В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости как

Обновлено: 29.06.2024

Как известно, наиболее ценными качествами обладает гармоничная личность, отличающаяся высокими адаптивными возможностями, способная прибегать к наиболее продуктивным копинг-стратегиям в сложных, стрессовых ситуациях, обеспечивая на должном уровне социальное и семейное функционирование. При этом в отличие от дисгармоничных личностных структур гармоничной личности не свойственны черты зависимости. Согласно толковому словарю русского языка, зависимость - подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы.

С 80-х годов прошлого столетия под аддиктологией понималась наука о зависимости от психоактивных веществ - алкоголя и наркотиков. Изучая «дерево зависимости», В. Д. Москаленко указывает, что в качестве «почвы» здесь рассматривается родительская семья, где рос и воспитывался субъект. Это наиболее очевидно при химических видах зависимости - алкогольной, наркотической. Такие семьи нередко проблемные, дисфункциональные.

«Корни» зависимостей погружены в «почву», насыщенную проявлениями насилия (физического, духовного, сексуального, эмоционального), что порождает переживания одиночества, страха, злости и глобально - стыда. При этом значимой составляющей является и наследственный вклад.

В качестве «ветвей» могут выступать алкоголь, наркотики, пища, люди (явление созависимости), азартные игры, секс, игры, религия.

В настоящее время аддиктологией рассматриваются также типы нехимической (поведенческой) аддикции:

  • азартные игры (гемблинг),
  • зависимость от компьютера (Интернета),
  • аддикция отношений,
  • сексуальная,
  • любовная,
  • избегания,
  • к утрате денег,
  • ургентная,
  • трудоголизм,
  • влечение к духовному поиску,
  • зависимость от веселого автовождения (синдром Тоада),
  • аддикция к еде (анорексия, булимия, переедание).

Зависимое поведение рассматривается как дезадаптивный способ взаимодействия с реальностью, как при химической, так и при поведенческой (нехимической) зависимости. Психологические признаки зависимости включают в себя обсессивно-компульсивные проявления в отношении предмета зависимости, уже на начальных этапах проявляется потеря контроля (количественного и ситуационного), используется отрицание как феномен психологической защиты. Физиологическая, или физическая, зависимость (термин применяется при зависимости от психоактивных веществ) означает толерантность и симптомы состояния отмены.

Критерии диагностики поведенческой аддикции:

  1. Побуждение (тяга) к контрпродуктивной поведенческой деятельности.
  2. Нарастающее напряжение, пока деятельность не будет завершена.
  3. Завершение данной деятельности немедленно, но ненадолго снимает напряжение.
  4. Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели (симптомы абстиненции).
  5. Уникальность внешних проявлений соответствующего синдрома аддикции.
  6. Определяемое внешними и внутренними (дисфория, тоска) проявлениями последующее существование.
  7. Гедонистический оттенок влечения на ранних стадиях аддикции.


Краткая характеристика некоторых нехимических форм зависимости

Патологическое влечение к азартным играм (pathological gambling) - одна из наиболее распространенных форм поведенческой зависимости. В настоящее время в США патологические игроки («проблемные гемблеры»), жизнь которых полностью находится во власти этой страсти, составляют 2-5% населения.

Наличие острых социальных и финансовых трудноразрешимых задач, распространенность противоправных действий и высокий суицидальный риск - основные проблемы, встающие перед патологическим гемблером.

Компьютерная или интернет-зависимость может формироваться с большей легкостью, чем предыдущая, так как компьютеризация охватила школьные и студенческие программы обучения, у многих имеются домашние компьютеры, распространены интернет-кафе и компьютерные клубы. Привлекают азартные игры, возникает пристрастие к виртуальным знакомствам, к посещению порносайтов, идет постоянный поиск информации (веб-серфинг), приводящий к перегрузке. Зависимость от компьютерных игр особенно легко формируется в детском возрасте. При этом ребенок утрачивает общение с реальными людьми, погружается в виртуальный, зачастую устрашающий мир, сживается с ним, «участвует» в сценах насилия, агрессивных действиях. Наблюдается дезадаптация с тревогой, депрессией, нарушение нормального развития ребенка, формирования личности. Тревога, усиливающаяся в отрыве от компьютера, в свою очередь усиливает формирование зависимости. Таким образом, происходит дегуманизация интернет-аддиктивной личности, в основе функционирования которой - аутодеструкция.

Аддикция отношений строится на определенном типе отношений в значимой для «зависимого» субъекта группе «по интересам»: постоянное хождение друг к другу, совместное времяпрепровождение, беспокойство при отсутствии таких встреч, навязчивое стремление возобновить их.

Сексуальной, любовной аддикции подвержены те, кто в детстве был лишен эмоционального тепла со стороны родителей, рос в эмоционально холодной, отталкивающей атмосфере. Компенсаторные фантазии рисуют образ избавителя от гнетущих душевных проблем. Смысл жизни любовного аддикта сводится к поиску объекта любви, стимулирует чувство сильной влюбленности. Однако подобное состояние не может длиться долго, поскольку основывается на чувствах высокой интенсивности. Для сексуальных аддикций характерна фиксация на сексуальных переживаниях, активности. Отношение к сексу носит сверхценный характер. Секс становится единственным источником удовольствия, когда хотя бы на короткое время отступает чувство одиночества, изолированности. С сексом отношения носят патологический характер: происходит вытеснение других интересов, здоровые интимные отношения не устанавливаются. Для сексуальных аддиктов характерно переживание комплекса неполноценности. Отмечается частая смена партнеров либо стремление к сексуальным перверсиям для достижения сексуального возбуждения и оргазма. Любовный аддикт останавливает свой выбор на человеке с признаками аддикта избегания. Любовному аддикту свойственно поведение, которое строится на страхе покинутости, привнесенном с детского возраста, когда родители неоднократно покидали его в детстве, общению с ребенком предпочитали работу, поездки, друзей. Любовный аддикт чувствует себя покинутым, когда партнер проявляет аддиктивное поведение на стороне. В результате у любовного аддикта превалируют отрицательные эмоции, чувство обиды, унижения, состояние психологического дискомфорта. Аддикта избегания не устраивают настойчивые попытки партнера навязать ему против желания любовные отношения.

Аддикция к утрате денег не позволяет аддикту рационально распоряжаться денежными средствами, планировать расходы. Наблюдается привычка немедленно расходовать деньги на приобретение ненужных предметов.

Созависимость рассматривается как зеркальное отражение зависимости и в то же время «отказ от себя». Созависимым присуща низкая самооценка; компульсивное (непреодолимое) желание контролировать жизнь других людей; желание заботиться о других, спасая их.

Ургентная аддикция - зависимость от постоянной нехватки времени. Осуществляется жесткий поминутный контроль времени, функционирование происходит на слишком большой скорости, что не сопровождается переживанием чувства комфорта. Работа может выполняться в любое, даже в праздничное время в ущерб своему личному времени. Теряется способность радоваться происходящему в настоящее время, получение желаемых удовольствий в будущем из-за откладывания их реализаций представляется проблематичным, поскольку находится под контролем обязанностей.

Трудоголизм (работоголизм) - вариант зависимого поведения, когда работа используется как средство бегства от реальности, заменяет любовь к семье, привязанность к друзьям, другие интересы. Трудоголик всегда работает больше, чем от него требуется. Работа не радует, а воспринимается как деятельность, постоянно вызывающая тревогу, состояние напряжения. В результате - деструктивность, проявляющаяся в злоупотреблении алкоголем, курении, в психосоматических расстройствах.

Влечение к духовному поиску особенно выражено у тех субъектов, которые с детства испытали на себе состояние эмоциональной и параллельно сенсорной депривации, воспитываясь в семье, где им не уделялось должного внимания. Отсюда заместительные фантазии, феномены психологической защиты в виде реакции компенсации и гиперкомпенсации. Нередко обладая личностными качествами неустойчивого типа, такие субъекты с подростково-юношеского возраста в силу неискушенности и доверчивости могут стать жертвой различных организаций деструктивного толка, в том числе псевдорелигиозных.

Психологические аспекты аддиктивного поведения:

  • Основная проблема любой аддикции - нарастание изоляции от межличностных контактов.
  • Аддикция - суррогат межличностных контактов: отношение к человеку как к неодушевленным вещам.
  • Аддикция формируется не на рациональном, когнитивном уровне, а на эмоциональном.
  • Фиксация (начало развития аддиктивного поведения) сопровождается эмоциональным подъемом (эйфория, психическая релаксация, ощущение «взлета», чувство беззаботности, усиление воображения), заменяет процесс вытеснения, влечет желание пережить повторно измененное состояние.
  • В процессе аддикции создается иллюзия контроля, комфорта, совершенствования, свободы.
  • Чувство стыда - центральное в динамике аддиктивного поведения.
  • Неудовлетворенная потребность - причина аддиктивности.
  • Социальная изоляция. Заместительные фантазии. «Кайф» в одиночку.
  • Страх патологизирования в одиночестве (наплыва аутистических переживаний, усиления воображения).
  • Недоверие к окружающим, подозрительность.
  • Иррациональное аддиктивное поведение - гарантированный способ получения удовольствия.
  • Ремиссия не устраняет аддиктивной системы ценностей: остается дискомфорт.
  • Аддиктивное поведение сопряжено с суицидальным.

На основании нашего клинического опыта наблюдения и обследования в Республиканской клинической психиатрической больнице и в амбулаторных условиях более 107 человек, находившихся под воздействием деструктивных культовых организаций, а также на основании оценки результатов исследований других авторов, мы заключаем, что в структуре психических расстройств под влиянием подобных нетрадиционных культовых организаций стержневым является феномен зависимости. Это находит отражение в зависимом расстройстве личности по современной 10-й версии Международной классификации болезней (МКБ-10). При этом наблюдаются общие критерии расстройств личности в когнитивной (познавательной), эмоциональной сферах, сфере влечений, затрагивающих межличностные отношения. Эти сферы поражаются вследствие применения в сектах отработанных интенсивных психотехнологий. При сформированном зависимом расстройстве личности сектант обнаруживает несостоятельность, беспомощность в решении любых, даже незначимых бытовых вопросов, полное подчинение своих потребностей «духовному учителю», отсутствие побуждений и критической оценки ситуации. Предоставленный сам себе, он ощущает беспомощность, растерянность, «пустоту», страх отказаться покинутым.

Феномен зависимости находит воплощение и в так называемых «плавающих», диссоциирующих состояниях с возвращением сектанта, почти порвавшего с сектой, по механизму триггера обратно к культовому образу жизни, что затрудняет выход из этих организаций.

На психотическом уровне наряду с другими описанными нами ранее расстройствами наблюдалась бредово-галлюцинаторная симптоматика с явлениями психического автоматизма (синдром Кандинского-Клерамбо). Больными «управляли», они «слышали голос» своего духовного наставника, который нередко заставлял уходить в мир иной, что приводило к попыткам самоубийства. В структуре болезненных переживаний отражалась информация, получаемая в культовых организациях.

Становлению феномена зависимости способствовало постоянное внушение в деструктивных сектах чувства вины, страха, необходимости искупать грехи за проступки прежних поколений, боязни близости (в том числе интимной), страха потери доверия, преследования и угрозы возмездия в случае ухода из деструктивных культов.

Нацеленные главарями культовых организаций, адепты, как роботы, могут совершать правонарушения. При этом они, например, заявляют, что «убили не они, а Бог Кришна». В подобных случаях при совершении «культистами» общественно опасных действий для определения степени их вины в процессе судебно-психиатрической экспертизы рассматриваются критерии патологической зависимости (от «духовных наставников»):

  • глубокая индуцированность религиозной идеей, охватывающей все личностные структуры реципиента;
  • наступление зависимости вследствие осознанной целенаправленной деятельности индуктора по вовлечению адептов в сферу своего влияния;
  • наличие преморбидных социально положительных черт, отсутствие агрессивности, жестокости, асоциальной направленности поступков до поступления в секту.

Наблюдения за динамикой психических и поведенческих расстройств у вовлеченных в культ в процессе формирования феномена зависимости позволили нам выделить следующие этапы:
I этап (до 6 месяцев систематического посещения деструктивного культа):

  • воодушевление;
  • нередко привлечение родителей;
  • систематические отлучки из дома (не менее 3 раз в неделю);
  • тенденция к сокрытию истинных целей этих уходов из дома;
  • усиленный интерес к «новой» информации в культе.

II этап (6 месяцев и более после систематического посещения деструктивного культа):

  • учащение встреч со сторонниками деструктивного культа под благовидным предлогом;
  • углубленное изучение «культистских» источников информации;
  • утрата интересов к учебе, работе;
  • прекращение в ряде случаев учебы, работы;
  • интенсивная работа «на культ», привнесение туда материальных благ;
  • совершение действий, противоречащих общепринятым нормам поведения;
  • изоляция от общения с членами семьи, друзьями за пределами культа;
  • уход из семьи;
  • разрушение собственной семьи, уход к партнеру из секты;
  • изоляция от средств массовой информации;
  • соблюдение внутреннего распорядка культа (в результате -психофизическое истощение);
  • усиление проявлений черт зависимости от «духовных наставников», инфантилизма;
  • приостановление творческого развития личности;
  • агрессивность в общении за пределами культа;
  • проявление психических расстройств.

III этап (в отдаленный период, после 2 лет):

  • зависимое расстройство личности;
  • хроническое изменение личности после пережитой катастрофы;
  • склонность к рецидивам психических расстройств.

Ломка всех жизненных стереотипов, отказ от накопленного опыта, коренной пересмотр отношений с близкими, крушение намеченных ранее перспектив - это глубокое потрясение, катастрофа, изменяющая весь дальнейший жизненный путь адепта деструктивного культа.

В последнее время наметилась тенденция к формированию зависимого поведения у слушателей так называемых «семинаров», использующих психотехнологии деструктивных культовых организаций. Организаторы подобных курсов нацелены лишь на получение прибыли. По словам пациентов, находившихся под нашим наблюдением в психиатрической клинике, эти занятия они посещали в так называемых «реабилитационных» центрах, школах «развития лидерских качеств», в группах «личностного роста» и тому подобных местах. Приводим два наблюдения.

Наблюдение 1-е. Н-ко В. Г., 1951 г.р. имеет среднее специальное образование. Работает ванщицей в гостинице. Замужем 2-й раз, имеет двоих детей от разных браков.

Состояние пациентки было квалифицировано как «острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении, ассоциированное со стрессом». После лечения антипсихотиками острая бредово-галлюцинаторная симптоматика купировалась. При выписке призналась, что в «организации» ей под страхом кары запретили сообщать какие-либо сведения.

Наблюдение 2-е. Б-ко Ю. В., 1974 г.р., старшая из двоих детей в семье, отец трагически погиб, мать тяжело больна. Не работает с декабря 2006 г. Образование среднее (окончила торговое училище), занималась в институте современных знаний, но оставила учебу. Разведена, дочери 14 лет. Рассталась с гражданским мужем около 1 мес. назад.

Начала посещать семинары в организации «Первый шаг» по личностному росту, где на фоне депривации сна и голодания проводилось мощное воздействие на психику. Прошла два уровня обучения, внесла большую сумму денег (более 600 евро). В последнее время расстроился сон, практически отказалась от приема пищи, «слышала голос» руководительницы курсов, дома совершала нелепые поступки, т.к. ею «управляли» (пыталась выбросить хорошие вещи, упаковав их в три мешка). Снизилось настроение, преследовало чувство вины, за то, что не приобрела «лидерских качеств». Доставлена в клинику друзьями.

Обе пациентки впервые в жизни оказались в психиатрическом стационаре. По их оценке: «жизнь не сложилась, не достигли того, чего заслуживали». Высокая престижная мотивация сочеталась с недооценкой реальных возможностей. Личности пациенток отличались истероидными чертами характера, инфантильностью, несамостоятельностью, склонностью к тревожному реагированию. В процессе формирования зависимого поведения наступила выраженная психическая дезадаптация. В настоящее время родственники и друзья пострадавших вместе с судебными инстанциями заняты привлечением к ответственности организаторов «обучающих семинаров».

Читайте также: