В реальной жизни модель спроса и предложения может работать недостаточно хорошо потому что

Обновлено: 02.07.2024

Мне никогда не нравились объяснения экономических процессов на основании анализа кривых спроса и предложения.

Прежде всего потому, что в реальной жизни никто и никогда экспериментально не строил этих кривых. Может быть за редким исключением и по каким-нибудь биржевым товарам. Приведенные кривые вызывают кучу вопросов. Во-первых, цена на рынке не одна, а цена у каждой сделки своя. Во-вторых, товар на рынке не один, товаров много. Для примера можно попробовать представить спрос и предложение на рынке автомобилей. Не факт что средняя цена будет адекватно описывать ситуацию, ведь на разных сегментах рынка действуют разные правила поведения. Кроме того как оценить наклоны кривых? И где простите тут насыщение рынка? При любой цене сотовых телефонов, больше одного мне не понадобиться. Тогда что обозначает объем на приведенном графике? Как описать в терминах этой модели печально известный «пузырь на рынке»? Кроме того, за какой период осуществлены указанные продажи? Из графика не понятно. В общем, инструмент грубый, хотя справедливости ради, нужно отметить, что качественно, подход дает правильные ответы на многие вопросы.

Попробуем подробно разобраться, какие же механизмы задействованы в функционировании рынка.


Прежде всего, нужно договориться что «рынок» есть совокупность сделок купли-продажи по удовлетворению определенной потребности, группами однородных товаров, т.е. товаров, которые можно объединить по какому-либо существенному признаку. (Например: автомобили, сотовые телефоны, мясо и.т.д.)

Первостепенным определяющим фактором является спрос. Продавцов обычно не нужно уговаривать продать свой товар, они для этого существуют и готовы всегда если есть физическая возможность, тогда как покупатели должны созреть. Но именно решение покупателя означает сделку. На базаре покупатели торгуются, а в реальном мире магазинов – просто ищут цену дешевле.

Влияние на рынок со стороны покупателей.

У покупателей (конечных потребителей) есть потребности, которые по Маслову можно разделить на несколько групп:

· - Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

· - Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

· - Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, принадлежность к социальной группе.

· - Престижные: украшения себя и своего жилища, самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

· - Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.


Отметим, что на уровень потребления особенно сильно влияет стремление « подражать».

После того как покупатель осознал свою потребность (а зачастую, ему помогла осознать потребность реклама), на эту потребность начинают влияют различные оценки:

Происходит определение предельной цены. Если потребность будет удовлетворена, то это принесет покупателю «покупательское счастье». Эмоционально оценивается уровень «покупательского счастья» в общем удовлетворении от жизни. Кроме того производится оценка места «покупательского счастья» в общей пирамиде потребностей. Дальше происходит соотношение общего бюджета с расходами на данную потребность, в результате чего определяется предельная цена. Например, если мечта моей жизни – красный Феррари то для меня любая цена на Феррари является приемлемой. Однако поскольку мой остаточный бюджет (после покупки продуктов питания и выплат за жилье) недостаточен для достижения «покупательского счастья», я буду пока продолжать ездить на жигулях.

Кроме того выполняется анализ сравнения с субститутами. В нашем примере: Мазератти стоит столько-же.
А вот Пежо 207 можно купить дешевле, но Пежо как-то не хочется. Таким образом, происходит оценка и отбор вариантов цена/качество.

Это стратегические факторы, влияющие на покупателя. Есть еще тактические. Прежде всего, это доступность товара, что делает переживание возможного «покупательского счастья» острее, а следовательно увеличивает его относительную ценность. Я готов скорее переплатить некоторую сумму за машину сегодня, чем ждать ее еще месяц. И наоборот, трудоемкость в установке бытового кондиционера дома делает этот продукт недоступным, несмотря даже на приемлемую стоимость.

В результате взаимодействия вышеуказанных факторов покупатель выбирает для себя товар с приемлемым соотношением цена/качество, и на рынке происходит сделка.

Влияние на рынок со стороны продавцов.

Продавцы предоставляют на рынок весь спектр соотношения цена/качество. Имеет значение массовые продажи – т.е. такие продажи, прибыль, с которых сможет прокормить всю цепочку посредников и производителя. Фактически качество эквивалентно себестоимости. Поэтому продавцы будут стремиться продать менее качественный товар по более высокой цене (что в большей степени характерно для неконкурентного рынка) Постоянное падение качества можно было наблюдать в СССР. Неконкурентный рынок или «рынок продавца» - это ситуация когда весь товар продается и у продавца есть ощущение, что если есть неудовлетворенный спрос.

Конкурентный же рынок (или как его по-другому называют - «рынок продавца») наоборот уменьшает цену, улучшает качество.

Кроме того, продавцы на любом рынке фундаментально стремятся продать больше товаров и низкого и высокого качества, был бы спрос. Но конкурентный рынок увеличивает объемы продаж (раскручивает покупателя) более эффективно, чем неконкурентный.

Теперь представим себе, что в один прекрасный день на рынке появляются спекулянты либо иная одиозная группа людей, которые создают ажиотажный спрос на товар определенного качества. В результате цена взлетает, однако «покупательское счастье» данного товара высоко и нормальные покупатели продолжают покупать товар по высоким ценам (возможно в ущерб остальным товарам) в этом случае мы говорим «на рынке надулся пузырь». Если рыночный спектр цена/качество широкий, и есть товар низшего качества, то пузырь не надуется. Грубо говоря, если подорожают мерседесы, будем ездить на тойотах. Но если это рынок недвижимости эконом класса, то тут деваться некуда: пузырю – быть!

Почему же продавцы не снижают цену? Причина проста. Люди имеют свойство привыкать к уровню потребления и соответственно уровню дохода. Сказанное относится и к акционерам. Снижение цены за счет снижения прибыли может просто разрушить цепочку производителей и посредников.

Что такое предложение

Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Изменение величины предложения

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

  • Мгновенное — когда возрастает спрос, при этом производители не могут увеличить предложение. Тогда равновесие устанавливается через повышение цены до момента установления рыночного равновесия.
  • Краткосрочное — когда при повышении спроса предложение повышается через дополнительную загрузку производственных мощностей.
  • Долгосрочное — когда происходит расширение производственных мощностей или создаются новые предприятия по производству товара.

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Закон спроса и предложения


Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

График спроса

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Увеличение спроса

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Уменьшение спроса

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Изменение величины спроса

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

E = [(Q 1 - Q 2 )/[1/2 × (Q 1 + Q 2 )] ] / [ (P 2 - P 1 )/[1/2 × (P 1 + P 2 )] ]

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

E = ((270 - 300) / 285) / ((54 - 50) / 52) = -0,1052 / 0,07692 = -1,367

Читайте также: