решения принимаются Ордой.
  • Так как все решения принимаются Ордой, Альянс проигрывает в инициативе при каждом конфликте. Из-за нехватки сплоченности и воли, он вынужден принимать реактивную позицию и вступать в войну неподготовленным. В результате все богатство Альянса используется для того, чтобы угнаться за Ордой, обнуляя все преимущества, которые Альянс имел на бумаге.
  • Используя свое богатство для того, чтобы не проиграть в войне, Альянс не может положить решительный конец конфликтам. Когда военные действия заканчиваются, Альянс пытается восстановиться и возвращается назад в состояние бездействия. Будучи не в силах и не желая помочь Орде решить ее хронические проблемы, Альянс теряет возможность решить проблему войны фракций на корню, продолжая трагический цикл.

Будучи правителем Терамора, Джайна Праудмур пыталась использовать мягкую силу, чтобы установить прочный мир между Альянсом и Ордой. Ее город был открыт для ордынского транспорта, торговцев и других невоенных граждан Орды. Джайна выступала посредником между калимдорской Ордой и ночными эльфами, тем самым помогая Орде заключать торговые сделки, необходимые для выживания. Она втайне финансировала Бейна Кровавое Копыто, чтобы обеспечить и стабилизировать тауренов. Она выступала в качестве гаранта между двумя фракциями, сохраняя торговые отношения между Ордой и ночными эльфами, а вместе с этим — и мирный договор. Тем не менее, ее усилий было недостаточно, так как она была единственным человеком, кто делал эти шаги. До сих пор ни один из лидеров Альянса ни на шаг не приблизился к такому уровню сотрудничества.

Учитывая все вышесказанное, можно разработать «дорожную карту» для установления прочного мира между Альянсом и Ордой:

Мы не можем быть уверены в том, будут ли эта стратегия соблюдена. Андуин Ринн — известный сторонник мира, и Верховный Король Альянса в его лице мог бы разорвать этот порочный круг в Battle for Azeroth. Или же, напротив, ситуация обострится до такой степени, что разрушительная магия и оружие приведет к опасности взаимного уничтожения. Это приведет к тупиковой ситуации, в которой обе стороны будут тратить свои ресурсы на поддержание ненасытных боевых машин. Либо одна сторона побеждает, уничтожая другую и оставляя Азерот в руинах. Либо они повторяют то, что уже было после всех прошедших войн, возвращаются к тем же привычкам, таят обиды и разочарования, пока не придет время столкнуться вновь. Будем наблюдать.TL;DR: Отсутствие социальных институтов, доступных Альянсу, вместе с бедными землями и системными недостатками обрекают Орду и ее население на хроническую бедность, что вызывает постоянные недовольства внутри фракции. Цепляясь за власть, лидеры Орды используют популистскую и обвинительную риторику в адрес Альянса, что в конце концов приводит к войнам под давлением общественности.Альянс не желает помогать Орде с ее экономическими проблемами и способен координировать свои действия только в период войны. Богатство Альянса практически бесполезно в мирное время. Как только разгорается война, средства Альянса тратятся на сохранение уже имеющихся ресурсов, хотя они могли бы быть потрачены и на предотвращение этой самой войны. В конце войны Альянс истощается, не желая и не имя возможности помогать Орде. Таким образом, цикл продолжается.

Геополитика фракционных войн: почему Орда и Альянс постоянно конфликтуют?

Пользователь Reddit seinera рассуждает о конфликте во вселенной Warcraft. Антон Астафуров перевёл объемный и интересный материал.

Когда речь заходит о вечном конфликте Альянса и Орды, дискуссия обычно сводится к обвинению той или иной стороны. Мол, «они первые начали». Но несмотря на разные взгляды, есть два неоспоримых факта: ни одна из сторон не является однозначно плохой. Ни в одной из фракций нет негативных персонажей, совершающих плохие поступки только из злых побуждений. И обе стороны могут на какое-то время оставить разногласия, чтобы дать отпор общему, более серьезному врагу. Эти два факта меняют саму суть вопроса — если ни одна из сторон не является «плохой», и обе фракции могут действовать сообща, выстраивать товарищеские отношения и понимать друг друга, почему они продолжают воевать? Ответ кроется в экономической и политической структуре этих фракций, а также в их поведении.Приход Первой Орды в Азерот был нечто большим, чем планом Пылающего Легиона. Помимо демонических заговоров, Ордой двигали два основных мотива: родной мир орков Дренор погибал. Население страдало от нехватки жизненно необходимых ресурсов. Ко всему прочему oрки страдали от внутренних конфликтов — нужен был внешний враг, против которого можно было бы объединиться. Орда сильно изменилась с тех пор, но эти две особенности никуда не делись. Сейчас Орда представляет собой фракцию, страдающую от хронической нищеты и социальных волнений. Этому есть несколько причин:

  • Орда обосновалась на засушливых и обделенных ресурсами землях. Они либо крайне неплодородны, либо отравлены Плетью и/или биохимическим оружием.
  • Значительную часть населения Орды составляют народы охотников и собирателей — они не привыкли заниматься сельским хозяйством. Именно сельское хозяйство является основой выживания и развития общества, потому что оно решает важнейшую и самую базовую проблему всех живых существ — продовольственную безопасность. Обработка земли позволяет обществу надежно производить еду в гораздо большем количестве, в относительно охраняемых районах с необходимостью конкурировать с другими хищниками. В плане производства пищи сельское хозяйство использует земельные ресурсы гораздо эффективнее, а также позволяет сохранить избыток на время кризиса или нехватки. Большинству населения Орды эта базовая вещь недоступна.
  • Вместе с и без того неплодородными землями это ведет к тому, что большая часть Орды живет под постоянной угрозой голода. У них ограниченный контроль над запасами пищи. Даже если выдался урожайный год, нет гарантий, что следующий год будет удачным, и даже те, у кого дела идут лучше обычного, не защищены. Все это создает постоянный страх перед голодом — вполне реальную и основную причину страха смерти. Затем этот страх превращается в ненависть и гнев, разжигает социальные беспорядки и ведет к нестабильной политической атмосфере.

Эти проблемы могут быть решены масштабными реформами с учетом культуры и традиций народов Орды, а также возрождением окружающей среды и превращением безжизненных ордынских земель в пригодную для возделывания почву. Но такие фундаментальные изменения условий жизни очень дорого стоят и требуют значительного политического капитала, которого ордынские лидеры просто-напросто не имеют. Их силы и контроля хватает разве что на то, чтобы оставаться у руля фракции, и ничего больше:

Недостаток силы ограничивает возможности лидеров Орды. Они не могут найти реального выхода из серьезных проблем: вместо этого они опускаются до популистской риторики, чтобы укрепить контроль и развернуть возмущение общества в другую сторону, зачастую в сторону Альянса. Однако у этого есть и обратный эффект — на ордынских лидеров с целью развязывания войны против Альянса оказывается огромное общественное давление.Пока что только Траллу удалось заслужить наибольшего доверия общества среди всех лидеров Орды. Он единственный попробовал изменить сами устои жизни внутри Орды, и поплатился за это. Он также попытался превратить Степи в более пригодную для возделывания землю, но для ощутимой отдачи потребовалось слишком много времени. В результате, когда сразу после нордскольской кампании ударил Катаклизм, уже и без того малые запасы Орды сократились еще сильнее. В этот момент Тралл столкнулся с реальной угрозой восстания, и был вынужден отойти в сторону. Эта ситуация создала опасный прецедент, показывающий, что долгосрочные планы и вызовы, затрагивающие образ жизни Орды, являются политическим суицидом. Казалось, вместо этого лучше делать ставку на кратковременный курс, обещания славы, богатства и победы в завоеваниях. Этот подход использовал Гаррош, а после него, похоже, использует и Сильвана — с надеждой на то, что в этот раз завоевание увенчается успехом и фактически решит экономические проблемы, с которыми столкнулась Орда. Однако, исторические факты говорят, что это вряд ли произойдет:

  • Война — дорогостоящее занятие. Орда уже страдает от нехватки необходимых товаров, и военные действия это только усугубят.
  • Ордынский принцип ведения войны зачастую разоряет земли, на которых ведутся военные действия. Это уменьшает выгоду, которую они в итоге получают. Выжигание лесов, бомбардировка Гнилью, мана-бомбардировки — все это в большинстве случаев делает землю непригодной для обитания, обращая все выгоды в ноль.
  • Даже когда Орда одерживает краткосрочные победы, их системные недостатки не позволяют использовать захваченную землю эффективно.
  • Чем дольше идет война, тем сильнее эффект она оказывает на ее участников — как в плане ресурсов, так и в плане психики. Орда, будучи фракцией, раздираемой изнутри внутренними конфликтами и нехваткой ресурсов, разобщается во время долгих конфликтов. Ее участники идут друг против друга, сводя на нет все военные усилия.
  • С большим количеством затрат и со сравнительно небольшой выгодой, под конец войны население Орды выматывается. Эта усталость приводит к короткому периоду мира и спокойствия, за который общество выстраивается заново. Тем не менее, проблемы, из-за которых начинались эти самые войны, остался нерешенными — это приводит к разладу внутри общества, возмущению и замыканию круга.

Даже если бы Орда правила всем Азеротом, она все равно бы столкнулась с повсеместным голодом и внутренними распрями. Проблемы Орды лежат внутри нее, также как и их решение, но необходимой для решительных действий политической воли пока не нашлось.С другой стороны у нас есть Альянс. Проблемы, с которыми он сталкивается, в корне отличаются от проблем Орды, но он играет не меньшую роль в этой бесконечной череде межфракционных войн. Если Орда — это сторона, развязывающая войны, то Альянс — сторона, неспособная сохранить мир.

Со стороны общественных институтов Альянс настолько стабилен, насколько вообще понятие стабильности возможно в Азероте:

  • Династия Риннов правила Штормградом на протяжении веков и пользуется популярностью среди населения.
  • Пророк Велен — бесспорный религиозный и политический лидер дренеев, который недавно смог обеспечить победу над Пылающим Легионом.
  • Гелбин Меггакрут правит гномами на протяжении десятилетий, и народ сам его избрал.
  • Совет Трех Молотов может быть новой и шаткой структурой, но каждый лидер в отдельности и их контроль над своими кланами не вызывает сомнений.
  • Тиранда Шепот Ветра правит ночными эльфами уже больше 10 000 лет — она провела несколько мировых и межпростраственных войн, победив в каждой из них. Ее политическая сила настолько велика, что она смогла провести несколько фундаментальных реформ в чрезвычайно консервативном обществе ночных эльфов за последние 10 лет. У нее практически нет конкурентов, если не считать личную вендетту от Майев Песнь Теней.
  • Позицию Генна Седогрива можно назвать слабой из-за гражданской войны, которая закончилась 5 лет назад. Тем не менее, в ее результате повстанцы примкнули к Седогриву, а его кандидатуру поддерживают как Штормград, так и Дарнас.

С экономической точки зрения среднестатистический гражданин Альянса живет лучше, чем аналогичный гражданин Орды. Земли, контролируемые Альянсом, в основном представляют из себя пышные леса и плодородные поля. Практически все нации Альянса занимаются сельским хозяйством, обеспечивая стабильные запасы еды и защиту ресурсов. С помощью магии представители синей фракции могут использовать землю крайне эффективно и сохранять ее на протяжении долгого времени — это помогает добиться необходимой стабильности. Нищета Западного Края показывает, что не все так прекрасно, но даже потеряв свой самый хлебный регион, ни Штормград, ни Альянс не испытывают каких-либо чрезмерных последствий. Но при всем своем богатстве, при всей политической стабильности, Альянс практически не имеет рычагов мягкой силы:

  • Шрамы прошлого висят тяжелой ношей на расах Альянса. Процветает недоверие и даже открытая неприязнь Орды, поэтому Альянс не желает протягивать руку помощи другой стороне, хоть в долгосрочной перспективе это может принести большую пользу.
  • Альянс — военный союз независимых государств. Ему не хватает единства и координации во всех политических процессах, кроме войны. Неспособность выдвинуть единые условия в торговле и других аспектах международных отношений приводит к рассеиванию силы. Зачастую эта сила используется в совершенно ненужных целях.
  • Недостаток координации вместе с нежеланием изменений приводит к тому, что время мира для Альянса — время бездействия. Бездействие означает, что они не могут повлиять на Орду и на ее политику в любом проявлении: в результате все решения принимаются Ордой.
  • Так как все решения принимаются Ордой, Альянс проигрывает в инициативе при каждом конфликте. Из-за нехватки сплоченности и воли, он вынужден принимать реактивную позицию и вступать в войну неподготовленным. В результате все богатство Альянса используется для того, чтобы угнаться за Ордой, обнуляя все преимущества, которые Альянс имел на бумаге.
  • Используя свое богатство для того, чтобы не проиграть в войне, Альянс не может положить решительный конец конфликтам. Когда военные действия заканчиваются, Альянс пытается восстановиться и возвращается назад в состояние бездействия. Будучи не в силах и не желая помочь Орде решить ее хронические проблемы, Альянс теряет возможность решить проблему войны фракций на корню, продолжая трагический цикл.

Будучи правителем Терамора, Джайна Праудмур пыталась использовать мягкую силу, чтобы установить прочный мир между Альянсом и Ордой. Ее город был открыт для ордынского транспорта, торговцев и других невоенных граждан Орды. Джайна выступала посредником между калимдорской Ордой и ночными эльфами, тем самым помогая Орде заключать торговые сделки, необходимые для выживания. Она втайне финансировала Бейна Кровавое Копыто, чтобы обеспечить и стабилизировать тауренов. Она выступала в качестве гаранта между двумя фракциями, сохраняя торговые отношения между Ордой и ночными эльфами, а вместе с этим — и мирный договор. Тем не менее, ее усилий было недостаточно, так как она была единственным человеком, кто делал эти шаги. До сих пор ни один из лидеров Альянса ни на шаг не приблизился к такому уровню сотрудничества.

Учитывая все вышесказанное, можно разработать «дорожную карту» для установления прочного мира между Альянсом и Ордой:

Мы не можем быть уверены в том, будут ли эта стратегия соблюдена. Андуин Ринн — известный сторонник мира, и Верховный Король Альянса в его лице мог бы разорвать этот порочный круг в Battle for Azeroth. Или же, напротив, ситуация обострится до такой степени, что разрушительная магия и оружие приведет к опасности взаимного уничтожения. Это приведет к тупиковой ситуации, в которой обе стороны будут тратить свои ресурсы на поддержание ненасытных боевых машин. Либо одна сторона побеждает, уничтожая другую и оставляя Азерот в руинах. Либо они повторяют то, что уже было после всех прошедших войн, возвращаются к тем же привычкам, таят обиды и разочарования, пока не придет время столкнуться вновь. Будем наблюдать.TL;DR: Отсутствие социальных институтов, доступных Альянсу, вместе с бедными землями и системными недостатками обрекают Орду и ее население на хроническую бедность, что вызывает постоянные недовольства внутри фракции. Цепляясь за власть, лидеры Орды используют популистскую и обвинительную риторику в адрес Альянса, что в конце концов приводит к войнам под давлением общественности.Альянс не желает помогать Орде с ее экономическими проблемами и способен координировать свои действия только в период войны. Богатство Альянса практически бесполезно в мирное время. Как только разгорается война, средства Альянса тратятся на сохранение уже имеющихся ресурсов, хотя они могли бы быть потрачены и на предотвращение этой самой войны. В конце войны Альянс истощается, не желая и не имя возможности помогать Орде. Таким образом, цикл продолжается.

Источники: "Хроники", том 2, "Кольцо Ненависти", "Раскол: Прелюдия к Катаклизму", "Волчье сердце", "Приливы войны", World of Warcraft (игры и комиксы), "Before the Storm" (превью), Battle for Azeroth Alpha и датамайн.

Альянс vs. Орда: История легендарного конфликта

Таков мир «Варкрафта»! Стоит главному боссу дополнения отъехать — старые союзы рушатся, а люди с орками вспоминают, что никакого мира между ними быть не может. Но так было не всегда. Если с «Битвой» вы впервые прикоснетесь к «ВоВу», я вам искренне завидую, но в то же самое время только я вам расскажу, с чего же на самом деле началась бесконечная война Орды и Альянса, красных и синих, людей и орков.

Почти сорок лет прошло с открытия Темного портала — события, которое поставило крест на спокойной жизни в Азероте. В тот день орда кровожадных монстров, именуемых орками, хлынула из магических врат, сотканных тайной магией демонов, с одной целью — уничтожить родной мир эльфов, тауренов, троллей и десятков других разумных рас. В подобном контексте может показаться, что сами орки — истинные антагонисты, и не будь их, все в Азероте сразу бы наладилось. Но с самого освоения он был обречен погрязнуть в бесконечных войнах: лорды-элементали в древнюю эпоху разрывали земли этого мира на части в своей войне за власть, древние боги пытались заразить планету своей скверной, демоны устраивали пылающие походы, племена троллей проводили свои темные ритуалы и призывали ужасных богов из других миров. Этот мир никогда не был обителью гармонии и доброты. И не удивительно, что, когда орки вторглись сюда, им смогли дать отпор.

Увы, даже среди людей, которые, казалось бы, в обороне, были и те, кто строил козни против собратьев. Таким человеком был Медив — величайший из колдунов, чей разум затуманил предводитель армии демонов по имени Саргерас. Он пробрался в разум волшебника, когда тот был еще в лоне матери, и с годами влияние демона крепло. Именно Медив открыл на Азероте портал, который «призвал» орков в наш мир. При этом сами орки были только марионетками. Им обещали новый дом взамен старой умирающей планеты Дренор, а вместо этого демоны поработили их и создали из кочевников, некогда почитающих охоту и духов стихий, слепых кровожадных монстров.

Но были среди них и те, кто все же чтил понятия чести и достоинства. Именно они в конечном счете и дадут жизнь новой Орде — Орде Оргрима Молота рока. Пускай война орков и людей не закончилась, по крайней мере с гибелью предыдущих вождей и самого Медива закончилось и темное демоническое правление. Именно тогда мы и увидели истинный облик Орды — потерянные измученные души в чужом мире, потерявшие родные земли. Они были словно беспризорники, озлобленные на весь мир беспризорники. Люди же видели в них лишь угрозу, особенно после того, когда одна из их главных столиц — Штормград (тот самый, да) — пала, ее король был предательски убит полуорчихой Гароной, которую тот считал своим другом и осведомителем. Народ королевства бежал в далекие северные земли — в Лордерон, где и столкнулся с настоящей игрой престолов: соседствующие государства не хотели делиться провизией и армией из-за страха перед врагом, все чаще правители сталкивались с предательством со стороны некогда звавшихся братьями по оружию.

Андуин Лотар — гордо прозванный львом — генерал армии людей и лучший друг короля Штормграда, пал от рук нового вождя Орды. Но вместо побега с поля боя, армия сплотилась еще сильнее, а ее стяг понес паладин по имени Туралион. Он пленил Оргрима и оттеснил орков от Черной горы до Темного портала. Там и случилось финальное сражение, где портал был разрушен, а чернокнижник со своими прихвостнями бежал за море, к гробнице своего повелителя Саргераса, где и погиб от рук демонов.

Шли годы, Оргрим уступил место вождя молодому шаману Траллу, а стычки зеленокожих и людей стали не всегда заканчиваться боем, но тревожные вести с севера и загадочные видения шаманов намекали на скорое возвращение старых знакомых — демонов Пылающего легиона.

К Траллу явился сам Медив и пригрозил полным вымиранием, если тот не отправится со своими орками на далекие берега Калимдора на другом конце света. Там, по словам колдуна, его ждали старые союзники и профессиональные убийцы демонов (помните про двух супербратьев Иллидана и Малфуриона?). И если Орду уговорить на такой отчаянный шаг удалось, то Альянс лишь отвел нос — он просто не верил, что кроме орков у них еще могут быть враги.

В тот момент люди осознали, что по одиночке они — ничто, им не победить Орду во второй раз, если та нагрянет. Так родился Альянс — содружество людских королевств — который все еще страдал от периодических нападений кланов орков, но немноголетнее затишье в реалиях «Варкрафта» можно было назвать мирным временем.

Параллельно с этим молодой принц Артас Менетил вместе со своим наставником Утером Светоносным и возлюбленной Джайной Праудмур преследовал загадочных культистов, ответственных за вспышки эпидемии в соседних регионах. Ему даже пришлось пойти на отчаянный шаг и вырезать целый город Стратхольм, чтобы не дать разойтись заразе. Этот поворотный момент в истории Альянса навсегда останется в памяти как день позора. Да принц оказался откровенно слаб и его алчность дала о себе знать, — оказалось, что все это время он вел охоту вовсе не на культистов, а на демонов, которые буквально вложили ему в руки проклятый клинок Ледяную скорбь. Он убил своего наставника Утера и отца Теренаса Менетила — короля Лордерона, девушка его бросила, а класс паладина он предательски сменил на рыцаря смерти.

И так, с гибелью короля, Лордерон надолго погрузился во тьму. Джайна же встретила Медива, который так же направил ее на Калимдор. Там она встретила Орду Тралла и Грома Адского крика. И только благодаря Медиву они не перебили друг друга. И так, из заклятых врагов, орки и люди стали временными союзниками перед лицом Пылающего легиона, а Джайна и Тралл — друзьями.

Казалось бы, вместе победили демонов и не один раз, выручали друг друга в самоубийственных миссиях, что могло пойти не так? На самом деле, порой авторы «Варкрафта» допускали весьма сомнительные для фанатов шаги только для того, чтобы сильнее разжечь конфликт между фракциями. Например, Джайна молча смотрела на то, как орки убивают ее отца только потому, что он отказался идти с ними на мировую. Ну да, они ведь убили и его старшего сына. «Почему ты меня не послушал?», — последние слова погибающему отцу от любимой дочери. Подробнее смотрите в «Ликах войны» — свежей серии роликов Blizzard к старту «Битвы за Азерот».

Сколько бы не объединялись Альянс с Ордой, всегда какая-то мелочь им мешала. Кажется, в такие моменты у них просто отключаются головы, и они не могут спокойно сесть за стол переговоров. За это и любим мы «Варкрафт», уж слишком много вокруг доброты, теплоты и ласки. А вот чтобы топор в череп вогнать, потому что Заг-Заг, — увы, смелости уже не хватает.

Почему Альянс и Орда враждуют?

Альянс и Орда, красные и синие, люди и орки. Что может быть извечней и постоянней их вражды в мире WarCraft? Казалось, что непримиримые антагонисты придуманы только для того, чтобы противостоять друг другу, сокращать излишне расплодившиеся расы конкурентов и служить сдерживающм фактором друг для друга. «На самом деле это не так», — скажут фанаты вселенной. WarCraft известен обширным и проработанным лором, а история знает примеры перемирия между орками и людьми и даже времена, когда эти расы сражались на одной стороне. Это, несомненно, так, но не совсем.

Истоки вражды Орды и Альянса уходят к моменту первой встречи людей и зеленокожих воителей. Для начала, орки в Азероте — понаехавшие. Переселенцы из умирающего мира под названием Дренор. Причем наглые и беспардонные. Это объясняется воздействием скверны Пылающего Легиона, которой орки причастились совместными усилиями Гул’дана и Кил’джадэна.

Проклятие демонов не добавило позитива и миролюбия без того непростому и воинственному характеру зеленокожих. Поэтому первое, что они сделали, появившись на Азероте, — напали на людей. Причем замахнулись на святое: в результате Первой войны было стерто с лица земли королевство Штормград. Люди вынуждены были бежать на Лордерон, а короля Ллейна вероломно убила женщина-полуорк Гарона, которую монарх считал союзником. Таких вещей человечество не прощает даже в фэнтезийных мирах. Стало ясно: или мы, или они.

Тут для поклонников Орды стоит отметить, что орки вовсе не невинные овечки, попавшие под влияние демонов и оттого свернувшие на неправильную дорожку. У них еще с «мирной» жизни на Дреноре правил культ силы и целый сонм сложных и запутанных понятий чести, доблести и отваги. Они не могли жить без войны. Если бы не их извечная вражда с Альянсом, кланы зеленокожих успешно сокращали бы популяцию себе подобных в междоусобицах или драках, возникших на пустом месте из-за того, что кто-то задел чью-то гордость. Поэтому война Орде нужна просто как принцип существования.

Таким образом, уже с первой встречи между орками и людьми установилась стойкая неприязнь. Помимо вражды двух рас, большую роль в перманентной войне сыграла ограниченность зеленокожих в ресурсах. Оттесненные на каменистые пустоши Калимдора и запертые там орки вынуждены совершать набеги на более благополучных соседей, чтобы банально выжить. Со временем зеленокожие собрали под знамена Орды тауренов, огров, троллей, Отрекшихся и эльфов крови. Среди всех фракций и рас только таурены вошли в нее из-за духовной близости с орками. Остальные влились, преследуя собственные цели по принципу «дружим против». Яркий пример — тролли, яростно ненавидящие людей и эльфов. Оставшуюся часть Орды составляют народы, покоренные орочьей военной машиной или оставшиеся изгоями, нигде более не принятыми.

В отличие от Орды, Альянс собрал более сильные, техногенные и культурные фракции. Война не была их необходимостью, тут скорее сыграла роль ксенофобия, желание поставить зарвавшихся чужаков на место и жажда мести. Однако, несмотря на «цивилизованность», их коалиция мало отличается от солянки Орды. Более разношерстный и нелогичный союз людей, дренеев, гномов и всяческих эльфов сложно представить. При детальном рассмотрении, для объединения этих рас нельзя найти ни одной разумной причины, ни экономической, ни политической, ни географической. Поэтому можно сделать вывод: единственное, что держит Альянс — вражда с Ордой.

Таким образом получается, что Альянс и Орда не могут жить без войны друг с другом. И забывают о ней только перед лицом более сильного врага, который грозит гибелью всему мирозданию (как это было с приходом Архимонда). В противном случае, если орки и люди помирятся, случатся гораздо более страшные вещи, которые приведут к большим потерям с обеих сторон.

Зеленокожие заскучают, оголодают и начнут вырезать друг дружку. Активно поддерживать взаимоуничтожение орков станут тролли, которым вообще на всех начхать, а нужно проводить свои темные ритуалы. Этакие анархисты — бей орков слева, а Альянс справа. Через некоторое время про былые распри вспомнят огры и примутся делить с орками неприветливую, неплодородную и каменистую почву их новой родины. Таурены, связанные с орками клятвой, поначалу попытаются поддержать новых друзей, однако непонятно, за кого им воевать — орки-то будут грызться между собой. Поэтому они или отступят от таких союзников, или начнут вступаться за разные кланы и в итоге насмерть рассорятся между собой. А этого только и ждут кентавры — давние и естественные враги тауренов.

Таким образом, Орда пожрет сама себя в считанные десятилетия. Если не найдется сильного вождя, способного крепкой и твердой рукой объединить всю эту разношерстную публику под своими знаменами. Но, зная непростой характер орков, без внешней угрозы сделать это будет практически невозможно.

У Альянса дела обстоят схожим образом. Его минули проблемы, которые раздирают Орду, но это не значит, что у них все хорошо. Альянс — это фракция, которая по определению не сможет поддерживать мир. Это военный союз равноправных участников, не связанных отношениями «сюзерен–вассал». И, как следствие, здесь слишком много хитрых и ушлых политиков, которые будут перетягивать одеяло на себя. В первую очередь это связано с обилием царствующих особ в Альянсе. Тут и династия Риннов, и дренейский пророк Велен, и смутьян Генн Седогрив, и многомудрая эльфийка Тиранда со своей вечно интригующей соперницей Майев. А еще в стороне стоять не будут гномские кланы со своим интересом в противостоянии. И каждый захочет стать главным.

Таким образом, если лишить Альянс Орды (или наоборот), без сильного соперника эти фракции развалятся на мелкие комплектующие, которые тут же передерутся за власть и ресурсы. И в Азероте начнется такая война всех со всеми, что ее масштабу позавидует Пылающий Легион. Вселенная WarCraft уничтожит сама себя, плавно превращаясь в Warhammer. Однако пока Орда и Альянс стоят, в мире царит шаткий баланс, главная составляющая которого — война. Такой вот парадокс.

Читайте также: